Мордовский народ: культура, традиции и обычаи. Национальный характер мордвы

В 2008 году Похвистневский район отмечает свое 80–летие. Свою исследовательскую работу «Мордовский народ» мы решили посвятить этой дате.

В Похвистневском районе проживают в основном такие народности как русские, мордва, чуваши, татары. Каждый народ имеет свои корни, традиции, историю. Каждый народ интересен, самобытен и неповторим. Все это сохраняется благодаря длительному и компактному проживанию людей в своих населенных пунктах. Из всех национальных сел нашего района мордовских сел, четыре – это Красные Ключи, Большой Толкай, Малый Толкай, Большая Ёга. Мордовское село – главный хранитель самобытности народа, очаг национальной культуры.

Изучив имеющиеся источники, решено было начать с истории древнего мордовского народа.

«Мордва – в списке всех финно-угорских народов мира, а их более полутора десятков, занимает четвертое место по численности, уступая лишь венграм, финнам и эстонцам. Финно-уграми являются также удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, ханты, манси, вепсы, бесермяне, саамы, ижорцы, водь и ливы. Одни из этих народов насчитывают сотни тысяч представителей, а в других нет и тысячи. Мордва насчитывает 845 тысяч человек. Это не только самый большой, но и самый распыленный по территории страны народ из финно-угорской группы. В настоящее время в Мордовии проживает лишь третья часть народа – 284 тысячи человек. Остальные выбрали местами жительства Москву и Подмосковье, Самарскую, Пензенскую, Оренбургскую, Ульяновскую, Нижегородскую, Саратовскую, Челябинскую области и другие территории. Немало мордвы и за пределами Российской Федерации, даже за океаном, например в Канаде, встреча с земляком – не такая уж большая редкость».

В Самарской области проживает 5 270 человек мордовской национальности, эту цифру мы нашли в Интернете. Кстати татар в нашей области проживает – 6 596 человек, чувашей – 7016 человек.

Как сообщает Н. Ф. Мокшин в своей книге: «Прародина финно-угров располагалась в районе Урала. Примерно за пять тысячелетий до нашей эры племена наших общих предков стали расселяться на запад и достигли Восточной Прибалтики. Некоторая их часть осела в Поволжье. Позднее на этой основе возникли два народа: мордва и марийцы. На рубеже старой и новой эр, примерно двадцать веков назад, союз соплеменников распался.

Образовались древнемордовская и древнемарийская семьи племен. Родной землей мордвы с I тысячелетия стали плодородные долины Оки и Волги в среднем течении, а также Мокши и Суры. На юге граница расселения совпадала с естественным рубежом леса и степи. На востоке – с правым берегом Волги. Северная граница доходила до устья Оки, а западная – до её среднего течения».

П. В. Алексахин, описывая историю заселения мордвы в Похвистневском районе, также утверждает что, что мордовский народ заселился именно с берегов рек – Суры и Волги: « В бывшем Бугурусланском уезде Самарской губернии, на левом берегу оврага, в верховьях Толкайки, которая берет начало с небольшого родничка из-под древнего кургана, поселилась мордва. А приехала она из Пензенской губернии. Это можно предполагать, судя по песням и выражениям, которые здесь бытуют и сейчас. «Равонь томбол, Сурань тепеле». Это значит: «За Волгой и по ту сторону Суры». Новое мордовское поселение названия не имело, но оно росло, понемногу увеличивалось территориально. Вскоре встал вопрос о выборе места под кладбище. Место под кладбище выбрали старики в соответствии с народным обычаем – на невысоком холме на левом берегу оврага («овто латко – медвежий овраг»), на опушке большого леса («покш вирь ало»). Сколько лет просуществовало новое село, сказать трудно, но если судить по сохранности кладбища лет 20 – 25. Однако переселенцы покинули его. Почему? Одни предания говорят о том, что люди оставили старое село для того, чтобы жить ближе к своим полям. Другие свидетельствуют о том, что виновниками нового переселения явились медведи, которых было много в близлежащем лесу. Как бы там не было, а люди покинули село и разъехались на четыре стороны, поделив между собой землю. Так образовались села Ёга, Большой Толкай, Малый Толкай и Ключи.

Мордвин – значит мужчина

Хотелось бы остановиться на названии – мордва.

«Слово мордва как название народности встречается уже в древних письменных источниках. Древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до нашей эры, оставил сведения о мардах, подвластных Персидской державе. В нашем языке до сих пор сохранилось много персидских и иранских слов, например: сырне (золото), сия (серебро), тарваз (серп), азор (хозяин), паз (бог) и др. Историк Иордан тысячелетие спустя писал о народе Восточной Европы морденс. Своими корнями слово мордва восходит к иранско – скифским языкам. Сравним, например, иранское мард, таджикское мард, мордовское мирде. Во всех этих языках указанное слово сохранилось для обозначения мужчины, мужа. Русское слово мордва имеет частицу ва, которая придает ему оттенок собирательности».

Быт и традиции мордовского народа

§1. Жилище. В прошлом и настоящем

Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трехраздельное. Двухраздельный дом состоял из жилой избы и сеней, а трехраздельный – из жилой избы, сеней и горницы. Как правило, мордва строила деревянные дома. Каменные дома в прошлом имелись лишь в крупных торговых селах у зажиточных хозяев, местных торговцев. Все это хорошо прослеживается на фотографиях Макара Евсевьева.

В жилой избе в углу возле двери располагалась печь, устьем обращенная к окнам передней стены. Красный (то есть передний) угол находился против двери по диагонали от печи. Вдоль стен стояли широкие неподвижные лавки. Боковая от входной двери лавка завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. Считалось, что изображение коня оберегает дом от злых сил. Под потолком находились полати – полки, на которых спали. Рядом с печью располагался шкаф – ларь для посуды, на стене висел пенчкерь – плетенная из ивовых прутьев, лыка или бересты корзинка, предназначенная для хранения ложек. В нашем музее есть пенчкерь, он сделан из обычных досок, восемнадцать лет тому назад его передала в школьный музей Пижамова Наталья Гордеевна.

Такое же внутреннее убранство можно наблюдать в доме – музее Артура Моро, что находится в нашем селе. В настоящее время мордовская изба очень сильно изменилась. В большинстве случаев она состоит из нескольких комнат, к ним пристраивается веранда с крыльцом. Деревянные дома чередуются с кирпичными, кровельным материалом стал шифер, железо. Увеличиваются размеры окон и их число.

§2. Что делает мордву похожей на царей

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Вот как о нем рассказывается в энциклопедии А. И. Сухарева: «Живший столетие назад известный этнограф профессор Казанского университета Иван Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – долматиком византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность».

Из рассказов Надежды Николаевны мы узнали, что женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по мордовски называется пулай или пулагай. В первый раз надев пулай в день совершеннолетия, девушка носила его до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

Палитра мордовской вышивки включает в себя в основном четыре цвета: черный с синим оттенком и темно – красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К 10 годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13 годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение этим сложным искусством считалось одним из больших достоинств девушки. Для эрзянок были типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками. Кожаные сапожки у мордовок имели острые носы. Их верх часто обшивался красным сафьяном. Это была праздничная обувь. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, связанные из шерсти. В настоящее время костюм надевают свахи на свадьбу, а некоторые женщины берегут его в качестве посмертной одежды.

§3. Национальная кухня

Национальная кухня, можно сказать и в наше время сохраняет свои традиции. Многие из блюд и в наши дни остаются главными в мордовских семьях.

«Особенности мордовской кухни определяются окружающей средой и хозяйственными занятиями народа, в первую очередь земледелием и животноводством. Подспорьем в питании всегда служили продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. В лесах и оврагах, на лугах наши предки собирали грибы, орехи, малину, землянику, щавель, хмель и другие дары природы. Традиционный мордовский хлеб – преимущественно черный, ржаной. Его пекли из кислого теста, сажая в горячую печь на капустных листьях. Одно из наиболее старинных мордовских блюд – ям. Это нечто среднее между супом и кашей. Ям варили из проса, чечевицы, гороха и заправляли конопляным маслом. Любимое блюдо мордвы – пшенные блины, которые выпекают очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, сливочным маслом. На зиму в кадках солили огурцы, помидоры, грибы. В бочках квасили капусту, закладывая её целыми кочанами или разрезая их пополам, мочили яблоки. Солили свиное сало, коптили ветчину в дыму костра или над банной печкой. Наиболее старинные, но сохранившие свою значимость напитки – квас, кислое молоко, березовый сок. В качестве хмельных напитков и сегодня популярны пуре из меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. У мордвы было немало праздников и обрядов, для которых готовили специальные кушанья. Например, на крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорожденному прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке»

Проведя вот такое небольшое исследование, мы пришли к следующим заключениям:

1) мордва самый многочисленный народ в семье финно–угров;

2) территория расселения мордвы обширна, мордовский народ проживает не только на территории России, но и за рубежом;

3) вероятно, свое название наш народ получил еще в древности, мордвин – значит мужчина, мужественный;

4) жилище мордвы сильно изменилось в сравнении с прошлым, жизнь движется вперед и отдельный народ не может оставаться в стороне от происходящих изменений;

5) в мордовском народном костюме много красного цвета, это цвет жизнелюбия и радости, особенность вышивки заключается в том, что она напоминает ковер; в настоящее время костюм можно встретить на участниках художественной самодеятельности и у особо бережливых женщин – мордовок;

6) особенности мордовской кухни определяются окружающей средой и хозяйственными занятиями народа (земледелием, животноводством).

«Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

В августе во всем мире празднуется день коренных малочисленных народов. Почему-то в России привыкли эти два определения отождествлять: мол, если коренной, то обязательно малочисленный. В особенности это касается финно-угорских народностей, которые исторически населяли всю северную и центральную Россию от Уральских гор до Балтийского моря.

Валентина Алемайкина и Петрянь Андю

Как известно, со временем они ассимилировались с пришедшими с запада славянами и татарами с востока, многие перешли в православие и сегодня могут считаться прямыми предками современного русского человека. Так исчезли (как самостоятельный этнос) меря, мещера и мурома. Но и поныне остались народы, сохранившие свою уникальную культуру и родной язык.

Самые многочисленные коренные финно-угорские народы России – эрзя и мокша. По переписи населения 2002 года их суммарная численность составила более 800 тысяч человек. Большинство россиян знают эрзян и мокшан по более известному экзоэтнониму (т. е. внешнему названию) «мордвины» или «мордва». Однако считают, что это название ненаучное и неправильное. Более того – оно изначально носило пренебрежительную оценку сродни обидному прозвищу «чухна».

Вообще на практике весьма распространена ситуация, когда самоназвание народа и имя, под которым его знает весь мир, сильно различаются. Так, сами жители Финляндии никогда себя финнами не называли. Страна их именуется Суоми, а население – суомаляйсет. С мордвой ситуация совершенно иная. Дело в том, что как такового мордовского народа с субэтносами не существует вообще. Самое основное тому подтверждение – отсутствие мордовского языка. Более того, несмотря на безусловное родство эрзи и мокши и некую схожесть грамматических и лексических конструкций, эрзянин мокшанина никогда не поймет. Разница в языках примерно такая же, как у русских и поляков.

История эрзи и мокши началась задолго до начала новой эры. Вместе с другими племенами поволжских финнов они формировались в междуречье Волги и Оки. Впервые описаны еще древнегреческим историком Геродотом, который назвал их андрофагами и тиссагетами. Долгое время они испытывали влияние других уральских, а также тюркских, германских и иранских народов, позже – славянских и татарских.

Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Примерно с XII века эрзяне и мокшане стали воевать с новгородскими и муромскими князьями и начали постепенно отходить на восток. Кроме того, эрзянские и мокшанские цари долго враждовали между собой. Так, изввестно, что мокшанский князь Пуреш в союзе с муромским князем Юрием разгромил эрзянина Пургаса. Нельзя утверждать точно, но, вероятнее всего, именно во время территориальных войн к эрзе прикрепилось русское название «морд-ва», которое позже распространилось и на мокшу. Окончательно покорил финно-угорских соседей русский царь Иван Грозный в 1540-х годах. Тогда знатные мордовские роды перешли в христианство и присягнули московскому царю. Из эрзян и мокшан происходят древнейшие российские дворянские династии Баюшевых, Разгильдеевых, Еникеевых, Мордвиновых и многих других.

В дореволюционной России, чтобы избежать путаницы, разделяли эрзянскую и мокшанскую мордву. А в статус государственного обидный экзоэтноним перешел при советской власти, когда в 1928 году образовался Мордовский округ, который сейчас именуется Республика Мордовия с центром в Саранске. Тогда-то и началась путаница с национальностями. Большинство эрзян и мокшан живут в отрыве от народной культуры (три четверти общей популяции – за пределами Мордовии). По незнанию они причисляют себя к несуществующей национальности – мордве.

Выходцы из эрзи и мокши сыграли немалую роль в истории России. Мало кто знает, что непримиримый православный реформатор патриарх Никон, гроза старообрядцев и скоморохов, по национальности был эрзянин. Из эрзян происходят русские певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова. Среди известных мокшан – писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, многократная чемпионка по легкой атлетике Светлана Хоркина, скандально известный бизнесмен Евгений Чичваркин...

На основании указа президента России от 11 января этого года в 2012 году готовится празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, учитывая духовную и культурную общность. Дата хоть и весьма условная, но тем не менее важная.

Значительную роль эрзя и мокша сыграли и в истории Санкт-Петербурга. Вместе с другими поволжскими народами они были среди первостроителей Петербурга при Петре I. Позже, правда, они почти ассимилировались с русскими. Еще в 1834 году корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Максим Попов ездил в мокшанскую деревню описывать быт этого народа. Несмотря на то что мокшане в статье были выставлены совершенными варварами, их современные потомки на газету не в обиде. Как говорит мокшанская писательница Валентина Дмитриевна Алемайкина, «наши осторожные крестьяне, скорее всего, просто не открылись журналисту и оттого показались ему дикарями. Но ценной информации в статье очень много, и это радует».

Основные беды эрзи и мокши – те же, что и у большинства коренных народов. Все меньше людей учат родной язык, все меньше помнят свои корни. И тем не менее энтузиасты работают над тем, чтобы эрзянская и мокшанская культуры были максимально приспособлены к современным реалиям. В 2004 году краеведом и собирателем фольклора Александром Шароновым было закончено составление народного эпоса «Масторава». На мировой этносцене известны эрзянские нео-фолк-группы «Торама» и «Морденс».

В Петербурге живет и работает Петрянь Андю, главный редактор Эрзянского народного сайта в Интернете и эрзянской версии свободной энциклопедии «Википедия». Последняя была составлена при активном содействии амерканского энтузиаста Джака Рютера, который эмигрировал из США специально для изучения эрзи, много лет прожил в Мордовии, а сейчас занимается наукой в Финляндии.

К сожалению, эрзянских и мокшанских краеведов иногда обвиняют в национализме. На самом деле в их деятельности нет ни грамма политики. Как говорит Андю, «мы не националисты, мы просто спасаем родную культуру от полной ассимиляции».

- 8912

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 18 138 человек, относящихся к мордве (0,5 процента от общего количества жителей). В 1989 году было 27 095 (0,7 процента).

Когда я начал готовить материал о мордве Южного Урала, сразу поразился нескольким моментам. Оказывается, те, кого мы привычно именуем мордвинами и мордовками, сами себя так никогда не называли, это имя им дали другие народы. Но неоднородность этносов, объединенных словом «мордва», не помешала им стать в ряд коренных народов страны. Взаимопроникновение зашло так глубоко, что разобраться, где мордва, русские и другие россияне, очень трудно.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.

Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян - эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.

Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.

В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.

Появление на Южном Урале

Мордва переселялась в наши края в разное время. Первая волна связана с оттоком на восток страны в связи с русской экспансией в XVI веке. Историки пишут, что в начале и середине XVII века мокшане и эрзяне перемещались за Волгу, а в XVIII веке широко расселялись по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Дальнейшей миграции способствовало создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей.

Временем массового перемещения мордовских крестьян в наши края была вторая половина 20-х годов XX века. Разоренная после Гражданской войны страна никак не могла встать на ноги. На территории мордовского края происходили мощные вооруженные выступления крестьянства. Было решено переселять людей на восток, в частности, в наши края.

В 1925 году в южноуральском селе Остроленка организовали переселенческую контору. Весной 1928 года началось заселение поселка № 48 (в просторечии «Мордва», в будущем, с 1961 года, – Березки) пятью мордовскими семьями братьев Степкиных, а также семьями Сыркиных и Артемовых. Они привезли с собой скот, хозяйственный инвентарь, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д. Построили землянки. Занялись землепашеством. Из Мордовии к новому месту потянулись родственники и земляки, жившие на родине в крайней нужде. Всего в поселке насчитывалось около 80 дворов. В 40-50-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, березовцы стали работать на открывшемся по соседству Южном руднике. В 1981 году всех осташихся жителей переселили в поселок Южный. Березки ликвидировали.
В Верхнеуральском районе есть поселок Ивановский, который основан в 1920-е годы выходцами из Мордовии и назван по имени одного первопоселенца. В нем 250 человек. Житель этого поселка Василий Здунов в годы Великой Отечественной стал Героем Советского Союза, участником Парада Победы.

В 30-х годах в область направляли раскулаченных. В то время на Южный Урал попали многие мордовские семьи. Зажиточные мордовские старики тогда говорили: «Если лодыри поднялись, им надо все съесть». В 40-х годах представители мордвы приезжали в область как трудармейцы. После Великой Отечественной войны в республике было голодно. Денег не было, в колхозе за «палочки» работали. Люди отправлялись на восток, в Челябинске они устраивались на ЧТЗ, ЧМК. Многие поселилось в поселках Малакуль и Партизан.

Перебирались из Мордовии в нашу область и позже, в 70-х годах. «Я приехала в Челябинск в 1971 году, – рассказывает руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх», мордовка-мокша Анна Исаева. – Смотрю, в магазинах колбаса лежит, много других товаров. А у нас тогда плохо было, за колбасой сутками стояли. В 1972 году вышла замуж за русского. Наш сын записался мордвином: «Мама, хочу, чтобы вашей нации было больше». За мной брат и сестра приехали. Сестра - Анастасия Бурлакова, брат – Петр Паршин». Мордва живет в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска. 30 июня 1891 года в поселке Кулевчи ныне Варненского района родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин. В наш список входят бывший глава Карталинского района Александр Сутункин и нынешний – Анатолий Вдовин. Заместителем начальника Челябинской пригородной дирекции ЮУЖД работает Валерий Яковлев. В Челябинске жил и работал художник Василий Неясов, его дочь Ольга Гладышева преподает в художественном училище. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. Пенсионер Егор Четыркин всю жизнь работал художником-оформителем на ЧТЗ. Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, его сыновья учились в одной школе с бардом Олегом Митяевым, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и флага Мордовии, возглавлял Союз художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него не обходятся встречи высоких финских гостей) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Покинули область активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин.
Не все знают, что знаменитая Людмила Татьяничева родилась в Мордовии, у нее есть стихи о родине.

Центр «Стерх»

«Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, – говорит Анна Исаева. – А раньше все писались мордвой». Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.

Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой № 11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина. Он уделяет большое внимание диаспорам в регионах.

В поселке Скалистый Троицкого района проходил областной праздник национальной культуры, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»).
- Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды, – рассказывает А. Исаева. – «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», – сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.

Так и вышло. Костюм Анны Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходит городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь по бренчанию украшений, - с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, - и только потом увидишь».

В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов – забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов.

Гордые люди

Насколько я понял, самые главные качества мордвы – гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница!), выпущенная в Саранске в 2004 году. Ее авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана).

Я спросил у представителей челябинской мордвы, чем отличаются эрзя и мокша. Мне сказали, что ничем, только языком. В нашей области, как и в других регионах, у этих двуединых народов действительно нет никаких противоречий. Между тем в Республике Мордовия все сложнее. Я это понял, когда заглянул на сайты РМ. Сразу удивило, что практически во всех анекдотах обыгрываются взаимоотношения мокши, эрзи и мордвы. Пытаясь понять этот феномен, автор неожиданно обнаружил, что многие современные эрзяне и мокшане не считают себя мордвинами и мордовками. Большая часть «паспортных» мордвинов живет за пределами республики.

Особенно упорствуют эрзяне, они опасаются за свою идентичность. Дискуссия обостряется перед переписью населения. В эти дни звучат призывы «помнить имя свое». Эрзяне считают себя потомками арийцев (эрзя – от слов «эрий», «арий» – житель) и возмущаются, что российские ученые их не замечают. Они убеждены, что эрзянское прошлое – это история Руси.








Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

Мордва - самый крупный в Советском Союзе народ из финно-угорской языковой семьи. Численность мордвы, по переписи 1959 г., 1 285,1 тыс. человек. Наиболее компактно она расселена в Мордовской Автономной Советской Социалистической Республике. Кроме того, значительные группы мордвы живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской областях, в Татарской и Башкирской АССР, в Сибири и Средней Азии.

Термин «мордва» служит общим наименованием для всего народа, который делится на две основные группы: мордву-эрзю и мордву-мокшу. Каждая группа сохраняет до настоящего времени свое самоназвание (эрзя и мокша), особенности в языке, материальной культуре (одежде, жилище), народном творчестве.

Эрзя живут преимущественно в северо-восточных и восточных районах Мордовской АССР. Исключение составляет своеобразная локальная группа мордвы-эрзи, живущая в северо-западной части республики, в селениях по нижнему течению р. Мокши с центром в с. Теньгушеве (ныне Темниковский район). К этой так называемой теньгушевской группе мордвы-эрзи относится и население двух сел- Дракино и Кажлодка, расположенных в южной части республики (Торбеевский район). Обособившись еще в XVII в. от общей массы эрзянского населения и живя продолжительное время среди мордвы-мокши, теньгушевская мордва продолжает и поныне сохранять свое культурное своеобразие и самоназвание «эрзя». Народный женский костюм этой группы отличается от костюма основной части эрзи, так же как фольклор и многие обряды, например свадебные. Говорит эта группа на переходном диалекте от эрзянского к мокшанскому языку. Культурное своеобразие ее определяется также сильным влиянием соседнего русского населения, в непосредственной близости к которому она живет уже длительное время.

За пределами республики мордва-эрзя живет преимущественно в Горьковской, Куйбышевской, Саратовской, Оренбургской областях, в Татарской и Башкирской АССР.

Мордва-мокша расселена в основном в западной части Мордовской АССР. За пределами республики мокшанские селения более многочисленны в Пензенской обл. В Татарской АССР и в Оренбургской области мокшанские деревни встречаются наряду с эрзянскими.

Смешанных мокшано-эрзянских деревень в республике нет, но они имеются в Оренбургской и Пензенской областях. За пределами Мордовской АССР встречаются также мордовско-чувашские села, но чаще всего русско-мордовские. Мордовское население, живущее за пределами республики в окружении русских, татар, башкир и других народностей Среднего Поволжья, в ряде случаев утрачивает свои самоназвания «мокша» и «эрзя» и называет себя мордвой.

Среди мордвы выделялись еще недавно и две более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Терюхане - группа мордвы, обитавшая в пределах Горьковской обл. недалеко от г. Горького. В наше время она полностью слилась с русским населением, но еще в 1920-х годах терюхане называли себя мордвой, сохраняли ряд особенностей в культуре, одежде, жилище, свадебных обрядах и своеобразную интонацию (хотя говорили по-русски). Каратаи живут в трех селах на территории Тетюшского района Татарской АССР и говорят на татарском языке. Их материальная культура близка к русской, но некоторые обычаи и фольклор весьма своеобразны. Сами они считают себя мордвой. Термин «каратаи» совпадает с названием одного из сел, в которых они живут - Мордовские Каратаи.

Эрзянский и мокшанский языки составляют особую, мордовскую, группу финно-угорских языков. Первый из них в фонетическом отношении ближе к русскому, второй имеет значительно больше особенностей в фонетике и татарских слов в словарном составе.

Теперь мокшанский и эрзянский языки являются литературными языками, на них издаются книги, газеты и ведется обучение в начальных классах. В средней школе преподавание ведется на русском языке, а мокшанский или эрзянский языки и литература преподаются как отдельные предметы. В районах за пределами Мордовской АССР со смешанным русско-мордовским населением обучение детей ведется на русском языке.

Среди мордвы очень широко распространен русский язык. Все мордовское население, за исключением отдельных пожилых женщин, не выезжавших за пределы своей деревни, знает русский язык. В городах, на производстве, в средних и высших учебных заведениях эрзя и мокша общаются на русском языке, так как общение между ними на родных языках затруднительно.

Население Мордовской АССР довольно пестрое. Перепись 1959 г. показала, что мордва составляет 36% населения республики, первое место по численности в ней занимают русские; на третьем месте стоят татары. В небольшом числе в республике живут также украинцы, белорусы, чуваши, марийцы.

Мордовская АССР расположена в зоне лесостепи. Из рек, протекающих на ее территории, более крупные Сура, Мокша, Цна, Алатырь. Республика богата лесами, преимущественно лиственными; леса чередуются с большими пространствами пашни и лугов.

Краткий исторический очерк

Первые сведения о мордве относятся к середине I тысячелетия н. э. Вперые мордва под названием морденс упоминается у готского историка Иордана, жившего в VI в. В сочинении византийского писателя Константина Багрянородного (X в.) названа страна «Мордиа». Название «мордва» встречается уже в Начальной летописи и в дальнейшем не сходит со страниц русских летописных сводов.

В настоящее время автохтонность мордвы уже не подлежит сомнению. Изучение древних мордовских поселений и могильников дает возможность установить преемственную связь мордвы с более древними местными племенами эпохи бронзы. Это подтверждает мнение ряда исследователей о том, что мордовские племена сложились на базе древних племен Среднего Поволжья. Генетическая связь мордвы с культурой местных племен, в частности с Городецкой культурой, которая была распространена в Поволжье с VII в. до н. э. по V в. н. э., отчетливо прослеживается в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. д. Наиболее ранние археологические данные, позволяющие судить о жизни мордовских племен, относятся к первым векам нашей эры. Жители древних городищ середины I тысячелетия н. э. занимались скотоводством, подсечным земледелием и охотой на пушного зверя. Множество находок железных изделий указывает на сравнительно высокий уровень развития ремесла. В VIII-IX вв. мордовские племена начали переходить к пашенному земледелию.

Некоторые советские ученые (В. В. Гольмстен, Е. И. Горюнова и др.) на основании археологических данных отмечают существование в конце I тысячелетия нескольких групп мордовских племен. Нижнесурская группа занимала северо-западные районы теперешней Чувашской АССР и северо-восточную часть Горьковской обл.; верхнесурская - север Саратовской и восточные районы Пензенской обл.; цнинская группа - западную часть Тамбовской обл. Еще одна группа мордовских племен, по- видимому, обитала по течению Оки, вдоль территории нынешней Рязанской обл. Начиная от устья р. Москвы, вплоть до районов, расположенных несколько ниже впадения Мокши в Оку, найдены остатки древних поселений и многочисленные могильники II-VIII вв., обычно называемые рязанскими. Их инвентарь имеет много общего с предметами типичных мордовских могильников, открытых под Пензой и Тамбовом, на реках Суре и Цне. Сходство прослеживается в обряде погребения, в костюме и украшениях. Именно это племя, по мнению В. В. Гольмстен, было известно его соседям под названием мордвы и с VI в. начало упоминаться в письменных источниках.

Вместе с тем археологические данные свидетельствуют о раннем культурном смешении приокских мордовских племен со славянскими. Ранние славянские погребения покрывают более древние мордовские могилы.

Старая Рязань, возникшая на месте мордовского городища как славянский город, восприняла название его древних насельников. Академик А. А. Шахматов считает несомненным родство слов «Рязань» и «эрзянь». В X в. мордва здесь, по-видимому, ассимилировалась со славянами, так как на этой территории не известны более поздние мордовские могильники. Следы мордовской культуры сохраняются в современной культуре приокского населения, в нерусских географических названиях, в особенностях старинного женского костюма, типе плетения лаптей, украшениях, орнаменте и т. д. С ассимиляцией приокских мордовских племен их самоназвание «мордва» было утрачено, и перенесено русскими на всю группу родственных им племен, которые сложились позднее в народ, известный в настоящее время под названием «мордва».

В Начальной летописи упоминается наряду с другими племенами, обитающими на Оке, племя «мурома», родственное мордве, но имеющее свой язык. С конца X в. Муромская земля упоминается в летописи уже как земля Русского княжества.

Сведения о дальнейшей этнической истории мордвы крайне скудны, они сводятся лишь к отрывочным сообщениям арабских писателей и русских летописцев. Из письма хазарского царя Иосифа, датируемого X в., известно, что в эпоху расцвета Хазарской державы мордовские племена находились в зависимости от нее и, подобно многим другим племенам, платили хазарам дань. В том же письме Иосифа упоминаются многие народности Поволжья, в частности племена буртасы и арису. О буртасах писали арабы, упоминаются они и в «Слове о погибели Рускыя земли» (XIII в.), и в русских грамотах XVI-XVII вв. В настоящее время наименование народа буртасы утрачено, и вопрос об их этнической принадлежности является спорным. Одни исследователи причисляют их к тюркоязычным народам, другие видят в буртасах племя угорского происхождения, наконец, третьи сопоставляют их с мордвой-мокшей, считая, что «мокша» - это самоназвание группы племен или народности, которая была известна ее восточным соседям под названием буртасов.

Племя арису, или арта, сопоставляется лингвистами с названием «эрзя». Однако об арте, или арисе, арабские писатели сообщают очень немногое, так как они не поднимались по Волге дальше владений булгар и плохо знали землю арты. Все же имеются данные, свидетельствующие о том, что эта земля лежала на пути из владений булгар в Киевскую Русь. Путь этот проходил по Волге, Оке, через водораздел Оки и Днепра и далее вниз по Днепру. Как указывают древние памятники, эрзя занимали южную часть теперешней Горьковской обл. с центром, где ныне находится г. Арзамас, название которого явно связано с этнонимом «эрзя».

Различия в культуре мокши и эрзи по археологическим данным начинают прослеживаться уже с VI-VII вв. Вместе с тем эти племена, обособившись, продолжали сохранять тесные связи, близость культуры и языка.

В IX-XII вв. мордовские земли находились между двумя крупными государственными объединениями: с северо-востока и востока они примыкали к стране волжских булгар, на западе были ограничены течением Оки и граничили с землями древнерусского Киевского государства. С юга открывались просторы степей для кочевых орд. Устье Оки являлось прекрасным стратегическим пунктом, здесь князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г. был основан Нижний Новгород, который стал форпостом Русского государства, опорным пунктом русской колонизации и базой для продвижения во владения булгар и мордовские земли.

Западное Поволжье, населенное мордовскими племенами, мало-помалу включалось в состав земель, которые были обложены данью русскими князьями. Мордва оказывала упорное сопротивление, скрываясь в лесных дебрях или открыто выступая против русских войск и организуя походы на Нижний Новгород. Тем не менее основная часть приокской мордвы- эрзи и муромы - племени, близкородственного мордве, к началу XII в. прочно слилась с русским сельским населением. Связи с русскими прослеживаются в хозяйстве (земледелии), материальной культуре (жилище, одежде, украшениях) и языке. В то же время племена, жившие в бассейне верхней Цны и Мокши, Суры и Пьяны, подпали под влияние булгар.

Несмотря на скудные известия русских летописей, все же можно составить представление о жизни мордовских племен в XII и XIII вв.

К этому времени у мордвы в основном завершился процесс распада родовой общины, на смену которой в связи с развитием пашенного земледелия пришла сельская, или соседская, община.

Однако еще долго продолжали сохранять свою силу патриархальнородовые отношения.

Ограниченность документов и материалов не позволяет пока полностью осветить вопрос о формировании феодальных отношений у мордвы. Однако А. П. Смирнов и некоторые другие ученые придерживаются правильной, на наш взгляд, точки зрения, предполагая, что у мордвы к IX-XII вв. уже появилась феодальная верхушка, которая имела связи с феодальной верхушкой своих соседей. В богатой усыпальнице булгар найдено погребение мордовки. Летопись упоминает о мордовских князьях Пургасе и Пуреше, живших в XIII в. Пуреш (мокша) был союзником русского князя Юрия и выступал вместе с ним против эрзи, предводительствуемой Пургасом, который находился в вассальной зависимости от булгар.

Мордва была оседлым земледельческим народом. Зиму она проводила в селениях и жила в избах. Селения были окружены пашнями и выгонами для скота. Летом мордва жила в легких постройках около полей или на своих лесных бортевых и охотничьих угодьях, в зимницах, которые, как можно полагать на основании упоминания о них в некоторых документах, представляли собой поселения, близкие по типу к хуторам или заимкам. Для защиты от внешних врагов мордва строила окруженные высоким тыном городки, а в лесах устраивала «тверди» - убежища, в которых укрывалась от неприятеля, покидая дома и имущество.

С развитием феодальных отношений происходила консолидация мордовских племен в народность. На ее формирование оказали влияние славянские племена, а затем древнерусская народность.

Мокша и эрзя с давних пор сознают себя как один народ. Этому способствовали торговые связи, общий тип хозяйства, близость территории и необходимость совместно обороняться от набегов хазар, печенегов у булгар. К началу XIII в. процесс консолидации мордовских племен усилился, но потом был заторможен монголо-татарским нашествием.

В XIII-XIV вв. мордовские племена находились под властью монголов. На юге мордовских земель, среди лесов по р. Мокше, монголами был основан улусный город Мухши (современный Наровчат). Создание административного центра повлекло за собой проникновение в край монголо-татарской знати. Естественно поэтому, что на южной группе мордвы - мокше - сильнее, чем на эрзе, сказалось влияние татарской, более южной культуры. Поселения татар возникли здесь еще во времена Золотой Орды.

Монголо-татарское влияние прослеживается в инвентаре мордовских могильников XIV в.-в украшениях, типичных для золотоордынских городов Поволжья, в обряде погребения и т. д.

По-иному складывались исторические судьбы мордвы-эрзи. В середине XIV в. суздальский князь Константин Васильевич, перенеся свою столицу из Суздаля в Нижний Новгород, начал расширять границы своих владений. Мордва-эрзя оттеснялась от берегов Оки и Волги в леса, а на ее месте поселялись выходцы из Суздальского княжества. Русские владения распространялись все дальше в глубь мордовских земель. Северная группа мордвы-эрзи к концу XIVв. окончательно утратила свою самостоятельность и стала данницей русского князя, а Нижний Новгород, упрочив свое положение, приобрел большое экономическое значение.

С ростом политической мощи Москвы мордовские князья изменили^ свою ориентацию и стали поддерживать московского князя. Вовремя осадьг Казани мордовские отряды участвовали в ликвидации татарских засад.

После падения Казанского ханства (1552 г.) мордовские земли вошли в состав Русского государства. Для мордвы это было единственным спасением от опустошительных набегов кочевых племен. С целью обороны степных границ Московское государство начало строить засечные черты и укрепленные города. Под влиянием экономически и культурно более развитого русского народа ускорился процесс перехода мордвы к более прогрессивным формам производства, были восприняты от русских некоторые элементы материальной и духовной культуры, расширилось проникновение в мордовскую среду русского языка, что способствовало укреплению экономических связей с соседним русским населением и обогащению мордовского языка. Вместе с тем усилился процесс колонизации русскими мордовских земель. Около городов, построенных на мордовских землях, образовывались деревни русских поселенцев. Возникли десятки монастырей, занимавшиеся распространением христианства среди мордвы, они владели большими земельными угодьями. Жалованные от московского государя земли и угодья получали также служилые люди из- татар, мещеры и самой мордвы.

К началу XVIII в. высшую прослойку в мордовском обществе составляли мурзы и тарханы, приравненные в правах к русским служилым людям. Они владели обширными поместьями и крестьянами и не платили податей. Мурзы назначались в походы, несли станичную и сторожевую- службу. Впоследствии многие из них крестились, закрепили за собой вотчины и вошли в состав русского дворянства (Мордвиновы и др.). В дальнейшем большая часть служилого местного дворянства измельчала вг сильно обеднела.

Одной из повинностей, ложившихся тяжелым бременем на нерусские народы Поволжья, в том числе на мордву, было так называемое лашман- ство. С 1718 г. все работы Казанского адмиралтейства по заготовке корабельного леса были возложены на коренное население Поволжья. С каждых девяти душ мужского пола в возрасте от 15 до 60 лет брали на осеннее и зимнее время двух человек - конного и пешего. Если требовались работники на год, брали с 25 человек одного конного и двух пеших. Такой отрыв работников на долгое время разорял крестьянское хозяйство.

После первой ревизии (1724 г.) мордовское население было причислено к государственным крестьянам и уравнено в правах с русским тягловым крестьянством. Оно должно было давать рекрутов, посылать артели па постройку Петербурга, на строительство флота и другие работы, уплачивать в казну ямские деньги, нести обязанности ямской службы и т.п. Мордовское население, жившее на землях дворцовых вотчин, с образованием уделов (1797 г.) стало числиться крестьянами удельного ведомства. Некоторая часть мордвы была приписана к винокуренным, поташным и красильным заводам для выполнения в определенный срок заводских работ, которые засчитывались за подати. Часть местного населения стала монастырскими крестьянами. Наконец, значительную группу среди мордвы составляли крепостные барские крестьяне; по данным десятой ревизии (1858 г.), их насчитывалось до 20%.

Крепостные крестьяне находились в очень тяжелом положении. Кроме подушной подати, которая взималась в одинаковом размере как с удельных, так и с монастырских крестьян, они должны были платить оброк помещику, размеры которого, по словам И. Т. Посошкова, достигали очень больших размеров: «рублев по восемь или малым чем меньше». Особенно притесняли крестьян бурмистры (барские управляющие) ж старосты.

Часть мордовского населения, уравненная в правах с русскими государственными крестьянами, фактически находилась в более бесправном положении, чем русские крестьяне. Купцам было запрещено торговать в мордовских селениях, ввозить туда оружие и военные припасы. Мордва могла покупать необходимое лишь в городе и то в ограниченном количестве. Запрещение изготовления и ввоза металлических изделий, частей земледельческих орудий, предметов домашнего обихода искусственно консервировало применение деревянных орудий, деревянной посуды и других примитивных бытовых предметов.

Мордва не имела права поселяться в городах, а могла жить там лишь ограниченное время и в небольшом числе. Вследствие этого мордовское население сосредоточивалось почти исключительно в сельских местностях.

Чрезвычайно остро для мордвы стоял земельный вопрос. Лучшие земельные и лесные угодья раздавались русским помещикам, которые, организуя на этих землях крепостные хозяйства, строили мельницы, поташные и винокуренные заводы, насильно переселяя сюда крепостных крестьян из различных районов России. Мордва сгонялась со своих исконных земель, переселялась в другие районы. Помещики травили луга, косили сено и хлеба, отбирали скот, не позволяли мордве заниматься пчеловодством и охотой на ее наследственных угодьях.

Результатом таких притеснений и непосильных обложений явилось полное разорение мордовского населения и запустение его земель. Мордва покидала свои исконные земли, уходила в зимницы, скрывалась в лесах, шла через Самарскую луку в Заволжье в поисках свободной земли. Мордовские поселки возникали в Саратовской, Уфимской губерниях и даже в Сибири.

Одной из главных задач колониальной политики царизма в Поволжье являлась полная ассимиляция местных народностей путем внедрения православия и уничтожения национальной культуры.

Уже после покорения Казанского ханства одной из забот Ивана IV было обращение «инородцев» в православие. Миссионерская деятельность усилилась в XVII в. во времена патриарха Никона. Но особенно большой размах массовое крещение мордвы получило в середине XVIII в., с учреждением «конторы новокрещенских дел», проводившей работу среди поволжских «инородцев». Ревностные служители церкви крестили мордву целыми деревнями и даже волостями. Нижегородский епископ Дмитрий Сеченов в течение двух лет (1740-1742 гг.) успел окрестить более 17 тыс. человек. Методы крещения были двоякого рода. С одной стороны, продолжали применяться еще старые приемы прямого насилия, когда мордву заставляли креститься силой оружия и угрозами; с другой стороны, крестившимся обещали материальные льготы: освобождение от подушных сборов, рекрутчины и заводских работ на определенное количество лет, кроме того, новокрещенным выдавали некоторую сумму денег и одежду.

К середине XIX в. мордва считалась христианизированной. Однако длительное время, еще продолжали сохраняться дохристианские верования. Часто церковные и языческие обряды сосуществовали, тесно переплетаясь между собой. Многочисленные древние мордовские божества, олицетворявшие силы природы, считались преимущественно женскими существами, как, например, мать леса (Виръ-ава), мать воды (Ведъ-ава), мать ветра (Варма-ава), мать огня (Тол-ава) и др. По всей вероятности, эти представления возникли у мордвы еще в ту отдаленную эпоху, когда в хозяйстве и общественной жизни ведущая роль принадлежала женщине.

Наряду с божествами женского рода мордва, хотя и в меньшей мере, почитала и мужские божества (отца леса-Виръ-апгя, отца земли-Мод-атя и др.)» считавшихся мужьями женских] божеств. По народным представлениям, почти все мордовские божества воплощали одновременно и злое и доброе начало. Чтобы умилостивить их и получить помощь в хозяйственной деятельности и семейной жизни, устраивали моления (<озкспг) на полях, в лесах, у воды, в жилище, совершали жертвоприношения. Позднее, с развитием классового общества, возникла вера в единого верховного бога. Эрзя называли его паз-Нигике-паз, или Вере-паз (верхний бог), а мокша - гикай. Однако былые представления о многих мелких божествах-покровителях продолжали еще долго проявляться в старых обрядах.

Большое место в верованиях мордвы занимал культ предков. Связанные с ним погребальные обряды представляли сочетание язычества с православием. Хоронили умерших в долбленых колодах, позднее - в обычных тесовых гробах. С умершим клали любимые и необходимые ему при жизни вещи: с мужчиной - хлеб, нож, кочедык (инструмент для плетения лаптей), с женщиной - холст, иглу, нитки и веретено. У мордвы- терюхан долго сохранялся обычай класть детям в гроб пряники, конфеты и цветы. В более отдаленные времена, по рассказам стариков, закапывали в могилу мужчины соху, борону, телегу.

По представлениям мордвы, умерший мог возвращаться в свой дом и оказывать своим живым родственникам помощь или, наоборот, вредить им. Чтобы уберечь себя от вреда (болезни или смерти), который мог нанести умерший, совершался ряд охранительных действий. Помещение, где лежал покойник, тщательно мыли и окуривали, связанные с ним вещи (сосуд, из которого его обмывали, и т. п.) бросали за околицу, прося умершего не возвращаться в дом.

Поминки совершались в дни, установленные православной церковью, т. е. в день похорон, а затем на 9-й, 20-й и 40-й дни после смерти; давно умерших родственников поминали в так называемые родительские дни, а также на пасху, Ильин день, троицу и т. д.

В поминках по умершему принимали участие все родственники. В ритуал поминального обряда, помимо молитвы и общей трапезы, включалась инсценировка прихода покойника в дом родственников и обратных проводов его в загробный мир.

Руссификация, проводившаяся с таким ожесточением царским правительством и православной церковью, больше всего коснулась мордовских крепостных крестьян Нижегородской губ., которые раньше и теснее столкнулись с русскими. Обрусению быстро поддались также мордовские переселенцы в Саратовской и Самарской губерниях. Пензенская и тамбовская мордва, жившая более компактной группой, дольше сохраняла свою языковую и культурную самобытность.

Непомерно тяжелые обложения и гнет помещичьей эксплуатации, жестокость обращения, насильственная христианизация - все это побуждало мордовское население к активным выступлениям за уничтожение крепостного гнета. Мордва принимала деятельное участие в крестьянских восстаниях под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Протест мордвы против феодально-колониального гнета иногда носил религиозную окраску и был направлен одновременно против господствующей христианской религии, за возрождение старой мордовской веры. К таким движениям принадлежит и терюшевское восстание 1804 г., возглавлявшееся крестьянином Кузьмой Алексеевым из дер. Большое Сесь- кино Терюшевской волости Нижегородского уезда.

Проникшие в мордовскую деревню товарно-денежные отношения вызвали усиленное расслоение мордовского крестьянства. В начале XX в. территория современной Мордовии представляла собой отсталый аграрный район царской России с развитым помещичьим и монастырским землевладением, где эксплуатация трудового крестьянства помещика* ми и кулаками сочеталась с колониальным гнетом царского правительства.

Промышленность на территории современной Мордовии в это время была представлена мелкими предприятиями полукустарного типа с отсталой техникой. Общее число рабочих в них не превышало 3 тыс. Наиболее видное место в промышленности занимали винокуренные заводы. Основным источником дохода населения было сельское хозяйство, однако основная масса мордовского крестьянства имела ничтожные земельные наделы и влачила жалкое существование.

Непомерно высокие подати, всей своей тяжестью ложившиеся на плечи главным образом крестьянской бедноты, еще больше разоряли крестьянство и превращали значительную часть его в деревенских пролетариев. Чтобы не голодать, мордовские крестьяне нанимались работать у местных помещиков и кулаков или уходили на заработки во все концы страны. Условия работы отходников были очень тяжелые: рабочий день длился с восхода до захода солнца, а оплата изнурительного труда была крайне низкой, составляя всего 25-40 коп. в день на своем довольствии.

Естественно поэтому, что мордовское крестьянство приняло активное участие в революции 1905-1907 гг. Большое влияние на развертывание крестьянского движения оказали выступления железнодорожных рабочих, являвшихся проводниками революционных идей в среду трудящихся крестьян. Уже весной 1905 г. зачастую крестьяне стали бросать работу у помещиков, а к осени революционное движение охватило многие сел? Мордовии. Крестьяне делили помещичьи земли, громили помещичьи усадьбы и винокуренные заводы. В течение 1905-1907 гг. на территории нынешней Мордовии было разгромлено более 500 помещичьих имений.

После поражения революции 1905 г. тысячи мордовских крестьян подверглись аресту, порке и ссылке на каторгу.

Февральская революция 1917 г. существенного изменения в положение мордвы не внесла. Временное правительство, в котором большую роль играли эсеры, стремилось удержать мордву, как и другие национальности России, в том же положении, в каком они находились при самодержавии.

Коренные изменения произошли только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть была завоевана трудящимися Мордовии под руководством Коммунистической партии в ожесточенной борьбе против эсеров и меньшевиков. В течение первых лег существования Советской власти на территории Мордовии еще продолжалось упорное сопротивление кулацко-эсеровских и белогвардейских банд г организовывавших здесь мятежи и контрреволюционные восстания. И только в 1921 г. враги были окончательно уничтожены.

В 1921 г. в Самаре состоялась конференция большевиков, которая подвела итоги борьбы трудящихся за Советскую власть и наметила пути дальнейшей работы. Большое место в этой работе отводилось вопросу о национальном строительстве Мордовии.

В 1928 г. был образован Мордовский национальный округ, вошедший в состав Средневолжского края. 10 января 1930 г. округ был преобразован в Мордовскую автономную область, а 22 декабря 1934 г.- в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР с центром в городе Саранске.



Статьи по теме: