Причины повлиявшие на характер татьяны. Классное сочинение по творчеству А

Татьяна Ларина росла в провинции, в российской глубинке. О ее образовании Пушкин не говорит ничего, но учитывая, что она все-таки умеет читать и писать по-французски, можно предположить, что ее образованием занималась какая-нибудь мадмуазель, которая и пристрастила юную барышню к французским романам.

Отец не очень интересовался тем, что читает его дочь, считая чтение баловством. А мать сама когда-то была увлечена подобной литературой. не особо напрягали воспитательно-образовательным процессом. В таких условиях она росла сама по себе, на лоне природы, как дикий цветок, изредка поливаемый дождем и согреваемый солнечными лучами.

Татьяна была нелюдимой. Она не играла в куклы, не интересовалась рукоделием. Наряду с чтением романов, она любила слушать сказки няни, страшные рассказы о потусторонней силе, в существование которой она верила.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Таким образом, ее воспитание носило романтический характер, далекий от реальной действительности. После отъезда , когда Татьяна в первый раз побывала в его доме, она стала приходить сюда читать. Перед юной барышней открылся иной мир. Это не только был мир человека, которого она любила. Пред ней, предстало иное мировоззрение, иной взгляд на жизнь, более реальный, чем тот, который был представлен в ее романах.

Чтенью предалася Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

В тот вечер, когда она пришла в имение Онегина второй раз, мать собрала семейный совет, чтобы решить вопрос о замужестве Татьяны. Вот и уже вышла замуж за улана, а Татьяна продолжает отказывать потенциальным женихам.

Решение отправиться в Москву, не мешало продолжить посещение имения. И это чтение тоже внесло свою лепту в образование Татьяны.

Преображение Татьяны, произошедшее с ней в течение двух лет после замужества, остаются для читателя за кадром. На это упущение обращает внимание П.А. Катенин: «Сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным». Справедливость этого замечания Пушкин и сам осознавал, но, тем не менее, он ничем не дополнил эту главу, не написал новой, которая объяснила бы столь неожиданное превращение дикого (не будем говорить – гадкого), утенка в царевну-лебедя. Можно предположить, что начав читать иные книги в доме Онегина, Татьяна продолжила свое самообразование и самосовершенствование, выйдя замуж. Глядя на кузин, она и сама осознавала, что немного не такая. В чем-то Татьяна стремилась подражать им, что-то и они подсказывали ей: прически, фасоны нарядов.

Выйдя замуж, многое она узнала из бесед с собственным мужем, который был человеком образованным и начитанным. Не все получали образование «чему-нибудь и как-нибудь», подобно Онегину. Генерал не мог быть человеком полуобразованным. Он наверняка подсказывал жене, какие книги ей следует читать.

Чувство такта, умение держаться, она приобрела, общаясь с близкими родственниками и знакомыми генерала, бывая в свете. Манеру одеваться сдержанно и со вкусом, ей подсказывали собственная интуиция и собственный вкус.

Появляясь с женой в свете, князь гордился ею. И он имел на то право, потому что в той Татьяне, которую люди видели перед собой, была и доля его труда.

Ольга Владимировна Холманских,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г.Кирова,
«Почетный работник общего
образования Российской Федерации»,


В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют ключевые надпредметные компетентности: коммуникативную, информационную. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок), а показателем коммуникативной компетентности становится умение учащихся вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
Проект как способ деятельности может быть включен в урок. В качестве примера приведу урок литературы в 9 классе.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  1. Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  2. Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  2. На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.
Опережающие индивидуальные задания к уроку:
  1. Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  2. Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

ХОД УРОКА.

Книга - это сосуд,
который нас наполняет,
но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку)

2. Слово учителя. Свой роман А. С. Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).
3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?
Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач.

5. Беседа по теме урока.

  • Кто же они, любимые героини Татьяны?
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.
  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»
  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?
Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но А. С. Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».
  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
На данном этапе урока учащиеся, объединившись в группы, работают над мини-проектами, посвященными кругу чтения Евгения Онегина. Предметом исследования становится материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». В период работы над проектом учащиеся используют материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» и ресурсы сети Интернет. Результатом данной работы станет защита своего проекта каждой группой, представление небольшой презентации. (На выполнение работы – 30 минут).

6. Подведение итогов.

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?
7. Домашнее задание.
Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.
Закончи предложения.
Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель 19 века. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений. Одно из них – роман «Евгений Онегин». А.С. Пушкин работал над романом много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. Несмотря на то, что роман назван «Евгений Онегин», система персонажей организованна в нём таким образом, что не меньшее, если не большее значение приобретает образ Татьяны Лариной. Но Татьяна не просто главная героиня романа, она ещё и любимая героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом». А.С. Пушкин безумно влюблён в героиню, и неоднократно ей в этом признаётся:

…я так люблю Татьяну милую мою!

Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, качеств, которыми были наделены героини классических русских романов: поэтического имени, необычной красоты:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Ещё с детства в Татьяне было много всего такого, что отличало её от других. В семье она росла одинокой девочкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Также Татьяна не любила играть с детьми, не интересовалась новостями города и моды. Большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

В Татьяне пленяет совсем другое: задумчивость, мечтательность, поэтичность, искренность. Она с детства читала много романов. В них она видела другую жизнь, более интересную, более богатую событиями. Она верила, что такая жизнь, и такие люди не выдуманы, а существуют на самом деле:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё,

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Уже именем своей героини Пушкин подчеркивает близость Татьяны к народу, к русской природе. Необычность Татьяны, её духовное богатство Пушкин объясняет влиянием на её внутренний мир народной среды, прекрасной и гармоничной русской природы:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.


Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту природы. Угадывается ещё один образ, везде и всюду сопровождающий Татьяну и связывающий её с природой – луна:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

…при отуманенной луне…

Душа Татьяны чиста, высока, как и луна. «Дикость» и «печальность» Татьяны не отталкивают нас, а наоборот, заставляют задуматься, что она, как и одинокая луна в небе, необычайна в своей душевной красоте. Портрет Татьяны неотделим от природы, от общей картины. В романе природа раскрывается через Татьяну, а Татьяна – через природу. Например, весна – зарождение любви Татьяны, а любовь – весна:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю павшее зерно

Весны огнём оживлено.

Татьяна делится с природой своими переживаниями, горестью, мученьями; только ей она может излить свою душу. Только в уединении с природой она находит утешение, да и где ей его ещё искать, ведь в семье она росла «девочкой чужой»; она сама в письме Онегину пишет: «…никто меня не понимает…». Татьяна та, которой так естественно влюбляться весной; расцветать на счастье, как первые цветы расцветают весной, когда природа пробуждается ото сна.

Перед тем, как уехать в Москву, Татьяна прежде всего прощается с родным краем:


Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости весёлая природа…

Этим обращением А.С. Пушкин ясно показал, насколько тяжёло расставание с родным краем для Татьяны.

А.С. Пушкин наделил Татьяну также «пламенным сердцем», тонкой душой. Татьяна в свои тринадцать лет – твёрдая и непоколебимая:

Татьяна любит не шутя

И предается, безусловно

Любви, как милое дитя.

В.Г. Белинский отмечал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви. ничто другое не говорила её душе; ум её спал»

Татьяна мечтала о человеке, который бы внёс в её жизнь содержание. Именно таковым показался ей Евгений Онегин. Она придумала Онегина, подгоняя его под образец героев французских романов. Героиня делает первый шаг: пишет Онегину письмо, ждёт ответа, но его нет.

Онегин не ответил ей, а напротив прочитал наставление: «Учитесь властвовать собою! Не всякий вас, как я поймёт! К беде неопытность ведёт!» Хотя девице признаваться первой в любви всегда считалось неприличным, но автору по душе прямота Татьяны:

За что ж виновная Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте.


Попав в московское общество, где «воспитаньем немудрено блеснуть», Татьяна выделяется своими душевными качествами. Светская жизнь не коснулась души её, нет, это всё та же прежняя «милая Татьяна». Она устала от пышной жизни, она страдает:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой.

Здесь, в Москве, Пушкин опять сравнивает Татьяну с луной, которая затмевает своим светом всё вокруг:

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не смогла,

Хоть ослепительна была.

Татьяна, которая по-прежнему любит Евгения, с твёрдостью отвечает ему:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Это подтверждает ещё раз, что Татьяна благородная, стойкая, верная.

Высоко оценил образ Татьяны и критик В.Г. Белинский: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину». Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой «тип русской женщины».

Класс: 9

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  • Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  • Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  • Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  • На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.

Оборудование и программное обеспечение:

Презентация по теме «Круг чтения Татьяны Лариной».

Опережающие индивидуальные задания к уроку:

  • Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  • Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

Ход урока

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку) (слайд 2 )

2. Слово учителя

Свой роман А.С.Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

(слайд 3 )Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (слайд 4 ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).

3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?

Возможные ответы:

  • общение с природой;
  • уклад жизни в имении Лариных;
  • влияние няни;
  • чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач. (слайды 5, 6)

5. Беседа по теме урока

  • Кто же они, любимые героини Татьяны? (слайды7, 8 )

Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…

Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.

  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…

Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»

  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) (слайд 10) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (слайд 11 ) (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?

Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».

  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

Работа с текстом : в группах исследуется материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». Чьи труды читал Евгений? Что привлекает его в книгах?
Одна из групп представляет результаты своей работы, остальные дополняют.
(слайды 12-14 )

6. Подведение итогов (слайд 15)

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?

7. Домашнее задание

Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия

Закончи предложения.

Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

Список использованной литературы

  1. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». – М., Просвещение, 1989.
  2. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1972.
  3. Куликов И.В. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1989.
  4. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий: Пособие для учителя. - Л., Просвещение, 1983.
  5. Материалы с сайта http://feb-web.ru
  6. Мир Пушкина. В 4 т. – Спб: Пушкинский фонд, 1993.

Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?

Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо установить черты сходства и различия между ними. Отмечаем, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определило дальнейшую их судьбу.

О чем свидетельствует монолог Татьяны?

(О том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.)

Что же думает Татьяна о нынешнем Онегине?

(«Урок Онегину» полон несправедливых замечаний и нелепых предположений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества, обвиняя его в корысти.)

Что для Татьяны любовь Онегина?

(Любовь Онегина для нее «малость», «чувство мелкое», а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.)

В чем причина такого Онегина Татьяной?

(Ее ложное представление о нем порождено светом, тем «утеснительным саном», приемы которого, как заметил Автор, она «скоро приняла».)

VI. Заключительное слово

Монолог Татьяны отражает ее внутреннюю драму. Смысл ее не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, но в новых, сформированных под влиянием общества чувствах. Болезнь, от которой так мучительно избавился Онегин, поразила теперь Татьяну. «Свет пустой» подавляет все живое, все человеческое в людях.

Образ самой Татьяны свободен от заданности: она и не воплощение пороков и не «совершенства образец». Татьяна - живой человек и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и песнях. Пушкин так исчерпывающе и глубоко развернул ее образ, что мы легко можем представить Татьяну в любой жизненной ситуации.

Поэт неоднократно говорит о своей любви к Татьяне, дает ей самые сердечные характеристики, тревожится за ее судьбу.

Учащиеся приводят примеры: 15, 31, 37 строфы из 3 главы; 23, 24 из 4 главы; 5, 55 из 7 главы; 50 строфа из 8 главы.

Домашнее задание

1. Подготовить устный мини-доклад: «Татьяна - любимая героиня Пушкина», используя материал урока и страницы учебника.

2. Подготовиться к сочинению (темы получены заранее).

Уроки 14-15. Сочинение по роману «Евгений Онегин»

Цель урока: умение построить письменное продуктивное высказывание, умение цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовать текст композиционно.

Примерные темы и планы

I. Татьяна - русская душою

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

Общение с народом, любовь к няне;

Русская природа;

Патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

Незаурядный ум;

Нравственная чистота;

Глубина чувств;

Верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин - «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин - «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

Уровень знаний;

Неумение трудиться;

Утонченные манеры;

Лицемерие;

Времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

Чтение книг;

Попытки писать;

Путешествия;

Преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

Резкий охлажденный ум;

Правдивость;

Знание и понимание людей;

Неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

К Татьяне;

К Ленскому;

К поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Информация для учителя

Примерный план сочинения по теме «Образ Онегина»

Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его «необычная по размерам и скорости эволюция».

2. Наилучшим свидетельством эволюции Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Авторская эволюция - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время многократно менялся замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, его отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

Основная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

1а. В начале первой главы - сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества (перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

1б. В конце 1 главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

2а. Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

2б. Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг - и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

2в. Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

2г. Так кто же он? Он - человек - сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

3а. Онегин это особый человеческий тип - «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

3б. В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение

Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Вариант уроков 14-15. Подготовка к сочинению на тему

«Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

Цель урока: разработка плана сочинения, составление тезисов основной части, выбор эпиграфа.

Эпиграф к уроку:

«Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице».

Стерн.



Статьи по теме: