Классный час стать счастливым. Классный час на тему "что значит быть счастливым человеком"

Классный час «Счастье - жить».

- Давайте поговорим немного о счастье. - Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этим пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. - А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается? - Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы?

Каждый человек- это определенная нота, в которую в нас заложила судьба. Мысли человека - еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит - это и называется счастьем.

Тренинг для учеников. Представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его. Я буду задавать вопросы о счастье, а вы - отвечать. Как оно выглядит, форма? Какого оно цвета? Что вы ощущаете, прикасаясь к нему? Какой оно излучает аромат? Какое оно на вкус? (Определения учащихся записываются на доске, затем делается вывод, например, Счастье - желтый вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое и т.д.)

- Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

- Ваше отношение к принципам счастливого человека:

    Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

    Счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески.

    Счастье - в преодолении себя, в самосовершенствовании.

    Счастье - в общении с друзьями и родными.

    Счастье - иметь все необходимое для интересной жизни.

    Счастье - жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

    Счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.

Счастливый человек заметно отличается от окружающих –

он улыбается,

он «светится»,

у него всё, за что он берётся, получается.

Более того, ему хочется, чтобы и другие были счастливы.

- А теперь давайте попробуем отгадать, о чем или о ком идет речь? - Она ничего не стоит, но многое дает. - Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. - Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. - Никто не богат настолько чтобы обходится без нее и нет такого бедняка, который не стал бы богаче? (Улыбка) - Обратите внимание на фразу, которая служит кодексом психологов всего мира "Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам”. А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вдохновите друг друга . Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье.

    "Счастлив тот, кто считает себя счастливым”.

(Г. Филдинг)

    "Поверь мне - счастье только там где любят нас, где верят нам”.

(Лермонтов)

    "Здоровый нищий счастливее больного короля”. (А. Шопенгауэр)

- Для меня здоровье, здоровый образ жизни – это счастье. Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас . Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни. - А что нужно сделать для ЗОЖ? Прочитайте в анаграмме. " П Д О Р И Ж У С Ь О С О П Т О С Р М! ” (Подружись со спортом!) - Давайте ответим на вопрос: «Что такое спорт и что он дает человеку?» Ответы учащихся:
    Спорт – это движение. Спорт – это красота тела. Спорт – это здоровый дух. Спорт – это здоровое соперничество. Спорт оберегает от вредных привычек, и отвлекает от плохих поступков. Спорт дисциплинирует и организовывает. Спорт дает испытать радость победы, достигнутой благодаря воле, труду и таланту. Спорт вырабатывает характер. Спорт помогает чувствовать себя бодрым, здоровым и энергичным. Спорт помогает обрести уверенность в себе. Спорт – это жизнь.
- 30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день. - Недаром говорят: «Будешь заниматься спортом – будешь красивым». - Вы молоды. Жизнь прекрасна. Настроение у вас хорошее? А хорошее настроение – это тоже залог здоровья. Поэтому, я предлагаю всем вместе позабавиться. Забава первая – «А ну, попробуй!» Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони большой палец. Остальные пальцы должны быть развернуты. А теперь прижмите мизинец. Получилось? Не тут-то было! Забава вторая – «Отдай честь!» Отдай честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!»
Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
- Сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. - Сейчас я хочу провести среди вас анкету, а вы в зависимости есть у вас это качество или нет, ставите "плюс” или "минус”. Вопросы анкетирования: - Мне приятно и радостно ходить в школу. - Меня ничто не раздражает. - Я чувствую прилив сил. - Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать. - Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам. - Я ощущаю себя счастливым человеком. - Дома после школы я чувствую приятную усталость. - У меня есть несколько близких людей и много хороших знакомых. - Люди любят приходить ко мне в гости. - Я не обижаюсь когда надо мною по доброму подшучивают. - Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоится, и если он захочет меня выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения. - Я не таю обиды на людей и не держу на них зла. - Я верю в красоту, добро и разум. - Поздравляю тех у кого больше плюсов, значит у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.
Давайте подведем итоги нашего классного часа. - Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. Вот они: - Делай добро! - Люби и прощай людей! - Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе. - Найди свой смысл жизни. - Бойся обидеть человека. - Умейте дарить людям радость. - Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям. Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.”(И. Беляева)

Тема : Научись быть счастливым

Задачи : расширение знаний учащихся по теме; показать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни; дать практические навыки и советы; воспитывать чувство оптимизма, любви к жизни, уверенности в себе; развивать творческие способности.

Подготовительная работа : работа с дополнительной литературой по теме; подготовка и распечатка анкет и рекомендаций; творческие задания учащимся; подготовка видеоматериалов; оснащение техническими средствами; собеседование с психологом и школьным врачом; подбор литературы по теме.

Участники: учащиеся; классный руководитель; психолог; школьный врач.

Ход мероприятия

Хочешь быть счастливым — будь им.

Козьма Прутков

Классный руководитель . Ребята, сегодня мы начинаем свой классный час не совсем обычно. У Саши М. день рождения. Прими, Саша, наши поздравления и самые добрые пожелания. Чего же мы пожелаем?

(Учащиеся вручают сувениры, поздравляют и говорят свои пожелания.)

Классный руководитель. Я не знаю, заметили ли вы, но среди всего сказанного чаще всего прозвучали слова «здоровье и счастье». Обычно понятие «счастье» трактуют как состояние человека, «которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего назначения». А что вы можете сказать об этом состоянии?

Учащийся. Считаю, что когда человек достигает чего-то сильно желаемого, у него возникает особое психическое состояние, он переполнен положительными эмоциями.

Да, я добился, я достиг.

Вот он, счастливый этот миг.

Все, что задумал, будет в моей власти...

Я просто переполнен счастьем!

Психолог. Значит, ты считаешь, что счастье — это прежде всего наши эмоции? Конечно, наша жизнь, наша деятельность просто немыслима без эмоций. Представьте себе человека, лишенного эмоциональной жизни. Кто это будет? Робот? В эмоциях и чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как и насколько эти потребности удовлетворяются. Человек пристрастно переживает жизненный смысл явлений и ситуаций. Умственное развитие человека, его нравственная чуткость и общая культура определяют глубину переживаемого чувства счастья, его эмоциональный накал. А как вы понимаете слова о том, что счастье бывает «просто разного роста»?

Учащиеся:

— Оно действительно «разного роста» в зависимости от человека. Потому что кто-то бывает счастлив, когда реализует только свои личные цели (к сожалению, иногда даже низменные), а другой человек - когда делает счастливыми своих родных, близких, друзей и т.д.

— Думаю, что каждый человек вкладывает в понятие «счастье» именно то, чего ему в этой жизни недостает, что пока для него недоступно, к чему он стремится и душой, и умом. А при достижении цели приходит чувство удовлетворения. Ум констатирует факт достижения желаемого, напряжение чувств и нервов ослабевает. Так что я думаю, что счастье — это расслабление нашей нервной системы.

— Я не согласна с тобой, потому что знаю, что некоторые люди счастливы только тогда, когда ставят перед собой все новые и новые цели. Проще говоря, находят для себя новые заботы, а значит, их счастье — в постоянном труде ума, сердца и чувств. О каком расслаблении тут может идти речь? Счастье таких людей в постоянной деятельности.

Классный руководитель. Счастье человека зависит от размеров той цели, которую он ставит перед собой, от значения этой цели и от желания быть счастливым. Это своеобразная награда, которая ожидает человека на непростых дорогах жизни. С детских лет человек стремится пережить чувство счастья. Стремясь к нему, он преодолевает преграды жизненного пути, мобилизует свои силы, идет по жизни целеустремленно и уверенно.

Но счастье — это не простое и беззаботное переживание эмоционального удовольствия. Это прежде всего поиск смысла жизни, огромный труд, а также концентрация всех душевных сил. Все мы стремимся к счастью. Почему же некоторые из нас, те, которые здоровы, благополучны в семейной жизни, материально обеспечены, чувствуют себя несчастливыми? Что бы вы сказали таким людям?

Учащиеся:

Уверена, это потому, что вам все досталось в этой жизни слишком легко. Хватит быть «везунчиком». Поставьте перед собой цель посложнее и добейтесь ее, прилагая максимум усилий, умственных или физических. Уверена, что, добившись цели тяжким трудом, вы таки почувствуете этот эмоциональный накал чувств, именуемый счастьем.

— Вы просто не умеете быть счастливым. Или вы слишком плачетесь над собой, или вам просто нравится быть несчастным.

Ты хочешь счастье ощутить?

На обездоленных взгляни...

Смотри, учись и им завидуй,

Могут быть счастливы они.

Собрав в комок и ум, и волю,

Не проклиная жизнь и долю,

Они и в спорте, и в науке,

Нет места боли, даже скуке.

А ты здоровый, умный,

Кто призван жить, творить,

Позволил себе роскошь

Несчастным в жизни быть...

— Наверно, вы часто повторяете фразу «Счастье — это когда тебя понимают». А вас не понимают, и вы несчастны? Ну и что бы было, если бы все друг друга понимали? Вы бы лишились роскоши общения и прекрасных собеседников. Это замечательно, что вас кто-то в чем-то не понимает. Объясняя и доказывая, вы активизируете свой ум, совершенствуете свою речь. Радуйтесь и будьте счастливы, потому что в это время вы обладаете самой большой роскошью на земле - роскошью общения.

Говорят, что чувство счастья особенно хорошо знакомо тем людям, которые хотя бы раз пережили несчастье. Я вам такого не желаю. Задумайтесь над этим. И просто живите, радуясь солнцу, свету, здоровью, друзьям, жизни.

Классный руководитель . Человек обладает многими талантами, но у некоторых этот талант особый. О таких людях говорят, что у них просто божий дар - быть счастливыми. Это обычно хорошо сложенные и симпатичные люди; они излучают тепло и свет. С ними легко, уютно, потому что их доброжелательность, уравновешенность и хорошо развитое чувство юмора располагает к ним людей; они передают вам веру в добро и жизнерадостность. Рядом с ними начинаешь думать, что счастье дается человеку просто, оно ему присуще.

Но ведь достаточно и таких людей, которые добились своего счастья в жизни именно через какое-то несчастье, неудачу (например, иногда, лишившись работы, человек находит другую сферу деятельности и реализует себя со значительно большим успехом). Как тут не сказать: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Значит, счастье не просто дается, а создается? Для него нужен ум не в обычном понимании этого слова. Ум души — вот что важно для того, чтобы быть счастливым. Так что же это за люди, которые обладают умом души, позволяющим им быть счастливыми?

Учащиеся:

— Я знаю, что некоторые люди не задают себе вопрос: «Счастлив я или нет?» Они просто живут, работают, общаются с друзьями, любят своих родных и т.д. Этим они счастливы. И думаю, что вопрос о счастье просто привел бы их в недоумение. Уверен, что они бы подумали или сказали:

Я живу, работаю, творю.

Я рассвет встречаю и зарю...

В этой жизни столько в моей власти.

Жив, здоров, — и значит,

Уже счастлив!

— Многие из нас хорошо знают такое пожелание: пусть ваши желания совпадают с вашими возможностями. Думаю, что именно таким образом люди желают друг другу счастья. Потому что счастливы бывают именно те люди, которые хотят то, что они имеют или то, что они смогут иметь в будущем благодаря своему труду, уму, упорству и т.д. Уверен, люди, которые благоразумно соизмеряют свои желания и возможности, счастливы. Их не съедает чувство неудовлетворенных амбиций и черной зависти (именно черной, а не белой; потому что белая зависть способствует добрым и великим делам, помогает двигать прогресс; человек говорит себе, что если смогли другие, значит, сможет и он; и у многих так и получается!).

— Счастливы натуры деятельные, не знающие скуки. Такие люди просто не умеют скучать. Они просто не понимают, что кому-то может быть скучно в этой жизни. И счастливы, потому что их душа трудится «и день и ночь, и день и ночь».

— Есть люди внутренне свободные. Естественно, что в жизни у них есть определенные обязанности. Но эти обязанности их не сковывают, не довлеют над ними, не делают их привязанными к делу. Есть у них и свои привязанности, но они не делают их зависимыми. Часто такие люди пишут стихи, оценивая себя довольно строго и справедливо. Счастливые люди — не обязательно поэты, они являются поэтами жизни, потому что умеют видеть в ней прекрасное, оценить это прекрасное и радоваться ему и уже от одного этого быть счастливыми.

— Счастлив и тот, кто не злопамятен. Такие люди обычно глубоко убеждены в том, что они имеют право на ошибку и прощение. Такое же право они предоставляют и другим. Обычно эти люди искренни, не обвиняют в чем-либо ни себя, ни других.

— Считаю, что счастливы те, кто умеет просто любить, не терзая свою душу отсутствием чувства взаимности.

— Счастливы те, кому присуще умение быть в душе глубоко благодарными другим людям за помощь, поддержку и т. д. (а наличие внешней благодарности происходит уже от состояния внутреннего душевного чувства).

Классный руководитель . К какому же выводу подводят нас все ваши высказывания?

Учащиеся:

— Счастье — это состояние внутренней эмоциональной удовлетворенности.

— Счастье земное - оно многолико.

— Счастье - это умение не обращать внимания на досадные «мелочи» жизни.

— Мы знаем известное изречение из «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга...», но каждый счастливый человек счастлив по-своему.

— А я хочу сказать, что не так просто понять, что же все-таки оно есть это счастье. Медики и психологи заняты больше изучением проблем людей несчастливых. А о счастливых пишут мало, разве только в художественной литературе. Но там это явление преподносится больше как факт. Я почти не встречал в печати статей или явных высказываний людей о том, что они счастливы. Такие люди пишут и говорят о себе очень мало. Но мы же не думаем, что их нет. Уверен, что это далеко не так. Иначе бы жизнь была совсем другой. Возможно, что когда что-то очень значительное и красивое произойдет в моей жизни, я все почувствую сам и не стану задаваться вопросом, что же такое счастье.

Психолог. Ребята, а умеете ли вы быть счастливыми? (Предлагает поработать с тестом «Вы умеете быть счастливыми?»)

Инструкция. На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой вы задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли вы к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо 0 очков

б) все было скорее хорошо, чем плохо 1 очко

в) все было отлично 2 очка

2. В конце дня вы обыкновенно:

а) недовольны собой 0 очков

б) считаете, что день мог бы пройти лучше 1 очко

в) думаете: «Все было отлично» 2 очка

3. Когда вы смотрите в зеркало, то думаете:

а) «Могло бы быть и лучше!» 0 очков

б) «А что, совсем не плохо!» 1 очко

в) «Все прекрасно!» 2 очка

4. Если вы узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, то думаете:

а) «Ну, мне-то никогда не повезет!» 0 очков

б) «А, черт, почему же не я?» 1 очко

в) «Однажды так повезет и мне!» 2 очка

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо трагическом происшествии, говорите себе:

а) «Вот так однажды будет и со мной!» 0 очков

б) «К счастью, эта беда меня миновала!» 1 очко

в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!» 2 очка

6. Когда вы пробуждаетесь утром, чаще всего:

а) ни о чем не хочется думать 0 очков

б) взвешиваете, что день грядущий вам готовит 1 очко

в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы 2 очка

7. Думаете о ваших приятелях:

а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы!» 0 очков

б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они очень терпимы!» 1 очко

в) «Замечательные люди!» 2 очка

8. Сравнивая себя с другими, находите, что:

а) «Меня недооценивают» 0 очков

б) «Я не хуже остальных» 1 очко

в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!» 2 очка

Обработка результатов

Посчитайте общую сумму набранных баллов и сравните результат с интерпретацией.

17—20 очков. Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?

13—16 очков . Наверное, вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с вами удобно.

8—12 очков. Счастье и несчастье для вас выражаются формулой: «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, стараетесь не пасовать перед трудностями, встречаете их стоически, опираетесь на друзей, не оставляете их в беде.

0—7 очков. Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби».

(Впоследствии результаты теста (по желанию ребят) могут быть использованы для коррекции вопросов воспитания, поведения, собеседований и консультаций.)

Классный руководитель. Ребята, а что для вас счастье? Когда и почему вы его чувствуете? Может быть, те, кто обнаружил, что умеет быть счастливым, поделятся с нами своими мыслями?

Учащиеся:

— Я счастлив, когда наступает взаимопонимание. Не всепонимание, а именно взаимопонимание, когда я и мой собеседник можем найти компромисс в спорных вопросах, которые очень важны для нас обоих. Нет конфликта — нет обиды. Приходит чувство удовлетворения, а значит, и минуты счастья. Я пока нахожу свое счастье в друзьях и общении с ними. И хотела бы выразить это такими словами:

В вас, друзья, нахожу я

И надежду, и радость.

Перед вами открою

Свою душу и слабость.

Только б были вы рядом,

Чтоб могла опереться,

Только б билось подольше

Ваше чуткое сердце!

Позовите, я тоже

Ринусь в помощь, как в битву.

Постараюсь и делом,

И душой, и молитвой.

А я всегда чувствую себя счастливым человеком, когда после трудовой недели наша семья отдыхает на природе. Стряхнешь с себя городскую пыль и заботы, увидишь рассвет и закат, подумаешь: «Как же я счастлив, что вижу всю красоту твою, Земля!» И станет так хорошо, что хочется говорить стихами:

Когда на зорьке розовой

Встаешь ты, умываешься,

То шелестом березовым

Природа отзывается.

И рощей соловьиною,

И капелькой дождя

Весь мир тебя приветствует,

Ликуя и любя.

Потом — поярче солнышко

И пенье птиц звенящее —

Вот где минуты радости

И счастье настоящее.

Хороший клев на зорьке,

Парное молоко,

И елки в хороводе,

И дышится легко

Я миром восхищаюсь,

Смотрю и вдруг немею.

Как здорово, что видеть

Всю красоту умею!

А ты все дома, мрачен?

Считаешь неудачи?

Поверь, все в твоей власти:

Успех и даже счастье!

— Когда я чувствую, что кто-то нуждается во мне, что моя помощь будет необходимой и полезной, тогда я чувствую себя счастливой. Здесь, конечно, не обходится без чувства собственной значимости. И еще того, что благодаря мне человек может избежать каких-то неприятностей.

— Мне нравится, когда дома прислушиваются к моему мнению. Да, такие минуты я могу считать счастливыми, потому что меня принимают всерьез, а не смотрят, как на несмышленую девчонку. Я знаю, что проблемы взаимопонимания с родителями есть у некоторых моих одноклассников, и они от этого несчастливы.

— Мой дядя, побывавший в районе боевых действий и потерявший там руку, говорит, что нет большего счастья, чем просто жить без выстрелов. А я, много услышавший и узнавший о том страшном времени, склоняюсь к тому же мнению. Жизнь без войн и насилия, жизнь без выстрелов — вот оно, счастье!

— Может быть, когда у тебя в жизни все ладно, ты просто не осознаешь, насколько ты счастлив. Думаю, что я счастлива, потому что меня любят и понимают.

— До маминой операции я просто жила. А вот после того, как нам объявили, что все завершилось успешно, что такое — слезы радости и счастья.

— А я хочу быть счастливым от признания моих успехов не только близкими мне людьми, но и всей страной. Будьте уверены, я добьюсь именно таких минут счастья.

— Раньше мне казалось, что самовоспитание — это что-то из книжек и разговоров на классном часе. Но, наметив для себя программу и добиваясь пока еще хоть и небольших, но побед, я бываю безмерно счастлив, всякий раз повторяя: «Я человек. И я это смог сделать».

— Счастье - это когда у тебя есть ум и здоровье. Разумно пользуясь тем и другим, человек может добиться многого в жизни и стать счастливым.

— Но ведь добиться многого в жизни — это еще не гарантия вашего личного счастья. Поэтому буду счастлива любить и быть любимой.

— Не могу сказать, что я не счастлив сейчас. Бывают минуты радости и огорчений. Все вперемешку в этой жизни. Но по-настоящему я буду счастлив только тогда, когда добьюсь осуществления своей заветной мечты. К этому я иду уже несколько лет. И надеюсь, что, осуществив мечту, я смогу доставлять радость и счастье другим людям. А вообще я считаю, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он осуществит свое, именно ему присущее, назначение на Земле.

(Не ожидайте, что души и мысли всех ребят распахнутся перед вами в рассказах. Поэтому можно предложить им следующие задания.)

Психолог. Ребята, а в каких тонах, какими рисунками или символами вы бы смогли передать чувство счастья?

Учащиеся рисуют:

— ярко-красное солнце;

— зелено-желтое поле;

— голубые и розовые облака;

— восклицательный знак;

— поднятый большой палец руки и т.д.

Позже психолог окажет помощь классному руководителю, охарактеризовав «счастье ребят его класса».

Классный руководитель . Можно ли научить человека быть счастливым? Думаю, что нельзя. А можно ли человеку научиться быть счастливым? Уверена, что можно. Для этого надо осознать важность того, что мы думаем. Чтобы научиться быть счастливым, надо выбрать правильное умонастроение, и тогда мы сможем решать все свои проблемы. Вот как выразил эту мысль великий римский правитель и философ Марк Аврелий: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Наше состояние зависит от того, какие мысли (печальные, грустные, страх, жалость и т.д. или счастливые) посещают нас. У нас, конечно, могут быть проблемы, но, решая их, мы должны иметь положительное отношение к миру. Ведь настроение нашего ума оказывает огромное влияние на наше психическое и физическое здоровье.

(Все смотрят отрывок из видеофильма о силе внушения «Психология силы». Испытуемым под влиянием гипноза внушают, что они слабы; затем — очень сильны. Физическая сила увеличивается почти на 50%. Школьный врач комментирует просматриваемый сюжет.)

Классный руководитель . Измените образ своих мыслей и вы сможете стать счастливым человеком. Ведь, как писал Р. Эмерсон: «Никто не вселит в твою душу мира, кроме тебя самого». А вот высказывание великого французского философа М. Монтеня: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит». А ведь эта оценка зависит только от нас самих. Не сидите и не оплакивайте свои неудачи. Хотя естественно, что от печали к веселью перейти не так-то просто. Но попытайтесь изменять свои действия. Начинайте двигаться, расправьте плечи, глубоко вздохните, улыбнитесь, помогите себе воспрянуть духом. Подумайте о том, что жизнь продолжается. И впереди вас ожидают радости и победы. Разумеется, что вам потребуются определенные усилия. Но последующий жизненный комфорт того стоит. Хочу привести слова из книги Джеймса Лейна Аллена «Как человек думает»: «Человек обнаружит, что, когда он изменит свое отношение к вещам и к другим людям, они тоже изменяются по отношению к нему... стоит человеку радикально изменить свои мысли, и он с удивлением увидит, как быстро меняются материальные условия его жизни. Люди притягивают к себе не то, что они хотят, а то, чем они являются... божество, определяющее наши судьбы, заключено в нас самих. Оно — это подлинная наша сущность... Все, чего человек достигает, является прямым результатом его собственных мыслей... Человек способен подняться, одержать победу и достичь успеха, только возвысив свои мысли. Он может остаться слабым, жалким и несчастным, только если откажется возвысить свои мысли».

Дейл Карнеги предлагает начать бороться за свое счастье «...на основе оптимистического конструктивного мышления». А для этого стоит ознакомиться и выполнять программу под названием «Именно сегодня»:

1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что «большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми». Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.

2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь приноровиться к ним.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.

4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.

5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, — просто для упражнения, как советует Уильям Джеймс.

6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идет, буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.

7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу делать такие вещи, которые привели бы меня в ужас, если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел. Я запишу, что собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю ее. Это избавит меня от двух зол — спешки и нерешительности.

9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.

10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.

Классный руководитель. Так какие же советы и рекомендации вы можете дать своим родным, близким, друзьям, а главное, себе, для того чтобы ощущать всю полноту и счастье жизни?

Учащиеся:

— Покой и счастье — это умонастроенье.

Прими от умных мира поученье:

Будь жизнерадостным, не грустным,

Ты жизни полноты получишь чувство.

— С врагами счеты не своди,

Вреда ты больше принесешь себе.

О них не думай, поверх них гляди,

Считай — они ничто в твоей судьбе.

— Неблагодарны люди вам?

Разве ты делал все, чтобы спасибо ждать?

Твори добро ради добра, на радость людям,

В душе и сердце будет счастье, благодать.

— Ах, неудачи, неудачи, —

Все жизни нерешенные задачи...

Забудь о них, веди удачам счет,

И счастье обязательно придет!

— Не можешь быть большой дорогой,

Так будь тропинкою лесной.

И если ты не дуб могучий,

То стань красавицей-сосной.

И, другим не подражая,

Найди лучшее в себе,

Беспокойство отметая,

Счастье вдруг придет к тебе.

— Вас судьба и мяла и учила,

А вместо сладкого лимон вручила?

Так не печальтесь, друг и брат,

И не забудьте, из лимона

Мы можем сделать лимонад!

— Счастливым в жизни быть не просто,

Но ты запомни, дорогой,

Если решил ты быть счастливым,

Так просто будь в ладу с собой.

Классный час на тему: Что такое счастье? Как стать счастливым?

Цели и задачи:

1. Развитие ценностного отношения к нормам жизни.

2.Воспитание позитивного отношения к жизни.

3. Обсудить возможные пути к счастью.

Оборудование: презентация PowerPoint

1.Работа с эпиграфом.

«Счастье завоёвывается и вырабатывается,

а не получается в готовом виде из рук

благодетеля.

И самая трудная часть задачи

состоит именно в том,

чтобы составить себе понятие о счастье

и отыскать себе ту дорогу,

которая должна привести к нему».

Уч.: Согласны ли Вы с высказыванием Д.И.Писарева?

Сегодня нам предстоит составить понятие о счастье.

В сочинениях «Что такое счастье? Как стать счастливым?», которые Вы писали, некоторые ответили, что счастье в деньгах.

«Я слышал от взрослых, что без денег нет счастья. И хоть сам так не считаю. Но мнение близких для меня важно» (из соч. Ильи К.)

Многие написали, что в любви, во взаимопонимании и доброте между родными и людьми.

«Счастье – быть рядом с близкими, быть понятыми и любимыми» (из соч. Натальи Г.)

Я люблю, я люблю беззастенчиво,

Так, что кружится голова.

Я готов целовать человечество

За хорошие эти слова.

Что же сделало этого человека счастливым?

«Для меня счастье – это когда бабочки в животе, когда знаешь, что любима и когда сама любишь без памяти. Это происходит сейчас со мной» (из соч. Юлии А.)

Большинство из вас считает, что счастье жить в дружной хорошей семье, чтобы родные жили рядом и чтобы все были здоровы и был достаток в доме.

«Я живу не с той мамой, которая меня родила, но я счастлива. Когда я вырасту и женюсь (авт.), никогда не позволю своим детям страдать. Я всё сделаю, чтобы они были счастливы со своей родной мамой, т.е. со мной..» (из соч. Вали П.)

Французский философ Дидро писал: «Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей».

Таджикский поэт Рудаки утверждал: «Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, и даю»

Древнегреческий философ Гераклит писал: «Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды»

Обсуждение высказываний.

Далай Лама, думая над тем, что есть счастье в жизни, приходит к выводу, что любовь и сострадание являются источником величайшего счастья по той простой причине, что мы, от природы, ценим их превыше всего. Потребность в любви лежит в основе человеческого существования. Она рождается из тончайшей взаимозависимости всех существ.

На сегодняшний день слово счастье во многих учебниках по психологии означает некое психологическое состояние человека, где он испытывает чувство полной удовлетворённости от своей жизни. Но человек никогда не испытывает чувство абсолютного счастья, всегда чего-то не хватает. Счастье есть что-то, чего нет сейчас, но чего очень хочется иметь. Счастье - это мечта. Но как только мечта становится реальностью, счастье куда-то пропадает.

Учит.; Согласны ли вы с этим, ребята? (уч-ся высказывают свои мнения)

Что необходимо человеку, чтобы он стал счастливым? (дискуссия)

Учит.: Критерии для определения счастья можно перечислить великое множество. Но основная суть заключается в следующем - счастье у каждого своё.

Наблюдая за счастливыми людьми, изучая черты, присущие таким людям, психологи выделили 10 главных шагов на пути к счастью.

Давайте будем учиться быть счастливыми.

Практикум для тех, кто хочет стать счастливым.

Мы представим счастье в виде цветка с десятью лепестками. (цветок в форме ромашки)

    СЧАСТЬЕ - ЭТО БЫТЬ ОПТИМИСТИЧНЫМ

    СЧАСТЬЕ - ЭТО БЫТЬ УВЛЕЧЕННЫМ

    СЧАСТЬЕ – ЭТО ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ

    СЧАСТЬЕ - ЭТО МУДРОСТЬ

    СЧАСТЬЕ - ЭТО ЗДОРОВЬЕ

    СЧАСТЬЕ – ЭТО ДУХОВНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Пусть каждый из вас возьмёт себе по одному лепестку, объяснит, как он понимает это изречение и выскажет своё мнение.

Информация для учителя

СЧАСТЬЕ - ЭТО ТЕПЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЧЛЕНАМИ СВОЕЙ СЕМЬИ И БЛИЗКИМИ ВАМ ЛЮДЬМИ

Хорошая и дружная семья – великолепная защита от негативных эмоций. Прогнозируется, что в скором будущем депрессия может стать одной из главных причин смертности. Именно семья способна примирить душу человека с несовершенством реальности и спасти от пагубного депрессивного уныния.

СЧАСТЬЕ - ЭТО УМЕНИЕ БЛАГОДАРИТЬ

Будьте благодарны и друзьям, и врагам. Чувство благодарности помогает лучше сконцентрировать влияние положительных эмоций и позволяет нивелировать воздействие отрицательных эмоций. Также важно научиться говорить спасибо самому себе: так вы сможете принять свои недостатки и осознать свои лучшие качества и успехи. Умение быть благодарным улучшает как эмоциональное, так и физическое состояние.

СЧАСТЬЕ ЭТО БЫТЬ ОПТИМИСТИЧНЫМ

Счастливые люди не зацикливаются на временных неудачах и невзгодах. Не опускайте руки, если что-то не получается. Направьте ваши силы и время на то, что вы можете изменить. Спокойно воспримите, что не все поддается вашему контролю и подвластно вашим желаниям. Помните, что мысли имеют свойство материализоваться, поэтому всегда смотрите в будущее с оптимизмом и верой, что все будет хорошо.

СЧАСТЬЕ ЭТО БЫТЬ УВЛЕЧЕННЫМ

Это может быть любимая работа или замечательное хобби, участие в благотворительных акциях или просто поход в музей. Главное, чтобы вы получали удовольствие от того, чем занимаетесь. А самое, пожалуй, важное - чем бы вам ни приходилось заниматься, делайте это с удовольствием.

СЧАСТЬЕ – ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ

Большинство людей, ощущающих себя счастливыми, часто и охотно приходят на помощь другим. Поверьте, что ваше благополучие, долголетие и здоровье напрямую зависят от количества добрых дел, совершенных вами. Между прочим, этот факт подтверждается исследованиями. Доброта улучшает настроение человека, улучшает самочувствие, повышает уверенность.

БОГАТСТВО И РОСКОШЬ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

Безусловно, каждому человеку хочется , но бездумная гонка за деньгами, украшениями, вещами и имуществом не сделает вас счастливым человеком. Напротив, вероятнее всего, вас будет разрушать жадность, зависть, злоба и страдания. Кстати, как это ни странно, но у людей, осознавших, что счастье не в количестве денег и материальных вещей, нередко финансовое положение почему-то улучшается.

СЧАСТЬЕ - ЭТО МУДРОСТЬ

Научитесь правильно понимать причины возможных неудач и страданий и находить пути их преодоления. Любые невзгоды и испытания следует воспринимать как уроки, которые преподносит нам жизнь. Даже негативные вещи, случающиеся с человеком, происходят с ним для, того чтобы научить его чему-то, дать ему новый опыт или направить на правильный путь.

СЧАСТЬЕ - ЭТО ЗДОРОВЬЕ

Поймите, что ваше здоровье зависит от вас. Мыслите позитивно, правильно питайтесь, ведите активный и здоровый образ жизни (здесь хотелось бы обратить особое внимание на ), двигайтесь. Ваше здоровье – важный фундамент здания вашего счастья.

СЧАСТЬЕ - ЭТО ДУХОВНОЕ РАВНОВЕСИЕ

По-настоящему счастливые люди осознают, что принципы истинного счастья созвучны базовым принципам мироздания. Социологи выявили, что верующие в Бога люди ощущают себя более счастливыми, чем атеисты. Духовный рост и чистота души – неотъемлемые элементы счастья.

СЧАСТЬЕ - ЭТО ПРОГРЕССИВНОСТЬ

Двигайтесь вперед, развивайтесь, растите. Наполните свою жизнь целью каждый день в чем-то совершенствоваться, узнавать что-то новое, становиться в чем-то лучше. Все это также способно сделать вас счастливее .

Вывод: По-настоящему счастливым может чувствовать себя человек, прошедший все десять шагов на пути к счастью.

А теперь послушайте притчу

ПРИТЧА О СЧАСТЬЕ

Первый человек сказал: «Счастье – это когда много работы и много любви, и тогда работа толкает к любви, а любовь порождает работу».

Второй сказал: «Чепуха! Счастье – это когда нет ни занятий, ни домашних заданий, ни работы, ни отпусков, ни каникул, есть только весна, лето, осень, зима и можно писать их красками и кистями, и резцом. И пером круглосуточно и без отдыха».

Третий сказал: « Счастье – это когда можно выдумывать и бросать идеи пачками и не заботиться о том, что они осуществятся».

Четвёртый сказал: «Счастье- это когда спасаешь, помогаешь, стоишь насмерть за правое дело, защищаешь и делаешь подарки».

И только пятый смолчал, ибо он боялся признаться. Что его счастье- это захватить и присвоить себе всё то, что придумают и добудут остальные четверо.

Люди, запомните: если что-то не ладится в вашей жизни - это значит, что рядом с вами или в вас самих завёлся пятый.

Учит.: А сейчас просмотрим презентацию, и каждый после увиденного поймёт, я уверена, что он счастлив.

Учитель: Совсем немного нужно людям:

Трава и снег, вода и хлеб.

Да знать, что где-то тоже любит

Тебя такой же человек.

Примечание. В ходе мероприятия учитель обобщает высказывания ребят, приводит примеры из собственной жизни, что располагает к откровенной, душевной беседе и помогает решить поставленные задачи.

Подведение итогов.

Ситуационный классный час

Тема : «Что такое счастье?»

Цель : познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе.

Оборудование : DVD-проектор, карточки с описанием ситуаций, маркеры, листы формата А3, клубок ниток

Ход занятия.

Эпиграф .

Поверь мне - счастье только там
Где любят нас, где верят нам.

М. Ю. Лермонтов

1. Информация .

На экране высвечивается слайд с высказыванием А.Линкольна о счастье:

«Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми»

Учитель: Обратите внимание на высказывание Авраама Линкольна. Как вы считаете, что хотел сказать Линкольн этими словами? Сегодня мы поговорим с Вами о том, что такое «счастье» и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливым.

Что же такое счастье?

Вот какое определение понятию «счастье» дается в одном из словарей:

Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.

Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!

Лишь капля счастья
в том, что есть
работа у меня,
и в том,
что вовсе не страшусь
я завтрашнего дня.
Вторая капля в том,
что есть жена, детишки, дом.
И в том, что светлая луна
повисла над прудом.
А третья капля в том,
что есть заветная мечта.
И в том, что совесть у меня
перед людьми чиста.

2. Я – позиция. Причина.

Учитель: Сейчас я приглашаю Вас сесть в круг.

Я буду передавать по кругу талисман, каждый из Вас постарается ответить на 2 вопроса:

1) Счастье – это…

2) Считаете ли вы себя счастливым человеком? Если да (нет), то почему?

(ответы учащихся)

Спасибо за Ваши ответы. Вы наверняка смотрели мультфильм «Ледниковый период», помните, там был забавный герой – белка, которая все время гонялась за орехом? Получить этот орех для нее было по истине настоящим счастьем. Сегодня мы будем разбиваться на группы при помощи необычной считалки: шишки, желуди, орехи. Сейчас как на уроке физкультуры вы произведете расчет по порядку, но вместо цифр будете использовать названные мною слова. А теперь попрошу занять места за столами (ребята рассчитываются и рассаживаются в группы).

3. Я – позиция и общественно-значимая норма.

Учитель: Сейчас я Вам зачитаю ситуации из жизни, а вы попробуете их проанализировать.

Ситуация №1

Банка жизни

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, она пустая, - сказал кто-то.
- Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
- А теперь?
- Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - Сейчас я буду объяснять вам, что произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.

Учитель: Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными ситуациями? Как вы относитесь к происходящему в данной истории?

Ситуация №2

В Ковчег (экопоселение в России, где люди живут в естественных условиях без использования благ цивилизации) приезжали чехи, набираться опыта, хотят создать у себя поселение. Их спросили: вот мы один и тот же народ - славяне, скажите, чем мы отличаемся от вас? «У вас есть маленький кедрик и маленький домик. Вы называете это поместьем, и вы счастливы. У нас для счастья надо больше».

(обсуждение в группах 1,5-2 мин.)

Подведение итога . Чем развитее цивилизация, тем больше условий, необходимых для счастья: получи образование, устройся на престижную работу, сделай карьеру, купи - машину, дом, модную безделушку - и тогда можешь быть счастливым. Постепенно люди начинают забывать, в чем настоящий смысл счастья.

Учитель: Давайте подведем итоги, предлагаю Вам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать Ваши мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» (на столах у ребят лежат маркеры, листы бумаги формата А3, по окончании работы каждая группа выступает с результатами работы)

4. Дискуссия.

Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.

5. Рефлексия.

Попрошу Вас встать в круг, сейчас мы проведем игру «Клубок счастья». Каждый участник кидает клубок кому-нибудь при этом говорит какое либо пожелание по теме классного часа. Участник, получивший клубок наматывает на руку нить и кидает следующему и т.д.

Учитель: Всем спасибо за работу, займите, пожалуйста, свои места.

6.Свободный выбор.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет. Посмотрите внимательно следующую презентацию.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Счастье – это когда тебя понимают: так ли это? Поверь мне - счастье только там Где любят нас, где верят нам. М. Ю. Лермонтов

«Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми» Авраам Линкольн

Счастье эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения

Лишь капля счастья в том, что есть работа у меня, и в том, что вовсе не страшусь я завтрашнего дня. Вторая капля в том, что есть жена, детишки, дом. И в том, что светлая луна повисла над прудом. А третья капля в том, что есть заветная мечта. И в том, что совесть у меня перед людьми чиста.

Вопросы: 1) Счастье – это… 2) Считаете ли вы себя счастливым человеком? Если да (нет), то почему?

Работа в группах: в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья»; оформить их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик»

9. Иметь несколько сердечных друзей

10. Уметь сотрудничать с людьми и получать от этого удовольствие

11. Быть счастливым в семейном кругу

12. Обладать высокой самоуверенностью

13. Нужно уважать слабых

14.Необходимо быть смелым и решительным

15. И последнее: не нужно быть корыстолюбивым

Будьте счастливы!!! :)




Статьи по теме: