Разница между иранской хной и индийской. Чем варна отличается от касты: Мифы вокруг традиций индийской «цветовой» иерархии

Тема об особенностях индийского национального менталитета – необъятна, а факты, разумеется, субъективны, у каждого путешественника – свой опыт. Эту часть ликбеза по Индии я изложу как лечебно-профилактическую шпаргалку или "квази-медицинские" советы, пригодиться и начинающим путешественникам и тем, кто по Индии уже много поездил.
Пост шутливый, я думаю так будет лучше для "повышения всасываемости и усвояемости", но тема вполне себе серьезная, все факты взяты из жизни в Индии и все способы проверены на моем собственном опыте, причем не один раз.

Какие "заболевания" могут встретиться туристу в Индии, как лечиться и/или предохраняться от некоторых болезненных для белого человека проявлений индийского менталитета, а также чисто индийское средство диагностики.

1. Болезнь: если индиец говорит через 5 минут , то прождать можно и 30 минут и 2 часа.
Огорчу, это не лечится вообще - не потому тому, что индийцы не пунктуальны, в Индии просто другие понятия о времени.
Противоядие: к таким "тормозам" нужно просто быть готовым, так что не забудьте начать повторять мантру Ом шанти (Мир, покой) через 5 минут опоздания, а то только этим в Индии легко можно печень испортить.

2. Заболевание: индийцы ужасно горластый и шумный народ , и они совершенно не восприимчивы к децибеллам. Причем время суток роли не играет. Пройдя по индийскому базару среди дня вы можете увидеть, что некоторые индийцы мирно спят в своих лавках среди всеобщего гама, что беднота спит прямо на улице и на полу на платформах вокзала Нью - визг и скрежет тормозов в паре метров от них, равно как толпы пассажиров и шум поездов им совершенно не мешает. Но это, конечно, ерунда и их (способности), хуже другое... Живя в отеле с индийцами вы узнаете, что индийцы справа просыпаются в 4 утра и сразу принимают душ полчаса, а индийцы слева вернулись в отель в 11 вечера и до 3 часов смотрели попсовые фильмы. Если вы поехали по Индии на автобусе с телевизором если он исправен, то скорее всего он будет орать на полную громкость все время пути. Стучать и возмущаться бесполезно, не понимают...
Профилактика: жить в отелях и ашрамах для белых туристов
Лечение: беруши в уши, а сверху накладные ушки-наушники, которые продают на мейн базаре.

3. Болезнь: если индийцы увидели у вас какую-то интересную штуку : часы, другой они скорее всего спросят сколько это стоит. Часто следующий вопрос будет: сколько ты зарабатываешь? Если ваша зарплата индийца устроит в 50% случаев вы получите предложение взять его к себе на работу и если вам по пути - минут 30 или больше вы будете выслушивать это предложение в разных вариациях с темами о том, что ваш готов спать на коврике под дверью и есть только рис.
Лечение: посчитайте стоимость девайса в килограммах риса в магазинах у вас дома, например, если телефон стоит 6 тысяч рублей, а кило риса 60 рублей, скажите: как 100 кило риса в России, после того, как индиец узнает сколько стоит рис в России в пересчете на рупии он скорее всего утратит к ней интерес.
Профилактика: будьте проще, и тогда люди к вам ТАК НЕ потянутся.

4. Заболевание: индийцы очень любят фотографироваться на фоне достопримечательностей, приравнивая к ним белых туристов, потому что турист - это тоже , в их деревне таких нет. И к путешественникам в Индии постоянно пристраиваются всякие люди, самые приличные из которых спросят можно ли сфоткаться. Хотя японцы тут рекордсмены - они никогда не спрашивают, зато налетают стадами.
Профилактика: Надо помнить, что жители Индии так же любят и все цветное, пестрое и очень яркое, поэтому при посещении мест скопления народа одевайтесь соответственно: либо в какой-нибудь невзрачный пастельный сальвар камиз либо в старую вылинявшую или выгоревшую футболку. А японских туристов лучшее вообще обходить, те, кто ездит группами - совершенно дикие.

5. Болезнь: индийцы не слишком тактичны , мягко скажем, впрочем непальцы не лучше. Индиец (или ), причем и совершенно не знакомые, может запросто без приглашения войти в вашу комнату, начать осматривать ваши вещи и т.д., и выдворить его оттуда будет сложно. А ваш друг индиец может легко позвонить вам часов в 5 утра и радостно сообщить, что он приехал на 2 часа раньше, стоит на вокзале и переспросить название вашего отеля, хотя вы название еще вчера послали ему смской. И так далее.
Профилактика: С друзьями, увы.... только договариваться, что вы на ночь отключаете телефон, и включаете, когда проснетесь и тому подобное. А незнакомых дальше порога не пускать.
Лечение: ....если уже просочились не пытаться уговорить, это может затянуться надолго, лучше сразу изобразить испуг и начинать кричать. Громких (английских) звуков индийцы, как ни странно, боятся.

6. Заболевание: у индийцев совсем нет чувства "личного пространства" , поэтому в транспорте вашу руку легко могут использовать как замену поручня, а в магазине на вас может кто-нибудь непринужденно "прилечь" и ваши протесты будут восприняты с удивлением и даже иногда с возмущением....
Только профилактика: избегайте поездок и людных мест в час-пик, путешествий в самом дешевом транспорте....

7. Болезнь: если индиец сказал в какую сторону идти, вполне может быть, что идти нужно в противоположную. Это не потому, что в Индии у всех "топографический кретинизм" или все индийцы лгуны или Сусанины, а потому, что уважающий себя индиец не может сознаться в том, что он не знает чего-то в своей родной стране, и уж тем более признаться в этом белому туристу.
Таблетка: спросить 3 или 4 человек и идти туда, куда скажет большинство.

8. Болезнь: Если индиец говорит : О, это прекрасное место! Надо задать вопрос: когда он там был или как туда проехать, часто можно получить смущенный ответ, что он не был вообще никогда:) Это не потому, что индиец вам соврал, а потому, что сестра его двоюродного дяди по отцовской линии ездила туда в свадебное и ТАК рассказывала... что он с детства помнит какое это прекрасное место!
Профилактика: не слишком доверять мнению не слишком знакомых людей.

9. Диагностика отношений (точнее рентгена, узи и мрт): если индиец вас действительно высоко ценит и полностью доверяет вам он обязательно расскажет о вас своим родственникам, причем, возможно, всем – близким и далеким. Он или она даже может попытаться вас связать по телефону, даже если его родные не говорят по-английски. Ну, а уж если пригласит вас в гости что бы познакомить со своей семьей, это касается не только влюбленных индийцев, но и просто друзей, настоящих, это незыблемый факт – вы приняты. Верно и обратное – если ваш знакомый не хочет приглашать вас в гости даже просто выпить чая, - значит вы не являетесь частью его жизни.

10. Ну и в конце - Магическая таблетка под названием "Простой способ заслужить уважение индусов ": надо сказать (в или если спросят), что вы вегетарианец или веган и следовать этому правилу. Действует только на индусов (которые индуисты, ) и джайнов, не действует на всех остальных: сикхов, мусульман, христиан, буддистов, парсов...

PS. Разумеется эти факты, точнее симптомы этих заболеваний проявляются далеко не у всех жителей Индии , у многих никаких симптомов нет, они похожи на нас если не ментально, то по крайней мере в культурном смысле не сильно отличаются, но в путешествиях всякое бывает... Предупрежден ведь - уже почти вооружен:)

Африканские и индийские слоны принадлежат семейству слоновых и происходят от предка, жившего несколько миллионов лет назад. Сегодня они относятся не только к разным видам, но и разным родам под теми же . Род африканских слонов предположительно разделяется на саванных и лесных, возможно еще выделение восточно-африканских слонов, но биологи пока не решили этот вопрос однозначно. Индийский род имеет лишь один современный вид под названием азиатский слон, остальные представители этого рода вымерли.

Отличить по внешнему виду слонов – жителей Африки и Индии – довольно просто, если знать несколько характерных признаков. В первую очередь это размер – африканские слоны выше, больше и тяжелее. Они вырастают до четырех-пяти метров в высоту, в длину вытягиваются до 7,5 метров, а весят около 7 тонн. Их индийские собратья редко имеют размеры выше 3 метров и длиннее 6,5, а весят примерно 3 тонны.

Африканские слоны покрыты морщинами, их кожа кажется более грубой. Они имеют более темную окраску иногда до бурого цвета, а их индийские братья серые, с более гладкой кожей, покрытой небольшими волосками.

Очень легко отличить слонов по ушам: у африканцев они огромные, по больше головы, достигающие в длину полутора метров. Они имеют округлую форму, немного торчат вверх и широко расставлены по сторонам. Индийцы не могут похвастаться такими большими : они скромные, в несколько десятков сантиметров, угловатые и направленные вниз, с заостренным концом.

Представители африканского вида ходят с прямой спиной, у некоторых слонов хребет даже немного вогнутый. А для азиатского вида характерна выпуклая спина, из-за чего они кажутся грустными и поникшими по сравнению с их статными товарищами из Африки.

Другие различия африканских и индийских слонов

Различия разных проявляются не только во внешности, но и в поведении и образе жизни. Например, африканцы питаются в основном ветками и листьями на : поэтому они выше и имеют более длинные ноги. Индийские животные чаще ищут пищу , им необязательно иметь более высокие размеры.

Различаются они и по характеру: индийские слоны доброжелательнее относятся


Больше, чем сословие, почти синоним индийского общества - слово «касты» прилепилось к массовому представлению об Индии вместе со слонами, махараджами, Маугли и Рикки-Тикки-Тави. Хотя сам термин - не из хинди или санскрита, а заимствован у португальцев и означает «породу» или «происхождение».

Впрочем, посредством латыни (castus - «чистый», «непорочный») происхождение термина можно всё же проследить к общей для индусов с римлянами и португальцами древности: к праиндоевропейскому *kas-to - «резать». Индийское общество аккуратно «нарезано» на профессионально-этнические «слайсы». Или всё же не столь аккуратно?

Ритм индийской жизни

Исконное название касты - «джати» («род», «класс» в переводе с санскрита) - может означать категорию, к которой относится существо в зависимости от формы рождения и существования. Применительно к традиционной индийской музыке «джати» - нечто вроде «квадратов», составляющих ритмический цикл. А в санскритском стихосложении - стихотворный размер. Перенесём такую трактовку на социум - и получим ритмическую «нарезку», в согласии с которой движется общественная жизнь.



Понятие касты-джати легко спутать с понятием варны («цвета») - изначальным фундаментом ведического общества. Первым «социологом», согласно «Махабхарате», выступил бог Кришна. Он разделил людей на четыре сословия, сообразуясь с материальной природой и её тремя качествами-гунами, из которых происходят виды человеческой деятельности.

В зависимости от преобладания той или иной гуны, каждый человек относится к одной из четырёх варн:

Брахманы (жрецы, учёные, хранители духовной культуры, советники);
-кшатрии (воины - правители и аристократы);
-вайшья (предприниматели, торговцы, купцы, ремесленники);
- шудры (обслуга, люди, занятые «нечистым» трудом).

Сколько раз родился?

Представители первых трёх варн именуются также «дважды рождёнными», поскольку в юном возрасте проходят посвящение, то есть «духовное рождение» как полноценные члены общества. Вероятнее всего, сложившуюся варновую систему индоарии принесли с собой в ходе проникновения на Индостан во II тысячелетии до нашей эры.

В «Ригведе» и более поздних текстах есть указания на то, что изначально принадлежность к варне не была наследственной, а определялась для индивида в соответствии с его природными качествами, способностями и наклонностями. Соответственно, барьеры для смены варны в течение жизни, а также для межварновых отношений (включая браки), были довольно прозрачными и гибкими, если вообще существовали.



Среди риши (легендарных ведийских мудрецов, то есть относящихся к варне брахманов) можно обнаружить как выходца из семьи кшатриев-воинов (Вишвамитра), так и внука рыбака, то есть шудры (Вьяса), даже бывшего разбойника(Валмики, автор
«Рамаяны»). Даже шудрам не возбранялось участвовать в ритуалах и изучать Веды.

Чем разделение на джати отличается от деления на браминов и шудр

На обширных территориях полуострова (овладение которыми заняло не один век) арии обнаружили множество автохтонных племён и народностей на разных стадиях развития: от потомков высокоразвитой Хараппской цивилизации до полудиких охотников. Всё это разношёрстное население, называемое пренебрежительно «Млеччхи» («дикари», «варвары», чуть ли не «животные»), предстояло расставить по местам, чтобы оно сложилось в подобие единого социума. Этими процессами сопровождается продвижение ариев вглубь Индостана (XIII-XIвв. до н. э.), смена пастушеского образа жизни осёдлым, усиление власти царей и жрецов, а также трансформация ведийского учения в индуизм.



Само разнообразие этносов, языков, стадий развития, верований плохо вязалось со скрепной, исконной и богоданной системой варн. Так что аборигенов мало-помалу вписали в зарождавшийся общеиндийский социум иным способом. Практически каждая территориально-этническая группа оказалась добровольно-принудительно привязана к определённой социальной модели, состоявшей также из рода деятельности и религиозно-ритуальных предписаний. Это, собственно, и стало именоваться «джати».

Высшие ступени иерархии - джати, соответствовашие варнам брахманов и кшатриев, составляющим «знать» - завоеватели, разумеется, застолбили за собой. Процесс более-менее совпал с окостенением варновой системы: «цвет» стал передаваться по наследству, отсюда переход к эндогамии и прочие ограничения на межварновое общение.



Деградация изначальной варновой концепции объясняется усилением могущества двух высших варн, в особенности брахманов. Последние добились практически богоподобного статуса «по праву рождения» и держали в своих руках всю духовную сторону жизни.

Естественно, верхушка прилагала все усилия, чтобы не пускать в свои ряды сколь угодно способных «низкорождённых». Барьерам между джати способствовали всё устрожавшиеся представления о «чистоте» и «нечистоте» профессий. Насаждалось представление о том, что соблюдение достижение четырёх ключевых целей человеческой жизни (дхарма, артха, кама и мокша) невозможно вне джати и что подняться по социальной лестнице можно только в следующей жизни при условии неукоснительного следования касте в жизни настоящей.



Неудивительно, что к тому же периоду брахманизма относится постепенное снижение статуса и закрепощение женщины. Представители разных варн приносили жертвы в разные сезоны и разным богам-покровителям. Шудры же теперь вовсе не смели обращаться к богам напрямую и были лишены доступа к священному знанию.

Даже наречия, на которых говорят герои более поздних классических драм, сразу выдают происхождение каждого: простолюдинам достаётся магадхи, поющим простолюдинкам - махараштри, царям и знати мужского пола - священный санскрит, знатным же дамам и незнатным старикам - изысканный шаурасени. «Разделяй и властвуй» - это не Цезарь придумал.

Сорта людей

Словосочетание «мусульманская каста» (как и «христанская») по существу является оксюмороном. Сами положения ислама оттвергают деление людей на сорта и предписывают халифу стоять на молитве в одном ряду с какими угодно единоверцами, включая бедняков и рабов. Не случайно после завований Великих Моголов ислам особенно охотно принимали представители низших каст, включая неприкасаемых: новая вера автоматически повышала их статус, выводя за пределы кастовой системы.

Однако Индия - страна парадоксов. Потомки пришедших с Великими Моголами тюрков и арабов образовали касту «ашраф» («благородных») и по сей день смотрят свысока на «аджлаф» - потомков индусов, принявших ислам. Не замедлила образоваться каста «арзал», аналогичная индусским неприкасаемым, и пошло-поехало: на сегодняшний день в отдельных Штатах Индии насчитываются десятки каст мусульман.



Что в действительности объединяет людей внутри каждой джати, это не столько профессия, сколько представление об “общей дхарме”, то есть предназначении. Этим отчасти объясняются странные на первый взгляд требования к представителям той или иной касты: кузнец непременно должен уметь и плотничать (и наоборот), парикмахер - сватать и устраивать свадьбы. В то же время, скажем, «гончар» - не одна джати, а несколько, с разделением по специализации и соответствующей разницей в общественном положении.

Кастовые и гендерные предрассудки в Индии трещат по швам. .


В этой статье я хочу написать о индийской кухне. Но не о традиция приготовления блюд, их национальных и и гастрономических особенностях. А о том как же устроена кухня, сама кухня - то есть рабочий кабинет индийской хозяйки.


В индийских домах, в том числе и современных в основном кухня представляет собой вытянутый четырехугольник. Иногда кухня строиться уже с готовыми встроенными шкафами и рабочими поверхностями. Кухню обкладывают плиткой, покрывают деревом рабочие поверхности. А вот места для кухонного стола, стульев в ней нет. Обычно уже на выходе ставиться стол за которым семья будет обедать, а иногда это делается просто на полу. И готовят индийские хозяйки тоже по-разному. Кто-то как и мы стоя у плиты А кто-то сидя на полу ухитряется так и овощи чистить и за всем, что на печке делается следить.


Вот на фотографиях абсолютно разные кухни, но все они вытянутые и нигде нет как у нас кухонного уголка. И холодильник тоже не у всех стоит на кухне.Я не хочу сказать, что его нет, просто он стоит где-то в другом месте.

А что же еще есть у индийской хозяйки, чего может не быть у нас на кухни? И наоборот.



Печка. Зачастую это электроплита или плита подключенная шлангом к газовому баллону. Не могу сказать за многоквартирные дома, но в частных домах газ покупается в баллонах. В Индии нет такого централизованного газоснабжения как у нас. Газ довольно дорогой и его надо экономить. Как и электричество, которое вовсе могут отключать по графику. Духовок зачастую нет. Отдельно электродуховку покупают те хозяйки, которые действительно любят и будут печь. Иначе зачем ее покупать. Основу индийских сладостей составляют всякие помадки, которые уваривают до твердого тягучего состояния, или сладкие шарики из разных видов муки, которые жарят в масле и выдерживают в сахарном сиропе.Поэтому пироги, печенье, запеканки - то, что пришло с запада, готовят не все. А только те, кто действительно интересуется разными кухнями. А надо сказать, что это небольшой процент населения. Так как большинство индийцев считают самой лучшей, самой вкусной - только свою кухню. И если ты не поел паратх с рисом и далом,то ты и не ел вовсе. Даже если тебя угощали борщом с варениками .






Вернемся к печкам. Такие газовые или электропечи с духовкой увидишь мало у кого. Так как занимает место, стоит дороже. Вот примерно вот так выглядит газовая плита. Кроме печек.У индийских хозяюшек есть еще очень большой арсенал разнообразной посуды. Которую, можно увидеть только там. Надо сказать, что в Индии очень часто пользуются посудой из нержавеющей стали, латуни или меди. Даже миски, тарелки, подносы, стаканы для повседневного использования берут именно такие. Кастрюльки в частности используются как современного так и традиционного дизайна. Они без ручек и больше напоминают глиняный горшок.Брать такую кастрюльку нужно специальными щипцами. И надо приловчиться, а иначе опрокинешь все на пол.


Вот как раз на фото сбоку видна кастрюля с крышкой, а на переднем плане щипцы для нее.А на фото слева у женщины в такой кастрюльке лежит краб. А вот современные кастрюльки, имеющие традиционный дизайн. Кроме этого используются сковородки - тавы, карахи (karahi) .

Тавы - это такие

сковородки для приготовления лепешек, они могут быть совсем без стенок. А карахи - это сковороды воки. Но за время своего прибывания в Индии воки приобрели немного другую форму. Но они по прежнему служат своей цели - экономно и быстро приготовить овощи или все что будет на ней обжариваться.Первые воки делались из кованного железа и имели форму конуса, похожую на шляпу, которую носили китайские крестьяне. Их можно было использовать и для приготовления еды на пару. Со временем эта посуда покорила всю Азию и прибыла в Индию, поменяв свое имя на индийское. Эти сковороды могут быть и керамические. И иметь назначение украсить собой стол.



Справа - это сковорода - тава. На ней очень удобно готовить всевозможные лепешки, которые надо брать щипцами, чтобы не обжечься. А еще в Индии частая гостья на кухне -это скороварка. Или кукер. Поскольку различные бобовые - это основа индийской кухни, то скороварка просто не заменимая помощница. Дал, который часто едят индийцы - это разные виды гороха,чечевицы, фасоли. А они готовятся, ой, как долго. Но с кукером - на раз,два, три.





Статьи по теме: