Шолохов на гоголевском бульваре. Необычные места и памятники


После семи долгих лет подходит к концу строительство «Келпи» (The Kelpies) – двух колоссальных лошадиных голов, спроектированных скульптором Энди Скоттом (Andy Scott), которые теперь возвышаются над каналом Форт-Клайд (Forth and Clyde Canal) в шотландском городе Фолкерк. Тридцатиметровые скульптуры задуманы как напоминание о важной роли лошадей в истории Шотландии.

Две скульптуры высотой с десятиэтажное здание каждая станут визуальной доминантой для эко-парка Хеликс (The Helix project) - почти трехсот гектаров леса, прогулочных маршрутов и велосипедных дорожек неподалеку от Эдинбурга.

Скульптуры получили название «Келпи» в честь мифических водяных духов, живущих в шотландских реках и горных озерах. По легенде Келпи способны превращаться в разных животных и в человека, но, чаще всего, принимают обличье черного коня, силой превосходящего десять обычных лошадей.


Четырехсоттонные Келпи построены из металлических конструкций, покрытых нержавеющей сталью, по текстуре слегка напоминающих пластины средневековых доспехов. Один из них ржет, напряженно выгибая длинную шею, второй – расслабленно смотрит перед собой сквозь полуопущенные веки.


На стадии разработки проекта Энди Скотт делал наброски с двух настоящих тяжеловозов породы Клейдесдаль, привезенных к нему в мастерскую из Глазго. По словам скульптора, эти лошади могут служить символом болезненной трансформации Глазго из места, существующего в основном за счет тяжелой и обрабатывающей промышленности, в город, прежде всего знаменитый своими садовыми фестивалями, праздничными ярмарками и развитой инфраструктурой. «Когда-то Глазго был рабочей лошадкой, а сейчас он просто холеный скаковой жеребец», - развивает метафору Скотт.


Келпи часто сравнивают со знаменитым «Ангелом Севера» Энтони Гормли, еще одной исполинской скульптурой в Гейтсхеде, но в отличие от более скромного по габаритам английского предшественника, скульптурная композиция Скотта будет не только радовать взоры туристов и местных жителей, но и нести практическую функцию, принимая участие в работе одного из судоходных шлюзов канала Форт-Клайд.

24 мая 2007 года на Гоголевском бульваре был торжественно открыт памятник Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Это - второй монумент автору "Тихого Дона": первый находится с 2002 года на Волжском бульваре. Писатель сидит в лодке на Дону, а по обе стороны от памятника установлены лошадиные головы, "плывущие" в разные стороны, символизируя "красных" и "белых" времен Гражданской войны.

Работа Александра Рукавишникова - это уже второй памятник Шолохову в Москве . Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.


Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт. Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади - именно с этой целью он и был покрыт бронзой. За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда. От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к скамье, выполненной из гранита. Именно так, по мнению Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Воскресенского, помогавшего «вписать» композицию в ландшафт, и олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».


Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.


Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно - из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.


Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

Работа Александра Рукавишникова — это уже второй памятник Шолохову в Москве. Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.

Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт.Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади — именно с этой целью он и был покрыт бронзой.


За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда.

Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.

Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно — из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.

Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

SPRATO. Текст - Инна Ефимова.

На Гоголевском бульваре относительно недавно, 24 мая 2007 г., был установлен памятник великому писателю Михаилу Шолохову. Автором является скульптор Александр Рукавишников. В Москве это уже второй монумент М. Шолохову - на Волжском бульваре в 2002 г. был установлен первый.

Памятник представляет собой бронзовую скульптурную композицию: писатель сидит на веслах в лодке, а сзади него - лошади. Они как бы расплываются в разные стороны. По задумке автора, это символизирует разделение на «белых» и «красных» в годы гражданской войны начала 20 века. Однако один жеребенок в растерянности: не знает, какое направление выбрать. По другой стороне бульвара находится скамья, на которой расположились барельефы с сюжетами гражданской войны. Символизм тот же – с разных сторон – красная и белая армии.

История создания

История создания памятника ведет свое начало еще с 80-х годов 20 в., когда был объявлен конкурс на проект памятника знаменитому писателю Михаилу Шолохову. Конкурс выиграл скульптор Иулиан Рукавишников. Он хотел, чтобы монумент установили на Зубовской площади. Однако проект был приостановлен. Лишь спустя 20 лет сын Иулиана Рукавишникова Александр возвратился к проекту своего отца, доработав его.

Идея установки второго памятника писателю в Москве была неоднозначно воспринята общественностью, которая посчитала неуместным его расположение. Дело в том, что М. Шолохов практически не жил в Москве, а Гоголевский бульвар москвичи привыкли связывать с классической литературой 19 века, а не 20-го, в котором творил писатель. Сторонники памятника объясняют такое его расположение тем, что недалеко находится дом 33 в Сивцевом Вражке переулке, где с 1963 года часто жил писатель, когда приезжал с Дона.

Монумент получился весьма необычным. Критики посчитали, что А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский максимально использовали рельеф местности, да и символы, характеризующие перелом эпохи, оказались впечатляющими. Сам автор памятника считает выбранное для него место правильным – писатель смотрит на Сивцев Вражек, где он когда-то останавливался проездом, а склон бульвара устремлен к ручью Чарторыю, скрытому под асфальтом. В старину он славился необыкновенно крутым нравом. Именно здесь в него и вливалась речка Сивка. Шолохов как бы переплывает этот Чарторый.

Можно, конечно, долго объяснять замыслы авторов с ручьем или местом проживания писателя. Но, вряд ли, люди, гуляющие по Гоголевскому бульвару или просто проходящие мимо, задумываются столь глубоко. Они видят лишь то, что видят. И у них возникают свои ассоциации.

Дело в том, что для памятника предусматривалась специальная система, включавшая в себя фонтан, позволявший «реке» с конями течь и летом, и зимой. Из воды должны были выглядывать только головы коней. Но по какой-то причине воду отключили. Теперь за спиной сидящего М. Шолохова вид у лошадей стал таким, будто их закатали в бетон. Москвичи сразу окрестили памятник «мясокомбинатом» или «кладбищем животных».

В Москве найдется не так много памятников, вызывающих столь огромное количество недоумений и вопросов. Зачем автор изваял так много лошадей? Почему сюжет сделан на обрыве? И, главное – зачем тут лодка? Она у многих вызывает ассоциации с дедом Мазаем. В любом случае, приходится смириться с любимыми скульпторами Лужкова - Церетели и Рукавишниковым. Фотографы любят здесь искать интересные ракурсы, а, может, кто-то, посмотрев на памятник, потянется за томиком писателя, чтобы ощутить на себе всю мощь его литературы.

Как добраться:

Памятник расположен недалеко от станции метро Кропоткинская: выход к Гоголевскому бульвару. Идете по бульвару до дома Сивцев Вражек, 10.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Кропоткинская

Сдан: 2007 г.

Скульптор: Рукавишников А. И.

Архитектор: Воскресенский И.Н.

Описание

Памятник знаменитому и популярному писателю, создателю произведения Тихий дон, нобелевскому лауреату Михаилу Александровичу Шолохову на Гоголевском бульваре представляет большую бронзовую скульптурную композицию.

На каменном постаменте, покрытом бронзой, установлена бронзовая лодка. В лодке в ватнике сидит Михаил Шолохов. На постаменте нанесена памятная надпись: “Михаилу Шолохову”. Постамент является частью композиции и представляет собой реку, по которой в лодке плывет Михаил Александрович.

За спиной Шолохова в реке плывут лошади. Они, разбившись на две группы, расплываются в разные стороны, символизируют разделение Российского народа на красных и белых во время гражданской войны в начале двадцатого века.

Скульптурная композиция включает в себя фонтан, имитирующий течение реки и лошади преодолевая течение. Композицию продолжает вымощенная часть Гоголевского бульвара, пересекая его, она представляет собой реку Дон, по которой плывет Михаил Шолохов. Заканчивается скульптурная композиция памятника бронзовой скамьей.

История создания

История создания памятника Михаилу Шолохову начинается еще с 80-х годов, когда был объявлен конкурс на проект памятника великому писателю Михаилу Шолохову. В конкурсе выиграл проект скульптора Иулиана Рукавишникова и по задумке его хотели установить на Зубовской площади, но проект приостановили. И только через двадцать лет сын Иулиана, Александр Рукавишников вернулся к проекту отца, доработал и в 2007 году на Гоголевском бульваре был установлен памятник Михаилу Шолохову.

Как добраться

Доезжаете до станции метро Кропоткинская и выходите к началу Гоголевского бульвара. По бульвару, идете в сторону центра до дома 10, в котором находится филиал Музея современного искусства. Здесь и находится впечатляющий памятник Михаилу Шолохову.



Статьи по теме: