Ознакомление с окружающим старшая группа зима. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима

Тема: «Идет волшебница зима…»

Программные задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»);

Продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»);

Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»);

Учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»);

Приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Чтение художественной литературы»);

Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»);

Продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем; (образовательная область «Художественное творчество»).

Развивающие:

Развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»);

Развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социализация»);

Развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Музыка»).

Воспитательные:

Воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социализация»);

Воспитывать чувство эпатии к родной природе (образовательная область «Социализация»).

Оздоровительные:

Регулировать смену деятельности; (образовательная область «Здоровье»);

Чередовать активные и статические позы; (образовательная область «Здоровье»);

Снять мышечный тонус с помощью физкультминутки; (образовательная область «Здоровье»).

Оборудование:

Магнитофон;

Аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;

Иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;

Аудиозапись;

Магнитная доска;

Мольберт;

Картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;

Ножницы;

Бумага;

Подушки 8 шт.;

Синтепон;

Декоративная трава;

Стеклянные банки 2 шт.;

Снежки.

Предварительная работа:

Разучивание подвижной игры для физкультминутки;

Обучение вырезанию снежинок из бумаги.

Ход занятия

Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!

Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.

Где мы были в прошлый раз?

Ответы детей: в прошлый раз мы были в смешанном лесу.

Какие деревья встречаются в смешанном лесу?

Ответы детей: в смешанном лесу встречаются лиственные и хвойные деревья.

Ребята, а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).

Ответы детей:

На картине изображена зима,

На картине изображен зимний лес.

Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчики).

Ребята, отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год!

Ответы детей: декабрь.

Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.

Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

Как вы думаете, почему люди так говорили?

Ответы детей: в декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму.

Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?

Ответы детей: в безветренный день мороз переносится легче.

С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году.

В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей: в декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т.д.

Воспитатель ответы детей показывает на картинке.

Послушайте загадку про следующий месяц:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

Ответы детей: январь.

Воспитатель показывает картинку с изображением января.

Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес».

Что бы это значило?

Ответы детей: в январе день прибавляется очень медленно, но все равно дни становятся длиннее, чем в декабре.

А греет ли январское солнце?

Ответы детей: январское солнце светит очень ярко, но не греет.

Январь считается самым холодным месяцем года.

В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».

В какой сказке мужик мороза не испугался?

Ответы детей: в сказке «Два мороза».

Почему он даже разделся в сильный мороз?

Ответы детей:

Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали

И в снежки играть мы стали.

(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).

(После физкультминутки дети садятся на свои места).

Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Ответы детей: февраль.

В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».

Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.

В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.

Как вы думаете, что такое метель?

Ответы детей: ветер со снегом.

Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.

Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.

Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

Скажите, как можно описать каждый месяц?

Ответы детей:

Декабрь – это самый темный месяц года.

Январь – это самый холодный месяц года.

Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.

Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?

Ответы детей: из снега, снежинок.

Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).

Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).

Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло.

А вот у нас есть снежный сугроб, давайте посмотрим, что под ним находится? (воспитатель обращает внимание детей на сугроб, который сделан из подушек).

Давайте присядем на подушечки (дети разбирают подушки и находят под ними зеленую травку).

Ребята, а что это такое?

Ответы детей: это зеленая трава.

Ответы детей: слой снега не пропускает холод.

Правильно и поэтому снег называют снежным одеялом, а в какой сказке травка под снегом отдыхала?

Ответы детей: в сказке «Рукодельница и ленивица».

Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?

Ответы детей: девочка стала грустить весной.

Почему?

Ответы детей: солнце стало пригревать, и она начала таять.

Представьте себе, что снегурочка надела шубу, шапку, шарф, как вы думаете, она быстрее растает или нет?

Ответы детей:

Снегурочка растает от жары быстро. (Ответ неверный).

Снегурочка будет таять долго, потому что одежда не даст пробраться жаре.

Теперь давайте узнаем кто из вас прав. Помните, перед занятием мы с вами наполнили две баночки снегом, а одну из них завернули в теплый шарф. Сейчас мы посмотрим, что с ними стало. (Воспитатель берет две баночки, наполненные снегом).

Что мы видим? Снег, который лежал в баночке без шарфа, растаял, а снег, который лежал в баночке, завернутой в шарф, не растаял.

Почему, как вы думаете?

Ответы детей: шарф не пропустил комнатное тепло к снегу.

Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?

Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.

Какие зимние месяцы мы вспомнили?

Ответы детей: декабрь, январь, февраль.

Какие природные явления мы научились различать?

Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.

Для чего нам это пригодится?

Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.

Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.

Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.

Светлана Адодина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зима»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром .

«Зима » .

Цель : дать детям знания о жизни птиц, животных и растений зимой.

Образовательные :

Уточнить и расширить знания детей о зиме, зимних месяцах

Показать зависимость растений от внешних условий : деревья и кусты стоят без листьев, т. к. нет тепла, света и воды

Дать знания о том, как выживают зимой животные и птицы

Закрепит знание обобщающего понятия «Зима » .

Развивающие :

Обогащать и активизировать словарь детей

Развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы

Развивать память, внимание, мышление, воображение.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе

Воспитывать желание помочь животным и птицам зимой

Воспитывать усидчивость, терпение

Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Интегрируемая образовательная область : «Познание » .

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Безопасность» , «Художественное творчество» .

Материал.

Демонстрационный :

Иллюстрации с изображением зимних пейзажей

Иллюстрация снегиря и клеста.

Раздаточный :

Зимние раскраски, краски «Гуашь» , кисти, баночки с водой, клеёнки на столы, фартуки, нарукавники.

Оборудование :

Ноутбук, радиоприёмник

Флешкарта с репродукциями картин с зимними пейзажами и детскими зимними рисунками

Диск с музыкой П. И. Чайковского «Времена года. Зима » .

1. Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок,

Собирай детей в кружок.

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Скажем, друг другу «Здравствуйте!» . Ведь «здравствуйте значит «Будьте здоровы» .

2. Вводная часть.

Ребята, вы заметили, что в погоде и природе произошли изменения? Какие изменения произошли? Назовите.

-Отгадайте загадку :

Дел у меня не мало :

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки одеваю,

Белю поля, дома,

А зовут меня (зима ) .

Какие слова в загадке говорят о том, что это зима ?

3. Основная часть.

По календарю наступила зима . И первый зимний месяц называется декабрь. В декабре рано темнеет и поздно светает. В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Декабрь удивительный месяц, про него говорят : «Декабрь год кончает, а зиму начинает» , т. к. декабрь первый месяц зимы и последний месяц года. Декабрь приносит мороз и много снега. Его ещё называют «Стужайло.

Второй месяц зимы называется январь. Его называют «Просинец» . В январе совсем нет облачности, небо голубое, много снега. Именно в январе появляются сугробы. Это самый холодный месяц, самый морозный. Но, не смотря ни на что, именно в январе у клестов появляются птенцы (показать иллюстрацию клеста) . Птенцы вылупляются из яиц совершенно голыми, т. е. без пуха и перьев. Клесты согревают голых птенцов в гнёздах теплом своего тела. Но уже в январе всё чаще на небе появляется солнце. Оно ярко светит, но не греет. Немного увеличивается день, в народе говорят «на воробьиный скок» . Январь первый месяц года, но второй месяц зимы.

За январём наступает последний зимний месяц-февраль. В феврале часто бывают метели и вьюги. За это февраль прозвали «Снежень» . В начале месяца ещё очень холодно, Но ветры уже зиму выдувают. А в конце февраля уже появляются первые признаки весны.

Как вы думаете, зима это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?

К началу зимы весь растительный и животный мир готов к зиме, к холоду и снегу.

Как подготовились к зиме деревья и кусты, трава? Деревья и кусты сбросили листья, трава засохла. Для чего? Потому что зимой нет тепла, света и воды.

Что стало с насекомыми? Они забрались под кору деревьев от холода, зарылись в землю.

Что делают птицы, готовясь к зиме? Птицы улетают в тёплые края. Почему они улетают? Потому что зимой холодно, нет корма и воды. Какие птицы улетели от нас? Какие остались с нами зимовать?

Но именно зимой, в начале декабря, к нам прилетает удивительная птица. Это снегирь (показать иллюстрацию снегиря) . Послушайте стихотворение :

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

Чем птицы будут питаться зимой? Ягодами рябины, семенами сосновых и еловых шишек.

А мы можем помочь птицам зимой? Чем? Мы можем сделать кормушки и класть туда для птиц хлебные крошки, зерно, пшено. Для синичек нужно подвесить кусочки сала.

Что делают животные при подготовке к зиме? Животные линяют, меняют свою летнюю шубку на более тёплую и яркую. Заяц меняет свою серую шубку на белую, лиса становится ярко оранжевой, волк ярко серым.

Кто из животных готовит запасы к зиме? Это белка. Она развешивает грибы на ветках деревьев, зарывает в землю жёлуди и шишки. Но, к сожалению, не всегда находит свои запасы зимой.

Кто из животных зимой спит? Это медведь, ёж, крот, мыши. Медведь спит в берлоге, все остальные в норах.

Зимой всё будет засыпано снегом. Какие слова можно придумать про снег? Снег пушистый, белый, искристый, хрустящий, серебристый, лёгкий.

Снег это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?

-Зима чудесное время года . Про зиму поэты писали стихи. Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима » .

Про зиму написаны песни. Писали про зиму сказки «Снегурочка» , «Мороз Иванович» , «12 месяцев» , и многие другие. Композиторы писали музыку про зиму. Послушайте отрывок музыки П. И. Чайковского «Времена года. Зима » . Художники писали и пишут картины про зиму. Посмотрите.

А ещё именно зимой к нам приходит самый весёлый праздник. Это Новый год. Вместе с ним к нам приходит красавица ёлка, Дед Мороз с подарками, сюрпризами и чудесами. Как зовут внучку Деда Мороза? Это красавица Снегурочка. Новый год это праздник радости, счастья, подарков и хорошего настроения.

Физминутка : хоровод «Маленькой ёлочке» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.

1. Зимой холодно, а летом (жарко) .

2. Зимой пасмурно, а летом (ясно) .

3. Зимой снег землю покрывает, а весной снег (тает) .

Теперь я буду называть слова определения, а вы придумывать, что таким может быть.

1. Белый (сахар, снег) .

2. Трескучий (мороз, паркет) .

3. Яркое (солнце, платье) .

4. Зелёная (трава, ёлка, сосна) .

5. Искристый (снег, дождь, лёд) .

Давайте наденем фартуки и нарукавники. Для чего? Мы будем раскрашивать зимние картинки. Садитесь за столы. Стулья придвиньте к столам, спина прямая. Ноги стоят на полу, руки лежат на столе. Вспомните, какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с красками? Начинаем раскрашивать.

4. Заключительная часть.

Давайте посмотрим, какие работы у нас получились. Вам нравятся ваши работы? Почему? Какая работа нравится больше всего? Почему?

О каком времени года сегодня говорили?

Сколько месяцев у зимы? Назовите их.

Какая птица к нам прилетает в декабре?

Какая птица выводит птенцов в январе?

Назовите зимние приметы.

5. Рефлексия.

Вам понравилось наше занятие ? Почему? Покажите мне ваше настроение с помощью наших солнышек, объясните, почему у вас такое настроение.

6. Организационный момент.

Убирайте на место все материалы, приводите в порядок рабочее место. Снимайте фартуки и нарукавники, вешайте на место. Занятие закончено . Всем спасибо.

Республика Татарстан Черемшанский район с.Карамышево МБДОУ «Миляшкай», воспитатель детского сада – Сафиуллина Альбина Чулпановна
Программное содержание:
-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,
-познакомить детей с ежом,
-формировать чувство причастности к окружающему миру,
-закрепить названия детенышей диких животных,
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным,
-активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, берлога, дупло, кора деревьев.
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений Г. Скребницкого о животных,
-беседы о зиме.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Дети, подойдите к окну, посмотрите и скажите - какое сейчас время года?
Ответы детей.

Воспитатель:
-Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горы на санках, наблюдали, как старшие дети катаются на коньках на катке. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?
Играет спокойная музыка.
Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:
Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь.
Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.
1. Воспитатель:
-Ой, ребята, кто это?
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом серый, зимой белый.
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, это зайчик.
-А где зимой прячется зайчик? Почему?
-Какую шубку носит зайчик зимой?
-А почему он белую шубку одел?
-Что делает зайчик днем?
-А вечером?
-Чем питается зайчик зимой?
-А как зовут детенышей зайчика?
Мы с вами знаем песенку про зайчика, давайте споем ее.
Дети поют песню "Заинька-зайка".
В конце песенки прыгают как зайцы.

А теперь пойдем дальше.
2. Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей
Все проворней и быстрей.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно, это белочка.
-Какую шубку носит белочка зимой?
-А почему не рыжую?
-А враги у белочки есть? Кто они?
-Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
-Куда прячет белка свои припасы?
-А какой домик на зиму делает себе белка? Где?
-Для чего ей такое прочное гнездышко?
Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
-А как зовут детенышей белки?
3. Воспитатель:
-Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, тихо - не шуметь.
-Что делает медведь зимой?
Давайте подставим ладошки: чувствуете - тепло, медведь дышит.
-А что любит есть медведь?
-Холодной зимой в берлоге у медведицы появляются маленькие и беспомощные детеныши. Как их называют?
А сейчас я превращу вас в медвежат.
Ну-ка, дети, покружитесь
В медвежаток превратитесь.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочу ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
4. Воспитатель:
-Ой, ой, ой! Что это меня так укололо? А вот угадайте, кто сидит в гнездышке?
Угрюмый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
На зиму засыпает,
Никому он не мешает.
Ответы детей. Правильно, это ежик. Давайте поближе с ним познакомимся. Подойдите к картине.
Ежик - очень забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми колючками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без колючек. Как только ежик заслышит опасность, сейчас же свернется в клубочек, спрячет внутрь мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставит. Попробуй-ка подступиться к нему. Ежи любят есть разных козявок, червячков, ловят мышей. Этим они приносят большую пользу. Днем ежик спит в гнездышке, а ночью входит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних дней. А детенышей ежа зовут - ежата. Как зовут детенышей ежа?
Ответы детей.
Игра "Хорошо - плохо".
Воспитатель:
-Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
-Почему плохо? Почему хорошо?
-Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.
Игра "Накорми зверюшек".
На одном столе - игрушки- звери, на другом - угощение. Необходимо угостить зверей.
-Сколько зайчат угостили морковкой?
-Сколько белочек угостили орешками?
-Сколько медвежат угостили медом?
Воспитатель:
-А я вам тоже приготовила сюрприз - принесла кормушку. Не только животным голодно зимой, но и птицам. Сейчас, на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками.



Статьи по теме: