Первая советская конституция 1924. Принятие конституции ссср

Основные положения. К. СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства-Союза Советских Социалистических Республик. Она по существу заменила собой союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь-с Российской, а также с Закавказской. К. относит к компетенции союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет основной закон права Союза СССР в сфере международных отношений-пол-х и эк-х. К. отдает в ведение союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров. К ведению Союза К. отнесла и общее управление народным хозяйством, его отраслями.

Основной закон относил к ведению союза также установление основ судоустройства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками. Большое внимание О.з. уделяет и гарантиям прав членов Союза-союзных республик. О.з. содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Что же касается прав членов Союзов, то они ничем неограниченны, за исключением тех сфер, которые переданы союзному гос-ву. Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза. Т.о., К. исходила из идеи ограниченности суверенитета как союзного гос-ва в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, их гармонического сочетания. Структура Конституции 1924 года: 2раздела: 1)Декларация об образовании СССР 2) Договор об образовании СССР. 1)В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. 2)Договор включал 11 глав: О предметах ведения верховных органов власти СССР, О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве, О Съезде советов, О ЦИК, О Президиуме ЦИК, О Совете народных комиссаров, О Верховном суде, О народных комиссариатах, Об Объединенном Гос-ном пол-м управлении, О союзных республиках; О гербе, флаге и столице.

40. Система высших органов власти по Конституции СССР 1924 г. Высшим органом власти был Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик и автономных областей. ЦИК работал в сессионном порядке. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – Совет Народных Комиссаров, в который входили председатель СНК, его заместители и 10 наркомов. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных, объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканские: юстиции, внутренних дел, просвещения, социального обеспечения. Каждая республика, входящая в состав СССР имела свой СНК. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции Конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Положения Кон-ии давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой полит. Культуры.

41. Изменения в общественном строе и политическая система СССР в 1930-е гг .

В 1930-х гг. в СССР произошли существенные изменения в экономике, что повлекло изменения в общественной жизни. Важнейшим элементом явилось преобразование промышленности, которая создавалась за счет строительства многочисленных новых заводов и фабрик. Индустриализация страны проходила в тяжелых условиях, поскольку внутренние ресурсы гос-ва после Гражданской войны были невелики. Советскому гос-ву пришлось мобилизовать все внутренние ресурсы, чтобы заработать валюту, необходимую для покупки зарубежной техники и оборудования, были максимально использованы и традиционные источники валютных поступлений – экспорт леса, зерна и пр. В результате индустриализации была создана промышленность, которая в основном являлась гос-ной. В с/х тоже существовали гос-е предприятия – совхозы, однако в начале 1930-х гг. их было сравнительно немного, основную массу сельских хозяйств составляли крестьяне-единоличники. Уровень производства с/х-ных продуктов уже не мог удовлетворить потребности страны. Требовалось интенсифицировать с/х-е производство, сделать его более товарным. При этом руководством партии была сделана ставка на форсирование темпов коллективизации с/х принудительными мерами. Искусственное ускорение процесса повлекло за собой сопротивление крестьянства, в том числе в вооруженных формах: в начале 1930 г. произошло более 2000 антиколхозных выступлений крестьян. Принудительное образование колхозов привело к тому, что они с самого начала оказались экономически ослабленными, что особенно отразилось на животноводстве. В годы первой пятилетки уровень с/х-ного производства снизился, в то же время объемы гос-ных заготовок увеличились вдвое, что явилось одной из причин голода в 1932-1933 г г. В то же время в с/х делались все новые капиталовложения, деревня стала лучше снабжаться сельхозтехникой. По мере ликвидации наиболее грубых административных нарушений колхозы начинали постепенно становиться на ноги. Общественно-пол-ми последствиями коллективизации стало обобществление средств производства, что означало построение социализма в с/х. Предполагалось централизованное плановое управление хозяйством, что не исключало товарно-денежных отношений, однако главной целью производства стало не обеспечение экономической эффективности работы, а производство той или иной продукции любой ценой. Убытки предприятий покрывались за счет гос-ного бюджета, т. е. за счет прибыльных предприятий. Изменения в экономике повлияли и на структуру общества. Из промышленности вытеснялись частный сектор и те, кто был с ним связан. В деревне насильственными методами ликвидировался слой кулачества: происходит отобрание имущества, выселение и даже лишение свободы кулаков и их семей.

42. Развитие советского права в 1930-е гг. Закон в формальном смысле - акт, принятый представительным органом, в материальном смысле - это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения. По смыслу К. 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Доктрина "социалистической законности" исходила из нормативистского представления о праве. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии объективного вменения. Советское право носило императивный характер.

Сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного и уголовного права было особенно очевидно. Сельские жители часто не получали паспортов, были фактически привязаны к месту проживания. В 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях. В июле 1940 г. вместо существовавшего 7- и 6часового рабочего дня устанавливался 8часовой рабочий день; вместо 5дневной рабочей недели - 6дневная. Через месяц новым указом запрещал самовольный уход работников с предприятий. В апреле 1936 г. вводиться институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимает постановление ЦК и СНК СССР "О воспрещении абортов, увеличен материальной помощи роженицам, установление гос-ной помощи многосемейным. В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается уголовная ответ-ть за тяжкие преступления (убийства, изнасилование, нанесение увечья, кража) для несовершеннолетних 12-летнего возраста. За все остальные преступления (по майскому 1941г.Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.

43. Разработка и принятие К. СССР 1936 г. Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях. Действовала до 1977г. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Автором основной части текста был впоследствии репрессированный Н. И. Бухарин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел., было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием "Враждебные отклики".
Пленумом ЦК ВКП(б) было принято решение внести от имени ЦК ВКП(б) предложение об изменение К. СССР. Изменения касались двух направлений: 1) осуществление демократизации избирательной системы в плане замены не полностью равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытого голосования – закрытым; 2) конкретизации социально-экономической основы конституции, то есть приведения Основного закона в соответствие с образовавшимся соотношением классовых сил в гос-ве (создание современной, социалистической промышленности, разгром кулачества, восторжествование колхозного строя, признание социалистической собственности основой советского общества). Предложение ЦК ВКП (б) было полностью одобрено VII съездом Советов Союза ССР, проходившем с 29 января по 6 февраля 1935 г. В разработке проекта принимали участие множество видных партийных, общественных, военных деятелей, научных работников, представителей республик: Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Бухарин, Орджоникидзе, Бубнов, Крыленко, Яковлев, Тухачевский, Акулов. В Мае проект документа был подготовлен, а 12 июня 1936 г. опубликован, после чего в течение полугода происходило его обсуждение. 25 ноября 1936 г. в Москве началась работа Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР, где и развернулось обсуждение проекта. После доклада Сталина в прениях выступили 56 делегатов. Для выработки окончательного варианта конституции с учетом внесенных поправок и предложений съездом была избрана редакционная комиссия, которая внесла ряд изменений в первоначальный вариант текста. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР в 1936 г., 5 декабря путем постатейного голосования, а затем целиком единогласно утвердил проект К. СССР. День принятия К. - 5 декабря - был объявлен всенародным праздником. Съезд также принял решение провести ближайшие выборы советских органов по новой избирательной системе.

44. Государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, местные органы государственной власти по Конституции СССР 1936 г. Высшим органом государственной власти по Конституции СССР 1936 года является Верховный совет СССР. Он же является единственным законодательным органом СССР.Ст13. СССР есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик: Российской,УкраинскойБелорусскойУзбекскойКазахскойГрузинскойАзербайджанскойЛитовскойМолдавскойЛатвийской Киргизской Таджикской Армянской Туркменской Эстонской. Ст.14. Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; б) вопросы войны и мира; в) принятие в состав СССР новых республик; г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР; д) утверждение изменений границ между союзными республиками; е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик; л) утверждение единого Государ-ого бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; Ст.15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в ст.14 К. СССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет гос-ную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик. Ст.18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.

Глава VIII МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Ст.94. Органами гос. власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов трудящихся.Ст.95.Краевые…сельские Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края… сроком на 2 года.Ст.96.Нормы представительства в Советы депутатов трудящихся определяются Конституциями союзных республик.Ст.101.Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и испол-му органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Права, свободы и обязанности граждан и избирательная система по Конституции СССР 1936 г. Граждане СССР имеют право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности., на образование, равноправие между мужчиной и женщиной, обеспечивается право объединения в общественные организации. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: свобода слова; печати; собраний и митингов; уличных шествий и демонстраций. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать К. СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Ст.131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Ст.132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Ст.133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние. К. СССР 1936 года внесла изменения в избирательную систему. Она провозгласила всеобщее избирательное право без всяких ограничений. Также данная К. осуществила переход к прямым выборам всех звеньев Советской представительной системы, что призвано было усилить народный контроль за деят-ю органов гос. власти, повысить ответ-ть депутатов перед избирателями.

46. Национально-государственное строительство в 1930-х – 1940-х гг. В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три союзных республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Существовавшие в качестве автономных республик Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные. В 1939-40 гг. территория СССР расширяется в рамках договоренности между СССР и Германией. Операции строились по единому плану: в начале советские войска оккупировали территории, затем плебисциты и "народные собрания" выносили решения о присоединении к СССР. В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР. В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, а последняя преобразована в Карело-Финскую ССР. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении территорий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессарабии). В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение об включении в федерацию прибалтийский республик. В октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува. К концу войны Украина и Белоруссия получают право на непосредственное сношение с иностранными гос-ми. По окончании войны две союзные республики (Украина и Белоруссия) стали первоначальными членами ООН. Организация украинских националистов, пытавшаяся при немцах создать украинские правительства во Львове и Киеве, в июле 1944 г. создала Высший совет освобождения Украины и Украинскую повстанческую армию. В прибалтийских регионах вплоть до 1948 г. действовали антисоветские партизанские формирования. Их сопротивление было подавлено (как и в Западной Украине). В июне 1946 г. был издан указ Верховного Совета СССР о высылке " за коллективное предательство" ряда народностей. На деле высылать стали раньше: перед войной поляков, финнов, прибалтов, в августе 1941 г. переселялись немцы с Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944г. в Сибирь и Среднюю Азию были депортированы крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды. В 1950 г. из Подмосковья начали высылать евреев.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Принятие первой Конституции СССР - 1924 г.

Принятие второй («сталинской») Конституции СССР - 1936 г.

Принятие третьей («брежневской») Конституции СССР - 1977 г.

Конституция СССР 1924 г.

Была утверждена 2-м съездом Советов СССР и стала основным законом в СССР. Решение съезда о разработке общесоюзного документа легло в основу создания Конституции СССР.

Конституция СССР включала в себя 2 раздела:

  • Декларацию об образовании СССР - включала в себя принципы объединения и направляла к одной из главных целей в то время - борьбе против мирового капитализма;
  • Договор об образовании СССР, состоящий из 11 глав.

Основные особенности Конституции 1924 г.:

  • Съезд Советов СССР считался главным органом управления, без ведома которого внесение любых изменений в документ было невозможным;
  • союзная республика имела право в любой момент выйти из СССР, но изменить территорию только с ее одобрения; было установлено единое союзное гражданство;
  • ЦИК СССР считался верховным органом власти в перерывах между съездами, а в промежутках между сессиями ЦИК главным органом законодательной власти был Президиум ЦИК СССР;
  • ЦИК СССР учредил Совет народных комиссаров СССР, являющийся главным исполнительным и распорядительным органом, в составе которого был председатель СНК, его заместители и 10 наркомов.

Благодаря Конституции союзные республики во время образования СССР стали частью федеративного союза.

Конституция СССР 1936 г.

Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря. Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства - построение социализма.

Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.

Активное участие в создании текста Конституции принимали и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.

Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:

  • основа экономики - плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
  • у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
    • всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
    • право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
  • была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
  • средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
  • партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
  • Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
  • Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.

27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с , занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил .

7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции - официальный государственный праздник.

Конституция СССР 1977 г.

Действовала с 7 октября 1977 г. до (1991), став последней Конституцией Советского Союза. Во время принятия она включала в себя 9 разделов, 21 главу и 174 статьи. Рассмотрим краткое содержание Конституции:

  • вводная часть - содержала характеристику советского общества, сохраняла принципы прежних конституций. Ее текст был значительно больше, чем Конституции РФ 1993 г.;
  • политическая система - данный раздел включал в себя общие принципы социалистического строя и основу развитого социалистического общества;
  • экономическая система - ее основу составляла государственная и колхозно-кооперативная социалистическая собственность на производственные средства, действовал принцип планового хозяйства;
  • органы власти - увеличился срок управления для верховных и местных Советов, из ранее принятой Конституции СССР за гражданами осталось право референдума;
  • государственное устройство - без существенных изменений. За республиками Союза осталось право на возможность в любой момент выйти из состава СССР, которым они воспользовались при распаде СССР.

В период действия данной Конституции СССР в нее вносились различные изменения, самым значимым из которых стала отмена 6-й статьи. Была отменена однопартийность, КПСС был снят с руководящей должности, была введена должность Президента СССР.

Декларация стала разделом первым Конституции. Она не претерпела существенных изменений по сравнению с текстом 1922 г.

Разделом вторым Конституции стал Договор об образовании СССР, который был существенно дополнен по сравнению с текстом 1922 г. Достаточно сказать, что в тексте Договора, утвержденном I-м съездом, было 26 статей, в вошедшем в Конституцию тексте 72 статьи.

Этот раздел состоял из 11 глав: Вторая составная часть конституции договор об образовании СССР включил в себя следующие главы:

Глава 1. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

Глава 3. О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик

Глава 5. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик

Глава 6. О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик

Глава 7. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик

Глава 9. Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10. О союзных республиках

Глава 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик.

Как уже можно было видеть, новое государство имело весь необходимый набор своих органов. Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатная структура высшего органа власти с того времени сохранилась до конца существования Союза ССР.

Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИКом один раз в год, внеочередные по собственному решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления на съездах Советов республик. Съезд составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений (по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей).

Съезд избирал Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (всего 414 членов). А Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и от автономных областей (по 1 от каждой). Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов СССР.

ЦИК работал в сессионном порядке, очередные сессии созывались его Президиумом три раза в год. ЦИК можно рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Он издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, должны вноситься на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР Бурлай Е.В. Конституционое законодательство СССР: некоторые теоретические вопросы//Проблемы правоведения. - 1982. Вып.43., С.24 .

Президиум ЦИК по Конституции высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК.

СНК СССР Правительство являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК, образовывался последним и был ответствен как перед ним, так и перед Президиумом ЦИК. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные когда в республиках имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задания союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими).

С самого начала на союзном уровне была создана разветвленная система правоохранительных (в том числе и карательных) органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции (ст. 43 п. "в"), разрешение судебных споров между союзными республиками (ст. 43 п. "г").

Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. В "целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК учреждалось ОГПУ (ст. 61 Конституции), имевшее своих уполномоченных при СНК союзных республик.

При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий на союзном уровне одержали победу.

Так, именно к ведению Союза ССР Конституция отнесла следующие ключевые вопросы: определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, установление общесоюзных налогов и доходов, разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик, руководство транспортным делом, внешней торговлей, международные отношения, не говоря уже об организации и руководстве Вооруженными Силами.

Конституция 1924 г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление также одно из новшеств Конституции) признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который "ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза". Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права республик.

За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР.

Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство.

В девятой главе "О союзных республиках" Конституция СССР фиксировала уже сложившуюся в них систему органов власти (Съезд Центральный Исполнительный Комитет Совет Народных Комиссаров). При этом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставляло республикам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделению компетенции между СССР и его субъектами.

Правительство республики включало в себя: председателя СНК, заместителей председателя, председателя ВСНХ, народных комиссаров земледелия, финансов, продовольствия, труда, внутренних дел, юстиции, рабоче-крестьянской инспекции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, а также с правом совещательного или решающего голоса по решению ЦИК республик уполномоченных наркоматов СССР по иностранным делам, военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Причем наркоматы республик, подчиняясь ЦИК и СНК республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 67-68 Конституции). Каждая республика, входящая в СССР имела подобную структуру власти, но верховенство оставалось за союзными, располагающимися в столице Союза -- Москве.

Рисунок 1. Верховная структура власти в республиках

Основной Закон 1924 г. имел конкретную цель отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924 г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов Семидеркин Н.А., Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1925 г.//Сов. гос-во и право. - 1976. N 1; Семидеркин Н.А. Конституция РСФСР 1925 года: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1977.. В значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании.

К состояла из двух разделов.

1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода).

2. который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов властиСССР;

3) О съезде Советов СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

10) О союзных республиках;

В компетенцию СССР

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К.

В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых-республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками.

Граждане союзных республик получали гражданство СССР.

Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Со?п™з (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).

ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР.

Совет народных комиссаров СССР

Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора.

Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.

Разработка и принятие Конституции 1923–1924 гг. Особенности ее структуры и содержания.

Конституция (К) - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.

К состояла из двух разделов.

1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз

ССР (добровольность, равноправие, право выхода).

2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов власти СССР;

2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

3) О съезде Советов СССР;

4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

6) О Совете Народных Комиссаров СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

8) О народных комиссариатах СССР;

9) Об Объединенном государственном политическом управлении;

10) О союзных республиках;

11) О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.Союзные республики Всесоюзный съезд Советов, который состоял из:

союзного

Совета Национальностей являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Верховный Суд СССР

Вопрос 74.

30-е гг. - сложное время в истории советского гос-ва. Реализуется курс на проведение форсированной индустриализа­ции, административным путем осуществляется массовая коллективизация с/х, свертывается НЭП, из всех отрас­лей хозяйства решительно вытесняется частник. Происходит коренная ломка общественных отношений. Под влиянием сложившегося культа личности Сталина деформируется пол. система.

С точки зрения формально юридической, закрепленной в Кон­ституции СССР 1936 г., советское гос-во по форме правления являлось республикой Советов. Однако действительность резко расходилась с текстуальным содержанием Конституции. Фактически представительные органы в лице Сове­тов не располагали реальными властными полномочиями. Они формировались партийным аппаратом и выполняли его волю.

Немаловажные процессы происходят и в самой партии, кото­рые стали следствием острой борьбы за власть среди партийных олигархов во второй половине 20-х- начале 30-х гг. Постепен­но расправившись со внутрипартийной оппозицией («новая оп­позиция», троцкистско-зиновьевский блок, правый уклон в ВКП(б), попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде), последовательно устранив с пол. арены Каменева, Зи­новьева, Троцкого, Бухарина, Рыкова и Томского, Сталин к се­редине 30-х гг. сосредоточивает в своих руках все властные пол­номочия и фактически устанавливает диктаторскую форму прав­ления.

Признаки абсолютной власти Сталина:

1. Сталин единолично принимает все важнейшие партийные и гос решения, которые затем лишь оформлялись в постановления Политбюро, Пленумов ЦК, советских органов и в законодательные акты, т. е. Сталин - первая инстанция, а после­дующие инстанции лишь штампуют его решения.

2. Сталин формирует преданный ему партийный аппарат. Партийные руководители всех рангов назначаются сверху вниз, хотя и создается видимость их выборности.

3. Занимая пост Генерального секретаря ЦК ВКПб), Сталин использует такой важный рычаг власти, как право номенклатурно­го подбора кадров на все важнейшие гос и хоз. посты. Он лично осуществляет формирование правитель­ства и руководит его деятельностью. С 6 мая 1941 г. Сталин стано­вится Председателем Совнаркома СССР. Происходит сращивание партийного аппарата с государственным. Становится нормой при­нятие совместных партийно-государственных постановлений, ру­ководители партии одновременно занимают ответственные гос посты.

4. В руках Сталина была сосредоточена и идеологическая власть. Сталин являлся главным идеологом партии. Любое его выступление, а порой даже фрагментарная фраза не­медленно подхватывались средствами массовой информации и ти­ражировались миллионными экземплярами.

5. Сталин осуществляет непосредственное руководство воору­женными силами. В годы ВОВ он стано­вится Наркомом обороны СССР.

Важнейшей опорой диктатора были правоохранительные орга­ны. В этих целях в начале 30-х годов проводится их реорганиза­ция. В значительной мере они утрачивают правоохранительную природу, на первый план выдвигается карательная направлен­ность в их деятельности. В 1932 г. образовано Главное управле­ние милиции при ОГПУ. Тем самым органы общественного по­рядка включаются в систему органов гос безопасно­сти. С 1931 г. по июнь 1941 г. численность милиции увеличилась почти втрое, с 86,7 тыс. до 227,6 тыс. человек. В 1933 г. создается самостоятельная Прокуратура СССР. Она выводится из подчине­ния Верховному Суду СССР. На нее были возложены надзорные ф-ии, но в условиях тоталитаризма она не могла их осуще­ствлять. Более того, сами органы Прокуратуры участвовали в мас­совых репрессиях.

В 1930 г. был образован ГУЛАГ (Главное управление лагерей), который представлял систему исправительно-трудовых лагерей, находившихся в ведении ОГПУ, приспособленных к массовому использованию труда заключенных, приговоренных к лишению свободы на сроки свыше 3 лет. Завершением формирования едино­го мощного репрессивного аппарата стало учреждение в 1934 г. НКВД СССР, в ведении которого концентрировались все силовые структуры.

Диктаторской форме правления был адекватен и пол. режим. Существовавший в СССР авторитарный пол. ре­жим в период сталинизма приобретает крайнюю форму. Он стано­вится тоталитарным, внешне прикрытым демократическими юр. формами. Для тоталитарного режима характерно уста­новление абсолютного контроля гос-ва над все­ми сторонами жизни общества. Особенностью сталинского тотали­тарного режима являлось управление страной посредством массо­вого террора, который приобретает масштабные размеры.

В пол. систему, наряду с гос-вом, входят также общественные организации. Массовые орга­низации трудящихся советской страны - профсоюзы и комсомол фактически не имели самостоятельности и были «приводными рем­нями» партии в целях целенаправленного влияния на массы. С лик­видацией в 1934 году Наркомата труда СССР значительная часть его ф-ий была передана профсоюзам.

В связи с характеристикой пол. системы и правового статуса ее компонентов возникает вопрос о церкви. Формально церковь, поскольку она была отделена от гос-ва, не может входить в пол. систему. Такой позиции придерживалась советская юр. наука. Но реальное влияние церкви на об­щественно-пол. жизнь страны было велико, ибо в 30-е гг. значительная часть населения, особенно крестьянство, была верующей. Несмотря на то, что с 1927 г. руководство церкви призвало верующих лояльно ис­полнять гражданские обязанности, отрицательное отношение со­ветской власти к церкви усилилось. В массовом порядке закрывались, разрушались церк­ви. Священнослужители были отнесе­ны к категории классово-враждебных элементов и репрессирова­лись.

Т.о. к середине 30-х гг. в результате деформации в основном сложилась тоталитарная политическая система. Ее ха­рактерными чертами были:

1) культ вождя «всех времен и народов»;

2) единственная пол. партия, являющаяся согласно Конституции ядром всех организаций трудящихся;

3) единственная официальная идеология, обещавшая в скором будущем построение совершенного общества. Эта идеология провозглашала в качестве ведущих принципов: подчинение личных интересов государственным; верховенство идеологии над законом и законнос­тью: наличие особой морали и нравственности; абсолютная моно­полия гос-ва на СМИ;

4) всеобъемлющая система тайного и открытого пол. контроля, которая предполагала наличие мощного, многочислен­ного и разветвленного репрессивного гос механиз­ма, развитого террористического законодательства. Основной за­дачей этой системы являлась жестокая борьба с инакомыслием, формирование системы тотального страха и доносительства;

5) экономической основой пол. системы являлась то­тальная собственность на орудия и средства производства, которая предполагала жесткое централизованное управление экономикой. Широкое использование внеэкономических (репрессивных) стиму­лов, по сути дела, рабского труда заключенных;

6) конечной целью этой пол. системы являлось созда­ние мощного во всех отношениях гос-ва, монолитного обще­ства, способного реализовать идею создания Мировой Советской Социалистической Республики.

Система, порядок формирования и компетенция федеральных органов по Конституции СССР 1923–1924 гг.

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К. В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР. Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей). ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора. Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы - СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Вопрос 76.

Вопрос 77.

Права, свободы и обязанности граждан СССР по Конституции 1936 г.

Политической основой СССР в ней назва­ны Советы депутатов трудящихся, экономи­ческой основой - социалистическая систе­ма хозяйства и социалистическая собствен­ность на орудия и средства производства.

Конституция предусматривала две формы социалистической собственности - государственную (всенародное достояние) и колхоз­но-кооперативную.

Конституция переименовала Советы рабо­чих, крестьянских и красноармейских депута­тов в Советы депутатов трудящихся, пока­зывая, что за годы советской власти народ стал единым целым.

Конституция провозгласила, что в СССР побе­дили социалистические общественные от­ношения и создались такие основы социа­лизма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической соб­ственности, наличие дружественных клас­сов рабочих, крестьян и народной интел­лигенции, наличие всеобщего избиратель­ного права и др. Конституция закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет.

Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть ста­тус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936г. образовались Грузинская ССР, Ар­мянская ССР, Азербайджанская ССР.

Автономные республики Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.), входившие в состав РСФСР, в том же году получил и статус союзных.

В1939-1940 гг., согласно секретному допол­нению к пакту Молотова-Риббентропа, были присоединены значительные территории на за­падной границе. Во время вторжения Гитлера на территорию Польши советские войска перешли границу и начали захват польских террито­рий с востока, получив назад земли, потерянные в первые годы советской власти. Операции стро­ились по единому плану: вначале советские вой­ска оккупировали территории, затем проводили плебисциты и «народные собрания» и выносили решения о присоединении к СССР.

В октябре 1939 г. в состав СССР вошли Запад­ная Украина (как часть Украинской ССР) и За­падная Белоруссия (как часть Белорусской ССР). В марте 1940 г., после войны с Финлян­дией и часть ранее принадлежавшей ей терри­тории была присоединена к Карельской авто­номной республике, преобразованной в Каре­ло-Финскую ССР (в 1956 г. ей был возвращен статус автономной республики).

В августе 1940г. было принято решение о вклю­чении Северной Буковины и нескольких уездов Бессарабии, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР. Часть Бессарабии была преобразована в Молдавскую ССР. В августе 1940 г. в состав СССР вошли Лат­вия, Эстония, Литва.

Присоединение новых республик или час­тей республик сопровождалось массовыми высылками населения, арестами, расстре­лами. Накануне войны такие репрессии за­тронули проживавшие на территории страны «нерусские» народности, которые могли пе­рейти на сторону врага - поляков, финнов, энемцев, латышей, эстонцев, литовцев.

Во время войны были выселены в Сибирь и " Среднюю Азию крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды. Государственное устройство страны К определяла

как федеративное (союзное) объединение республик, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик. К устанавливала единое гражданство и провозглашала право каждого гражданина СССР на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, право на образование, женщины уравнивались в правах с мужчиной. К закрепляла принцип равноправия граждан независимо от их расы и национальности. К гарантировала гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, право на объединение в общественные организации.

Прогрессивный характер К был положительно воспринят трудящимися буржуазных государств, служил примером для многих стран. Однако многие демократические принципы К не нашли практического воплощения, так как ее нормы не имели решающего значения в жизни государства и общества, грубо нарушались органами государства.

Вопрос 78.

Политика индустриализации и коллективизации. «Большой террор» 1930-х гг.

В апреле 1929 г. состоялась XVI партконференция. Из двух вариантов пятилетнего плана (на 1928/29 - 1932/33 гг.), разработанных Госпланом СССР, она одобрила первый. Задания по нему были на 20% выше. «Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли», - заявил И. В. Сталин, и под гипнозом этих слов плановые задания с ноября 1929 г. и вплоть до середины 1932 г. неоднократно повышались.
Характерной чертой второго этапа индустриализации (осень 1928-1937 г.) был упор на новое строительство - преимущественно объектов группы «А» (производство средств производства), на что выделялось свыше 80% всех капиталовложений в промышленность.

Шаги индустриализации. Затертые от частого употребления слова о том, что в годы первой и второй (1933-1937 гг.) пятилеток страна превратилась в грандиозную строительную площадку, тем не менее точно отражали действительность.
За это время создаются:
- вторая (после Криворожско-Донбасской) угольно-металлургическая база на востоке. Ее основой стали домны Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов, шахты Кузнецкого и Карагандинского угольных бассейнов; вторая нефтяная база в Башкирии при одновременной коренной реконструкции первой - Бакинской;
- мощные объекты электроэнергетики: Днепрогэс и ряд других, гидро-и теплоэлектростанций;
- отсутствующие в дореволюционной России отрасли промышленности: качественной и цветной металлургии, подшипниковой, трубопрокатной, тяжелого машиностроения, тракторостроения и производства сельхозмашин, авиационной и автомобильной, химической, шинной и др.;
- новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск-Ленинск, Караганда-Балхаш, Курган-Свердловск и др.).
Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Специфика их индустриализации заключалась в том, что львиную долю материальных средств они получали за счет щедрых взносов России и отчасти Украины. В результате были обеспечены более высокие по сравнению с общесоюзными темпы промышленного развития бывших отсталых окраин Российской империи (примерно в полтора-два раза).
Происходили также важные сдвиги в управлении всем промышленным комплексом СССР. Произвольно изменяемые в сторону увеличения планы не соответствовали реальным возможностям производства. Ежегодно закладывались сотни новых заводов и фабрик, но строительство их не доводилось до конца из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы.

Тоталитарная система власти сложилась в СССР на рубеже 20-30-х гг. Предпосылки ее возникновения возникли в 1918 г., когда РКП(б)-ВКП(б) стала единственной правящей партией в стране. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

В 30-е гг. сложился культ личности Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Партийная линия превратилась в догму. Принижалась роль судов и прокуратуры. Органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и «тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились политические репрессивные меры, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т. д. В результате политики произвола и беззакония пострадали миллионы невиновных людей.

Складывалась административно-командная система управления, при которой государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов.

Сталин и его окружение объявили 1929 г. годом великого перелома, был взят курс на форсирование темпов коллективизации и индустриализации.

Вопрос 79.

В 1929 г. началась массовая коллективизация, заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены. 5 января 1930 г. ЦК решил, что к весне 1931 г. или к осени 1930г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты. Принудительная коллективизация вызвала забой скота и падение урожаев, а выкачивание хлеба из села выросло. В итоге - голод 1932-1933 гг. Людоедство стало обычным явлением. Мы не знаем точных цифр жертв голода, вызванного самой властью. Западные ученые называют от 3 до 10 млн. человек. Не знаем мы и числа погибших от раскулачивания. Согласно постановлению СНК и ЦК ВКП(б) заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными властями, его невыполнение грозило имущественными и уголовными санкциями. "Примерный устав сельскохозяйственной артели" был принят в разгар коллективизации, второй - после ее завершения (1935г). В уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные и кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности - постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п. "Кулаки" и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались. С ноября 1934 г. Наркомзем начинает подготовку нового примерного устава. По истечении определенного срока и с соответствующими рекомендациями в колхоз могли приниматься бывшие "кулаки". Была установлена очередность выполнения колхозом своих обязательств: сначала перед государством и МТС, затем создается обязательный семенной фонд, фонды социальной поддержки (нетрудоспособным, детям и т.п.), выделяется часть урожая на продажу, а оставшаяся часть урожая распределяется по трудодням.

В начале индустриализации в апреле 1928г. было заявлено о "саботаже" старой технической интеллигенции ("шахтинское дело"). Старые кадры были отстранены и прошло широкое выдвижение на руководящие посты рабочих - членов партии, что негативно сказалось на развитии производства. В июне 1931г. была сделана попытка остановить этот процесс. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничение доступа их детей к высшему образованию). В июле 1931г. был принят закон, ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы на предприятии. В сентябре 1932г. были введены трудовые книжки. С ноября 1932г. вводятся суровые меры наказания за неявку на работу: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Власть директоров существенно возросла. В 1929г. был принят первый пятилетний план развития. С этого времени "косвенное регулирование" вытесняется элементами непосредственного управления. С начала 1933г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. (На деле Первая пятилетка провалилась).

С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли управления.Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром. В мае 1932 г. частным лицам запрещается открывать магазины и лавки. С января 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК "О кредитной реформе". Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип, усиливалось влияние отраслевых наркоматов.

Большой террор - серия репрессий и политических преследований в СССР, в 1936–1938. Название дано по книге Р. Конквеста «Большой террор» (англ. The Great Terror ). Период репрессий 1937–1938 гг. называется «Ежовщиной» и связан с народным комиссаром внутренних дел Ежовым.

Массовые репрессии периода «ежовщины» осуществлялись руководством страны на основании «спущенных на места» Николаем Ежовым цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию т.н. «врагов народа».

В ходе «ежовщины» к арестованным нередко применялись пытки, не подлежавшие обжалованию приговоры к расстрелу часто выносились без судебного разбирательства и немедленно приводились в исполнение.

По данным современных историков, общее число лиц, осужденных к высшей мере наказания и расстрелянных в период «ежовщины» за два года (1937-38) составляет 681 692 человек.

Массовые репрессии периода «ежовщины» (1937-1938) осуществлялся на основании «спущенных на места» Ежовым цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию людей, вредивших советской власти (так называемых «врагов народа»).

В период 1936-1938 состоялись три больших открытых процесса над бывшими высшими функционерами компартии, которые были в 20-е годы связаны с троцкисткской или правой оппозицией. За рубежом их назвали «Московскими процессами» (англ. «Moscow Trials»).

Обвиняемым, которых судила Военная коллегия Верховного суда СССР, вменялось в вину сотрудничество с западными разведками с целью убийства Сталина и других советских лидеров, роспуска СССР и восстановления капитализма, а также организация вредительства в разных отраслях экономики с той же целью.

Первый Московский процесс над 16 членами так называемого «Троцкистско-Зиновьевского Террористического Центра» состоялся в августе 1936. Основными обвиняемыми были Зиновьев и Каменев. Помимо прочих обвинений, им инкриминировалось убийство Кирова и заговор с целью убийства Сталина.

Второй процесс (дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра») в январе 1937 прошёл над 17 менее крупными функционерами, такими как Карл Радек, Юрий Пятаков и Григорий Сокольников. 13 человек расстреляны, остальные отправлены в лагеря, где вскоре умерли.

Третий процесс в марте 1938 состоялся над 21 членами так называемого «Право-троцкистского блока». Главным обвиняемым являлся Николай Бухарин, бывший глава Коминтерна, также бывший председатель Совнаркома Алексей Рыков, Христиан Раковский, Николай Крестинский и Генрих Ягода - организатор первого московского процесса. Все обвиняемые, кроме трёх, казнены. Раковский, Бессонов и Плетнёв тоже были расстреляны в 1941 году уже без суда и следствия.

Ряд западных обозревателей в то время считали, что вина осуждённых, безусловно, доказана. Все они дали признательные показания, суд был открытым, отсутствовали явные свидетельства пыток или накачивания наркотиками. Немецкий писатель Леон Фейхтвангер, присутствовавший на Втором московском процессе, писал:

Позднее стала преобладающей точка зрения, что обвиняемые подвергались психологическому давлению и признательные показания были вырваны силой.

В мае 1937 сторонники Троцкого основали в США комиссию Дьюи. На московских процессах Георгий Пятаков дал показания, что в декабре 1935 он летал в Осло для «получения террористических инструкций» от Троцкого. Комиссия утверждала, что, по показаниям персонала аэродрома, в этот день никакие иностранные самолёты на нём не приземлялись. Другой обвиняемый, Иван Смирнов, признался в том, что принял участие в убийстве Сергея Кирова в декабре 1934, хотя в это время уже год находился в тюрьме.

Комиссия Дьюи составила 422 страничную книгу «Невиновны», утверждавшую, что осужденные были невиновны, а Троцкий не вступал ни в какие соглашения с иностранными державами, никогда не рекомендовал, не планировал и не пытался восстановить капитализм в СССР.

Чистка внутри НКВД

Во время первого московского процесса наркомом внутренних дел и главой генерального управления госбезопасности являлся Генрих Ягода. Он активно участвовал в расследовании убийства Кирова, которое легло в основу судебного процесса.

Процесс состоялся в августе 1936, и уже в сентябре Ягода был перемещён на пост наркома связи, 4 апреля 1937 арестован. В феврале 1938 предстал на Третьем московском процессе, где был обвинён в сотрудничестве с иностранными разведками и убийстве Максима Горького.

6 сентября 1936 наркомом внутренних дел вместо Ягоды назначен Ежов, под руководством которого были проведены Второй и Третий Московские процессы, и «Дело военных». Сама чистка 1937-1938 годов ассоциируется, в первую очередь, с именем Ежова («ежовщина»). В этот период вычищены были в том числе и 2500 сотрудников НКВД.

В 1937-1938 были арестованы и расстреляны такие сотрудники НКВД как Я. С. Агранов, Ф. И. Эйхманс, Л. М. Заковский, И. М. Леплевский, К. В. Паукер, Г. А. Молчанов, В. А. Балицкий, З. Б. Кацнельсон, С. Г. Фирин, Л. Б. Залин, С. М. Шпигельглас и другие работники НКВД которые сами принимали непосредственное участие в проведении массового террора.

Массовый террор

28 июня 1937 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло следующее решение: «1. Признать необходимым применение высшей меры наказания ко всем активистам, принадлежащим к повстанческой организации сосланных кулаков. 2. Для быстрейшего разрешения вопроса создать тройку в составе тов. Миронова (председатель), начальника управления НКВД по Западной Сибири, тов. Баркова, прокурора Западно-Сибирского края, и тов. Эйхе, секретаря Западно-Сибирского краевого комитета партии».
2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик следующую телеграмму:

«Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, - являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.

ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке». Телеграмма была подписана Сталиным.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию.

Единственное, что интересовало составителей Конституции, - сам факт окончательного юридического оформления образования СССР.

Система высших органов союзных республик по этой Конституции - съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. Точно так же, как в СССР, в ССР был свой исполнительный орган - СНК. В Конституции было записано, что Союз Республик является добровольным и равноправным. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Данная Конституция действовала до 1936 г.

В связи с появлением Конституции СССР возникла необходимость принять новую Конституцию РСФСР, что произошло в 1925 г.

Она состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.

Конституция РСФСР 1925 г. обозначила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В ней записано: «РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик» . Вся полнота власти, по этой Конституции, принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имеют обязательную силу на территории РСФСР.

Фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.

Для осуществления руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти Конституция РСФСР 1925 г. вводит новые органы - президиумы исполнительных комитетов местных Советов, которые избирают исполнительные комитеты.

Количество членов президиумов определяется ВЦИК или его Президиумом.

Конституция СССР действовала до 1936 г., Конституция РСФСР - до 1937 г.

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

2.19. Постановление 4 го Пленума Верховного Суда СССР «О восстановлении в правах гражданства и об амнистии» от 16 января 1925 г. Президиум ЦИК СССР в заседании от 21 ноября 1924 г. постановил передать на разъяснение пленарного заседания Верховного Суда СССР в порядке п. «а» ст.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство.В 1922 г. начал действовать первый УК РСФСР.В структуру данного

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

88. Конституция СССР 1977 г Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.Конституция СССР была

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт



Статьи по теме: