Обычаи и традиции народов юар. Информация о южно-африканской республике

Для ЮАР характерно смешение различных культур, ведь в стране проживают люди различных рас и национальностей, говорящие на разных языках и живущие в разных условиях. Очень сильно на культуре Южно-Африканской республики сказывается и наследие апартеида.

В ЮАР можно увидеть как традиционные для африканских народов песни, танцы, обряды, так и великолепные примеры современного искусства.

Культурные различия в стране тесно связаны с расовым разделением и различиями в образе жизни людей.

Традиционные ремесла Южной Африки
В ЮАР широко распространены и пользуются большой популярностью, особенно среди туристов, традиционные ремесла африканских народов. Это изготовление керамики, различных поделок из бисера, вышивка, плетение корзин, циновок и других изделий из пальмовых веток и листьев, резьба по дереву. В ЮАР даже проводятся Национальные ремесленные выставки.

Изобразительное искусство

Наскальные рисунки бушменов
Наскальные рисунки бушменов
В ЮАР сохранились уникальные наскальные рисунки коренного населения страны, бушменов. Возраст самых старых из них оценивается учеными в 10,2 тысячи лет (рисунок, обнаруженный в пещере Вандерверк неподалеку от городка Куруман). Найдены десятки тысяч древних рисунков. В Витватерсрандском университете, расположенном в Йоханнесбурге даже существует специализированный Институт исследования наскальной живописи.

Когда европейцы около 350 лет назад впервые столкнулись в Южной Африке с наскальной живописью бушменов, они посчитали эти древние рисунки примитивными и грубыми, как и людей, нарисовавших их. Это были просто "бушменские картинки", изображавшие сцены охоты, войны и повседневной жизни. Уже в двадцатом веке ученые отнеслись с намного большим вниманием и уважением к этим картинам. Более пристальный взгляд на них в последние годы помог понять, что для бушменов наскальные рисунки были не просто описанием повседневной жизни, но и важным ритуалом. Когда шаман древнего бушменского племени рисовал картину, он не только отдавал дань уважения животным, но и открывал таким образом ворота в мир духов.

"Отцами" современной живописи, которая начала развиваться в ЮАР в первой половине XX века, называют Жерара Секото (Gerard Sekoto), Жерара Бхенгу (Gerard Bhengu) и Жоржа Пемба (George Milwa Mnyaluza Pemba).

Жерар Секото (9.12.1913 - 20.03.1993) - южноафриканский художник и музыкант, пионер городского "черного" искусства. Выставки его картин с успехом проходили в Париже, Стокгольме, Венеции, Вашингтоне и многих других городах. В 1940 году его картина, приобретенная художественной галереей Йоханнесбурга, стала первой первой картиной черного художника, вошедшей в музейную коллекцию в ЮАР. В 1947 году Жерар Секото переехал в Париж, не желая жить в стране, в которой в те годы набирал силу апартеид. Его картины приобретают политическую окраску. В 1989 году в художественной галерее Йоханнесбурга с успехом проходит его ретроспективная выставка и университет Витватерсранда присваивает ему звание почетного доктора.

В пятидесятые - шестидесятые годы XX века в ЮАР активно развивается "искусство гетто" (Townshipart), представляещее собой оригинальное, самобытное "черное" искусство. Выдающиеся представители этого течения - художники Фени-Мхлаба Думиле (Feni-Mhlaba Dumile), Эфраим Нгатане (Ephraim Mojalefa Ngatane), Сидней Кумало (Sydney Kumalo) и другие.

Много талантливых художников работают в ЮАР и сегодня. Среди них Ilona Petzer, Susan Le Roux-Wagener, Roelof Rossouw и многие другие.

Литература

Надин Гордимер
У африканских народов, населяющих ЮАР, древние и богатые традиции устного творчества. С давних времен в племенах бушменов, готтентотов и зулусов сочиняли сказки, пели песни и рассказывали мифы.

Первым крупным произведением южноафриканской литературы, опубликованным в 1883 году, стал роман молодой англоязычной писательницы Олив Шрейнер (Olive Schreiner) "История африканской фермы". Знаменитый английский писатель Джером К.Джером писал об этом романе: "История африканской фермы" - вещь неповторимая".

Письменность на африканских языках в ЮАР (на базе латинского алфавита) появилась во второй половине XIX века. В начале XX века появляются литературные произведения на национальных языках, в основном это "литература протеста".

В 1991 году южноафриканская писательница и поэтесса Надин Гордимер (Nadine Gordimer) была удостоена Нобелевской премии. Вторым южноафриканцем, получившим в 2003 году Нобелевскую премию по литературе, (а также дважды удостоенный Букеровской премии) стал Джон Максвелл Кутзее (John Maxwell Coetzee).

Кстати знаменитый "отец всех эльфов" Джон Рональд Руэл Толкин (John Ronald Reuel Tolkien), автор "Хоббита" и "Властелина колец", родился в Южной Африке, в Блумфонтейне, бывшем тогда столицей Оранжевого Свободного государства.

Музыкальная культура ЮАР основывается на богатых традициях как африканских народов, так и переселенцев из Европы и Азии.

С 1912 года в Кейптауне существует музыкальный колледж. Позднее были созданы музыкальные факультеты при университетах страны.

Ярким представителем южноафриканской музыкальной культуры является Мириам Макеба (Miriam Makeba), известная как Мама Африка (Mama Afrika). Ее называли "первой леди южноафриканской песни".

Мириам Макеба родилась в Йоханнесбурге в 1932 году. Начинала она свою музыкальную карьеру вместе с очень популярной в пятидесятые годы в ЮАР группой Manhattan Brothers, игравшей регтайм, джайв и свинг с африканской окраской. Позднее Мириам создала собственную группу - Skylarks.

Несмотря на свою популярность, чернокожая Мириам не могла заработать своим творчеством в стране апартеида. В 1959 году она уезжает из ЮАР, сначала в Европу, затем в США.

Мириам Макеба становится борцом против апартеида, после ее выступления перед Организацией Объединенных Наций в 1963 году она была лишена южноафриканского гражданства и смогла вернуться на родину лишь в 1990 году по приглашению Нельсона Манделы.

Мириам Макеба дважды получала престижную музыкальную премию Grammy Award, в 1964 и 2002 годах.

Тремя (!) премиями Grammy Award (в 1988, 2005 и 2009 годах) был награжден мужской хоровой коллектив из ЮАР Ladysmith Black Mambazo.

Национальный менталитет

Южная Африка славится бесконечными гранями своей культуры и разнообразием традиций, связанным с пересечением обычаев многих населяющих страну народов.

Южноафриканцы чрезвычайно большое значение придают семье, это культовое начало. При этом понимание семьи разнится от нуклеарной семьи (только родители и дети) до племенного союза как основной формы общества. В стране официально и традиционно разрешена полигамия (многожёнство), за невесту требуют выкуп коровами. Девушки могут выходить замуж в молодом возрасте, начиная с 13-14 лет. По традиции, разрешение на замужество дает вождь племени. Основной носитель силы и власти в семье - мужчина. Поклонение мужскому божеству является одним из самых сильных культов африканцев.

Также коренные жители, к каким бы верованиям они не относились, верят в переселение душ и наличие сверхъестественных природных сил, имеют массу табу. Также принято верить сказаниям и легендам. Так, многие не едят рыбы и морепродуктов, поскольку, согласно сказанию, вода опасна и населена подводными жителями.

ЮАР славится контрастами своей жизни. Ярко это выражается в различии сельского и городского взгляда на мир. Жители сёл склонны чтить традиции предков, заботиться о своей семье, у них довольно узкое видение реальности. Городские обитатели ценят успешность, материальные ценности (особенно сказанное касается жителей Йоханнесбурга). В Кейптауне более важны семейные узы, хотя общественное положение также важно заслужить.

Атмосфера Южной Африки довольно непринуждённа, здесь мало жёстких правил, касающихся одежды, внешнего вида или формальностей поведения. Ха рактерной чертойюжноа фриканцев является пунктуальность, опоздание расценивается как неуважение и невоспитанность.


Традиционные жилища народов ЮАР Говоря о традициях Южной Африки, следует вести речь об обычаях и ритуалах, основанных на традиционных верованиях коренных южноафриканских племен, которые, несмотря на непрерывное смешение и объединение разных народностей Африки и наряду с постоянным подавлением традиционных культур в течение долгих лет апартеида, сумели сохранить свою традиционную культуру в проживаемых регионах.
Официально в ЮАР всего лишь девять коренных народов, а если посчитать всех представителей аборигенов, получится несколько десятков. Но основными, самыми яркими и многочисленными являются народы - зулу, коса и банту.

Основной тип сельского поселения коренных народов ЮАР - крааль с поставленными по кругу разборными хижинами, образующими внутри площадь, которая служит загоном для скота. Рядом с хижинами располагаются зернохранилища — ямы или огромные куполообразные корзины на подмостках.

Несмотря на разность верований коренных народов Южной Африки, основу их составляют множество табу и вера в высшие силы природы. Сила и управление сосредоточены в руках мужчин. И самый сильный культ - это вера в мужское божество, а так же в переселение духов и сверхъестественные силы. В черной вере нет добра и зла. Нет ада и рая. Есть жизнь, и есть смерть. Нет так же и религиозной иерархии, верховных жрецов или глав духовенства. Эту роль выполняют люди в каждом племени - шаманы, знахари, старшие, даже сам вождь. Особые традиции сопровождают обряды бракосочетания и похороны, поскольку во всех религиозных группах сильны традиции брака и семьи - в этом едины все племена.

Многоженство разрешено традиционно, и количество жен ограничивается финансовым состоянием. За каждую жену положено платить выкуп (лобола) - в коровах. Средний размер лобола - десять-двенадцать коров. Количество оговаривается при сватовстве, семьями молодых. Девушки могут выходить замуж в молодом возрасте, обычно в 13-14 лет, но по традиции разрешение на замужество дает вождь. Молодому человеку, прежде чем жениться, необходимо стать мужчиной. Для этого он должен пройти ритуал инициации, посвящения. Обычно это происходит в 15 лет, время назначает вождь. В этот день посвящают сразу нескольких молодых людей. Первым делом их отделяют от племени, поселяя в дикие места. Там старейшина, который будет проводить инициацию, рассказывает им то, что необходимо знать будущему мужчине. Традиционно в этот период они живут полуголодной диетой, и от них ожидается поступок храбрости. В некоторых племенах это могло быть охотой за дикими животными, или акт отваги.


В этом уединении молодые люди проводят несколько дней. В день накануне церемонии к ним приходят гости, которые поют традиционные песни, а юноши исполняют различные танцы. Наутро мальчиков ведут к реке или озеру, где они совершают ритуальное омовение. После, в присутствии родственников и гостей, молодых людей строят в ряд и глава церемонии вызывает их по одному на обрезание, которое совершается острым ножом, без стерилизации или наркоза. Молодой человек должен выдержать боль не вскрикнув, после чего он становится мужчиной. Отрезанную кожу ночью надо закопать, чтобы злые духи ее не нашли. Этот ритуал символизирует прощание с мальчишеством.
Сразу после обрезания на рану накладывают определенные травы, после чего ребят возвращают в шалаши, где делают костер из мокрых бревен, считая, что дым поможет выздоровлению. Там же их обмазывают белой глиной, символом чистоты. В этой белой глине их кожа находится до полного выздоровления после обрезания, пару-тройку дней. Затем новый мужчина идет к реке и смывает белую краску, после чего его обмазывают в красную глину. Иногда традиции предполагают первую ночь с девушкой, которая впоследствии становится его женой. Она должна стереть новую краску с тела юноши своим телом. А потом - пир горой, танцы, песни, рассказы, тосты.

Местные племена очень сильно верят в сказания и легенды. По одной из них подводные жители, обитающие на дне водоемов и рек, затаскивают людей под воду и делают их своими рабами навеки. Убежать из этого рабства удается очень немногим. Поэтому аборигены к воде подходят с опаской. Рыбу и рыбопродукты практически не едят.
Практически все верят в Токолоша, пузатого домового. Он прячется в углах, и крадет девушек. От этого дома традиционно строились с круглыми стенами, без углов.

В каждом племени есть также сангома -знахарь и шаман, который отвечает за травы, излечение недугов. Шаман следит за благосостоянием племени, как правая рука вождя. Когда-то шаманов вожди использовали для устранения неугодных соплеменников. Если в племени дела шли плохо, искали виновного. Это был ритуал вынюхивания. Все племя выстраивалось в краале, и шаман после долгого танца впадал в транс, затем по очереди обнюхивал каждого стоящего. В итоге находил злодея, которого племя убивало. Обычно злодеем оказывался неугодный вождю человек. Убийство после ритуала вынюхивания воспринималось как человеческое жертвоприношение. В сущности, отчасти так оно и было. Каннибализм существовал на ритуальном уровне. Во время сражения воин мог разрезать грудь пораженного врага и откусить часть сердца. При этом сила и мужество убитого переходили в победителя. Хоронить умерших стали только в конце XVIII века. До этого просто выбрасывали тело на съедение животным.

Правила поведения

Поскольку в Южной Африке пересекается множество традиций и обычаев разных народов, лучший способ принять верную линию поведения - наблюдать за поведением местных жителей и быть осторожным в движениях и словах.

Одежда, выбранная приезжим, должна соответствовать ситуации. Остановиться на кедах и шортах можно, собираясь на пикник или на другое неофициальное мероприятие. В деловом же общении у мужчин положен галстук и костюм, у женщин - деловые, но красивые платья, костюмы.

При встрече мужчины обмениваются обычным рукопожатием, а женщины, как правило, целуют друг друга в щёку .

При посещении дома местного жителя приглашённый приносит с собой небольшой подарок - вино или букет цветов. Цветы можно выбрать любые, хотя гвоздики иногда связаны похоронными ассоциациями. Хорошо подойдут также сигареты, виски, сувениры с символикой родины туриста. Не нужно пытаться купить как можно более дорогой подарок, не более 50 долларов.

Если подарок получил сам визитёр, то распаковать его стоит тут же, а принимать либо двумя руками, либо только правой. Оставлять недоеденное на столе не принято. Полная сытость гостя демонстрируется положением вилки и ножа рядом с тарелкой, а скрещенные вилка и нож - знак незаконченной трапезы.

Пытаться загорать в совершенно оголённом виде, если вы не на нудистском специальном пляже, не нужно, это может вызвать острую негативную реакцию. Не стоит забывать и о корректности по отношению к представителям разных рас. Так, африкандеры очень обижаются, когда их называют «голландцами», а их язык «кухонным голландским».

Особые правила касаются распространённых в ЮАР гольф-клубов. Игра в джинсах недопустима, нужна подходящая одежда. Обязательно нужно посетить клубный бар «halfway house» и закусить сэндвичем, проявляя тем самым солидарность с другими игроками.

Национальные праздники ЮАР

  • 1 января - Новый год;
  • 21 марта - День защиты прав человека (день Шарпевиля);
  • 13 апреля - Страстная пятница;
  • 16 апреля - День семьи;
  • 27 апреля - День Конституции;
  • 1 мая - День трудящихся;
  • 16 июня - День молодёжи;
  • 9 августа - Национальный женский день;
  • 24 сентября - День населения;
  • 16 декабря - День примирения;
  • 25 декабря - Рождество;
  • 26 декабря - День благодарения.

Отдых в ЮАР может принести массу незабываемых впечатлений. Удивительные природные ландшафты, растения и животные, не встречающиеся больше нигде в мире, уникальная культура и традиции, прекрасные пляжи – Южно-Африканской Республике есть что предложить путешественнику.

Информация о стране

Южно-Африканская Республика расположена на самом юге континента. Граничит с Намибией (на северо-западе), Мозамбиком и Свазилендом (на северо-востоке), Зимбаве и Ботсваной (на севере). Омывается водами двух океанов - Атлантического (на западе) и Индийского (на востоке). ЮАР - самая экономически развитая страна в Африке и единственная на континенте не относится к странам третьего мира.

Столица: Претория (административная), Кейптаун (законодательная), Блумфонтейн (судебная).

Население: 48 601 098 (по данным 2013 года).

Государственное устройство: парламентская республика.

Язык: в ЮАР 11 языков признаны государственными: африкаанс, английский, южный ндебеле, коса, зулу, северный сото, сесото, тсвана, свази, венда, тсонга.

Религия: в стране установлена свобода вероисповедания. Примерно 80% населения относит себя к христианам-протестантам, около 2% - к мусульманам, 1,5% - к индуистам. 20% исповедует традиционные верования (анимализм, культ предков, фетишизм и т. п.).

Время: отстает от московского на 2 часа.

Южно-Африканская Республика

Климат

Климат ЮАР имеет свои отличительные особенности в каждой из провинций. Лето начинается в октябре и заканчивается в марте. Для этого периода характерна солнечная и ясная погода утром и грозы - во второй половине дня. Такие контрасты свойственны практически всем регионам страны, исключая Капские провинции, где наибольшее количество осадков выпадает зимой (главные города - Кейптаун, Бишо, Кимберли). В провинциях Мпуланга, Лимпопо и Квазулу-Натал зимы, напротив, очень сухие. Днем столбик термометра поднимается до +30 °C, а ночью часто опускается до +15 °C. Вообще же, зимой (с июня по август) обычно солнечно, до +20 °C, ночью температура падает до +5 °C.

Если Вы отправляетесь в сафари-тур по ЮАР, чтобы увидеть знаменитые национальные парки, то лучше выбрать период с мая по июль - в это время погода стоит наиболее подходящая для таких путешествий.

Средняя дневная температура на курортах ЮАР

Города ЮАР Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сен Окт Нояб Дек
Дурбан +27 +27 +27 +25 +23 +22 +22 +22 +22 +23 +24 +26
Дурбан, t воды +24 +25 +24 +23 +21 +20 +19 +19 +20 +21 +22 +23
Кейптаун +26 +27 +25 +23 +20 +18 +18 +18 +19 +21 +24 +25
Кейптаун, t воды +18 +18 +17 +16 +16 +16 +15 +15 +16 +16 +17 +18
Претория +29 +28 +27 +24 +22 +19 +20 +22 +26 +27 +27 +28
Йоханесбург +20 +19 +18 +16 +13 +10 +10 +13 +16 +17 +18 +19

Южно-Африканская Республика

Природа

ЮАР обладает удивительной природой. Пустыни, саванны, тропические леса, живописные долины, величественные горные хребты, прекрасные пляжи Атлантического и Индийского океанов - здесь есть на что посмотреть. В стране расположено множество заповедников: Умфолози, Джайнт-Касл, Вайлдернесс, Лотени, Мкузи и др. Великолепные национальные парки Ройяль-Наталь, Ауграбис, Калахари-Гемсбок, Крюгер, водопад Тугела (высота - 948 м), озера Санта-Лючия и Сибайя - каждое из этих мест заслуживает посещения. На просторах ЮАР можно увидеть более 20000 видов растений, многие из которых больше не встречаются нигде в мире. Огромные баобабы, уникальные протеи, капский вереск, молочаи, самшиты, разнообразные травы и цветы создают облик страны. Животный мир представлен африканскими слонами, львами, гепардами, жирафами, зебрами, крокодилами, антилопами, множеством видов обезьян, птиц и т. д. Многие представители фауны ЮАР сегодня находятся на грани исчезновения. Их можно увидеть только в национальных парках и заповедниках.

Традиции и обычаи

На протяжении всей истории в ЮАР происходило смешение культур коренных народов, колонизаторов и мигрантов, однако традиции и обычаи некоторых племен дошли до нашего времени практически в неизменном виде. Большее распространение они имеют в селах и удаленных уголках страны. Городские жители считают себя современными и больше ценят материальные блага, чем традиции предков. В ЮАР мало формальностей, касающихся внешнего вида и поведения, однако пунктуальность имеет большое значение: опоздание рассматривается как неуважение.

Южно-Африканская Республика

В каждом поселении есть шаман, к которому обращаются за излечением от недугов. Это очень почитаемый человек, к нему нередко приходят за житейским советом. Сохранились традиционные свадебные обряды. Девушки могут выходить замуж даже в очень молодом возрасте (13-14 лет), парни же должны доказать свою состоятельность. Жених проходит инициацию: несколько дней проводит в уединении и беседах со старейшиной. Община ожидает от него подвига - добычи крупного охотничьего трофея или другого акта храбрости (всё зависит от обычаев племени). Накануне свадьбы несколько будущих мужей исполняют ритуальные танцы, поют, а утром совершают омовение в озере. Затем, в окружении родственников, проходит довольно суровый обряд инициации, а через несколько дней играют свадьбу. Богатый пир, тосты, танцы, песни - обязательные компоненты праздника. Кстати, во многих племенах разрешено многоженство. Количество «вторых половинок» зависит только от финансовых возможностей мужа. За каждую жену принято платить «лобола» - выкуп, обычно в размере 10-12 коров.

Коренные народы ЮАР верят в высшие силы природы, переселение душ, сказания и легенды предков. Например, очень распространена вера в то, что в водоемах обитают подводные жители, которые затаскивают людей на дно и делают их своими рабами. Поэтому в некоторых племенах с опаской относятся к любым дарам морей и рек - рыбе, морепродуктам и т. п. Распространена вера в Толокоша - домового, который скрывается в темных углах и крадет девушек. Именно поэтому многие традиционные сооружения ЮАР круглые, без углов.

Основные праздники и события в ЮАР: День примирения (16 декабря), День молодежи (16 июня), Национальный фестиваль искусств в Граамстауне (в июле), Большой фестиваль живого искусства (сентябрь-октябрь). В стране проводится много выставок, где можно познакомиться с народным искусством. У жителей ЮАР очень развиты традиционные ремесла: изготовление керамики, создание украшений из бисера, плетение корзин и циновок, резьба по дереву. Отдельное место занимает производство фильтров для процеживания пива (из пальмовых ветвей и листьев) для зулусской пивной церемонии.

Южно-Африканская Республика

Культура и архитектура

В архитектуре и культуре ЮАР причудливо соединяются европейские и местные традиции. «Крааль» - поселение, состоящее из загона для скота и окружающих его хижин круглой или прямоугольной формы. У разных народностей приняты свои способы оформления жилища. Например, ндебеле украшают стены росписями с изображениями геометрических фигур, людей, животных и т. п. В больших городах можно увидеть образцы так называемой «капской архитектуры», в которой европейский стиль адаптирован к африканским условиям.

ЮАР знаменита наскальной живописью. В пещерах Драконовых гор до сих пор находят изображения животных, людей и фантастических созданий. Самые древних из них были найдены неподалеку от городка Куруман. По некоторым оценкам они были созданы более 10 тыс. лет назад. Что касается профессионального изобразительного искусства, то его признанными родоначальниками считаются Жерар Секото, Жорж Пемба и Жерар Бхенгу (XX в.). Среди других известных живописцев можно назвать таких художников, как Мхлаба Думиле-Фени, Хелен Макгабо Себиди, Джереми Вафер, Карел Нел и др. Их работы можно увидеть в Национальной картинной галерее ЮАР в Кейптауне, Дурбанской художественной галерее и т. д.

В литературе большое влияние имеют легенды и сказания различных народов ЮАР: зулусов, готтентотов, бушменов и др. Современные писатели пишут как на английском, так и на африкаанс и других государственных языках. Одним из первых африканских романов, который увидел мир, стала «Африканская ферма» Олив Шрейнер (1883 г.). Тематика многих книг связана с режимом апартеида. Среди писателей ЮАР есть два нобелевских лауреата - Надин Гордимер и Джон Майкл Кутцие. Другие известные литераторы - Майк Никола, Андре Бринк, Иван Владиславич, Адель Наоде и др.

Музыкальные традиции имеют как местные, так и европейские корни. Музыка и танцы тесно вплетены в повседневную жизнь ЮАР. Играют, в основном, на барабанах, ксилофонах, саксофонах, арфах, гитарах и т. д. Развитое хоровое пение, особенно у народов шона и матабеле. Многие танцы связаны с традиционными верованиями - «танцы урожая», «танцы охотников» и др. Среди известных музыкантов можно назвать такие имена, как Мириам Макеба и Бренда Фасси, группу «Ladysmith Black Mambazo», получившую премию «Гремми».

Южно-Африканская Республика

Основная валюта

Официальной валютой ЮАР является южноафриканский ранд, равный 100 центам. Обменять деньги можно в банках, аэропортах и гостиницах. Банки работают только до 15:30 в будние дни и до 11:00 в выходные, что не очень удобно, а отели дополнительно взимают комиссию в размере 1%. Обменные пункты не очень распространены, поэтому для расчетов лучше всего использовать кредитную карту. Их основные виды принимают во всех крупных магазинах, отелях и т. п. Исключение составляют автозаправки - там расчет возможен только наличными.

Перелёт

Прямых рейсов из России в ЮАР нет, однако выбор авиакомпаний, осуществляющих регулярные рейсы в Йоханесбург и Кейптаун, достаточно широк: KLM, Air France, Lufthansa, Turkish Airlines, British Airways, Iberia, Egypt Air, Qatar Airways, Swiss, Emirates. В зависимости от авиаперевозчика понадобится пересадка во Франкфурте, Лондоне, Париже, Цюрихе или Дубае. Длительность полета - 14-15 часов (без учета стыковки).

Электричество

Стандартное напряжение - 220 В (исключения: в Порт-Элизабет - 200/250 В, в Претории - 230-250 В). Вилки, как правило, с 3 круглыми штырьками, но есть и техника с двумя штырьками, к тому же, меньшими по размеру. Переходники приобрести можно, но придется потратить на их поиск некоторое время.

Аренда автомобиля

Взять автомобиль на прокат для тура по ЮАР может любой человек не моложе 23 лет, имеющий международные водительские права. В стоимость аренды уже входит страховка. Также необходимо внести залог за бак бензина (около 400 рандов), его вернут после того, как Вы сдадите машину с полным баком. Движение в ЮАР левостороннее, скорость не должна превышать 60-80 км/ч в городе и 120 км/ч - на трассе. Учитывая уровень преступности стоит обязательно блокировать двери, а при остановках всегда поднимать стекла.

Южно-Африканская Республика

Наши советы

Уровень преступности в ЮАР высок. Особенно это касается Йоханнесбурга, который считается одним из самых опасных городов в мире. На курортах ЮАР относительно безопасно, однако не стоит забывать о мерах предосторожности: не носите с собой крупные суммы денег, будьте особенно внимательны при снятии денег в банкомате (мошенничество в этой сфере очень развито), не ходите нигде в одиночку, не используйте общественный транспорт в темное время суток и т. п. Кроме того, не стоит брать на отдых в ЮАР камуфляж и вообще одежду цвета хаки, особенно, если Вы собираетесь отправиться на экскурсию в соседние страны - Вас могут понять неправильно.

Никаких особенных прививок для отдыха в ЮАР делать не нужно. Подтверждение о вакцинации у Вас могут потребовать на границе только в том случае, если Вы посещали страны, где есть очаги опасных заболеваний, например, желтой лихорадки (регион Амазонии и т. п.). Необходимо взять с собой средства от малярии, солнцезащитные кремы, репеллент, одежду из натуральной ткани с длинными рукавами, головной убор. Стоит прислушаться к рекомендации гида не купаться в незнакомых водоемах и следовать всем инструкциям сопровождающего на сафари.

Медицинская помощь

ЮАР может похвастаться самой развитой системой здравоохранения на континенте, соответствующей европейским стандартам. Даже в небольших и удаленных населенных пунктах Вы найдете хорошо оборудованную поликлинику и больницу. Экстренная помощь в стране бесплатна, за дальнейшее лечение придется платить (медицинское обслуживание очень дорогое). Тесты на желтую лихорадку, малярию и ВИЧ-инфекцию проводят повсеместно (за весьма символическую плату).

Африка - второй по величине материк после Евразии, на ее территории проживают сотни племен, говорят на сотне языков, исповедуют сотни культов. Разница между традициями народностей ЮАР и Эфиопии - как между китайцами и русскими, к примеру. Язычество, ислам, несколько конфессий христианства, религиозный синкретизм, соединивший пантеизм с монотеизмом, - все это здесь бурлит, кипит и иногда «выплескивает» наружу интереснейшие брызги.
Однако в сознании большинства вся культура этих народов обобщена в одно словосочетание: «африканские традиции». Рассказываю про те, которые имеют хождение на территории Эфиопии.

Вне брака - вне закона
Среди племен долины Омо в Эфиопии, притом что добрачный секс не табуирован и широко практикуется на традиционных праздниках урожая и других фестивалях, одним из строжайших запретов является рождение незаконного ребенка - до брака или в браке, но не от мужа. Забеременевшая женщина в этом случае обязана избавиться от ребенка, сделав аборт или умертвив его сразу же после родов. Однако не только наличие мужа у женщины легитимизирует зачатие и роды - требуется обязательное соблюдение целой цепочки ритуалов, благословений и жреческого одобрения, чтобы рожденный ребенок был принят общиной. В противном случае он получит статус минги - приносящий несчастье племени, помеченный дьяволом - и также должен быть убит. Признаков, по которым ребенок станет минги, довольно много: отсутствие проведения ритуалов перед зачатием и родами, голубые глаза, ветилиго и даже появление первого зуба сверху, а не снизу. Таких детей в Омо забирают у матери и относят в лес или к реке. Табу на проживание в деревне ребенка-минги, пожалуй, является одним из сильнейших в этом регионе.

Прочь, нечистая!
Так же как и в монотеистических религиях, у большинства племен Африканского Рога (Сомали и Эфиопия) и Центральной Африки (Чад, Камерун, Габон, Конго, Заир, Ангола, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи) присутствует запрет на сексуальные отношения с женщиной после родов. Та считается нечистой на протяжении 40 дней в случае рождения мальчика и 80 дней в случае рождения девочки. Для родов женщина вынуждена уходить из деревни в саванну, а после них обязана жить в отдельной от мужа хижине, пока не станет вновь ритуально чистой и свободной для любого физического контакта.

Традиционное общество
Безусловным и однозначным табу являются все гомосексуальные связи вне зависимости от того, о какой африканской стране идет речь, а также инцесты и близкородственные смешивания по материнской линии. В странах Африканского Рога гомосексуализм является уголовным преступлением на государственном уровне, а в языческих племенах юношу в лучшем случае изгоняют из деревни, в худшем - убивают. Скандалы, связанные с женщинами, в данном случае практически неизвестны, так что можно говорить, скорее всего, о более лояльном настрое общества, а еще - о более угнетенном положении женщины в этом обществе, не имеющей возможности проявить свою сексуальность.

Дочки-матери
Много табу существует также и на взаимоотношения между семьей и дочерьми. Так, в племени хамар, проживающем в долине реки Омо в Эфиопии, дочери обладают статусом шоши - временной гостьи. А в соседнем племени дассенеч запрещены практически все контакты между дочерью и матерью, и дочь полностью переходит в распоряжение мужа и его родителей. Часто это приводит к запрету на касание дочерью матери. Известны случаи, когда умершую женщину не было кому похоронить, поскольку из наследников у нее были одни дочери, которым было запрещено заходить в дом к матери. В принципе, несмотря на то что рождение девочек в семье считается большой удачей и подарком богов (их выдают замуж, получая доури - выкуп, иногда по 20–30 коз, овец или коров), сыновья критично важны для родителей, потому что именно с ними сохраняется постоянный контакт, духовный и физический, в отличие от дочерей, которые «отсекаются» от своих родителей, выходя замуж.

Подавайте им правую руку
Если вам доведется когда-либо пить кофе в одном из традиционных придорожных эфиопских кафе, вы наверняка заметите не только то, насколько структурирована кофейная церемония, но и то, что кофе вам будут наливать, держа кофейник исключительно в правой руке, поддерживая ее под запястье левой. Сдачу вам передадут тоже исключительно правой рукой, и делать это будут так везде, начиная от мегаполиса Аддис-Абебы и заканчивая самой-самой глушью. Традиция эта говорит о «чистоте» правой руки, поэтому все важные действия, как то наливание кофе, передача денег, рукопожатия и т. д., совершаются именно ею, а не левой, что считалось бы неуважением и дурным тоном.

Запретите им есть
Еще одна обширная группа табу связана с запретом на употребление определенных видов еды. Так, например, в уже упомянутом племени хамар в период между помолвкой и свадьбой жениху полностью запрещено употребление растительной пищи. Однако 99% всех пищевых табу затрагивают женщин в период беременности или лактации или же женский пол в целом. Подобные запреты в народных поверьях призваны облегчить беременность и роды, но на практике исключают питательные вещества практически полностью.

Так, например, в эфиопском высокогорье и южной части страны среди 25 (!) этнических групп еда белого цвета, то есть молоко, жирное мясо, картошка, бананы, каша и т. д., полностью запрещены беременным и кормящим женщинам, а также детям. По большому счету, в пищу разрешается применять только серый злак теф, кукурузу, соргум и минимальное количество не белых овощей и фруктов. Зеленый острый перец также запрещен в этот период, как приводящий к неприятному запаху у матери и ребенка.

Козы - мужчинам, кофе - дамам
Помимо диеты есть определенные занятия, недопустимые для женщин. Например, в племени хамар женщинам строжайше запрещено доить коз или овец, собирать мед, покрывать хижину травой. Точно так же существуют исключительно женские виды деятельности, например готовить еду в кувшинах (на костре мясо жарят мужчины) и варить кофе. Мужчина, который осмелится сварить кофе, будет высмеян одноплеменниками и его социальный статус в племени окажется под угрозой.

Говоря о традициях Южной Африки, следует вести речь об обычаях и ритуалах, основанных на традиционных верованиях коренных южноафриканских племен, которые, несмотря на непрерывное смешение и объединение разных народностей Африки и наряду с постоянным подавлением традиционных культур в течение долгих лет апартеида, сумели сохранить свою традиционную культуру в проживаемых регионах.
Официально в ЮАР всего лишь девять коренных народов, а если посчитать всех представителей аборигенов, получится несколько десятков. Но основными, самыми яркими и многочисленными являются народы - зулу, коса и банту.

Традиционные жилища народов ЮАР

Основной тип сельского поселения коренных народов ЮАР - крааль с поставленными по кругу разборными хижинами, образующими внутри площадь, которая служит загоном для скота. Рядом с хижинами располагаются зернохранилища — ямы или огромные куполообразные корзины на подмостках.

Обычаи народов ЮАР

Несмотря на разность верований коренных народов Южной Африки, основу их составляют множество табу и вера в высшие силы природы. Сила и управление сосредоточены в руках мужчин. И самый сильный культ - это вера в мужское божество, а так же в переселение духов и сверхъестественные силы. В черной вере нет добра и зла. Нет ада и рая. Есть жизнь, и есть смерть. Нет так же и религиозной иерархии, верховных жрецов или глав духовенства. Эту роль выполняют люди в каждом племени - шаманы, знахари, старшие, даже сам вождь. Особые традиции сопровождают обряды бракосочетания и похороны, поскольку во всех религиозных группах сильны традиции брака и семьи - в этом едины все племена.

Многоженство разрешено традиционно, и количество жен ограничивается финансовым состоянием. За каждую жену положено платить выкуп (лобола) - в коровах. Средний размер лобола - десять-двенадцать коров. Количество оговаривается при сватовстве, семьями молодых. Девушки могут выходить замуж в молодом возрасте, обычно в 13-14 лет, но по традиции разрешение на замужество дает вождь. Молодому человеку, прежде чем жениться, необходимо стать мужчиной. Для этого он должен пройти ритуал инициации, посвящения. Обычно это происходит в 15 лет, время назначает вождь. В этот день посвящают сразу нескольких молодых людей. Первым делом их отделяют от племени, поселяя в дикие места. Там старейшина, который будет проводить инициацию, рассказывает им то, что необходимо знать будущему мужчине. Традиционно в этот период они живут полуголодной диетой, и от них ожидается поступок храбрости. В некоторых племенах это могло быть охотой за дикими животными, или акт отваги.
В этом уединении молодые люди проводят несколько дней. В день накануне церемонии к ним приходят гости, которые поют традиционные песни, а юноши исполняют различные танцы. Наутро мальчиков ведут к реке или озеру, где они совершают ритуальное омовение. После, в присутствии родственников и гостей, молодых людей строят в ряд и глава церемонии вызывает их по одному на обрезание, которое совершается острым ножом, без стерилизации или наркоза. Молодой человек должен выдержать боль не вскрикнув, после чего он становится мужчиной. Отрезанную кожу ночью надо закопать, чтобы злые духи ее не нашли. Этот ритуал символизирует прощание с мальчишеством.
Сразу после обрезания на рану накладывают определенные травы, после чего ребят возвращают в шалаши, где делают костер из мокрых бревен, считая, что дым поможет выздоровлению. Там же их обмазывают белой глиной, символом чистоты. В этой белой глине их кожа находится до полного выздоровления после обрезания, пару-тройку дней. Затем новый мужчина идет к реке и смывает белую краску, после чего его обмазывают в красную глину. Иногда традиции предполагают первую ночь с девушкой, которая впоследствии становится его женой. Она должна стереть новую краску с тела юноши своим телом. А потом - пир горой, танцы, песни, рассказы, тосты.

Местные племена очень сильно верят в сказания и легенды. По одной из них подводные жители, обитающие на дне водоемов и рек, затаскивают людей под воду и делают их своими рабами навеки. Убежать из этого рабства удается очень немногим. Поэтому аборигены к воде подходят с опаской. Рыбу и рыбопродукты практически не едят.
Практически все верят в Токолоша, пузатого домового. Он прячется в углах, и крадет девушек. От этого дома традиционно строились с круглыми стенами, без углов.

В каждом племени есть также сангома -знахарь и шаман, который отвечает за травы, излечение недугов. Шаман следит за благосостоянием племени, как правая рука вождя. Когда-то шаманов вожди использовали для устранения неугодных соплеменников. Если в племени дела шли плохо, искали виновного. Это был ритуал вынюхивания. Все племя выстраивалось в краале, и шаман после долгого танца впадал в транс, затем по очереди обнюхивал каждого стоящего. В итоге находил злодея, которого племя убивало. Обычно злодеем оказывался неугодный вождю человек. Убийство после ритуала вынюхивания воспринималось как человеческое жертвоприношение. В сущности, отчасти так оно и было. Каннибализм существовал на ритуальном уровне. Во время сражения воин мог разрезать грудь пораженного врага и откусить часть сердца. При этом сила и мужество убитого переходили в победителя. Хоронить умерших стали только в конце XVIII века. До этого просто выбрасывали тело на съедение животным.

Рубрики


Статьи по теме: