Небольшое сообщение на тему первые гуманисты. Гуманизм эпохи возрождения

Тема: ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР

Определяющим моментом в социальной и культурной жизни Италии было её раннее экономическое развитие. Разложение крепостнических отношений и развитие капитализма началось прежде всего именно в Италии. В силу своего географического положения Италия раньше, чем другие страны Западной Европы, вступила в тесные связи с Востоком, и это чрезвычайно обогатило итальянские города. Становясь, торговыми и промышленными центрами Генуя, Венеция, Флоренция выходили на арену международных экономических связей как независимые города-государства. Наряду с торговлей и промышленностью в Италии XIV – XV веках развивается и банковский капитал. Банкиры, особенно флорентийские, не только держали в своих руках кредитно-денежные операции Италии, но и распространили своё влияние на многие казначейства европейских стран. Раннее развитие капитализма в Италии не только принесло победу буржуазии над дворянством - оно сопровождалось неминуемым обострением классовых противоречий между крупной буржуазией и массой ремесленников и городских рабочих. Трудящиеся массы, не выдерживая жестокой эксплуатации со стороны буржуазии, поднимались на борьбу со своими хозяевами.

Колоссальное накопление капиталов приводило к аристократизации крупной буржуазии, что в свою очередь повлияло на общее направление итальянской культуры: она всё отчётливей стала приобретать аристократический характер и, сохраняя антифеодальную направленность, развивалась по преимуществу в придворных и учёных кругах, без ориентации на широкие слои населения. Эта отдалённость от масс сказалась на гуманистическом театральном искусстве Италии. Пьесы итальянских гуманистов – комедии, трагедии и пасторали – ставились не для широкой публики, а для избранной, аристократической и учёной, аудитории. Осуществляемые силами любителей, эти спектакли не имели систематического характера.

Живой народный театр Италии, связанный с народным фарсом и городскими карнавальными зрелищами, пошёл самостоятельной дорогой и, будучи независимым от литературной драмы, оформился к середине XVI века как театр импровизационной комедии – комедии дель арте .

Итальянские гуманисты первыми создали новый тип драматургии, ставший исходным для всего последующего развития европейской драмы – в формах комедии, трагедии и пасторали. Два первых жанра имели для себя прямые образцы в античном театре. Пастораль была связана с буколической поэзией древних. Буколистическая поэзия, истоки которой - в песнях пастухов (греческое слово bukolikos – «пастушеский»), давала идиллическое изображение мирной деревенской жизни и любви. Наиболее яркими представителями в Древней Греции Феокрит, а в Древнем Риме Вергилий.



Знакомство с образцами античной драмы поначалу имело в Италии чисто научный, филологический характер. сочинения Плавта и Теренция, Софокла и Еврврипида штудировались наряду с сочинениями Аристотеля, Платона, Лукреция и Тацита, Театральная природа этих произведений не интересовала учёных-гуманистов XIV – XV веков.

Редкие представления, которые в эти века давались на городских площадях, носили ещё религиозный, мистериальный характер и третировались учёными мужьями как порождение невежественного средневековья. Выводить на народные подмостки творения древних классиков было, по мнению гуманистов, даже оскорбительным: ведь трагедии и комедии античных поэтов могли услаждать лишь изысканные умы и только в чтении оригинала.

У итальянских гуманистов было в обычае проводить по примеру древних философские беседы на открытом воздухе. Где-нибудь под сенью лавровых деревьев или на зелёном лугу. Они рассуждали о бессмертии души или читали звучные строки из Горация и Вергилия. Так особую изобретательность проявил в устройстве таких бесед профессор римского университета Помпонио Лето (1427-1497г.), который предложил читать их в лицах. Весть о нововведении римского учёного вскоре разнеслось по всей Италии. Среди прочих зрелищ при дворах вошло в моду показывать и комедии Плавта. Мода была столь сильна, что Плавта на латинском языке сыграли и в Ватикане. Однако латынь понимали далеко не все, поэтому в конце 1470-х г. Феррарсктй гуманист Батиста Гуарини стал переводить произведения Плавта и Теренция на итальянский язык. Начался второй период в освоении наследия римского театра.

Но в предворном спектакле сюжет Плавта оставался лишь поводом для эффектного зрелеща, в котором мифологические интермедии привлекали внимание зрителей куда больше, чем само драматическое действие. В постановке этой пьесы принимало участие около 200 человек. На сцене было выстроено 5 домов, а в апофеозе спектакля даже «выплывал» корабль, на котором герои отправлялись в родные края. Особой пышностью отличалось празднество, устроенное в 1504 г. по случаю бракосочетания наследного принца Феррары Альфонсо Д’ Эсте с Лукрецией Борджа. Дали пять римских комедий с разнообразнвми интермедиями. Перед началом спектакля по сцене продефелировали 110 участников представления в великолепных костюмах.

Подобные уроки древности чрезвычайно полезны: они высвобождали театральное искусство из плена религиозных сюжетов и наглядно демонстрировали схемы логического построения действия. Но всё же новое время могло ощутить жизненную основу римской комедии и начать освоение её опыта только после того, как писатели-гуманисты обратились к современной действительности и сами захотели проделать тот путь, каким некогда шли Плавт и Теренций. В условиях итальянского театра этот род драматургии носил наименование учёная комедия , ибо её создателями были учёные-гуманисты и расчитана она была на образованную публику.

3.4. Тема: «УЧЁНАЯ КОМЕДИЯ»

Начался XVI век. Италия вступила в эпоху кризиса. Два крупнейших мировых события – захват турками Константинополя (1453) и открытие Колумбом Америки (1492),- хотя и не сразу, но дали себя знать: экономическое процветание Италии пошло на убыль. Ею было утеряно монопольное положение посредника между Западом и Востоком. Мировая торговля теперь шла в обход Италии, в которой отныне началось движение вспять. И экономически, и политически буржуазия ослабевала, а дворянство усиливалось. Пользуясь внутренней раздробленностью нации, падением мощи и престижа итальянских городов, могущественные соседи Италии – Франции и Испания – захватили богатейшие области страны.

С 40-х г. XVI века папа и испанские Габсбурги возглавили общеевропейскую реакцию. Её цитаделью становилась Италия. В Риме было учреждено верховное инквизиционное судилище (1542), и началось жесточайшее преследование любых проявлений вольномыслия. Тридентский собор, созванный в 1545 г., выработал обширнейшую программу наступления католической реакции по всем странам Западной Европы. Верными «псами господними» выступали незуиты, орден которых был санкционирован папой Павлом III в 1540 г. Периодически издавались «Индексы запрещённых книг». Чтение недозволенной литературы могло привести к смертной казни. Запылали костры, на которых жгли учёных и философов…

Искусство Ренессанса вступило в свою позднюю стадию. Светлый, жизнерадостный идеал, созданный художниками-гуманистами, ещё продолжал существовать, но он вынужден был обороняться, защищаясь от феодально-католической реакции. Иллюзии всеобщей гармонии рассеивались с каждым десятилетием; мир, представлявшийся идеальным, оказался как бы вывернутым наизнанку. Оптимизм, характерный для общественного сознания, был ещё силён, вольнодумство не сдавало позиций, но появилисьтрезвость взгляда, сарказм и ирония. Ярче всего это выразила комедия.

Зажёг светильник нового театра великий итальянский поэт Лудовико Ариосто (1474 – 1533), автор всемирно известной поэмы «Неистовый Роланд». Его «Комедия о сундуке» была показана во время карнавальных увеселений при феррарском дворе в 1508 году.

Первая «учёная комедия» хотя и была написана по римскому образцу, но имела самостоятельный сюжет.

Творчество последователей Ариосто развивалось или в направлении чисто развлекательном, или с уклоном в сторону сатирической комедии нравов – в зависимости от того, какая из названных тенденций его комедий увлекала их.

В условиях усиливающейся реакции преобладающим жанром стала развлекательная комедия интриги . Первым образцом такого рода драматургии была комедия Бернардо Довици (будущего кардинала Биббиены) «Каландрия» (1513 год). Использовав, сюжет плавтовских «Менехмов» (Близнецы), драматург превратил братьев-близнецов в брата и сестру и для большей пикантности поменял им платья, а так как у обоих близнецо было немало любовных приключений, то по ходу действия возникало множество комических и не всегда пристойных ситуаций. Комедия была поставлена при герцогском дворе в Урбино со всей возможной роскошью – в великолепных декорациях, с пышными мифологическими интермедиями.

Итальянская комедия XVI века со временем выработала некий стандарт. Построенные по законам усложнённой интриги, комедии постоянно повторяли одни и те же ситуации с подменёнными детьми, переодетыми в мужской костюм девушками, плутнями слуг и комическими неудачами влюблённых стариков. Развлекая аристократическую аудиторию своего времени, эти легковесные пьесы остались в своём веке, не представляя особого интереса.

На фоне малосодержательных творений выделяется комедия Никколо Макиавелли (1469 – 1527 годы) «Мандрагора» (1514 год) – наиболее яркий образец гуманистической драматургии позднего периода итальянского Возрождения. Эта комедия знаменитого писателя, историка, политика связана с реалистическими и сатирическими тенденциями творчества Ариосто и доводит их до идейной и художественной зрелости.

Жизнь нового века, наблюдаемая требовательным и вдумчивым взором, уже не давала оснований для безоблачного веселья, и поэтому комедия, сохраняя свой мажорный тон, делается под пером писателей-гуманистов серьёзной, комическая стихия окрашивается сарказмом.

Никколо Макиавелли вывел комедию на линию идейной борьбы, сделав её сатирической комедией . Дальнейшее развитие сатирическая комедия получила в творчестве двух выдающихся авторов XVI века Пьетро Аретино (1492 – 1556 годы) и знаменитого философа-материалиста и драматурга Джордано Бруно (1548 – 1600 годы).

В пьесах Аретино выведено множество современных типов, даны яркие зарисовки нравов, и если сюжеты

Этих пьес не обходятся без анекдотических (часто фривольных) ситуаций, то это дань веку вовсе не ослабляла их сатирической силы.

Таким же сильным сатирическим запалом обладала и последняя комедия итальянского Возрождения - «Подсвечник» Джордано Бруно (1582 год); в русском переводе названа «Неаполитанская улица»). Изображая в своей пьесе развратников, педантов и шарлатанов, драматург обличал воцарившиеся в обществе нравы, жажду наживы.

Творчество итальянских комедиографов, авторов «учёной комедии», было оторвано от сценического искусства, так как театральные коллективы, как правило, не ставили пьес «учёной комедии». Сами авторы часто смотрели на свои произведения как на чисто литературные, предназначенные для чтения. Поэтому материал комедий был сценически слабо обработан. Это относится и к сатирическим комедиям Пьетро Аретино и Джордано Бруно. Но общественное значение их пьес от этого не уменьшилось. Сатирическая комедия была острейшим оружием в борьбе против всё усиливающейся реакции.. Реакция, преследуя вольнодумцев, грозила расправиться с Пьетро Аретино, нашедшим убежище в свободной Венеции, и настигла Бруно, который был казнён папскими палачами в Риме в 1600 году.

Значение «учёной комедии» чрезвычайно велико. Восстановившая опыт древнего комического театра, она не только сама по себе представляет значительную художественную ценность – она способствовала развитию комедийного жанра в других странах Европы: в Испании, Англии, Франции. Даже Шекспир (в «Укрощении строптивой» и Мольер (в «Любовной досаде») выступают учениками итальянской «учёной комедии».

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и вдругих европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители ихудожники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма - Монтень, Рабле (Франция), Шекспир,Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

Второй вариант

Центральная идея гуманизма в ренессансном значении этого понятия состояла в том, чтобы с помощью гуманитарного образования и практики актуализировать заложенные в человеке способности и возможности. Содержание гуманистического опыта сводилось к экспликация античного культурного наследия, которое рассматривалось деятелями Возрождения как образец для подражания.
Для гуманизма характерна убежденность в самодостаточности человека, вера в его способность самому, без посторонней помощи развить свои потенции.
Наиболее известные представители ренессансного гуманизма: Франческо Петрарка, Данте Алигьери.

Основные черты философии гуманизма
* Критика схоластической философии.
* Изменение стиля и содержания философствования.
* Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках.
* Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.

Франческо Петрарка (1304-1374)
Считается создателем новой европейской лирики, автором сонетов, посвященных Лауре. Средневековой схоластической образованности противопоставлял гуманистическую, основывающуюся на новой филологической культуре, на свободном отношении к текстам. Для Петрарки характерна обращенность к внутреннему миру человека, его страстям и борениям. Петрарка критиковал аскетизм, писал о гармонии духовного и телесного в человеке.

Данте Алигьери (1265-1321)
Известен как автор знаменитой "Божественной комедии". Ему принадлежат глубокие философские обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Картина мира, представленная в комедии, содержит элементы антропоцентристского мировоззрения. Человек, по Данте, есть результат соединения природного и божественного начал, существо принадлежащее двум мирам. Поэтому им руководят две цели, два предназначения: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Вопрос. 13. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

Приведенные выше положения противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473–1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.



Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548–1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах».



Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.


Литература эпохи Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения . Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе , но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.

Понятие гуманизма

Литература Возрождения в целом

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма , который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка , Рабле , Шекспир , Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет , король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта »), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения . В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия ». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости »).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи , а Маргарита Наваррская , сестра короля Франции Франциска I , известна как автор сборника «Гептамерон ».

Италия

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери , предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.

Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору , народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор «Декамерона », сборника новелл, и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером. Другой особенностью ренессансного реализма является широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она ещё символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.

В последующие века дают ещё целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто , Пьетро Аретино , Торквато Тассо , Саннадзаро, Маккиавелли , группа поэтов-петраркистов.

Франция

Во Франции предпосылки для развития новых идей были в общем те же, что в Италии. Но были и различия. Если в Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм. Буржуазия не играла такой большой роли. Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина. Будучи сперва прогрессивным, в последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную.

Во французской литературе того периода заметно сильное влияние итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу. Леонардо да Винчи , переехавший во Францию в 1516 г., умер на руках у Франциска.

Англия

В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая в те годы ещё сохраняют свою руководящую роль. Особенность английской культуры того времени - отсутствие единого литературного языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта.

Использованная литература

  • История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. - М.: «Высшая школа», 1987.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. - М., 1978.
  • Л.М.Брагина. Итальянский гуманизм. - М., 1977.
  • Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б.И. Пуришев. - М., 1976.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Литература эпохи Возрождения" в других словарях:

    Ренессанс Культура … Википедия

    История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) … Википедия

«Гуманизм - это особое явление в духовной жизни эпохи Возрождения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципиально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гуманности» - «человеколюбию».

В XIV-XV веках было принято деление наук на «науки божественные» (studia divina) и «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana), причём к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образованных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки.

Со второй половины XIV века особое значение придаётся классической (древнегреческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писатели стали считаться истинными учителями человечества, особенно высок был авторитет Вергилия (в «Божественной комедии» он служит Данте проводником по Аду и Чистилищу) и Цицерона. Симптоматичен в этом смысле тезис одного из гуманистов - Гермолая Варвара (1453- 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».

Первым гуманистом считается Петрарка (1304-1374). […]

В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.

Программным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве и превосходстве человека», открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важнейших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбежно вела к индивидуализму.

К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Валло (1407-1457). Анализируя тексты, он доказал подложность так называемого «Константинова дара» - якобы завещания императора Константина (III век), оставившего Римскую империю в наследство римским епископам (папам). На этом «документе», в действительности появившемся только VIII веке, основывались претензии папства на светскую власть.

В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпикуреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он исходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Божественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование природы. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Лоренцо Валло был индивидуалистом: он считал, что интересы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями.

Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения - Дезидерий Эразм (1467-1536 гг.), прозванный по месту рождения Роттердамский. Он считал себя учеником Лоренцо Валло, был другом Томаса Мора и других гуманистов. Он хорошо знал древние языки и много занимался критическим анализом античных и библейских текстов. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключительными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости», где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства), и прежде всего невежество.

Улучшение условий жизни людей он связывал с распространением образования. Эразм Роттердамский беспощадно критиковал схоластику и схоластов, - но своего философского учения не предложил.

Особое место в культуре и философии Северного Возрождения занимает французский философ Мишель Монтень (1533-1592). Знаменем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скептицизм. Он считал, что философствовать - значит сомневаться. В этических воззрениях он был близок к эпикуреизму».

Гриненко Г.В., История философии, М., «Юрайт-Издат», 2007 г., с. 249-251.

Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей - Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова - при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»



Статьи по теме: