Образ собакевича в поэме мертвые души презентация. Образ Собакевича в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души

Разделы: Литература

Цели:

  • разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
  • развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;
  • развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
  • работа с ключевыми понятиями;
  • воспитывать читательскую культуру школьников

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, портреты помещиков, выставка книг.

ХОД УРОКА

1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.

Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?

Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».

2. Постановка проблемного вопроса:

– Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?

3. Выдвижение гипотез:

– Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.

4. Повторение старого материала с целью проверки гипотез.

Учитель предлагает вспомнить произведения Грибоедова, Лермонтова.

– Вспомните комедию Грибоедова. Ведь ей можно было бы дать название, допустим, «Приключения Чацкого в Москве».Почему Грибоедов назвал комедию «Горе от ума»?
Какой смысл вложил он в это название?

Ученик: Грибоедов хотел этим названием подчеркнуть, что умного, передового человека не ценят в дворянском обществе. Название подчеркивает непримиримость, конфликт между передовым, просвещенным человеком и реакционным, отсталым дворянством.

Учитель: А какой смысл названия романа Лермонтова? Почему он не назвал, скажем, «Жизнь Печорина»?

Ученик: Называя роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов подчеркивает типичность Печорина для 80-х годов. В предисловии к роману Лермонтов писал: «Герой нашего времени …» точно портрет, но не одного человека. Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Учитель резюмирует: Как видите, название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.

5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.

Учитель: Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в понятие «душа», когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?

Учащиеся пересказывают близко к тексту отрывки из 5-й главы. Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.

Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?

При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:

– Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?

Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.

Учитель: Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?

Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».

6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.

Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?

Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.

Учитель: А что интересует Собакевича?

Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).

7. Презентации учащихся

Учитель: Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Разные бывают патриоты. Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?

Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.

(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)

Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?

Учитель: У Собакевича взгляды крепостника. Крестьяне для него – рабы, источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?

Ученик: Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.

Учитель: Подобные помещики, крепкие хозяева, убежденные крепостники, были надежной опорой реакции, оплотом самодержавно-крепостнического строя. Собакевич выступает в поэме как символ аракчеевщины.

Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие.

Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.

8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы

Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?

Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.

Учитель: На плакате слова Герцена, раскрывающие название поэмы: «Не ревизские мертвые души, а все эти Собакевичи, Ноздревы и т.д…» – и портреты помещиков. Именно так понимал смысл названия А.И.Герцен. Работа над образами помещиков продолжается.

9. Домашнее задание

1. Работа с текстом по образам помещиков.
2. Работа в группах: каждый участник группы получает карточку с индивидуальным заданием, ответы, на которые он должен записать в тетрадь. Также каждая группа получает карточку с общим заданием для всех.
3. По выбору (желанию): написать гимн Собакевича.

Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

Цели:

    разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;

    развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;

    развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;

    работа с ключевыми понятиями;

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

ХОД УРОКА

1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.

Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?

Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».

2. Постановка проблемного вопроса:

Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?

3. Выдвижение гипотез:

Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.

ТЕМА-ИДЕЯ-ПРОБЛЕМА

Мы с вами знаем, что название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.

5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.

Учитель: Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в понятие «душа », когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?

Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.

Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?

При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:

Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?

Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.

Учитель: Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?

Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».

6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.

Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?

Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.

Учитель: А что интересует Собакевича?

Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).

Учитель: Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Разные бывают патриоты . Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?

Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.

(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)

Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?

Ученик: Гоголь сам в авторской характеристике указывает, что Собакевич «не обижает» крестьян, потому что это ему выгодно. Он дерет с крестьян три шкуры. Ему мало барщины, он по 500 рублей оброка требует с крестьянина.

Учитель: У Собакевича взгляды крепостника. Крестьяне для него – рабы , источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?

Ученик : Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.

Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие. ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРБОЛА? (давайте вспомним)

Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.

8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы

Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?

Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.

9. МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ НАД ОБРАЗАМИ ПОМЕЩИКОВ! Домашнее задание ПРОЧИТАТЬ ГЛАВУ 6. О ПЛЮШКИНЕ. (привести в порядок сравнительную таблицу о помещиках)


Владения Собакевича Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя. Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью. В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой – сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.




Внешний облик Собакевича Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами. Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным. Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности. Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.



Описание интерьера и образ героя поэмы Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам. Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.



Что отличает Собакевича от других помещиков Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие. Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать – назвать привлекательные и негативные стороны характера человека. Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя. Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных крестьян, питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни


Заключение сделки Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен – он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя. Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.


Что настораживает в описании образа героя Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя – с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять. О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками. Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы – так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.


Мертвенность души Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души. О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.



«Повести Гоголя Шинель» - Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе. Анекдот как замысел сюжета. Критика о ‘’Шинели.’’. А.А, Розин. М.А, Сиротинин.С.А. Выполнили работу: Самородов. В «Петербургских повестях» с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя.

«Гоголь Мёртвые души» - Губернское общество. Писательская биография Гоголя продолжалась 23 года. Дом в Васильевке. Настасья Петровна Коробочка. Павел Иванович Чичиков. Прокурор. «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь в нем!...» Н.В.Гоголь. Н.В.Гоголь. Петербург. Иван Антонович «кувшинное рыло». Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним.

«Гоголь Шинель» - Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Попытаться заглянуть в свой духовный мир. Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»? План изучения темы: Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя. Вывод: Ограбление.

«Тарас Бульба урок» - Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Цель: Показать героизм Тараса и воспитать чувство патриотизма. … Русь! Казаки живо плыли на узких двурульных челнах и говорили про атамана. Русь! Что пророчит сей необъятный простор? Тарас – типичный запорожец. Константин Симонов «Тарас Бульба». Словарная работа.

«Майская ночь или утопленница» - Ночь- Месяц- Туман- Пруд- Воздух- Земля-. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Какими, по-вашему, были Ганна и Левко? Найдите гоголевские эпитеты в повести. Знаете ли вы украинскую ночь? НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852гг.). Весёлые и страшные истории рассказаны пасичником Рудым Панько.

«Мёртвые души»

Помещик Собакевич


Визитная карточка.

Помещик Собакевич Михайло Семенович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.


Собакевич

Художник

П. Боклевский,

1875 год


Собакевич

Художники Кукрыниксы,

1937 - 1939



Деревня Собакевича

Художник А. Лаптев


Чичиков у Собакевичей

Художник

А. А. Агин


Чичиков у Собакевичей

Художник

А. А. Агин


Чичиков и Собакевич

Художник

А. А. Агин


Чичиков и Собакевич

Художник

А. А. Агин


Черты характера

  • Кулачество,
  • человеконенавистничество,
  • мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки),
  • грубость,
  • прижимистость.

Работа Бехтиной Натальи

1996 год


Работа Фроловой Надежды

1998 год


Работа Козлова Сергея

1998 год


Работа Князькиной Людмилы

1998 год


Работа Князькиной Людмилы

1998 год


Работа Прытковой Екатерины

2003 – 04 уч. год


Новая ступень человеческого падения – «чёртов кулак» Собакевич. Гоголь пишет, что, казалось, в теле этого человека вовсе не было души. Собакевич тяготит к старым крепостным формам ведения хозяйства, ненавидит город и просвещение. Смысл жизни видит в страсти к наживе. Помимо барщины применяет и оброк. «Портретом русского желудка» назвал его Гоголь: еда – вторая страсть Собакевича.

Собакевич – настоящий помещик, торгаш и скопидом. Он нагл и напорист. Автор сравнивает его с медведем.

Собакевич также образ нарицательный. Главные его качества – корыстолюбие, узость интересов.


Использованная литература

  • Н. В Гоголь «Мёртвые души», Москва «Олимп. ППП», 1993 год
  • Слайд-комплект презентаций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Автор работы - Вшивкова Валентина Михайловна, МОУ Лебяженская СОШ
  • http://ru.wikipedia.org Википедия, свободная энциклопедия
  • http://www.gogol.niv.ru/soch/gogol1.htm.Сайт «Николай Васильевич Гоголь».
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Сайт по литературе «Российского Общеобразовательного Портала».
  • Иллюстрации русских художников к поэме «Мёртвые души».

  • Волкова Елена Аркадьевна
  • Учитель русского языка и литературы (1 квалификационная категория)
  • МОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
  • Тетюшский район
  • Республика Татарстан
  • Февраль 2010 года


Статьи по теме: