Название территории где исторически проживали арабские племена. Семейный арабский уклад

Арабы - коренное население Аравии - принадлежат к так называемой семитской группе народов. В VI-VII веках они делились на арабов- горожан и бедуинов.
Название «бедуин» обозначает в арабском языке человека, живущего в степи, и происходит от слова «бадийэ», что значит «степь, пустыня».
Бедуины были кочевниками. Они занимались скотоводством. Главным животным в их хозяйстве был верблюд. С верблюдом связана вся жизнь бедуина от рождения до смерти. Верблюд давал ему молоко, молочные продукты, мясо. Верблюжья шерсть шла на изготовление одежды и жилища - шатров и палаток. Из верблюжьих шкур и кож выделывали сандалии, седла, сбрую, бурдюки для хранения воды. Лопатки верблюда нередко служили материалом для записей у арабов- горожан, а высушенный навоз использовали как топливо.
Верблюд же являлся главным средством передвижения, особенно удобным в пустыне, так как он может не пить до двадцати пяти дней зимой и более пяти дней летом. Не случайно еще до сих пор в арабском языке существует около тысячи названий верблюда, которые характеризуют самые тонкие оттенки в цвете шерсти и различия в возрасте и предназначении. Арабы считали верблюда даром аллаха и воспевали его в своих песнях.
Помимо верблюдов, бедуины разводили овец, коз и в небольшом количестве лошадей.
Кроме разведения скота, достойными мужчины занятиями считались набеги на соседние племена ради грабежа и увода скота. Жизнь бедуина, полная лишений и опасностей, требовала постоянной борьбы. Борьбы с жаждой, холодом, голодом, с врагами. Эти условия создавали сильных, смелых и ловких людей, умевших преодолевать трудности, быстро находить правильное решение в случае опасности. И не удивительно, что, живя постоянно как бы в осадном положении, самой большой добродетелью арабы считали храбрость.
Другой бедуинской доблестью было гостеприимство. Того же самого верблюда, которого бедуин воспевал, он был готов великодушно зарезать, чтобы накормить своих голодных товарищей и своего гостя.

Бедуин (современный снимок).

Пока гость находился под кровлей хозяина, он был в безопасности. Однако, когда гость, распростившись, отъезжал на некоторое расстояние, недавний хозяин мог его ограбить или даже убить.
Основой бедуинского общества была родо-племенная организация. Каждый шатер представлял семью, состоявшую из пяти - восьми человек. Группа шатров составляла «хайй» или лагерь. Все члены хаййа
входили в один род. Несколько родов составляли племя. Главой рода был «шейх», что значит «старец», обычно самый старший член рода. Шейха выбирали, и он властвовал, основываясь на личном опыте, знаниях, авторитете и щедрости.
При шейхе существовало нечто вроде совета из представителей отдельных семей.
Понятно, что в таком обществе самым главным было родство по крови, связь с племенем. В тяжелых природных условиях пустыни человек без рода, без племени был совершенно беспомощен и находился в постоянной опасности. Взаимная связь и поддержка членов племени особенно ярко проявлялись в обычае кровной мести. Если член рода убивал своего сородича, то остальные члены рода отказывали ему в поддержке. В случае бегства он становился отверженным, и его мог убить всякий, не опасаясь мести. Если же убийство было совершено вне рода, то любой член рода мог поплатиться за это жизнью, и весь род защищал каждого своего представителя. А отмщение должно было последовать неминуемо. Смерть бедуина не пугала, но пугало опасение, что его кровь прольется напрасно. Вражда, вызванная обычаем кровной мести, могла длиться десятилетиями.
Иногда одно племя просило покровительства у другого. Племена, связанные такими отношениями, обещали не нападать друг на друга, оказывать друг другу помощь. При этом слабое племя должно было нести больше обязанностей и подчиняться более сильному. Такие же отношения могли существовать и между отдельными людьми.
Но не следует думать, что жизнь бедуинов протекала в патриархальной простоте, без внутренних осложнений и конфликтов.
К VI-VII векам в их среде все более и более резко выделяются богатые и бедные. Вожди родов и племен используют власть в своих собственных интересах. Пастбища, принадлежавшие всему племени, постепенно переходят в руки вождей. Они эксплуатируют своих бедных соплеменников. У них появляются рабы и рабыни, которые пасут скот, ухаживают за ним и выполняют различные домашние работы. Одни роды богатеют, другие беднеют.
Не умея объяснить себе различные явления природы, бедуины наделяли окружающие их предметы сверхъестественными качествами. Они обожествляли деревья, камни, колодцы, источники, пещеры и поклонялись им. Кроме этого, каждое племя имело свое божество.
У одного племени божество было сделано из теста, и, когда случился голодный год, племя съело его без остатка.
Пустыни и ущелья бедуины населяли духами, так называемыми джиннами. Эти джинны, по представлениям арабов, иногда помогали путникам, но могли их погубить, если те их чем-нибудь рассердили.
Многие племена Аравии поклонялись луне, солнцу, звездам. Но для всех арабов священным местом был город Мекка. Там жили представители другой группы населения Аравии - арабы-горожане.


Черный камень.

Арабы-горожане - оседлое население «Острова арабов» - проживали в немногочисленных оазисах, где возникли города. Наиболее крупными и известными были Мекка, Йасриб, получивший впоследствии название Медины, и Таиф.
В Йасрибе и особенно в Таифе жители занимались главным образом земледелием и садоводством. Главным растением, которое возделывали арабы, была финиковая пальма. В жизни араба-горожанина пальма имела такое же большое значение, как верблюд для бедуина.
Плоды финиковой пальмы шли в пищу в свежем виде и сушились про запас. Из них же приготовляли хмельной напиток - набиз. Косточками плодов кормили верблюдов, а из стволов изготовляли различные предметы быта.
Кроме финиковой пальмы, в Аравии произрастали виноград, яблоки, гранаты, абрикосы, миндаль, апельсины, сахарный тростник, арбузы, бананы. В небольших количествах выращивали пшеницу и ячмень.
Мекка значительно отличалась от других городов полуострова. Расположенная в сухой и нездоровой местности, она с самого начала возникла как священный город для всех арабов.
В Мекке находился храм, так называемая Кааба, что по-арабски значит «куб». Такое название храм получил из-за своей кубической формы. В храме помещался священный черный камень, упавший, по преданию, с неба. Там же хранились идолы почти всех племен Аравии. Каждый араб считал своей обязанностью хоть раз в жизни посетить Каабу и поцеловать черный камень. (Вероятно, этот камень метеоритного происхождения.)
Территория вокруг города также считалась священной, и на ней нельзя было вести войну. Там же, в Мекке, находится и священный источник Земзем. Паломники (люди, пришедшие поклониться святыне)

при посещении Мекки выполняли целый ряд обрядов и приносили жертвы богам.
Большое значение имела Мекка и в качестве торгового пункта. С давних пор она стала станцией на «дороге пряностей», через которую товары шли далее на север. Сами мекканцы ежегодно отправляли богатый караван с товарами в Сирию. Торговля очень обогащала жителей Мекки. В 624 году, например, был снаряжен караван, который состоял из тысячи верблюдов и оценивался в 50 000 динаров, почти 400 000 рублей на наши деньги. Область Мекки считалась священной, и, следовательно, была безопасной. Поэтому Мекка стала также центром и внутриаравийской торговли.
Каждый год во время священных месяцев, когда была запрещена война, в самый город на ярмарку собирались арабы со всего полуострова.
...Вот верхом на верблюде бедуин. На его голове белый платок, углы которого свисают на плечи и спину. Платок укреплен сверху ака- лем - кольцом, которое сделано из веревки, изготовленной из верб-

Караван Хаджиев (паломников) вступает в Мекку. (Снимок XX века.)
133


Мекка. Общий вид. В центре прямоугольное здание мекканской мечети. Во дворе мечети завешенная черным покрывалом Кааба, в которой находится Черный камень. (Рисунок XVIII века.)

люжьей шерсти. На плечах бедуина длинный черный плащ, под которым видна белая (серая от пыли) рубаха. Ноги босы. В руке длинное бамбуковое копье. Позади всадника медленно и степенно вышагивает другой верблюд с навьюченными на него кожами и шкурами, а перед ним с блеянием и шумом пылит небольшое стадо овец. Кругом в беспорядке расставлены шатры. Группами толпится народ. За одним из шатров режут барана. Рядом наблюдает несколько человек: разве можно пропустить такое важное событие! Прямо на земле разложили свои товары купцы. У одного - пестрые йеменские ткани. У другого - индийские мечи. Третий предлагает сушеные финики. Четвертый расставил глиняную посуду и разную мелочь, нужную в хозяйстве кочевника.
В другом конце ярмарки большая толпа слушает поэта. Раздаются восклицания, возгласы удивления и восхищения стихами.
Все шумит, переговаривается, кричит, поет. Ярмарка плещется в неширокой долине, окаймленной серыми утесами.
А яркое аравийское солнце немилосердно обжигает и лишенные растительности скалы, и степь с редкими кустарниками, примыкающую к долине, и людей...

Так приблизительно выглядели эти ежегодные ярмарки, на которых встречались представители всех частей «Острова арабов».
Мекка и ее святыни находились в руках племени Корейшитов. Жители Мекки и других городов, как и бедуины, имели родоплеменную организацию. Однако в их среде имущественное неравенство проявлялось гораздо резче, чем у бедуинов. Мекканские купцы имели гораздо больше рабов, чем бедуины.
Не ограничиваясь эксплуатацией рабов, богатые купцы закабаляли своих сородичей. Обычно это делали путем займов. Желая участвовать в торговле, бедняки занимали деньги у богачей перед отправлением каравана в Сирию. Когда караван возвращался и все сделки были завершены, должник обязан был выплатить сумму, значительно большую взятого в долг.

(1) коренное население Ближнего Востока и северной Африки, говорящее на арабском языке и идентифицирующее себя с арабской культурой; (2) арабоязычные номады пустынь, бедуины. Второе значение термина по возрасту старше, поскольку впервые термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников северной Аравии уже в 9 в. до н.э. Первое же значение, более широкое, более применимо к современным реалиям и соответствует практике ее использования большинством арабов.

Страны, большинство населения которых составляют арабы в широком смысле, образуют в своем единстве то, что стало называться сегодня арабским миром. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.

Однако население арабского мира не имеет общего происхождения. Хотя ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, с течением веков многие другие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира. По своим физическим характеристикам арабы столь же разнообразны, как и по этническому происхождению. Арабского «расового типа» не существует. Часть арабов соответствует стереотипному описанию худощавых людей с «орлиным носом», темной кожей и черными волосами, но эти черты не являются типичными. Негроидные арабы похожи по внешнему виду на африканцев, обитающих в районах к югу от Сахары, а светлокожие арабы Магриба зачастую физически почти не отличаются от большинства европейцев.

Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов. Кроме того, существует несколько небольших групп, ведущих иной образ жизни. Некоторые арабы живут в деревнях, несколько месяцев в году занимаясь земледелием, а в остальную часть года мигрируют вместе со своими животными. Одна из таких групп – суданские скотоводы баггара. Арабы болот дельты Тигра и Евфрата – рыболовы и охотники; основным занятием жителей прибрежных арабских деревень, особенно на Красном море, является морское рыболовство.

Издавна служа ареной смешения различных культур, торговых и других контактов между тремя континентами, арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств. Хотя на многие из них и оказали значительное влияние арабы, ни одно из них не считает себя арабами. К таким меньшинствам принадлежат потомки доарабских народов северной Африки, например, берберы и туареги, курды в Ираке, говорящие на языке, родственном персидскому, а также евреи, армяне и некоторые народы географической области Судан. Копты, христиане Египта, также говорят на арабском, но считают себя исконно доарабскими египтянами.

СКОТОВОДЫ-БЕДУИНЫ Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, но часть бедуинов, настаивающих на своем арабском происхождении, проживает в Египте и в северной Сахаре. Точная численность бедуинов неизвестна, поскольку серьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. По приблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн. человек.

Образ бедуина, часто считающегося самой колоритной фигурой среди арабов, во многом романтизирован европейцами и другими арабами. Многие видят в бедуинах «самых чистых» арабов, вплоть до 20 в. сохранивших неизменным образ жизни своих предков. В реальности же они, как и большинство народов, в ходе своей истории подвергаются непрерывному внешнему воздействию и изменениям.

Общество бедуинов. Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп, считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общего предка мужского рода.

Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группа племени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы со своими собственными общими предками и т.д. вплоть до подразделения из нескольких семей, называемого «хамула» (hamulah). Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. «Хамула» состоит из ряда близкородственных семей, это может быть группа братьев или кузенов с их семьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе при перекочевках. Семья – это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины.

Организация племени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятся вновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идея родства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новых родственных связей и другими способами в соответствии с изменениями, происходящими в составе племени или его подразделений.

Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться в кругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместно с советом взрослых мужчин.

Бедуины отдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственные браки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами и кузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а «приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха. Несмотря на эти обычаи, поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными.

Экономическая жизнь. Бедуины ведут кочевой образ жизни. Зимой, когда выпадают небольшие дожди, «хамулы» постоянно перекочевывают со стадами и отарами по пустыне в поисках воды и пастбищ. Большинство из них придерживается регулярной последовательности в посещении определенных колодцев и оазисов, т.е. участков плодородия в безжизненных пространствах пустыни. В совершенно сухое летнее время «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев, где обеспечение водой более надежно. Каждое племя и его подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходится бороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целыми сельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычным средствам своего существования.

Бедуины признают два основных вида деятельности – разведение верблюдов и разведение овец и коз. Верблюдоводы считают себя стоящими выше овцеводов, и иногда вторые иногда платят дань первым. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов, иногда нанимаясь к ним пастухами. Верблюдоводы, считающие себя единственными истинными арабами, стараются не прибегать к такому способу деятельности, усматривая в нем унижение своего достоинства. Для всех бедуинов верблюд – животное очень ценное как для верховой езды, так и для транспортировки грузов. Бедуинов-верблюдоводов это животное снабжает молоком для питания и шерстью для изготовления ткани, а также служит ценным предметом торговли.

Необходимость заставляет бедуинов самим производить часть нужных продуктов питания, но обычно они считают занятия такого рода унижающими их достоинство и поэтому вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением, предлагая шкуры, шерсть, мясо и молоко в обмен на зерно, финики, кофе и другие продукты, а также на фабричные ткани (которыми они дополняют свое собственное производство), металлическую посуду, орудия труда, огнестрельное оружие и боеприпасы. Бедуины мало пользуются деньгами.

Поскольку все их имущество должно легко умещаться на животных для частых перекочевок, то бедуины используют очень мало мебели. Их шатры быстро разбираются и состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, укладываемых на остов из шестов и жердей.

Бедуинские мужчины. Мужчины у бедуинов занимаются уходом за животными и руководят операциями по перекочевкам. Они любят охоту и бои различных животных, достигая в этом большого искусства. Они часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные не только с вопросами собственности (например, права водопользования), но и с вопросами чести. Бедуины, как и большинство других арабов, очень чувствительны к проблемам чести и достоинства; их ущемление считается серьезным оскорблением и может привести к кровопролитию.

Случаи кровопролития бывают связаны также с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства платы за так называемую «защиту». Однако в последнее время, когда самолеты и грузовики заменили собой верблюжьи караваны в качестве основной формы транспорта, а полицейские силы ближневосточных правительств стали эффективнее, такие рейды и нападения становятся более редкими.

Самой большой гордостью бедуина-мужчины является его конь. Знаменитая арабская лошадь используется, однако, главным образом для скачек и легких прогулок и никогда – для тяжелой работы. Она плохо приспособлена к условиям пустыни и служит в основном предметом престижа, доступным только тем мужчинам, которые могут позволить себе эту роскошь.

Бедуинки. Женщины бедуинов заняты делами по дому, иногда ухаживают за овцами и козами, но большую часть времени заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды и занимаются кухней. Хотя они сегрегированы обычно в меньшей степени, чем женщины деревень и городов, бедуинские женщины тщательно оберегаются от контактов с чужаками. Как правило, они живут в отдельной части семейного шатра, обозначаемой в арабском языке словом «гарем», и должны уходить туда при появлении незнакомцев.

Пища. Основным продуктом ежедневного рациона бедуинов служит верблюжье молоко в свежем виде или после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис и изделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств, для чего забивают овцу и жарят ее на открытом огне. Их любимыми горячими напитками являются чай и кофе.

Одежда. В стиле одежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном – «геллаба» и халат тоже с капюшоном – «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние – «галабею», а поверх него – просторный открытый спереди халат – «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор – «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом – «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» – особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

Религия. Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на изустную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.

АРАБСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ Около 70% арабов живет в деревнях. Большинство деревенских жителей – земледельцы, называемые по-арабски феллахами, но среди них есть также каменщики, плотники, кузнецы, пастухи, рыболовы, лавочники и люди других профессий. Деревенские дома из саманного кирпича или камня строятся тесно друг к другу без какого-либо ясно различимого плана. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Степень плодородия земли везде разная, зато нехватка воды – явление повсеместное, поэтому для выживания требуется ирригация. Большой проблемой деревни является бедность, очень медленно уступающая воздействию современных социальных реформ и технических перемен.

Деревенское хозяйство. Наиболее важными культурами, выращиваемыми в деревнях, являются зерновые – пшеница и сорго, основным продуктом питания служит хлеб. Повсюду, где это возможно, выращиваются овощи. Другими важными культурами в разных регионах являются финики в оазисах пустынь, цитрусовые – на ливанском побережье, фиги, виноград, оливы, абрикосы, миндаль и другие фрукты – в предгорьях и других местностях, где вода бывает в большем достатке. В некоторых регионах, в частности, в Египте, важной товарной культурой является хлопок.

Арабы-земледельцы используют много хитроумных способов сохранения и распределения имеющихся у них ограниченных запасов воды. В некоторых случаях они направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, с помощью которых осуществляют выделение воды для пользователей, имеющих на нее право. Для подъема воды с одного уровня на другой могут использоваться водяные колеса. В последние годы создаются плотины для крупных ирригационных систем и производства гидроэлектроэнергии.

Часть земледельцев, особенно в горных местностях, являются независимыми владельцами земли, большинство же феллахов являются арендаторами, которые должны отдавать значительную часть производимого продукта владельцам земли. Обычно такие землевладельцы – горожане, но некоторые сильные шейхи бедуинов также являются крупными земельными собственниками. Некоторые землевладельцы дают крестьянам современную сельскохозяйственную технику, но большинство их весьма консервативно. Принадлежность земли собственникам, не живущим на ней, составляет в арабском мире серьезную социальную проблему, которую многие правительства пытаются решать разными способами.

Жители деревень часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Крестьяне обменивают с ними свою продукцию на услуги, товары или деньги. Некоторые земледельцы являются недавними выходцами из бедуинов и могут поддерживать семейные связи с ними. Еще более важной тенденцией является постоянная миграция земледельцев в города в поисках более высокооплачиваемой работы. Часть крестьян попеременно перемещается между деревней и городом, но постоянное городское население включает множество людей, родившихся в деревнях и поддерживающих свои связи с ними. Активный рост школьного образования, отмечаемый в арабских деревнях в 20 в., послужил фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе.

Сельское общество. Большая часть хозяйств в арабской деревне состоит из семейной пары и их детей. В состав некоторых домохозяйств могут входить также жены сыновей и их дети. Однако взрослые братья и близкородственные кузены и их семьи чаще всего живут рядом. Как и в случае с бедуинами, несколько семей образуют «хамулу». Предпочтение отдается бракам внутри деревни. Арабы-мусульмане заключают браки также и внутри «хамулы», т.е. между кузенами и кузинами. Многие арабские крестьяне являются членами больших племенных групп, членство которых охватывает множество разных деревень. Несколько таких племен ведут свое происхождение от бедуинов.

У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Большую часть времени, однако, деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки, а в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, наблюдается мало сотрудничества.

ГОРОДСКИЕ АРАБЫ Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. В 20 в. арабские города выросли и изменились, особенно из-за притока мигрантов из деревень. Тем не менее, в некоторых более мелких городах и в старых районах крупных городов все еще можно наблюдать традиционный тип городской жизни.

Старый арабский город сохраняется сегодня почти прежним в таких городах, как столица Йемена Сана и в ряде других малых провинциальных центров. В таких крупных городах, как Алеппо в Сирии многое сохраняется от старого города, но современность все-таки в них преобладает. В метрополисе арабского мира Каире старый город окружен доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) следы старого города полностью стерты.

Традиционный город. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах. Такие объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары, называемые по-арабски «сук». На этих базарах торговцы и ремесленники демонстрируют товары, часто изготавливая их в маленьких лавках, открывающихся прямо на улицу. Хозяин лавки может пригласить покупателя на густой сладкий кофе, за чашкой которого ведется неспешная торговля по поводу какого-либо изделия из бронзы или ручной работы ковра. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные сдобренные пряностями медовые кондитерские и мясные изделия со специями.

Четкого разделения на торговые и жилые районы в арабском городе не существует, хотя он зачастую отчетливо разделен на кварталы, каждый из которых служит общинам разного этнического происхождения, религии или торговой специализации. Основными общественными строениями являются религиозные здания и, иногда, фортификационные сооружения. Важными общественными центрами выступают кофейни, в которых мужчины пьют кофе, курят, играют в разные игры и обсуждают новости.

Современный город. Новые арабские города построены по образцу европейских не только физически, но и в плане муниципальной организации и институтов – таких как больницы, музеи, железные дороги, автобусные службы, радио и телевизионные станции, школы, университеты и фабрики. Каждый город отличается тем, насколько новые формы заместили собой старые, хотя старые традиции во многом находят продолжение в новых. Новые жилые районы, например, сохраняют традиционные мелкие лавочки и кофейни. Пригородных общин очень мало.

Городская социальная организация. В традиционном городе система муниципального управления не выходила далеко за пределы контроля рынков и содержания своего рода полиции. В центре забот и чувств горожан находились семья и религия, а не город как община. Семейная жизнь не отличалась по своему образу от сельской за тем исключением, что в ней существовали большие различия в уровнях богатства и социального статуса.

В 20 в. эта ситуация изменилась. Как и прежде, жители современного арабского города дорожат своими семьями и религией и идентифицируют себя с ними, но теперь оба этих чувства вынуждены конкурировать с лояльностью к государству. Построенная по образцам развитых стран система образования оказала мощное воздействие на средний и высший классы городов, в значительной мере заинтересованных в ослаблении требований, предъявляемых к ним со стороны семьи и религии, и в поощрении идеи социального равенства мужчин и женщин.

Положение женщин. В 20 в. положение арабских женщин, традиционно подчиненное по отношению к мужчинам, значительно изменилось, особенно в крупных городских центрах. Арабские страны быстро наращивают число школ для девушек, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а доступ к профессиональной деятельности для них становится все более открытым. Допускаемая исламом полигамия, практика которой была и ранее распространенной лишь среди меньшинства арабов, становится все более редким явлением. Более того, большинство арабских многоженцев имеют сейчас не более двух жен, а вовсе не гаремы, как живописуется в кинофильмах.

Однако сегодня даже в городах многие мусульманские женщины выходят на люди в чадрах, являющихся символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних. В последние годы в связи с ростом фундаментализма в арабском мире число таких женщин возрастает, и даже многие европейские женщины, приезжающие в арабские и исламские страны, вынуждены выходить на улицу в исламской одежде.

ИСТОРИЯ История арабов трудно отделима от истории семитоязычных народов вообще. Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тыс. до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Северные регионы Аравии были населены главным образом кочевниками-бедуинами, хотя в позднее дохристианское и раннее христианское время под римским влиянием более оседлым меньшинством севера были созданы два средней важности торговых царства – Петра и Пальмира. Северные и южные арабы были связаны торговыми путями через западную Аравию. Этот регион в эпоху христианства был населен горожанами и номадами, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (либо к сыну Авраама – Измаилу, либо к внуку Ноя – Ноктану), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.

К 5–6 вв. н.э. северная и южная аравийские цивилизации пришли в упадок. Однако, в начале седьмого века на торговца из Мекки Мухаммеда снизошло озарение начать проповедь откровений, послуживших созданию религии и общины ислами. При Мухаммеде и его преемниках, халифах, ислам охватил весь Ближний Восток. А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. Хотя бедуины и содействовали его первоначальному распространению на Сирию и соседние с нею регионы, родоначальником ислама был горожанин, и в дальнейшем он развивался главным образом грамотными людьми города. При всем том, что многие аравийцы своей миграцией в другие регионы и содействовали распространению ислама, изначальным этапом было принятие в аравийские племена неаравийских новообращенцев, приобщавшихся к арабскому языку уже в ходе самого процесса. Позже арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака. Даже те, кто оставались по своей религии христианами или иудеями, принимали арабский в качестве своего основного языка. Таким образом большинство населения этого региона постепенно становилось арабами в широком смысле этого слова.

Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. Период с 8 по 12 вв. положил начало большой массе произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, блестящей традиции художества, тщательно разработанным и сложным юридическим кодексам и философским трактатам, богатой палитре географических и исторических исследований, а также большому прогрессу науки, особенно, в области астрономии, медицины и математики.

В первые века своего существования арабская империя была политически объединенной под властью халифов, но к середине десятого века началась ее фрагментация и вскоре она пала жертвой крестоносцев, монголов и турок. В 16 в. османские турки завоевали весь арабский мир, разделив его на провинции своей империи. В 19 в. англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки в то время как в Египте и Сирии нарастала волна требований арабской независимости.

В ходе Первой мировой войны англичане организовали восстание против Османской империи в Аравии. Арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины в надежде на получение независимости после войны, но вместо этого попали под полные контроль англичан и французов. Требования независимости и объединения со стороны арабов возобновились. Европейское управление стимулировало модернизацию, но одновременно его результатом было расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.

Во время Второй мировой войны и после нее все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость, хотя алжирцам удалось это сделать лишь после восьми лет войны с 1954 по 1962. С 1991 начали приводиться в действие различные соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП); в этих соглашениях намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.

Найти "АРАБЫ " на

Существовал ли в действительности арабский народ, населявший территорию от восточных побережий Атлантики до Индийского океана? Нет. Термин «арабы» не относится к расе или народности, если только речь не идет об арабских лошадях. Современный мир насчитывает двадцать две арабских страны, в которых проживают представители всех рас, чернокожие и берберы, в том числе. Возможно, термин «арабы» подразумевает под собой вероисповедание? Например, ислам... Тоже нет. До ислама население аравийского полуострова было политеистично. Там же проживали и евреи и христиане. Арабские евреи, также как и христиане-арабы реалии сегодняшнего дня. Несмотря на демографические данные предоставляемые странами Ближнего Востока, многие специалисты полагают, что в мире насчитывается несколько миллионов арабов, исповедующих христианство. В Египте по подсчетам проживает самый большой процент христиан арабов около 6-7 миллионов.
Что же в действительности означает слово «араб»? Согласно известному хадису (преданию о поступках и изречениях Магомета) , араб - этот тот, кто говорит на арабском языке. И в наши дни это утверждение не утратило своей силы. Именно поэтому Арабская лига включает в себя Ливан, немусульманскую страну. Эта международная организация всеми силами старается, чтобы ее не отождествляли с Лигой мусульманских стран, в которую входят пятьдесят семь государств. Среди арабских стран мы находим Египет, Сирию, Ливан, Палестину, Ирак, страны, в которых проживает и еврейское и христианское население.
Так как же все-таки описать арабов? В хронологическом масштабе присутствие арабов на Ближнем Востоке намного опережает исламские завоевания, начавшиеся здесь в VII веке. Начиная с Х в. до н. э. мы находим арабов вне Аравийского полуострова, в то время термин означает скорее культурную, географическую принадлежность. Самое первое упоминание термина встречается в описании событий в правление Салманасара III, короля Ассирии, в котором рассказывается о его победе в 853 до н. э. при Каркаре (в настоящее время Тель Каркар, в долине Оронте, в Сирии) над коалицией противников, среди которых правители Дамаска, Гамы, Ашаба, Израиля, а также «Джиндибу Арабский» с тысячей верблюдов. Упоминающийся вместе с королем Северной Финикии и сыном короля Арама, правившего на на юге Сирии, Джиндибу Арабский приходит не с Аравийского полуострова, чтобы встретиться с правителем Ассирии в Каркаре. Скорее всего он - кочевник из сирийских пустынь. Все его войско выступает в поход верхом на верблюдах. Эти животные как раз и использовались для ведения торговли и передвижения в пустынях Сирии и Аравии.
Поскольку речь зашла о верблюдах, развеем по ходу повествования общеизвестный миф. Некоторые историки, в основном греческие и римские, рассказывают о битвах, в которых арабы скачут верхом на верблюдах прямо в бой. Подобное никогда не существовало в действительности! Высокий рост верблюда не позволяет ему маневрировать в ограниченном пространстве, что сильно мешает воину-наезднику. Кроме того, сам наездник становится хорошей мишенью для лучников. Поэтому на верблюда, как правило, взбиралось два воина. Один из них погонял животное, другой, лучник - защищал напарника и верблюда. Во время боя наездники всегда спрыгивали на землю.
Сразу же после победы при Каркаре ассирийцы продолжают свой поход далее на восток, где все чаще и чаще встречаются с арабами. В 738 г. до н. э. мы находим Забиб, королеву арабов, в списке данников Теглата-Фалазара III. Четыре года спустя другая арабская королева - Самси присоединяется к антиассирийской коалиции. Побежденная, ей остается только бежать от завоевателей, она становится вассалом Ассирии. Подобные ассирийские списки, в которых встречаются многочисленные «королевы арабов» сильно смущают приверженцев исламской фаллократии. Доминик Шарпан, ассириолог и профессор в одной из высших школ Франции, однако, предостерегает от буквального перевода слова «королева» в неоассирийских текстах. По его словам, речь, скорее всего, идет о жрицах, нежели о политических лидерах или монархах. Что же касается титула «король», то, вероятнее всего, имеется ввиду глава племени, ни в коей мере не претендующий на автократическую верховную власть ассирийцев.
Все те же ассирийские тексты помещают арабов в первом тысячелетии до н. э. в Северную Сирию, сегодняшнюю Иорданию, вдоль знаменитой «Королевской дороги», соединяющей Дамаск и Акабу на Красном море, служившей купцам для транзита ладана и мирра, ввозимых из царства Саба (современный Йемен).
В VIII в. до н. э. складывается обширная сеть экономических взаимосвязей. Товары перемещаются между Средиземноморьем и Персидским заливом по караванному пути на верблюдах. Вдоль пути на больших перекрестках могущественные арабские плмена строят города и деревни. Без верблюдов, этих выносливых животных, подобная экономическая сеть не смогла бы существовать. Можно сказать, что верблюды вывели из изоляции средиземноморскую часть Аравийского полуострова.
Ладан или фимиам, в основном, перевозили по сухопутным артериям. Это белое клейкое вещество, собираемое по каплям с дерева (Boswelia sacra), которое встречается на всем протяжении от Хадрамута до Зафара (Йемен). Вначале его привозят и складируют перед большим храмом в Шабве, столице Хадрамута. Затем караваны везут его вдоль берега Красного моря до Майина. Первый этап и остановка - Тимна, столица королевства Катабан (все в том же Йемене). Затем караван идет в Мариб, где дорога поворачивает на север, в сторону Найрана. В Майине дороги расходятся. Одна из них продолжается в Герру, порт персидского залива, откуда ладан отправляется на рынок Ирана и Мессопотамии. Вторая - в Газу на Средиземном море, через Ятриб (современная Медина) и Петру (Иордания).
Согласно Плинию, между Тимной и Газой шестьдесят пять этапов-остановок. На каждом этапе с погонщиков взимаются разнообразные налоги и пошлины за проезд. Все это, безусловно, сказывается на стоимости драгоценной резины! В Газе по заоблачным ценам караванщики продают ладан, мирр, драгоценные камни и эссенции, которые затем превращаются в целебные мази, наркотики, косметику или духи. Все это позволяет владельцу каравана получить ощутимую прибыль, еще даже не вступив на путь, ведущий к восточным берегам Средиземного моря. В Риме в эпоху Нерона ладан продавался по цене в 6 раз превышающей начальную!
Древняя армейская пословица гласит «Не показывай арабу море, а сидонянину (выходцу из Саиды в Ливане) - пустыню, ибо тогда вместе они будут непобедимой силой против тебя». Уже в этом мы видим, что арабы в то время считались отдельным народом. Мы также знаем, что в действительности многие арабские народности происходят из Средиземноморья. Читаем у Геродота ок. 525 г. до н. э. : «От Кадита (Газа) до города Иениса (Шейх Зювейд) морские земли принадлежали королю Арабов». Другие источники также подтверждают, что Газа был преимущественно арабским городом. Не существует так называемой «арабской нации», несмотря на то, что разнообразные боги и богини присутствуют в разных арабских племенах, а также несмотря на то, что в минуту опасности арабы объединяются против общего врага. Мы также не находим гомогенного по своему составу арабского народа от Евфрата до Красного и Средиземного морей. Между торговцами из Газы и пастухами из Трансиордании все еще больше различий, чем общего.
Но настоящий раскол в рядах арабских общностей происходит после падения Ассирийской империи (587 г. до н. э.), затем империи ахеменидов (330 г. до н. э.) и завоевания Ближнего Востока Александром Македонским. Греческий становится основным языком, на котором ведется торговля и судопроизводство, греческая культура экспансируется на весь Ближний Восток. Вторжение воинов Македонского влечет за собой глубинные изменения во всем арабском мире.

Набатейцы воспользовались случаем и захватили бывшие земли Эдома, расположенные на юге современной Иордании, оккупировали Петру и сделали ее своим «городом роз», центром государства, простирающегося до Дамаска. Письменность у набатейцев была арамейской, но разговаривали они на арабском. Согласно некоторым греческим источникам, набатейцы - арабы, поскольку говорят на арабском и пришли из Аравии. Именно у греческих авторов ок. V в. до н. э. мы находим термин «арабы», который считался этнонимом.
Еще одно важное изменение, вызванное вторжением македонцев, это повторное появление на геополитической арене еврейского государства, буквально насильно построенного хасмонейской династией, обращавших огнем и мечом своих подданных в иудаизм. Иоанн Хиркан Первый (134-104 гг. до н. э) возвращает независимость Иудее. Он захватывает и опустошает Самарию и Идумею (бывшее королевство Эдом), а жителей обращает в иудаизм. Все это мы узнаем из трудов римского еврея, историка Иосифа Флавия: «Хиркан взял также города Идумею, Адору и Мариссу, подчинил себе всех идумеян и позволил им остаться в стране, при условии, что они примут обрезание и все законы иудейские. Из любви к своей родной земле, они соглашаются на обрезание и подчинение своей жизни иудейским обрядам и законам. Начиная с этого времени, они считаются настоящими евреями». Чуть позже многие из них станут христианами, в частности начиная с IV в., а затем, в VIII в. примут ислам!
Многие историки подтверждают, что сегодняшние палестинцы - это вчерашние евреи. Арабские евреи. Уменьшение численности еврейской популяции, начавшееся в III в. - это не последствия Исхода, а последствия сначала христианизации, а затем и исламизации местного населения.
Если в начале своего зарождения мусульманская империя культурно принадлежит к греко-арабскому этносу, то в VII в. она полностью становится арабской и арабский же становится официальным ее языком.
Подданные калифа становятся арабами, поскольку, как говорилось выше, они говорят на арабском. Евреи, христиане и мусульмане - все арабы. У них арабская культура и они находятся под властью мусульманских властителей, которые являются также арабами, в этническом смысле данного термина. Победа Абассидов в IX в. позволила получить доступ и различным уровням власти и другим национальным и социальным группам - персам и туркам.
Сегодняшние арабы являют собой национальную единицу связанную одной общностью - арабским языком. В последней половине первого тысячелетия до Р. Х. это население занимало на севере Аравийского полуострова приморские земли. Затем в ходе мусульманского завоевания в VII в. эта экспансия повлекла за собой арабизацию и исламизацию завоеванных народов от отрогов горных хребтов Загроса в Персии до морских владений Марокко.
По примерным подсчетам сейчас на Земном шаре проживает ок. 190 миллионов арабов. Они не формируют отдельную расу, у них много культурных, социологических различий, как много и этнических общностей. Их унитарное сознание базируется на культурной, а не религиозной общности. Сегодня араб может быть мусульманином, евреем или христианином. Поэтому бесполезно подводить этническую основу под культурные различия или сходства арабов, как делают это фундаменталисты, будь они мусульманами, христианами или евреями.

В этой статье мы представляем вам полный список стран, в которых говорят на арабском языке. В список входят не только те страны, в которых арабский язык является официальным, но и те, где арабский – второй официальный язык.

Включенные в первый список арабские страны расположены в алфавитном порядке. В статью также входят данные по валовому внутреннему продукту (ВВП), населению и разделам для каждой диалектной группы разговорного арабского языка. Те же данные вы найдете в списке стран, в которых значительная часть населения говорит на арабском языке или чей второй официальный язык арабский.

Список арабских стран в алфавитном порядке

Иордания

Мавритания

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)

Палестина

Саудовская Аравия

Сирия
Тунис

Краткая история арабского языка и Арабского мира

Около 420 миллионов человек говорят на арабском языке, что делает его шестым из самых распространенных языков в мире. Слово «араб» означат «кочевник», и это понятно, ведь арабский язык пошел от кочевых племен, населяющих пустынные регионы Аравийского полуострова. Арабский язык развился в четвертом веке нашей эры на основе набатейской и арамейской письменности. На арабском пишут справа налево, письмо напоминает курсив, а арабский алфавит включает 28 букв – почти как в английском языке. Он остался неизменным с седьмого века нашей эры благодаря откровениям пророка Мухаммада, записанным в Коране. С 8-го века арабский язык стал распространяться по Ближнему Востоку и Северной Африке, так как многие люди стали обращаться в ислам. Мусульмане обязаны молиться только на арабском языке. Сегодня Арабским миром называют регион, в который входят страны Ближнего Востока и Северной Африки, и арабский язык там является официальным. Арабские страны отличаются друг от друга с точки зрения истории, культуры, политики и диалектов.

Список арабоязычных стран с учетом ВВП

Совокупный ВВП арабоязычных стран составляет $2851 трлн. Это примерно 4% от валового мирового продукта (ВМП). Многие страны в Арабском мире считаются странами с формирующейся рыночной экономикой. Арабский мир, особенно Ближний Восток, в наибольшей степени примечателен добычей нефти. Саудовская Аравия стоит на втором месте в мире по нефтедобыче наряду с Ираком, ОАЭ и Кувейтом, занимающими соответственно 7-е, 8-е и 11-е места. Экономика многих из этих стран зависит исключительно от нефтяных доходов. В Катаре – арабском государстве с наибольшим ростом ВВП (5,6%) – нефть составляет более 70% от общего объема государственных доходов, более 60% валового внутреннего продукта и около 85% экспортных поступлений. Тем не менее, нефтедобыча – не единственная отрасль промышленности в Арабском мире. К примеру, Иордания не имеет нефти или других ресурсов для производства энергии. Их место занимают услуги, которые в этой стране составляют более 67% ВВП. Банковский сектор Иордании – один из самых мощных в регионе. Арабский банк, имеющий штаб-квартиру в столице Иордании Аммане, – одно из крупнейших финансовых учреждений Ближнего Востока. Уровень жизни в странах Арабского мира очень разный. Так, в Катаре один из самых высоких показателей ВВП на душу населения в мире и составляет около $93.352, а в Йемене – один из самых низких, равный $1.473.

Страна ВВП (млрд долларов США)
Саудовская Аравия 646,00
370,29
Египет 330,78
Ирак 180,07
Алжир 166,84
Катар 164,60
Кувейт 114,04
Марокко 100,59
Оман 69,83
Ливия 29,15
Судан 97,16
Сирия 73,67
Тунис 43,02
Ливан 47,10
Йемен 37,73
Иордания 37,52
Бахрейн 31,12
Палестина 6,90
Мавритания 5,44

Арабоговорящие пограничные финансовые рынки и наименее развитые страны

Многие арабоязычные страны попадают либо в категорию пограничных финансовых рынков, либо считаются наименее развитыми (НРС). Пограничные финансовые рынки, как правило, имеют большие рыночные возможности и высокий потенциал для быстрого роста. С другой стороны, эти пограничные рынки нередко более сопряжены с риском, чем рынки сформировавшиеся, и отсутствие инфраструктуры может усложнить ведение бизнеса. Арабские НРС — это арабоязычные страны с самым низким экономическим развитием. Из таких стран, как раздираемая войной Сирия, вывозится валюта, а их экономика переживает упадок вместо роста.

Важно отметить, что даже на этих рынках все еще существуют некоторые развивающиеся отрасли промышленности и пользующиеся увеличивающимся спросом товары.

Изучение экономики показывает, что при уменьшении доходов увеличивается спрос на низкосортные товары. Путешествие на автобусе – пример низкосортного товара, который выбирают те, чьи доходы стали меньше. Тем не менее, даже в тех странах, где экономика переживает упадок, спрос на некоторые дорогие товары может увеличиваться. Взять, к примеру, бронетранспортеры. В раздираемых войной арабских странах, где забота о безопасности стоит на первом месте, они пользуются большим спросом.

Ниже приведен список из четырех арабских стран, входящих в эту категорию:

Население арабоязычных стран

По данным 2013 года, общая численность населения Арабского мира предположительно составляет 369,8 млн человек. Этот регион простирается от Марокко в Северной Африке до Дубая в Персидском заливе. Самая густонаселенная страна региона – Египет, а малонаселенная – Бахрейн. Во многих странах Арабского мира очень высокие темпы прироста населения. Например, в Омане и Катаре самые высокие темпы прироста населения в мире – они составляют 9,2% и 5,65 соответственно. Около 90 процентов людей Арабского мира считают себя мусульманами, шесть процентов – христианами, а четыре процента исповедуют другие религии. Большая часть всех этих людей – этнические арабы; другие основные этнические группы включают берберов и курдов.

Ниже приводится полный список арабоязычных стран, составленный в соответствии с численностью населения:

Страна

Численность населения
Египет 82.060.000
Алжир 39.210.000
Судан 37.960.000
Ирак 33.042.000
Марокко 33.010.000
Саудовская Аравия 28.290.000
Йемен 24.410.000
Сирия 22.850.000
Тунис 10.890.000
Объединенные Арабские Эмираты 9.346.000
Иордания 6.459.000
Ливия 6.202.000
Ливан 4.467.000
Палестина 4.170.000
Мавритания 3.890.000
Оман 3.632.000
Кувейт 3.369.000
Катар 2.169.000
Бахрейн 1.332.000

Другие арабоговорящие страны

Во многих странах арабский язык либо является вторым официальным, либо там имеются значительные арабоязычные сообщества. Однако во всех этих странах арабский – язык меньшинства. Например, в Чаде два официальных языка – французский и литературный арабский, а также более 120 языков коренных народов.

Страна ВВП (млрд долларов США) Население
Чад 11,02 12.450.000
Коморские острова 0,5959 717.503
Джибути 1,239 859.652
Эритрея 3,092 6.131.000
Израиль 242,9 7.908.000
Сомали 0,917 100.200.000
Южный Судан 9,337 10.840.000

Диалекты арабского языка

Существует три формы арабского языка: современный стандарт арабского языка (MSA), классический арабский/язык Корана и разговорный арабский язык. MSA — официальный современный язык Арабского мира, основанный на языке Корана. MSA широко преподается в школах и университетах арабоязычных стран. Он также в той или иной степени используется на рабочих местах, в правительстве и в средствах массовой информации всего Арабского мира.

Несмотря на существование MSA, носители арабского языка взрослеют, разговаривая на диалекте региона, в котором они живут. В каждой арабоговорящей стране есть своя форма разговорного арабского, который существенно отличается от MSA. Какой-то один диалект разговорного арабского может использоваться в целом регионе или даже стране. Основные диалектные группы арабского следующие:

Диалект Зоны распространения Number of Speakers
Египетский Египет 55,000,000
Диалекты Персидского залива Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ 36,056,000
Мавританский Мавритания, Южное Марокко, Юго-Западный Алжир, Западная Сахара 3,000,000
Левантийский (левантинский) Ливан, Иордания, Палестина, Сирия 21,000,000
Магрибский Алжир, Ливия, Марокко, Тунис 70,000,000
Месопотамский/иракский Ирак, Восточная Сирия 35,000,000
Суданский Судан, Южный Египет 40,000,000
Йеменский Йемен, Сомали, Джибути, Южная Саудовская Аравия 15,000,000

Карта арабских диалектов

Gulf Arabic – Диалекты Персидского залива

Bahrani – бахрейнский

Najdi – надждийский

Omani – оманский

Hijazi and Rashaida – хиджазский

Dhofari – дофарский

Yemeni and Somali – йеменский и сомалийский

Chadic and Shuwa – чадский

Sudanese – суданский

Sa’idi – саидский

Egyptian – египетский

Judeo-Arabic – еврейско-арабский

Nubi – нубийский

Cypriot Arabic – кипрско-арабский

Iraqui – иракский

Levantine – левантийский (левантинский)

North Mesopotanian – северо-месопотамский

Morrocan – марокканский

Tunisian – тунисский

Algerian – алжирский

Lybian – ливийский

Hassaniya – мавританский

Saharans – сахарский



Статьи по теме: