Интервью с женой сергея бодрова младшего. Впервые поцеловал насильно

Ранним утром 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье сошел ледник Колка, под которым была заживо погребена съемочная группа фильма Сергея Бодрова «Связной». Год назад спустя 15 лет вдова актера Светлана Бодрова о том, каким он был и как изменилась ее жизнь с его уходом. Сегодня ему исполнилось бы 47, и по такому поводу мы вспоминаем самые трогательные цитаты из того душераздирающего интервью.

Я почему-то прекрасно помню этот момент: мы зацепились в домике Хемингуэя друг за друга. И дальше говорили, говорили, не переставая: о себе, обо мне, о нем. Он потом мне в одном письме написал: «Мы с тобой как два брата-близнеца, которых разлучили тридцать лет назад». Мы, знаете, были как неотлипшие какие-то друг от друга, можно так сказать? Говорили друг с другом так, как будто до этого молчали всю жизнь.

Как-то мы с моим Серегой в Валентиновке у Кушнерева крепко разругались. Это было самое начало: он со своим характером непростым, у меня тоже характерец не самый покладистый. Я хлопнула дверью, прыгнула в машину - я же крутышка: шоу-бизнес, машина, мобильный телефон. И я от них - вжух! - умотала. Мне потом Сережа рассказывал, как Кушнерев сидит и говорит: «Сережа, ты не хотел бы на Свете жениться?» А Бодров отвечает: «Хотел бы очень. Она не хочет».

Мне всегда нравилось все, что делает мой Сережа. Понимаете, мы с ним, конечно, были на одной волне, я его поддерживала во всем этом. И всегда и во всем им гордилась. Помню, когда он диссертацию защищал, я вышла и говорю ему: «Я тобой как родиной своей горжусь, Серега!» А ему там в комиссии говорят: «Жена на вас так смотрела! Невероятно…» А я просто каждую секунду понимала, какое мне выпало счастье: какой невероятно глубокий и талантливый человек рядом со мной.

А еще я горжусь, что он всегда мне говорил: «Если бы не ты, я, может, не снял бы, не написал». Да, я, конечно, подталкивала его заниматься своим делом. И, дописав сценарий «Связного», он сказал: «Я сниму это так, что мне не стыдно будет перед тобой».

Знаете, я теперь понимаю - мы так много могли бы нашим детям дать вдвоем. Я одна не в состоянии это сделать. Мне от этого очень тяжело. Тяжело, что у меня нет этих ежедневных часов на кухне с ним, когда мы могли до утра говорить, говорить, говорить. Могли молчать точно так же. Ехать в машине и молчать. Или дома находиться и молчать. Иногда я вижу, как люди не умеют молчать друг с другом, а мы с ним могли.

И наш сын Саша - он такой же, очень похож по характеру на Сережу. Очень. Даже в движениях иногда: когда он начинает кривляться или танцевать, меня прямо током пробивает, потому что я вижу Сережу.

Я хорошо помню, как мы едем в машине из роддома и звонит Кушнерев: «Поздравляю, Светка!» А потом говорит Сереге: «Ну, когда встретимся?» Бодров отвечает: «Слушай, я сейчас уезжаю на съемки в Северную Осетию. Как вернусь из Владикавказа, так и встретимся». Это был последний их разговор. После рождения Саши мы две недели побыли дома. Потом Серега отвез нас на дачу и уехал на эти съемки. Я прямо как сейчас вижу - он садится в свой этот любимый «Лендровер Дефендер» огромный и говорит: «Я из аэропорта сразу к вам». Это последняя его фраза. А я его провожаю. Знаете, он как прилетел в мою жизнь, как птица, так и улетел.

Там когда наступила ситуация, что уже собирались всех разогнать, не было никакой техники, не было никакой поддержки и телефон молчит - вот это тоже очень страшно, когда телефон замолчал, уже всё, никто не верит, не говорит ничего… Вообще тишина. Знаете, как-то все было на грани. И мне Сережка Кушнерев говорит: «Тебе надо, наверное, позвонить Эрнсту. Только у него может быть выход наверх». На уровень президентов республик, которые могли отдать команду продолжать искать, - кто из нас мог выйти? Сережка добыл мне телефон, и я позвонила Косте Эрнсту. Я звонила в забытьи уже каком-то, в отчаянии, совершенно не разбирая, какой день недели, который час. Я ему, рыдая, сказала в трубку: «Я тебя прошу как женщина, как жена, как мать. Я умоляю тебя, помоги!» И Костя, надо отдать ему должное, говорит: «Света, я помогу. Сейчас праздники, они кончатся, и я сделаю все, что будет в моих силах». Потом оказалось, что я звонила ему вечером 31 декабря. Но я тогда не очень это понимала.

В это поверить было невозможно. Очень больно. Знаете, когда мы привезли его личные вещи тогда из Осетии, я разбирала их. И в сумке лежала совсем потрепанная записка, которую я ему писала еще в Петербурге, когда он снимал «Сестер». Еще у нас Саши не было, была только Олечка. Там в конце было написано: «Помни, что два человека на этой Земле любят тебя по-настоящему: я и Олечка». И я нашла эту записку в его сумке, вынести это было невозможно.

Когда он уезжал, допустим, на «Восток - Запад», я ему каждый день писала письма и он мне каждый день писал письма. И мы менялись, когда он приезжал. Читать невозможно сейчас. Вначале даже доставать из коробок было невозможно. А читать я до сих пор не могу.

В моей жизни Сережа - это последний мужчина, который был, и никого больше в моей жизни не появилось ни мысленно, ни физически, никак. Что бы ни писали обо мне в газетах, как бы им ни хотелось какую-то новость получить. Этого не понять тому, кто не знал, что это такое, когда в твоей жизни был такой мужчина. Это счастье, которое, думаю, многие женщины не проживают за всю жизнь, какое я прожила за вот этот небольшой период. И если у тебя такое было, то ты через всю жизнь пронесешь это, ты будешь это хранить.

ВСЕ ФОТО

Сегодня ровно неделя с того дня, когда ледник Висячий в сопровождении мощных селевых потоков обрушился на Кармадонское ущелье. О съемочной группе Сергея Бодрова-млашего, как и о нем самом, до сих пор ничего не известно. В тот день, 20 сентября, съемочная группа Сергея Бодрова-младшего прибыла в район села Нижний Кармадон для съемок художественного фильма "Связной". За 20 минут до схода ледника они направились в зону, где произошло ЧП. Прошла неделя, и шансов, что кто-нибудь остался в живых, практически не осталось. Однако родственники и друзья Сергея Бодрова не теряют надежды.

В пятницу издание "Газета" публикует материалы "круглого стола", который состоялся в редакции журнала "Искусство кино" перед началом съемок новой картины Сергея Бодрова.

- Данила Багров - что он за человек, что им движет, в чем его личная боль? Ты к нему ближе всех. И, может быть, лучше других чувствуешь силу его влияния. Твой отец, Бодров-старший, рассказывал про концерт, посвященный "Брату-2". Там была какая-то немыслимая аудитория, несколько тысяч человек. Бодров держался в сторонке, как вдруг видит: выходишь ты, поднимаешь руку - и гигантская аудитория замирает. Потом ты сказал какие-то слова, кажется, из Александра Невского, и зал взревел от восторга. Что это были за слова?

Я думаю, что папа немного подыграл. Он хитрый и точно знает, кому что рассказать и кто является наиболее сильным агентом влияния. А цитата из Невского была такая (за точность не ручаюсь): "Сила не в оружии, сила в правде!" Я помнил ее еще по каким-то советским учебникам. А может быть, ее внушил мне Балабанов √ она была у него в подсознании. В общем, мистика русской идеи сработала. Ну а то, что народ бурно реагировал, так сами понимаете √ концерт большой.

Нет, твой отец какую-то другую фразу упоминал. "Я люблю Родину только за то, что она наша". Так, кажется.

Была и такая фраза. Я две сказал. Вторую уже от себя: "Давайте любить нашу Родину только за то, что она наша". Такое нечаадаевское обращение┘

- Как ты это понимаешь, к какой (это) аудитории обращается? Ты представляешь себе этих людей? Это подросшие фанаты Цоя или кто-то другой? Знаешь ли ты людей, которые "клюнули" на Данилу Багрова?

Я сразу же цепляюсь за слово "клюнули". Мне оно не близко. А фраза Цоя вовсе не означает, что Родина будет нашей или вот теперь стала нашей. Это очень важный момент. Мне кажется, что она никогда не переставала быть нашей и не должна перестать, мы отвечаем за нее, какой бы она ни была. Иначе в устах рокера, и в устах любого другого типичного представителя √ например партийного функционера семидесятых или энкавэдэшника тридцатых √ все слова о Родине становятся спекуляцией. Я опасаюсь заявлений типа "наше время пришло". Чье время? Время думающих интеллигентных людей? Но почему, кто нам его подарил, как мы им распорядились? Мне кажется, это ложная формулировка √ "теперь наше время". Да, сейчас никто и не возьмет на себя ответственность за время. Если десять лет назад это еще было принято, то сейчас √ нет. А что касается публики┘ Признание, популярность √ это далеко не всегда адресное попадание. И тяжело бывает┘ Пробую я девочку на главную роль в своем первом фильме, разговариваю, спрашиваю: "Тебя предавали когда-нибудь в жизни?" А она: "Подпишите, пожалуйста, открыточку"┘ Но случается вдруг и очень важная встреча. Хотя и короткая, когда человек┘ Вот гаишник останавливает меня, и за две минуты я узнаю: был на войне, четыре ранения и контузия, жена бросила, сейчас один, "чего дальше √ не знаю┘ ну все, желаю удачи"┘ И понимаю, что есть какая-то связь с человеком, есть язык. И все-таки я против всего того, что граничит с каким-то снобизмом, нельзя отвергать и тех, кто орет в зале. Нельзя! Все равно мы все вместе, это наша страна и наши люди.

- Но ведь ты человек совершенно другой судьбы. Не чувствуешь ли ты себя чужим в той истории, которую подарил тебе Балабанов? Ты все-таки человек из другой среды, с другой биографией. Понимаю, что чужую судьбу можно принять как некий моральный груз, принять искренне, душой. Но роль остается ролью или ты пытаешься соответствовать своего герою?

Друзья, хотите верьте, хотите нет, но взят именно некий груз, некая ответственность. Да, я знаю, что мое положение двойственно. С одной стороны, есть, скажем, Даниил Борисович Дондурей, который занимает определенную позицию, достаточно жесткую и непримиримую, и критикует фильмы с моим участием. Меня это как-то смущает, потому что я понимаю, что отдаляюсь от того круга, к которому он принадлежит. С другой стороны, есть огромное число людей, страна┘ Не могу сказать, что хорошо ее знаю, - я москвич, за плечами университет, и мне вся эта ситуация какого-то выбора между одними и другими людьми совершенно не нравится. Но когда я вынужден выбирать, то я, конечно, большую ответственность чувствуют за тех, кого, наверное, меньше знаю и с кем, может, меньше встречался в жизни. И коли уж так получилось, что я работал с Балабановым, снимался в его фильмах, я все равно должен и буду защищать какие-то важные вещи, которые опасны, часто действительно находятся на грани фола, непонятны, тяжелы и оскорбительны для многих. Я все равно буду защищать то, что важно для множества людей √ униженных, пораненных и надломленных. Поверьте, я очень далек от мысли о своей особой роли в фильмах Балабанова. И поэтому могу сказать о них прямо: это умелая или неумелая, но терапия, это какой-то кислород, который сейчас нужен.

- А ты чувствуешь влияние, которое оказывает на тебя твой герой? Ведь когда ты снимался в "Кавказском пленнике", такого сильного включения в другую судьбу не произошло. Когда ты понял, что можешь говорить от имени нового "потерянного поколения"?

Вы меня немножко подталкиваете в сторону этого поколения и вместе с тем отталкиваете от себя┘ Ну ладно. Не знаю, с какого момента, но сегодня я готов от имени "кавказского" материала свидетельствовать, хотя и по своему разумению. Например, если разбирать эпизод убийства немого Хасана в "Кавказском пленнике", который бежал-догонял, хотел помочь, а герой Меньшикова его убил. Казалось бы: как же так, взял и убил? Но это на самом деле некое естественное течение любой войны, оно высноит на поверхность материал именно такого рода. Вспомните военную прозу Юрия Германа (если только не ошибаюсь): раненого привозят в госпиталь, ухаживают за ним, он обожженный, без рук, без ног, месяцами не отходят от него. А он вдруг заговорил √ по-немецки. На войне много сомнительных в нравственном отношении парадоксов, если только не появляется понятие "враг". В "Брате" стреляют друг в друга не потому, что не хотят разговаривать, а потому, что враги и разговаривать невозможно, таков момент времени.

- Существует весьма распространенное мнение, что Брат √ это мститель. А мне кажется, что Брат √ это защитник. Как ты думаешь? Ведь дело не просто в расхождении во мнениях. Это расхождение знаковое.

Я второй раз в жизни участвую в подобного рода обсуждениях со знающими людьми. В первый раз было тоже немного народа и присутствовал православный священник, довольно известный. И вот он сказал6 "Брат √ это целлулоидный герой. Как это может быть √ такая стрельба? В традициях русской литературы есть тема покаяния, хотя бы рефлексии по поводу содеянного, а здесь √ пострелял и уехал". А я попытался его возразить. И стал говорить, что Брат √ это некое состояние первобытности. Состояние, когда сидят люди возле пещеры у огня, вокруг первобытный хаос √ твердь и небо еще не устоялись. И вот встает один из этих людей и говорит: "Да будет так √ мы будем защищать женщину, хранить вот этот костер, защищать своего и убивать врагов". И все. Это словно первые слова закона еще до всех законов, слова протозакона, ситуации, когад закона еще нигде нет. Потом эти люди обретут Христа, через много-много лет обретут покаяние. Все это будет. Но сейчас ничего нет кругом, никакой морали и закона. Неправильно, когда к нашей первобытности начинают подходить с мерками цивилизованной политики.

- Но ведь не все же такие первобытные. Есть ли какие-то возрастные ограничения у той аудитории, которая принимает Брата как своего?

Я думаю, что это, конечно, в основном молодые. Наверное, какая-то опасность в фильмах о Брате есть, но Брат не более опасен, чем выступление какой-нибудь странной музыкальной группы. Почему у молодых есть склонность к такому герою, не знаю. Но мне кажется, что существует жажда, такое кислородное голодание не от отсутствия силы, жестокости, обреза под курткой, а от отсутствия некоего слова закона, справедливости, что ли, пусть превратно понятой, оболганной, исковерканной, но тем не менее восстанавливающей утраченное равновесие в мире.

- А равновесия без пистолета разве не бывает? Нельзя достичь справедливости иначе?

А никто этого еще не знает. Данила пробует первым и пытается добиться справедливости. Прав он или не прав √ рассудит время. Наверное, потом, когда справедливость рано или поздно восторжествует, все забудут про пистолет, но справедливость будут любить. А какой из прекрасных мировых порядков устанавливался без пистолета?

- Зачем же убивать всех? Данила иногда даже не задумывается, справедливо то, что он делает, или нет, - он просто стреляет.

Знаете, что странно? Мы же занимаемся кино и забываем, что в конце концов оно √ сказка. И в обычном народном понимании, как правило, сказка с острыми ощущениями √ стрельба, погоня, любовь┘ Мы почему-то начали вдруг обсуждать фильмы Балабанова уж слишком серьезно┘

- Ну это как раз дань уважения фильмам. Что для тебя фильм √ аналог сказки или аналог жизни? За этим две разные эстетические задачи. Ты сказал, что кино √ это сказка и в кино все немножко не так, как в жизни. Но твоя молодая публика, наверное, воспринимает "Брата" и "Брата-2" все-таки как аналог жизни, а не сказки, и даже как некий образец жизни, которому надо следовать. Разве не так?

Я нисколько не хочу приуменьшать силу воздействия фильмов о Брате. Но мне кажется, что их не стоит разбирать как реальную историю, случившуюся с конкретными людьми.

- А ты считаешь случайностью или закономерностью, что картины Балабанова и твоя "Сестры" стали для многих способом размышления о герое, о жизни, о ее ценности?

- "Сестер" я как-то вообще не включал в этот контекст. Я сейчас их не имею в виду. Случайно или закономерно? Не знаю. Наверное, и то, и другое. Эти фильмы так сделаны √ есть какое-то общее понимание той самой меры правды и неправды в кино и границы между ними, что одним позволило возмутиться, другим поверить в придуманную историю, а кому-то действительно чуть ли не обрез схватить (был какой-то сумасшедший, как я читал, но, правда, это один только случай).

- Хотелось бы все-таки вернуться к вопросу о "Сестрах" и к взаимоотношениям "сестре" с "братьями".

Вы знаете, когда на рекламном плакате нарисовали человека с ружьем и написали "Сестры", все сразу стало ясно √ ясно, откуда ноги растут. Хотя сначала название было другое √ "Танец живота". Потом, переименовав фильм в "Сестер", я хотел сохранить момент легкой игры и дистанции по отношению к фильмам о Даниле Багрове. И даже его появление в "Сестрах" - не моя присяга ему, а скорее веселый "привет Балабанову". Я пытался делать кино не о девочке, которая станет снайпером, а о том, что есть большой мир и есть маленький. Когда тебе четырнадцать лет, ты острее всего переживаешь жизнь в том маленьком мире, который рядом. Но как-то сама собой появилась и более общая тема, которую Сельянов хорошо формулирует: интересно снимать кино про достойных людей. В этой формулировке, наверное, есть некоторое противоречие с настоящим моментом. Кажется, актуальнее фильмы про болезнь, про страх, про ненависть. Все мы знаем, что милиционеры плохие, они пьют, берут взятки, грабят, деньги отнимают, насилуют. Но хочется верить, что есть и милиционер, который не способен на это. Представление, наверное, романтическое, но я знаю, что и на самом деле такой милиционер найдется. И понимаю, что люди хотят, как и я, верить, хотят надеяться на красивый конец некрасивой жизни. Это душевно подкрепляет. Русло, направление, зерно именно в этом. А дальше начинается специфика, в которую "Сестры" не попадают. Ведь "Брат-2" - комедийное кино, в нем иногда шутки могут заходить за грань приличия, но это такое кино. Данила стреляет в кого не надо, а кого "надо бы" застрелить, он вдруг прощает. Это очень русский тип: "на кого бог пошлет", "орел или решка" - тут гражданской ответственностью и не пахнет. Даже главного злодея, который должен быть наказан по всем правилам, Данила оставляет ненаказанным.

- Сергей, а когда ты почувствовал себя по-настоящему взрослым человеком с позицией? До "Брата" или после?

Вопрос серьезный. Я постараюсь сейчас вспомнить, когда. Были две, что ли, крайности в моем состоянии. Когда-то давно мне казалось, что лучше не делать того, что можно истолковать превратно, или того, что может иметь какие-то неожиданные последствия √ в общем, не делать ничего лишнего. В этом смысле выстраивалась и определенная ответственность: не говорить таких слов, которые могут быть неправильно поняты или повлечь за собой что-то непредусмотренное. Но потом я пришел к мнению, что не стоит так уж бояться оплошать и лучше сделать что-то, что может помочь кому-то или даже тебе самому. То есть от созерцательной практики пришел к более активной. Что такое взросление, взрослость, не знаю. Когда безногие восемнадцатилетние ребята в госпитале Бурденко рассказывают тебе, что есть правда в том кино, которое было сделано, начинаешь серьезно относиться √ не к себе самому, упаси бог, а к тому, что получилось на экране. Потом отматываешь и понимаешь, что были сказаны какие-то слова или сделано что-то такое, что оказалось важным для одного, для другого, для третьего┘ И чувство ответственности постепенно накапливается, обретаешь позицию, то есть начинаешь защищать что-то важное для этих пацанов и уже для себя тоже.

- А что важное?

А вот что важное √ очень трудно сформулировать. Понимаете, это что-то очень для них дорогое. И┘ боюсь все упростить словами "месть", "возмездие", мол, "мы тут растоптанные", мы из грязи, а мы тоже может, хотим"┘ Да нет, не то; это какие-то очень человеческие вещи, какое-то движение души к достоинству, к справедливости.

- Просто вопрос задам: ты согласился бы сыграть олигарха, самого хорошего, золотого, бриллиантового или не считаешь это возможных после Брата?

Ну, друзья, вы опять меня ловите. Поймали уже. Конечно, нет. Нет и нет. Главное, что я вообще не хочу связывать дальнейшую жизнь с актерской профессией.

- То есть и на Сирано де Бержерака не согласился бы?

Да нет, ну какой Сирано де Бержерак┘ Понятно же, что роль Брата немножко имеет прежде всего какой-то социальный смысл. Зачем же теперь, уже согласившись с тем, что я отвечаю за сказанное, сделанное в фильме и за людей, которые приняли фильм, делать что-то абсолютно другое? Будь тысячи из этих людей даже не правы, слишком озболены, искалечены, психически надломлены войной, все равно хоть малое зерно правды, которое они в себе несут, стоит кому-то защищать. Вот и все. И я думаю, что эта роль не то чтобы суперблагородная, но она просто необходима┘ Я только знаю одно: нельзя, нельзя на этих ребятах ставить крест┘

- Чувствуешь ли ты конкуренцию? Есть ли у тебя конкуренты, которые были бы так же удачливы в своих кинематографических ответах на запросы времени, как ты?

Ну, мне, честно, говорить про это совсем сложно. Я в актерской профессии чувствую себя человеком посторонним. Со стороны только и могу что-то сказать. Я с огромным уважением отношусь к тем артистам, которых люблю, к их мастерству, но сейчас мне не нравится собственно актерское существование в кадре, оно всегда какое-то фальшивое, ложное. Наберусь даже наглости заявить, что┘ чем меньше профессиональных актеров на экране, тем лучше для того кино, о котором мы пытаемся сейчас рассуждать.

- И все-таки есть ли сейчас кто-то в кино, кто может отнять у тебя аудиторию?

Отнять аудиторию?.. (Смех. Пауза.) Я так отвечу: любой, ну почти любой честный, имеющий что-то за душой человек может быть открытием для зрителей. Ребята из "Последнего героя" могли бы тоже быть носителями сегодняшней правды. Счастье, если √ когда я буду снимать кино √ найдется такой герой, который окажется просто настоящим человеком.

- На наше предложение сыграть олигарха ты решительно сказал "нет". Нет, потому что ты отвечаешь за свою аудиторию. Не кажется ли тебе, что это была бы очень большая и вполне мужская задача √ понять свою ответственность перед аудиторией несколько иначе и попытаться внушить ей, что люди могут вписаться в новую жизнь, сыграв √ поскольку ты присягнул, условно говоря, положительному герою √ хорошего олигарха? Если, разумеется, ты считаешь, что богатые в нашей стране могут быть хорошими, и сможешь заставить своего зрителя в это поверить. Может быть, этим ты сделал бы для своих зрителей немало, подвел бы их к мысли, что успех приходит не всегда √ и не только √ к сильным мужикам?

Пусть лучше это сделает кто-то другой. Есть сила сказанного слова √ она в ясности идеи. Понимаете? Опасно, уцепившись за хвост этой идеи, въезжать с ней на какие-то другие уровни. Кем же я тогда стану?

- Иудой.

Иудой. Опасно это. Сказано то, что сказано, сделано то, что сделано. А дальше┘

"Брата-3" не будет?

Да нет, конечно. И странно было бы его ждать. Хотя говорить о людях достойных по-прежнему интересно и важно.

- А таких людей ты видишь только на войне или на необитаемом острове? Или они где-то еще могут быть?

Они всюду. Если я в дальнейшем буду делать кино, оно, конечно, будет совсем другое. Только никакого послания, никакой миссии┘ Как только звучат эти слова, следует кричать "караул" - и срочно дистанцироваться от них. Однако это не означает, что надо вовсе отказаться от пафоса и естественной серьезности в разговоре.

- Публика, которая так отогрелась на "Братьях" и с удовольствием посмотрела "Сестер", чего сейчас ждет? Какой заказ она дает сценаристам, продюсерам, режиссерам? Какой социальный заказ?

Думаю, что ждут очень чистого человека. Он наивен, мало что знает о том, как должна быть устроена жизнь, вряд ли у него в голове есть такая же четкая картина мира, как, скажем, у Данилы Багрова. Этот человек очень молод, но уверен в себе, хотя и беззащитен. Он будет сильным своей чистотой √ и все. Он не будет ребенком.

Опубликовано 02.11.17 20:19

После 15 лет, прошедших со дня гибели в Кармадонском ущелье съемочной группы Сергей Бодрова, вдова актера и сценариста впервые дала откровенное интервью о своих отношениях с мужем и их первом знакомстве.

Режиссер Светлана Бодрова — вдова актера и режиссера Сергея Бодрова — согласилась дать свое первое интервью журналистке Екатерине Гордеевой. Текст беседы опубликован на сайте Colta.ru .

В разговоре Бодрова рассказала о том, что Александр Любимов не имеет никакого отношения к приходу Сергея в программу "Взгляд", несмотря на то, что постоянно заявляет об этом, более того, у Любимого и Бодрова были неприязненные отношения. По ее словам, Кушнерев был тем, кто пригласил Сергея Бодрова ведущим в телепрограмму «Взгляд».

"Знаете, мне добрые люди, разумеется, присылали фильм Юрия Дудя, в инткббэч котором Александр Михайлович Любимов [продюсер и ведущий «Взгляда». - Дождь] рассказывал, как заметил этого молодого артиста. Я фильм посмотрела и все это слышала своими ушами. И меня это возмутило. И маму Сережину это тоже возмутило. Человек на голубом глазу говорит: „Я его заметил, я его увидел, я его пригласил». Нет! Никакого отношения к приглашению Бодрова во „Взгляд" Любимов не имеет. Они никогда не были друзьями, у них никогда не было теплых отношений", - рассказала она, добавив, что, Любимов после его смерти не звонил никому из его родственников.

Бодрова также рассказала, что Любимов пытался мстить Бодрову, когда тот покинул программу «Взгляд». Кроме того, Светлана Бодрова обвинила Любимова в рейдерском захвате «Жди меня» - так она назвала планы Любимова уволить создателя программы, Сергея Кушнерева. Кушнерев узнал о планах Любимова до увольнения и уволился сам.

Также она поведала о своей работе в «Жди меня» и о том, какую помощь оказал ей Константин Эрнст, когда на съемочную группу Сергея Бодрова сошла лавина. Напомним, в поисках команды Сергея Бодрова в Кармадонском ущелье важное участие принял Константин Эрнст. Ведь вечером 31 декабря Светлана позвонила ему и попросила о помощи.

«Я позвонила Косте Эрнсту. Я звонила в забытьи уже каком-то, в отчаянии, совершенно не разбирая, какой день недели, который час. Я ему, рыдая, сказала в трубку: „Я тебя прошу как женщина, как жена, как мать. Я умоляю тебя, помоги!" И Костя, надо отдать ему должное, говорит: „Света, я помогу. Сейчас праздники, они кончатся, и я сделаю все, что будет в моих силах"». Потом она выяснила, что звонила Эрнсту вечером 31 декабря.

"Он мне перезвонил и говорит: "6 января там будет техника". И техника приехала: экскаваторы, тракторы, что-то, что требовалось. Про это никто обычно не говорит. И сам он не говорит. Но так было", — рассказала Светлана.

Отъезд на последние съемки, с которых Сергей Бодров не вернулся, Светлана вспоминает с болью. «Я прямо как сейчас вижу: он садится в свой этот любимый "Лендровер Дефендер" огромный и говорит: «Я из аэропорта сразу к вам». Это последняя его фраза. А я его провожаю. Знаете, он как прилетел в мою жизнь, как птица, так и улетел», - говорит Бодрова.

Напомним, Сергей Бодров трагически погиб в 2002 году вместе с участниками съемочной группой своей картины "Связной" из-за схода ледника Колка в Кармадонском ущелье. Все эти годы вдова Сергея, телевизионный режиссер Светлана Бодрова, отказывалась давать интервью и участвовать в передачах, посвященных ее мужу.

Режиссер Светлана Бодрова, вдова актера и режиссера Сергея Бодрова, дала свое первое интервью журналистке Екатерине Гордеевой. Его опубликовало издание Colta. В нем Бодрова рассказала о своей работе в «Жди меня», о возмущении из-за фильма Юрия Дудя и о том, почему Алексей Балабанов хотел остановить съемки «Брата 2».

Светлана Бодрова рассказала, что муж в 2002 году пригласил ее стать вторым режиссером фильма «Связной», на съемках которого в Северной Осетии он погиб в результате схода лавины. Ради этого она ушла из телепрограммы «Жди меня», где работала с 1999 года.

После смерти мужа она вернулась в программу. По ее словам, если бы ей не предложил сделать этого создатель программы, Сергей Кушнерев, она «не выжила бы». «Нам ведь еще и не на что было жить. Мы перед отъездом Серегиным купили квартиру. Тут были голые стены. Двое детей. Надо как-то их кормить, надо деньги зарабатывать, надо жить. Но я вообще не помню этих месяцев. По-моему, я вообще ничего не соображала. Я даже не понимала, что всё, что я остаюсь ни с чем, что все кончено», — рассказала Бодрова.

По словам Бодровой, именно Кушнерев был тем, кто пригласил Сергея Бодрова ведущим в телепрограмму «Взгляд». «Знаете, мне добрые люди, разумеется, присылали фильм Юрия Дудя, в котором Александр Михайлович Любимов [продюсер и ведущий «Взгляда». - Дождь] рассказывал, как заметил этого молодого артиста. Я фильм посмотрела и все это слышала своими ушами. И меня это возмутило. И маму Сережину это тоже возмутило. Человек на голубом глазу говорит: „Я его заметил, я его увидел, я его пригласил». Нет! Никакого отношения к приглашению Бодрова во „Взгляд" Любимов не имеет. Они никогда не были друзьями, у них никогда не было теплых отношений». Она обвинила Любимова в том, что тот представляется большим другом Бодрова, при этом после его смерти он не звонил никому из его родственников.

Бодрова также рассказала, что Любимов пытался мстить Бодрову, когда тот покинул программу «Взгляд». Любимов должен был сыграть роль в фильме «Брат 2», по изначальному сценарию которого гости должны прийти в программу «Взгляд».

«И тут за день до съемок из „Взгляда" звонят Балабанову и говорят: „Вы знаете, все отменяется. Студии „Взгляда” у вас не будет, Любимов сниматься отказывается". Это была месть. Мелкая, гадкая, которая больше всех ранила Лешу [Балабанова, режиссера картины]», — рассказала Бодрова. Она добавила, что после инцидента Балабанов хотел прекратить съемки фильма, но впоследствие через знакомых съемки в «Останкино» все же удалось провести.

Кроме того, Светлана Бодрова обвинила Любимова в рейдерском захвате «Жди меня» - так она назвала планы Любимова уволить создателя программы, Сергея Кушнерева. Кушнерев узнал о планах Любимова до увольнения и уволился сам.

Она также рассказала о том, что продлить поиски съемочной группы Сергея Бодрова помог генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. «Я позвонила Косте Эрнсту. Я звонила в забытьи уже каком-то, в отчаянии, совершенно не разбирая, какой день недели, который час. Я ему, рыдая, сказала в трубку: „Я тебя прошу как женщина, как жена, как мать. Я умоляю тебя, помоги!" И Костя, надо отдать ему должное, говорит: „Света, я помогу. Сейчас праздники, они кончатся, и я сделаю все, что будет в моих силах"». Потом она выяснила, что звонила Эрнсту вечером 31 декабря.


Хазби Галазов и Сергей Бодров на съемках фильма «Связной». Фото: Wikicommons

Сергей Бодров погиб при сходе ледника 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье в Северной Осетии. Из-за стихии пропало больше 127 человек. В ходе спасательной операции удалось найти тела только 17 погибших. Бодрову было 30 лет. За две недели до гибели у него родился сын Александр Бодров.

colta.ru

Вдова популярного российского актера и режиссера Сергея Бодрова 15 лет не давала интервью и никак не комментировала гибель своего супруга в 2002 году. Бодров и его съемочная группа погибли в Северной Осетии, когда 20 сентября в Кармадонском ущелье . Поисковая операция тогда длилась несколько месяцев, но живым никого обнаружить не удалось. Погибли 19 человек, 106 человек считаются пропавшими без вести - в том числе и 30-летний на тот момент Сергей Бодров.

Нарушив молчание, Светлана дала масштабное интервью порталу Colta.ru, откровенно рассказав о многом: о том, как пережила гибель любимого мужа, как они когда-то познакомились, как жили и почему ей пришлось уйти из дирекции программы «Жди меня», на создание и развитие которой она, без преувеличений, потратила полжизни.

kp.ru

Вдова актера рассказала, что до знакомства с Бодровым никогда не видела фильмы с ним, даже «Брата» - не смотрела принципиально. Она, по ее собственному признанию, в то время жила работой в телекомпании «ВИД» и, будучи одинокой 30-летней женщиной, уже смирилась с мыслью, что никогда не станет женой и матерью. Однако тогда Бодрова заметил коллега Светланы - Сергей Кушнерев. Он пригласил успешного актера в передачу «Взгляд» на интервью. Заметив потенциал скромного парня, Кушнерев позвал Бодрова на роль ведущего.

colta.ru

В этой части своего рассказа Бодрова начинает нервничать. По ее словам, она недавно увидела фильм блогера Юрия Дудя о Сергее Бодрове и обомлела. Александр Любимов, работавший тогда в телекомпании «ВИД», заявил ютуб-журналисту, что это он «вывел в свет» Бодрова. По словам вдовы Сергея, это совершенно не так. Более того, Любимов даже после гибели Бодрова ни разу ей не позвонил, а после и поспособствовал тому, чтобы у создателя «Жди меня» Сергея Кушнерева отобрали дело всей его жизни - программу и возможность работать в ней.

youtube.com

Мне добрые люди, разумеется, присылали фильм Юрия Дудя, в котором Александр Михайлович Любимов рассказывал, как заметил этого молодого артиста. Я фильм посмотрела и все это слышала своими ушами. И меня это возмутило. И маму Сережину это тоже возмутило. Человек на голубом глазу говорит: «Я его заметил, я его увидел, я его пригласил». Нет! Никакого отношения к приглашению Бодрова во «Взгляд» Любимов не имеет. Они никогда не были друзьями, у них никогда не было теплых отношений. Скажу больше: когда в нашем доме, в нашей семье случилась трагедия, Саша Любимов не позвонил ни мне, ни маме Сережиной. Не предложил помощь и не спросил: «Света, как ты?» Хотя он с готовностью участвует во всех фильмах про Сережу, представляясь большим другом.

tele.ru

По словам Бодровой, Любимов просто их обманул, заставив ее и Кушнерева уволиться из «Жди меня» в 2014 году. У Кушнерева купили 25 процентов акций программы, которыми он владел, и «попросили»:

Произошло то, что я называю рейдерским захватом. Шеф-редактор программы Юлия Будинайте, которую Кушнерев привел из «Комсомолки», и Александр Любимов (после работы на ВГТРК и РБК ТВ в 2014-м вернулся в ВИD и занял пост президента компании. - Ред. ) за спиной у Кушнерева решили, что вполне смогут делать дальше программу без него. Я ехала на работу, когда мне позвонил Кушнерев: «Света, я увольняюсь, я вынужден уйти». - «В смысле?» - «Я узнал о том, что за моей спиной Саша Любимов хочет поставить на место главного редактора и руководителя „Жди меня“ Юлю Будинайте. Как ты понимаешь, я не считаю возможным остаться ни в программе, ни в телекомпании, если происходят такие вещи».

colta.ru

И я хочу сказать, что мы никогда бы не ушли из «Жди меня». Мы бы и делали эту программу до последней возможности. Мы ее любили. Это было больше чем просто программа. Особенно для Сережи [Кушнерева]. Не знаю, с чем сравнить, сравнение с ребенком какое-то глупое… Это была его жизнь. Он придумал потрясающую систему поиска людей, алгоритм, при котором вот в этих двух миллионах писем два ищущих друг друга человека находились бы за две минуты. Можете себе представить? И когда сейчас я слышу, что Александр Михайлович Любимов говорит в кадре: «Мы», «Мы думали, как искать», - я вообще не понимаю: кто вот эти «мы»? У меня такое ощущение, что я все эти 14 лет, наверное, на Луне где-то была или на Марсе. И как-то пропустила какое-то участие Александра Михайловича в этой истории.

ria.ru

Через несколько месяцев после этого у Кушнерева случился первый инсульт, после которого он едва восстановился, но все равно чувствовал себя плохо. 27 февраля 2017 года у Кушнерева случился второй инсульт - он скончался. Бодрова уверена: его подкосило именно предательство коллег, ведь «Жди меня» было полностью его детищем.

Про «Жди меня» один журналист написал когда-то: нация объединяется по понедельникам - такой популярностью и такой социальной значимостью обладала эта программа. Это все вместе: любовь к людям, кропотливый труд, бессонные ночи и преданность делу. Кто поверит, если я скажу, что Кушнерев собственноручно отвечал на письма, которые приходили в «Жди меня»? Как он жил? Он почти ни с кем не мог обсуждать то, что случилось. Ни в коем случае не хотел своим одноклассникам, университетским друзьям и просто друзьям за пределами телевидения, которых у него было очень много, рассказывать об этих своих переживаниях. Потому что многого же не объяснишь. И людям, которые в этом не варятся, конечно, объяснить очень трудно, что потеряно, без чего невозможно жить. Сережа глубоко переживал и страшно. Мы с ним, когда встречались, все время скатывались в обсуждение «Жди меня», потому что это часть нашей жизни, большая часть жизни. Я ему как-то говорю: «Скажи честно, Серега, ты видел хоть один выпуск после того, как мы ушли?» Он говорит: «Нет, Светка, нет. Вообще». И я говорю: «И я не смотрю тоже».

colta.ru

Однако, возвращаясь к Сергею Бодрову. Светлана и Сергей познакомились на Кубе, куда полетели совершенно случайно вместе - Бодров и Кушнерев по работе, Светлана - в отпуск. Однако Кушнереву в полете пришла горестная новость - в Москве у него скончался отец. По прилету в Гавану ему пришлось брать билет на обратный рейс. А Сергей и Светлана разговорились и, по ее собственному признанию, больше не могли остановиться.

Я почему-то прекрасно помню этот момент: мы зацепились в домике Хемингуэя друг за друга. И дальше говорили, говорили, не переставая: о себе, обо мне, о нем. Он потом мне в одном письме написал: «Мы с тобой как два брата-близнеца, которых разлучили тридцать лет назад». Мы, знаете, были как неотлипшие какие-то друг от друга, можно так сказать? Говорили друг с другом так, как будто до этого молчали всю жизнь.

.colta.ru

Светлана признается, что всегда гордилась Сергеем и понимала, что он - необыкновенный:

Мне всегда нравилось все, что делает мой Сережа. Понимаете, мы с ним, конечно, были на одной волне, я его поддерживала во всем этом. И всегда и во всем им гордилась. Помню, когда он диссертацию защищал, я вышла и говорю ему: «Я тобой, как родиной своей, горжусь, Серега!» А ему там в комиссии говорят: «Жена на вас так смотрела! Невероятно…» А я просто каждую секунду понимала, какое мне выпало счастье: какой невероятно глубокий и талантливый человек рядом со мной.

colta.ru

В дни, когда случилась трагедия в Кармадонском ущелье, Светлана себя не помнит. Говорит, не верила в то, что происходит. Их сыну Саше (он, по признанию Светланы, очень похож по характеру на Сергея) на тот момент был всего месяц, и было особенно тяжело.

ofigenno.com

Светлана рассказала о последних словах Сергея, о том, как видела его в последний раз:

После рождения Саши мы две недели побыли дома. Потом Серега отвез нас на дачу и уехал на эти съемки. Я прямо как сейчас вижу: он садится в свой этот любимый «Лендровер Дефендер» огромный и говорит: «Я из аэропорта сразу к вам». Это последняя его фраза. А я его провожаю. Знаете, он как прилетел в мою жизнь, как птица, так и улетел. В это поверить было невозможно. Очень больно. Знаете, когда мы привезли его личные вещи тогда из Осетии, я разбирала их. И в сумке лежала совсем потрепанная записка, которую я ему писала еще в Петербурге, когда он снимал «Сестер». Еще у нас Саши не было, была только Олечка. Там в конце было написано: «Помни, что два человека на этой Земле любят тебя по-настоящему: я и Олечка». И я нашла эту записку в его сумке, вынести это было невозможно.

colta.ru

Они вообще очень часто друг другу писали, за что некоторые друзья прозвали их ненормальными:

Еще помню, как наш компьютерный гений Леша Бартош летал на съемки «Последнего героя» отвозить кассеты. Узнав об этом, я накатала тут же Бодрову огромное письмо. И Леша полетел. Прилетает обратно в Москву и говорит с порога: «Слушайте, Бодровы, вы чокнутые, так нельзя!» Я: «Леша, что случилось?» А он: «Я приехал на „Последнего героя“, все хорошо, сидим, болтаем с Бодровым и Кушнеревым. И тут я вспоминаю: „Ой, Серега, тебе Светка письмо передала“. - „Да что же ты молчишь, где оно? Отдай! Раньше не мог сказать?“ Схватил письмо и ускакал с ним. И теперь со мной не разговаривает». Я говорю: «Так, Лех, что-то долго ты со мной говоришь. А Серега-то письмо мне передал?» - «Да». - «Так давай же, ну что ты стоишь, давай скорее, ты что, дурак, что ли, Леха?» И он развел руками: «Вы, Бодровы, точно чокнутые. Бери свое письмо, отстаньте от меня».

colta.ru

Сейчас дочери Бодровых Ольге 19 лет, Саше - 15. Женщина признается, что так и не может забыть Сергея. Да и не хочет.

В моей жизни Сережа - это последний мужчина, который был, и никого больше в моей жизни не появилось ни мысленно, ни физически, никак. Что бы ни писали обо мне в газетах, как бы им ни хотелось какую-то новость получить. Этого не понять тому, кто не знал, что это такое, когда в твоей жизни был такой мужчина. Это счастье, которое, думаю, многие женщины не проживают за всю жизнь, какое я прожила за вот этот небольшой период. И если у тебя такое было, то ты через всю жизнь пронесешь это, ты будешь это хранить.

kp.ru


Статьи по теме: