Классицизм в архитектуре: примеры России, Европы, США. Классицизм в архитектуре Ранний период палладианства в Англии

Пришла в полный упадок. Архитектура развивается только в Риме, где в строительстве культовых зданий особенно сильно проявился стиль барокко. Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

В XVII в. заканчиваются работы по строительству собора Святого Петра () . Во второй половине века архитектор Бернини сооружает колоннаду на площади перед собором, завершив формирование композиции площади Святого Петра. Характерные примеры ансамблей барокко в Риме – Испанская лестница (начало XVIII в.), ведущая к собору Санта-Тринита деи Монти, а также ансамбль Палаццо Поли со знаменитым фонтаном Треви (вторая половина XVIII в.).

Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции (Венето). В конце XVII в. была возведена на стрелке Большого канала – живописная восьмигранная постройка с мощным куполом.

Город Турин (Пьемонт), основанный еще римлянами, в XVI в. стал резиденцией герцога Савойского, перенесшего столицу герцогства из Франции. Здесь в XVII-XVIII вв. был создан целый комплекс барочных дворцов, замков и загородных резиденций, демонстрирующих мощь Савойской династии. В Турине в 1829 г. родился будущий король единой Италии Виктор Эммануил II, а в 1861 г. здесь провозгласили Итальянское королевство.

В результате землетрясения 1693 г. было разрушено восемь городов (в т.ч. Катания) в районе на юго-востоке острова Сицилия. Восстановленные единовременно в стиле позднего барокко, они стали уникальным комплексом архитектуры и городской застройки. Например, в Катании стоит великолепный Домский собор и собор Святой Агаты, а фонтан Слона является символом города.

В середине XVIII в. неаполитанский король решил создать резиденцию, не уступающую в блеске и роскоши (). Недалеко от Неаполя, в (Кампания) был построен огромный дворцовый комплекс с парком, вписанным в окружающий его природный ландшафт. Парк имеет регулярную планировку, здесь можно увидеть фонтаны, многочисленные цветники и даже водопад, обрамленный скульптурами. Дворцово-парковый комплекс в Казерте создан в стиле классицизм. Как и архитектура Возрождения, классицизм возвращается к ордерным системам античности. Классицизм – стиль симметричных, строгих и стройных форм с ясной и простой композицией, зачастую сопровождаемый блеском и пышностью интерьеров.

Хронологически наиболее поздним памятником культуры Италии является фабричный поселок (Ломбардия), построенный на рубеже XIX-ХХ вв. Такие поселки, удобные и рационально продуманные, просвещенные промышленники строили для своих рабочих не только в Европе, но и в Северной Америке.

Архитектура . Джузеппе Пьермарини «Ла Ска́ла» (итал. LaScala, сокращённо от TeatroallaScala) - оперный театр в Милане, основанный в 1778 году.

1 2

Скульптура .Творчество Антонио Кановы (1757-1822) - итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма и академизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов 19 века. «Три грации» (1), «Елена Прекрасная» (2), «Амур и Психея» (3). Произведения Кановыиз галереи Академии в Венеции(4-8)

1 2 3

4 5 6 7

Академи́зм (фр. academisme) - направление в европейской живописи 17-19 веков. Он сложился в академиях художеств 16 - 19 вв. и основывался на следовании формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации художественного образования, изучению и закреплению традиций классического искусства, но культивировал условные идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты – не выражающие духа современности.

Живопись. Творчество Антонио Каналетто (1697- 1768) - итальянский художник, глава венецианской школы жанра «ведута», мастер городских пейзажей в стиле академизма.

Ведута - (итал. veduta – увиденная, вид местности), подробный городской пейзаж, виртуозно выполненный. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 век. Среди мастеров ведуты особенно знаменит Антонио Каналетто – он классик этого жанра, в котором в рамках академизма пейзаж уже стремился отражать реальность. Ведута становится предтечей реалистического городского пейзажа..В пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились правдивость, поэтичность и в то же время документальная точность. В них ощущается насыщенный морской влагой воздух Венеции, особая, театрализованная атмосфера жизни «города вечных празднеств». Призрачное освещение превращает соборы и здания в живую декорацию, словно созданную на подмостках огромной природной сцены. Любимый сюжет художника –ежегодная венецианская церемония «Праздник обручения дожа с морем» (1): будущий правитель Венецианской республики бросает в волны при стечении всего народа драгоценное кольцов знак верности морю – источнику богатства и процветания торговой республики. Каналетто сохранил в своих картинах образы жизни людей 18 века многих европейских городов с их величественной архитектурой.

1
2

В 18 веке о перцептивной перспективе не было известно, однако Антонио Каналетто изобретает свой способ передать венецианские виды, совмещая несколько точек зрения. Изображая площадь Св. Марка Каналетто работал над частями пейзажа отдельно. У каждой части свое построение перспективы и своя линия горизонта. Нарисовав их, он мастерски их соединил, введя на переднем плане стаффаж в месте их самого неприятного стыка - множество антуражных навесов и фигурок людей. При этом средняя часть (тоже с нормальным углом зрения) превратилась в третью связующую картину.

Оперный театр Ла-Скала (Teatro alla Scala). 1776-1778 гг. Архитектор Дж. Пьермарини.

Италия была страной, сохранившей античные памятники архитектуры и искусства, которые оказали влияние на принципы формирования произведений в разных областях культуры. Развитию классицизма в Италии, как и в других странах Европы, способствовало мировоззрение нарождавшейся буржуазии, представители которой отрицали избыточную роскошь барокко и рококо и стремились внести в искусство принципы античной классики. Археологические раскопки в Помпеи расширили знания о зодчестве Римской империи. Результаты исследований классической культуры описывались в научных трудах. Из итальянских авторов наиболее известен Джованни Пиранези, которые создал офорты на темы античности, выходившие сериями, начиная с 1740-х гг. Классицизм в Италии формировался не только под влиянием античности, но и под воздействием Ренессанса и произведений Андреа Палладио. Наиболее известным архитектором и проводником классицизма в Италии был Дж. Пьермарини (Giuseppe Piermarini.1734-1808гг.), один из проектов которого - оперный театр Ла-Скала (Teatro alla Scala) в Милане, церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato) в Риме, построенная Пиранези.

Церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato) в Риме. Архитектор Дж. Пьермарини. 1766 г.

В Милане был спроектирован Форум Бонапарте (с 1801г.), построены Арена на 30 тыс. зрителей (с 1806 г, архитектор Л. Каноника), Триумфальная арка Мира (Arca della Pace.1806-1838 гг., архитектор Л. Каньола), Порта Нуова (Porta Nuova.1810г., архитектор Цанойя). В Турине созданы с элементами классицизма улица По и площадь Витторио Венето (Vittorio Veneto). Архитектор Ф. Бонсиньоре (1760-1843 гг.) построил церковь Гран Мадре ди Дио (Chiesa della Gran Madre di Dio. 1818-1831 гг.), напоминающую римский Пантеон. В Неаполе переход от барокко к итальянскому классицизму демонстрирует в своих работах Луиджи Ванвителли (Luigi Vanvitelli. 1700 - 1773 гг.) Его произведение - церковь Санта Аннунциата (Chiesa della Santissima Annunziata. начало в 1760 г.), ее фасад еще имеет типичные линии барокко, но нижняя часть здания выполнена в ионическом стиле, а верхняя часть - в коринфском стиле. Элементы ордерной системы архитектор создал также в Королевском замке в Козерте. Центр здания составляет восьмигранник, пилястры украшают флигеля и двор. В 1817-1846 гг. в Неаполе архитектор П. Бьянка (Pietro Bianci. 1787-1849гг). возвел церковь Санти Франческо э Паоло с ротондой (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo.1817 - 1846 гг.), с полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой в сторону королевского дворца.

Санти Франческо э Паоло с ротондой (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo).1817 - 1846 гг. архитектор П. Бьянка. Неаполь.

В 1816 г. классицизм в Италии обогатился реконструированным после пожара театром Сан Карло (Teatro di San Carlo 1737 г) с пятиарочным фасадом и портиком - спроектирован Джованни Антонио Медрано (Giovanni Antonio Medrano.1703-1760 гг.) и Анджело Карасел (Angelo Carasale. ?-1742 г.)

Театр Сан Карло (Teatro di San Carlo). 1737 г. Проект Джованни Антонио Медрано и Анджело Карасел.

В Италии интересным памятником зарубежного классицизма стала работа архитектора К. Амати (Carlo Amati. 1776—1852 гг.) - церковь Сан Карло Борромео (San Carlo Borromeo.1836-1847 гг.), увенчанная барабаном и куполом. Классические мотивы появляются даже у таких сооружений, как резервуары в Ливорно (Livorno) архитектора П. Поччанти (Pasquale Pochantte). Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo. 1811-1822 гг.) архитектора Дж. Валадье (Giuseppe Valadier. 1762-1839 гг.) - яркий пример зарубежного классицизма, который стал одним из примеров для градостроительства. Во Флоренции архитектор Поджи (Giuseppe Poggi. 1811 - 1901гг.) в 1865 г. создал площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo), с которой открывался вид на город.

Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo). 1811-1822 гг. архитектор Дж. Валадье, Рим.

Итальянский классицизм распространился по всему миру благодаря зодчим, работавшим в Германии, России, во Франции и Испании. Интерес к античности заставляет обращать внимание современных архитекторов как на российский, так и на зарубежный классицизм, при воспроизведении мотивов классики в индивидуальных строениях. При помощи элементов декора фасадов, ордерной системы, композиции строения дизайнеры создают сооружения, напоминающие произведения зарубежного классицизма. Примером такого проекта может служить иллюстрация внизу.

Проект дома-усадьбы, созданного по образцам строений зарубежного классицизма.

В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму. Признаки коренных изменений в мышлении архитекторов появляются сперва в теоретических трудах и сказываются на практике лишь к концу века. Этот временный разрыв между теорией и практикой, которые на протяжении трех веков развивались в Италии в неразрывной связи, показывает, с одной стороны, сузившиеся экономические возможности, приведшие к резкому сокращению строительной деятельности в стране, а с другой, - своеобразные истоки итальянского классицизма, значительно отличавшиеся от классицизма абсолютистской Франции и Англии.

Первая последовательная и очень принципиальная критика барочной архитектуры была развернута францисканским монахом Карло Лодолли в школе для молодых венецианских нобилей в конце 1750 и в самом начале 1760 г. Мысли Лодолли, критиковавшего барокко за неоправданные излишества и формализм, четко потребовавшего от архитектуры возвращения к трезвому функционализму, были последовательно изложены лишь через четверть века после его смерти в трактате Андреа Меммо, но несомненно оказали широкое влияние задолго до этого. Так, один из учеников Лодолли, - Альгаротти - приверженец традиционной, т. е. барочной, архитектуры излагает и критикует взгляды своего учителя в работах, опубликованных в 1760 гг. * В них Лодолли предстает как «пурист» и «ригорист», борющийся против излишних украшений и иллюзионистских фокусов. Но Лодолли не был одинок; против изжившего себя стиля позднего барокко поднимались и другие голоса *. Очень оживленную, подчас яростную борьбу мнений в работах итальянских теоретиков 2-й половины XVIII в. можно хорошо проследить по сочинениям Милициа (F. Мilizia. Vite dei piu celebri architetti. Roma, 1768). Последний, хотя и причисляется многими авторами к числу основных итальянских теоретиков классицизма, в действительности не был вполне последователен в своих взглядах.

* Francesco, Conte Algarotti. Saggio sopra l’architettura. Livorno, 1764; Lettere sopra l’architettura. Livorno, 1765.

* См., например, Т. Qallicini. Trattato sopra gli errori degli architetti, трактат, написанный еще в 1621 г. (!), но опубликованный лишь в 1767 г., когда критика барочной архитектуры стала отвечать веяниям времени; А. Visеntini. Osservazioni, 1771; G. Passe ri Discorso della ragione dell’architettura, 1772.

Исключительное значение для формирования стиля классицизма сыграло развитие вкуса к античности и романтизации древнеримских развалин, проявившееся в работах многих живописцев, художников и архитекторов в Италии (Дж. П. Паннини) и в других странах. Крупнейший среди них архитектор и гравер Джованни Баттиста Пиранези (1720, Мольяно близ Венеции - 1778, Рим) опубликовал несколько серий вдохновенных, поражающих богатством воображения офортов, отметивших своим влиянием целую художественную эпоху. Не менее важное значение имело открытие и последовавшие раскопки погребенных под пеплом Везувия древнеримских городов, прежде всего Геркуланума (публикации 1757 и 1792 гг.), а также увлеченная проповедь эллинизма Вишкельманом, издавшим в 1763 г. «Историю античного искусства».

В архитектуре Италии, как уже говорилось, возникновение новых тенденций классицизма можно отметить еще в 1740-х годах в римских произведениях А. Галилеи. Характерные черты классицизма - спокойная, уравновешенная композиция и строгое, тектонически оправданное применение ордеров - проявились и в новых музейных помещениях Ватикана, особенно в корпусе музея Пио Клементино (1774, арх. М. А. Симонетти), перегородившего возведенный Браманте двор Бельведера.

Одним из наиболее значительных представителей классицизма в итальянской архитектуре был Джузеппе Пьермарини (1734-1808). Он был сперва учеником, а затем (с 1765) помощником Ванвителли на постройке дворца в Казерте и позднее в Милане. В Милане Пьермарини возвел палаццо Реале (с 1769), Бельджойозо (1781) и здание театра Ла Скала (1776-1778, рис. 65). Он строил также в Мантуе и Монце.

В начале XIX в. в Италии был осуществлен ряд градостроительных начинаний крупного масштаба. В Милане, который стал столицей созданного французами «Итальянского королевства» (1805-1814), в сторону реки проектировался Форум Бонапарте (с 1801), были построены Арена, вмещающая 30 тысяч зрителей (с 1806, арх. Л. Каноника), Триумфальная арка Мира (1806-1838, Л. Каньола), Порта Нуова (1810, арх. Цанойя) и др.

В Турине улица По и площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле) были обнесены портиками. На другой стороне реки Ф. Бонсиньоре возвел церковь Гран Мадре ди Дио (1818-1831), классицизирующий вариант композиции римского Пантеона (рис. 66). Форму ротонды, но с монументальной полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой к королевскому дворцу, получила церковь Санти Франческо э Паоло в Неаполе (1817-1846, арх. П. Бьянки, рис. 67).

Другая неаполитанская постройка этого времени - театр Сан Карло, начатый еще Фугой и Медрано, но отстроенный после пожара 1816 г. арх. Никколини, которому принадлежит монументальный пятиарочный фасад, увенчанный портиком (рис. 68).


Рис. 66. Турин. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818-1831 гг., Ф. Бонсиньоре. План площади, общий вид в сторону реки


Памятником классицизма в Милане является церковь Сан Карло Борромео, завершенная большим барабаном и куполом (1836-1847, арх. К. Амати).

В эту пору монументальный антикизирующий облик придается все новым сооружениям, даже таким чисто утилитарным, как резервуары в Ливорно (П. Поччанти).

Наиболее значительное по своим художественным достоинствам градостроительное мероприятие связано с именем Дж. Валадье, который закончил пл. дель Пополо.

Джузеппе Валадье (1762, Рим - 1839, Рим) учился у отца - ювелира Луиджи Валадье и в Академии ди Сан Лука в Риме. Ездил в Северную Италию (1781), Францию (1785), Сицилию (1798- 1800). С 1814 г. назначен главным архитектором Ватикана и Рима, преподавал в Академии ди Сан Лука (1821-1837), участвовал в археологических работах и публикациях. Издал учебник по архитектуре в пяти книгах. Главная работа: реконструкция площади дель Пополо и терраса Пинчо в Риме (1816-1820). Реставрационные работы: арка Тита в Риме, арка в Римини.

Новая овальная форма придала площади дель Пополо ярко выраженную поперечную (по отношению к лучевым улицам) ось и резко изменила ее характер; из динамического пункта схождения (или расхождения) нескольких улиц площадь превратилась в гармонически завершенное, вполне уравновешенное открытое пространство, доминирующее над вливающимися в нее улицами. Низкие парапеты полукруглых рамп четко ограничили пространство площади, однако не замыкали ее. Вместе с тем была оформлена и поднимающаяся над площадью, раскрытая на город терраса Пинчо, а затем разбиты регулярные сады над ней (рис. 69).



Рис. 69. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816-1820 гг., Дж. Валадье: 1 - вид на площадь с подъёма на Пинчо; 2 - вид в сторону Корсо на церкви Санта Марка ди Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (с 1662 г.). К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана; 3 - вид на Порта дель Пополо; 4 - план площади

Во Флоренции градостроительные работы развернулись в годы кратковременного превращения ее в итальянскую столицу (1865-1868). В этот период архитектор Поджи создал площадь Кавур, полукольцо магистралей на месте городских укреплений и проложил извивающуюся по холмам Виале деи Колли.

Все эти преобразования явились лишь преддверием более серьезных изменений в городской застройке, последовавших во 2-й половине XIX в. вместе с развитием промышленности, быстрым притоком в города населения, нуждавшегося в массовом жилище, с появлением механизированного транспорта, прокладкой инженерных сетей и совершенствованием всего городского благоустройства.

Глава «Архитектура Италии конца XVI - начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII - первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова.



Статьи по теме: