Какова сатирическая направленность сказа кого обличает автор. Срочнооо!!!! краткое сочинение о н.лескова и некрасова патриотизм, отношение к героям этих писателей срочно пожалуйста

Каким образом в этом произведении выраже­но патриотическое чувство автора? Патриотическое чувство выражено прежде всего созданием образа Левши. Автор видит талантливость русского чело­века, высокого профессионала и скорбит о том, что в других странах для рабочих созданы значительно лучшие условия жизни. Левша - плоть от плоти русский человек, патриот, который не променяет жизненные блага на возможность слу­жить России. Он любит свою землю, роди­телей, русские традиции, в том числе и свадебные. Он приверженец православ­ной веры, которую не согласен менять на другую, даже близкую. Как тема народа и власти решается в этом ска­зе? Что объединяет горькие раздумья автора с суж­дениями Некрасова в только что изученном «Раз­мышлении у парадного подъезда»? Те чиновники, к которым обращались шкипер и доктор Мартын-Сольский, чтобы спасти Левшу или передать его сло­ва государю, проявили полное равноду­шие к судьбе русского оружия и талант­ливому мастеру. Этим они полностью схо­жи с «владельцем роскошных палат», который прогнал деревенских ходоков. Все те обвинения, которые Некрасов адре­совал сановнику, можно отнести и к геро­ям лесковского сказа. Обратим внимание на то, как обращались в России с рус­скими мастерами: избивали, оскорбляли, держали в нищете. И даже Платов, заподозрив туляков в обмане, обошелся с ними как отъявленный тиран. Какова сатирическая направленность сказа? Кого обличает автор? Какие человеческие качества вызывают у автора негодование, а какие - недо­умение? Сатирически изображен император Александр I, преклоняющийся перед всем иностранным и требующий, чтобы Платов своей прямолинейностью не портил ему политики. С известной долей сатиры гово­рится 6 том, что Николай I ценит свой на­род, доверяет ему, в то время как тот са­мый народ живет в нищете и унижении. Патриот Платов не гнушается за воло­сы оттаскать умельца, не разобравшись, в чем его вина. Уже сказано об изображе­нии высших чиновников и их отношении к народу. Прочитайте в словаре учебника-хрестома­тии определение сказа и докажите, что «Левша» от­носится к этому жанру. Сказ написан в неторопливом, разговор­ном стиле. В нем дано точное описание быта и нравов в России и за границей. С юмором описывается посещение импе­ратором заводов, фабрик, кунсткамер в Англии. Ничего не понимающий импера­тор восхищается различными чудесами техники в этой стране и уничижительно отзывается о всем отечественном. Подроб­но описываются исчезновение и возвра­щение мастеров, храмы и молебен, кото­рый они отстояли за успех предстоящей работы. Для сказа характерно повество­вание от лица рассказчика. Только по­следняя глава напрямую дана от автора, остальное - от персонажа-рассказчика. Как подчеркнул известный литературо­вед М. М. Бахтин, «чужая словесная ма­нера используется автором как точка зре­ния, необходимая ему для ведения рас­сказа». Какие из иллюстраций сказа вам больше всего понравились? Почему? Как вы оцениваете мультипликационные варианты сказа? «Левшу» иллюстрировали Н. В. Кузь­мин, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, М. В. Добужинский и Д. А. Дубинский. Известен портрет писателя работы И. Е. Ре­пина. Больше привлекают иллюстрации Кузьмина, которые демонстрируют лю­бовь Лескова к такому необычному прие­му, как гротеск. Справка. Гротеск - предельное пре­увеличение, придающее образу фантасти­ческий характер. Прием используется для достижения комического эффекта. С его помощью происходит преувеличение и за­острение сатирического начала, которое сочетается с началом фантастическим.

Ответ оставил Гость

Колоритный характер даровитого русского человека и его судьба в России оказываются в центре внимания Н. С. Лескова в его сказе «Левша». Писатель активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки. Стремясь к подлинности изображения народной жизни, писатель прибегает к выработанным фольклором специфическим приемам повествования, которые обеспечивают максимальную объективность рассказа.
В основе сюжета сказа лежит характерный для народного эпоса мотив состязания, соперничества, борьбы.
Вся история рассказана от лица простого человека. Казалось бы, Лесков нигде не обнаруживает себя. Но в освещении событий Лескову важно не только увидеть всю историю глазами близкого к герою персонажа, но и поправить его. Лесков напоминает о себе то язвительным словцом, то нарочито сатирической обрисовкой, то грустным размышлением. Как бы ни был искусен Левша, его ремесло многое теряет от того, что он творит по наитию, по вдохновению, не соображаясь с простейшими знаниями. Поэтому Лесков не только восхищен умелостью русского человека, но саркастичен. Его сатира направлена, конечно, не на Левшу, который «грамоте не знает», а на тех, кто отлучил его от просвещения и оставил талант серым, неотделанным. Судьба Левши символизирует для Лескова судьбу всей нации, потенциальные возможности которой громадны, но стеснены внешними обстоятельствами. Поэтому, не отказываясь от гимна таланту простого русского человека, Лесков значительно заостряет сатирическое изображение, а весь сказ приобретает трагическое звучание. Лесков как бы сталкивает две интонации, повествования: хвалебную и язвительную. Мотив соперничества позволяет писателю придать происшествию, случаю, курьезу общенациональный, обобщающий смысл. Жизнь талантливого человека в России, по мысли писателя, трагична и никому не нужна. Но Лесков не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы.
В сказе он воплощает эпический образ даровитого мастера, живущего в сознании народа. Писатель использует прием «народной этимологии» - искажения слова на народный лад, воспроизводит устный говор простых людей: «долбица умножения», «двухсветная» (двухместная), «нимфозо-рия» (инфузория), «преламут» (перламутр), «без-рассудок» и т. д.
Завершая повествование о Левше, он писал: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». Писатель стремился к тому, чтобы дорогие для него мысли и убеждения как бы исходили из народного сердца. Поэтому он столь широко ввел фольклорные мотивы, а весь сказ вырос из пословицы «Туляки блоху подковали».

Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

Цели урока:

  1. кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова;
  2. дать представление о жанре сказа;
  3. заинтересовать учеников необычностью повествования.

Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Таблица стихотворных размеров

Стихотворные размеры

Ключевые слова

Схемы

Примеры

Хорей

море

Прибежали в избу дети... (Пушкин)

Ямб

земля

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (Пушкин)

Дактиль

золото

Ясность прозрачных небес... (Майков)

Амфибрахий

железо

Как ныне сбирается вещий Олег... (Пушкин)

Анапест

серебро

На тебя заглядеться не диво... (Некрасов)

П. Слово учителя

К творчеству одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Родина Николая Семеновича Лескова - город Орел.

Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство.

Когда Н. С. Лескову было семнадцать лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая I, снятие многих запретов, и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.

Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» - Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать, по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Творчество Лескова не знает социальных границ. Его герои - представители разных сословий: чиновники - от министра до квартального, духовные лица - от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.

Уже с детских лет он соприкасался с разными сословиями и общественными классами, отсюда разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности. В умении воспроизводить речь разных слоев народа с ним может сравниться лишь А.Н. Островский. «Изучить речи каждого представителя социальных и личных положений - довольно трудно... Этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушав у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых, у святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе..." Все говорят у меня по-своему, а не по литературному».

Николай Семенович Лесков подчеркивал, что детство его прошло «в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Большинство впечатлений о народе, его жизни Лесков почерпнул в поездках по делам коммерческой службы. В течение трех лет будущий писатель ездил по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. В литературу Лесков пришел тридцатилетним человеком с богатым жизненным опытом.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Ю. Нагибина. Прочитаем в учебнике хрестоматии фрагменты статей Ю. М. Нагибина и Л. А. Аннинского об истории тульского левши. .

Замысел рассказа «Левша» возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А. Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н. Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ, сюжет которого построен на привлекшем его внимание «присловье».

Первоначально писатель задумал объединить три «уже готовых маленьких очерка» под общим названием «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения», которые бы, по определению самого писателя, представляли собой «картины на родного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном)» (из письма И. С. Аксакову, май 1881 г.).

Однако в октябре 1881 г. Лесков опубликовал в журнале один рассказ под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)». В следующем году рассказ вышел отдельным изданием, в которое писатель внес некоторые изменения. Они были направлены на усиление сатирического звучания рассказа (например, в 7-й главе писатель добавил, что деньги на нужды церквей собирают «даже там, где взять нечего»). Кроме того, в тексте издания 1882 г. сняты кавычки с ряда специфических слов и выражений, характерных для народной речи.

Появление «Левши» почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что ««Блоху» здесь очень заметили даже литературщики». Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли и в «славянофильском шовинизме», и в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как «русский человек затыкает за пояс иностранца», и в принижении русского народа.

В первых изданиях «Сказ...» имел предисловие: «Я записал эту легенду, в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого, оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Позже Лесков уберет предисловие из дальнейших изданий.

Основные темы творчества Н. С. Лескова:

  1. Повести, посвященные женской доле: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
  2. Антинигилистические романы («Никуда», «На ножах»). Сотрудничество с «Русским вестником», Катковым - «убийцей родной литературы». Лесков" бедствовал, этим пользовался Катков, помещавший в журнале произведения Лескова в таком виде, что писатель их не узнавал («На ножах»).

3. Иконостас праведников («Человек на часах», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Левша», «Очарованный странник»).

III. Работа с учебником

Прочитаем отрывки из статей Ю.М.Нагибина и Л.А.Аннинского, предваряющие рассказ «Левша».

IV. Определение жанра произведения

Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? (Лесков хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории левши.)

Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ. Заглянем в словарь:

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Запишем определение в тетради.

V. Выразительное чтение и беседа по вопросам

Учитель читает первую главу сказа.

  • Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? {В сказе есть зачин, есть повторы. Концовка сказа содержит назидание: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы Другой оборот был».)
  • Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина)
  • Когда и где происходит действие сказа? (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 гг. Поездка Александра I с Платовым в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 г., названное «смятением».)

Читаем вторую и третью главы.

VI. Характеристика героев

(Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; и др.

Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все! ничего не значит»; и др.)

Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. (Новые слова образуются, когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, чтобы было «понятнее». Например: «мелкоскоп» - микроскоп; «кислярка» - кизлярка; «Аболон полведерский» - Аполлон Бельведерский; «долбица» - таблица; «двухсветная» - двухместная; «керамиды» - пирамиды; «преламут» - перламутр; «Канделабрия» - Калабрия и т. д.)

- Какова роль подобных слов? (Такие «народные» слова создают юмористический эффект.)

Домашнее задание

  1. Перечитать 4-10 главы сказа;
  1. Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу.
  2. Приготовить пересказ эпизода на выбор.

какова сатирическая направленность сказа левша

Ответы:

Колоритный характер даровитого русского человека и его судьба в России оказываются в центре внимания Н. С. Лескова в его сказе «Левша». Писатель активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки. Стремясь к подлинности изображения народной жизни, писатель прибегает к выработанным фольклором специфическим приемам повествования, которые обеспечивают максимальную объективность рассказа. В основе сюжета сказа лежит характерный для народного эпоса мотив состязания, соперничества, борьбы. Вся история рассказана от лица простого человека. Казалось бы, Лесков нигде не обнаруживает себя. Но в освещении событий Лескову важно не только увидеть всю историю глазами близкого к герою персонажа, но и поправить его. Лесков напоминает о себе то язвительным словцом, то нарочито сатирической обрисовкой, то грустным размышлением. Как бы ни был искусен Левша, его ремесло многое теряет от того, что он творит по наитию, по вдохновению, не соображаясь с простейшими знаниями. Поэтому Лесков не только восхищен умелостью русского человека, но саркастичен. Его сатира направлена, конечно, не на Левшу, который «грамоте не знает», а на тех, кто отлучил его от просвещения и оставил талант серым, неотделанным. Судьба Левши символизирует для Лескова судьбу всей нации, потенциальные возможности которой громадны, но стеснены внешними обстоятельствами. Поэтому, не отказываясь от гимна таланту простого русского человека, Лесков значительно заостряет сатирическое изображение, а весь сказ приобретает трагическое звучание. Лесков как бы сталкивает две интонации, повествования: хвалебную и язвительную. Мотив соперничества позволяет писателю придать происшествию, случаю, курьезу общенациональный, обобщающий смысл. Жизнь талантливого человека в России, по мысли писателя, трагична и никому не нужна. Но Лесков не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы. В сказе он воплощает эпический образ даровитого мастера, живущего в сознании народа. Писатель использует прием «народной этимологии» - искажения слова на народный лад, воспроизводит устный говор простых людей: «долбица умножения», «двухсветная» (двухместная), «нимфозо-рия» (инфузория), «преламут» (перламутр), «без-рассудок» и т. д. Завершая повествование о Левше, он писал: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». Писатель стремился к тому, чтобы дорогие для него мысли и убеждения как бы исходили из народного сердца. Поэтому он столь широко ввел фольклорные мотивы, а весь сказ вырос из пословицы «Туляки блоху подковали».

Сочинение

Каким образом в этом произведении выраже­но патриотическое чувство автора?

Патриотическое чувство выражено прежде всего созданием образа Левши. Автор видит талантливость русского чело­века, высокого профессионала и скорбит о том, что в других странах для рабочих созданы значительно лучшие условия жизни. Левша - плоть от плоти русский человек, патриот, который не променяет жизненные блага на возможность слу­жить России. Он любит свою землю, роди­телей, русские традиции, в том числе и свадебные. Он приверженец православ­ной веры, которую не согласен менять на другую, даже близкую.

Как тема народа и власти решается в этом ска­зе? Что объединяет горькие раздумья автора с суж­дениями Некрасова в только что изученном «Раз­мышлении у парадного подъезда»?

Те чиновники, к которым обращались шкипер и доктор Мартын-Сольский, чтобы спасти Левшу или передать его сло­ва государю, проявили полное равноду­шие к судьбе русского оружия и талант­ливому мастеру. Этим они полностью схо­жи с «владельцем роскошных палат», который прогнал деревенских ходоков. Все те обвинения, которые Некрасов адре­совал сановнику, можно отнести и к геро­ям лесковского сказа. Обратим внимание на то, как обращались в России с рус­скими мастерами: избивали, оскорбляли, держали в нищете. И даже Платов, заподозрив туляков в обмане, обошелся с ними как отъявленный тиран.

Какова сатирическая направленность сказа? Кого обличает автор? Какие человеческие качества вызывают у автора негодование, а какие - недо­умение?

Сатирически изображен император Александр I, преклоняющийся перед всем иностранным и требующий, чтобы Платов своей прямолинейностью не портил ему политики. С известной долей сатиры гово­рится 6 том, что Николай I ценит свой на­род, доверяет ему, в то время как тот са­мый народ живет в нищете и унижении. Патриот Платов не гнушается за воло­сы оттаскать умельца, не разобравшись, в чем его вина. Уже сказано об изображе­нии высших чиновников и их отношении к народу.
Прочитайте в словаре учебника-хрестома­тии определение сказа и докажите, что «Левша» от­носится к этому жанру.

Сказ написан в неторопливом, разговор­ном стиле. В нем дано точное описание быта и нравов в России и за границей.

С юмором описывается посещение импе­ратором заводов, фабрик, кунсткамер в Англии. Ничего не понимающий импера­тор восхищается различными чудесами техники в этой стране и уничижительно отзывается о всем отечественном. Подроб­но описываются исчезновение и возвра­щение мастеров, храмы и молебен, кото­рый они отстояли за успех предстоящей работы. Для сказа характерно повество­вание от лица рассказчика. Только по­следняя глава напрямую дана от автора, остальное - от персонажа-рассказчика. Как подчеркнул известный литературо­вед М. М. Бахтин, «чужая словесная ма­нера используется автором как точка зре­ния, необходимая ему для ведения рас­сказа».

Какие из иллюстраций сказа вам больше всего понравились? Почему? Как вы оцениваете мультипликационные варианты сказа?

«Левшу» иллюстрировали Н. В. Кузь­мин, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, М. В. Добужинский и Д. А. Дубинский. Известен портрет писателя работы И. Е. Ре­пина. Больше привлекают иллюстрации Кузьмина, которые демонстрируют лю­бовь Лескова к такому необычному прие­му, как гротеск.

Справка. Гротеск - предельное пре­увеличение, придающее образу фантасти­ческий характер. Прием используется для достижения комического эффекта. С его помощью происходит преувеличение и за­острение сатирического начала, которое сочетается с началом фантастическим.

Другие сочинения по этому произведению

Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова "Левша" Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Левша — народный герой. Любовь и боль за Россию в сказе Н. Лескова «Левша». Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова «Левша» Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова («Левша»). Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша» Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (Н.С.Лесков "Левша") Н.С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра. Тема Родины в сказе Н. Лескова «Левша» Левша 1 Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова “Левша” Левша 2 Сюжет и проблематика одного рассказа Лескова «Левша» Краткая характеристика произведения "Левша" Лескова Н.С. Лесков "Левша" Левша 3 Изображение русского национального характера в произведении Н.С. Лескова “Левша” Гордость за Россию и ее народ в «Сказе о тульском левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова Русский национальный характер в рассказе Н.С. Лескова «Левша» 2 «Левша» - своеобразие жанра

Статьи по теме: