Презентация тему культура западной европы. Презентация по истории на тему "культура западной европы в раннее средневековье"

«Архитектура Западной Европы Средневековья» - Массивная крыша. Главная башня. Романский стиль архитектуры. Интерьер романской церкви. Собор в Вормсе. Замки. Портал. Замок Сюлли. Замок Лидс. Монастырь. Сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Собор в Майнце. Донжон. Королевский дворец Алькасар. Замок Алькасар. Замок в Речестере.

«Культура Средневековой Европы» - Фома Аквинский - монах доминиканского ордена. Какие два архитектурных стиля один за другим получили развитие. В городах стали возникать не церковные школы, а с XII века - университеты. Петр Абеляр. Многие философы занимались алхимией. В XII веке в Северной Франции зародился новый стиль. Образование в средние века.

«Художественная культура европейского Средневековья» - Списки Корана. В.И. Баженов. Принципы. Принципы канонического изображения. Черты культуры информационного общества. Романтизм. Основные идеи. Периоды древнерусской иконописи. Явление культуры. Наука. Консультация. Черты культуры. Разум. Понятийный аппарат. Черты культуры Древнего Рима. Проблема. Люди древнекитайской цивилизации.

«Литература Средних веков» - Рыцарская / куртуазная культура. Англосаксонская литература. Городская / народная культура. Церковная культура. Литература средних веков. Сюжет. Беовульф. Стилистическая характеристика поэмы. Рыцарский роман. Три типа средневековой культуры.

«История культуры Средневековья» - Собор Парижской Богоматери. Приоритет социально-культурных ценностей Средневековья. Церкви больше не похожи на крепости. Художественная культура. Литургическая драма. Искал алхимик камень. Культура эпохи Средневековья. Главные формы живописи. Жан-Жак Руссо. Фасад. Термин “Средние века”. На сцену выходил Бог.

«Культура Раннего Средневековья» - Эпические песни. Образцы и авторитеты. Культура Западной Европы в раннее средневековье. «Семь свободных искусств». Искусство рукописной книги. Жонглёры и шуты. Смена времен года и сутки. Время. Представление средневекового человека о мире. Литература. Каролингское Возрождение. «Дворцовая Академия».

Всего в теме 11 презентаций

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА работу выполнила ученица 6 А класса Волкова Екатерина

1.Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей округи. Дальнее путешествие было опасным и трудным. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными. Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других – с Рождения Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи».

1.Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Средневековые законы особенно сурово карали за преступления, совершённых ночью. Ночь – это время появления сверхъестественных сил, привидений, демонов. Поэтому монахи и все глубоко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дьявола. С развитием городов и торговли, деловых и дипломати – ческих связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места.

1.Представления средневекового человека о мире. Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в 13 веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провёл он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, в которой рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.

Астролог, математик и писец.

2. Переводы с греческого и арабского. Жители Западной Европы 5-10 веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. В 11-12 веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, медицине. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился.

Книга Аристотеля.

3. Средневековые университеты. Средневековое общество было корпоративным. Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров и студентов. Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Студенты из одной страны объединялись в землячества (нации), а преподаватели создавали объединения по предметам факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе они избирали главу университета – ректора. Обычно кроме подготовительного, было три факультета: богословский, юридический и медицинский. В 15 веке в Европе было уже 60 университетов.

4. Схоластика. Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него надо верить. Учёные 11-13 веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Так в соборных школах и университетах родилась схоластика (школа) – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Схоласты выработали свой научный метод – способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы.

5.Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов 12 века был француз Пьер Абеляр (1079-1142). Абеляр уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошёл своих профессоров и побеждал их в диспутах. Самым сильным из идейных противников Абеляра был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090-1153). Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Нужно верить, а не рассуждать, - полагал Бернар. Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма и мистики.

6. Великий схоласт 13 века. Вершиной средневековой схоластики были труды богослова 13 века Фомы Аквинского (1225-1274). Фома Аквинский был сыном итальянского графа, учился в университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена. Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самый знаменитый его труд – «Сумма бого – словия». В этой грациозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье. Он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом. После смерти Фому называли «ангельским доктором», а церковь объявила его Святым.

7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон (1214-1294) преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Только с их помощью можно проверить, верны ли наши знания. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».

Слайд 2

План урока

  • Представления средневекового человека о мире
  • Каролингское Возрождение
  • «Семь свободных искусств»
  • Искусство рукописной книги
  • Литература
  • «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»
  • Слайд 3

    В Средние века большинство людей, включая ученых, считали Землю плоским диском. Идеи Древних греков о том, что Земля – шар были известны не многим. Мало кто из людей в Средние века покидал родные края. Даже в соседних городах мало кто бывал, но о Европе знали хотя бы немного. Остальной мир был неведомым и полным опасностей и тайн.

    Слайд 4

    1. Представления средневекового человека о мире

    Центром Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. В Средневековье считали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

    • Мир по представлению Геродота
    • Мир по средневековым представлениям
  • Слайд 5

    В раннее Средневековье использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме: солнечные часы определяли время по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка, водяные и песочные часы (помогали определять только отдельные отрезки времени).

    • Песочные и водяные часы
    • Солнечные часы
  • Слайд 6

    Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года.

    Слайд 7

    Сутки делились на день и ночь. Ночь считалась временем действия злых сил, поэтому все честные и праведные люди должны были по ночам спать.

    Слайд 8

    2. Каролингское Возрождение

    Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все.

    Слайд 9

    При Карле Великом начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.

    Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. Карл приглашал в столицу ученых со всех концов своей империи.

    Слайд 10

    Карл строил в Ахене и других городах каменные дворцы и церкви. В VIII-IX веках во Франкском государстве возросло число образованных людей, были переписаны многие сочинения античных авторов. Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.

    Слайд 11

    3. «Семь свободных искусств»

    Карл Великий приказал открыть школы при монастырях. Позднее при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке - международном языке образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

    Слайд 12

    В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума».

    «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

    Слайд 13

    Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.

    Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.

    Слайд 14

    4. Искусство рукописной книги

    В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон.

    Книга раннего средневековья

    Слайд 15

    Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.

    Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.

    Слайд 16

    5. Литература

    С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов.

  • Слайд 17

    В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом. Повествование начиналось обычно от сотворения мира и заканчивалось современными событиями. Наряду с тем, что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы.

    Посмотреть все слайды
  • Cлайд 1

    Cлайд 2

    План урока Представления средневекового человека о мире Каролингское Возрождение «Семь свободных искусств» Искусство рукописной книги Литература «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»

    Cлайд 3

    1. Представления средневекового человека о мире В Средние века большинство людей, включая ученых, считали Землю плоским диском. Идеи Древних греков о том, что Земля – шар были известны не многим. Мало кто из людей в Средние века покидал родные края. Даже в соседних городах мало кто бывал, но о Европе знали хотя бы немного. Остальной мир был неведомым и полным опасностей и тайн.

    Cлайд 4

    1. Представления средневекового человека о мире Центром Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. В Средневековье считали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Мир по представлению Геродота Мир по средневековым представлениям

    Cлайд 5

    1. Представления средневекового человека о мире В раннее Средневековье использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме: солнечные часы определяли время по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка, водяные и песочные часы (помогали определять только отдельные отрезки времени). Песочные и водяные часы Солнечные часы

    Cлайд 6

    1. Представления средневекового человека о мире Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года.

    Cлайд 7

    1. Представления средневекового человека о мире Сутки делились на день и ночь. Ночь считалась временем действия злых сил, поэтому все честные и праведные люди должны были по ночам спать.

    Cлайд 8

    2. Каролингское Возрождение Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все.

    Cлайд 9

    2. Каролингское Возрождение При Карле Великом начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. Карл приглашал в столицу ученых со всех концов своей империи.

    Cлайд 10

    2. Каролингское Возрождение Карл строил в Ахене и других городах каменные дворцы и церкви. В VIII-IX веках во Франкском государстве возросло число образованных людей, были переписаны многие сочинения античных авторов. Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.

    Cлайд 11

    3. «Семь свободных искусств» Карл Великий приказал открыть школы при монастырях. Позднее при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке - международном языке образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

    Cлайд 12

    3. «Семь свободных искусств» В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

    Cлайд 13

    3. «Семь свободных искусств» Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость. Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.

    Cлайд 14

    4. Искусство рукописной книги В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Книга раннего средневековья

    Cлайд 15

    4. Искусство рукописной книги Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.

    Слайд 1

    Культура средневековой Европы

    Слайд 2

    Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453), до него же доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI-VIII века).

    Слайд 3

    Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI века). Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI - конец XIV века). Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV-XVI века)

    Слайд 4

    Университеты: магистры и школяры
    В период развитого Средневековья в европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества – университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы.

    Слайд 5

    Даты основания университетов

    Слайд 7

    Программы:
    В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

    Слайд 8

    Преподающие
    Фома Аквинский (1225/26-1274)- богослов, философ. Монах- доминиканец. В 1323 г. причислен к лику святых. Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине. Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога.

    Слайд 9

    Пьер Абеляр
    (1079-1142) – французский богослов, философ, поэт. Преподавал в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии, пытался обосновать связь разума, логики и веры. Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.

    Слайд 10

    Роджер Бэкон
    (1214-1292/94)- английский философ, естествоиспытатель. Учился, а затем преподавал в Оксфорде. Монах- францисканец. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий

    Слайд 11

    Развитие литературы
    Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». К первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму - все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством. . В это время возрастало многообразие жанров и закладывались истоки национальных культур. В разных странах были собраны и записаны эпические циклы, объединившие древние народные сказания –легенды

    Слайд 12

    Романский стиль
    Это стиль в западно-европейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале XIX в.

    Слайд 13

    Готика
    Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.

    Слайд 14

    Собор Норт-Дам в Реймсе

    Слайд 15

    de Santa María de la Sede- собор в городе Севилья (Андалусия, Испания)

    Слайд 16

    Возрождение
    Этим термином обозначается направление в развитии европейской, в первую очередь итальянской, культуры середины XIII-XVI в. При этом выделяют три периода: предвозрождение (Треченто), раннее Возрождение (Кватроченто), высокое Возрождение. Характерные черты Возрождения заключались в обращении к античным идеалам прекрасного, в пробуждении интереса к человеку как совершенному созданию, части окружающего его мира.



    Статьи по теме: