Как понять выражение бог любит троицу. Почему Бог любит Троицу
Отец Александр, нет ли противоречия в том, что, с одной стороны, Бог един, а с другой - у него три лица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой?
- Это учение обсуждается в церкви со времени ее основания. И вот как объяснял его магометанам на богословском диспуте в IX веке святой Кирилл, который вместе с братом Мефодием создал славянскую азбуку. Отец, Сын и Дух - три ипостаси Бога, а существо едино. Так, солнце - одно, но состоит из круга, лучей и теплоты. Или кирпич - один, но в нем соединены глина, вода и огонь. Пребожественную Троицу, сказал он, христиане научились исповедовать от древних пророков, и учение о ней помогает человеку лучше понимать божественную суть.
Столь высокий статус ему придан потому, что в этот день почти две тысячи лет назад произошло величайшее чудо - сошествие Святого Духа на учеников Христа в виде огненных языков, после чего апостолы разошлись проповедовать по миру.
- Церковь утверждает, что и человек троичен: дескать, он состоит из духа, души и тела. Но чем отличаются душа и дух?
- Писание нам говорит, что Господь сотворил человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. Таким образом, первая составная часть человека - это тело, которое есть прах земной; в теле - те же самые химические элементы, из которых состоит и вся Вселенная. Согласно Библии после Страшного суда и всеобщего воскресения тела людей изменятся, станут более эфирными, энергетическими, будут светиться и проходить через препятствия, но все равно останутся телами. Вторая составная часть живого существа - душа. Третья - дух, или Божья благодать, тоже получаемая каждым человеком. Душа есть у всех живых существ, только у человека она - бессмертная, у животных - смертная. Дух же есть только у человека. Именно это является главным его отличием от животного мира.
- Люди верят в священность некоторых цифр - как бы небесную нумерологию. Это отражается и в пословице “Бог любит Троицу”, и в том, что многие народы считают число 3 счастливым. Пифагор вообще считал, что все есть число, и оно божественно, поскольку это сила, поддерживающая вечное постоянство космоса. А как вы относитесь к превращению чисел в священные символы?
- Мистика чисел уходит в глубочайшую древность. В христианской церкви они тоже сохранили свою значимость. Единица считается символом единства, двойка олицетворяет двойную природу Христа - божественную и человеческую, тройка - символ Троицы, заключающий в себе полноту, гармонию и красоту. Древние философы видели в ней также начало, середину и конец.
Число 4 - не менее интересное. Древние считали, что мир состоит не из трех, а из четырех стихий - земли, воды, воздуха и огня. А еще на Земле четыре стороны света. В христианстве к этому числу особенное отношение. Новый Завет написан четырьмя евангелистами, их отождествляют с четырьмя ветхозаветными существами, которых пророк Иезекииль видел у престола Всевышнего, а эти четыре существа так же, как и четыре евангелиста, могут быть соотнесены с четырьмя сторонами света, куда понесли апостолы евангельскую весть.
Столь же значимо для церкви число 7 - семь дней творения. Господь шесть дней творил, а на седьмой отдыхал. Именно по семи дням творения в современном обществе установлена семидневная неделя: подобно Господу, мы шесть дней трудимся, а седьмой день отдыхаем. Правда, у древних халдеев число 7 было священным по числу светил, которые в то время наблюдались, ведь тогда людьми были открыты еще не все планеты.
Число 9 - девять чинов ангельских, трижды по три. 12 - это число апостолов, верных учеников Христа, в древних культурах - число знаков зодиака. 40 - число, связанное с испытаниями. Когда-то евреи 40 лет находились в рабстве у филистимлян и 40 лет странствовали по пустыне, Моисей общался с Господом на горе Синай 40 дней, Христос 40 дней провел в пустыне перед выходом на проповедь и на
40-й день после воскресения вознесся от земли на небо. Вот православные и постятся 40 дней.
- А не получается ли так, что каждое число священно?
- Нет, числам 5, 6, 8, 11 и от 12 до 40 не придается особого смысла.
- Влияют ли какие-то из чисел на наши судьбы? Например, сегодня в обществе особый интерес ко дню 7 июля, поскольку эта дата пишется 07.07.07. Вступающие в брак атакуют загсы, чтобы их поженили именно в этот день, поскольку, дескать, тройная семерка обещает счастливую семейную жизнь. В загсах же не знают, как им справиться с таким потоком заявлений...
- Конечно, числа не влияют на наши судьбы, само по себе число не имеет силы. Когда священник возносит в церкви хвалу Святой, Животворящей и Нераздельной Троице, то 3 для него - священное число, несущее на себе печать Божественной благодати, а когда это число висит на жилом доме, то означает только номер дома. Если, например, внести число 3 как символ Святой Троицы в какой-нибудь из документов, даже в паспорт, то это ничего не даст с точки зрения спасения души, и при помощи одного лишь этого числа даже Сам Всемогущий Бог не сможет обратить человека к вере. Имеется в виду без движения навстречу. И наоборот, если в паспорте написано число 666, а хозяин документа исповедует Христа, то шестерки в паспорте никак не помешают спасению его души.
- Люди все равно боятся числа 666, поскольку в Библии это число антихриста, как боятся и числа 13. Может быть, чтобы мистические страхи не мешали нам жить, увидеть в числе 666 два числа 333?
- С числом 666 вообще-то нет никакой проблемы, это фобия на ровном месте. Современный мир пользуется десятеричной системой счета, которую он взял у римлян в более поздние времена, а в библейские времена люди пользовались шестидесятеричной системой счета, которую они заимствовали у халдеев. И когда мы сегодня в десятеричной системе счета пишем число 666, то оно лишено того смысла, который в него вкладывали в шестидесятеричной системе. Цифры, используемые сегодня в бытовом обиходе, никак не могут быть соотнесены с числом, написанным в Апокалипсисе.
Главное число Апокалипсиса могло вообще быть не числом, а словом - именем антихриста, поскольку в древнееврейском языке буквы с цифрами обозначались одними и теми же символами, и число можно было прочитать, а слово сосчитать. Это имя, если оно имя, мы не умеем прочитать.
Как священник, должен вам сказать: бояться нужно не числа, а совершения греха. И брак заключать нужно не тогда, когда в дате совпадение каких-то цифр, а когда благословляет церковь. Седьмое же июля приходится на Петровский пост... В этот период думают о покаянии, а не о свадьбах.
- У вас есть любимое число?
- У меня все числа любимые.
Число три встречается во многих русских поговорках и выражениях: наврать с три короба, лить слёзы в три ручья, согнуться в три погибели, заблудиться в трёх соснах, обещанного три года ждут… В культурных традициях всех стран мира число три выделяется особо, входя в поговорки, пословицы, крылатые выражения, сказки (три желания, три испытания, три головы у дракона).
Не обходится без числа три ни одна религия. В индуизме, например, Тримурти — троичная сила творения, разрушения и сохранения. В буддизме есть Три драгоценности — Будда, Дхарма, Сангха. В христианстве Бог един в трёх лицах (триипостасность Бога или Троица) — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух (а также: три волхва принесли дары родившемуся Христу, воскресение Христа на третий день, три года общественного служения Иисуса Христа, трижды отрёкся от Иисуса апостол Пётр).
Даже в науке законы имеют свойство объединяться в тройки: три закона классической механики Ньютона, три закона Кеплера, три закона диалектики (Энгельс), три газовых закона (т. к. термординамическое состояние газа определяется тремя основными параметрами) и т. д. Трёхкомпонентность, трёхсоставленность на каждом шагу встречаются в науке и технике. Пространство трёхмерно, т. е. для описания положения тел используется три координаты. Любой цвет на экране телевизора или компьютера создаётся сочетанием трёх цветов: зелёного, синего, красного.
Можно привести много других примеров обнаружения числа три в нашей жизни. Не всегда приверженность этому числу имеет рациональное объяснение — например, А. Дюма назвал книгу «Три мушкетёра», хотя в ней мушкетёров четверо. Но вернёмся к выражению «Бог троицу любит».
Слово «троица» в словарях имеет два значения: 1) догмат христианства о триедином Боге (тогда слово «Троица» пишется с заглавной буквы), 2) три человека, три лица («неразлучная троица», «весёлая троица — Трус, Балбес, Бывалый»).
Ни одно из значений слова «троица» не делает осмысленным выражение «Бог любит троицу». Какую такую «троицу» любит Бог? Бог любит Троицу, т. е. самого себя? — Глупость. Бог любит каких-то трёх человек? — Тоже бессмыслица. Почему же люди продолжают безграмотно говорить, что Бог любит троицу? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, в каких случаях используют данное выражение. «Бог троицу любит» — говорят, когда что-то выпрашивают в большем количестве, чем один или два, или предлагают повторить некое действие три раза (выпить, например). Здесь слово «троица», таким образом, имеет значение «число три», «три предмета», «три раза», «три попытки», и истинный смысл данного выражения: Бог любит число три. Близкими по смыслу выражениями являются: «Бог не дурак, любит пятак», «Бог не нищий, любит тыщу».
На вопрос Почему Бог троицу любит? заданный автором L-e лучший ответ это В христианстве это Святая Троица: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух; три дара волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной жертве, три образа Преображения, три отречения Петра, три креста на Голгофе, три явления после смерти, три добродетели – Вера, Надежда, Любовь.
Ответ от хромосомы
[гуру]
Как не любить отца, сына и святого духа.
Ответ от Мария Истомина
[новичек]
Бог (Троица) любит нас (человека), потому что сотворил человека по Образу и Подобию Своему.
Ответ от Великороссы
[гуру]
А вам Бог сам сказал, что Он эту троицу любит, или в Его слове, Библии нашли? Поделитесь.
Ответ от Невроз
[гуру]
Из чего Вы взяли, что Бог троицу любит? Это не Библейское учение и под ним НЕТ никакого ОСНОВАНИЯ. Если учение о Троице истинное, оно должно быть ясно и последовательно изложено в Библии. Ни в 39 книгах Еврейских Писаний, ни в27 книгах Греческих Писаний НЕТ ЯСНОГО УЧЕНИЯ О ТРОИЦЕ. Учили ли о Троице первые христиане? НЕТ. Бог- только один Всевышний, Творец, Создатель всего что существует, он отдельная личность которой нет равных. Иисус Христос- сын Бога тоже отдельная и индивидуальная личность, даже во время его дочеловеческого существования. Святой дух- НЕ ЛИЧНОСТЬ, а действующая сила Бога. НИГДЕ В БИБЛИИ НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ СЛОВО " ТРОИЦА"
Ответ от Елена Бойко
[гуру]
Мне больше нравится число 7.
А то, что троадам богов поклонялись язычники это известно еще со времен древнего Вавилона.
Ответ от Пользователь удален
[мастер]
Потому, что Господь сам и есть Святая троица и Он создал людей по этому принципу.
Господьодин-един 3-и в одном: Сын, Отец, Св. Дух.
Человек, это 3-и в одном:1тело и 2душа (душа состоит из разума, эмоций и инстинктов) и 3 дух.
1-е послание от иоанна5:7 "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. "
и читаем в евангелие от иоанна 1:1-3 " В НАЧАЛЕ было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог.... "
14. " И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца"
Ответ от Алекс
[гуру]
Так кощунствуют некоторые... .
«Давай по третьей. Бог любит троицу» .
Бог же говорит: „Я Иегова, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному"
«Слушай, Израиль, Иегова - Бог наш, Иегова ОДИН»
Ответ от Viktoriya
[гуру]
Бог и число 12 любит... И семь... И десять... И два тоже.. .
Троицы... потому что люди свои придания и традиции ставят превыше истины.
Ной со своими сыновьями вышел из ковчега, и получил повеление Бога - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; "Бытие 9:1. Так и было, пока потомок Хама (самый негодный из сыновей Ноя) Нимрод, противящийся воле Бога, вместо того, чтобы населять землю, решил собрать многих в одно место и "сделать себе имя" - построить высокую башню до небес. В самом разгаре строительства Бог обратил своё внимание на их деятельность:" вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать" Бытие 11:6. Бог смешал языки людей так, что они перестали понимать друг друга. И им пришлось расселятся по земле.
"И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню] .
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле".Бытие 11:7,8
Именно оттуда, из Вавилона, люди отступившие от истинного поклонения, от божьей истины, и стали разносить ложные учения о Боге. Именно поэтому во всем мире существуют эти триады богов. И у индусов, и у египтян, и у вавилонян, и у ассирийцев и т. д.
Позже Бог избрал народ, чтобы те были священниками Бога и доверил им истину. Израильтяне поклонялись единственному истинному Богу.
Пока, сатана и с ними не поработал.
Все мы, читая в детстве сказки, невольно задумываемся: почему там всегда всего по три? Три дочки у царя, три сына у старика, три подземных царства: золотое, серебряное и медное, три задания, которые должен выполнить герой и т.д.? Обычно бабушки объясняют нам – «Потому, что Бог Троицу любит!» А раз Бог «любит» – значит, число «три» должно быть основой Мироздания.
Народная поговорка – «Бог Троицу любит» – требует некоторого уточнения: правильней будет сказать «Бог Троицей является». Представление о троичности Бога, о Его единстве в трёх лицах – это одна из основ христианской веры, если в каком-то направлении оно отвергается – это уже не христианство. Ведь вера в Единого Бога характерна и для других религий (ислам, иудаизм), вера же в Троицу – одна из отличительных черт именно христианства.
Что же такое Святая Троица? Понять это пытались многие великие умы, в их числе Августин Блаженный, один из первых христианских богословов. Он размышлял об этом постоянно, и как-то раз продолжал это делать, прогуливаясь по берегу моря. Вдруг философ увидел мальчика, который выкопал ямку в песке и лил в неё воду, черпая из моря ракушкой. «Что это ты делаешь?» – спросил Августин. Мальчик объяснил, что хочет вычерпать всю воду. Августин объяснил малышу, что это невозможно, но ребёнок ответил: «Скорей я вычерпаю море, чем ты постигнешь тайну Святой Троицы!» Тогда философ понял, что перед ним ангел, посланный Богом, чтобы объяснить ему: он пытается понять то, что выше пределов человеческого разума.
Но всё же кое-что по этому поводу сказать можно, ведь в течение всей истории Бог так или иначе являл себя человечеству. И главное, что мы смогли понять их этих явлений – это то, что «Бог есть Любовь». Но ведь любовь не бывает сама по себе, она всегда направлена на кого-то! На кого направлена Божественная Любовь? Понятно, что Бог любит мир, сотворённый им, и именно Любовь была причиной и орудием Творения, но ведь так было не всегда, у мира есть начало во времени, а Бог безначален и вечен. Кого Он любил до сотворения мира? Теоретически, пока не было ничего и никого, кроме Бога, Он мог любить только себя… все мы встречали людей, которые никого, кроме себя, не любят, с Божественной Любовью их душевное состояние точно не имеет ничего общего. Таким образом, изначальная Божественная Любовь была любовью к кому-то и одновременно к самому Богу… И мы легко разрешаем это противоречие, вводя понятие Святой Троицы: это любовь, существующая между Её ипостасями!
Ипостаси эти – Бог-отец, творец всего сущего, Бог-сын, предвечно от него Рождающийся, и Бог-Дух Святой, предвечно от Отца исходящий. Тем не менее, говоря о трёх Лицах Святой Троицы, мы в молитвах никогда не говорим: «Вы», «Вседержители», «Боги» и т.д., мы говорим «Ты», «Вседержитель», «Боже»… это значит, что Бог, имя три ипостаси, всё-таки остаётся Единым. «Он – свой же Сын!» – говорит английский богослов К.С.Льюис, подчёркивая творческую силу Бога, а св. Иоанн Дамаскин сравнивает св.Троицу с огнём: мы ведь не можем отделить свет и тепло от огня как такового, хотя вообще-то это разные вещи.
Иногда от противников православия приходится слышать, что Троица – это человеческое измышление, что в Библии этого понятия нет. Самого термина «Троица» там действительно нет, его потребовалось ввести для обозначения явления, указания на которое разбросаны по всему Священному Писанию. Самое главное из них – это повеление, которое адресует апостолам сам Иисус Христос: крестить во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мог ли Спаситель, который, как известно, пришёл «не нарушить закон, но исполнить», причём речь идёт о законе религии, которая всегда было монотеистической – повелевать крестить во имя кого-то, кроме Единого Бога? Следовательно, Отец, Сын и Святой Дух – это и есть Единый Бог. Понять это разумом действительно сложно, это именно то, во что надо верить – верить безоглядно, как влюблённый верит в чистоту своей возлюбленной.
Но хоть Святая Троица и недоступна человеческому восприятию, на иконах же надо как-то изображать! Выход из положения был найден благодаря моменту, описанному в Ветхом Завете: Бог явился Аврааму и Сарре в образе трёх ангелов (вот, кстати, хороший вопрос противникам догмата о Святой Троице: почему Он так поступил, если не является Троицей?). Пожалуй, самое совершенное творение на эту тему – «Троица» А.Рублёва…
А что с самим числом «три», с которого мы начали разговор? Пожалуй, его действительно можно найти в основах мироздания: вещества существуют в трёх состояниях; атомы состоят из частиц трёх типов – протонов, нейтронов и электронов; молекула воды – вещества, без которого невозможна жизнь – состоит из трёх атомов… А семья становится действительно семьёй, а не просто супружеской парой, достигает совершенства любви только тогда, когда двое рождают третьего!
Об этом празднике существует много народных пословиц: «Бог любит Троицу», «Без Троицы дом не строится», «Троица перстов крест кладет», «На Троицкой неделе дождь - много грибов» и так далее. Троица - последнее из так называемых переходящих христианских торжеств, и в 2012 году она отмечается 3 июня.
«БЕЛУЮ БЕРЕЗУ ЗАЛОМАЮ»
Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа уже после Его вознесения на Небо. Считается, что таким образом Спаситель проявляет заботу о распространении Его учения среди всех народов мира. Троица отмечается на 50-й день после Пасхи, и потому в христианстве именуется также Пятидесятницей. В современном календаре она всегда приходится на воскресенье.
Однако простой народ, как это всегда у нас бывало, после введения на Руси христианства вложил в официальное богоугодное торжество свою лепту, соединив христианские обряды и стародавние языческие традиции. Причем начинались народные празднования еще в четверг перед Троицей - в так называемый Семик.
Помните известную нам еще с детства песню: «Я пойду, пойду, погуляю, белую березу заломаю...»? Еще наши дедушки и бабушки в свои пионерские годы ее пели, не задумываясь о том, зачем в стародавние времена нужно было вообще заламывать березу. Между тем эта песенка - отражение древнего народного обряда. В тот самый Семик, то есть в четверг накануне Троицы, деревенские девушки гурьбой шли в лес, выбирали здесь молодую березку и «заламывали» ее, то есть надламывали вершинку, не отрывая ее до конца, и так оставляли висеть. При этом заломанную вершинку заплетали венком.
Затем вокруг украшенного таким образом деревца начинался хоровод. На березку добавляли новые и новые украшения: из веточек и травы делали чучело кукушки, которое сажали на верхушку деревца. Затем девушки «кумились», то есть целовались через завитый на березе венок, и после этого сразу же обменивались нательными крестами. Считалось, что «покумившиеся» становились друг другу близкими родственниками. А ссора между кумами в дальнейшем считалась тяжким грехом, который нужно было долго замаливать.
Многочасовые хороводы и «кумение» у заломанной березки завершались всеобщим пиршеством, когда кумы угощали друг друга пирогами, курниками, пряниками и другими яствами, приготовленными специально к этому дню.
В целом же Семичный четверг считался девичьим праздником. А вот взрослым и парням-подросткам в этот день полагалось уже с раннего утра ехать на ближайшую Семичную ярмарку в город или большое село, где можно было людей посмотреть и себя показать.
ПРОВОДЫ РУСАЛКИ
Ученые-этнографы уже давно отметили, что Семичные торжества, хотя они и отмечались накануне Троицы, никогда не несли в себе никаких христианских корней. Это - отголосок языческих праздников, связанных с поклонением древних славян духам умерших предков. Именно для них еще в дохристианскую эпоху в начале лета юные девы заламывали березку, украшали ее венками и оставляли в лесу угощение, которым, по поверью, ночью приходили лакомиться умершие представители рода.
Точно такие же языческие корни четко прослеживаются и в обрядах, связанных с Духовым днем, который православные отмечают в понедельник, на другой день после Троицы. Этот день открывает целую Духову седмицу (неделю), в течение которой, согласно древнему поверью, из воды выходят русалки, качаются на ветвях деревьев и заигрывают с прохожими.
Наши предки верили, что русалки - это души юных утопленниц, не познавших при жизни мужчину, и потому они не могут успокоиться до тех пор. пока не соблазнят какого-нибудь представителя мужского пола. Считалось, что парням нельзя сопротивляться притязаниям встретившихся им у дороги русалок: ведь в противном случае лесная прелестница может рассердиться и в отместку защекочет стеснительного мужичка до смерти.
В Духов день в старых деревнях отмечали праздник под названием «Проводы русалки». Деревенская молодежь устраивала шествие ряженых, которое со свистом, с шумом и боем ложек о сковородки и кастрюли направлялось к ближайшей реке. А в это время среди речных камышовых зарослей прятались самые отчаянные из местных девчат, которые раздевались догола, на лицо надевали маску, а на голову - самодельный парик из длинного конского волоса. Тем самым они на время как бы принимали облик русалок. Порой празднества продолжались с утра и до позднего вечера, и лишь под покровом темной ночи девушки нагишом возвращались домой.
Всю эту страсть к языческим игрищам, по христианским меркам - совершенно непристойным, из русского крестьянина за сотни лет не смогли выбить ни церковь, ни строгие царские указы. Лишь коммунистический режим почти полностью искоренил в России и дух язычества вместе с праздником Троицы.. Несмотря на это. в некоторых отдаленных северных деревнях этнографы наблюдали Семичные хороводы и даже «проводы русалки» вплоть до середины 50-х годов прошлого столетия.
Так или иначе, но сейчас, как и сотни лет назад, на пятидесятый день после Пасхи окрестности православных храмов огласит торжественный благовест со всех колоколен. В церквях, украшенных зеленью, пройдут молебны. Христианский мир вновь отметит великий праздник Святой Троицы.
СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА
В христианстве свое первое название этот праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед вознесением на Небеса. Согласно евангельским канонам, именно в этот день и была образована Вселенская апостольская церковь. При этом в православии Троица отмечается на 49-й день после Пасхи, всегда в воскресенье. А вот в христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье.
Сошествие Святого Духа описано в Евангелии, в Деяниях святых апостолов. Здесь говорится, что на пятидесятый день после Воскресения Христова и на десятый день после Его вознесения все апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме. И тогда «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им прове-щевать». (Деяния, глава 2, стихи 2-4.)
Согласно легенде, в Иерусалиме в это время было много паломников, пришедших сюда из разных стран. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать учение воскресшего Христа на их родных языках. Эта проповедь так подействовала на слушателей, что многие тут же уверовали в Спасителя и стали спрашивать апостолов: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа». Все уверовавшие охотно приняли крещение, и таких только в этот день оказалось около трех тысяч человек. Считается, что именно с того момента начала устраиваться на земле Церковь Христова.
В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальные пространные молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших.
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским. второй Иоанном Дамаскином.
По русской традиции, на пол храмов и домов верующих в этот день укладывается свежескошенная трава, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений - зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Многие православные в этот день также украшают зелеными веточками и цветами и весь свой дом.
Обычай этот идет еще с ветхозаветных верований, согласно которым в Палестине дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память о том, как все цвело и зеленело вокруг Синайской горы в тот день, когда Моисей получил от Господа скрижали с десятью заповедями. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, по общему обычаю, тоже украшалась ветвями деревьев и цветами.
Еще в праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, и поэтому считается, что украшенный зеленью храм как бы становится той самой дубравой. Цветущие ветви при этом напоминают верующим, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Валерий ЕРОФЕЕВ