Подделки в официальных памятниках древности. Памятники архитектуры древней руси

Предоставлю список памятников из раздела отечественной истории, т.к. о памятниках Шумера и Аккада и прочая, прочая, прочая, написано очень много.

  1. Рюриково городище в Новгороде

Больше тысячи лет назад на невысоком холме, неподалеку от центра современного Великого Новгорода стоял город - богатый административный, торговый и ремесленный центр всего Приильменья - Рюриково городище. Археологи обнаружили в его культурном слое множество вещей скандинавского происхождения. Городище стало предшественником столицы новгородского княжества; именно сюда, по легенде, пришел княжить варяг Рюрик.

2. Костенки

Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. В Костенках находили груды костей животны - древние жители этих мест строили жилища из костей мамонтов. Среди 40 000 находок - орудия труда и произведения искусства.

3. Гнездово

По обе стороны Днепра в Смоленской области находится крупнейший памятник, относящийся ко времени зарождения древнерусского государства - Гнездовский курганный комплекс. Когда-то здесь были насыпаны 3500−4000 курганов. И славяне, и скандинавы в VIII-X вв. хоронили умерших одинаково: сначала помещали тело в погребальный костер, а зачем насыпали курган. Некоторые курганы насыпаны на сожженных погребальных ладьях; такие захоронения оказались особенно богатыми. В них находили ювелирные украшения, сломанные мечи и другие предметы.

Шлемы, найденные в Гнездовских курганах

4. Фанагория

Фанагория - одна из немногих древнегреческих колоний на территории современной России. Крупный портовый город служил второй после Пантикапея (совр. Керчь) столицей Боспорского царства. На территории современного города были раскопаны административные и жилые здания конца VI - первой половины V в. до н.э. Самой ценной находкой за историю раскопок стал деревянный корабль. Его удалось датировать благодаря металлическому тарану, на котором обнаружился отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора (звезда и полумесяц). Судя по всему, корабль биремы (гребного военного судна с двумя рядами весел по каждому борту) входил в состав царского флота и был сожжен во время штурма Фанагории 63 г. до н.э.

5. Херсонес

В октябре 2015 года музей-заповедник Херсонес Таврический перешел к России, и, хотя ЮНЕСКО и отказалась признать этот факт, сейчас музей-заповедник находится под руководством российского министерства культуры. Единственный греческий полис в Причерноморье, Херсонес успел побыть римской колонией, войти в состав Боспорского царства, краткое время был независимым, вошел в состав Византии, пережил набеги войск Чингизхана, был дважды разрушен и разграблен литовскими князьями, видел генуэзских купцов. Его культурный слой хранит память о каждом периоде истории древнего города.

6. Селитренное городище (Сарай-Бату)

На территории Астраханской области находится основанная ханом Батыем столица Золотой Орды - город Сарай-Бату. Селитренным он стал намного позже, когда при Петре I здесь поставили заводы по производству селитры. На территории памятника найдены фундаменты множества зданий - общественных, жилых и производственных. Города Золотой Оржы строились покоренными народами, поэтому материальная культура Сел Сарай-Бату была очень эклектична.

Реконструкция жилищ города Сарай-Бату

7. Городище Старая Рязань

Один из самых богатых городов Древней Руси, столица Рязанского княжества находился совсем не там, где стоит современная Рязань. Городище Старая Рязань обнаружили в 1822 году благодаря случайной находке - кладу золотых украшений. После Великой Отечественной войны за раскопки взялись серьезно. На городище были найдены три храма, предметы искусства, дома и помещения, где люди занимались ремеслами, 16 кладов с монетами и ценными вещами.

За 3 тысячи лет до нашей эры на территории современной Челябинской области было построено огромный укрепленный город. В специальных мастерских его жители плавили бронзу и занимались гончарным ремеслом. Город был строго распланирован и имел ливневую канализацию.

Образованные остатками укреплений и жилищ круговые фигуры в степи привлекли не только историков, но и приверженцев оккультизма всех сортов: они называют памятник археологии «местом силы», «колыбелью человечества» и «прародиной ариев».

Охотники за мамонтами. Самые ранние следы обитания человека в нашем крае относятся к ледниковой эпохе, древнекаменному веку. Это было 30–15 тысяч лет назад. Холодные степи с островками хвойных и лиственных лесов были свободны от ледника. В степях обитали огромные мамонты, сибирские шерстистые носороги, первобытные быки, дикие лошади, северные олени, медведи, волки и другие животные. Их кости часто находят в обрывистых берегах рек, особенно после весенних разливов, при различных земляных работах.

Первые люди пришли в наш край из более южных широт, вероятно, из пределов Южного Казахстана и Средней Азии, постоянно продвигаясь к северу в поисках новых охотничьих угодий. Это были люди современного физического типа. Они жили матриархальными общинами, в которых главой рода считалась женщина. Их главным хозяйственным занятием являлась охота на мамонтов, носорогов, северных оленей и других крупных животных. Охотники были вооружены копьями с каменными наконечниками, костяными гарпунами, кремневыми ножами, костяными и каменными кинжалами, деревянными палицами. Люди уже умели добывать огонь, одевались в звериные шкуры, жили в землянках, пещерах.

Следы стоянок древних охотников обнаружены в районе нынешнего с. Идельбаево (около г. Медногорска) и в ряде других мест Южного Урала. Особенно интересный памятник того времени - знаменитая Капова пещера на р. Белой в Башкирии. На стенах сохранились изображения животных ледникового времени, выполненные красках руками древних художников.

Прошли тысячи лет. Потеплел климат. Исчезли мамонты и шерстистые носороги. Ушли в далекую тундру северные олени. Образовался близкий к современному растительный и животный мир степи. Люди научились шлифовать, сверлить и пилить камень, усовершенствовали каменный топор, изобрели лук и стрелы. В общинах стали изготовлять глиняную посуду, делать лодки-долбленки, строить плоты, из диких волокнистых трав прясть нитки, вязать сети, ткать грубый материал для одежды. Появилось первое домашнее животное - собака, ставая верным другом и помощником человека. Наступил новый этап в жизни человеческого общества - новокаменный век.

В 4–3 тысячелетиях до нашей эры матриархальные родовые общины жили в южно-уральских степях вдоль рек и озер. Главным занятием их были рыбная ловля и охота. Следы их стоянок обнаружены по берегам р. Джарлы (Адамовский район), на территории совхоза имени XIX партсъезда (Светлинский район), на р. Киембай (Домбаровский район), около устья р. Ток (Бузулукский район) и в других местах.

Древние скотоводы, земледельцы и металлурги. Во второй половине 3 тысячелетия до нашей эры древние рыболовы и охотники южноуральских степей перешли к скотоводству, примитивному земледелию, добыче медной руды и изготовлению первых металлических орудий, сначала медных, а затем и бронзовых. Изменилось общественное устройство: главой рода стал мужчина. Во 2 тысячелетии до нашей эры бронзовые орудия труда, наряду с каменными, широко вошли в обиход населения нашего края. Наступил бронзовый век.

Древние скотоводы, земледельцы и металлурги степей жили оседлыми поселениями. Каменными мотыгами они обрабатывали мягкие заливные участки земли вдоль рек, сеяли пшеницу, жали медными и бронзовыми серпами, зерна растирали на каменных терках, разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, добывали и плавили медную руду, отливали бронзовые орудия - топоры, кинжалы, серпы и т.д.

Свидетельства жизни и деятельности людей того времени обнаружены в ряде мест нашей области. Следы их поселений открыты по берегам р. Джарлы (Адамовский район), на территории совхоза имени М. Горького (Новоорский район), на р. Чебеньке у с. Гавриловки (Саракташский район), у с. Колтубанки (Бузулукский район) и т.д. Следы добычи медной руды открытым способом обнаружены и у с. Еленовки (Домбаровский район), между речками Средней и Верхней Каргалками (Сакмарский район). Много погребений изучено археологами в Домбаровском, Новоорском, Соль-Илецком, Гайском, Тоцком и других районах.

2. Кочевники раннего железного века. Распад родовой общины.

Появление железных орудий. В VIII–VII вв. до нашей эры древние жители южноуральских степей освоили плавку железной руды и начали изготовлять железные орудия труда и оружие. Каменные орудия были полностью вытеснены железными. Медь и бронза применялись для изготовления наконечников стрел, различных предметов быта и украшений.

Железные орудия сделали труд человека намного производительнее, чем раньше. Употребление их совершило настоящую революцию в технике, оказало огромное влияние на дальнейшую историю человеческого общества. С появлением железных орудий заканчивается бронзовый век и начинается ранний железный век.

Одновременно с появлением железных орудий древние оседлые скотоводы и земледельцы перешли к новому типу хозяйства - к кочевому скотоводству. Этот переход обусловливался дальнейшим ростом поголовья скота в общине и наличием благоприятных природных условий для его выращивания - бескрайних степных пастбищ.

Савроматы и сарматы. В 1 тысячелетии до нашей эры на территории нашей Родины произошли важные события. В Закавказье и Средней Азии образовались первые рабовладельческие государства - Урарту и Хорезм. В Причерноморье греки основали свои города-государства - Пантикапей, Оливью, Херсонес и другие. В тот период в причерноморских степях жили скифские племена, а в степях Южного Казахстана и средней Азии кочевали скотоводы саки и массагеты. Обширные южноуральские и прикаспийские степи населяли кочевники-скотоводы - потомки оседлых племен бронзового века. Древнегреческие историки (Геродот и другие) называли их савроматами (древнее название) и сарматами (более позднее название).

Савроматы являлись восточными соседями скифов. Территория, которую занимали савроматы, начиналась у Дона и уходила далеко на восток. Южноуральские степи были ее частью. Здесь они кочевали свыше тысячи лет, с VII в. до нашей эры и по IV в. нашей эры. Савромато-сарматские племена были родственны скифам, говорили на языке, близком к их языку.

Главным хозяйственным занятием савромато-сарматских племен являлось кочевое скотоводство. Они разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот, сеяли просо, плавили железную руду, владели кузнечным ремеслом, знали литейное дело. Жилищами им служили войлочные кибитки, установленные на повозках. Питались они мясом домашних и диких животных, кумысом и куртом (сушеным творогом).

Савромато-сарматские племена отличались воинственностью. Мужчины были вооружены железными мечами, кинжалами, копьями или дротиками, луками со стрелами. Женщины также владели оружием и в случае необходимости вступали в бой.

Родовые общины объединялись в племена и племенные союзы. Во главе родов и племен стояли вожди, которые выделялись среди рядовых общинников своим богатством. В хозяйстве вождя применялся труд военнопленных - рабов и обедневших общинников. Росло имущественное неравенство, шел процесс образования частей собственности. Родовая община переживала последнюю ступень своего развития.


Содержание:

Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.

Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.

Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.

Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.

На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие - это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Золотые ворота

Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.

Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них - золотые пластины не найдены до сих пор.

По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.

Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное - это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.

Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.

Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.

Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах - четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.

Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.

Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.

На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер - образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.

Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный - выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.



Статьи по теме: