Презентация " традиционная культура кубанского казачества". Обычаи и традиции казаков Презентация традиции казаков


Меня зовут Марат. Я учусь в 4 «Б» классе СОШ №1 которая расположена в одном из самых старых зданий ст. Полтавской.

В нашем классе проходят занятия кружка «Кубанская радуга». Посещая занятия кружка я узнал, как зарождалось казачество на Кубани, какие были жилища, какими ремёслами занимались казаки, какую одежду они носили, как ревностно любили и защищали свою Родину. Беседы о казачестве настолько увлекли меня, что я решил вместе с руководителем кружка и мамой изучить глубже быт и обычаи казаков .




Общественные здания – атаманское правление, школы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.


Кирпичное здание станичного правления1909 г. ст. Полтавская

Администрация сельского поселения 2008 год ст. Полтавская.


В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки. Стол.


В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды; («горка» или «угольник»). Комод для белья, сундуки.


Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница» - одна или несколько икон, украшенных рушниками, и стола – угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение:

венчальные свечи, «паски», пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.



Очень распространённая деталь казачьей хаты – фотографии на стене. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны



  • Архалук – «спиногрей»- среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном.
  • Балахон – валенный из овечьей шерсти плащ с капюшоном.
  • Башлык – головной убор, капюшон.


Казачья форма утвердилась к середине XIX в.; черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.



Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. - колпаки, файшонки от немецкого слова «файн»- прекрасный), наколки и токи. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.



  • Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению, и до совершеннолетия успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, "настольники", рубахи.

Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, мясо, рыба, овощи и фрукты.


Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус.

Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.









Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.


Работу выполнил

ученик 4 «Б» класса МБОУ СОШ №1

ст. Полтавской Красноармейского района

Ибрахимов Марат.

Руководитель:

учитель начальных классов

Бондаренко Светлана Семёновна

353800 ст. Полтавская

Красноармейский район

Краснодарский край.

Тел. 4 – 13 – 63

ст. Полтавская 2015 год

Очень часто за событиями, И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычно Посидеть нам всем в кругу, Вспомним кубанские обычаи, Вспомним нашу старину. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. (Вадим Шафнер).

Праздник – это яркое, запоминающееся зрелище, веселье. Обряд – традиции поклонения духам земли, воды, солнца, христианским святым.

Новый год Вечер под Новый год называется «щедрым вечером» . В этот вечер в каждом доме варили вареники с сыром и картошкой, жарили колбаску, пекли пирожки с капустой, мясом, с картошкой. Мальчики и девочки шли щедровать. Они подходили к окну какой-нибудь хаты и кричали щедривочки. «Щедрый вечер»

Рождеств о Праздник начинался с вечера. Варили крупу, добавляли мед, сладости и носили знакомым и родственникам «кутью» .

Колядки Позже, к вечеру, парни и девушки ходили по улицам и у каждого дома кликали «Коляду» . «Коляда» – существо, похожее на человека, который приносит крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. Пели колядки, желали счастья и благ хозяевам дома.

Гадания Одной из ярких особенностей Рождества являлись разного рода гадания. Вечерами гадания устраивали девушки, чтобы узнать свою судьбу на будущий год. Девушки в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж.

Маслен ица. Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней — Великий пост, Время, чтоб молиться.

Пас ха После поста приходил великий религиозный праздник – «Пасха» . Нарядные казаки и казачки шли в церковь и несли праздничные куличи, Пасху и крашеные яйца. Встречали друга словами: -Христос воскресе! -Воистину воскресе! Крашеные яйца, колбаску, сало несли в церковь, чтобы освятить. Дома ждали, пока принесут освященную еду. А потом приступали к трапезе.

Радуни ца «Радуница» – праздник поминания усопших. Троиц а Праздник прощания с весной, встреча лета. Устилали полы в доме травами. На Кубани в дома приносили мяту и чабрец.

Иван Купала 7 июля праздник Ивана Купалы. В этот день жгли костры, водили хороводы, Прыгали через огонь, купались в речках.

Кубань-земля такая: от хлеба золотая степная сторона. Гостей она встречает и песни запевает, И душу открывает прозрачную до дна. Казачка огневая красива, молода, Кубань – земля такая: Однажды приласкает – полюбишь навсегда! Это не делиться, это – едино, жизнь человека с Родиной милой!

Православные праздники у казаков Праздники проходили так Воинское построение (по полусотням и сотням); Вынос из храма знамени, икон, сотенных флажков; Атаман с булавой и насекой возглавлял праздник; Литургия – церковная служба; Скачки на скорость и преодоление полосы препятствий на конях; Джигитовка; Демонстрация владения оружием – шашка, кинжал, пика; Общественный пир по группам и семьям, массовые гулянья. Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное. Рождество

  • Святочная традиция - всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе
  • К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, вечная зелень ее символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
  • К праздничному столу готовились самые разнообразные блюда. Резали кабана, барашка, гусей, индеек. Готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной и фруктовой начинкой. Рождественский стол должен был отражать идею достатка, изобилия, благополучия.
  • Однако в навечерие Рождества Христова (6 января), или на багату вэчэрю, на стол ставили постные блюда. Хозяйки обязательно готовили обрядовую пищу - кутью и взвар. Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сухофруктов. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях. К вечере готовились тщательно: на белый платок в центр ставилась тарелка с кутьей. Сверху клали пирожки, бублики, пряники, конфеты, затем концы платка связывались крестом. Ношение вечери осуществляли дети, подростки, молодые семейные пары вечером накануне Рождества. В одних станицах вечерю несли дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе и крестным. В других не только родственникам, но практически всем жителям на своем краю. Важным моментом являлось то, что отведав принесенной кутьи, пирожков, хозяева взамен добавляли своей. Так поступали в каждой семье, что способствовало обновлению, упрочению социальных связей, скрепленных обрядовой пищей.
  • Во время ужина накануне Рождества Христова на стол ставили прибор для умерших предков. В некоторых станицах открывали дверь и звали их к столу. Хозяин, а если его не было, хозяйка приглашали к столу Мороза, а иногда и домового. В тексте приглашения высказывалась просьба не морозить ни людей, ни животных, ни растения. Святой ужин обязательно начинался с молитвы. Во время застолья нужно было как можно меньше вести разговоров, без нужды не выходить из-за стола. Девушке и парню запрещалось сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской пары. Нельзя было, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол. Блюда запивали не водой, а взваром. Считалось, что пока трапеза не закончена, из-за стола выходить нельзя, как, впрочем, и из дома, чтобы не впустить нечистую силу.
  • После ужина молодежь шла колядовать. Колядки - это рождественские песни и одновременно угощение, которое готовили к праздникам из ржаного пресного теста с разными начинками или припеками. Таким угощением одаривали веселых гостей. Наряду с христианским обычаем ходить под Рождество славить Христа (колядовать) осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. Отовсюду доносились пение и смех - это ходили колядовщики, в основном девочки и девушки в сопровождении «поводыря». Ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости, реже мелкую монету.
Крещенье
  • Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение)
  • Святки заключает Крещение (19 января). Перед ним соблюдался строгий однодневный пост, который заканчивался или с появлением вечерней звезды, или после первого освящения воды, которое происходило примерно в два часа ночи в церкви.
  • С освященной водой возвращались домой и окропляли, закрещивали, ставя мелом крестики, подворье, дом, членов семьи, все хозяйство. В некоторых станицах в это же время снаружи дом обводили сплошной меловой линией, - чтобы конопля высокая росла, чтобы из дома ничего не разбегалось, чтобы куры хорошо неслись. В то время конопля была стратегически важным сырьем, поскольку только из нее изготовлялись корабельные канаты, в том числе и для британского флота.
  • Перед освящением воды в реке, если стояли морозы, изо льда вырубали крест или несколько крестов, делали престол. Кресты могли окрашивать, например, свекольным красным квасом. Как правило, в момент опускания священником креста в воду присутствующие выпускали голубей, производилась стрельба, а желающие купались.
Масленица
  • Масленица - неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи. Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, купальные представления).
Троица
  • Отмечалась у казаков и Троица. Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене
14 октября –Покров Пресвятой Богородицы

Праздник казаков всех войск. Отмечается как день Победы 5,3 тыс. казаков над 150-ю тыс турок в конце сентября 1641 г. В крепости Азов

Покров
  • В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках.
Современные казаки Казак без веры не казак

Быт, традиции и семейные обряды

казаков на Дону



У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества.

В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».


Казаки строго соблюдали старые обычаи.

На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир.

Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.


Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она надевалась только раз – в момент крещения ребенка. Затем ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой, постелью и т.п.).

В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку».



До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью.

В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню.

Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.


Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига , или кубарь .


Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами.

Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку.

Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».


У донских казаков сложился свой, своеобразный

культурно-бытовой облик.

Жизненный цикл казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Часть из них сегодня утрачена, но основные: крестины, пострижение волос в первый год жизни ребенка сохранились и в наши дни.

С возрождением казачества на Дону возрождаются забытые традиции, появляются новые.




Презентацию подготовила учитель начальных классов

МБОУ Ново-Украинская ООШ №14 Панасюк Ирина Михайловна

Слайд 2

«Любите Кубань, изучайте ее прошлое, созидайте будущее!» -

А.Н.Ткачев. Губернатор Краснодарского края

Слайд 3

Карта Казакии

Слайд 4

Слайд 5

Русы – «каста» управленцев и воинов. Это Казачество, поэтому вся элита Русов - это Казаки. Причем этому понятию более десяти тысяч лет! Причем воинское ремесло они считали главным. Арабы описывают их как суровых, яростных и умелых бойцов. Будучи крайне воинственны, Русы приучали своих детей к мечу буквально с первых дней жизни. В люльку только что родившегося ребенка отец клал меч и говорил: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом» (Ибн-Русте). Ал-Марвази писал о Русах: «Храбрость их и мужество хорошо известны так, что один из них равноценен многим из других народов».

Слайд 6

Панцерник (Рыцарь)Картина Юзефа Брандта из серии «Запорожцы и жизнь Сечи»

Слайд 7

Стрельба из лукаКартина Юзефа Брандта

Слайд 8

По штандартам Схватка со шведами

Слайд 9

Слайд 10

Атака Богородица

Слайд 11

На турецком фронте

Слайд 12

Турецкие знамена захваченные в Эрзеруме на Кавказском фронте

Слайд 13

Схватка за флаг На коне

Слайд 14

Казаку и поход не в тягость и хлеборобить не маята, а радость

Слайд 15

В феврале 1792г в С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым с просьбой о решении переселиться на земли Кубани. 30 июня 1792 г. Екатерина II подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань. В обязанности войску вменялось «бдение и стража пограничья».

Слайд 16

Благодарим императрицу, молимся богу, що вона нам показала на Тамань дорогу.

Слайд 17

Памятник первым запорожцам, высадившимся у Тамани под командованием полковника Саввы Белого 25 августа 1792 года. Сооружен в 1911 году благодарными их потомками, кубанскими казаками Таманского станичного общества (Тамань) Памятник Кубанским казакам, установленный весной 2005 года перед зданием администрации края (Краснодар, ул. Красная)

Слайд 18

(Войсковой собор во имя Воскресения Господня). Освящен в 1802 г. Разобран в 1876-1879 гг. из-за ветхости. С гравюры первой половины XIX в. Кубанский историк И.Д. Попко (1858): «Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано «вольно ребята»: они стоят и лицом, и спиной, и боком на улицу. Большая их часть прячется в глубь двора, сколько можно догадываться, по сознанию своей некрасивой и бедной наружности. В хатах и дворах соблюдается чистота; на улицы выбрасывается сор, где и лежит он, пока поглотят его лужи».

Слайд 19

Слайд 20

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами, можно действительно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина - современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой степи и плавневых дебрей Великого Луга (так раньше называли плавни в нижнем течении Днепра) выработала в казаках особые умения и приемы проведения разведывательных операций, наступательных и оборонительных боев, сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня

Слайд 21

ОДЕЖДА КАЗАКОВ

Слайд 22

Слайд 23

Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, а слева черт крутит - вот казак и выходит!

Слайд 24

Отец в семье кубанских казаков

Слайд 25

На снимке 1915 года (от 19 сентября) казаки станицы Старомышастовской (слева по порядку): приказный Назарий Захарович Орда, казаки – Матвей Романович Коваленко и Григорий Гордеевич Чаплюнь. Они служили в 1-ю Мiровую войну в особой 17-й казачьей

Слайд 26

Кубанская семья

Слайд 27

Кубанская семья

Слайд 28

Слайд 29

Проводы казака на службу

Слайд 30

Разговор у колодца

Слайд 31

Казачья свадьба

Слайд 32

Казачья свадьба

  • Слайд 33

    Молодожёны

    Слайд 34

    Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

    Слайд 35

    Современная общественно-историческая ситуация сделала возможным возрождение и популяризацию в стране самобытно сложившихся видов спорта и средств подготовки казаков. Поэтому ответственной задачей представляется создание современной системы физкультурно-спортивной работы с казачьим населением. Джигитовка выступает здесь как необходимое звено целостной системы физического воспитания кубанского казачества.

    Слайд 36

    Первые школы в станицах Кубанского казацкого войска появились в первой трети 19 века. До этого центрами грамотности были церковные приходы, где обучение проводили местные священники. В школьных программах значились следующие предметы: закон Божий, чистописание, грамматика, арифметика и русская история. Школы открывались во многих станицах, но по количеству учащихся они были небольшие, в них обучались далеко не все станичные дети.

    Слайд 37

    Перед штурмом русскими войсками Парижа в марте 1814 года вся французская столица была оклеена по приказу императора пестрыми лубочными картинками с изображением казаков. На карикатурных лубках они были показаны не просто валявшимися меж грязных луж или поджигавшими дома, но и имевшими при этом демонический вид. С лубков на парижан смотрели уродливые чумазые создания с ожерельями из человеческих ушей и голов -сущие черти. Нужно ли удивляться тому, что вступавших в Париж казаков встречали толпы любопытствовавших горожан. К их крайнему изумлению вместо чудовищ они увидели привлекательных статных наездников с безукоризненной выправкой. По свидетельству знаменитого писателя Виктора Гюго, казаки были смирны и вежливы, не смели ни до чего дотрагиваться в Париже. Смехотворное "открытие" Наполеона было разоблачено принародно. Однако после поражения наполеоновских войск в России в рассуждениях императора о казаках стали доминировать ноты раздражения и злобы на своих обидчиков. Появились некоторые уничижительные сравнения, призванные выказать это недовольство. «Дайте мне полк одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Наполеон Бонапарт.

    Слайд 38

    Конный казак на парижской улицеАкварель Г.-Э Опица 1814 год Казаки на рынкеАкварель Г.-Э Опица 1814 год «Дайте мне полк одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Наполеон Бонапарт.

    Слайд 39

    Казаки у статуи Аполлона в музееАкварель Г.-Э Опица 1814 год БунчужныйКартина Юзефа Брандта

    Слайд 40

    Казаки в Бельгии

    Слайд 41

    Казаки в разъезде

    Слайд 42

    Фотографии из цикла"На фронтах Великой Войны» Строй Казаки на Дворцовой площади

    Слайд 43

    12 летний казак 2го Кубанского полка Кубанского казачьего войска С. И. Кравченко за спасение станкового пулемета в марте 1915 года был награжден Георгиевским крестом IV степени. Рисунок тушью художника К. Месиека, 1916 год.

    Слайд 44

    Командир 1-ого Кубанского пластунского батальона полковник Константин Александрович Жеглинский.Родился 1852г. апреля 3Из дворян Симбирской губернии.Образование:Общее - Московская военная прогимназия, окончил курс.Военное - Тифлисское пехотное юнкерское училище, окончил курс по 2-ому разряду.Чины:Нижним чином с 1869г. июня 21Хорунжим с 27мая 1874г.Со старшинством 15 февраля 1874г.Сотником 6мая 1882г.Подъесаулом с 6мая 1890г.Есаулом с 3июня 1893г.Войсковой старшина с 26февраля 1901г.Полковник с 11января 1905г.Со старшинством с 5октября 1904г.Участвовал компании 1877 - 1878г.Был в сражениях, ранен и контужен не был. Травм и повреждений не получил. Награды:1877г - орден Св.Анны 4-ой степени с медалью "За храбрость", Св.Станислава 3-ей степени с мечами и бантом.1905г. - чин полковника.



  • Статьи по теме: