Исаак левитан свежий ветер. волга

Холст, масло. 72x123 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ветром, свежим ветром, настойчивым и упрямым, насыщено это прекрасное полотно. Кто знает, не рассеют ли его порывы летучие легкие облака в бескрайне высоком небе, простершемся над столь же бескрайней синевой великой реки или, быть может, нагонят новые облака, которые вскоре закроют от нас ясный солнечный лик и лягут тяжелой мрачной тенью на речной простор? Весело и задорно гуляет ветер на широком раздолье знаменитого левитановского пейзажа, напрягает могучий парус самоходной баржи, прибивает к воде дымы пароходных труб, покрывает хлопотливой рябью величавую стихию еще недавно таких плавно уравновешенных волжских вод. Низко-низко летают над рекой белокрылые чайки...
Свежий ветер! Волга!

Хоть и ветреный, но погожий летний день. Где-то в стороне, за пределами холста, светит солнце, и освещенный им белый парус расписной расшивы торжественно выделяется на голубом фоне неба. Тяжело и едва приметно кренится расшива под ветром, дующим ей в корму. Празднично сверкает над синей водой ее нарядный красный борт, выразительно контрастируя с белизной паруса и встречного пассажирского парохода. Покачивающаяся на зыбкой волне лодчонка с одиноким гребцом подчеркивает истинно былинные размеры медленно движущихся вдоль зеленеющих берегов расшив, тихвинок и белян, чьи огромные рули красноречиво свидетельствуют о сметке наших далеких предков, ладивших дело на века. Композиция картины как бы вовлекает нас в ее бодрую, жизнерадостную атмосферу, словно свежий волжский ветер и впрямь дует нам в затылок, чтобы, обдав своим трепетным дыханием, умчаться вперед, в картину, в ее беспредельную, неуловимую даль, в ее ликующую красоту.

Было время, когда в работах, посвященных творчеству замечательного поэта русской природы Левитана, на все лады варьировались все одни и те же слова, будто бы способные истолковать сокровенную сущность его пейзажей: «тихая грусть» … «задумчивая печаль»… «щемящая сердце тоска»... «высокая скорбь»... Кое-кто считал, что тяжелое детство и необеспеченная юность наложили свой явственный отпечаток на все последующее творчество художника; другие видели в пресловутом левитановском пессимизме отражение мрачных условий общественной жизни в годы политической реакции; третьи искали ключ к пониманию полотен Левитана в особенностях болезненной психики художника, в его меланхолическом душевном складе. Можно было бы оспаривать эти утверждения или соглашаться с ними, но лишь при одном непременном условии: если бы наследие великого русского пейзажиста в самом деле укладывалось в эту характеристику, если бы названные нами определения действительно исчерпывали все огромное эмоциональное богатство его творчества, в котором так часто, так отчетливо и так выразительно звучит бодрая, жизнеутверждающая мажорная нота.

Левитан был влюблен в русскую природу, и это восторженное преклонение художника-реалиста перед объективной красотой окружающего мира заключало в себе волшебное целительное свойство, дававшее ему силу превозмогать и душевную депрессию и приступы тоски, порождаемые тяжелой болезнью сердца, трудностями житейской борьбы, тягостной общественной атмосферой. Ведь даже те его произведения, в которых преобладает элегическое начало, полны высокого и светлого чувства: в природе Левитан всегда находил высшее разрешение тяготивших его мрачных раздумий, залог конечного торжества добрых и светлых сил, красоты жизни над давящим ощущением тоски и безнадежности.

Четыре раза побывал Левитан на Волге. Издавна влекла его к себе легендарная русская река, и еще задолго до первой поездки ее образ, прославленный в народных песнях, манил его воображение. «Я, – писал он Чехову,– ждал Волги, как источника сильных художественных впечатлений». И что же? Левитана постигло тяжкое разочарование. То ли ненастное, холодное лето скрыло за серой сеткой упрямых дождей торжественные просторы волжских неоглядных далей, то ли сам художник внутренне не был подготовлен к восприятию и выражению еще не постигнутой им натуры, то ли его душевное состояние не находило в волжском пейзаже созвучных отзвуков и «контактов». Так или иначе но, приехав на Волгу, Левитан испытал чувство горечи и досады. Вот характерный отрывок из того же письма Чехову:
«Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно? И в самом деле, представьте себе следующий беспрерывный пейзаж: правый берег, нагорный, покрыт чахлыми кустарниками и, как лишаями, обрывами. Левый... сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и сильный ветер. Ну, просто смерть... Сижу и думаю, зачем я поехал? Не мог я разве дельно поработать под Москвою и... не чувствовать себя одиноким и с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может... Сейчас пошел дождь. Этого только недоставало!..»

Шли дни, долгие, томительные дни... И вдруг древняя и вечная Волга, вся преображенная, неожиданно раскинулась перед Левитаном под высоким шатром бездонного неба, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни чахлых кустарников, ни обрывов, подобных лишаям, ничего не было видно. Громадное водное пространство, «которое просто убить может», предстало Левитану во всем неисчерпаемом богатстве своих неповторимых художественных мотивов, в тончайших и изысканнейших вариациях отныне навсегда знаменитой волжской «левитановской» гаммы. Волга «одолела» Левитана, и Левитан «одолел» Волгу.

Певец среднерусской, преимущественно подмосковной, природы стал певцом великой русской реки, и его волжские пейзажи, запечатлевшие то в интимно-лирических, то в эпически монументальных образах бесконечно изменчивый, но неизменно прекрасный державный облик царицы русских рек, навсегда слились в нашем восприятии с тем реальным обликом Волги, который издавна жил и живет в народном воображении.

В туманном мареве заката величественно и лениво простирает Волга под нами свои тихие воды, словно отдыхая в этот чарующий торжественный вечерний час («Вечер. Золотой плес»)... Скоро ночь. Тихо плещет река о низкий луговой берег, в сонном покое недвижных на стрежне вод отраженно светится послезакатное высокое небо («Вечер на Волге»). Только сейчас перестал лить дождь и, хотя день еще дышит ненастьем, сквозь относимые ветром серые облака и нависшие над рекой свинцово-холодные тучи нет-нет да и пробивается желтоватый отсвет еще невидимого неба («После дождя. Плес»). Ушло солнце за горизонт, и его прощальные лучи освещают напоследок беленые стены дальнего монастыря, с колокольни которого разносится умиротворяющий благовест вечерней службы («Вечерний звон»). И, наконец, светлый и сверкающий заключительный аккорд всего волжского цикла-«Свежий ветер. Волга»!..
– На твоих картинах даже появилась улыбка, – удовлетворенно заметил Левитану Антон Павлович Чехов, чутко уловивший в творчестве своего друга новую звонкую ноту.

Давно уже опровергнуто ни на чем не основанное, ошибочное суждение, будто картины Левитана писались прямо с натуры, без предварительных набросков и этюдов, как бог на душу положит и как подскажет ему мгновенный порыв прихотливого вдохновения. Каждое полотно Левитана, это – пейзаж-картина, не вид списанный с натуры, а обобщенный образ природы, который порой годами «дозревал» в стенах его мастерской. Чуть ли не пять долгих лет не снимал Левитан с мольберта и свою последнюю картину волжского цикла, начатую через год после его четвертой и последней поездки на Волгу, и только в 1896 году решился показать ее публике на XXIV выставке Товарищества передвижников. Это ли не добровольно принятый на себя творческий искус, не наивысший предел обострения чувства ответственности художника за свой труд перед самим собой, перед зрителям и прежде всего перед Волгой, такой удивительно прекрасной в этот навсегда запечатлевшийся в памяти насыщенный свежим ветром погожий летний день...

Всю свою творческую жизнь Левитан прошел вместе с передвижниками. Ученик А. К. Саврасова, он был полон любви и уважения к тому, кто, по его словам, «создал русский пейзаж». Саврасов, – писал Левитан в некрологе любимому учителю, – в отличие от своих предшественников избирал «уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
В этих словах Левитана явственно слышится открытое признание собственной художественной родословной, преднамеренное и сознательное подчеркивание исходных позиций своего личного творческого пути.

Ученик Саврасова, а затем и Поленова, продолжатель замечательных традиций русского реалистического пейзажа, Левитан поднял русскую пейзажную живопись на небывалую высоту, уравнял ее достижения с достижениями русской бытовой, исторической и портретной живописи в творчестве таких гениев, как Репин, Суриков, Серов. Его творчество, пронизанное чувством безграничной любви к родной природе, к ее национальной красоте и поэтическому своеобразию, развивалось в русле передовых демократических традиций нашего искусства, и даже рафинированные буржуазные эстеты вынуждены были признать, что хотя в пейзажах Левитана и нет фигур, но все же «невольно приходит мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из передвижнической живописи».

Полнотой жизни, широким и бодрым песенным привольем, своим воистину героическим размахом, в котором не приметить ни одного нарочитого внешнего эффекта, ни одной лишней детали, покоряет зрителя картина «Свежий ветер. Волга». И как же не согласиться нам с М. В. Нестеровым, сверстником, соучеником и другом Левитана, четко определившим историческое место этого замечательного полотна:
«Быть может, ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков», не дает такой яркой, точной характеристики Волги».
А ведь Волга – это Россия...

В открытом море ветер гонит
То свет, то тень – и в облака
Сквозит лазурь…А ты забыта,
Ты бесконечно далека!

Но волны, пенясь и качаясь,
Идут, бегут навстречу мне -
И кто-то синими глазами
Глядит в мелькающей волне… И.А. Бунин «В открытом море».


Свежий ветер. Волга (1895, Государственная Третьяковская галерея) - одна из наиболее праздничных, ярких картин Левитана, которую он задумал ещё в 1890 году в Плёсе. «Музыка» этой картины отличается особенной бодростью и упругостью мелодики, звучностью мажорного цветового аккорда.

Владимир Петров


Левитан в 1895 году переписывает картину «Свежий ветер. Волга» (Гос. Третьяковская галерея), исполненную в 1891 году, как свидетельствует полустертая авторская дата на ней. В противоположность «Марту», являющемуся при-мером быстрой работы художника, картина «Свежий ветер» - образец длительного вынаши-вания замысла и того, как, уже закончив, вероятно, работу, Левитан выдерживает ее у себя в мастерской и через несколько лет снова к ней возвращается.

Замысел картины относится, очевидно, к последнему пребыванию Левитана на Волге в 1890 году. Традиционное ходячее представление о Левитане как о певце лишь тихой, за-думчивой природы здесь явно оказывается неверным и ограниченным. «Свежий ветер» можно было бы, модернизируя, с полным правом назвать «индустриальным пейзажем» эпохи Левитана.

Он решен очень целостно и органично. Эти расписные пестрые баржи, бегущий пароход, который, кажется, гудит и пускает дым из трубы, второй буксирный пароходик позади барж, плывущая спереди лодка - все это так хорошо сочетается с оживленностью пейзажа в ветреный солнечный летний день, с зыбью волн, с летящими над водой чайками, с плывущими в небе облаками, сливается в общую картину, пронизанную одним жизненным ритмом.

Богатую и очень красивую гамму коричневых разнообразных цветов, от ярко-рыжих до зеленовато-коричневых, представляет группа барж. Ее цветность еще увеличивается передачей росписей и разноцветных украшений на кормах и бортах барж. Также очень звучна и красива синяя вода с розово-лиловатыми бликами и темными пятнышками теней от волночек, с отражениями барж и паруса. Ярким белым пятном выделяется пароход, в желтоватой лодке сидит человек, одетый в розовую рубаху. Зе-леные и песчаные берега также цветны, как и розовато-фиолетовые облака в голубом небе. Они сочетаются с цветом барж и с бело-розовым парусом с коричневатой и голубоватой тенями на нем. Эта веселая и торжествующая колористическая гамма, ее мажорная цветность великолепно передают веселящую душу, будоражащую человека приподнятость состояния природы в ветреный сол-нечный день. Все полно жизни, ее веселого и сильного дыхания, ее ритма, который выражает этот свежий ветер среди водного простора. Перед нами снова не только утверждение, но и прославление природы страны, ее красоты, на этот раз тесно связанной с жизнью и трудом людей. Полноту и радость жизни, ее вольное и могучее дыхание, праздничную картину бытия передает это полотно.

А.А. Фёдоров-Давыдов


Сочинение по картине ученика 6А Бобкова Дениса

И.И. Левитанн замечательный русский художник, который написал много удивительных по красоте картин русской природы. Он был настоящим мастером кисти. Своими картинами он воспевал красоту русской природы. Любая из его работ - настоящий шедевр. Одна из них - ""Свежий ветер. Волга"".

На картине И.Левитана ""Свежий ветер. Волга"" изображен погожий летний день на берегу русской реки Волги. Светит солнце. Небо синее-синее. А по небу плывут пушистые белые облака.Смотришь на картину и ощущаешь, как свежий ветер подгоняет облака вперед. Возникает чувство свободы и полета. Высокое синее небо отражается в воде сине-серебристыми бликами, и от этого вода становится насыщено синей.

На первом плане полотна художника мы видим маленькую деревянную лодку, а в ней рыбака, который, наверно, возвращается с рыбалки. Вокруг него кружат чайки. Птицы летают низко, у воды, охотятся за рыбой. У причала стоят старинные корабли. Один корабль уже готов к путешествию. У него поднят парус, и кажется, что вот-вот он отправится в путь. Два других корабля стоят у причала, отдыхают.

На втором плане изображен белый корабль. Он похож на большую белую птицу, плывущую по воде. На третьем плане почти по линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса и поля.

В картине преобладают жизнерадостные, светлые тона, она вся пронизана светом и воздухом. Смотришь на картину и становится легче дышать. Кажется, что сядешь сейчас в корабль и поплывешь по широкой русской реке Волге, гонимой свежим ветром.

Свежий ветер. Волга, 1895

Одна из самых ярких и праздничных картин Левитана далась ему нелегко, и была закончена после долгих и упорных трудов. Зато ни одна другая картина, кроме, возможно, репинских бурлаков, не дает такой точной и выразительной характеристики Волги.

Свежий ветер. Волга. Шедевры русского лирического пейзажа - Исаак Левитан. Официальный сайт. Жизнь и творчество. Живопись, графика, старые фото. - Свежий ветер. Волга, вода, река, баржи, пароход, синяя вода, корабль, лодка, Россия, облака, счастье, берег. Исаак Левитан, картина, шедевр, рисунки, фото, биография.

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

"Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы "злая доля", ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, - чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником - он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком..." »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

"Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи..." »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

"Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог..."

Вода, ветер, огонь и земля – являются одними из основных элементов, которые имели особое значение для древних жителей планеты Земля. Спустя многие века их значимость не потеряла своего веса и магическим образом нашла свое отражение в полотне мастера «пейзажа настроения» И.Левитана.

Картина вышла из-под пера автора в далеком 1895 году. Левитану, благодаря великому дару и мастерству, удалось объединить и передать сочетание двух стихий ветра и воды. Всю завораживающую красоту и своеобразный нрав великой реки, которая носит название Волга.

Основную часть картины занимает великая Волга, прохладная вода которой колеблется под действием ветра, переливаясь и играя на солнце.

Безграничную синеву неба отделяют плывущие пушистые облака, имеющие разнообразнейшую форму. Они будят в сознании бесчисленное количество образов, будоража воображение.

Подчеркивают величь реки, красиво выделяющиеся силуэты пароходов, парусных кораблей и барж.

Усиливающийся свежий ветер поднимает и без того строптивые волны реки, которые колышут одинокую небольшую лодку с гребцом.

Веселый, смелый ветер, который смог передать художник, предает картине жизни, движения, энергии. Свежий ветерок, прямо ощущается, при просмотре полотна. Создается ощущение, что этот ветер, выгоняет из сознания все отрицательные эмоции и пытается наполнить сознание яркими, чистыми ощущениями, эмоциями.

Картина «Свежий ветер. Волга» - считается первым пейзажем И. Левитана, написанном в движении, а не в состоянии покоя. Ценители творчества и искусствоведы современности утверждают, что написание данного полотна далось автору нелегко. Замысел написать данное полотно Левитан вынашивал еще в 1890 году. Работа над картиной длилась целых пять лет и требовала больших усилий в поиске цветовых сочетаний. Как итог получился емкий и выразительный шедевр живописи. Впервые картина была выставлена в 1896 году на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Сегодня картина «Свежий ветер. Волга» является частью собраний Государственной Третьяковской галереи.

Описание настроения картины Свежий ветер. Волга


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Мартовское солнце Юона 8 класс

    На картине видим пейзаж, засыпанной снегом деревни. Но хотя все деревья и земля окутаны снежным покрывалом, картина излучает радость и восторженность, ведь скоро придет весна.

  • Сочинение по картине Васнецова Богатырский скок 4 класс

    Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

  • Сочинение по картине Юона Волшебница зима 4 класс

    В центре картины находится пруд, покрытый льдом. На пруду художник изобразил компанию детей, весело катающихся на коньках. Некоторые развлекаются, играя в сугробах. Также изображены сани, запряженные лошадьми

  • Сочинение по картине Георгиевский монастырь Айвазовского

    Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной

  • Сочинение по картине Царевна-несмеяна Васнецова

    Эта картина очень интересна, её можно долго рассматривать. Вообще, с самого первого взгляда показалось, что там, как и в названии, только сама Несмеяна – одна.

Левитан задумал работу над картиной «Свежий ветер. Волга» ещё в 1890г., когда находился в Плёсе, а написал её в 1895г. Эту картину, бесспорно, можно отнести к наиболее ярким и праздничным шедеврам Левитана. «Музыкальность» этой картины отличается упругостью мелодики, особенной бодростью и звучностью мажорного цветового аккорда. Первая попытка в 1891г. создать эту картину недостаточно выразила замысел художник, и поэтому в 1895г. Левитан переписывает картину «Свежий ветер. Волга». Картина эта доставалась автору путём длительного вынашивания замысла. Именно поэтому, уже, казалось бы, завершив работу над ней, Левитан не показывает её, и держит у себя в мастерской, и только спустя годы возвращается к её написанию, и создаёт её такой, какой мы можем видеть картину сегодня в Третьяковской галерее. Она является полной противоположностью картине Левитана «Март», которая является примером очень быстрой работы мастера. Многие привыкли думать о Левитане, как о певце задумчивой тихой природы, но эта картина доказывает, что это неверно. «Свежий ветер» можно смело назвать «индустриальным пейзажем эпохи Левитана». Изображённые на картине расписные баржи, бегущий пароход, который мчится, выпуская дым из трубы, и гудит, другой пароходик позади, и плывущая лодка прекрасно вписываются в оживлённый пейзаж солнечного ветреного летнего дня с летящими над водой чайками, с медленно плывущими облаками. Все сливается в одну картину, которую пронизывает одинаковый жизненный ритм.

Очень красивая и богатая гамма разнообразных коричневых цветов от зеленовато-коричневых до ярко-рыжих представлена в группе барж, борта которых покрыты разноцветными украшениями и росписями. Очень красиво и звучно выглядит ярко-синяя вода с нежными розово-лиловыми бликами, и тёмными пятнышками, которые тенью бросают волны. Белым ярким пятном на картине смотрится пароход. Сидящий в желтоватой лодке человек одет в рубаху розового цвета. Нескучно смотрятся песчаные и зелёные берега: им в унисон звучат розовато-фиолетовые облака в бездонном голубом небе. Они очень сочетаются с бело-розовым парусом, оттененным коричневатым и голубоватым цветом, а также с цветом барж. Эта торжествующая и весёлая колористическая гамма прекрасно передаёт веселящую душу человека приподнятость состояния окружающей природы в ветреный и солнечный день.



Статьи по теме: