Почему неизбежен конфликт между чацким и фамусовским обществом в произведении «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)

Русский посланник А. С. Грибоедов, прозванный персами Вазир-Мухтаром, был убит в Тегеране зимой 1826 года в результате заговора фанатиков-мусульман. Но убийство готовилось заранее в далекой заснеженной России, напуганной декабрьскими событиями на Сенатской площади. Среди декабристов Грибоедова не было, но его опасались не меньше, чем мятежников, вышедших с протестом к царю. Комедия «Горе от ума», переходившая из рук в руки, сеяла крамолу даже в рукописи, подобно радищевскому “Путешествию из Петербурга в Москву”. Смертный

Приговор писателю – миссия в Персию – был утвержден высочайший рукой на берегах Невы. Грибоедов стал Вазир-Мухтаром. Общество обрекло гениальную личность на гибель. Но пьеса вопреки всему жила…

Идейную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии развиваются в московском аристократическом доме в течение одного дня. Но, несмотря на узкие пространственные и временные рамки, автор ярко и подробно нарисовал картину жизни дворянского общества того времени и показал все новое, живое, передовое, что робко зарождалось

В его недрах.

Чацкий является представителем передовой части дворянской молодежи, которая уже осознает косность и жестокость окружающей действительности, ничтожество и пустоту людей, считающих себя творцами и хозяевами жизни.

Таких героев, как Чацкий, еще немного, но они появляются, и это знамение времени. Грибоедов отразил основной конфликт эпохи – столкновение консервативных сил общества со свободолюбивыми личностями, вестниками новых веяний, идей. Конфликт этот не придуман автором, за ним стоят лучшие люди эпохи, будущие декабристы, полные чувства тревоги за родину и народ, вступающие на путь борьбы за счастье, за светлые идеалы, за будущее.

Грибоедов показал человека нового типа, деятельного, неравнодушного, способного выступить против крепостничества и косности взглядов в защиту свободы, ума и человечности. Именно такими хочет видеть Чацкий черты «века нынешнего», в котором «… истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражания». Страстными речами, вольными мыслями, всем поведением героя отвергаются устаревшие нормы жизни и воспевается новая идеология, проповедуются взгляды декабристов.

Фамусовское общество, хранящее привилегии и традиции «века минувшего», века покорности и страха, защищает идеологию раболепства, чинопочитания и лицемерия. В понимании общества «ум – это умение сделать карьеру», «награжденья брать» и «весело пожить». Людям, живущим по таким принципам, глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, «Ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Главная задача этого общества – сохранить в неприкосновенности жизненный уклад, поступить так, «как делали отцы». Недаром Чацкий часто напоминает именно об этом: «поют все песнь одну и ту же», «сужденья черпают из забытых газет». А Фамусов всех наставляет: «Учились бы, на старших глядя». Путь к заветному благополучию – это, например, карьера Максима Петровича:

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб.

Здесь все, по выражению Чацкого, не «служат», а «прислуживаются». Ярче всего это проявляется у Молчалина, которого отец научил «угождать всем людям без изъятья », и даже «собаке дворника, чтоб ласкова была».

В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен уродливым представителям этого общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии («чинишки», «местечки»), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне для того, чтобы принести пользу народу, который он считает «умным и бодрым». Резко критикует Чацкий общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. Он ценит людей, которые готовы «в науки вперить ум, алчущий познанья», или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным». Фамусов не может спокойно внимать речам Чацкого, он затыкает уши. Жить глухим – единственная возможность оградить себя от обличений Чацкого!

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как он не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценичных персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать,; это профессора Петербургского педагогического института; это князь Федор – химик и ботаник.

Чацкий как герой произведения не только воплощает в себе этику и эстетику декабристов, но имеет много общего с реальными историческими лицами.

Он оставил службу, как Никита Муравьев, Чаадаев. Они рады были бы служить, да «прислуживаться тошно». Мы знаем, что Чацкий “славно пишет, переводит”, как и большинство декабристов: Кюхельбекер, Одоевский, Рылеев…

До великих и трагических событий двадцать пятого года оставалось еще несколько лет, но финальной сценой поражения Чацкого Грибоедов, быть может, предвосхитил исход этих событий.

С жаром и насмешкой Чацкий произносит последние слова, в которых изливает «всю желчь и всю досаду», и уезжает, оставив «мучителей толпу» наедине с клеветой, лукавством, враждой друг к другу, выдумками и вздором – словом, с пустотой дряхлеющего света.

В конце действия появляется карета. Может быть, это символ прощания, а может быть, долгой дороги, которую еще суждено пройти герою.

Спустя полвека после создания комедии, когда чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова финала пьесы звучали очень убедительно. Ведь возвращались победителями «России верные сыны».

Во все времена были, есть и, вероятно, будут свои Чацкие, Грибоедовы, Вазир-Мухтары, которые, благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем идти вперед – «за честь отчизны, за убежденья, за любовь».

Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» – столкновение «века нынешнего» в лице Александра Андреевича Чацкого с «веком минувшим», представленным в комедии фамусовским обществом. Но разве «век минувший» – это век, ушедший навсегда, освободивший при этом место новому времени с совершенно иными жизненными ценностями? На мой взгляд, Чацкий необъективен в своем суждении о «наступившем» и «прошедшем» временах, считая, что «нынче свет уж не таков», как прежде. Эта необъективность в убеждениях героя обусловлена его молодостью и некоторой наивностью. Чацкому, который только что вернулся из долгого путешествия, трудно понять атмосферу в доме Фамусова и правильно оценить нравы «прошедшего житья». Герою кажется, что мир изменился, но на самом деле все осталось по-прежнему. Слова «век минувший» обозначают в комедии определенный жизненный уклад, мировоззрение, в рамках которого главными ценностями являются чины и богатство.
Уже с первых страниц пьесы для нас становится очевиден тот факт, что в доме Фамусова все лгут друг другу. И лишь ложь Лизы и Софьи носит благородный характер. Лиза лжет барину, помогая тем самым Софье и Молчалину. Софья обманывает отца для того, чтобы тот не узнал о любви дочери к секретарю, ведь Фамусов не сможет принять в семью бедного человека («Кто беден – тот тебе не пара!»). Ложь Софьи можно оправдать, она вызвана глубоким чувством к возлюбленному, а вот ложь Молчалина – это предательство. Он обманывает и своего благодетеля, и «возлюбленную» исключительно ради собственной выгоды.
Забыв о том, что он только что заигрывал с Лизой, Фамусов с важностью говорит о себе: «Монашеским известен поведеньем!» Грибоедов намеренно столь подробно показывает читателю обстановку в доме Фамусова: она отражает нравственную атмосферу целого общества.
Фамусова, в доме которого происходит действие пьесы, можно назвать самым серьезным оппонентом Чацкого. Конфликт между этими героями носит социально-политический характер. В параллели Чацкий – Фамусов практически невозможно найти точек соприкосновения. Фамусов – типичный московский барин, лишенный нравственных целей. Чины и богатство – главная жизненная цель его, оправдывающая любые средства: «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Идеалы Фамусова – Кузьма Петрович, приверженец семейственности, человек «с ключом» (золотой ключ был показателем статуса камергера), который «и сыну ключ умел доставить», и Максим Петрович, дядя Фамусова, известный своим угодничеством и низкопоклонством. Фамусов живет по составленному на неделю распорядку, который носит бытовой, житейский характер: крестины, «форели», погребенье…Отношение к делам у этого барина поверхностное, он не вникает в суть службы: «Подписано, так с плеч долой». А в книгах Павел Афанасьевич не видит пользы: «И в чтеньи прок-от не велик…» – что характеризует его как невежу, непросвещенного человека. И такое отношение к книгам присуще всему московскому дворянскому обществу с консервативными взглядами на мир.
Чацкий же – пылкий молодой человек декабристского мироощущения – не приемлет такого образа жизни, таких идеалов: «И точно, начал свет глупеть…» Фамусовское общество чуждо ему, поэтому Чацкий обличает его «подлейшие черты».
Итак, кто же в комедии представляет общество? Это московский «туз» – полковник Скалозуб, самодовольный карьерист, «известный человек, солидный». Его мечта – «только бы досталось в генералы». Скалозуб продвигается по службе за счет уволенных и умерших товарищей: «То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». В разговоре со Скалозубом Фамусов заискивает перед ним, ведь именно такой зять для Фамусова приемлем, так как Скалозуб «и золотой мешок, и метит в генералы».
Следующий персонаж, жизненное кредо которого – «и награжденья брать, и весело пожить», а средство для достижения этого – «угождать всем людям без изъятья», – Молчалин, мелкий дворянин, являющийся секретарем в доме Фамусова. У Молчалина хорошая репутация в обществе, он умеет казаться тем, кого в нем хотят видеть. Зависеть от других – основной принцип Молчалина. Этот персонаж пользуется возможностями, связями «сильных мира сего», их положением в обществе. Своей угодливостью Молчалин располагает к себе. Его идеалы – Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, которых он считает цельными личностями и ставит в пример Чацкому. Чацкий же так высказывается о Фоме Фомиче: «пустейший человек, из самых бестолковых!»
Софья любит Молчалина за то, что для спокойного семейного счастья тот подходит гораздо больше, чем заносчивый, смелый в своих суждениях Чацкий. А Чацкий не может понять чувства к тому, «кто на всех глупцов похож!». Молчалин же считает Чацкого глупеньким, нелепым мальчишкой, жалеет его.
Думается, что главный критерий оценки Чацким окружающих людей – ум. Это определяет как положительные, так и отрицательные стороны героя. А. С. Пушкин отказывал Чацкому в уме, имея в виду ум житейский, светский. Чацкий предстает в комедии как носитель подлинного, высокого ума.
Огромное значение в комедии имеет сцена бала: именно в ней перед читателем возникает целая галерея разнообразных «портретов», именно на балу конфликт между обществом и Чацким оказывается доведен до предельной остроты. Первыми в доме Фамусова появляются Горичи. Платон Михайлович – яркий образ мужа-мальчика, мужа-слуги, семейная жизнь которого однообразна и скучна.
Следующие гости – князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Главная забота родителей – выдать замуж дочерей. Для княгини не важны душевные качества возможного зятя, важен его имущественный статус. Узнав о том, что Чацкий небогат, княгиня, пославшая Тугоуховского знакомиться с Чацким, кричит мужу что есть мочи: «Князь, князь, назад!» – совершенно не стесняясь при этом присутствия Чацкого.
Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины проявляют сословную спесь по отношению к другим людям, присутствующим на балу («Мы первые!»), в то же время радуясь встрече с Загорецким, «отъявленным мошенником», полезным каждому.
Важную роль в пьесе играет Репетилов – своеобразный «двойник» Чацкого, искаженная его тень. Читателю кажется странным то, что Репетилов одинаково любезен и с Чацким, и со Скалозубом. Репетилов так же много говорит, как и Чацкий, но у них разные на то мотивы. Репетилов в некотором роде пародирует Чацкого. Этот герой комедии – неудавшийся карьерист, прожигатель жизни, член «тайного общества». Монолог Репетилова содержит характеристику якобы прогрессивной части московского дворянства, но этот «сок умной молодежи» не что иное, как дань моде на людей с передовыми взглядами.
Именно на балу распускают слух о сумасшествии Чацкого. Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. Он может казаться смешным фамусовской Москве, но не читателю. Неудачи Чацкого – признак его неотступного стремления сохранить верность своим идеалам. Герой нетерпим к глупости, пошлости и угодничеству, распространенным в обществе, с которым его сталкивает судьба. Но Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам. «Союзники», единомышленники главного героя в комедии – двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и «в деревне книги стал читать», профессора Педагогического института, а также племянник княгини Тугоуховской Федор – химик и ботаник, не желающий «знать чинов». Передовые люди того времени видели, что общество нуждается в переменах, у них появились новые жизненные ценности – образование, которого так боялись представители консервативного фамусовского общества, и свобода личности.
Оскорбленный клеветой, Чацкий покидает Москву, на которую он возлагал большие надежды. Герою хотелось обновления русской жизни. Но этого не произошло. В городе – и во всей стране – сохранилась верность идеалам «века минувшего». Благородному Чацкому не место в фамусовском обществе, но он не остается побежденным в комедии, так же как и не является в ней победителем. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы новой», – писал И. А. Гончаров через несколько десятилетий в статье «Мильон терзаний», посвященной пьесе «Горе от ума».
В противопоставлении Чацкого фамусовскому обществу выразилась глубокая уверенность Грибоедова в том, что «век нынешний» одержит в России победу над «веком минувшим». Трагичность судьбы Чацкого указывает на то, что противостояние двух мировоззрений будет долгим и болезненным.

— Вот то-то, все вы гордецы,

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя...

..........................................

По духу времени и вкусу

Он ненавидел слово «раб».

А. С. Грибоедов

Людей, живущих в одно время, называют современниками. Приставка «со-» означа-ет «вместе». Сотрудник, собеседник, соратник, и т. д. Это в грамматике. А в жизни современники далеко не всегда вместе — в комедии «Горе от ума» убедительно пока-зано, что «век нынешний» и «век минувший» могут сойтись в одно время, в одном доме и объявить один другому беспощадную войну.

Представим себе московский барский особняк 20-х годов XIX века. Как свежий ветер, врывается в его затхлую атмосферу пылкий, влюбленный в дочь хозяина моло-дой человек — Александр Андреич Чацкий. С этим домом связаны его детские воспо-минания (здесь он воспитывался), здесь живет любимая им и, как он полагает, любя-щая его девушка. Он предчувствует счастливые минуты встречи, нового узнавания дорогих ему людей. Но, увы, «мильон терзаний» ожидает его здесь, и связаны эти терзания не только с крушением любви, но и с идейным противостоянием: на одном полюсе он, Чацкий, — «умница», «карбонари», который «властей не признает», «воль-ность хочет проповедать», а на другом — хозяин дома, Фамусов, московский туз, го-нитель всего нового, прогрессивного.

Чтобы понять, чем вызван их конфликт и в чем его суть, познакомимся поближе с хозяином дома и его неожиданным гостем, ставшим причиной переполоха и разру-шившим мир притворного спокойствия и благополучия.

Фамусов обрисован в комедии очень подробно. Это типичный барин-крепостник, рьяно защищающий старый уклад жизни и дворянские традиции прошлого: он счи-тает незыблемым крепостное право, не видит в слугах людей (называет их Петрушка-ми, Фильками, Гришками; рассердившись грозит: «В работу вас, на поселенье вас!»); идеал человека для него шут и ничтожество Максим Петрович; работа — надоевшее бремя, а поэтому его «обычай», как он сам признается, такой: «подписано — так с плеч долой». Фамусов — враг просвещения, в котором он видит «зло»; его мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Ему кажется справедливым, что «по отцу и сыну честь», а сам по себе человек ничего не значит: «будь плохонький, а если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». Самые опасные враги для Фамусова — это передовые люди, чьи взгляды он считает разрушительными, опасными для его благо-получия и спокойствия. Таких людей он ненавидит и боится: ведь они стремятся слу-жить «делу, а не лицам», не хотят жить, «на старших глядя». Вот почему приезд Чацкого — для него катастрофа. Если вначале Павел Афанасьевич, притворяясь доб-родушным наставником, ворчит и поучает, то вскоре, выведенный из себя вольнодум-ными речами Чацкого с возмущением нападает на него. По его мнению, надо запре-тить таким господам, как его гость, «на выстрел подъезжать к столицам».

Причины беспокойства Фамусова ясны: Чацкий уже не тот благонравный юно-ша, который покинул этот дом три года назад. Теперь это зрелый человек с твердыми убеждениями, его речи направлены против того строя и тех порядков, которые явля-ются основой благополучия фамусовского общества. Прежде всего он выступает как противник крепостного права, гневно обличает неправый суд, его возмущают служба лицам, а не делу, чинопочитание и угодничество, рабская мораль. Он не понимает, как можно не сметь «свое суждение иметь», пресмыкаться перед власть имущими, с пренебрежением относиться к национальной культуре, языку.

Естественно, что убеждения Фамусова и Чацкого непримиримы. Ведь причина их конфликта не личная антипатия, не взаимные обиды или недовольство — они антаго-нисты по своим общественно-политическим взглядам, и каждый выступает от имени своих единомышленников. Лагерь Фамусова многочислен и многолик, Чацкий же на сцене один, но упоминаются люди, разделяющие его взгляды, и у фамусовского об-щества нет оснований торжествовать: его победа, как и поражение Чацкого, кажущи-еся. Очень точно сказал об этом в статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «Чац-кий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Материал с сайта

Действительно, если Чацкий покидает дом Фамусова, не изменив ни на йоту сво-их убеждений, ни в чем не отступив и ничего не уступив своим противникам, то Фа-мусов и его сторонники утратили былую самоуверенность, почва под их ногами ко-леблется. «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» — этим трагикомическим восклицанием Фамусова заканчивается комедия. Так автор подчеркивает, что у «века минувшего» нет перспектив, его время безвозвратно ушло, изжив себя. «Что станет говорить кто бы то ни было — разве в этом дело?! Важно другое: противостояние Фамусова и Чацкого — знамение времени. Не могут и никогда не смогут современни-ки-антиподы договориться: ведь нельзя остановить прогресс. «Чацкий начинает но-вый век — и в этом все его значение и весь ум», — подчеркивает И. А. Гончаров. Многочисленным Фамусовым пришлось отступить: законы истории неумолимы, и гениальный автор «Горя от ума» пророчески предсказал, как разрешится показанный им конфликт: старому миру нанесен удар, от которого он уже не оправится. Новое обязательно победит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чём суть конфликта фамусовского и чацкого общества
  • что делает чацкого и фамусова непримиримыми врагами
  • основные причины конфликта чацского и
  • в чем суть конфликта фамусова общества и чацкого
  • противостояние чацкого и фамусова

В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии. Первая связана с развитием отношений в любовном треугольнике Чацкий-Софья-Молчалин. Вторая, более глубокая – общественно-политическая – заключается в столкновении нравов и порядков «века нынешнего» и «века минувшего».

Так, олицетворением «века нынешнего» в комедии практически единолично выступает вернувшийся в Москву Александр Андреевич Чацкий. Но одиночество Чацкого в фамусовском обществе лишь кажущееся. Кроме него, есть еще ряд внесценических героев: племянник княгини Тугоуховской Федор, изучающий химию и биологию, двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и уехавший в деревню читать книги, а также друзья Чацкого, о которых тот вскользь упоминает. Зато представителями «века минувшего» пьеса действительно изобилует. Литературоведы, как правило, объединяют их под общим названием «фамусовское общество». Это персонажи с «говорящими» именами и фамилиями – в первую очередь, сам Фамусов, а также Софья, Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских, Горичи, Хрюмины. Они зависимы от мнения окружающих и страдают галломанией – преклонением перед всем французским и вообще иностранным. Выразители взглядов «века минувшего» не видят никакого прока в просвещении, зато гонятся за чинами и знают, как их достичь.

Словно смерч, врывается Чацкий в монотонную жизнь дома Фамусова. Герой сразу замечает, что пока он получал новые знания и впечатления во время своего путешествия, в сонной Москве жизнь текла по-старому:

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Монологи Чацкого в комедии «Горе от ума» характеризуются большой долей публицистичности: в них выражается мнение определенной группы прогрессивно мыслящих людей, а также содержится много риторических вопросов и восклицаний, нередко встречаются архаизмы. «Говорит, как пишет», – отмечает Фамусов. Чацкий решительно выступает против всего, что уже должно отжить, забыться, кануть в Лету – против тех пороков фамусовского общества, которые мешают новому поколению начать свою жизнь, жизнь без крепостничества, безграмотности, лицемерия, низкопоклонства.

Фамусов, как главный антипод главного героя в комедии, не хочет понимать и принимать прогрессивные взгляды на жизнь. Поэтому и принцип «служить бы рад, прислуживаться тошно» звучит для фамусовского общества дико. Правда «дома новы, но предрассудки стары» воспринимается как гнусная ложь, «гоненье на Москву». В финале произведения мы видим, что ни Фамусов, ни его окружение так и не поняли нравственных уроков Чацкого.

К сожалению, для него, Чацкий слишком поздно понимает, что эту «толпу мучителей» не переубедить. По мнению Александра Сергеевича Пушкина, главный герой вовсе не так умен, раз не распознает в своих собеседниках людей недостойных, а продолжает метать бисер «перед Репетиловым и тому подобными». Однако за четыре действия комедии он все же успевает своими смелыми фразами вселить в читателя полное отвращение к порокам «века минувшего». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом все же принес свои просветительские плоды.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мы познакомились с комедией А. С. Грибоедова "Горе от ума." В данном произведении перед нами предстаёт неразрешимый для того времени конфликт между Чацким и Фамусовским обществом, который является прямым отражением общественного конфликта той эпохи. Данные разногласия во взглядах действительно очень остры сильны, так как противоборство идёт не просто между отдельно взятыми людьми, оно является межпоколенческим.

Это значит, что люди более взрослые, жившие во времена подхалимства, прислужничества и корысти всячески противоборствуют молодому поколению, которое как никто другой понимает необходимость перемен.

Главным олицетворением консервативного общества в этом произведении является Фамусов. Он ярый приверженец минувшего века и не может даже слышать разговоры о нужде перемен в Москве. "Добро заткнул я уши" - отвечает Фамусов в неприятном для его консервативных взглядов разговоре с Чацким. Фамусов считает минувший век идеалом для развития России. Свобода слова и действия в некоторых западных странах на тот период времени, не для него. Он считает, что Россия должна развиваться собственным путём, где до сих пор царит использование собственных граждан фактически в качестве рабов. Явным противопоставлением взглядам Фамусовского общества является Чацкий. Он поддерживает нынешний век и его прогрессивное развитие. Минувший век он считает веком боязни высказать свою точку зрения, а также веком прислужничества и корысти для своей выгоды. "Да и кому в Москве не зажимали рты" - Говорит Чацкий. По его мнению, общество должно прогрессировать и уже давно утерять все старые предрассудки, которые со стороны кажутся крайне неприятными, но для самих консерваторов являются нормой. Таким поступком являются специальные падения Максима Петровича перед Екатериной, которые вызывали у неё не только улыбку и смех, но и потребность в его продвижении по чину. Этот поступок кажется мерзким, но Фамусов не только одобряет его, он ставит в пример. Фамусовское общество не приемлет современные веяния перемен и свято верит, что они разрушат Россию. Чацкое общество же наоборот понимает, что если сейчас не наступят перемены, то в стране скоро могут наступить не самые лучшие времена. Служба отечеству в представлении Фамусова - это служба, в которой главным элементом является умение в нужный момент угодить начальнику, чтобы он продвинул тебя по карьерной лестнице. В представлении Молчалина служба - это постоянное подхалимство и прислужничество, сделанное скорее всего для того, чтобы нужный момент даже не надо было выбирать. В представлении же Скалозуба служба - это только военная поддержка государства, где чтобы получить новое звание, также как и везде нужно угодить начальнику. Получается, что мнения этих трёх людей практически одинаковы, так как все они относятся к минувшему веку, кто-то из-за возраста, а кто-то из-за надежды получить выгоду. Мнение же Чацкого совершенно другое. Он считает, что служить нужно не начальникам, не тем, кто погладит тебя по головке, служить нужно только родине. И если все люди будут придерживаться этого мнения, то толку будет намного больше, чем от подхалимства в сторону отдельных людей. Чацкий против крепостного права, он является противником рабства и считает это не допустимым. Каждый человек рождается равным в правах, и он это прекрасно понимает. Фамусовское общество же не представляет каким образом помещики будут существовать без крестьян, его в первую очередь интересует не свобода миллионов людей, а благосостояние тысяч. Но в этом вопросе оправдать их можно, так как из-за своего мировоззрения и консервативных взглядов на жизнь они считаю, что крестьяне слишком долго находились под надзором помещиков и теперь не смогут без них существовать. Идеалом жизни фамусовское общество считает постоянные показательные мероприятия, походы на балы и в гости к друг другу. Достигается всё это с помощью принятий взглядов других людей и постоянному подхалимству к более значимым чем ты сам персонам. Фамусов с иронией относится к этому, так как понимает, что постоянные праздники для поддержания своего веса в обществе не могут нравится даже самому человеку, который на них ходит. Он считает, что люди должны в меру работать и отдыхать в своё удовольствие, без боязни, что за это их кто-то пристыдит или же отвергнет. Чацкий всячески продвигает просвещение и образование среди людей, но фамусовское общество практически всё выступает против этого. Оно считает, что знания только забивают голову и путают сознания, хотя к счастью, это относится только к самым ярым консерваторам. Чацкий считает неприемлемым преклонение России перед Французской культурой, он считает, что наше наследие ничуть не хуже и лучше сначала познать русские науки, чем сразу изучать иностранные. Все эти точки зрения Чацкого, идущие в разрез с мнениями фамусовской Москвы, привели к тому, что Чацкого посчитали сумасшедшим. Но мы понимаем, что это только подтвердило его правоту, так как люди просто не смогли ответить на верные замечания нашего героя и разом поверили в эту сплетню.

Я считаю, что из этой истории Чацкий вышел безусловным победителем. Несмотря на то, что он был один, а представителей фамусовского общества очень много, Чацкий уверенно отстоял свою точку зрения и навел переполох в этом доме. Он не только не сломался перед большим количеством людей, но и вселил в их душу небольшую частичку сомнения в правильности их жизни.



Статьи по теме: