Палаццо Барберини: от папской резиденции к Национальной галерее старинного искусства. Национальная галерея старинного искусства в риме

Одна из самых молодых художественных коллекций столицы разместилась в восточной её части в палаццо Барберини. Творения итальянских живописцев периода XVI – XIX веков, великолепная коллекция фарфора, майолика и антикварная мебель производят неизгладимое впечатление на каждого посетителя Национальной галереи старинного искусства.

Огромное здание дворца, величественная смесь барокко и маньеризма расположилось на улице Четырёх фонтанов на востоке Рима. Палаццо, в котором нынче разместилась Нацональная галерея старинного искусства, призвано было стать папской резиденцией и ещё одним символом величия католической церкви.

Страницы истории

С самого начала дворец Барберини проектировался, чуть ли не как монаршая резиденция, поскольку именно в нём собирался с семьёй проживать понтифик Урбан VIII. Принимать высокопоставленных гостей тоже должны были здесь, а поэтому здание обязано было быть величественным и прославлять всё семейство Барберини.

В средневековье территория, на которой сегодня находится палаццо, принадлежала зажиточному семейству Сфорца. Именно они возвели здесь первый небольшой дворец палаццето в 1549 году. Но в 1625 году финансовые трудности вынудили кардинала Алессандро Сфорца продать земли Маффео Барберини, тогда уже избранному на должность Папы Римского. Урбан VIII сразу же начал перестраивать дворец, работы длились с 1627 по 1634 года. Изначально руководство проектом было поручено Карло Мадерно, на смену ему пришёл Франческо Борромини, а завершал строительство Джанлоренцо Бернини при содействии Пьетро да Кортона.

Большое здание дворца состояло из главного корпуса, к которому примыкали два боковых крыла. Впервые в истории папской столицы вокруг дворца Барберини был разбит большой парк, со временем, правда, он был уничтожен. Чтобы возведение новой папской резиденции, которым занимался кардинал Франческо Барберини, было закончено в срок, Урбан VIII даже ввёл новые налоги по всей стране.


Строительные работы проходили быстро. По проекту Борромини сначала в жизнь воплотили задний фасад, окна и винтовую лестницу. Далее в левом крыле появилась большая лестница Бернини, заключённая в квадратный колодец. Бернини занимался и оформлением парадного фасада, выходящего на улицу Четырёх фонтанов. Теперь с этой стороны располагается главный вход и металлическая ограда с восемью столбами, изображающими атлантов XIXвека, Франческо Адзурри.

Сегодняшняя улица Сан-Николо да Толентино стала местом для конюшен, а с современной улицы Бернини располагался театр с Манежным двором. К сожалению, все строения слева от площади Барберини были уничтожены во время прокладывания виа Барберини.

На протяжении десятилетий семейство Барберини славилось своей меценатской деятельностью, а теперешняя галерея Барберини в XVII веке стала центром притяжения для многих представителей сферы искусства. Джованни Чамполи и Габриэелло Кьябрера посещали салон Барберини, частым гостем был здесь и автор поэмы «Гнев богов» Франческо Браччолини и, естественно, Лоренцо Бернини, оказавшийся ещё и неплохим театральным постановщиком, регулярно бывал в палаццо.

С высоты дня теперешнего меценатство Барберини выглядит как использование художников в целях украшения резиденции и возвеличивания самих себя. Это очень хорошо чувствуется в левом крыле дворца, залы которого были расписаны Пьетро да Кортона. Особого внимания достоин огромный плафон в центральном салоне на втором этаже, названный «Триумфом божественного Провидения». О том, что гигантская картина посвящена «святому семейству», весьма недвусмысленно свидетельствуют ключи Урбан VIII, папская тиара и геральдические символы Барберини пчёлы. Другой роскошный плафон, расписанный Андреа Саки, называется «Триумфом божественной Мудрости». Конечно, посвящается он также Урбану VIII.

Не менее роскошным декором может похвастаться и правое крыло дворца. Лучшим доказательством того является Мраморный зал или зал статуй, представлявший превосходные образцы классической скульптуры, коллекционируемые Барберини. Зал статуй был известен в Италии, поскольку лишний раз демонстрировал превосходство семьи понтифика над простыми смертными.

В 1627 – 1683 годах в стенах дворца действовала мастерская по изготовлению гобеленов. Именно из её стен вышли первые фламандские ткани, украсившие стены многих барочных зданий. Это были самые настоящие произведения искусства: гобелены изготавливались по эскизам да Кортона под руководством Джакоппо делле Ривере, специально приглашённым из Фландрии Франческо Барберини.

На последнем этаже дворца располагалась библиотека племянника папы кардинала Франческо, состоявшая из 10 000 рукописей и 60 000 томов.

Смерть понтифика в 1644 году привела к конфискации дворца, распоряжение о которой отдал следующий папа Иннокентий. Наследников Урбана VIII подозревали в банальной растрате. Однако уже в 1653 году величественный палаццо вновь стал собственностью семейства Барберини.

Экономический кризис начала XX века вынудил наследников отказаться от «семейного гнёздышка». В 1935 году старое крыло было приобретено судоходной компанией Финмаре и полностью перестроено. Весь архитектурный комплекс был выкуплен государством в 1949 году, а в 1952 Барберини распродали все, принадлежавшие семейству картины и скульптуры. Чуть позже в левом крыле расположилась римская галерея, а в правом проводились офицерское собрания вооружённых сил.

Немного о коллекции Национальной галереи старинного искусства

Современная галерея античного искусства размещается сразу в двух дворцах: палаццо Барберини и палаццо Корсини. Она образована путём слияния нескольких крупных частных коллекций. В основу легло собрание произведений искусства Неро Корсини, кардинала, родовое «гнездо» которого, дало приют второй части коллекции. Неро Корсини приобрёл дворец в 1737 году, а все скульптуры, картины и гобелены покупались с целью украсить это здание. Уже в 1740 году его коллекция предметов искусства насчитывала более 600 произведений. Спустя полтора века великолепное собрание произведений изобразительного и прикладного искусства было подарено государству Андреа и Томмазо Корсини. Несколько позже коллекцию пополнили собрание герцога Торлониа и 187 полотен из галереи Монте ди Пьета. Эти частные коллекции были объединены в одно собрание, и в 1895 году в палаццо Корсини разместилась Национальная галерея античного искусства, со временем вошедшая в состав Национальной Римской галереи.

На данном этапе дворец Корсини предлагает вниманию публики живопись периода XVII – XVIII веков, а палаццо Барберини – работы мастеров, творивших в эпоху Возрождения. Предметом особой гордости галереи Барберини являются «Форнарина» Рафаэля и «Юдифь и Олоферн» Караваджо. Кроме них, здесь можно насладиться творениями Тинторетто, Пуссена, Тициана, Гвидо Рени, Мурильо, Рубенса, Гарофало и других мастеров кисти.

Палаццо Барберини располагается по адресу: Via delle Quattro Fontane, 13, 00186 Roma, Италия и принимает посетителей с 8.30 до 19.00, выходной день – понедельник.

Похожие материалы

С созерцанием живописи в Риме дело обстоит не так хорошо, как во Флоренции, но что есть - то и есть: идём под проливным дождичком в галерею дворца Барберини:

У входа сидит "дальний родственник" эрмитажных котов. С недовольным видом: дождь ему тоже не нравится.

Показалось, что по количеству картин этот музей даже превосходит галерею Боргезе. Но вот "по качеству"... Весь первый этаж увешан картинами не очень известных авторов. Кроме венецианца Каналетто и мрачноватого Сальватора Розы почти не за что зацепиться... Ладно, поднимаемся на второй этаж. Фотографировать роскошные потолки итальянских вилл-галерей по-прежнему не будем: нельзя.

На втором этаже поинтересней. Вот пара вещей Гверчино, получившего своё имя из-за косоглазия. Однако, этот дефект ему мало мешает:

"Бичевание Христа" и, особенно,


"Св. Иероним, запечатывающий письмо" - очень интересная работа. Иероним - не измождённый старик-интеллектуал, а настоящий атлет. Только такой человек мог выдрессировать льва (кстати, где он, лев-то? На многих картинах с этим святым он обязательно присутствует).

Совершенно неожиданно бывает встретить в итальянском музее какого-нибудь северного художника. А если встречаешь - это, как правило, "непрограммная", малоизвестная работа. Но в галерее Барберини висит один из замечательных портретов Гольбейна: женоненавистник Генрих VIII:

Гольбейн, как известно, накатал штук пять-шесть портретов этого замечательнейшего человека, рубившего головы своим жёнам из-за того, что папа римский не разрешал ему разводиться с ними. Как считают некоторые историки, Генрих был тяжело болен, и от него даже по меркам средневековой гигиены, жутко воняло. Так что Гольбейну приходилось терпеть, за такие-то деньги:)

По сравнению с этим параднейшим и напыщенным холстом, вот этот мало обращает на себя внимание:

А это - портрет Беатрис Ченчи, приписываемый Гвидо Рени. Ещё одна несчастная девушка, разделившая судьбу генриховских жён:(Мало того, что была изнасилована своим папашей, да ещё и казнённая за его убийство. Говорят, что на этой казни побывал Караваджо, а к чему я это говорю - поймёте попозже.

Ещё один интересный мастер - Джованни Серодине. Картина "Прощание Петра и Павла перед смертью" получилась очень современной. Несколько неряшливая композиция придаёт какую-то "кинематографическую" живость всему действию. А когда видишь, как обречённые апостолы пожимают друг другу руки на прощание - то кажется, что это кадр из какого-то голливудского фильма:

А вот когда я увидел единственную здесь картину Тинторетто - то долго у неё простоял. Я ж не думал, что в венецианском музее Дворца дожей просто "утону" в работах этого художника. А эта, "Христос и грешница" - не совсем удачная. Видно, что много раз переписана и переисправлена:

Ну а вот и то, за чем мы шли в музей Барберини - "Юдифь" Караваджо:


Не зря автор на казнь бедняжки Беатрисы ходил. Знал он толк и в холодном оружии, и в технике его использования. Видно, что Юдифь, зная, что отрубить голову у неё сил не хватит, просто "отпиливает" её, грамотно начав с горла, где сонные артерии находятся... Не знаю, как вам, а мне кажется, что здесь глаза Олоферна показаны как раз в ту секунду, когда человек ещё жив, но уже понял, что умирает.
Несмотря на некоторую чернушность, работа замечательная! Каждый квадратный миллиметр прописал "самый римский из всех римских художников", Микеланджело меризи де Караваджо.

Интернет-платежи по кредитным картам.

Палаццо Барберини – дворец в Риме, стоящий на одноименной площади в районе Треви. Сегодня в его стенах размещается Национальная галерея античного искусства. Интересно, что совсем недавно в задней части здания был обнаружен митреум – храм культа Митры, датированный, вероятно, 2-м веком н.э.

Некогда на этом месте с небольшим уклоном располагались виноградники семейства Сфорца, на территории которых в 1549-м году был построен «палаццетто». В 16-м веке виноградники много раз меняли хозяев. Когда в 1625-м году кардинал Алессандро Сфорца столкнулся с финансовыми трудностями, он был вынужден продать виноградник и строения Маффео Барберини, позднее ставшему Папой Римским Урбаном VIII.

Над созданием полноценного Палаццо трудились три выдающихся архитектора, каждый из которых оставил свои характерные черты. Карло Мадерно, работавший в те годы над базиликой Святого Петра, должен был придать строению характерный облик дворца эпохи ренессанса. Ему помогал племянник Франческо Борромини, а затем к работе подключился великий Бернини, тогда еще более известный как талантливый скульптор. Строительство Палаццо было завершено Бернини в 1633-м году.

Палаццо Барберини возведен вокруг внешнего двора. В центре расположен просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Часть дворца доминирует над площадью Пьяцца Барберини, лежащей на нижнем уровне. Сзади длинное крыло прикрывает сад. Главное здание примечательно тремя рядами огромных арочных окон, напоминающими застекленную галерею. Две лестницы ведут на бельэтаж – величественная лестница Бернини слева и небольшая овальная лестница Борромини справа. Потолок салона украшен шедевром Пьетро да Кортона – барочной фреской, которая стала образцом для подобных декораций дворцов и церквей. Фресками также украшены комнаты бельэтажа.

Сад Палаццо Барберини представляет собой образец «секретного сада», поскольку он скрыт от глаз посторонних. Здесь можно увидеть памятник датскому художнику и скульптору Бертелю Торвальдсену, который в начале 19-го века работал в соседнем театре «Кватро Фонтане».

Сегодня в стенах Палаццо Барберини располагается Национальная галерея античного искусства – одно из самых выдающихся собраний в Италии с работами Рафаэля и Ганса Гольбейна. В здании также работает Итальянский институт нумизматики. А еще именно здесь в 1950-м году была подписана конвенция, положившая начало созданию Европейского суда по правам человека.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 2011 г., после долгой и сложной реставрации дворец Барберини открыли для посетителей. Здесь находится часть экспозиции Национального музея старинного искусства. Его залы еще не переполняют толпы туристов, хотя и здание, и собранные в нем художественные шедевры вполне этого заслуживают. Представляется редкий случай неторопливо побродить по роскошным интерьерам, подивиться мастерству творцов, а заодно и окунуться в повседневную жизнь римских аристократов

В 1623 г. кардинал Маффео Барберини из старинного и богатого флорентийского рода стал папой римским и принял имя Урбан VIII. Для собственной резиденции он купил виллу у семейства Сфорца и заказал ее полную перестройку архитектору Карло Мадерно, но тот ушел из жизни, не завершив проекта. Это сделали выдающийся зодчий Жан Лоренцо Бернини и скульптор Франческо Борромини, преобразив средневековую постройку в прекрасный дворец в стиле позднего Ренессанса.

Фасад, выходящий на улицу Четырех фонтанов, окружен кованой решеткой со столбами, изображающими задумчивых атлантов. Над входом - герб Барберини - три пчелы, символизирующие неустанный труд. В центре здания двухуровневый зал, над ним - овальный салон. Туда ведут две лестницы, слева парадная с традиционными прямоугольными пролетами, сооруженная Бернини, справа - изящная «улитка», созданная Борромео. Пьетро да Кортон написал потолочную фреску «Торжество божественного Провидения», Андреа Саки - автор плафона «Торжество божественной Мудрости».

Жемчужины живописного собрания дворца - кровавая «Юдифь и Олоферн» Караваджо и стыдливая «Форнарина» Рафаэля Санти. В роскошных интерьерах выставлены шедевры кисти Бенвенуто Тизи, Питера Рубенса, Якопо Тинторетто, Никола Пуссена, Вечеллио Тициана, Бартоломео Мурильо, Гвидо Рени.

Практическая информация

Адрес: Рим, Via delle Quattro Fontane, 13. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на метро до ст. Barberini, на автобусах №№ 61, 62, 85, 492, 590, N1, N2, N12 до ост. Barberini.

Время работы: со вторника по воскресенье с 8:30 до 19:00, выходной день - понедельник. Цена полного билета для взрослых - 12 EUR, льготного - 6 EUR. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

В средние века эта земля, с простиравшимися здесь виноградниками, принадлежала семейству Сфорца, которая в 1549 году распорядилась построить небольшую виллу. В дальнейшем, наследные земли переходили из рук в руки, пока в 1625 году из-за финансовых трудностей кардиналу Алессандро Сфорца не пришлось продать земли семейству Барберини. Могущественная и знатная семья Барберини, тосканского происхождения, решила построить престижную и роскошную резиденцию в качестве представительства своего семейства в Риме, после того, как в 1623 году кардинал Маффео Барберини взошел на папский престол под именем папа Урбан VIII-й. Племянник папы, кардинал Франческо Барберини, ответственный за работы, сделал всё, чтобы дворец был завершен в срок. Не последнюю роль сыграло в этом финансирование строительства его дядей, папой Урбаном VIII-м, который без зазрения совести повысил налоги с подданных, дабы изыскать требуемые средства, за что народ прозвал его «папой-пошлиной».

Строительство дворца Барберини началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Мадерно, который задумал перестроить уже существующую виллу Сфорца в традиционное четырехугольное здание в стиле ренессанс, по подобию дворца Фарнезе. В помощники Модерно взял молодого Франческо Борромини, своего внука. В 1629 году, после смерти Карло Мадерно, дальнейшие работы были поручены молодому вундеркинду Лоренцо Бернини, который в то время был больше известен как скульптор. Он немного изменил проект, на менее строгий, который сочетал в себе и дворец и загородную виллу. В результате содружества замыслов двух великих архитекторов возник роскошный дворец с двумя выступающими боковыми выступами и с восхитительной парковой территорией.

Винтовая лестница была создана по проекту Барромини.

Большая лестница левого крыла создана по проекту Бернини.


Внутреннее убранство построенного дворца впечатляло не меньше. Левое крыло здания украшено великолепными фресками Пьетро да Кортона, который был привлечён к работе над дворцом и как художник, и как архитектор. В течении семи лет, между 1633 и 1639 гг. он расписывал часовню дворца и галереи первого этажа. Лучшее его произведение "Триумф Божественного провидения" прославляет деятельность папы Урбана VIII-го.

Еще один зал украшен величественной фреской Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости», также написанной в честь папы.

Правое крыло дворца было декорировано не менее роскошно, его украсили многочисленными античными статуями и произведениями древнеримского искусства, принадлежавших семье Барберини.

На верхнем этаже дворца разместилась библиотека, насчитывавшая 60 тысяч томов и 10 тысяч рукописей, собранная коллекционером и высокоразвитым интеллектуалом Франческо Барберини.

Рядом с дворцом был разбит шикарный парк украшенный фигурными живыми изгородями, цветочными клумбами и засаженный различными видами деревьев. В парке разводили оленей, страусов, верблюдов и других экзотических животных. Среди многочисленных интересных архитектурных объектов сада был созданный по проекту Л. Бернини мост в виде руины, соединявший Тронный зал с Тайным садом и скрытым от глаз посторонних.


Проход, ведущий из сада во дворец.

По проекту Пьетро да Кортона, на территории парка были сооружены конюшни, а со стороны современной улицы виа Бернини возведен театр с Манежным двором.

Дворец стал идеальным местом для новой роли процветающего семейства Барберини. Таддео, сын Карло Барберини, по настоянию своего дяди в 1624 году женился на Анне Колонна, которая принадлежала к одной из самых древних римских семей, и которая добавила семейству существенное приданое, в том числе княжество Палестрина в 1629 году. После этого Таддео был объявлен прямым наследником многочисленного имущества. Кажущемуся благополучию, кажется не видно конца, однако... Будучи избранным префектом Рима на состоявшимся в 1644 году тайном совете кардиналов, Таддео с братьями заключил выгодную сделку для обеспечения дальнейшего благополучия своего семейства. Но в 1645 году, после смерти Урбана VIII-го Барберини, пришедший к власти папа Иннокентий X-й Памфилий отказался признать сделку. В ходе начавшегося расследования по факту финансовых злоупотреблений, дворец был конфискован в папскую казну. Таддео Барберини и его братья были вынуждены бежать в Париж в 1646 году, где они были приняты кардиналом Джулио Мазарини. Жена Таддео, Анна Колонна, обратился к папе римскому Иннокентию X-му, призывая его позволить сохранить семейную собственность. Папа согласился, но Таддео Барберини до конца своих дней оставался в изгнании и умер в 1647 году так и не увидев Рим снова. Имущество семье Бернини было возвращено в 1653 году. Фактически, семейство Барберини пострадало из-за своего возрастающего могущества и честолюбивых планов, которые рухнули после смерти папы Урбана VII-го.

Окончательное примирение с папой Иннокентием X-м наступило после того, как сын Таддео Барберини - Маттео женился на внучатой ​​племяннице папы - Олимпии Джустиниани. Второй сын Таддео - Карло, этим же папой был возведен в кардиналы.

На фотографии: фасад дворца с папским гербом и геральдикой рода Барберини - тремя пчёлами.

Изображение пчёл можно увидеть и по всему дворцу .

После смерти папы Иннокентия X-го в начале 1655 года Барберини снова взошли на политическую сцену. Одним из значимых событий тех лет для дворца и его владельцев стал грандиозный костюмированный карнавал, организованный по случаю прибытия в Рим королевы Швеции Кристины. Для просмотра этого красочного представления на тыльной стороне дворца была сооружена специальная трибуна стоимостью в семь тысяч эскудо. При этом пришлось снести несколько соседних зданий, чтобы освободить место под строительства. Трибуна предназначалась для представителей папского двора и знати. Зрелище представляло собой череду сцен из мифологических аллегорий, в которой персонажи были одеты в яркие и красочные костюмы в сопровождении лошадей и замысловатых колесниц.

А с 1627 и по 1683 год, по инициативе кардинала Франческо Барберини, во дворце работала мастерская по производству гобеленов под руководством художника из Фландрии Якопо делла Ривьера.

Дворец продолжал процветать в XVIII-м веке и этому поспособствовал брак Корнелии Констанцы Барберинис Джулио Чезаре Колонна в 1728 году, который укрепил статус и мощь семьи. В это период часть комнат приобрела новый роскошный интерьер.

В дальнейшем судьба не всегда была благосклонна к дворцу. Неоднократно семейству приходилось распродавать семейные ценности на содержание слишком роскошной резиденции.

Единственным значительным новшеством в дворцовом ансамбле стали ограда и ворота установленные в 1865 году вдоль улицы Четырех фонтанов. Эффектные скульптуры атлантов и консоли фонарей в виде драконов были созданы скульптором А. Тадолини по проекту архитектора Аззурри представленном еще в 1848 году.

Следует упомянуть также работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок.

В тот же период Франческо Аззурри спроектировал фонтан, украшенный скульптурами масок и пчёлами, и это было последнее, что смогло позволить себе семейство Барберини.

В 1900 году библиотека кардинала Франческо вместе с мебелью, созданной по рисункам Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики. Была разделена на участки и распродана та часть парка, которая протянулась в сторону виа XX-го Сентября. Когда-то там располагалась площадка для игры в браччале. Впоследствии на этом участке парка поднялись министерские здания, и загородный колорит этого некогда аристократического квартала с его замечательными виллами исчез навсегда. А при прокладке улицы Барберини были снесены конюшня и театр дворца.

Тяжелое материальное положение наследников рода привело к тому, что в 1930-е годы часть старого крыла дворца было продана судоходной компании Финмаре, часть комнат по договору долгосрочной аренды сдаётся под офицерский клуб вооружённых сил Италии.

Окончательно отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их финансовый кризис. В 1949 году государство выкупило весь комплекс за 600 миллионов лир. Спустя три года Мария Барберини, продолжавшая занимать часть дворцовых комнат вплоть до своей смерти, распродаёт все принадлежавшие ей картины и другие произведения искусства, часть из которых скупается американскими нуворишами.

Часть правого крыла продолжало оставаться в подчинении офицерского клуба, в левом крыле дворца государство расположило Национальную галерею старинного искусства, сохранившую великолепные интерьеры. Непревзойденными шедеврами этого собрания нынче являются полотна Филиппо Липпи, Перуджино, Бронзино, Тинторетто, Гвидо Рени, Гверчино. Среди шедевром, такие картины, как "Форнарина" Рафаэля и "Юдифь и Олоферн" Караваджо.

Хорошей новостью при моём последнем посещении дворца стал такой факт: в 2011 году завершилась реставрация палаццо Барберини, работы по восстановлению здания продолжались около пяти лет и обошлись примерно в 15 миллионов евро. Одним из важных итогов реставрации стал переезд из здания офицерского клуба, который занимал в палаццо несколько помещений. После реставрации в палаццо открылся второй этаж, а галерея пополнилась десятью новыми залами. Таким образом, общее количество залов в галерее достигло 34. В них располагаются более полутора тысяч произведений искусства.


Ещё одной совсем недавней приятной новостью стало открытие для общественного доступа с ноября 2014 года, правда по предварительной записи, изысканных комнат принцессы Корнелии Констанцы Барберини (1716-1796 гг.). Эти комнаты оставались обитаемы наследниками рода Барберини вплоть до 1955 года, и чудом сохранили свой интерьер.





И, напоследок, ещё несколько фотографий дворцового интерьера.

Ещё пара фонтанов дворца.


Текст - SPRATO



Статьи по теме: