Мемория. Михаил Горшенев

Михаил Горшенев, известный миллионам любителей тяжелой музыки под псевдонимом Горшок, – музыкант, лидер группы «Король и Шут », культовая фигура отечественного панк-движения.

Детство и юность

Михаил Горшенев появился на свет 7 августа 1973 года в городке Бокситогорск Ленинградской области. Мама мальчика, Татьяна Ивановна, была выпускницей Петрозаводской консерватории, работала то в детском саду, то в музыкальной школе.

Отец Михаила, Юрий Михайлович Горшенев, был майором погранвойск, поэтому семья постоянно переезжала с места на место. Так несколько лет своей жизни Михаил провел на Дальнем Востоке. В конце концов семья обосновалась в Ленинграде, главе семейства выдали квартиру в районе Ржевки.


Мальчика записали в школу №147. Именно здесь Горшенев познакомился с Александром Балуновым (Балу, басист «Короля и Шута») и Александром Щиголевым (Поручик, ударник).

Интерес к музыке Горшенев проявил еще в школе – тогда подросток решил брать частные уроки гитары. Также Михаил увлекался боксом и свои бойцовские данные не раз проявлял во время уличных драк.


У Михаила есть младший на 2 года брат Алексей. Сейчас он – вокалист рок-группы «Кукрыниксы». Между братьями никогда не было духа соперничества: их группы были слишком разные, как и аудитория фанатов.

Михаил Горшенев и группа «Король и Шут»

В старших классах, в 1988 году, Михаил, к тому времени уже получивший кличку Горшок, вместе с одноклассниками Балу и Поручиком создал группу «Контора». В том же году музыканты записали альбом «Ересь», который увидел свет лишь в 2014, через год после смерти Михаила. Лейтмотивом почти всех песен альбома была тема смерти и алкогольного кутежа. Из 12-ти композиций одна («Пьянка») позже перекочевала в альбом «Короля и Шута» под названием «Жаль нет ружья».


Окончив школу, Михаил поступил в училище на художника-реставратора. Интереса к учебе он не питал – каждый день ждал конца занятий, чтобы порепетировать вместе с друзьями. После трех лет систематического отлынивания от учебы Горшка отчислили. Но именно в училище он встретил человека, благодаря которому группа «Контора» сменила название и концепцию.

Его одногруппник Андрей Князев по прозвищу Князь проявил интерес к творчеству «Конторы». Так с 1990 года группа обзавелась вторым вокалистом и, по совместительству, текстовиком.


Князь придумал группе первые тексты на сказочную тематику. Сейчас бы песни «Короля и Шута» (а как альтернатива этому названию выдвигались версии «Зарезанный одуванчик», «Апокалипсис» и «Армагеддон») окрестили модным словом «сторителлинг» – каждая рассказывала непременно пугающую историю с неожиданным концом.

Первый концерт группы прошел в клубе «Там-там». «Отличный был концерт! Мы вышли на сцену, я тут же упал и всю дорогу пел лежа», – вспоминал Михаил.


Первыми песнями «КиШа», прозвучавшими на радио, стали «Охотник» и «В долине болот». В первой рассказывалось об охотнике, перекидывающемся в оборотня-убийцу, во второй – про юношу, который намеренно не стал помогать увязшему в трясине старику.

Интересно, что Горшок с детства терпеть не мог сказки, пока с подачи Князя не познакомился с языческими сказаниями о ведьмах и другой нечисти. При этом Горшок не любил, когда его композиции называли «сказками». «Басни – вот это меня больше устраивает», – делился в интервью музыкант.

К популярности группа шла довольно долго. Дела пошли в гору в 1998 году, когда музыканты записали «Акустический альбом», впечатливший критиков необычными аранжировками. В тот же год группа сняла первый клип в студийном качестве («Ели мясо мужики»), который приняли в ротацию MTV.

Король и Шут - Ели мясо мужики

В 2003 году Горшок стал участником «условного» петербургского коллектива «Рок-группа», в который также вошли Андрей Князев, Юрий Шевчук (ДДТ), Илья Черт («Пилот»), Александр Чернецкий («Разные люди») и Алексей Горшенев, брат артиста. Группа записала совместный альбом «Попса».

Вскоре члены «Короля и шута» открыли в Санкт-Петербурге рок-клуб «Старый Дом». Музыканты участвовали в оформлении площадки, там же проводили репетиции и концерты. Однако пару лет спустя клуб пришлось закрыть из-за финансовых неурядиц.

13 фактов о Горшке (Михаиле Горшеневе)

В 2005 году Горшенев выпустил свой первый сольный альбом «Я Алкоголик Анархист», полностью состоящий из кавер-версий композиций группы «Бригадный подряд». Две песни из альбома оказались в сотне хит-парада «Чартова дюжина-2005».

Также в эти годы Михаил часто записывал песни с другими известными исполнителями и группами – Александром Ивановым («НАИВ»), группами «Алиса» и «Объект насмешек», Пелагеей и др.


В 2010 году Горшенев поставил мюзикл про демона-парикмахера Суини Тодда «TODD», в котором поучаствовали все музыканты его коллектива. Под впечатлением от успешного проекта группа выпустила два новых альбома.

Личная жизнь Михаила Горшенева

В молодости Михаил Горшенев, как и многие музыканты из той тусовки, крепко подружился с героином. В 1992 году он познакомился с Анфисой, танцовщицей и большой поклонницей «КиШа». Свадьба состоялась в 1994 году.


Супруги, снимавшие квартиру неподалеку от родителей Михаила, вместе употребляли героин. Около 4-х лет Горшку удавалось скрывать зависимость от близких. Однажды Анфиса позвонила родителям Михаила с просьбой дать серьезную сумму в долг – сказала, что ее муж в больнице, а ей срочно нужны деньги на такси. Отец музыканта обзвонил все больницы, понял, что сына нигде нет, и поторопился к нему домой, где и нашел Михаила в невменяемом состоянии.


Михаила с женой положили в реабилитационную клинику, где ему пришлось пройти через адские мучения. Вернувшись «на свободу», они продолжили колоться. Так продолжалось около семи лет. Систематически употребляя героин, Михаил пережил 8 клинических смертей.

Если бы я с самого начала знал, что такое героин, никогда бы не притронулся. Героин - это жуть, которую нельзя передать словами

В 2003 году музыкант развелся с первой женой. О дальнейшей судьбе Анфисы известно мало – она какое-то время работала на Кипре танцовщицей, потом вернулась в Россию, поселилась на Урале. Финал был трагичен – она умерла от передозировки.

В том же году музыкант повстречал любовь всей своей жизни – 20-летнюю Ольгу. Она не была поклонницей «Короля и Шута», а Михаила она встретила в ресторане, куда пришла вместе с подругой. Беззубый, но обаятельный музыкант уговорил девушку погулять по ночному городу, покорил ее чувством юмора и простотой.


Именно Ольга помогла ему справиться с пагубной зависимостью. В 2005 году они сыграли «трезвую» свадьбу на теплоходе. В 2009 году у супругов родилась дочь Саша, которая мотивировала музыканта остепениться. Кроме того, Михаил как родную принял Настю, дочь Ольги от первого брака, появившуюся на свет в 1999 году.


У Горшенева было 5 татуировок. Первую, портрет Джокера, он сделал в двадцать лет. Вторая навеяна оформлением обложки альбома «Будь как дома, путник» – голова черта, вырастающая из дерева. Еще несколько тату – черепа с прическами кумиров Горшка: Элвиса Пресли, Курта Кобейна, Сида Вишеза. Еще одна – значок «анархия» в кресте. Незадолго до смерти Михаил сделал тату с именем дочери Александры. Эскизы Горшенев всегда делал сам.
Как рассказывали близкие, Михаил долгое время держался и не употреблял наркотики, почти не пил алкоголь. Но во время работы над рок-оперой «TODD», где Михаил играл злобного парикмахера-убийцу, у него начался нервный срыв. Кто-то посоветовал ему успокоиться водкой – так он снова начал злоупотреблять спиртным, а потом вернулся к давно забытому «другу»

В день трагедии Ольга повезла дочь к маме. Вернувшись, она обнаружила Михаила – тот лежал на полу и уже не дышал.

Панихида по музыканту была проведена через три дня после его смерти, в комплексе «Юбилейный». Тело артиста подвергли кремации, а прах собиралась развеять, согласно пожеланиям Горшка. Тем не менее, 1 августа прах музыканта захоронили на Богословском кладбище. Отец музыканта умер спустя 41 день после смерти сына.


Год спустя могилу Горшенева украсили памятником в форме стелы с мозаичным портретом артиста. Инициатором установки мемориала и автором эскиза стала Ольга Горшенева, вдова музыканта. Позже памятники в честь Михаила были установлены в Красноярске, Воронеже и Самаре.

– Михаил, ты все время такой непосредственный, ведешь себя, как мальчишка, а ведь в августе тебе будет уже сорок!

– Ну и что? Я есть сейчас и подохну таким, каким был в 20 лет. И никогда не изменюсь. У меня никогда не будет кризиса среднего возраста. Как говорил барон Мюнхгаузен: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» На хрен эти уроды с тусклыми лицами! Я боюсь серьезных людей, они опасны для общества. Общество должно меняться. Естественно, в положительную сторону. А это значит, что оно должно прийти к анархо–коммунистическому строю. Без революции, конечно. Если этого не произойдет, то большое обилие наций, большое количество религий разрушат человеческую цивилизацию. Мы перестреляем друг друга. Надо верить в лучшее и быть в душе анархистом. Но люди не понимают, что такое «анархия». Они считают, что это есть разрушение. Но анархизм – это есть светлое будущее. То бишь, коммунизм. Надо людям все объяснить, ликвидировать уже КПРФ, потому что эти из КПРФ, они не могут быть коммунистами. Я их называю «нафталинами»…

– О, я так понимаю в скором времени «Король и Шут» запоет о политике?

– Нет. Разве что об истории Древней Руси. Продолжим в духе «Северного флота». Вы, кстати, в курсе, что в этой песне у нас под «Римом» на самом деле подразумевается Царьград, который ездил завоевывать князь Олег.

– А как ты относишься к творчеству панк–рок–групп, которые задевают политические темы? Например, к Ляпису Трубецкому?

– Отлично! Мы же с ним дружим! Ляпис – молодец!

– Продолжим разговор на тему творчества «Короля и шута». Чем сегодня занята группа?

– Мы гастролируем, выпустили вторую часть альбома под названием «TODD» и занялись театральной постановкой зонд–оперы под тем же названием.

– Как чувствуешь себя в роли театрального актера?

– Беру уроки актерского мастерства. За три месяца из меня сделали гениального убийцу

– Охарактеризуй свой последний альбом, пожалуйста.

– Я никогда так не пел лирически. Мне кажется, что вокал мне удается все лучше и лучше, я им доволен. Я могу орать, могу шептать…

– В основе сюжетов многих песен «Короля и Шута» – сказки. Ты любил их в детстве?

– Я их ненавидел. Я бы эти детские сказки втаптывал в землю и закапывал. Они дурные и мне всегда портили настроение. Пока я не открыл для себя языческие сказки, сказки о ведьмах и прочем зле. Своего ребенка я теперь приучаю слушать панк–рок. Б…, ну не Диму Билана же слушать!

– А как ты относишься к классике?

– Моцарта очень люблю, он классный мелодист! Прокофьева… Кстати, сегодня только рокеры занимаются музыкой, остальные делают то, что уже сделано было до них. Рокеры экспериментируют, покупают аппаратуру… Ты посмотри, кто играет на инструментах у поп–исполнителей и шансонье? Выходцы из рок–культуры! Только они могут играть! А попса и шансон полностью отсутствуют в культуре, хотя, если посмотреть на Россию в целом, то кажется, что это именно они и представляют нашу культуру. Этот Стас Михайлов, на которого ходят тетки вооот таких размеров (разводит руками в стороны – Прим.авт.)… Самое постыдное, что на него ходят также мужики моего возраста! Я могу их оправдать только тем, что у них жизнь тяжелая и им в связи с этим хочется послушать музыку попроще… Но то, что творится в нашей культуре, конечно, является позором для России. Нам нечем гордиться.

– Твое отношение к шансону и попсе я поняла. А как тебе рэп? Сегодня молодежь больше слушает рэп, а не рок…

– Рэп – это тот же шансон. Ты знаешь, о чем они поют? «Я пошел – пошел – туда зашел – купил там ноган – теперь у меня есть ноган…» То есть ни о чем. А что такое рок, знаешь? Нет такого направления в музыке. Рок – это судьба. А в музыке нет рока, есть рок–н–ролл. Это огромнейший класс, в нем панк–рок занимает очень маленькую долю.

– Говорят, что рок–н–ролл мертв…

– Это просто понты и пустые фразы, когда уже не знают, что сказать.

– Михаил, как ты считаешь, музыканту нужно иметь соответствующее образование?

– Ноты нужны для армии и для больших оркестров, когда много народу и на пальцах им не объяснишь, что и как сыграть. А в группе без этого можно обойтись. Хотя иногда тоже до маразма доходит. Когда вообще все можно в компьютер забить. Я электронную музыку люблю, но ди–джеи сейчас вообще обнаглели, считают себя музыкантами. На каком основании? Я не понимаю, за что они вообще деньги получают… А я в музыкальную школу не ходил, если ты об этом.

– Как же ты в свое время пришел к решению создать группу? Что тобой руководило? Желание заработать?

– Нет. Просто я фанатик, фанатик рок–н–ролла. В 1990–м году в Питере я познакомился с настоящими панками, металлистами, причем это были действительно культурные люди, у которых была своя фонотека западной музыки. Да, были известные пластинки The Beatles, Led Zeppelin, но нашлось и немало раритетов, записей, которые очень трудно было найти. Вот с тех пор я и ударился в настоящий рок–н–ролл. Такой, как в Англии, Америке, но больше тяготел, конечно, к английскому и американскому панк–року. Я слушал много разной музыки, но это стиль, который сразу узнаешь. Панк–рок.

– А амбиции–то были? Стремились вы с ребятами к тому, что будете собирать стадионы?

– Какой там! Нам было плевать на популярность! Когда мы начинали играть, вообще не думали, что будем популярны и не особо волновались о том, что будет дальше. Более того, я даже не рассчитывал, что доживу до сорока! Самое главное – получать кайф от того, что ты делаешь. А если тебе не кайфово, тогда зачем это все?.. Кроме того, я просто другого ничего не умею. Мы придумали такую текстовую тему, которую до нас никто не использовал. А это очень сложно, написать текст, в который можно вложить целый сценарий и сочинить припев, который будет подхватываться всеми, это не типичный подход русской рок–поэзии.

– И какой бы ты нашел самый короткий термин для музыки, которую вы играете?

– Мы играем все направления панк–рока, но все меняется от альбома к альбому. Вот «Бунт на корабле» – панк–металл, как он есть. Но в центре, конечно, классический панк–рок.

– Какой альбом из репертуара «Короля и Шута» можешь назвать своим любимым?

– «Будь как дома путник» – самый концептуальный.

– Михаил, изменилась ли группа с уходом Князя? (тоже автор текстов и вокалист группы «Король и Шут» Андрей Князев вышел из состава ради сольных проектов в конце 2011 года – Прим.авт.)

– Да, публика изменилась. Сейчас нет «Скалы», «Куклы–колдуна» и нас это радует.

– Бывает так, что полпесни написано, а дальше творческий процесс никак не идет?

– Такое было как раз при Андрее.

– Как–то вы с братом (Алексей – фронтмен рок–группы «Кукрыниксы – Прим.авт.) заявили о желании сделать совместный проект…

– Дело в том, что мы никак не можем состыковаться. Да и люди мы с ним, по сути, не организованные, много сил уходит на свои команды.

– Между вами нет духа соперничества?

– Нет. Наоборот стараемся обмениваться опытом, подсказываем что–то друг другу. И потом, наши коллективы же все равно очень разные. Аудитория – тоже.

– У меня вопрос по поводу твоего сценического образа. Ты всегда уделяешь внимание прическе, но не наряду. Такое ощущение, что на сцену идешь в том, в чем обычно ходишь…

– Ну так и есть. Я просто стараюсь одеваться во все черное. Мне так нравится. А по поводу прически – перед началом гастрольного тура я обычно стригусь, а к концу вновь зарастаю. Чем длиннее волосы – тем тяжелее ставить шипованный ирокез.

– Михаил, можно полюбопытствовать, сколько у тебя татуировок?

– Пять. Первую я сделал в 20 лет – Джокера. Страшного, ужасного Джокера. Другая – из оформления нашего первого альбома «Будь как дома, путник» – голова дьявола из дерева вырастает. Еще татуировка – Анархия на кресте. Еще тату – семь моих мертвых друзей в виде черепов: Сид Вишез, Курт Кобейн, Элвис Пресли… Ну, их только по прическам можно узнать. Все мои тату имеют смысл. Каждая – отдельная история, придуманная мной. Я все делаю сам – и темы, и эскизы. В 2010 году сделал татуировку «А» на груди в районе сердца, это символ анархо–панков. В 2013 году сделал еще одну татуировку – изображение своей дочери Александры.

– Ты со спортом дружишь?

– Дружу, футбол могу посмотреть (смеется). Хотя футбол именно в нашей стране не люблю из–за скинов. Это же натуральные фашисты! А ведь если разобраться, скинхэд – это лысый панк, только довольно агрессивный. Сейчас они себе какую–то идею придумали, на самом же деле они ничего не знают.

– Как ты относишься к внешнему виду своих фанатов?

– Ты знаешь, они так по–разному выглядят! Есть вообще полный мрак: лица красят непонятно чем... Но это в основном в глубинке, в небольших городах.

– И все же, кто ваш слушатель? Для кого вы творите и кому хотите быть понятны?

– Самое драйвовое – это когда смотришь на это со сцены и понимаешь, что перед тобой не только малолетки, но и действительно понимающие люди. Самый любимый слушатель – это человек более взрослый, от двадцати, скажем так.

– Читала, что во время вашего первого выступления в Украине в вас бросали сидениями и освистали…

– Не, это может просто кто–то выбежал на сцену обняться? Чтобы в меня кто–то чем–то бросил на сцене?! Ты себе вообще представляешь такое?! Я помню только одну разборку и то в Питере. Мы уже тогда были культовой командой. И когда я увидел, что в «Наив» и «Тараканов» бросают пустыми пивными банками, был поражен. Казалось, подготовил себя ко всему. И вдруг во время песни мне кто–то мне «fuck» показал. Я прыгнул с высоты в толпу и стал лупасить того чувака. Жалко было, что менты налетели, ну, думаю, спровоцировал драку. Хорошо, хоть концерт не сорвался.

– Михаил, а насколько вообще вам симпатичны большие сборные фестивали?

– Мы к ним очень хорошо относимся. Это же живое общение, встречи с давно знакомыми музыкантами... Кроме того, фестивальные выступления позволяют расслабиться. За тридцать минут не успеваешь ни устать, ни охрипнуть. Влепил – и ушел! Фестивали – это всегда здорово!

– Не коробит, что приходится выступать на одной сцене с людьми, которых вы не уважаете?

– С такими персонажами мы и не выступаем. А если на одной афише с нами указан коллектив, который ближе к шоу–бизнесу... Я не буду плохо отзываться о ребятах, которых «раскручивают», потому что я четко знаю их судьбу. В них вложили деньги, и они должны эти деньги отбить. Это тяжелый труд, пахота. И я к этому отношусь так: не нас с ними ставят, а их ставят рядом с нами. А если мы откажемся выступать с ними на одной сцене, значит, мы не будем нести нашу культуру в массы. Правда, это очень тонкая грань: если ты начнешь светиться во всяких «Голубых огоньках», находясь в одной с ними тусовке, то не избежишь смешения с ними. Для нас важно сохранить принципы. Мы – группа самостоятельная, самодостаточная и непродажная. На корпоративных вечеринках мы не играем, за «заказники» не беремся.

– У меня такой вопрос: вы выходите на сцену трезвыми?

– Послушай, мы хоть и любим повеселиться в традициях, свойственных русскому народу, но перед выходом на сцену никогда не пьем!

– Можно ли жить без мата?

– В песнях можно, а в жизни иногда хочется матюгнуться.

– У тебя есть вредные привычки?

– Есть, их довольно много и порой они ставят под вопрос мое существование.

– Ты веришь в Бога?

– Мой бог Один, одноглазый бог воинов, предатель воинов!.. Шучу, конечно! (смеется) Я атеист. Я верю в то, что когда–нибудь люди перестанут вкладывать деньги в оружие и начнут их вкладывать в науку. Иначе на Земле нам долго не прожить.

– Михаил, я в курсе, что ты женат. А как произошло знакомство с будущей супругой? Она знала, что ты из рок–группы?

– Конечно, знала. Младший брат Ольги, моей жены, увлекался творчеством группы «Король и шут». Он потом рассказывал: бывало, вез ее в машине, ставил наш диск, и Ольга категорически возражала, просила поставить что–нибудь другое. Ей было тогда 20 лет, она девочка из благополучной семьи и уже тогда имела свой бизнес. А познакомились мы в ночном клубе, куда ее вытащили подруги.

– Чем ты покорил ее сердце, как сам думаешь?

– Чувством юмора и приятными манерами. В конце вечера я попросил ее отвезти меня домой, и Ольга не смогла мне отказать. Я влюбился. У нее глаза кошачьи, красивая грудь и красивые ноги. С ней я понял, какой это кайф – быть любимым просто за то, что ты есть. Несмотря на все минусы и приключения, которые остались за твоей спиной.

– У вас свадьба была?

– Да, мы играли ее на огромном теплоходе.

– Почему Ольга не взяла вашу фамилию?

– Мы не заморачивались на эту тему. На ее работе никто не знает, что она моя жена.

– А она не ревнует вас к фанаткам?

– Нет, она спокойно отпускает меня на гастроли. Мы доверяем друг другу. Когда я возвращаюсь с гастролей, потом целый день не выхожу из дома. Я домой прохожу в спальню по стенке и падаю. Жена мне помогает на кровать залезть. Вот это отдых. Все остальное – веселье. Рок–н–ролл – это не работа, концерт – это драйв! Да, мы с Олей немножко разные. И живем в разных мирах. Но любим пошутить друг над другом, любим посмеяться. И, конечно, любим друг друга.

ДОСЬЕ

Михаил Юрьевич Горшенев (прозвище – «Горшок») родился 7 августа 1973 года в городе Бокситогорске Ленинградской области, учился в школе № 147. Вместе с одноклассниками Александром Балуновым «Балу» и Александром Щиголевым «Поручиком» в 1988 году основал группу «Контора». В 1990 году пригласил в группу Андрея Князева (Князь) в качестве создателя текстов и второго вокалиста. В связи с тем, что тексты выделялись сказочными мотивами, группа стала называться «Король Шутов». Позже название чуть изменилось – «Король и Шут».

После школы Михаил поступил в Реставрационный лицей, где проучился три года и был отчислен за то, что занимался не учебой, а музыкой.

В 2004 году вышел дебютный сольный альбом Михаила Горшенева «Я алкоголик анархист». В 2010 году Михаил очень увлекся театрально–постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально–музыкального проекта про маньяка–парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TОDD», в который постепенно влились все музыканты группы «Король и Шут». Результатом этого стал выход нового альбома группы, основанного на материале для мюзикла – TODD.

Михаил умер в ночь с 18 на 19 июля в доме, который он снимал в Коломягах. Согласно завещанию музыканта, его тело кремируют. Похоронят его прах в Петербурге, однако родственники певца не хотят сообщать, на каком именно кладбище, «чтобы не было паломничества».

У Горшенева остались жена и четырехлетняя дочь Александра.

Известный российский рок-музыкант, вокалист и один из основателей группы «Король и Шут».

Михаил Юрьевич Горшенев («Горшок») родился 7 августа 1973 года в Ленинградской области в семье военного врача, из-за чего был вынужден вместе с родителями часто переезжать с места на место.

Заниматься музыкой начал еще в школе, основав вместе с одноклассниками группу «Контора», которую позднее, после появления второго вокалиста Андрея «Князя» Князева, переименовали в «Король шутов». Знакомство с Князем произошло в Реставрационном училище, откуда Горшенева отчислили за неуспеваемость. Дело в том, что музыка интересовала его больше, чем учеба.

К этому времени у Горшка уже не было передних зубов. В детстве он поспорил, что сможет удержаться зубами за турникет, и не удержался, а остальные выбил в дворовых драках. Это на долгие годы стало частью его имиджа.

Уже тогда творчество Горшка отличали песни на сказочные сюжеты, что заставтло вновь переименовать группу в более многозначительное «Король и шут».

Вообще, сказка - это разноплановая тема, - рассуждал Михаил Горшенев.- Вот есть русские народные сказки - я их просто терпеть не могу. Сказки про Иванушку-дурачка и все такое, про Курочку Рябу - ведь люди склонны это называть сказкой. Другое дело сказка «Властелин колец» Толкиена. Есть разница. Сказки Пушкина? Конечно, он хорошо их сложил - в плане текстовом. Но все-таки любые восточнославянские сюжеты - это не мое. Другое дело, если в них есть мертвецы и ведьмы. Впрочем, их никогда не считали сказками в полной мере.

Группа «Король и Шут» шла к популярности восемь лет. Известность к коллективу пришла после того, как музыканты в 1996 году записали альбом «Камнем по голове» , и спустя три года после этого впервые на свой сольный концерт собрали ДС «Юбилейный» в Санкт-Петербурге.

В 2004 году Михаил Горшенев решил заняться сольным творчеством и отдельно от «Короля и Шута» выпустил альбом «Я алкоголик анархист» , в который вошла песня«Жизнь», возглавлявшая хит-парад «Чартова дюжина». Кроме того, в это время Горшок активно сотрудничал с другими музыкантами - «Бригадным подрядом» , Ильей Чертом (Пилот) , Юрием Шевчуком и своим младшим братомАлексеем Горшеневым (Кукрыниксы) .

В 2009 году у Михаила Горшенева родилась долгожданная дочь Александра от жены Ольги. Это был второй брак Горшка. С первой женой Анфисой он расстался из-за того, что она употребляла наркотики.

Михаил Горшенев тоже страдал от наркозависимости, пережил восемь клинических смертей и постоянно боролся со своей болезнью, однако признавался, что завязать с наркотиками сложно:

Психолог не всем помогает, - рассказывал Горшок. - Есть группа анонимных наркоманов, «Двенадцать шагов» называется. Я туда ходил - это смешно. Верующим - им проще, они за Бога цепляются и держатся. А я материалист и четко знаю, что со мной будет после смерти. Я выкарабкался на страхе, потому что, если бы сорвался тогда - это все, смерть. Представил себе, как лежу под землей. Тема покруче психолога будет! Я бы много мог объяснить тем, кто хочет наркотики бросить. Я сейчас не употребляю. Жена Ольга сыграла в моем исцелении большую роль, потому что с первой женой мы вместе «сидели». А когда оба - это труба. В Ольгу я смотрел, как в зеркало, и хватался за нее как за спасение. Когда ты завязываешь, важно, чтобы с тобой был рядом человек - страшный противник наркотиков. Рикошет (друг наш) ушел, потому что рядом с ним никого не оказалось. Я до сих пор боюсь, что не выдержу. Когда чувствую, что накатило, сразу в студию бегу. И ударно занимаюсь музыкой, а потом с семьей вечером гуляю. Мне это помогает. А когда у человека никого и ничего - он не выдерживает.

В 2010 Михаил Горшенев неожиданно увлекся театральной деятельностью и загорелся идеей поставить рок-мюзикл по мотивам легенде о зловещем маньяке-парикмахере Тодде . Постепенно в создание мюзикла влилась вся группа «Король и Шут» за исключением Андрея Князева. Не желая жертвовать гастрольной деятельностью, Князь собрал новый музыкальный проект и покинул «Король и Шут». К этому времени Михаил Горшенев уже вставил себе зубы и сменил имидж, отказавшись от ирокезов и сложного сценического грима.

Мюзикл «TODD» стал событием в российской театральной жизни. Билеты на спектакли раскупались в первые дни продаж, и написанные для зонг-оперы арии музыкальные критики называли вершиной творчества Горшенева.

Михаил Горшенев умер в ночь с 18 на 19 июля 2013 года, не дожив 20 дней до своего сорокалетия. Официальная причина смерти - сердечная недостаточность, вызванная, по мнению некоторых знакомых Горшка, передозировкой наркотиков. Музыкант часто говорил, что у него в жизни есть одна мечта - умереть молодым. У него на теле были татуировки с изображениями известных рок-исполнителей, умерших в раннем возрасте, в их числе - Курт Кобейн, Сид Вишез, Элвис Пресли .

Интересно, сколько я еще проживу? - размышлял Горшок. - Пока у меня нет никаких проблем со здоровьем, и это плохо. Вот жду, когда у меня печень-то забарахлит? Рассчитываю протянуть лет до 40, но стариком быть не хочу. Мой главный принцип - умереть молодым.

Согласно воле Михаила Горшенева, который был атеистом, его тело было кремировано.

МОСКВА, 19 июл — РИА Новости. Солист рок-группы "Король и Шут" Михаил Горшенев скончался в Санкт-Петербурге на 40-м году жизни, говорится в сообщении группы в микроблоге в Twitter .

"С прискорбием вынуждены сообщить, что Михаил Горшенев скоропостижно скончался в ночь с 18 на 19 июля в своем доме в Петербурге. Все заявленные выступления группы отменяются. Подробности будут опубликованы позднее", — отмечается в сообщении.

"Да, это правда. Это случилось", — сказала пресс-секретарь группы Анастасия Рогожникова. Она отметила, что подробности случившегося неизвестны, и также пока не ясна судьба предстоящего традиционного летнего концерта группы, который должен был состояться в субботу в Зеленом Театре Парка Горького. Однако в Facebook группы говорится, что все заявленные выступления группы отменяются. Место и время похорон будут уточняться дополнительно.

По мнению шоумена группы "АукцЫон" Олега Гаркуши, причиной кончины лидера группы "Король и Шут" Михаила Горшенева мог стать алкоголь и "другие вещи". "Жалко, печально, конечно же. Человек ушел, но опять же при этом нужно было как-то заниматься собой, следить за своим здоровьем. Вы понимаете, что просто так люди не уходят, на все есть свои определенные причины. Я предполагаю, что это мог быть алкоголь и другие вещи. Предполагаю", — сказал Гаркуша.

Также Гаркуша отметил, что в определенный период жизни у Горшенева были проблемы с запрещенными веществами.

По мнению лидера группы П.Т.В.П Лёхи Никонова Михаил Горшенев войдет в историю как лучший вокалист русского панка. "Я никогда не был поклонником "КиШ", но помню, как году в 94-м впервые услышал Горшка в клубе "Тамтам". То был какой-то <…> сырой, грязный, но в то же время мажорный рок. Такого не делал никто, разве что "АУ", но те никогда не заботились о стиле, а "КиШ" можно было опознать с первой ноты, причем с самого начала их жизни. И еще "Горшок" был настоящим панком, он до конца жал на педаль. Может, нельзя так сейчас говорить, но считаю, что все, что он делал, он делал правильно. Другое дело, какие песни пел, но это уже неважно — Михаил войдет в историю как лучший вокалист русского панка", — сказал он.

Михаил Горшенев жил по-честному и очень быстро сгорел, считает один из лидеров американской группы Red Elvises Олег Бернов, с которым Горшенев в 2008 году записал песню Don"t Crucify Me. "Я думаю, что Миша просто очень быстро горел, прямо как у Макаревича в песне. Он был дурак и "все спалил за час". Человек горел, всю душу отдал и жил по-честному, поэтому его столько людей любили. Мы записали с Мишей пять разных песен, но только одна вышла, а все остальные остались набросками. Жаль, что не успели доделать все. Просто сидели как-то вместе тусовались, играли на гитаре. У Миши была идея, и он напел мелодию, а Игорь Юзов из нашей группы написал на нее стихи на английском", — сказал Бернов.

Радиопродюсер Михаил Козырев считает солиста группы "Король и Шут" Михаила Горшенева "последним из могикан", настоящим панком, который исповедовал тот музыкальный стиль, в который он верил сам. "Что касается его роли в музыкальной истории, он был последним из могикан, последних из настоящих панков, которые до кости мозга исповедуют те принципы, идеалы и музыкальный стиль, в которые верят сами. То, что он был выдающимся артистом, для меня никогда не было никаких сомнений в этом. Я не понимал все эти годы, когда на вершинах чартов радиостанций, которыми я руководил, были их (группы "Король и Шут") песни, я не понимал, как люди не могут врубиться, что это фантастический коллектив и это очень талантливо. Поэтому это очень горькая потеря", — добавил Козырев.

Личное дело

Михаил Юрьевич Горшенёв (псевдоним — Горшок, 1973—2013) родился в городе Бокситогорске Ленинградской области. Отец музыканта был военным, семья постоянно переезжала. Младший брат Михаила - вокалист группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенев (Ягода) появился на свет уже в Биробиджане, через два года после старшего. В конце концов, семья обосновалась в Ленинграде.

В 1988 году 15-летний Михаил Горшенев с одноклассниками Александром Балуновым (Балу) и Александром Щиголевым (Поручик) основали группу «Контора». В 1990 году Горшенев поступил в петербургский реставрационный лицей, где познакомился с Андреем Князевым (Князь), который стал автором текстов «Конторы» и вторым вокалистом. С его приходом вместо классического панка группа начала исполнять песни со сказочными мотивами, навеянными Средневековьем. Тогда же коллектив взял название «Король и Шут».

К 1993 году Горшок окончательно забросил учебу и был отчислен из лицея, а «Король и Шут» начал активно выступать в петербургских и московских клубах. В 1994 году небольшим тиражом на кассетах вышел первый альбом коллектива «Будь как дома, путник!». Из-за качества аранжировок альбом позднее стал считаться неофициальным. Через два года материал с него был перезаписан под названием «Король и Шут».

В 1996 году к команде присоединился гитарист Яков Цвиркунов, благодаря которому звучание группы вышло на профессиональный уровень. Тогда же на студии «Мелодия» группа записала первый номерной альбом «Камнем по голове».

В 1998—2000 годах последовали «Акустический альбом» и сборники «Ели мясо мужики», «Герои и злодеи». Группа из нишевой превратилась в коллектив, известный по всей стране. Песня «Прыгну со скалы» с «Акустического альбома» (1999) несколько недель возглавляла хит-парад «Чартова дюжина» на «Нашем радио».

В 2001 году группа приобрела еще большую популярность, выпустив альбом «Как в старой сказке». Песня из него «Проклятый старый дом» полгода продержалась на первых строчках в «Чартовой дюжине», видеоклип часто ставили в эфир музыкальные каналы.

В 2005 году Горшенев выпустил сольный альбом «Я алкоголик! Я анархист!», в который вошли каверы на песни группы «Бригадный подряд», концерты которой он посещал в молодости. Деньги, заработанные от продажи диска и концертов в его поддержку, Горошок передал основателю «Бригадного подряда» Николаю Михайлову, тяжело болевшему, после того как на одном из выступлений ему в голову угодила бутылка. Когда Михайлова нашли, тот и вовсе бомжевал. Денег Горшенева хватило на небольшую квартиру для музыканта в Петербурге, в ней Михайлов умер в следующем, 2006 году.

В 2010-м Горшенев увлекся мюзиклом «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» — о брадобрее, убивавшем своих клиентов, для того чтобы его напарница готовила из них пироги. В 2007 году Тим Бертон экранизировал этот мюзикл, сняв в главной роли Джонни Деппа.

Горшенев превратил историю в рок-оперу TODD, в которой участвовали и другие музыканты «Короля и Шута». Горшок исполнял вокальные партии Тодда, материала мюзикла хватило на два альбома «TODD. Акт 1. Праздник крови» и «TODD. Акт 2. На краю».

19 июля 2013 года Михаил Горшенев был найден мертвым в своем доме в пригороде Петербурга. У музыканта остановилось сердце из-за злоупотребления алкоголем и морфином. Похоронен на главной аллее Богословского кладбища в Санкт-Петербурге.

Чем знаменит

Михаил Горшенев

Основатель и солист панк-группы «Король и Шут». Известен по песням «Кукла колдуна», «Проклятый старый дом», «Прыгну со скалы», «Ели мясо мужики», «Мертвый анархист», «Северный флот» и многим другим. Творчество Горшенева — это смесь панка и фэнтези. Его герои живут в альтернативной, сказочной реальности, которая соединяет в себе современность и идеализированное Средневековье.



Статьи по теме: