Ознакомление с окружающим старшая группа зима. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима
Тема: «Идет волшебница зима…»
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»);
Продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»);
Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»);
Учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»);
Приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Чтение художественной литературы»);
Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»);
Продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем; (образовательная область «Художественное творчество»).
Развивающие:
Развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»);
Развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социализация»);
Развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Музыка»).
Воспитательные:
Воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социализация»);
Воспитывать чувство эпатии к родной природе (образовательная область «Социализация»).
Оздоровительные:
Регулировать смену деятельности; (образовательная область «Здоровье»);
Чередовать активные и статические позы; (образовательная область «Здоровье»);
Снять мышечный тонус с помощью физкультминутки; (образовательная область «Здоровье»).
Оборудование:
Магнитофон;
Аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;
Иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;
Аудиозапись;
Магнитная доска;
Мольберт;
Картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;
Ножницы;
Бумага;
Подушки 8 шт.;
Синтепон;
Декоративная трава;
Стеклянные банки 2 шт.;
Снежки.
Предварительная работа:
Разучивание подвижной игры для физкультминутки;
Обучение вырезанию снежинок из бумаги.
Ход занятия
Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!
Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.
Где мы были в прошлый раз?
Ответы детей: в прошлый раз мы были в смешанном лесу.
Какие деревья встречаются в смешанном лесу?
Ответы детей: в смешанном лесу встречаются лиственные и хвойные деревья.
Ребята, а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).
Ответы детей:
На картине изображена зима,
На картине изображен зимний лес.
Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчики).
Ребята, отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!
Ответы детей: декабрь.
Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.
Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».
Как вы думаете, почему люди так говорили?
Ответы детей: в декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму.
Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?
Ответы детей: в безветренный день мороз переносится легче.
С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году.
В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».
Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей: в декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т.д.
Воспитатель ответы детей показывает на картинке.
Послушайте загадку про следующий месяц:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?
Ответы детей: январь.
Воспитатель показывает картинку с изображением января.
Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес».
Что бы это значило?
Ответы детей: в январе день прибавляется очень медленно, но все равно дни становятся длиннее, чем в декабре.
А греет ли январское солнце?
Ответы детей: январское солнце светит очень ярко, но не греет.
Январь считается самым холодным месяцем года.
В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».
В какой сказке мужик мороза не испугался?
Ответы детей: в сказке «Два мороза».
Почему он даже разделся в сильный мороз?
Ответы детей:
Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали
И в снежки играть мы стали.
(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).
(После физкультминутки дети садятся на свои места).
Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Ответы детей: февраль.
В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».
Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.
В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.
Как вы думаете, что такое метель?
Ответы детей: ветер со снегом.
Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.
Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.
Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
Скажите, как можно описать каждый месяц?
Ответы детей:
Декабрь – это самый темный месяц года.
Январь – это самый холодный месяц года.
Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.
Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?
Ответы детей: из снега, снежинок.
Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).
Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).
Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло.
А вот у нас есть снежный сугроб, давайте посмотрим, что под ним находится? (воспитатель обращает внимание детей на сугроб, который сделан из подушек).
Давайте присядем на подушечки (дети разбирают подушки и находят под ними зеленую травку).
Ребята, а что это такое?
Ответы детей: это зеленая трава.
Ответы детей: слой снега не пропускает холод.
Правильно и поэтому снег называют снежным одеялом, а в какой сказке травка под снегом отдыхала?
Ответы детей: в сказке «Рукодельница и ленивица».
Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?
Ответы детей: девочка стала грустить весной.
Почему?
Ответы детей: солнце стало пригревать, и она начала таять.
Представьте себе, что снегурочка надела шубу, шапку, шарф, как вы думаете, она быстрее растает или нет?
Ответы детей:
Снегурочка растает от жары быстро. (Ответ неверный).
Снегурочка будет таять долго, потому что одежда не даст пробраться жаре.
Теперь давайте узнаем кто из вас прав. Помните, перед занятием мы с вами наполнили две баночки снегом, а одну из них завернули в теплый шарф. Сейчас мы посмотрим, что с ними стало. (Воспитатель берет две баночки, наполненные снегом).
Что мы видим? Снег, который лежал в баночке без шарфа, растаял, а снег, который лежал в баночке, завернутой в шарф, не растаял.
Почему, как вы думаете?
Ответы детей: шарф не пропустил комнатное тепло к снегу.
Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?
Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.
Какие зимние месяцы мы вспомнили?
Ответы детей: декабрь, январь, февраль.
Какие природные явления мы научились различать?
Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.
Для чего нам это пригодится?
Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.
Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.
Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.
Светлана Адодина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зима»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром .
«Зима » .
Цель : дать детям знания о жизни птиц, животных и растений зимой.
Образовательные :
Уточнить и расширить знания детей о зиме, зимних месяцах
Показать зависимость растений от внешних условий : деревья и кусты стоят без листьев, т. к. нет тепла, света и воды
Дать знания о том, как выживают зимой животные и птицы
Закрепит знание обобщающего понятия «Зима » .
Развивающие :
Обогащать и активизировать словарь детей
Развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы
Развивать память, внимание, мышление, воображение.
Воспитательные :
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе
Воспитывать желание помочь животным и птицам зимой
Воспитывать усидчивость, терпение
Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Интегрируемая образовательная область : «Познание » .
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Безопасность» , «Художественное творчество» .
Материал.
Демонстрационный :
Иллюстрации с изображением зимних пейзажей
Иллюстрация снегиря и клеста.
Раздаточный :
Зимние раскраски, краски «Гуашь» , кисти, баночки с водой, клеёнки на столы, фартуки, нарукавники.
Оборудование :
Ноутбук, радиоприёмник
Флешкарта с репродукциями картин с зимними пейзажами и детскими зимними рисунками
Диск с музыкой П. И. Чайковского «Времена года. Зима » .
1. Организационный момент.
Колокольчик, мой дружок,
Собирай детей в кружок.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Скажем, друг другу «Здравствуйте!» . Ведь «здравствуйте значит «Будьте здоровы» .
2. Вводная часть.
Ребята, вы заметили, что в погоде и природе произошли изменения? Какие изменения произошли? Назовите.
-Отгадайте загадку :
Дел у меня не мало :
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки одеваю,
Белю поля, дома,
А зовут меня (зима ) .
Какие слова в загадке говорят о том, что это зима ?
3. Основная часть.
По календарю наступила зима . И первый зимний месяц называется декабрь. В декабре рано темнеет и поздно светает. В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Декабрь удивительный месяц, про него говорят : «Декабрь год кончает, а зиму начинает» , т. к. декабрь первый месяц зимы и последний месяц года. Декабрь приносит мороз и много снега. Его ещё называют «Стужайло.
Второй месяц зимы называется январь. Его называют «Просинец» . В январе совсем нет облачности, небо голубое, много снега. Именно в январе появляются сугробы. Это самый холодный месяц, самый морозный. Но, не смотря ни на что, именно в январе у клестов появляются птенцы (показать иллюстрацию клеста) . Птенцы вылупляются из яиц совершенно голыми, т. е. без пуха и перьев. Клесты согревают голых птенцов в гнёздах теплом своего тела. Но уже в январе всё чаще на небе появляется солнце. Оно ярко светит, но не греет. Немного увеличивается день, в народе говорят «на воробьиный скок» . Январь первый месяц года, но второй месяц зимы.
За январём наступает последний зимний месяц-февраль. В феврале часто бывают метели и вьюги. За это февраль прозвали «Снежень» . В начале месяца ещё очень холодно, Но ветры уже зиму выдувают. А в конце февраля уже появляются первые признаки весны.
Как вы думаете, зима это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
К началу зимы весь растительный и животный мир готов к зиме, к холоду и снегу.
Как подготовились к зиме деревья и кусты, трава? Деревья и кусты сбросили листья, трава засохла. Для чего? Потому что зимой нет тепла, света и воды.
Что стало с насекомыми? Они забрались под кору деревьев от холода, зарылись в землю.
Что делают птицы, готовясь к зиме? Птицы улетают в тёплые края. Почему они улетают? Потому что зимой холодно, нет корма и воды. Какие птицы улетели от нас? Какие остались с нами зимовать?
Но именно зимой, в начале декабря, к нам прилетает удивительная птица. Это снегирь (показать иллюстрацию снегиря) . Послушайте стихотворение :
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
Чем птицы будут питаться зимой? Ягодами рябины, семенами сосновых и еловых шишек.
А мы можем помочь птицам зимой? Чем? Мы можем сделать кормушки и класть туда для птиц хлебные крошки, зерно, пшено. Для синичек нужно подвесить кусочки сала.
Что делают животные при подготовке к зиме? Животные линяют, меняют свою летнюю шубку на более тёплую и яркую. Заяц меняет свою серую шубку на белую, лиса становится ярко оранжевой, волк ярко серым.
Кто из животных готовит запасы к зиме? Это белка. Она развешивает грибы на ветках деревьев, зарывает в землю жёлуди и шишки. Но, к сожалению, не всегда находит свои запасы зимой.
Кто из животных зимой спит? Это медведь, ёж, крот, мыши. Медведь спит в берлоге, все остальные в норах.
Зимой всё будет засыпано снегом. Какие слова можно придумать про снег? Снег пушистый, белый, искристый, хрустящий, серебристый, лёгкий.
Снег это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
-Зима чудесное время года . Про зиму поэты писали стихи. Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима » .
Про зиму написаны песни. Писали про зиму сказки «Снегурочка» , «Мороз Иванович» , «12 месяцев» , и многие другие. Композиторы писали музыку про зиму. Послушайте отрывок музыки П. И. Чайковского «Времена года. Зима » . Художники писали и пишут картины про зиму. Посмотрите.
А ещё именно зимой к нам приходит самый весёлый праздник. Это Новый год. Вместе с ним к нам приходит красавица ёлка, Дед Мороз с подарками, сюрпризами и чудесами. Как зовут внучку Деда Мороза? Это красавица Снегурочка. Новый год это праздник радости, счастья, подарков и хорошего настроения.
Физминутка : хоровод «Маленькой ёлочке» .
Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
1. Зимой холодно, а летом (жарко) .
2. Зимой пасмурно, а летом (ясно) .
3. Зимой снег землю покрывает, а весной снег (тает) .
Теперь я буду называть слова определения, а вы придумывать, что таким может быть.
1. Белый (сахар, снег) .
2. Трескучий (мороз, паркет) .
3. Яркое (солнце, платье) .
4. Зелёная (трава, ёлка, сосна) .
5. Искристый (снег, дождь, лёд) .
Давайте наденем фартуки и нарукавники. Для чего? Мы будем раскрашивать зимние картинки. Садитесь за столы. Стулья придвиньте к столам, спина прямая. Ноги стоят на полу, руки лежат на столе. Вспомните, какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с красками? Начинаем раскрашивать.
4. Заключительная часть.
Давайте посмотрим, какие работы у нас получились. Вам нравятся ваши работы? Почему? Какая работа нравится больше всего? Почему?
О каком времени года сегодня говорили?
Сколько месяцев у зимы? Назовите их.
Какая птица к нам прилетает в декабре?
Какая птица выводит птенцов в январе?
Назовите зимние приметы.
5. Рефлексия.
Вам понравилось наше занятие ? Почему? Покажите мне ваше настроение с помощью наших солнышек, объясните, почему у вас такое настроение.
6. Организационный момент.
Убирайте на место все материалы, приводите в порядок рабочее место. Снимайте фартуки и нарукавники, вешайте на место. Занятие закончено . Всем спасибо.
Республика Татарстан Черемшанский район с.Карамышево МБДОУ «Миляшкай», воспитатель детского сада – Сафиуллина Альбина Чулпановна
Программное содержание:
-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,
-познакомить детей с ежом,
-формировать чувство причастности к окружающему миру,
-закрепить названия детенышей диких животных,
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным,
-активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, берлога, дупло, кора деревьев.
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений Г. Скребницкого о животных,
-беседы о зиме.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Дети, подойдите к окну, посмотрите и скажите - какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горы на санках, наблюдали, как старшие дети катаются на коньках на катке. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?
Играет спокойная музыка.
Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:
Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь.
Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.
1. Воспитатель:
-Ой, ребята, кто это?
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом серый, зимой белый.
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, это зайчик.
-А где зимой прячется зайчик? Почему?
-Какую шубку носит зайчик зимой?
-А почему он белую шубку одел?
-Что делает зайчик днем?
-А вечером?
-Чем питается зайчик зимой?
-А как зовут детенышей зайчика?
Мы с вами знаем песенку про зайчика, давайте споем ее.
Дети поют песню "Заинька-зайка".
В конце песенки прыгают как зайцы.
А теперь пойдем дальше.
2. Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей
Все проворней и быстрей.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно, это белочка.
-Какую шубку носит белочка зимой?
-А почему не рыжую?
-А враги у белочки есть? Кто они?
-Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
-Куда прячет белка свои припасы?
-А какой домик на зиму делает себе белка? Где?
-Для чего ей такое прочное гнездышко?
Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
-А как зовут детенышей белки?
3. Воспитатель:
-Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, тихо - не шуметь.
-Что делает медведь зимой?
Давайте подставим ладошки: чувствуете - тепло, медведь дышит.
-А что любит есть медведь?
-Холодной зимой в берлоге у медведицы появляются маленькие и беспомощные детеныши. Как их называют?
А сейчас я превращу вас в медвежат.
Ну-ка, дети, покружитесь
В медвежаток превратитесь.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочу ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
4. Воспитатель:
-Ой, ой, ой! Что это меня так укололо? А вот угадайте, кто сидит в гнездышке?
Угрюмый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
На зиму засыпает,
Никому он не мешает.
Ответы детей. Правильно, это ежик. Давайте поближе с ним познакомимся. Подойдите к картине.
Ежик - очень забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми колючками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без колючек. Как только ежик заслышит опасность, сейчас же свернется в клубочек, спрячет внутрь мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставит. Попробуй-ка подступиться к нему. Ежи любят есть разных козявок, червячков, ловят мышей. Этим они приносят большую пользу. Днем ежик спит в гнездышке, а ночью входит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних дней. А детенышей ежа зовут - ежата. Как зовут детенышей ежа?
Ответы детей.
Игра "Хорошо - плохо".
Воспитатель:
-Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
-Почему плохо? Почему хорошо?
-Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.
Игра "Накорми зверюшек".
На одном столе - игрушки- звери, на другом - угощение. Необходимо угостить зверей.
-Сколько зайчат угостили морковкой?
-Сколько белочек угостили орешками?
-Сколько медвежат угостили медом?
Воспитатель:
-А я вам тоже приготовила сюрприз - принесла кормушку. Не только животным голодно зимой, но и птицам. Сейчас, на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками.