Как оформить читательский дневник учебно-методический материал на тему. Ведем читательский дневник Как сделать дневник летнего чтения
Представляю вашему вниманию дидактичесие материалы для учителей 1-4 классов, которые включают творческие, увлекательные задания для уроков внеклассного чтения. В данном пособии имеются памятки, анкеты, интересные виды заданий, с которыми удобно и интересно работать детям в начальной школе.
Просмотр содержимого документа
«Образец читательского дневника»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
включают творческие, увлекательные задания для внеклассного чтения
Читательский дневник
1 – 4 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Мачулина Н.В.
Мой читательский паспорт
Место для твоей фотографии
Анкета «Я – читатель»
Почему я читаю? ______________________________ |
Как я читаю? __________________________________ |
Мое любимое место для чтения: ___________________________________________________________ |
Мое любимое время для чтения: ___________________________________________________________ |
Я обсуждаю книги с ______ |
Мои любимые книги: ____________________________________________________________________ |
Библиотека, в которую я хожу ____________________________________________________________ |
Как работать с книгой: Не берите книги грязными руками. Читайте, сидя за удобным столом. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой. Следите, чтобы освещение было с левой стороны. Не читайте на ходу и при движении транспорта. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении. | Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать). Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста. |
Памятка к работе над басней: Прочитайте басню. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. Что осуждается в басне? Что должен понять из этой басни читатель? Какое выражение басни стало крылатым? | Памятка к работе над стихотворением: Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт? Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Что вам понравилось в стихотворении? Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. |
Памятка к работе над статьей: О ком или о чем эта статья? Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Составьте план. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном. Что нового вы узнали из прочитанного? Что вы читали об этом раньше? | Памятка к работе над рассказом: Как называется рассказ? Кто его написал? Когда происходит действие, которое в нем описывается? Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали? Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно? О чем вы думали, читая рассказ? Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно. |
Составление плана: Разделите рассказ на части. Мысленно нарисуйте картину к каждой части. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко. | Памятка пересказа текста: Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий). Наметьте его основные смысловые части (картины). Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста). Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ. |
Анкета для родителей | Анкета для родителей |
||||
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
||
Сколько времени в день он проводит за книгой? | |||||
Какие книги он предпочитает? | Какие книги он предпочитает? | ||||
Как вы поощряете его читательские устремления? | |||||
Дарите ли вы ребенку книги? | Дарите ли вы ребенку книги? | ||||
Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанное? | |||||
Вы читаете книги вслух вместе с ребенком? | |||||
Считаете ли вы себя активным читателем? | |||||
Являетесь ли вы для своего ребенка примером для подражания в чтении книг? |
___________________________________________ ___________________________________________ О чем эта книга ____________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ________________________________________________________________ | Чему учит эта книга __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ Иллюстрация |
Дата начала чтения книги Название __________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Чему учит эта книга _________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Главные герои _____________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ________________________________________________________________ | Что тебе понравилось больше всего? __________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ Иллюстрация |
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
20__ - 20__ учебный год
Количество слов | ||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
ЗАДАНИЕ «САКВОЯЖ ГЕРОЯ»
Нарисуй предметы, которые могли бы находиться в саквояже одного из героев этого произведения. Не забудь указать имя героя.
Произведение: _______________________________________________
Герой: ______________________________________________________
Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.
В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и , а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.
Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.
Шаблоны оформления читательского дневника
Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.
Виды читательских дневников
В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:
- дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
- дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
- дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
- ФИО автора произведения
- Название произведения
- Число страниц
- Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
- В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
- Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
- Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
- Отзыв о книге.
- Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
- Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
- Список критической литературы по произведению или автору.
- Выписки понравившихся фраз, выражений.
- Краткая биография писателя.
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Читательский дневник необходимо вести каждому человеку, чтобы сделать процесс чтения приятным и полезным. У многих при словосочетании «читательский дневник» возникает малоприятная ассоциация с начальной школой, когда во время каникул было необходимо вести тетрадочку, в которой указаны автор и название произведения, время чтения и прочитанных страниц, роспись родителей. Однако, ведение читательского дневника — это увлекательное занятие, если подойти к нему с другой стороны.
Как и зачем можно вести читательский дневник? Я расскажу об этом в сегодняшней статье.
Зачем вести читательский дневник?
Вести читательский дневник необходимо для того, чтобы сохранить свои впечатления о прочитанных . Вести списки книг в читательском дневнике тоже можно. Будет он полезен и для написания собственных сочинений, стихов, эссе. Отмечать интересные факты о писателях и записывать количество прочитанных за день страниц — прекрасная идея для ведения читательского дневника!
Вы можете писать и заметки о книгах, и свои размышления, и все-все-все, что придет вам в голову. Выписывать цитаты, например.
В каком виде вести читательский дневник?
Классический вариант — это блокнот или толстая тетрадь , где записываются впечатления о прочитанных книгах и списки книг, украшается такой читательский дневник наклейками, вырезками, рисунками и цветными ручками, маркерами и карандашами. Конечно, красивый внешний вид — это не цель читательского дневника. Однако, вы можете проявить свои творческие способности и украсить записи по-особенному. Следовательно, верно отдавать значение содержанию, а не внешнему виду и не расстраиваться, если не получается красиво украсить. Старайтесь и у вас получится!
Хранить свои впечатления в электроном виде — удобно, практично и доступно. Вам не нужно носить с собой блокнот, достаточно не забыть свой телефон! Есть и недостаток. Вы не можете проявить свои , оформляя записи. Этот вариант подойдет для тех, у кого мало свободного времени.
Но что делать, если вы столкнулись с такой проблемой , как то, что ваша рука не успевает за мыслями? Для решения этой неприятности советую попробовать записывать свои впечатления на диктофон и прослушивать их время от времени.
Я веду подобные записи, это помогает мне размышлять над прочитанным, приходить к новым выводам, составлять списки прочитанных книг и тех, которые я хочу прочитать. Я записываю и аргументы для школьных сочинений — это отлично помогает в подготовке к ним!
А записываете ли вы впечатления о прочитанном? Помогает ли вам это лучше понять произведения? Как долго вы этим занимаетесь?
Многие читатели ведут дневник. Что же это такое и главное зачем?
Читательский дневник - блокнот сбора информации о прочитанной книге для осмысления и сохранения впечатлений.
В школах учителя вводят читательские дневники для своих учеников с 1-го класса, постепенно усложняя его форму.
Читательский дневник школьника - это шпаргалка, с помощью которой легко вспомнить прочитанные книги, героев, основную мысль и пересказать произведения.
В начальных классах ведение читательского дневника приучает школьника к систематическому чтению, развивает первоначальные . Анализируя произведение, ученик письменно излагает ход своих мыслей, учится пересказывать. Конечно, без помощи родителей на первых порах не обойтись, ведь найти основную мысль произведения не всегда бывает легко, а также правильно заполнить и изложить свои мысли в читательском дневнике. Совместная форма работы в дневнике сплачивает, дает возможность читать вместе и обсуждать, а также понять родителям какой жанр больше интересует маленького читателя. В дальнейшем это будет способствовать коррекции направлений чтения по жанрам.
Конечно же основная задача ведения читательского дневника в школе - это , расширение кругозора знаний.
Также дневник читателя - бесценный помощник при чтении списка книг летом. И кто знает, может быть именно так получится .
Оформление читательского дневника
Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. На сегодняшний день разработаны печатные дневники в соответствии с по классам. Они красочно оформлены и содержат игровые задания.
Также появилась возможность вести электронный читательский дневник. Он способствует отработке учеником навыков работы в программе Word, поиску необходимой информации в Интернете, картинок и фото, исправлению своих же орфографических ошибок. Но в начальной школе это может перерасти в то, что родители будут вести дневник за ребенка, а этого допускать нельзя.
Однако все педагоги заинтересованы в использовании уже готовых или электронных дневников, так как они не соответствуют их требованиям, поэтому каждый учитель вправе предложить свои варианты ведения.
Титульный лист в дневнике каждый ученик оформляет по своему усмотрению, указывая фамилию и имя.
Лучше взять тетрадь в клетку для легкости расчерчивания. Каждая страница (или разворот тетради) - это отчёт о прочитанной книге.
В любом случае, двух совершенно одинаковых дневников не может существовать, так как каждый подходит к этому вопросу индивидуально.
Как оформлять читательский дневник в 1-2 классе?
В 1-2 классе можно предложить такой примерный план работы над произведением: автор и название произведения, количество прочитанных страниц, главные герои, основная мысль (о чем?), жанр. Можно также добавить рисунок. Он может быть сделан учеником через копирку или самостоятельно.
План работы над произведением в 1-2 классе
Дата |
Герои |
О чем? |
Как оформлять читательский дневник в 3-4 классе?
К 3-4 классу можно усложнить план работы над произведением в читательском дневнике. Такая работа уже больше напоминать аннотацию на прочитанную книгу.
Аннотация - краткая характеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.
План работы над произведением в 3-4 классе:
- Автор и название произведения.
- Жанр (рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка…)
- Главные герои. Твое мнение о главном герое.
- Кратко опиши последовательность событий (краткое содержание-план)
- Главная мысль произведения (что хотел сказать автор)
- (твое восприятие произведения: что понравилось, а что нет, чем запомнилось) В помощь читателю, пишущему отзыв, можно предложить .
7. Запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору прочитанного произведения.
8. Работа со словарем (выпиши незнакомые слова и объясни значение непонятных слов. Хотя бы одно слово)
9. Иллюстрация к произведению.
Как организовать проверку читательского дневника?
Проверка читательского дневника учителем должна быть обязательной и систематической. Школьник должен понимать для чего он это делает, а его труд оценен и одобрен. Иначе вся работа проделана зря.
На уроке можно выборочно опрашивать учеников по прочитанным книгам.
Можно проводить раз в 2 недели урок внеклассного чтения, где все дети будут выходить к доске, демонстрировать книгу и КРАТКО пересказывать содержимое. Любой ученик и учитель могут задать вопросы по содержанию. Цель - понять на сколько ученик понял содержимое прочитанного. Такие уроки развивают устную речь, учат кратко пересказывать, отвечать на любые вопросы и получать отметки.
В 4 классе организовать проверку дневников заочно. Ведь это уже полноценный читательский отзыв! Главное условие - сдавать на проверку должны все.
- Начинать заполнять дневник лучше сразу после прочтения книги, пока еще свежи впечатления.
- После прочтения читатель должен обязательно объяснить почему книга имеет такое название.
- Если произведение большое, допускается деление на части. Обязательно укажите прочитанные страницы.
- Произведения должны соответствовать возрасту. Нельзя допускать чтение небольших информационных текстов из энциклопедий в 4 классе.
24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети - Фриц и Мари - строят догадки, что же на этот раз им преподнесет в подарок выдумщик и искусник крестный, старший советник суда Дроссельмейер, часто чинивший часы в доме Штальбаумов. Мари мечтала про сад и озеро с лебедями, а Фриц заявил, что ему больше нравятся подарки родителей, которыми можно играть (игрушки крестного обычно держали подальше от детей, чтобы те не сломали) , а сделать целый сад крестному не под силу.
Вечером детей впустили к красавице-елке, возле и на которой были подарки: новые куклы, платья, гусары и пр. Крестный сделал чудесный замок, однако танцующие в нем кукли выполняли одни и те же движения, да и внутрь замка нельзя было попасть, поэтому чудо техники быстро надоело детям - только мать заинтересовалась сложным механизмом. Когда все подарки разобрали, Мари увидела Щелкунчика. Уродливая внешне кукла показалась девочке очень милой. Фриц быстро выломал Щелкунчику пару зубов, пытаясь расколоть твердые орехи, и игрушку стала опекать Мари. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Кукли сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой…Очнулась девочка в кровати с локтем, порезанным разбитым стеклом шкафа. Никто не поверил ее рассказу о ночном происшествии. Крестный принес отремонтированного Щелкунчика и рассказал сказу о твердом орехе: у короля и королевы родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками придворного часовщика Дроссельмейера (они сожрали сало, предназначенное для королевских колбас) , превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щелканье орехов. Дроссельмейер под страхом смертной казни с помощью придворного звездочета вычислил гороскоп принцессы - вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Король отправил Дроссельмейера и звездочета на поиски спасения; и орех, и юноша (племянник часовщика) были найдены у брата Дроссельмейера в его родном городе. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, вперед вышел племянник. Он расколол орех и принцесса, сьев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги… Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика. Король выгнал Дроссельмайера, его племянника и звездочета. Однако последний предсказал, что Щелкунчик будет принцем и уродство исчезнет, если он победит мышиного короля и его полюбит прекрасная девушка. Через неделю Мари выздоровела и стала укорять Дроссельмейера в том, что он не помог Щелкунчику. Тот ответил, что лишь она может помочь, потому что правит светлым царством. Мышиный король повадился вымогать у Мари ее сласти взамен за безопасность Щелкунчика. Родители встревожились тем, что завелись мыши. Когда он потребовал ее книжки и платья, она взяла на руки Щелкунчика и зарыдала - она готова отдать все, но когда ничего не останется, мышиный король захочет загрызть ее саму. Щелкунчик ожил и обещал позаботиться обо всем, если добудет саблю - с этим помог Фриц, недавно отправивший в отставку полковника (и наказавший гусар для трусость во время боя) . Ночью Щелкунчик пришел к Мари с окровавленной саблей, свечой и 7 золотыми коронами. Отдам трофеи девочке, он повел ее в свое царство - Страну Сказок, куда попали через отцовскую лисью шубу. Помогая сестрам Щелкунчика по хозяйству, предложив растолочь в золотой ступке карамель, Мари вдруг проснулась в своей кровати. Конечно, никто из взрослых не поверил ее рассказу. Про короны Дроссельмайер сказал, что это его подарок Мари на ее двухлетие и отказался признать Щелкунчика своим племянником (игрушка стояла на своем месте в шкафу