Произведения которые предсказали будущее. Предсказания в литературе, искусстве и музыке, которые сбылись

Иногда мы даже не можем представить, насколько точно некоторые писатели предсказывают будущее мира в своих научно-фантастических книгах. По-видимому, авторы некоторых художественных романов и рассказов знают намного больше об окружающем мире, чем обычные люди. Мы выбрали самые впечатляющие предсказания писателей, которые стали реальностью в наше время.

1. Крионика

Первые намеки на теорию крионики можно найти в рассказе «Спутник Джеймсона», написанном Нейлом Р. Джонсом в 1931 году. Главный герой рассказа - профессор Джеймсон - просит перенести свое тело после смерти на орбиту Земли, надеясь, что оно сможет сохраниться при температуре абсолютного нуля.

Тем не менее концепция криоконсервации человека была популяризирована только в 1947 году американским ученым Робертом Эттингером, который позже стал известен как «отец крионики». Он написал утопический рассказ под названием «Предпоследний козырь», благодаря которому стал первым человеком, который предположил, что в будущем люди смогут выбирать, хотят ли они заморозить собственное тело, чтобы затем его воскресить.

2. Выращенное в лаборатории мясо

Искусственно культивируемое мясо впервые упоминается в научно-фантастическом романе под названием «На двух планетах», написанном Курдом Ласвицем в 1897 году. В этой книге «синтетическое мясо» является одной из разновидностей синтетической пищи, которую принесли на Землю марсиане.

3. Высадка на Луне

В 1865 году французский писатель Жюль Верн опубликовал свой роман «С Земли на Луну…», в котором описал огромный космический пистолет, способный запускать снаряды с Земли на ее спутник.

Спустя столетие космический аппарат «Аполлон-11» совершил посадку на Луне. Писатель смог предсказать не только название аппарата, но и точное количество людей на его борту. Верну даже удалось предсказать ощущение невесомости, с которым столкнулись космонавты.

4. Крушение «Титаника»

Повесть Моргана Робертсона «Тщетность, или Крушение "Титана"» была опубликована в 1898 году. В ней автор рассказал читателям о большом «непотопляемом» корабле, который потерпел крушение после столкновения с айсбергом. 14 лет спустя был построен самый большой на то время корабль, который назвали «Титаником», и обстоятельства его крушения были теми же, что и описывал Робертсон.

5. Атомная бомба

В своем романе «Освобожденный мир» Герберт Уэллс предсказал, что в будущем погибнет большое количество людей, и причиной этого станут ручные гранаты на основе урана, которые он назвал атомными бомбами. После публикации книги прошел 31 год, и в рамках Манхэттенского проекта на Хиросиму была сброшена настоящая атомная бомба.

6. Гонка ядерных вооружений

В рассказе Роберта Хайнлайна «Никудышнее решение», опубликованном в 1941 году, описываются Соединенные Штаты, которые смогли раньше остальных стран разработать ядерное оружие и превратиться в единственную сверхдержаву на нашей планете. Хейнлайн также описывает попытки других наций разработать подобные бомбы. Позже все эти события произошли в период холодной войны, когда состоялась гонка ядерных вооружений.

7. Водяная кровать

Роберт Хайнлайн предсказал не только холодную войну, но и водяные кровати. В своем романе «Чужак в чужой стране», написанном в 1961 году, он настолько подробно описал такого рода кровати, что у их фактического изобретателя были некоторые проблемы, связанные с патентом.

8. Кредитные карты

В утопическом романе «Взгляд назад», опубликованном в 1888 году, Эдвард Беллами точно предсказал появление кредитных карт, хотя их начали использовать только с 1950-х годов.

Главный герой романа Джулиан Уэст засыпает в 1887 году и просыпается в утопическом обществе 2000 года. В этом новом обществе все люди получают от правительства одинаковую сумму кредита, которую можно использовать для покупки различных товаров.

9. Спутники Марса

В своем популярном романе «Путешествия Гулливера», опубликованном в 1726 году, Джонатан Свифт утверждал, что у Марса есть два спутника. Однако прошел 151 год, прежде чем ученые смогли на самом деле их обнаружить. В романе Свифта главный герой посещает вымышленный остров Лапуту, на котором живет много ученых и астрономов. Именно они рассказывают главному герою, что у Марса есть два крошечных спутника.

10. Bluetooth-гарнитуры и наушники

Хотя персональная стереосистема появилась только в 1977 году, Рэй Брэдбери описывал наушники, направленные на отвлечение ума от внешнего мира, в своем романе «451 градус по Фаренгейту», который был опубликован в 1953 году. Люди в описанном Бредбери обществе часто используют «ракушки» и «наперстки», которые поразительно похожи на современные наушники и Bluetooth-гарнитуры.

11. Изобретение Интернета

В 1898 году Марк Твен написал короткую историю «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», события в которой происходили в 1904 году. История была сосредоточена на тайне преступления: убили изобретателя нового перспективного устройства, называемого Телелескопом. Новый гаджет описывается автором как «бесконтактный» телефон, который создает всемирную сеть доступной всем информации. Очень похоже на современный Интернет, не так ли?

12. Антидепрессанты

В своем антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли демонстрирует довольно мрачный взгляд на общество, которое контролируют с помощью психологических манипуляций. Зависимые от наркотиков граждане не могут жить без таблеток, которые улучшают настроение. Эти препараты, называемые «сомой», были созданы, чтобы уменьшить печальные и тревожные мысли. Роман был написан за два десятилетия до начала первых экспериментов с антидепрессантами, но Хаксли сумел предсказать их популярность.

Развитие технологий приводит к тому, что рано или поздно сбываются предсказания, которые делали футурологи прошлого. Не все, конечно, но тоже интересно. Предлагаем ознакомиться с несколькими предсказаниями будущего в рисунках, книгах и музыке, которые позже стали реальностью, порой, с жуткими последствиями, как, например, гибель круизного лайнера "Титаник" после столкновения с айсбергом.

Французы мечтали увидеть людей с крыльями

Более века назад французские художники пытались предугадать, как могли бы выглядеть новейшие современные технологии спустя сто лет, то есть в 2000 году. И на выпущенных в 1990 году почтовых картинках можно заметить, что некоторые их версии оказались похожи на современные средства передвижения.

Одним из самых влиятельных людей в литературе конца 19-го - начале 20-го века был француз Жюль Верн - географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Он первым описал параллельные цивилизации с другими технологиями, не похожими на земные. Именно его книги Котэ брал за основу, чтобы нарисовать картины будущего.

Для того, чтобы выполнить работу в назначенный срок, Котэ пригласил нескольких своих коллег. Всего ими было нарисовано порядка сотни почтовых карточек, однако в процессе изготовления что-то пошло не так и большинство не вышли в свет. Сохранился лишь один комплект. Впервые он был показан на публике в 1986 году, а сейчас свободно доступен в Интернете.

В частности, 100 лет назад предполагалось, что люди будут летать на воздушных аппаратах различной конструкции, массово кататься на роликах, а подводные аппараты будут передвигаться с помощью китов.

Фантазии немцев: подглядывание и монстры на рельсах

Примерно в то же время, что и во Франции (рубеж XIX-XX веков), картинки с изображением будущего были сделаны в Германии. На них можно увидеть и подводные лодки, и гигантских монстров на рельсах.

Немецкие футурологи предполагали, что в начале XХI века люди смогут путешествовать под водой (подводный дирижабль), самостоятельно скользить по воде на специальных лыжах, изобретут крылья для полетов, изобретут камеры слежения, поезда будут перевозить сразу целые кварталы домов.

В отличие от французов, работы немецких художников были выполнены на дощечках для шоколада и обрели большую популярность.

Гибель Титаника описали за 14 лет до трагедии

В 1898 году в США была опубликована повесть "Тщетность", ее автор - американский журналист, писатель, бывший морской офицер Морган Робертсон. Большой известности повесть Робертсону тогда не принесла и вплоть до крушения лайнера "Титаник" в 1912 году она не переиздавалась. Зато потом автора объявили ясновидцем: было много совпадений плодов его фантазии с реальными фактами катастрофы.

Тема "Титаника" после его крушения была очень популярна, и в 1912 году Робертсон переиздал повесть под новым названием: "Тщетность - крушение "Титана". Вот тогда к автору и пришла слава. Все последующие переиздания "Тщетности" делались как раз по варианту книги образца 1912 года.

В книге Робертсона, в частности, было предсказано, что в апреле гигантский лайнер выйдет из Европы в Америку, в северной Атлантике врежется в айсберг и пойдет на дно. В реальности кораблекрушение тоже произошло в апреле, большинство пассажиров обоих кораблей погибли, при кораблекрушении не всем хватило спасательных лодок. Оба корабля пытались установить рекорд скорости и оба затонули примерно в 740 км от острова Ньюфаундленд. В общем, все как и предсказывал Робертсон.

Однако энтузиасты из американского общества "Память "Титаника" разыскали оригинальный текст "Тщетности". Оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического "Титана" изменил так, чтобы максимально приблизить их к реальным размерам "Титаника". Например, поменял водоизмещение и мощность своего корабля, "убрал" с палубы паруса.

Кстати, в оригинале "Тщетности" столкновения лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета. В первом издании корабль идет на полном ходу, по дороге разносит в щепки деревянную рыбацкую шхуну (но не останавливается, чтобы подобрать выживших) и только потом "ловит" айсберг. Главный герой и его любимая успевают с корабля перескочить на ледяную глыбу, терпят лишения, сражаются с белыми медведями, а в итоге все заканчивается хеппи-эндом.

Что касается почти совпадения названий вымышленного и реального круизного лайнеров, то скептики заявляют, что во второй половине XIХ века у берегов США затонуло сразу три британских судна под названием "Титания" (имя королевы фей из комедии "Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира). Робертсон как эксперт в судоходстве и морской журналист, конечно, знал об этих случаях. Исчезновение судов во все времена считалось серьезным событием, такие истории широко освещали газеты. Возможно, эти факты и натолкнули писателя на мысль назвать свой чудо-корабль "Титаном".

Роман-антиутопия "Пляж" талантливого английского писателя Алекса Гарленда о самосознании его молодых современников, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира, вышел в свет в 1997 году.

В романе рассказывается о юношах, которые находят один из последних уголков на Земле, нетронутый цивилизацией, - тропический остров, где они наслаждаются жизнью, понемногу забывая остальной мир. Все меняется 11 сентября, когда о себе напоминает "настоящий мир", принеся на остров ужас и смерть.

Книга "Пляж" стала абсолютным бестселлером, хотя поначалу издатели не обратили на нее внимания. Архетипический мотив поисков земного рая, его обретение и разрушение показывают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения, все это не вызывало у издателей энтузиазма.

Тем не менее, в 1999 году режиссер Дэнни Бойл снял знаменитую одноименную экранизацию романа - художественный фильм "Пляж", с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

До 11 сентября 2001 года никто не придавал значения символическим знакам, описанным в этой книге. А вот после обрушения нью-йоркских башен близнецов появились различные теории заговора. Тогда же фанаты "Пляжа" обратили внимание на дату, указанную в книге.

Британский комик предсказал смерть Каддафи

Британский актер Джозеф Мейхер в эпизоде шоу "Второй шанс", вышедшем в эфир в 1987 году, заявил, что бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи погибнет в 2011 году.

В одном из эпизодов "Второго шанса" комик Джозеф Мейхер предстал в образе апостола Петра, который определял, кто из знаменитостей после смерти отправится в рай, а кто в ад. По сюжету, Петр отправил в ад Муаммара Каддафи за связь с террористами. По тексту шоу, умереть ливийский лидер должен был 2 июля 2011 года.

В реальности, бывший лидер Ливии прожил всего на три месяца дольше. После революции в Ливии полковник был убит повстанцами при попытке бегства из Сирта 20 октября 2011 года.

Судьба крутого рэпера - предугадать свою судьбу

Музыкальная тематика очень широка, особенно это относится к жанру рэпа, где главное - текст, которым можно сказать все, что угодно. Это не запрещает многим фанатам рэпа в любых текстах искать (и находить!) тайные знаки и даже предсказания будущего.

Например, есть такой популярный американский рэпер Шон Кори Картер, более известный как Jay-Z. Лишенный чего-то в детстве, человек может потратить всю жизнь, чтобы компенсировать эти пробелы. Некоторые так увлекаются, что остановить их уже невозможно, даже если им покорились самые заоблачные вершины.

Сенсационный дебют рэпера Jay-Z в 1996 году положил начало его стремительной и очень плодовитой карьере. Он выпускает по альбому в год с обязательными тиражами, выстреливает хиты обоймами, словно из пулемета.

В 1998 году в песне рэпера под названием "Money, Cash, Hoes" были такие слова: "S**t, I led a life you can write a book on/Sex, murder, mayhem, and романс for the streets/Мне and I"ll tell ya, it"ll be a best seller"(…, Я живу жизнь, о которой можно написать книгу /Секс, убийства, увечья, уличная романтика/Старичок, я тебе говорю, это будет бестселлер").

В 2010 году рэпер Jay-Z действительно стал соавтором книги о своей жизни. Его автобиография быстро оказалась в тройке самых продаваемых книг в США.

Кстати, в 2012-м капитал Jay-Z составлял более $500 млн., а его 12 альбомов отметились на вершине Billboard 200 - рекорд среди всех сольных исполнителей и второе место в истории после The Beatles.

Еще более показательными кажутся слова из песни рэпера 2Pac (настоящее имя Тупак Амару Шакур) под названием "If I Die Tonight": "I hope they bury me and send me их my rest/Headlines reading Murdered to Death, my last breath"("Я надеюсь, что меня похоронят и позволят отдохнуть/ Заголовок будет таким "Убит до смерти", до своего последнего вздоха").

Тупак Амару Шакур - американский рэпер, киноактер и общественный деятель. Подавляющее большинство его песен повествуют о тяжелой жизни в гетто, насилии, бедности, расизме, проблемах современного общества и конфликтах с другими рэп-исполнителями. Общественная деятельность Тупака была направлена на защиту политического, экономического, социального и расового равенства, а его ранние записи - о насилии, проблемах наркомании и алкоголизма, конфликтах с законом.

Тупак был убит в 1996 году, убийцы так и не были найдены. Тело 2Pac было кремировано, а часть праха смешана с марихуаной и выкурена его друзьями. Это первый рэпер, которому поставили памятник.

Некоторые газеты, сообщая о смерти рэпера, действительно использовали заголовок "Murdered to Death". Впрочем, скорее всего, выбор журналистов был не случаен, а сознательно использованы слова из песни 2Pac.

Гитарист, спевший о своей смерти

Легендарный гитарист Джими Хендрикс умер спустя примерно три года после того, как спел песню "The Ballad of Jimi". В ней были такие слова: "Many things he would try, for he knew he"d soon die… Now Jimi"s gone, he"s not alone, his memory lives on… Five years, this he said. He"s not gone he"s чувствовать dead" ("Много дел он попробовал бы, если бы знал, что скоро умрет… Теперь Джими ушел, он не один, но память живет дольше… Пять лет, так он говорил. Он ушел, он умер".

Хотя Хендрикс еще при жизни заявлял, что песня посвящается одному из его друзей, которого также звал Джими, но в конце записи первой песни можно расслышать слова автора: "это - моя история". После смерти гитариста его фанаты дали волю фантазии.

Хендрикс был найден мертвым утром 18 сентября 1970 года в номере отеля Samarkand в Лондоне. Он провел ночь со своей подругой, немкой Моникой Шарлотт Данеман, и умер в постели, захлебнувшись рвотными массами после приема девяти таблеток снотворного. Данеман заметила, что с Джими происходит что-то не то, однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире наркотиков.

В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джими увезли в больницу, спасти его уже было невозможно. Джими Хендрикс был похоронен в Гринвудском Мемориальном Парке в Рентоне, вопреки его желанию быть похороненным в Англии.


Предсказания в искусстве

Литература


Русские народные сказки

Русский народ всегда верил в чудеса. Поэтому во всех наших сказках имеются волшебные предметы: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, чудо-зеркальце, летучий корабль и т.д.



Писатели-мыслители, такие, как Верн, Уэллс, Лем, Альтов, Ефремов, Стэплдон, способны предвидеть будущее лучше, чем футурологи, астрологи и прочие пророки современности. Причина проста: авторы прогностической фантастики пишут о качественных скачках в развитии человечества. Они не движутся по кругу идей, как цирковая лошадь, подгоняемая кнутом воображения, - они выходят за пределы.

Можно выделить две группы писателей-фантастов. В первую включить авторов, которые цель своего творчества видели в том, чтобы представить, каким может стать будущее человечества. Во вторую группу - авторов, для которых фантастика лишь метод, антураж, фон для создания «сказания о человеке». Авторами, относившимися к первой категории, были Александр Беляев, Генрих Альтов, Иван Ефремов (из советских писателей) и Жюль Верн, Герберт Уэллс, Хьюго Гернсбек, Олаф Стэплдон, Станислав Лем (из писателей западных).


Жюль Габриэ́ль Верн

8 февраля 1828, Нант, Франция - французский географ и писатель, классик, один из основоположников научной фантастики. Член Французского Географического общества.

«С Земли на Луну» (1865)

«Путешествие к центру Земли» (1864)

«Вокруг Луны»(1869,

«20 000 льё под водой»( 1870)


Люди, приписывающие поэтам способность предсказывать будущее, часто приводят стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (1830). В действительности это не пророчество о русской революционной смуте, а переживание тех тревожных и бедственных событий, которые принес Европе и России 1830 год. По южным и юго-восточным губерниям России прошли «холерные бунты». 3 июня 1830 года во время одного из них был убит губернатор Севастополя Н.А. Столыпин – родной брат бабушки Лермонтова.

В Польше вспыхнуло восстание, во Франции произошла революция. Это дало особое настроение 16-летнему поэту.

Он пытается спроецировать на Россию опыт кровавой Французской революции 1789–1794 годов. Важно обратить внимание, что в автографе стихотворения рядом с названием имеется авторская приписка: «Это мечта».


В поэтической ткани стихотворения хорошо видны нити прошлых исторических событий.

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь – и поймешь, Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.


Эдгар По

19.01.1809 – 01.10.1849

Американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма.

Создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.

Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики.

«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838)


Герберт Уэллс

родился 21 сентября 1866 года в пригороде Лондона Бромли (графство Кент). На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более, 3 книги для детей и автобиографию.

В 1895 году Уэллс написал своё первое художественное произведение - роман «Машина времени» о путешествии изобретателя в отдалённое будущее.

«Война миров», «Человек-неведимка»


В 1914 году Герберт Уэллс написал свой пророческий роман «Освобожденный мир», в котором предсказал применение ядерного оружия массового поражения и неконтролируемые последствия этого шага. Уэллс-то писал просто поучительную историю о ядерном кошмаре и массовой смерти,

но, возможно, роман повлиял на развитие ядерного оружия. В 1932 году книгу прочитал физик Лео Силард, год спустя он разработал концепцию нейтронной цепной реакции, а 1943 году получил патент


Морган Эндрю Робертсон (1861 -1915) Американский писатель в жанре фантастики.

Самым известным произведением Робертсона стала повесть, впервые изданная в 1898 году под названием «Тщетность» («Futility» ) , и переизданная с небольшими изменениями в 1912 году под названием «Тщетность, или крушение Титана» .

В ней описывается последнее плавание корабля «Титан», считавшегося непотопляемым и затонувшего в третьем обратном рейсе, при попытке поставить рекорд скорости в пересечении Атлантического океана .


Известность «Тщетность» получила через 14 лет, когда в апреле 1912 года от столкновения с айсбергом затонул лайнер «Титаник».

  • почти полностью совпадают основные технические характеристики «Титана» Робертсона и реального «Титаника»,
  • время крушения (апрельская полночь),
  • причина крушения (предельная скорость в сложной ледовой обстановке и, как следствие, столкновение с айсбергом и сильные повреждения правого борта)
  • главная причина большого числа жертв (нехватка шлюпок из-за уверенности судовладельцев в непотопляемости судна).

  • С одной стороны, книга принесла своему автору небывалую популярность,
  • а с другой – он стал объектом ненависти со стороны пассажиров «Титаника» и родственников погибших. Для них Морган Робертсон был скорее антигероем. После катастрофы ему начали приходить сотни писем, в которых писателя проклинали вместе с его романом. Многие даже обвиняли его во всем случившемся.
  • Морган Робертсон умер в 1915 году, лишь на три года пережив "Титаник".

Алекса́ндр Рома́нович Беля́ев

(4 (16) марта 1884) - 6 января 1942) - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). Иногда его называют российским «Жюль Верном».


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

(29 декабря 1882 (10 января1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская империя - 23 февраля1945, Москва) - русский советский писатель и общественный деятель, граф. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»).

Н. Гумилев

Этими идеалами мужественного романтизма навеяны стихи, в которых поэт говорит о своей смерти. У необычного человека и смерть должна быть необычна. Но погибнуть в России в 1921 году не было делом необычным для человека, который не стремился приспособиться к той действительности. Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года как участник заговора профессора географии Владимира Николаевича Таганцева (1889–1921). 24 августа 1921 года Петргубчека вынесла приговор замечательному поэту Николаю Гумилеву: «Гумилев Николай Степанович, 35 л., б. дворянин, филолог, член коллегии изд-ва ”Всемирная литература”, женат, беспартийный, бывший офицер. Участник Петроградской боевой контрреволюционной организации. Активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией

в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров,

которые активно примут участие в восстании, получил от

организации деньги на технические надобности… Приговорить

к высшей мере наказания – расстрелу».

Из стихотворения «Я и Вы»:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай, А туда, где разбойник, мытарь И блудница крикнут: Вставай!

Из книги: «Африканская охота. Из путевого дневника»: «А ночью мне приснилось, что за участие в каком-то абиссинском дворцовом перевороте мне отрубили голову, и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно».


Рэймонд Дуглас Брэдбери

22.08.1920-05.06.2012

«Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его»

Американский писатель, считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений.

«451 градус по Фаренгейту»

«Марсианские хроники»

«Вино из одуванчиков»

«Вельд»



Бенжамин Парравичини

1898-1974

Аргентинский художник и скульптор

Предсказания в искусстве Составила: учитель МБОУ СОШ №3 станицы Крыловской Краснодарского края Крыловского района Шикуля Елена Николаевна

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к предвидению присуща великим художникам, возможно, именно в нем и состоит главная сила искусства.

Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis -откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Альбрехт Дюрер художник Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, Родился:21 мая 1471 г., Нюрнберг, Германия Умер:6 апреля 1528 г. (56лет), Нюрнберг, Германия В браке с: Агнеса Дюрер Родители: Альбрехт Дюрер Старшии ̆

ксилография Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».

Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые, действительно, через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса, всадники появляются на земле поочереди, но художник специально поместил их рядом. Всё, как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний в искусстве социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины « Герника » П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Франсиско Хосе де Гойя-и- Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник, гравёр.

Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).

К.Юон «Новая планета». Это произведение изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового, прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету.

У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Никого космический катаклизм не оставляет равнодушным.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Ч. Айвз (1874-1954).

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) Автопортрет

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.

Василий Блаженный

Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

П. Пикассо

картина « Герника » П. Пикассо

Герника - Пабло Пикассо. 1937 Экспрессивный холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия. В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина.

Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, - все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь - страдания невинных.

Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. В 1897-1905 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А. Серова, после чего продолжил свое обучение в студии А. Ажбе в Мюнхене и в частных академиях Парижа. В начале своей творческой деятельности Петров-Водкин испытывал сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна». Он стал одним из первых, кто отразил символистские тенденции в русской живописи.

Купание красного коня

История создания В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён. Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Восприятие современников Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так, у Сергея Есенина родились строчки: Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя! Иль ты приснилась мне! Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Судьба является довольно сложным понятием и пока еще никем полностью не изученным. Одни считают, что свою судьбу человек вершит сам, другие же придерживаются мнения о том, что существует некий Высший разум, Бог, который определяет продолжительность жизни человека, а также события, которые в ней происходят. Но к какой из этих категорий можно отнести предсказания, которые были сделаны писателями-фантастами на страницах своих произведений? Ведь очень часто бывает так, что события, описанные авторами в своих книгах, сбываются спустя годы, а то и столетия.

По сей день остается загадкой, как и почему писателям-фантастам удалось предсказать многие события будущего. В качестве наиболее яркого примера можно привести роман, написанный Морганом Робертсоном, «Тщетность». Действия романа разворачиваются на борту судна «Титан». Сюжет очень схож с реальными событиями, которые произошли с пароходом «Титаник» 14 лет спустя. Совпадения между пароходами поразительные – помимо одинаковых названий, у них приблизительно одинаковая длина. На обоих пароходах было почти одинаковое количество пассажиров, у обоих кораблей было по 3 винта и 4 трубы – характеристики судов практически идентичны. Ко всему прочему, они оба затонули в апреле. Автор романа после гибели «Титаника» был назван одним из величайших провидцев XX века. Это пророчество является одним из самых невероятных в истории человечества, настолько точно оно описывает произошедшие с «Титаником» события. Количество совпадений поражает.

Идея написания этой книги возникла у Робертсона во время болезни. Сам он утверждал, что гигантский корабль внезапно явился ему в мыслях. Он очень четко видел гибель корабля и слышал душераздирающие крики утопающих. Так что же это – предвидение событий или простое совпадение? По мнению одних, это лишь случайное совпадение, по мнению других – провидение. Так или иначе, но это совпадение поражает своей точностью.

У этой истории есть и продолжение. Моряк Уильям Ривз в апреле 1935 года стоял на вахте на носу судна под названием «Титаниан», который направлялся в Канаду. Ривз находился под впечатлением от недавно прочитанного романа Робертсона «Тщетность» и вдруг понял, что между вымышленным событием и катастрофой «Титаника» наблюдается шокирующее сходство. После этого у моряка мелькнула мысль, что в настоящий момент и его судно пересекает океан там, где и «Титаник», и «Титан» обрели свой вечный покой. Он вспомнил точную дату погружения «Титаника» под воду и его охватил неописуемый ужас. Ривз, находясь под сильным впечатлением, подал сигнал опасности. Матросы были шокированы, когда увидели, что их корабль остановился прямо перед айсбергом. Судно могло повторить судьбу «Титаника», если бы Ривз просто отмахнулся от своих мыслей.

И подобных примеров очень много. Когда-то поклонники творчества Герберта Уэллса и Жюля Верна считали невероятным применение лазерного луча или полет на Луну. Но прошло время, и изобретения, предсказанные фантастами, появились в действительности. Многое из того, что сейчас существует в реальности, в свое время предсказал Жюль Верн. Так, в 1865 году вышел его роман «С Земли на Луну», в которой описывается, как путешественники отправляются на ракете на Луну. Удивительным является то, что писатель смог правильно описать начальную скорость, которая необходима для того, чтобы преодолеть земное притяжение. Спустя век после выхода книги, американский космический корабль опустился на Луну.

Но писатель не ограничился только этим пророчеством. Ему также принадлежит роман «20000 лье под водой», в котором рассказывается про капитана Немо, который путешествовал на своем подводном электрическом корабле. Поразительно, что писатель, помимо такой подводной лодки, предугадал и высоковольтную защиту ее корпуса. Первую электрическую подводную лодку назвали именно в честь этого фантастического когда-то корабля – «Наутилус».

Существенный вклад в описание фантастического будущего, которое вдруг стало настоящим, внесли и другие писатели XIX века. Так, в 1898 году Герберт Уэллс выпустил роман «Война миров». Здесь присутствуют идеи введения в кровь питательных веществ, прообраз лазера, а также создана концепция ведения биологической войны. Задолго до мировых войн, Уэллс в книге «Война в воздухе» четко описал картину катастроф, ожидающих человечество. В то время они казались людям нереальными. Автор описал экономические катастрофы, безработное, голодающее население, правительственные кризисы, обесценение денег. Удивительно, но в реальности все произошло именно по этому сценарию. Уэллс предсказал также эскалаторы, аэропланы, электростанции и многое другое.

Одним из самых великих писателей, также подаривших миру множество фантастических романов с большим количеством предсказаний, является Роберт Хайнлайн. Описываемый в его книгах мир настолько близок нашему, что трудно представить, что эти книги были написаны десятилетия назад. Фантаст предугадал появление микроволновой печи, карманного мобильного телефона, водяного матраса, поисковых систем в Интернете.

Айзек Азимов поведал миру о проездном билете в виде кредитной пластиковой карты, саморазогревающихся консервах, атомных часах.

Еще в 1945 году Артуром Кларком было предсказано появление искусственного спутника. Кроме того, он предположил, период обращения спутника вокруг земли будет 24 часа, если он будет размещен на высоте почти 36 000 км над землей на круговой экваториальной орбите. На сегодняшний день во всем мире применяются подобные спутники для ретрансляции ТВ сигнала.

В СССР одним из самых известных зарубежных фантастов был Рей Бредбери. В его известном романе «451° по Фаренгейту» присутствует дверной замок, открываемый с помощью отпечатков пальцев хозяина, ушной приемник, компактный плеер.

Перед эпохой виртуальной реальности и появления компьютеров писатели также сделали множество пророческих предсказаний. В книге Джона Бранера «Оседлавший волну шока», которая вышла в 1975 году, впервые появилось такое понятие как «червь» — компьютерный вирус. Именно благодаря этой книге в нашу жизнь вошел термин «червь». Кроме всего этого, фантасты предвидели и другие вещи, например – появление хакеров, автоматическая рассылка компьютерными программами спама, электронные книги.

Одним из наиболее удивительных примеров того, как писатели могли предвидеть будущее, является и книга американского писателя Эдгара По под названием «Приключения Артура Гордона Пима». Книга была написана в 1838 году, в ней рассказывается о том, как четверо выживших после кораблекрушения матросов оказываются в открытом море. Трое из них, доведенные до отчаяния голодом, убивают четвертого и съедают его. Его имя в книге – Ричард Паркер. Спустя почти полвека корабль «Магнонетт» терпит кораблекрушение. Как и герои Эдгара По, спасшиеся матросы, оказались в одной шлюпке. Они много дней скитались в открытом море, и, обезумев от голода, трое из них съедают четвертого. Как это ни странно, но четвертого матроса звали Ричард Паркер.

После таких удивительных историй, возникает вопрос – кем же в действительности являются фантасты – предсказателями, обладающими хорошим литературным языком и способными писать книги, просто удачливыми писателями, которые смогли случайно попасть в точку или же пророками? Может писатели делали свои предсказания намеренно, подготавливая человечество к определенному развитию событий и наставляя его, либо все это получилось совершенно спонтанно, без заднего умысла писателей? Такие загадочные и даже мистические совпадения заставляют задуматься о том, что человечество живет в мире, где случайно ничего не происходит, и все события запланированы заранее Высшими Силами.

No related links found



Статьи по теме: