Новое направление в творчестве рахманинова. Рахманинов Сергей Васильевич (творчество)

Сергей Рахманинов (творчество и биография которого изучаются во всех музыкальных учебных заведениях не только нашей страны, но и мира) - это великий русский композитор, а также пианист и дирижёр. Он является автором огромного количества произведений различных жанров - от этюдов до опер. Музыка С. Рахманинова пропитана романтикой, энергией, лирикой и свободой.

Вкратце о композиторе

Сергей Васильевич Рахманинов, биография, фото которого представлены в данной статье, был выдающимся композитором. Сам Пётр Ильич Чайковский, когда впервые услышал студента консерватории С. Рахманинова, предсказал ему великое будущее. Композитор обладал необычайно прекрасным слухом и отменной музыкальной памятью. Первая опера, написанная С. Рахманиновым, «Алеко» была поставлена в Большом театре, когда автору было всего лишь 20 лет. С 1894 года С.В. Рахманинов начал педагогическую деятельность. В годы Революции эмигрировал из страны и оставшуюся жизнь прожил за границей, где очень тосковал по родине, но вернуться ему было не суждено.

Детство и юность

Биография Рахманинова интересна начиная с его детских лет. Родился композитор 1 апреля 1873 года. Место рождения точно не установлено. Но всё своё детство Сергей Васильевич провёл в имении под названием Онег под Новгородом, которое принадлежало его матери. Хотя в некоторых источниках можно встретить утверждение, что родился он в Старорусском уезде, в усадьбе Семёново. Сергей Васильевич был не единственным ребёнком в семье. Всего у его родителей было шестеро детей. У него было два брата - Аркадий и Владимир, и три сестры - Варвара, София и Елена. Музыкой С. Рахманинов занимался с 5 лет.

Биография Рахманинова С.В. связана с такими именами, как В.В. Демянский, Николай Зверев и С.И. Танеев. Это три великих педагога, у которых обучался Сергей Васильевич. Высшее музыкальное образование композитор начал получать в Санкт-Петербурге. Но через 3 года обучения он переехал в Москву. Далее обучался уже в столичной консерватории на двух отделениях: композиции и фортепиано. Окончил Сергей Васильевич консерваторию с золотой медалью. Концертировать С. Рахманинов начал ещё в студенческие годы. Пётр Ильич Чайковский присутствовал на экзамене у Сергея Васильевича и поставил ему пять с тремя плюсами.

Родители композитора

В семье военного и пианистки родился композитор Сергей Рахманинов. Биография его матери Любови Бутаковой известна не слишком хорошо. Она была дочерью генерала. Родилась в 1853 году, скончалась в 1929 г. Она окончила консерваторию по классу фортепиано. Её педагогом был Антон Рубинштейн. У неё было богатое приданое - пять имений с большими участками земли. Одно имение было родовым, остальные же были получены её отцом в качестве награды за службу.

Биография Рахманинова Василия Аркадьевича - отца великого композитора - связана с армией и музыкой. Родился он 1841 году и умер в возрасте 75 лет. Он был офицером, гусаром, при этом был одарённым музыкально. Поступил на службу в возрасте 16 лет в чине унтер-офицера. Через год стал юнкером, а ещё через год - прапорщиком. Потом побывал в чинах: подпоручика, корнета, старшего адъютанта, штабс-ротмистра, поручика. Несколько раз уходил в отставку по семейным обстоятельствам и снова возвращался в ряды военных.

Окончательно был уволен со службы по состоянию здоровья в 1872 году. После чего был назначен при нескольких уездах Новгородской губернии посредником земельного размежевания. За годы военной службы был награждён: крестом за покорение Кавказа, Серебряной медалью за покорение Чечни и Дагестана, медалью за усмирение Польского мятежа и серебряной медалью за покорение Западного Кавказа.

Супруга Сергея Васильевича

Биография Рахманинова С.В. была бы не совсем полной без рассказа о его любимой супруге. В личной жизни композитора произошли изменения в 1902 году. Со своей будущей женой Натальей Сатиной он провёл практически все свои подростковые годы, они были очень дружны. Композитор посвятил ей свой знаменитый романс «Не пой, красавица, при мне».

29 апреля 1902 года состоялось венчание влюблённой пары в маленькой церквушке на окраине Москвы, после которого молодожёны сразу же уехали на вокзал и отправились в путешествие. В Россию они вернулись только через несколько месяцев.

Вскоре родилась их старшая дочь Ирина. Сергей и Наталья были родственниками - двоюродными братом и сестрой. В то время было запрещено вступать в брак близким родственникам, для этого нужно было получить разрешение от самого императора, а давал он такие разрешения только в особо исключительных случаях. Сергей Рахманинов подал прошение царю, но поженились влюблённые, не дожидаясь от него ответа. Всё обошлось. Через несколько лет у них родилась вторая дочь.

Потомки великого композитора

Любящим отцом был Сергей Рахманинов. Биография его потомков тоже связана с музыкой. У композитора было две замечательных дочери, которые очень любили своего отца и трепетно хранили память о нём. Ирина училась в США, в совершенстве владела двумя языками - английским и французским. Долгое время жила в Париже. Была женой князя П. Волконского. Брак продлился всего лишь 1 год, супруг скончался, хотя ему было всего 28 лет. Вторая дочь С.В. Рахманинова, Татьяна, также училась в Америке. В 30-е годы 20 века переехала в Париж. Её мужем был Борис Конюс - сын скрипача, композитора и педагога, который учился в консерватории на одном курсе с её отцом - С. Рахманиновым.

Александр Рахманинов-Конюс — сын дочери композитора Татьяны. Он единственный внук Сергея Васильевича. Он унаследовал письма деда, его архив и автографы. Александр занимался организацией конкурсов имени своего великого деда, а также проводил торжества, посвящённые С.В. Рахманинову в Швейцарии.

Самые знаменитые опусы

Огромнее количество произведений написал Сергей Рахманинов. Биография и творчество этого великого русского композитора значимы для нашей страны. Он оставил огромное наследие для потомков.

Произведения Сергея Рахманинова:

  • Оперы: «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Алеко».
  • Соната для виолончели и фортепиано.
  • Концерты для фортепиано с оркестром.
  • Вокализ для голоса в сопровождении фортепиано (посвящение солистке оперы А. Неждановой).
  • Симфонии.
  • Рапсодия на тему Паганини.
  • Поэмы: «Остров мёртвых», «Колокола» и «Князь Ростислав».
  • Сюита «Симфонические танцы».
  • Кантата «Весна».
  • Фантазия «Утёс».
  • Пьесы-фантазии для фортепиано.
  • Сонаты для фортепиано.
  • Каприччио на цыганские темы.
  • Пьесы для виолончели и фортепиано.
  • Произведения для хора a-capella: «Всенощное бдение» и «Литургия Иоанна Златоуста».
  • Русские песни для хора с оркестром.
  • Пьесы для фортепиано в 4 руки.

А также большое количество романсов, прелюдии, русские песни, этюды и многое другое.

Дирижёрская деятельность

Композитор Рахманинов, биография которого не ограничивается только исполнительской и сочинительской деятельностью, с 1897 года начал дирижёрством. Он занимал пост капельмейстера в оперном театре известного мецената Саввы Мамонтова. Здесь Сергей Васильевич познакомился с Фёдором Шаляпиным, с которым был всю свою жизнь в дружеских отношениях. В 1898 году Сергей Рахманинов был на гастролях в Крыму с оперным театром, там произошло его знакомство с Антоном Павловичем Чеховым. Через год дирижёр С. Рахманинов впервые выехал на гастроли за рубеж - в Англию.

Эмиграция

Во время революции 1917 года Сергей Васильевич Рахманинов уехал на гастроли за границу. В Россию композитор больше не вернулся. Сначала семья поселилась в Дании, а через год переехала в Америку. Там Сергей Васильевич и прожил до самой своей смерти. Он очень тосковал по родине и мечтал вернуться. Долгое время, живя в эмиграции, он не писал новых произведений. Только через 10 лет муза вновь посетила его, он продолжил композиторскую деятельность, но как дирижёр выступал крайне редко. Большинство произведений, написанных Сергеем Васильевичем за границей, пропитаны тоской о родной стране. В Америке С. Рахманинов имел огромный успех. Скончался композитор 28 марта 1943 года. Похоронен под Нью-Йорком.

В данной статье дана полная биография Рахманинова - от детских лет и до последних дней жизни.

Человеком увлечённым, честным, требовательным к другим и к себе был С. Рахманинов. Биография, интересные факты из которой об этом свидетельствует, была нами рассмотрена в данной статье. Но мало кто знает о том, что:

  • в детстве Сергей Васильевич очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов;
  • дедушка композитора был пианистом-любителем, брал уроки у Джона Фильда, писал музыку и несколько его произведений были изданы;
  • в 4 года Сергей Васильевич уже умел играть в четыре руки в дуэте с дедом;
  • первой любовью композитора была Вера Скалон, она тоже влюбилась в юного С. Рахманинова, он посвятил ей романс «В молчанье ночи тайной» и ещё несколько произведений, писал ей трогательные письма;
  • Сергей Васильевич был очень пунктуальным;
  • когда композитор злился, то лицо его становилось страшным;
  • у С.Рахманинова был очень тихий голос;
  • композитор не любил фотографироваться;
  • предпочитал русскую кухню;
  • любимые развлечения С. Рахманинова - верховая езда, коньки, плаванье, автомобили и моторные лодки, сельское хозяйство.

Ранние годы.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. его детские годы прошли в имении Онег неподалеку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы:бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце-гусляре Садко.
Первой учительницей музыки будущего композитора (он начал заниматься с четырех лет) была его мать Любовь Петровна. мальчик делал быстрые успехи, но, несмотря на выдающиеся способности к музыке, его вместе с братом Володей его решили определить в пажеский корпус. Однако разорение семьи изменило это решение. Обучение в пажеском корпусе, стоившее дорого, оказалась теперь не по средствам. Володю отдали в кадетский корпус, а девятилетнего Сережу - в петербургскую консерваторию.

Петербургская консерватория .
Условия для занятий в консерваториии складывались неблагоприятно. Отец оставил семью - мать и шестерых детей. Сережа поселился у бабушки и тети, которые жалели его и всячески баловали. Предоставленный сам себе, Сережа изрядно бездельничал. "Моя бабушка, - вспоминал впоследствии Рахманинов, - была очень добродушная, она верила всему, что я ей говорил. Я получал от нее 10 копеек в день на расходы и на проезд в консерваторию, но я уходил прямо на каток и проводил там все утро". В результате часто случались плохие отметки по общеобразовательным предметам. С музыкальными занятиями дело обстояло благополучнее благодаря природным способностям. Но в классе фортепиано серьезной системной работы не было.
Летние каникулы Сережа проводил с бабушкой Софьей Александровной Бутаковой под Новгородом, где с большим удовольствием слушал перезвоны старинных церковных колоколов, пение монастырского хора. Эти детские впечатления отразились в дальнейшем в произведениях Рахманинова.
Тогда же возникли первые попытки сочинять музыку. это были импровизации на фортепиано, которые Сережа нередко выдавал за произведения известных композиторов.
1885 году в Петербург приехал двоюродный брат Рахманинова Александр Ильич Зилоти. в недавнем прошлом любимый ученик Н.Г. Рубинштейна и Ф. Листа, он, несмотря на молодость(будучи всего на десять лет старше Сережи), был уже известным пианистом, преподавал в Московской консерватории. Прослушав игру Сережи на фортепиано, Зилоти предложил матери перевести того в Московскую консерватории и получил согласие.

Московская консерватория.
Зилоти определил брата в класс педагога, друга Чайковского, Николая Сергеевича Зверева,который взял Сережу на полный пансион. Так он обычно поступал по отношению к одаренным ученикам. Зверев не только не брал денег за обучение, но, напротив, сам оплачивал преподавателей, обучавших мальчиков иностранным языкам и общеобразовательным предметам. он водил их в театр, на концерты. В летние месяцы воспитанники вместе с ним ездили на подмосковную дачу, в Крым, в Кисловодск.
Зверев был требовательным педагогом, приучил своих учеников к систематической работе. Строго взыскивал за провинности, не терпел лжи, лени, хвастовства. Уроки начинались ровно в шесть утра, и тот, кто по расписанию был первым, садился за инструмент. Исключений не было ни для кого, даже если накануне ученики поздно возвращались из театра или с концерта.
Поначалу такой суровый режим тяготил Сережу, но постепенно он привык к нему и превратился в человека исключительно собранного, волевого, дисциплинированного.
"Лучшим, что есть во мне. я обязан ему", - впоследствии говорил Рахманинов о Звереве.
в 1885/86 годы в Москве давал свои знаменитые исторические концерты А. Рубинштейн. Воспитанники Зверева прослушали весь цикл, и это оставило неизгладимое впечатление. Рахманинов Вспоминал: "Вот как мы учились играть в России: Рубинштейн давал свои Исторические концерты.... Он, бывало, выйдет на эстраду и скажет: " Каждая нотка у Шопена - чистое золото. слушайте!" И он играл, а мы слушали". Антон Григорьевич бывал у Зверева в гостях. Приходили к Звереву и другие интересные гости: профессора университета, художники, актеры, музыканты. Часто бывал Чайковский. Он сразу выделил Рахманинова из всех воспитанников, следил за его музыкальным развитием. Волнующим событием для Рахманинова стал экзамен по теории музыки при переходе на старшее отделение консерватории. Рахманинов получил на нем оценку 5+. Чайковский помог своему любимцу Сереже поставить в Большом театре оперу "Алеко". Он знал по собственному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.
На старшем отделении консерватории Рахманинов Занимался в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано - у Зилоти. Уже в это время всех поражала феноменальная одаренность молодого музыканта, его редкая музыкальная память. Ему достаточно было услышать один раз сложное музыкальное произведение, например первую часть симфонии, чтобы тут же сыграть ее. Он наизусть запоминал пьесу, просмотрев ноты 3-4 раза. Рахманинов часто выступал в концертах, о нем заговорили как о выдающемся пианисте.
В 1891 году Зилоти покинул консерваторию, и Рахманинов решил сдать выпускные экзамены по классу фортепиано досрочно, годом раньше. сложную экзаменационную программу он выучил за три недели и блестяще исполнил ее. В следующем 1892 году он окончил консерваторию по классу композиции с Большой золотой медалью.

Ранние сочинения.

Уже в консерватории Рахманинов достиг больших успехов в области композиции. Созданные им в эти годы произведения свидетельствуют о таланте, силь­ном, глубоком, самобытном. Подлинным шедевром явилась среди них знаменитая П р ел ю д и я до-диез м и н о р, со­чиненная в 19 -летнем возрасте. "Однажды прелюдия про­сто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался. Она должна была быть, и она стала", - писа л Рахманинов.

С каждым новым проведением мелодия звучит все более страстно. В среднем разделе прелюдии (Agitato ) она преобразуется в мятежно-порывистую тему, стремящуюся вверх. Следует напряженное развитие, после чего в репризе прелюдии (она написана в трехчастной форме) дра­матизм достигает высшей точки. Грозно звучит многократно усилен­ный октавами мотив-колокол, но и второй элемент утратил жалобный характер. В мощном изложении восьмизвучными аккордами он вос­принимается как протест, воля к действию. Однако исход борьбы не­ясен. Напряжение спадает, все тише звучат удары колокола, завершая прелюдию.

В консерватории был написан также Первый фортепи­анный концерт фа-диез минор. Это произведение, по-юно­шески непосредственное, - замечательная удача молодого композитора. В нем ярко проявился его мелодический дар.

Дипломной работой Рахманинова стала опера "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". Тема для сочинения оперы была предложена ему и двоим товарищам по курсу за месяц до выпускных экзаменов. Рахманинов написал оперу за 17 дней! Такая творческая активность поразила Аренского, который воскликнул: "Если вы будете продол­жать с такой скоростью... вы сможете писать по двадцать четыре акта в год! Это куда как хорошо!".

Для Рахманинова сюжет из цыганской жизни явился сильнейшим стимулом творческого вдохновения. Именно цыганская натура для многих художников прошлого была олицетворением естественной красоты, могучего порыва к воле.

Чуткой душой музыканта Рахманинов уловил и вопло­тил в своей юношеской опере трагический конфликт между стремлением личности к свободе и несбыточностью этого стремления. Рушатся мечты Алеко, надеявшегося среди цы­ган, живущих вольной кочевой жизнью, "презрев оковы просвещенья", обрести счастье: погибают Земфира и ее воз­любленный. Одной из впечатляющих страниц оперы яв­ляется Каватина Алеко. Она становится выражением глав­ной идеи произведения. Это психологический портрет крупным планом, лирическая исповедь огромной силы и страсти.

Десятилетие после окончания консерватории (1890-е годы).

Большой успех "Алеко" на экзамене, а затем в Боль­шом театре окрылил Рахманинова. Он много сочиняет. По­являются оркестровая фантазия "Утес", Первая симфония, фортепианные пьесы, романсы, духовный концерт а капелла и другие произведения. Рахманинов-композитор становит­ся известным, о нем пишут статьи.

В эти годы Рахманинов много читал. Подолгу стоял пе­ред картинами русских художников в Третьяковской гале­рее, часто бывал у Третьяковых дома. Любил ходить в театр, особенно в Малый, где выступали корифеи русской сцены - Мария Ермолова, Пров Садовский. Но жизнь складывалась трудно. Решительный и властный в исполнительстве и твор­честве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, час­то испытывал неуверенность в себе. Мешали житейская не­устроенность, одиночество, скитания но чужим углам, мате­риальные затруднения.

Сильным душевным потрясением стала для Рахмани­нова внезапная кончина Чайковского 25 октября 1893 года. Под трагическим впечатлением Рахманинов написал трио "Памяти великого художника" для скрипки, виолончели и фортепиано.

Первая симфония, исполненная в Петербурге под управлением Глазунова, успеха не имела, и Рахманинов тя­жело переживал это событие. В Москву он вернулся мрач­ным, расстроенным. Он потерял веру в себя, в свой талант, стал сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. Несколько лет ничего не сочинял, лишь выступал в концертах, правда, всегда с неизменным успехом. Матери­альное положение его становилось все хуже. Но тут не­ожиданно Рахманинов получил приглашение от известно­го мецената С. И. Мамонтова занять должность дирижера в его оперном театре. Сезон, проведенный в нем, имел боль­шое значение для композитора. Он досконально изучил партитуры многих опер, приобрел дирижерский опыт, по­знакомился с выдающимися художниками, оформлявши­ми спектакли, - Васнецовым, Поленовым, Серовым, Врубе­лем, Коровиным. Крепкая дружба завязалась у Рахмани­нова с Шаляпиным, работавшим тогда в театре Мамонто­ва. Оба музыканта часто выступали вместе. По словам со­временника, "эти два великана, увлекая один другого, бук­вально творили чудеса".

Рахманинов посещал Льва Толстого, у которого всегда находил моральную поддержку. Дружеские отношения сло­жились у него с Чеховым и Буниным, с артистами Художе­ственного театра.

В 1899 году Рахманинов впервые выступал за границей (в Лондоне), в следующем году побывал в Италии. Радост­ным событием явилась для него постановка "Алеко" в Пе­тербурге по случаю 100-летнего юбилея Пушкина с Шаля­пиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутрен­ний перелом, и в начале 1900-х годов Рахманинов возвра­щается к творчеству.

Годы творческой зрелости (1900-1917).

XX век на­чался в жизни композитора со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Нового времени - напряженного, взрывчатого, с предчувствием грядущих перемен. Успех кон­церта, впервые целиком исполненного в 1901 году в Москве, был огромен. Он окрылил Рахманинова, вызвал небывалый творческий подъем. "Я занимаюсь целыми днями и горю в огне", - сообщает Рахманинов в одном из писем. Одно за другим появляются кантата "Весна", прелюдии, романсы, Вто­рая симфония. За эту симфонию, как ранее и за Второй кон­церт, Рахманинов удостоен премии имени Глинки. В 1909 году написан Третий фортепианный концерт - одно из выдающихся творений Рахманинова.

В музыке этого времени много пылкой восторженности и воодушевления. Но возникают и другие настроения. Раз­мышления о жизни и смерти порождают трагические обра­зы Первой фортепианной сонаты, навеянной трагедией "Фа­уст" Гёте; симфонической поэмы "Остров мертвых" по кар­тине швейцарского художника Л. Бёклина. Со временем эти настроения углубляются. Сложное время, революцион­ные потрясения, начавшаяся в 1914 году первая мировая война, тяжелые утраты, которые понесло русское искусство, порождают ощущение надвигающейся катастрофы. В му­зыке Рахманинова все чаще возникают агрессивные образы, мрачные, подавленные настроения (например, в отдельных частях вокально-Симфонической поэмы "Колокола" на сти­хи Эдгара По, в ряде романсов, в "Этюдах-картинах" ор. 39). Однако, создавая подобные произведения, Рахманинов нахо­дил в себе силы преодолевать эти настроения. Олицетворе­нием вечной красоты становится для него любимая с дет­ства русская духовная музыка. В 1910 году он пишет "Ли­тургию Иоанна Златоуста", а в 1915-м - "Всенощное бде­ние" для хора а капелла.

Интенсивное творчество сочеталось в эти годы у Рахма­нинова с не менее интенсивной концертной - пианистиче­ской и дирижерской - деятельностью. Некоторое время он работал в Большом театре и оставил память о замечатель­ных постановках русских опер. Эта работа вдохновила ком­позитора на создание двух одноактных опер - "Франческа да Римини" (по "Божественной комедии" Данте) и "Скупой рыцарь" (по "маленькой трагедии" Пушкина). Они были по­ставлены на сцене Большого театра и прошли с успехом.

Кроме того, Рахманинов принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Дягилевым в Па­риже. Одно время руководил Филармоническими концер­тами в Москве. Объездил с концертами многие европейские страны, гастролировал в Америке, где его выступления про­ходили с триумфом.

Но гораздо охотнее Рахманинов выступал перед русской публикой. В годы первой мировой войны он дал много кон­цертов в разных городах России. Половину сборов с них отдал на благотворительные цели, на нужды русской армии.

Рахманинов был отзывчивым человеком. Внешне суровый, всегда, однако, был готов прийти на помощь. Очень любил своих детей. "У меня есть две дочки... зовут их Ирина и Татьяна или Боб и Тасинька. Это две непослушные, непокорные, невоспитанные - но премилые и преинтерес­ные девочки. Я их ужасно люблю! Самое дорогое в моей жизни! И свет­лое!"

Рахманинов увлекался спортом, летом совершал прогулки верхом, зимой катался на коньках. Незадолго до начала войны приобрел автомо­биль, который водил сам. "Когда работа делается не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса".

Рахманинов любил свое имение Ивановку в Тамбовской губернии. Здесь были созданы его лучшие произведения. "Он любил русскую зем­лю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел, как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часа­ми мне рассказывал, как хороша деревня", - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян.

Рахманинов за границей. Последние произведения. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его се­мьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрь­ская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

В декабре 1917 года Рахманинов с семьей выезжает в Швецию. Он дает концерты в Скандинавских странах, а за­тем переезжает в США. Началась изнурительная концерт­ная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса. Количество выступлений было огромным: только в сезон 1919/20 года он дал 69 концертов. С ним выступали миро­вые знаменитости: скрипач Яша Хейфец, виолончелист Пабло Казальс, дирижеры Леопольд Стоковский, Артуро Тоскани-ни, Юджин Орманди, Бруно Вальтер. Его концерты проходи­ли в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шоферы такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фото­репортеров. Но триумф Рахманинова-исполнителя не мог заглушить в нем страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки со­отечественников как за рубежом, так и на родине.


Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae.

Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Эволюция творческого стиля

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900-1909 и 1910-1917) и поздний (1918-1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае - венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

Первый - ранний период - начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистилистики - словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913).

Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний - зарубежный период творчества - отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки - и джаза, древнерусского знаменного распева - и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века - и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова - Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним закончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям (Скрябин закончил как пианист). На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Он высоко ценил творца «Пиковой дамы». Ободрённый первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории сочиняет ряд произведений. Среди них - симфоническая фантазия «Утёс», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».

Однако его творческий путь не был усыпан розами. Случались неудачи, которые он остро переживал. В 1895 году Рахманинов заканчивает свою первую симфонию, которая в начале 1987 года была исполнена в одном из «Русских симфонических концертов» под управлением А. К. Глазунова. Симфония потерпела фиаско, её не поняли. По словам родственницы Рахманинова Л. Д. Ростовцевой-Скалон Глазунов флегматично стоял у пульта и также флегматично её провёл. Это до такой степени расстроило Рахманинова, что он несколько лет ничего не писал. Он впал в депрессию и потерял веру в свои способности. Ему тогда даже пришлось лечиться у психиатра. Но самым лучшим лекарством для композитора была музыка. В 1900 году Рахманинов возвращается к композиторской деятельности; он пишет две части второго фортепианного концерта, законченного годом позже; тогда же написана вторая сюита для двух фортепиано. Наряду с творческим подъёмом происходит очень важное событие в жизни Сергея Васильевича: он женится на своей двоюродной сестре Наталье Алексеевне Сатиной, с которой пройдёт весь свой долгий жизненный путь. Успешное исполнение его Второго концерта для фортепиано с оркестром в 1901 году полностью восстановило силы Рахманинова и помогло вернуть уверенность в своих творческих возможностях. Второй концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1901 году, - одно из знаменитейших произведений Рахманинова. Здесь сочетаются характерная для композитора колокольность и стремительное бурное движение. В этом национально-колористическая черта гармонического языка Рахманинова. Разлив певучих, по-русски широких мелодий, стихия деятельного ритма, блистательная виртуозность, подчиненная содержанию, отличают музыку Третьего концерта. В нем проявляется одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Вторым концертом открывается плодотворнейший период в композиторской деятельности Рахманинова. Появляются прекраснейшие произведения: прелюдии, этюды-картины. Созданы лучшие романсы, среди них: «Сирень», «Вокализ», «У моего окна». Крупнейшие симфонические сочинения этих лет - Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мёртвых». В эти же годы созданы: поэма-кантата «Колокола», прекрасное произведение для хора а cappella «Всенощное бдение», оперы «Скупой рыцарь» по А. С. Пушкину и «Франческа да Римини» по Данте.

Не меньшую известность Сергей Рахманинов приобрёл как пианист. С 1900 года Рахманинов постоянно концертировал в России и за рубежом. В 1899 году он с успехом выступал во Франции, а в 1909 году в Америке. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких пианистических трудностей: таким блестящим, виртуозным было его исполнение, отличавшееся огромной внутренней силой. И вместе с тем Рахманинов играл необычайно певуче. Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века. Но он также был и талантливым оперным и симфоническим дирижёром, давшим своеобразное толкование многих классических произведений. Впервые за дирижёрский пульт он встал, когда ему исполнилось всего двадцать лет, - в 1893 году, в Киеве, как автор оперы «Алеко». В 1897 году начал работать вторым дирижёром в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова, где приобрёл необходимую практику и опыт. Он пробыл там только год, но этот год сыграл важную роль в его жизни: там он встретился с выдающимися русскими художниками - В. Серовым, К. Коровиным, Врубелем – и артистами, там же завязалась тесная дружба с Ф. И. Шаляпиным. До этого Рахманинов дирижированию никогда не учился, хотя и чувствовал, что «способен дирижировать». Ему помогли природная одарённость, исключительный вкус, феноменальная память и безупречный слух. 3 сентября 1904 года состоялся дирижёрский дебют Рахманинова в Большом театре. Здесь он вёл целый ряд спектаклей, прежде всего оперы русских композиторов. Под руководством Рахманинова были осуществлены новые постановки «Ивана Сусанина» М. И. Глинки и «Пиковой Дамы» П. И. Чайковского. С 1899 года Рахманинов выступает как дирижёр с гастролями в других странах. В мае 1907 года в парижской «Гранд Опера» Рахманинов провёл один их четырёх исторических концертов русской музыки (другими концертами дирижировали А. Никиш, К. Шевиллар и Н. Римский – Корсаков). Впервые выступая с концертами в США, он не только дирижировал собственными сочинениями, но и предложил интересную трактовку произведений таких композиторов, как Чайковский и Моцарт.

Фортепьянная музыка занимает особое место в творчестве Рахманинова. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента – фортепиано. Это 24 прелюдии, 15 этюдов-картин, 4 концерта для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934) и др. Широк диапазон выраженных в них чувств и состояний – от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Рахманинов следовал лучшим традициям классики, и, прежде всего, русской, являясь проникновенным певцом русской природы. В его Второй симфонии, написанной в 1907 году, в кантате «Весна», в поэме «Колокол» тесно сосуществуют лиризм, открытое выражение прямых и сильных чувств, с величественными эпическими образами. В музыке Рахманинова сливаются традиции, идущие от П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки», особенно А. П. Бородина. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимыми мелодическими богатствами, впитала в себя русские народно-песенные истоки и некоторые элементы знаменного распева.

В 1915 году умирает товарищ и соученик Рахманинова по классу Зверева, великий русский композитор и пианист Александр Скрябин. Концертный репертуар Рахманинова состоял, главным образом, из собственных сочинений. Но в память Скрябина Рахманинов дал несколько концертов из его произведений, в том числе и для того, чтобы поддержать в материальном плане семью Скрябина.

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов - композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа п.Чайковского-м.Петипа).

Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Это «Детский альбом» (24 пьесы для фортепиано). Здесь и сценки из детской жизни («Игра в лошадки», трилогия: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), и картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»), и мелодии разных народов («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Русская песня»). Глубокое проникновение в детскую психологию, в царство детской фантазии способствовало созданию простых ярких пьес. «Детский альбом» Чайковского оказал большое влияние на сочинение произведений для детей русскими и советскими композиторами.

«Шестнадцать песен для дегей» композитор написал на стихи А. Плещеева, К. Аксакова и других поэтов. Наиболее известны из этого цикла песни «Мой садик», «Кукушка», «Мой Лизочек». В репертуар молодых музыкантов прочно вошли и 12 пьес, объединенных в цикл «Времена года». Все эти пьесы отмечены характерными чертами творчества Чайковского - прекрасной, яркой образностью, задушевностью высказывания. Многие, даже неискушенные слушатели хорошо понимают задумчивые и напевные мелодии, звучащие в пьесах из этого цикла, - «На тройке», «Баркаролу», грустную «Осеннюю песню», веселое оживление «Масленицы» - картинки русского быта. Изобразительное неразрывно здесь слито с лирическим, и весь цикл - это нарисованные композитором страницы жизни природы и людей.

Большое место в творчестве Чайковского занимает опера. Композитор считал, что опера «должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки...» В операх Чайковского гармонично сочетается раскрытие сложного внутреннего мира героев, их душевных переживаний с драматизмом действия. Это присуще всем операм композитора: «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Чародейке», «Мазепе», «Иоланте» и др.

Чудесный мир сказки нашел воплощение в балетах «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889; по мотивам сказки Ш. Перро) и «Щелкунчик» (1892; по мотивам сказки Гофмана). И хотя балеты написаны на разных этапах творческого пути композитора и не походят друг на друга (в «Лебедином озере» преобладает сфера драматическая, в «Спящей красавице» - эпическая, в «Щелкунчике» - характерная), но все они глубоко лиричны и во всех общая для Чайковского тема - стремление человека к счастью, преодоление препятствий в напряженной борьбе. Балеты Чайковского, созданные в содружестве с балетмейстерами Л. Ивановым и М. Петипа, разрешили главную проблему балетного театра - соотношение музыки и танца. Они открыли эру симфонического балета. Потому Чайковский - великий симфонист и оперный композитор - вошел в историю музыки как реформатор жанра балета. В его балетной музыке, сочетающей в себе черты других жанров, последовательно проводятся симфонические методы развития.

Важнейшая черта творчества Чайковского - ярко национальный характер его музыки. Естественно и органично «живут» в финалах Второй (1872) и Четвертой (1877) симфоний украинская песня «Журавель» и русская «Во поле березонька стояла». Просто и трогательно распета «Сидел Ваня на диване» в медленной части Первого струнного квартета.

Чайковский знал и любил свою Родину. Еще живя в Воткинске, где он родился, будущий композитор прислушивался к народному пению. Позже он часто бывал на Украине; его сестра Александра Ильинична была замужем за Л. В. Давыдовым - сыном известного декабриста. У своих родных Чайковский подолгу жил в Каменке.

Композитор много ездил по родной стране. Он любил и тонко чувствовал красоту русской природы. «...Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще и.в ее великорусские части в особенности», - писал он.

Эта «влюбленность в матушку Русь» звучит в его первой симфонии «Зимние грезы» (1866), написанной под впечатлением путешествия по берегам Ладожского озера и на остров Валаам. Образы зимней русской природы, Kpacdra зимнего пейзажа, широта русских равнин, настроение задумчивости и светлой грусти пронизывают первые две части цикла («Грезы зимней дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Третья часть - скерцо - подготавливает финал, как бы рисующий картину народного праздника, образ сильного и веселого русского народа.

Чайковский часто уезжал за границу. Его музыка получила мировое признание еще при жизни автора. Во многих странах композитор выступал пропагандистом русской музыки, дирижировал своими сочинениями. Не раз бывал он в Чехии, Германии, Франции, Италии. В 1891 г. Чайковский - в Америке, в 1893 г. - в Англии, где ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Но за границей он тосковал по России. С середины 1880-х годов Чайковский жил под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда городка Клина. Последнее жилище его сохранено в неприкосновенности, здесь Дом-музей П. И. Чайковского.

Но Чайковский знал не только природу России. Несправедливое устройство русского общества он тоже знал. Воспитанник петербургского Училища правоведения, он в возрасте 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиции. За три года службы через руки молодого юриста прошло около 20 дел крестьян, в которых в основном содержались просьбы в заступничестве против жестокости помещиков.

И не случайно, когда, бросив службу, он поступил в Петербургскую консерваторию, одним из первых его самостоятельных произведений была увертюра «Гроза» по драме А. Н. Островского.

«Служение обществу» он понимал серьезно и многосторонне. По окончании Петербургской консерватории в 1866 г. он начал работать в Москве: здесь также открылась консерватория, и Чайковский стал одним из первых ее преподавателей. Откликаясь на нужды отечественного музыкального образования, он создал первый русский учебник гармонии. В конце 60-х - начале 70-х годов Чайковский активно сотрудничал в качестве музыкального критика в газете «Русские ведомости». В своих статьях он боролся против слепого преклонения перед итальянской оперой, отстаивая русское музыкальное творчество. Чайковский горячо защищал просвещение, интересы широких масс в области национального искусства, глубокую уверенность в творческих силах России. И позже, уже будучи прославленным композитором, став одним из директоров Русского музыкального общества в Москве, он использовал свой авторитет для пропаганды русской музыки, музыкального просвещения.

В музыке Чайковский обращается к слушателю, размышляет совместно с ним о важных, серьезных вопросах жизни. Обобщенное содержание, как бы программу своей Четвертой симфонии, например, изложил сам композитор в одном из писем. От «безотрадных и безнадежных» чувств и «нежных грез» первой части, через меланхолические воспоминания, владеющие лирическим героем симфонии во второй части, через причудливые образы скерцо третьей, через преодоление зла, «рока» композитор ведет нас к грандиозному финалу - «картине праздничного веселья», к утверждению объективной ценности мира. Концепция эта близка основной идее Пятой симфонии Бетховена. Чайковский во многом и выступил как наследник бетховенского симфонизма.

Музыку Чайковского любил В. И. Ленин. Так, в письме к матери от 4 февраля 1903 г. он писал о Шестой («Патетической») симфонии: «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны - особенно последней симфонией Чайковского (Symphoniе pathetique)».



Статьи по теме: