Классный час "значение твоего имени". Классный час "Что означают наши имена?"

Классный час «Наши имена»

Цель: углубить знания детей об именах; познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности; способствовать сплочению ребят. Оборудование : презентация; распечатки таблицы; ребусы; детские сочинения.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово

(2 слайд)

Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.

Нас не было – оно было
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел
А у каждого оно есть.

(Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?»)

(3 слайд)
Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

2. Из истории имён.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

(4слайд)

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

(5 слайд)

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

(6 слайд)

Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

(7 слайд) Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

( Cлайд 8. Картина Васнецова "Крещение Руси")

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела. (слайд 9)

Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем классе есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

3.Что же означают наши имена? (10 слайд) Сообщения учащихся по плану:
    Меня зовут… Моё имя означает… Меня так назвали… Кого ещё звали таким именем .

Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

Давайте проверим у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые.(Полные- Кристина, Диана; Сокращённые Дарья-Даша, Полина- Поля, Мария- Маша, Екатерина- Катя).

В нашем классе у всех девочек очень красивые имена. Но есть такие, у которых даже одинаковые отчества. А теперь попробуйте называть этих ребят, у которых одинаковые отчества?

    Немного статистики (Сообщение ученицы)

(11 слайд)

Кристина провела небольшое исследование. Она выяснила, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места, есть ли среди имён редкие. Познакомимся с этой информацией.

    Давайте поиграем.

Задание. Мини-викторина :

    Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

    Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай, Роза, Лилия и т.д.)

    Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)

    Кто убежал с бала, потеряв туфельку (Золушка)

    Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

    Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

    Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)

    Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).

    Друг Чебурашки. (Гена)

    Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

11. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

12. В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).

13. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

14. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).

15. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…) А почему?

А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(12 слайд)

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс (сейчас это ученики 10 класса), в котором были три Насти, две Оли, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам? Можно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.

Давайте послушаем стихотворение « Восемь Тань»

В нашем классе восемь Тань.

Это прямо наказанье!

Ведь у нас, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках:

Эта-маленького роста,

Та – высокая в очках.

Таня–темныереснички,
Таня – русые косички,

Челка черная у той,

У другой, как у лисички,

Хвостик ярко-золотой;

Есть румяная Танюшка,

Как снегирь в лесу зимой,

И, как звездочки, веснушки

У последней, у восьмой.

По фамилии в журнале

Их сегодня вызывали,

И фамилии подруг

Услыхали все вокруг.

Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим. (13-14 слайды) Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен, назовите её. А теперь попробуйте её продолжить и внесите в неё имена: Володя, Саша, Валя, Даша .

Лиза

Ответ:

Женское имя

Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и близкие. Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет,
“Олька!” – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?

Задание. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение)

Ребята, а дома вас называют какими-нибудь ласковыми именами?

(15 слайд)

Задание. Кто это или что это?

Василек – имя мальчика – цветок

Сережка –

Лев –

Поля –

Роман –

На уроках русского языка вы проходили правило про наши имена. Давайте вспомним, какое?

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Сережа, и Андрей.

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте.

(16 слайд)

Игра. Сейчас мы и проверим, внимательны вы или нет. Наше следующее задание «Где нужна большая буква?»

Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе,

Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,

Потерял а (С/с)ережку (П/п)оля.

Ту (С/с)ережку нашел (С/с)ережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (С/с)ережка!

На виду честного (Л/л)юда

Трусит с горки ехать (Л/л)юда,

А у (С/с)ани, а у (С/с)ани

С горки (С/с)ани мчатся сами.

(Я.Козловский)

(17-29 слайды)

Молодцы! А теперь вам предстоит очень сложное задание. Следующее задание называется - «Имена играют в прятки». В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена.

Образец: Наш ш еф им еет большое влияние. (Ефим.)

Карточка 1: 1. Пе ле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы наловили ведр о ля гушек. (Оля) 3. Сно ва ря дом мы идём, песню весело поём. (Варя) 4. А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня) 5. Мой па па вел осипедист. (Павел)

Карточка 2: 1.Я готовился до ма к сим фонии. (Максим) 2. Бабушкины варе ники та кие вкусные. (Никита) 3. Только после смены снимет сталев ар тём ные очки. (Артём) 4. Сло н и на арене цирка мечтает о еде. (Нина) 5. Тру ден и с лишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)

(30-54 слайды)

Последнее задание, которое вам надо выполнить- это разгадать ребусы.

(55 слайд)

    Подведение итогов.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

1 ведущий:

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

2 ведущий:

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)

3 ведущий:

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

1 ведущий:

С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

  • Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  • Как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.

  • На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).

Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Подведение итогов:

    Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:

    Две Анастасии;
    Две Екатерины;
    Два Дмитрия;
    Две Ксении;
    Александр и Александра;
    Две Татьяны.

    (Дети рассказывают о происхождении своего имени)

    • А как называются одинаковые имена? (Тезки)

    Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

    • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
    • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

    Награждение победителей аукциона.

    2 ведущий:

    А что за события обозначают эти даты:

    • 25 января
    • (Татьянин день, День студентов).
    • 14 февраля
    • (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

    (Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)

    Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

    Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

    Вопрос-шутка “Про Женю”.

    Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?

    “Женя в воде в очках”.

    Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).

    Блиц турнир

    Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1.Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Проверка ответов и выявление победителя.

    Учитель: В нашем классе есть редкие имена:

    Евгения – благородная;
    Кристина – христианка;
    Руслан – лев;
    Элеонора – сострадание, милосердие. .

    Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

    Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”

    Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.

    1. “Стюардесса по имени Жанна”.
    2. “Я люблю тебя, Дима”.
    3. “Тома, Тома”.
    4. “Ой, Серега, Серега”.
    5. “Катя, Катерина”.
    6. “Антошка”.
    7. “Я люблю тебя, Марина”.

    Награждение победителей.

    Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

    • Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
    1. Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
    2. Распространенность имени.
    3. Ассоциации, связанные с именем.
    4. Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
    • Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).

    Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

    Конкурс скороговорщиков

    1. Осип осип, Архип охрип.
    2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    3. Кирилл Кире подарил рыбку,

    4. Кира Кириллу подарила улыбку.
    5. У Клары и Валерки
      Вареники в тарелке.

    Показ домашнего задания

    Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

    Все: Ставьте ушки на макушки.
    Слушайте об именах
    Пропоем мы вам частушки
    Все воскликните вы: “Ах!”

    Мальчики:

    Почему сегодня Элла
    На уроке не шумела?
    Подошли мы к ней все близко,
    Зубы склеила ириска.
    В нашем классе никогда
    Не бывает жарко
    Вентилятор заменяет
    Нам вертушка Ларка.
    Разрешила наша Вера
    Поиграть нам с бультерьером.
    Всем, которые играли,
    Потом пальцы пришивали.

    Девочки: Почему перед едою
    Руки нужно с мылом мыть?
    А Андрюша отвечает:
    – Чтоб посуду не грязнить!

    Вова наш на переменке
    Проверял на прочность стенки.
    Так усердно он старался,
    Что весь в гипсе оказался.

    Степан к богу обратился:
    – Просьбу выполни мою,
    Сделай так, чтобы в диктантах,
    “Чу” писалось через “ю”!

    Был наш Петя сорванцом,
    А теперь он стал певцом.
    -Лучше уж частушки петь,
    Чем от критики краснеть.

    Все: Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравиться!
    Мы – народные таланты
    Город нами славится!

    Учитель : Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

    – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

    Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

    Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

    Литература

    1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
    2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
    3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
    4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.

    Цель : создание условий для формирования знаний у каждого учащегося о своём имени, отчестве, фамилии.

    Задачи:

    образовательные:

    ознакомить учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);

    расширить детский кругозор;

    углубить знания из личного опыта детей, “раскрыть” тайны имени ребенка.

    развивающие:

    развивать речь детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развивать логическое мышление

    воспитательные:

    воспитывать коммуникативные навыки детей (внимание друг к другу, умение слушать товарищей).

    Оборудование:

    на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,

    аудиозапись фрагментов песен,

    у каждого ребенка на груди бейдж с его именем.(Ромашка)

    Опережающее домашнее задание:

    выучить стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”;

    расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).

    Ход занятия

    Звучит музыка – мелодия песни «Позови меня тихо по имени» (Группа «Любэ»)

    Организационный момент

    Приветствие детей, гостей.

    Дети садятся по группам:

    1 группа: ИМЯ 2 группа ФАМИЛИЯ 3 группа ОТЧЕСТВО

    Сообщение темы и цели занятия

    Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…

    Отгадайте загадку - что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? (имя).

    Мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен. фамилий. Эпиграфом нашего классного часа будут слова А.С.Пушкина «Что в имени тебе моем? Слайд №1

    Основная часть

    Мы с вами все живем в мире имён.

    Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

    Имя – это не просто слово. Давайте разберёмся.

    Что же такое имя? Как вы понимаете?

    Ответы детей

    Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова. Слайд №2

    Дети работают со словарем, дают определение.

    А как вы думаете, зачем человеку имя?

    За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

    Как вы думаете, что такое Первуня, Ждан, Нечай, Молчун? Это имена. Много лет тому назад можно было встретить людей с такими именами. Первому ребёнку в семье давали имя Первак, второму – Вторуня. Если мальчик родился темноволосым – его называли Черныш, маленького ростом – Малюта, долгожданного ребёнка – Любим, Добрыня, родившегося весной – Вешняк.

    Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают вас всех. Давайте им представимся…

    Ну-ка, Паши, Лены, покажитесь!

    Ани, Маши и Катюши, улыбнитесь!

    Насти и Данилы, поклонитесь!

    Димы, Юли и Серёжи, потянитесь!

    Кирилл, Артём, Максим, Алина, Коля, распрямитесь!

    Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал.

    Дети называют имя и кратко рассказывают о себе.

    Читают по карточкам значение имени.

    У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?

    К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.

    Мое имя Елена. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?

    Дети отвечают: Лена, Леночка

    А теперь вы образуете полные имена от сокращенных ваших имен:

    Аня -> Анна

    Маша -> Мария

    Коля -> Николай

    Игорь -> Эти имена остались без пары. А почему?

    Нина -> Потому что они употребляются только в одной форме.

    А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик имена девочек, а во второй имена мальчиков.

    СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА Слайд №3

    Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.

    Как будет звучать полное мужское имя? - Евгений.

    А женское – Евгения.

    Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример? Слайд №4

    ВАЛЯ -> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА

    САША -> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА

    А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?

    В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.

    Сейчас это имя редкое. А какие редкие имена вы еще знаете?

    А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.

    Конкурс скороговорок

    1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    2. Не любила Мила мыла, мама Милу с мылом мыла.

    3. Ткет ткач ткани на платок Тане.

    Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена.

    Зинаида Александрова “Восемь Тань”.

    Ученица. В первом классе восемь Тань –

    Это прямо наказанье!

    Ведь у них, куда ни глянь,

    Всюду Таня, Таня, Таня!

    Если скажут: “Таня, встань!”

    Сразу встанут восемь Тань.

    А ведь можно очень просто

    Разобраться в новичках…

    Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

    А в нашем классе есть тезки?

    (У нас в классе – Марии -4, Ани –2, Кати -2, Данила -2, Сергей – 2, Павел – 2)

    Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики 4 классов, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.

    Первая ученица. Всего в 4 классах мальчиков.

    На первом месте – имя На втором месте На третьем месте – человека).

    Вторая ученица. Всего в 4 классах девочек.

    На первом месте – имя На втором месте имена На третьем месте).

    Музыкальные загадки

    А теперь у меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и угадывать, о каком имени идет речь в песне

    Дети отгадывают загадки (по группам)

    Посмотрите на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному.

    Лев и лев Слайды №№5-6

    Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.

    Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

    РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ Слайд №7

    Какие ещё вы знаете названия цветов в которых встречаются имена? (Иван-да-Марья, Иван-чай)

    Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

    Конкурс пословиц «В народе говорят» (Работа в группах)

    Дети собирают пословицу

    Не имя красит человека, а человек - имя. (русская пословица)

    Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)

    Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя. (японская пословица)

    Обсуждается смысл пословиц

    Фамилия

    Дети разгадывают ребус « Фамилия » Слайды №№8-9

    Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Фамилия – второе имя человека.

    Работа со словарем - толкование понятия «фамилия» Слайд №10

    Ученик. Обратимся истокам слова: В Древнем Риме слово фамилия означало всех членов той или другой семьи. В дальнейшем оно стало применяться как обозначение родового имения, переходящего от отцов к детям по наследству.

    Ученица. Кем был твой прадед на Руси,

    Свою фамилию спроси.

    Есть в каждом классе Кузнецов.

    Кто прадед Кузнецова?

    Он был из рода кузнецов

    Отец отца отцова.

    У Гончарова прадед знал

    Гончарный круг и глину.

    У Дегтярёва – дёготь гнал,

    В дегтярне гробил спину.

    Быть может юный Столяров

    И с долотом не сладит,

    А прадед был из мастеров,

    Он столяром был, прадед.

    С пилою пильщиков дружил,

    Мял Кожемякин кожи.

    В атаки Воинов ходил,

    Стрельцов сражался тоже.

    Звучат как музыка, как стих

    Фамилии простые.

    Вглядись, и ты увидишь в них

    Историю России.

    А вы задумывались, как произошла ваша фамилия? Какая у неё история?

    Одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).

    А каких писателей однофамильцев вы знаете?

    (Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)

    Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от профессий, от наружности и черт характера, от названий животных или растений.

    Слайды №№11-14 Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, . Виноградов, Мышкин, Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, . Водовозов, Цветков, Дроздов, Носов, Широков

    Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тёзками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить? (Лукина Елена Викторовна, Лукина Елена Анатольевна)

    Отчество

    Правильно, по отчеству.

    Работа со словарем – толкование понятия «отчество» Слайд №15

    Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть?

    Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество

    Рефлексия.

    Дети должны ответить на вопросы: Что нового они сегодня узнали на занятии? Что им понравилось и что запомнилось?

    Некоторые высказывания детей:

    Мне понравился конкурс скороговорок”.

    Я впервые узнал, что означает мое имя”.

    Подведение итогов.

    Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

    Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

    Дети образуют круг, берутся за руки, по очереди называют имя своего соседа.

    Я надеюсь, что с этого дня вы будете называть друг друга только по имени, не будете «фамильничать» и обзываться.

    МКОУ Таловская СОШ

    Классный час на тему :

    «Тайна моего имени»

    в 1 «Г» классе

    Подготовила:

    Перова Ольга Ивановна,

    учитель начальных классов

    2015-2016 учебный год

    Классный час на тему «Тайна моего имени» в 1 классе

    Цель: познакомить обучающихся с историей появления имён, значением своего имени

    Задачи:

    углубить знания детей об именах,

    развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности,

    способствовать сплочению учеников,

    расширить детский кругозор,

    воспитывать в детях положительные качества личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей),

    воспитывать уважение к своему имени и именам других детей.

    Учитель: Отгадайте загадку:

    Принадлежит тебе, а пользуются другие. Имя.

    Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе?

    Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.

    Сегодня – праздник наших имён.

    Давайте, проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно.

    В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце», Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь . Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

    Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения - Добр, Храбр, Смеяна, Умник, время рождения в году - Зим, Вешняк, Мороз.

    Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линёв (от рыбы линь). У Линёва было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линёв, Ерш Линёв, Окунь Линёв и Судак Линёв.

    У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки.

    Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и что-то обозначает.

    Часто имя давали ребёнку по святцам (сборникам имен святых) - какое имя приходилось на день рождения по календарю, то и давали (календарное имя). Родители, как правило, не имели права выбора.

    Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падения. Огромную роль играет значение и тайна имени, то, что в него заложено веками.

    Вы узнаете про значение и тайну имени человека и о том, какое влияние оно оказывает на характер.

    Одно звучание имени даёт большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире.

    Древние мудрецы полагали, что между именем человека, его характером и судьбой существует особая, скрытая связь. Более того - судьба человека предопределена его именем. Некоторые современные психологи исходят, в частности, из того, что имя влияет не только на формирующийся характер, но и поведение в обществе.

    Именная в икторина

    - А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать имя героя.

      Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. (Незнайка )

    2. Эта девочка настолько мала, что в её имени размер её роста. (Дюймовочка)

    3. Эта девочка, которая живёт в стране чудес, подарила своё имя многим современным девочкам. (Алиса)

    4. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. (Гарри Потер)

    5. Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? (Сестрица Алё нушка и братец Иванушка)

    6. Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

    7. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? (Пеппи)

    8. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? (Буратино )

    9. Как звали девочку с голубыми волосами, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

    10. Как зовут красавицу, которая носила лягушачью кожу? (Василиса )

    11. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

    12. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино» ? (Ф ё дор)

      Как зовут девочку, которую обижала мачеха? (Золушка)

      Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

      Былинный богатырь из города Мурома. (Илья)

      Друг Чебурашки. (Гена)

      Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

      Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

      Обладательница цветика-семицветика. (Женя)

      Он попадал в снежное царство. (Кай)

      Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена)

      Имя царевича в сказке. (Иван)

    Блиц турнир

    В этом задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, которые спрятались в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

      Кто принёс куклу из магазина? Ответ: Зина (магаЗИНА)

    2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

    9. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Конкурс «Угадай»

    Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

    РОМАШКА , ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

    Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

    Игра «Имена»

    Я называю букву, а вы как можно больше имен на эту букву.

    Я - Ядвига, Яна, Ян, Янина, Ярослава, Яков

    А - Ариадна, Антон, Анна, Архип

    О – Олег, Осип, Олимпиада

    Кто такие тёзки?

    Как вы думаете, кого называют тёзками? Людей, у которых одинаковые имена.

    Послушайте про тёзок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

    В первом классе восемь Тань –
    Это прямо наказанье!
    Ведь у них, куда ни глянь,
    Всюду Таня, Таня, Таня!
    Если скажут: “Таня, встань!”
    Сразу встанут восемь Тань.
    А ведь можно очень просто
    Разобраться в новичках…

    Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

    А в нашем классе есть тёзки?

    Знакомство со значением имени

    Значение и происхождение: принадлежащий Деметре (греч.). Деметра - одно из наиболее почитаемых божеств Олимпийского пантеона, буквальное значение - мать-земля, олицетворение плодородия.

    В раннем возрасте у Дмитрия часто проявляются внезапные приступы капризности, чередующиеся с бурным весельем. Затем, взрослея, Дима преображается, в нем начинает пробуждаться самостоятельность, граничащая порою со своеволием, сдержанность и спокойствие. Он дружелюбен, незлоблив, однако обида и несправедливость способны привести его в ярость, часто выходящую за разумные пределы. В детстве это нередко выражается в потасовках, которые могут либо закалить характер, либо, как это ни прискорбно, сломать его.

    Имя происходит либо от персидского корня, означающего «солнце», либо от греческого слова «повелитель». Чаще всего Кирилл любит хорошие компании, хотя и предпочитает держаться в них достаточно самостоятельно, и, если что не так, он легко может уйти из нее. При этом уравновешенность с посторонними людьми и семейном кругу иной раз оборачивается излишней строгостью и требовательностью, ведь где-то же ему надо выливать накапливающееся недовольство. Тем не менее, все это наделяет характер Кирилла такими полезными качествами, как способность к терпеливому труду, самостоятельность, завидная работоспособность, умение держаться в коллективе, и многое другое. Главный минус имени - недостаток мягкости и пластичности. Это может привести к чрезмерно болезненному восприятию конфликтных ситуаций, обостряя и без того хорошо развитое самолюбие Кирилла. Обычно Кирилл ценит свою самостоятельность, но нередко люди, соблазнившись его видимой уравновешенностью, пытаются активно воздействовать на него и незаметно наживают себе врага.

    На латыни это имя означает «римлянин», на древнегреческом - «крепкий, сильный».

    В детском возрасте, когда главная задача ребенка состоит в испытании терпения родителей и учителей, Рома может искренне хотеть быть прилежным учеником, но обычно все выходит несколько иначе. Терпеливость, как правило, не входит в число добродетелей Романа, просто подвижная энергия его имени склоняет к подвижности ума, а потому он то и дело рискует отвлекаться, переключая свое внимание с одного на другое. Впрочем, гораздо чаще Рома очень коммуникабелен и легок в общении, что нередко позволяет многим раньше времени записаться к нему в настоящие друзья.

    АНАСТАСИЯ

    Имя Анастасия в переводе с греческого означает «воскресение». Анастасия - это имя-преодоление. Субъективно оно напоминает крутую лестницу, где каждый новый слог - это новая ступень, более высокая, более трудная, и только в конце ровная площадка, на которой наконец-то можно перевести дух и вздохнуть с облегчением. Впрочем, это редко проявляется с самого детства, обычно единственное, где такое качество имени находит свое отражение, - это учеба. Едва ли Ася, или Настя, будет схватывать знания на лету, у нее другой склад ума, которому понять - означает проникнуть в самую суть, разложит» все по полочкам. Зато и знания, дающиеся таким нелегким путем, часто оказываются более глубокими. В общении с Анастасией не следует забывать, что если она называет себя Настей, то все вышеназванные черты характера у нее заметно сглажены. И еще: когда Анастасия спокойна и уравновешенна, ее интуиция способна проникнуть в самые глубины вашей души.

    В переводе с древнееврейского - "Божий суд".

    Даниил - спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры. Общителен, постоянно окружен друзьями. Даниил не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит, и зла долго не помнит. Рожденные зимой Даниилы всегда талантливы и добиваются многого в жизни. Осенние Даниилы расчетливы, несколько эгоистичны. Осваивают самые разнообразные профессии.

    Работа в группах

    Мы часто в обращении друг к другу искажаем имена (Лёха, Танька и т.д.)

    Нравится ли вам, когда так к вам обращаются?

    А теперь, наоборот, мы будем придумывать уменьшительно-ласкательные варианты имени.

    Задание: на партах ромашки, на каждом лепестке напишите варианты своего имени. Вспомните, как вас называют по-ласковому близкие.

    В. Агапов «Дорожите именем своим»

    Дорожите именем своим

    Имена даются не случайно…

    В них простая маленькая тайна.

    Дорожите именем своим!

    Ах, как много ласковых имен

    У мальчишек в школе и девчонок!

    Вечерком и утречком, спросонок

    Слушайте их звонкий перезвон:

    Света, Миша, Машенька, Максим…

    Никого, друзья, не обижайте…

    Дорожите именем своим!

    Работа с пословицами

    В народе говорят:

    Не имя красит человека, а человек - имя (Русская пословица)

    Лучше глаз лишиться, чем доброго имени (Русская пословица)

    А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

    Объясните смысл пословиц.

    Рефлексия

    Что нового сегодня узнали на классном часе?

    Что понравилось и что запомнилось?

    ТВОЕ РУССКОЕ ИМЯ

    Важнейшим элементом культурной традиции является имя человека. Оно в последнее время подвергается уродливым трансформациям. Классный час, посвященный рассмотрению традиций, связанных с именем, представляется мне весьма актуальным. Разговор ведется в форме круглого стола, учитель-ведущий лишь направляет его, Словосочетание «русское имя» в названии классного часа подразумевает не само имя человека, которое по происхождению может быть греческим, римским, еврейским, а русскую форму полного имени: фамилия, имя, отчество.

    Цели : расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа, способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода, побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

    Предварительная работа с детьми

    Распределить материал информационного блока (6 учеников).

    Чтобы обеспечить всех выступающих текстами, достаточно сделать одну ксерокопию данного сценария (только информационный блок) и разрезать ее на фрагменты.

    Оформление

    Церковный календарь, фотографии православных храмов, иконы святых.

    План классного часа

      Интерактивная беседа.

      Игра «Эстафета имен».

      Информационный блок.

    «Что такое именины?»

    «Значение имени».

    «Имена, ставшие знаменитыми».

      Заключительная беседа «Дорожи своим именем».

      Поздравление именинников.

      Подведение итогов.

    Ход классного часа

    I. Интерактивная беседа

    Классный руководитель . Я прошу выйти к доске (фамилии трех учеников).Три ученика выходят к доске.

    Напишите, пожалуйста, на доске свои имена.Дети записывают имена.

    (Читает имена.) Какие красивые у вас имена! Что вам больше нравится: когда к вам обращаются по имени или по фамилии? Дети отвечают.

    Спасибо, (называет всех по именам ), садитесь, пожалуйста, на свои места. Дети садятся.

    (Обращаясь к классу.) Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени? Как в нашем классе все обращаются друг к другу?

    Примерные ответы детей:

    Приятно, когда называют по имени, но так делают только дру­зья, а остальные обращаются по фамилии.

    Многие мальчики присваивают девочкам прозвища, коверкают фамилии.

    Девочки тоже любят давать ребятам клички, дразнят всех.

    Некоторые учителя называют всех по именам, таких учителей все уважают.

    Классный руководитель . С рождения всю жизнь звучит

    для нас наше ИМЯ, оно - часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека - это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.

    II. Игра «Эстафета имен»

    Классный руководитель . Ребята, ученые заметили, что, ко­гда человека часто называют по имени, он чувствует себя увереннее, спо­койнее. Когда к нему редко обращаются по имени, он чувствует себя не­комфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Эстафета имен». За­дача этой игры - громко назвать человека по имени. Сначала я обра­щаюсь по имени к первому ученику за первой партой. Он называет имя своего соседа, сосед называет имя того, кто сидит у него за спи­ной, тот вновь передает эстафету к соседу. Так, двигаясь по цепочке, змейкой, эстафета имен дойдет до последнего ученика. Он называет мое имя, и эстафета заканчивается. Внимание, начали!

    Дети называют друг друга по именам, учитель помогает, подсказывая, кто должен отвечать следующим.

    Классный руководитель . Какие у вас были добрые, умные лица, когда вы слышали свои имена!

    Я надеюсь, что даже те, кто забыл имена одноклассников, наконец-то их вспомнили и в нашем классе все будут обращаться друг к другу только по имени.

    III. Информационный блок

    «Что такое именины?»

    Классный руководитель . В последнее время взрослые все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причём по сокращенному - Катя, Саша, Дима... Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.

    Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь. И наш разговор мы начнем с праздника, который называется именины или День ангела.

    О значении этого праздника расскажут (имена, фамилии).

    Ученик 1 . С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось, что имя определяет судьбу, от имени зависят счастье, успех, здоровье. В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которая выделяла его по каким-то | признакам из семьи, из рода. Детей называли Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Добр, Храбр, Горд, Молчун, Первый, Второй, Ждан, Меньшой, Старшой. Но после принятия христианства эта традиция исчезла.

    Ученик 2. Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Однако если рассматривать русскую православную традицию, то в соответствии с ней родители выбирают имя ребенку в специальном календаре, который называется «Святцы». Каждая дата в этом календаре связана с именами святых, память которых празднует в этот день Православная Церковь. Всего в «Святцах» 2500 святых. Однако имен меньше - 900 мужских и 250 женских.

    Ученик 1. Родители смотрят, память какого святого отмечается в день рождения их ребенка. Именем этого святого и называют дитя при крещении. Бывает и по-другому: если в семье очень любят кого-либо из святых и часто ему молятся, то, в знак почтения к нему, называют его именем ребенка. Тогда день рождения может не сов­падать с именинами.

    Ученик 2 . Именины - это день, когда в церкви отмечается память одноименного святого. День именин еще называют Днем ангела. Ангел-хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Они молятся за него и всегда готовы прийти ему на помощь. И православные постоянно обращаются к своим защитникам с молитвами. Чтобы показать любовь к своему святому, православные люди стараются достать икону своего святого, узнать о его жизни и под вигах, подражать ему. Для православного человека его святой - не только покровитель, но и образец для подражания.

    «Значение имени»

    Классный руководитель . Спасибо, говорят, что даже значение имени накладывает свой отпечаток на характер человека. Например, имя «Наталия» означает «естественная», «спокойная». Наталье не к лицу капризничать и кривляться. Имя «Ирина» означает «тишина». Ирина не будет кричать и скандалить, ей свойственны душевное равновесие и мир. Александр - «защитник людей». Такой не будет унижать слабых, заступится за обиженных. Светлана - одним именем своим дарит людям свет и тепло. Видите, сколько хороших имен? О значении некоторых имен нам расскажут (имена, фамилии учеников).К доске выходят 2 ученика.

    Ученик 3 . Значение своего имени каждый может узнать из спе­циальных словарей, например, «Словарь русских имен» А.В. Суперанской, «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского и других.

    Ученик 4 . Большинство русских людей сейчас носит христи­анские имена. Это имена греческого, римского, древнееврейского происхождения. Это имена святых, которые есть в святцах. Вот что мы узнали о значении некоторых имен.

    Ученики по очереди читают список имен своих одноклассников, дают толкования.

    Александр - защитник мужей, мужественный. Алексей - защитник.

    Анатолий - восточный. Анастасия - воскресшая.

    Андрей - храбрый. Анна - миловидная, грациозная.

    Антон - состязающийся, соревнующийся. Валентин - здоровый.

    Валерий-добрый. Василий - царский.

    Вера - победа. Виктор - победитель.

    Виталий – жизнерадостный. Галина - тишина, кротость.

    Геннадий – благородный. Георгий - земледелец.

    Дмитрий - плодородный. Евгений- благородный.

    Екатерина - чистая, непорочная. Елена ~ Избранная

    Елизавета - почитаемая Богом. Зинаида - божественная.

    Зоя - жизнь. Кирилл~ маленький господин.

    Иван -дар богов. Ирина~ тишина, мир.

    Константин - постоянный. Ксения - гостеприимная.

    Лариса - чайка. Леонид - подобный льву.

    Максим - величайший. Маргарита - жемчужина.

    Марина - морская. Мария - госпожа.

    Михаил – подобный Богу. Надежда - надежда.

    Наталья - естественная, природная. Никита - победивший.

    Павел - малыш. Петр - камень.

    Раиса - беспечная, легкая. Роман - римлянин, римский.

    Сергей - высокочтимый. София - мудрая.

    Татьяна - устроительница, учредительница. Федор - дар Бога.

    Ученик 3 . Среди христианских имен встречаются и славянские, например: Владимир, Борис и Глеб. Это имена русских князей, кото­рые стали первыми русскими святыми.

    Ученик 4. Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились имена Вячеслав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Ярослав.

    Ученик 3. Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки.

    Ученик 4. Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек - имя».

    Ученики садятся на свои места.

    «Имена, ставшие знаменитыми»

    Классный руководитель . Спасибо, действительно, бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах. Об этом нам рассказывают (имена, фамилии учеников). К доске выходят 2 ученика.

    Ученик 5. Был когда-то недалеко от Лондона постоялый двор, который содержал ирландец Хулиган. Своим скандальным характером, грубостью и невоспитанностью Хулиган и его семейство чинили людям много неприятностей. Вот и прославили свое имя: «хулиганами» стали называть всех, кто нарушает общественный порядок.

    Ученик 6 . Дурную славу своему имени принес и житель горо­да Эфеса Герострат. Чтобы прославить себя, он сжег одно из 7 чудес света - храм Артемиды Эфесской. Так он и вошел в историю: «геростратами» называют теперь честолюбцев, которые хотят добиться славы любым путем.

    Ученик 5 . В Евангелии рассказывается о жестоком древнеиудейском царе Ироде. С этим именем связано убийство младенцев, казнь Иоанна Крестителя, издевательства над Иисусом Христом. С тех пор мучителя, изверга, тирана в народе часто называют «ирод».

    Ученик 5 . Но все же больше в истории тех, кто прославил свое имя добрыми делами. Все знают сейчас, кто такой меценат. Это чело­век, который жертвует деньги на развитие науки, искусства. А ведь римский патриций Гай Цильний Меценат, жил в I веке до нашей эры! Он был покровителем поэтов Вергилия и Горация, которые просла­вили его имя на века.

    Ученик б . Римский император гай Юлий Цезарь прославил свое имя, как никто другой. По его имени словом «цезарь» (в рус­ском варианте «царь») стали называть всех римских императоров и вообще монархов.

    Ученик 5 . Искусные мастера прославили себя своими делами. Есть такая хлопчато-бумажная ткань - «батист» - необыкновенно гонкая и прозрачная. Такую умел делать только замечательный мастер Батист Шомри, который жил во Франции в XIII веке. Имя мастера давно бы забыли, если бы не его прекрасная ткань.

    Ученик 6 . Гобелен - «стенной ковер с вытканными узорами» - плотная декоративная ткань с вытканными узорами» - происходит от фамилии красильщиков Гобеленов, живших в X веке.

    Ученик 5 . Многие ученые оставили свое имя в науке: ампер, джоуль, герц, ом - в этих физических единицах увековечили свои имена ученые-физики.

    Ученик 6 . Немецкий инженер Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания и дал ему свое имя.

    Ученик 5 . Наган, маузер, кольт - названия всех этих пистолетов - от фамилий их изобретателей, так же, как и наш самый лучший в мире автомат, который все зовут просто «Калашников» или «калаш».

    Ученик 6 . А сколько имен на географической карте! Это имена сильных, мужественных людей. Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскин, Санкт-Петербург, Хабаровск - тысячи первопроходцев, строителей оставили свои имена на карте.

    Ученик 5 . Хороших имен в истории гораздо больше, чем плохих.

    Ученик 6 . От каждого человека зависит, какую память о себе он оставит.

    IV. Заключительная беседа «Дорожи своим именем»

    Классный руководитель . Спасибо, очень ценная и поучительная информация.

    Ребята, в соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку с крещением, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии. Как вы думаете, почему нужно дорожить своим именем? Примерные ответы детей:

    Нужно уважать память святого, имя которого ты носишь.

    Нужно дорожить честью своей семьи.

    Потому что по твоим поступкам судят о твоей семье.

    Чтобы родителям не было за тебя стыдно.

    Чтобы твои потомки не стыдились тебя.

    Классный руководитель. А как вы понимаете слова: «Че­ловек уронил свое имя»?

    Примерные ответы детей:

    Совершил преступление, опозорил свою семью.

    Обманул, схитрил, предал.

    Совершил что-то такое, из-за чего люди перестали ему доверять.

    Классный руководитель . Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?

    Примерные ответы детей :

    Конечно, имеет. Нужно беречь честь своего имени, своей семьи смолоду, потому что от этого зависит твоя репутация.

    Если в молодости вел себя подло, бесчестно, тебя никто не будет уважать и в старости.Кто в молодости оступился, потом может всю жизнь об этом жалеть.

    Классный руководитель . Действительно, дорожить своим имением должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом очень трудно. Я желаю всем вам беречь свое доброе имя.

    V. Поздравление именинников

    Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорили об именинах. Давайте посмотрим в церковный календарь, кого мы можем поздравить сегодня с Днем ангела?

    Дети смотрят в календарь, называют имена.

    Дорогие наши именинники! От всей души поздравляем вас с Днем ангела. Дай Бог вам всем доброго здравия, мира душевного, сил и тер­пения!

    Классный руководитель . Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? С чем, может быть, не согласились?

    Примерные ответы детей:

      Узнала о значении своего имени. Мне кажется, оно соответ­ствует моему характеру.

      Узнал о том, как люди смогли прославить свое имя.

      Узнал о том, чем именины отличаются от дня рождения.

      Задумался о том, что значит мое имя, подходит оно мне или нет.

      Со всем согласен, своим именем нужно дорожить.

      Не согласен, что одним плохим поступком можно опозорить свое имя. Всегда можно исправиться, попросить прощения.



    Статьи по теме: