Испытания матрены тимофеевны. «Кому на Руси жить хорошо»: история создания

Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они сумели отстоять свое человеческое достоинство в условиях рабства и бесправия.

Отсюда и оптимизм поэмы:

Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!

Сознание этой нравственной «силы народной», предвещающей верную победу в борьбе за грядущее счастье, и было источником той радостной бодрости, которая чувствуется даже в ритмах поэмы. Жизнеописанию крестьянки Матрены Корчагиной Тимофеевны посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна – осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла». Странников приводит к ней слава счастливицы. Матрена соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба Матрены во многом подсказана Некрасову автобиографией И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов (песен, собранных П. Н. Рыбниковым). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы, подчеркивают типичность судьбы Матрены: это обычная судьба русской женщины, свидетельствующая о том, что странники «затеяли не дело – между бабами счастливую искать». В родительском доме, в хорошей непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Когда Матрена вышла замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала в настоящий ад: все родственники мужа заставляли ее работать на себя, как рабыню. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но основное время Филипп был на заработках и возвращался домой только зимой. За Матрену некому было заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первый сын Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка. Долгое время Матрена не может простить Савелию его непоправимую оплошность. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда думать, некогда печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее ждут новые страдания – сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Очень тяжело переживает Матрена неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама становится похожей на волчицу. Еще одна беда постигает Матрену. Ее мужа вне очереди забирают в солдаты. Она теряет последнюю надежду на выживание. В бреду Матрене рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, чтобы найти защиту у губернатора. С мужем и новорожденным Матрена возвращается домой. После этого случая народ стал называть Матрену счастливой. Судьба и в дальнейшем не пощадила Матрену: «дважды погорели, Бог сибирской язвой трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки – заброшены, потеряны у Бога самого!» Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Удивительно реалистичен и ярок образ Матрены Тимофеевны, русской крестьянки. В нем автор соединил все качества и черты, свойственные русским женщинам - представительницам этого слоя населения. Во многом схожа судьба этой героини с судьбой других крестьянок на Руси.

Годы жизни в родной семье

Матрена Тимофеевна родилась в большой семье. По-настоящему счастливыми были первые годы ее жизни. Матрена потом часто будет вспоминать беззаботное время, когда она была окружена заботой и любовью родителей. Однако крестьянские дети очень быстро взрослеют. Как только подросла девочка, она начала помогать во всем своим родителям. Игры постепенно забывались, так как на них оставалось меньше времени, крестьянская нелегкая работа выходила на первое место. Но все равно молодость берет свое, и девушка находила даже после трудового дня время для отдыха.

Жизнь Матрены Тимофеевны в доме мужа

Вспоминает юность Матрена Тимофеевна. Эта героиня была трудолюбива, хороша собой, деятельна. Таков образ Матрены Тимофеевны в На эту крестьянку, что неудивительно, заглядывались многие парни. Но вот возник суженый, и родители девушки отдают за него замуж нашу героиню. Новое положение означает конец вольной и свободной жизни Матрены Тимофеевны. Она теперь будет проживать в чужой семье, в которой отношение к этой далеко не лучшим. Отдавая замуж свою дочь, мать переживает за ее судьбу, горюет о ней. Родительница понимает прекрасно все предстоящие тяготы жизни, которым суждено выпасть на долю ее любимой Матрены. Никто в чужой семье не проявит к девушке участия, сам муж тоже не будет никогда заступаться за жену.

Непростые отношения с мужем и его родственниками

Делится Матрена Тимофеевна горестными раздумьями. Совсем не желала он менять вольную жизнь в родном доме на незнакомую, чужую семью. Поняла эта героиня уже с первых дней проживания в новой обстановке, как тяжело придется ей теперь.

Очень непросто складывались отношения с золовками, свекровью и свекром. Матрене в новой семье приходилось усердно работать, при этом не слыша доброго слова в свой адрес. Но даже в этой нелегкой жизни у крестьянки находились простые, немудреные радости: муж подарил ей шелковый платок, прокатил на санях...

Вовсе не безоблачно складывались отношения между интересующей нас героиней и ее супругом. Муж в то время имел право избивать жену, если что-то в ее поведении не устраивает его. Никто при этом не встанет на сторону девушки, наоборот, в семье супруга все родственники будут лишь рады посмотреть на страдания Матрены Тимофеевны.

Рождение первенца

Нелегкой стала жизнь у этой крестьянки после замужества. Серые, однообразные, похожие друг на друга тянулись дни: ссоры, тяжелая работа, упреки родственников... Но ангельским терпением обладает крестьянская женщина. Она выносит все тяготы, не жалуясь. Событием, перевернувшим ее жизнь, является рождение ребенка. Через него ярче раскрывается образ Матрены Тимофеевны. Теперь эта женщина уже не столь озлоблена на поскольку радует и согревает ее любовь к малышу.

Смерть малыша

Не долгой была радость крестьянки от появления на свет сына. Очень много времени и сил отнимает работа в поле, а тут на руках еще грудной младенец. Сначала эта героиня брала его в поле с собой. Но затем свекровь стала упрекать ее, так как с ребенком трудиться с полной самоотдачей невозможно. И бедная женщина вынуждена была оставлять с дедом Савелием своего малыша. Однажды недоглядел этот старик - и погиб ребенок.

Трагические события после гибели младенца

Смерть его была для нашей героини страшной трагедией. Но приходится мириться крестьянам с тем, что дети их часто умирают. Для Матрены эта смерть оказалась тяжелым испытанием потому, что ребенок был первенцем. Ко всем бедам приезжает полиция, становой и лекарь в деревню, которые обвиняют крестьянку в том, что она погубила ребенка в сговоре с дедом Савелием, бывшим каторжником. Умоляет Матрена Тимофеевна не производить вкрытие, чтобы без поругания над телом похоронить ребенка. Но не слушает никто крестьянку. От случившегося она чуть не

Мать заступается за сына

Смерть ребенка и другие тяготы крестьянской жизни не в силах сломить эту женщину. Образ Матрены Тимофеевны - это пример стойкости и терпения. Время проходит, каждый год у нее рождаются дети. И крестьянка продолжает жить, выполнять свою тяжелую работу, растить детей. Самое главное, чем обладает крестьянская женщина - это любовь к детям. Матрена Тимофеевна, характеристика которой представлена в нашей статье, на все готова, только бы защитить своих чад. Свидетельствует об этом эпизод, когда Федота, ее сына, хотели наказать за провинность. Бросается в ноги к помещику, проезжавшему мимо, Матрена, чтобы он помог спасти мальчика от наказания. Тот повелевает отпустить Федота, а "бабу дерзкую" наказать.

Матрена Тимофеевна спасает от рекрутчины своего мужа

За что же приходится терпеть наказание этой крестьянке? Лишь за любовь к детям, не ведающую границ, за готовность принести себя в жертву ради других. Проявляется эта готовность в том, как Матрена Тимофеевна бросается на защиту своего мужа, которого ожидает рекрутчина. Удается ей добраться до губернаторши и попросить у нее помощи. Та освобождает от рекрутчины Филиппа.

Еще молодая девушка - Матрена Тимофеевна, но ей пришлось пережить уже очень многое. Это и смерть сына, и побои, и попреки, и голодное время.

Можно ли назвать Матрену Тимофеевну счастливой?

Нельзя никак назвать счастливой крестьянскую женщину, которой была Матрена Тимофеевна. Характеристика этой героини всецело строится на борьбе с несчастьями. Все тяжелые испытания и трудности, выпадающие на ее долю, способны привести человека не только к духовной гибели, но и к физической, сломить его. Часто происходит именно так. Редко бывает долгой жизнь крестьянки. Часто умирают эти женщины в самом расцвете своих лет. Строки, рассказывающие о жизни этой героини, читать нелегко. Но в то же время нельзя не восхититься этой женщиной, ее душевной силой. Ведь эта героиня прошла через множество различных испытаний и при этом не оказалась сломлена, что показывает нам Некрасов.

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Эта женщина одновременно предстает терпеливой, выносливой, сильной и заботливой, любящей, нежной. Она вынуждена справляться самостоятельно с бедами и трудностями, выпадающими на долю семьи, и не ждать помощи ни от кого.

Однако, невзирая на это, Матрена Тимофеевна находит в себе силы работать, жить, продолжать радоваться скромным радостям, которые иногда выпадают на долю этой женщины. И пусть она признается честно, что назвать ее счастливой никак нельзя, эта женщина не впадает ни на минуту в грех уныния. В борьбе за выживание ей удается выйти победительницей.

Образ Матрены Тимофеевны кратко был нами рассмотрен. Об этой женщине можно говорить очень долго. Она вызывает восхищение. Третья часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо" посвящена этой женщине. Корчагина Матрена Тимофеевна, образ которой был представлен в нашей статье, описывается в произведении довольно подробно. Вы можете обратиться к поэме Некрасова и познакомиться поближе с этой крестьянкой.

«Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение НА. Не-красова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе. Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества - судьба русской женщины. Особенно об-стоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших най-ти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Почему же имен-но >ту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет дан-ной главы такое мнение?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить ав-горскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраива-ется все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национальною характера, главной носительницей са-мих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о на-родной судьбе показать, каково положение в современной поэт)" Рос-сии русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы - это и есть залог благополу-чия любого общества во все времена.

Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос - это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма по-зволила добиться особой искренности и достоверности изображения. При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Кор-чагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребе-нок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становит-ся для них покровительницей - крестной матерью маленького Лио-дорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страш-ное - смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен, фольк-лорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Де-

мушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знамени-той сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского. / От нашей вольной во-люшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!».

И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот.

В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?

При всем внешнем сходстве с народными сказками произведения писателя отличаются от них.

Многое сближает сказки Салтыкова-Щедрина со сказкам)! о жи-вотных. Действительно, их герои часто создавались на основе хорошо известных образов, наделенных устойчивыми качествами характера: жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Но в мир народной сказки писатель вводил злободневные политиче-ские темы, которых никогда не бывает в фольклоре, а потому содер-жание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц ока-зывается «здравомыслящим». Волк - «бедным». Баран - «непом-нящим». Орел - «меценатом». В сказках Щедрина возникает соци-альная сатира, затрагивающая даже царя («Орел-меценат»), что не-возможно в народной сказке.

Важным отличием от фольклора становится то, что в щедринских сказках время вполне исторично. Здесь часто появляются детали, свя-занные с современной автору жизнью. Например, в «Диком помещи-ке» упомянута газета «Been.», а в сказке «Премудрый лискарь» говорится о том, что ее герой «жалованья не получает и првслугн не держит». Отражается это и в лексике, включающей наряду с традиционными сказочными оборотами (жили-были, по щучьему велению) канцеляризмы, иностранные слова, публицистическую лек-

Для сказок Салтыкова-Щедрина характерна несвойственная фольклору гротескная заостренность образов, а также использование эзопова языка. Благодаря этому возникают неожиданные переключе-ния из реального плана в сказочный, что создает некую фантастиче-скую призрачность происходящего, как в знаменитой «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина, близкие по СТИЛЮ народным, являются литературными сказками. Фольклорная основа в сочетании с авторской иронией и юмором, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни, делают эти произведения интерес-ными и актуальными и для наших современников.

Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-

нравственных исканий героя? (по роману Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - произведе-ние необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы чи-тателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую вериг писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его.

Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужас-ного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помотает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться or мучений, покаявшись перед всеми на площади. И действительно, в конце основной части романа Раскольников приходит в полицию и признается в содеянном.

Казалось бы. история убийства и его раскрытия завершилась. Но главная мысль Достоевского не в этом. Он считал индивидуализм страшной болезнью, которая может привести к катастрофическим по-следствиям вес человечество. Как справиться с ней? Ведь Раскольни-ков, идя с повинной, не отказывается от своей ужасной идеи. Он лишь утверждается в том, что сам он «вошь эстетическая», а отнюдь не «властелин мира». Так что же происходит в эпилоге? Помогает ли он нам понять, как избавить не только Раскольникова, но и все человече-ство от «моровой язвы» индивидуализма?

Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармсладовых) и дополняется новыми сведе-ниями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара). Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Рас-кольниковым на каторту, ее сострадание ко всем несчастным катор-жанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идею, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга. Рас-кольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям. Путь Раскольникова прой-ден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия я сострадания.

Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пора-женных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге оконча-тельного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен ею главный смысл: показав историю Раскольникова. писатель пред-лагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над по-ставленными проблемами и попытаться найти свое решение.

Чем «маленький человек» в изображении Достоевского

отличается от своих литературных предшественников?

Великий писатель-гуманист Достоевский всегда стремился при-влечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых оби-женных, «униженных и оскорбленных». Ведь их ужасное положение - страшный упрек тем. кто загнал их в состояние «тупика».

Мармеладов - типичный «маленький человек». Он бедный чинов-ник, находящийся в самом низу социальной лестницы. Его семья - дочь от первого брака Сонечка, жена Катерина Ивановна и их малень-кие дети - живет в крайней бедности. Ведь на жалованье мелкою чи-новника такую большую семью трудно прокормить. Но все было не так уж плохо до тех пор. пока Мармеладов не начал пить. Он потерял рабо-ту, а семья осталась вовсе без средств к существованию. Конечно, при-чиной тому была бесхарактерность и безволие самого Мармсладова,

который, понимая всю глубину той пропасти, в которую он падает, та-щит за собой своих близких.

Но дело не только в этом. В исповеди, которую отчаявшийся че-ловек произносит в грязном трактире перед незнакомыми людьми. Мармеладов говорит о том, что таких, как он, просто загоняют в ту-пик. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что зна-"H2I, когда уже некуда больше идти?» - в тоске восклицает Мармела-дов, обращаясь к единственному внимательному слушателю его рассказа Расколышкову. Герой романа тоже склонен обвинять обще-ство, которое буквально сбрасывает таких людей, как Мармеладов, в «пропет», то есть «отбросы» общества. Для других это уже как бы и не люди: над ними можно издеваться, насмехаться, не считаться с их интересами. В этот «процент» попадают и Катерина Ивановна и ее ни в чем не повинные дети. Но более всего пострадала старшая дочь Мармеладова Сонечка. В этом страшном мире нишегы, как справед-ливо замечает Мармеладов, даже вполне нормальные люди, чистые и честные душой, как Катерина Ивановна, оказываются изуродованны-ми. «Бедность не порок» - гласит пословица, но Мармеладов добав-ляет: «Нищета - порок».

Конечно, судьба семьи Мармеладова трагична. Он умирает на улице под колесами экипажа. Смертельно больная Катерина Ива-новна в последней отчаянной попытке привлечь внимание людей к их страшной судьбе выводит несчастных детей на улицу и вскоре умира-ет. На улицу, на панель, вынуждена пойти Сонечка, чтобы помочь семье выжить, не умереть с голоду. И главная причина их трагедии в том, что общество, символом которого становится «улица», не же-лает видеть этих людей, не замечает их страдания, отстраняется 01 них.

Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся

с главными событиями духовной жизни героя?

(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В своих романах Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни героев, психологию поступков, их чувства, тайные желания и опасения. В этом автору помогает прием, который он часто использует. - прием сна. Сон у Достоевского граничит с реально-стью и с бредом больного человека.

Первый сон видит герой на Петровском острове. В этом сновиде-нии вновь оживает детство Родиона Раскольникова. Он. 7-летиЁ мальчик, вместе с отцом вилит страшную картину: здоровый пьяный мужик Мико.тка хлещет кнутом свою «тощую... саврасую клячонку». Маленький Родя бросается с кулачками на этого пьяного мужика, в потом целует окровавленную морду забитой клячи.

Сон отражает лучшую сторону натуры главного героя - его стремление помочь всему человечеству, его добрую натуру, непри-ятие насилия. Этот сон настолько потрясает Родиона, что проснув-шись, он «отрекается от проклятой мечты своей».

О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют два противоположных образа из его сна - кабак, символ порочности и зла, и церковь, то лучшее, что есть в человеческой природе.

Второй сон Раскольников видит уже после преступления. Ему снится, что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее. а старушонка, как будто издеваясь, заливаося тихим, не-слышным смехом. Комната наполняется народом. Раскольников, объ-ятый ужасом, не может пошевелиться и пробуждается. Смех во сне Раскольникова - это «атрибут незримого присутствия сатаны». Этот сон несет функцию символического обобщения идеи и также выявля-ет авторскую позицию.

Свой третий сон Раскольников видиг уже на каторге (эпилог ро-мана). В этом сне он как бы заново переосмысливает свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной моровой язве». Зараженные трихинами, становятся сума-сшедшими, считают себя «непоколебимыми в истине», не слышат и не понимают других. Впечатление от зрелища того, к чему приводит забвение нравственного начала, оказывается настолько глубоким, что вызывает перелом в душе героя. Раскольников освобождается от сво-ей идеи.

Таким образом, сны в романе раскрывают внутренний мир Рас-кольникова. показывая скрытые стороны его души.

Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев?

Главная черта психологического стиля Ф.М. Достоевского - пре-дельная сосредоточенность на сложнейших пластах внутреннего мира

человека, изображение напряженных душевных состоянии, изучение «двух бездн» в душе человека («Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»). Автора интересует правда, выстраданная человеком в тот момент, когда он пытается постичь истину. Герой чувствует нравственную причастность ко всем людям, потребность найти и уничтожить корень ал.

Подобный подход порождает глубокий психологизм личности ге-роя, философичность его мышления, эмоциональную чуткость, «рас-колотость сознания».

Герой Достоевского всегда находится на грани, всегда СТОИ1 пе-ред выбором: либо палач, либо жертва, в сердце разыгрывается та же самая борьба Бога с дьяволом. Душевная жизнь человека изображает-ся в крайних ее проявлениях. В отличие от Л.Н. Толстого Ф.М. Дос-тоевский воспроизводит не «диалектику души», а постоянные психо-логические колебания.

Основной психологический прием, который использует писа-тель, - это принцип двойничества. В систему персонажей могут быть введены герои-двойники. Они либо полностью, либо в существенных чертах дублируют друг друга. Двойник - фигура зловещая, он при-зван подчеркнугь скрытые от героя низкие стороны его души, обна-ружить меру его падения.

Парадоксальный переход колебательных состояний героя переда-ется через портрет, его противоречивые поступки. Они поступают «на зло» себе, всему, неизвестно кому.

Особую роль Достоевский отводит бессознательному поведению героев, передается это состояние через сны, видения. Сны - это ра-бота подсознания, во сне герой видит одну из граней своей личности, например в первом сне Раскольников видит себя семилетним мальчи-ком, бросающимся на защиту тощей савраски.

Слова «вдруг», «как бы невольно» наиболее часто встречаются в тексте повествования, именно они показывают неожиданность по-ступков героя для него самого. Свидригайлов не любит говорить о смерти и уж тем более не думал о самоубийстве, но... Раскольников не думал о признании, но вдруг повер|гул обратно в участок...

Писатель пытается решить две основные задачи: проанализиро-вать внутреннее состояние героя и воссоздать в романе определенную психологическую атмосферу при помощи подбора эпитетов, характе-

риэующих состояние героя («ужасно странно», «едкая ненависть», «бесконечное отвращение»).

Герой Достоевского так напряжен, что в его сознании стирается грань между реальностью и его собственным представлением о ней (жизнь и мечты Катерины Ивановны i

Важнейшей частью повествования является прямая речь героев как внешняя, так и внутренняя.

Сильнейшим средством изображения является использование де-талей внешнего, предметною мира. Объективная реальность сущест-вует в романе сама но себе за счет подбора определенной цветовой гаммы (желтый цвет - цвет болезни, вспомним желтый цвет каморки с «желтыми, пыльными обоями», «желтые, обшмыганные и истаскан-ные» обои в комнате Сони), запахов («особая летняя вонь»), звуков (плач, вой, крик, стоны), особой цифровой символики (30 целковых принесла Соня Катерине Ивановне. 3 встречи с Порфирием Петрови-чем, 7 лет каторги)

Четко ограниченный круг действующих лиц. концентрация дейст-вия во времени, стремительный ход развития сюжета, изобилующего напряженными диалогами, неожиданными признаниями и публичны-ми скандалами - все это позволяет говорить о ярко выраженных драматических чертах прозы Достоевского.

Согласны ли вы с утверждением, что Петербург

в изображении Ф.М. Достоевского -

полноправный герой романа?

Петербург часто становится фоном развития действия в прозе Ф.М. Достоевского. Отношения писателя к городу двойственно: он. бесспорно, привязан к нему, но в то же время воспринимает его са-мым мрачным городом в мире.

В романе Петербург воспроизведен как социальный оргатнм Л.П. Гроссман замечает, что роман «Преступление и наказание» - «роман большою юрода XIX века», что фон столицы «предопределя-ет здесь характер конфликтов и драм». Город становится соучастни-ком преступления.

Пожалуй, самую главную характеристику дает этому городу Свидригайлов: «Петербург - это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать

над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый сю своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и страш-ных влияний на душу человека, как в Петербурге».

В литературе сложилась традиция изображать Петербург в опреде-ленной цветовой гамме: желто-серой. Достоевский один из первых по-чувствовал этот колорит. Желтые тона преобладают в романе, выходя за пределы описания юрода: ярко-желтые домики; мучительный цвет желтого солнца: обои в комнатах Раскольникова, процентщицы. Сони; пожелтевшая кацавейка Алены Ивановны; «бледно-желтое лицо» Рас-кольникова, «темно-желтые лица» Лужина. Порфирия Петровича.

Образ зловонного города писатель создает и за счет описания за-пахов: «духота... известка... пыль... особенно летняя вонь», помои, вонь из лавочек, распивочных.

Звуковой фон развития действия в романе служит дополнитель-ным средством создания мрачного образа города. Здесь раздается только «беспрерывный стук», «нытье», визги, здесь звучит «надфес-нутый голос 7-летнего ребенка».

Весь роман наполнен бесконечными уличными сценами и сканда-лами: пьяная девочка на К. бульваре, удар кнута, женщина с «испи-тым лицом», бросающаяся в реку. 11с случайно вынесены на улицы Петербурга сиены гибели Мармеладова «под колесами щегольской коляски», Катерины Ивановны.

Можно утверждать, что Петербург не только является фоном, на котором происходит действие романа, но и влияет на характеры, мыс-ли, поступки людей, определяет особенности их взаимоотношений - одним словом, становится полноправным героем произведения.

Главной гуманистической идеей в романе «Преступление и нака-зание» является вопрос о том, почему люди, преступившие какие-либо общечеловеческие правила, вообще достойны снисхождения. Достоевский считал, что, только увидев в человеке человеческое, можно дать ему шанс к возрождению.

К «преступившим» людям в романе относятся Раскольников, Со-ня, Лужин, Свилригайлов и другие герои. Одних героев Достоевский доводит до прозрения и раскаяния, других - нет.

Раскольников хотя и совершает преступление в начале произведе-ния, но в конце концов разочаровывается в своей теории. К тому же на протяжении всего романа Раскольникова терзают сомнения, в его душе происходит борьба. Раскольников часто нилш сны. а значит, он может чувствовать.

Соня Мармеладова также преступила закон, пойдя по «желтому билету». Но автор оправдывает се, ее истина ло христианская мо-раль. Соня искупает свою вину, жертвуя собой ради других. Даже че-рез описание внешности Сони, через ее голубые глаза - символ чис-тоты - автор показывает ее «невинность» в преступлении закона.

Свидригайлов также оказывается оправданным в романс. Во-первых, об этом свидетельствует то, что обо всех его проступках гово-рят какие-то третьи лица, но они не описываются в реальном времени. К тому же Свидригайлов совершает много хороших дел: например, да-ет деньги детям погибшего Мармеладова. Он также видит сны, то есть может чувствовать. И наконец, автор описывает его уход из жизни.

  • 20 Естественные науки в целом 20 1я7 Коробкин 68

    Список учебников

    Химия: материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы / ... ф. 4 65.053я7 Ерофеева, В.А. Е78 Аудит: конспект лекций / В.А. ... Басни; Пьесы / И.А. Крылов. – М.: Мир книги; Литература , 2007. – 400 с. – (Бриллиантовая коллекция). - ISBN ...

  • «Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение Н.А. Некрасова, в котором поэт хотел изложить все свои размышления о народе русском. Вот почему так органично входит в поэму одна из главных тем некрасовского творчества – судьба русской женщины.

    Особенно обстоятельно представлена русская женщина в главе «Крестьянка». В ней повествуется о судьбе замечательной русской женщины Матрёны Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших найти того, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Почему же именно эту женщину считают счастливой?

    Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей основ жизни народа. Вот почему для поэта так важно было показать в поэме, каково положение русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы – это и есть залог счастья и благополучия любого общества во все времена.

    В главе «Крестьянка» мы не слышим авторского голоса – это рассказ самой Матрёны Тимофеевны о своей судьбе. Это позволило поэту добиться особой искренности и достоверности изображения. При этом возникает контраст в оценке своей жизни Матрёной Тимофеевной с мнением окружающих её людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что героиня и её ещё не рождённый ребёнок не погибли, а жена губернатора стала для них покровительницей – крёстной матерью маленького Лиодорушки.

    Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. На судьбу Матрёны Тимофеевны выпали тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плётка, изнурительная работа, голод и самое страшное – смерть ребёнка. И всё это типично для каждой крестьянской женщины! Не случайно в этой главе очень много песен, фольклорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Дёмушки, поэт использует причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой. Всё это позволяет прийти к выводу, который особенно горько звучит в устах Матрёны Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого».

    И всё же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначны. Ведь многочисленные горести и беды не сломили её стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченные даже под гнётом тяжкого труда и забот. Именно материнство помогает ей противостоять «бездне насилия и зла». Её роль в какой-то мере даже можно назвать мессианской. Чтобы сохранить в сыне Федотушке доброту и любовь ко всему живому, Матрёна Тимофеевна сама ложится под розги.



    «В рабстве спасённое сердце свободное…» (По поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

    Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» отразила мучительные раздумья Н.А. Некрасова о судьбе русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного счастья. Ещё в стихотворении «Элегия» вопрос о народном счастье звучал риторически:

    Народ освобождён, но счастлив ли народ?...

    Действительно, реформа 1861 года стала новой формой экономической кабалы. На бедственное положение «освобождённых» указывают в начале поэмы «Кому на Руси жить хорошо» красноречивые названия губернии, уезда, деревень…

    Некрасов искренне сочувствовал тяжёлой доле русского крестьянства. Он создал народную поэму. Основной пафос произведения – пробуждение сознания народа, тема неизбежности освобождения. Сама композиция отражает авторскую веру в победу справедливости. Наиболее значимая часть «Пир – на весь мир» завершает поэму-эпопею. В произведении показаны многочисленные представители крестьянства. Но поэт не идеализирует народ. Рабство развратило крестьян. Рабскую психологию крестьянина-холопа можно представить, читая страницы поэмы, на которых мы знакомимся с «любимым рабом князя Переметьева», с холопами князя Утятина и т.д. Обобщающая характеристика «людей холопского звания» дана следующими словами:

    Люди холопского звания –



    Сущие псы иногда:

    Чем тяжелей наказание,

    Тем им милей господа.

    Однако и среди «холопов по убеждению» появляются ростки пассивного протеста. Даже «верный Яков» осмеливается протестовать против барского самодурства. Протестуя против решения помещика отдать Гришу в рекруты, герой покончил самоубийством.

    Совсем по-другому выражают протест крестьяне деревни Корёжино – они жестоко расправляются с немцем Фогелем. Но двадцать лет строгой каторги, долгие годы поселения не сломили богатырского духа одного из участников бунта Савелия. Он гордо заявляет своим домашним: «Клеймёный, да не раб!»

    В финале поэмы поэт рассказывает о судьбе народного заступника Гриши Добросклонова. Наиболее полно помогают представить духовный облик героя его песни. В них чувствуется огромная вера героя в своих соотечественников, которые стремятся обрести гражданское мужество и решительность…..

    Матрена Тимофеевна Корчагина-трудолюбивая, терпеливая русская крестьянка. Ей около 38 лет, у нее смуглая кожа, большие глаза, густые ресницы и волосы с проседью. Живет она в селе Клин, есть пятеро сыновей. А 1 сын, Демушка, умер в раннем детстве. У Матрены Корчагиной весьма несчастная жизнь: до замужества родители ее холили и лелеяли, ей жилось "как у Христа за пазухой".

    Но после свадьбы ее жизнь становится совершенно другой: ее донимают свекр, свекровь, золовки. Небольшой отрадой для нее был муж, который много времени проводил на работе, почти не бывая дома, и Савелий-дедушка мужа Матрены. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына-Демушку. Но совсем скоро он умер по вине старика Савелия: тот недоглядел за правнуком, которого заели свиньи. Двойным горем для бедной матери было то, что ее любимого сына не похоронили, как полагается, а, на глазах у матери, разрезали всего. Осерчала Матрена Корчагина на Савелия и долго не могла оправиться от потери сына. После смерти Демидушки у Матрены народились другие дети, но она все также тосковала, молилась по нему.

    Через некоторое время ее настигло новое горе-смерть родителей, а вскоре и дедушки Савелия (которого Матрена Корчагина все же простила потом за смерть Демушки). Вся жизнь Матрены была посвящена работе и детям. Она готова была стерпеть любую боль, лишь бы не трогали ее детей. Так она защитила своего старшего провинившегося сына Федота от розг, приняв наказание на себя. Новой бедой, настигнувшей Матрену Тимофеевну, был неурожайный год и рекрутчина, коснувшаяся ее мужа и брата мужа. Их забрали в солдаты. Семья лишилась своего кормильца. Крестьянка решает идти к губернатору, просить справедливости. В конце концов, ей удается повидаться с губернаторшей, которая возвращает Филиппа Корчагина со службы (тем временем, во время визита к губернаторше, у Матрены рождается еще 1 сынок). Также Матрена Тимофеевна рассказывает семи странникам, что в ее жизни были еще и такие несчастья, как пожары, эпидемии сибирской язвы, навязчивость управляющего Ситникова, которому приглянулась Матрена (вскоре его, к облегчению Матрены, сгубила холера). Таким образом, мы видим, что Матрена Тимофеевна Корчагина - терпеливая русская женщина, любящая мать, стойко переносящая все невзгоды судьбы. Конечно, иногда у нее и бывают минуты, когда она придается горю, но ее утешают, придают сил молитвы. Матрену, как и всех русских женщин, нельзя назвать счастливой. Она говорит, что, по словам святой старицы, гостившей у нее, "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны".

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -



    Статьи по теме: