Иерей Даниил Сысоев: биография. Житие иже во святых отца нашего Даниила Сысоева, чюдотворца

Громкое убийство, потрясшее всю страну, произошло в конце прошлой недели в Москве. Прямо в храме был застрелен священник Даниил Сысоев. И обстоятельства убийства, и все предшествовавшее ему словно подталкивают к версии: стрелял фанатик - приверженец ислама. Но так ли это? По мнению собеседников "Известий", организаторы преступления скорее всего провокаторы, желающие стравить приверженцев разных религий.

Неписаное соглашение

Отец Даниил Сысоев в Русской православной церкви занимал необычное место: он обращал мусульман в христианство. Причем делал это гласно, публично, делясь своим опытом в интернете. Вообще-то основные усилия РПЦ направлены в другую сторону - на воцерковление так называемых номинальных христиан, "захожан".

"Захожане" крещены, но редко посещают храмы и не соотносят жизнь с евангельскими ценностями. За последние 20 лет в России между лидерами традиционных конфессий было, фигурально выражаясь, достигнуто неписаное соглашение, своего рода "сухаревская конвенция": народ был поделен по этноконфессиональному признаку. То есть татары, башкиры, кавказцы априори считаются мусульманами, признается приоритетная роль соответствующих духовных управлений мусульман. Русские, украинцы, белорусы в массе своей являются православными. И соответственно их духовным окормлением также априори занимается РПЦ. Евреи доставались раввинам, калмыки, буряты, тувинцы - ламам.

Отец Даниил своей деятельностью фактически это соглашение нарушал. При этом делал это энергично и неудержимо. В проповедях он ставил вопросы, которые религиозные лидеры России предпочитали не обсуждать вовсе. А именно: как христиане относятся к Корану и пророку Мухаммеду, а мусульмане к Христу. Понятно, что единства в этой области нет и быть не может, так называемый межрелигиозный диалог сущностных мировоззренческих тем не касался, и священники, и муфтии, и раввины, и ламы боялись подорвать хрупкое межрелигиозное единство, которого по сути и не было. Отец Даниил говорил открыто: разногласия были и никуда не делись. Его оценки ислама, мягко говоря, были далеки от политкорректности и вызывали яростное возмущение у последователей этой религии.

Но кто же решился на расправу? Получается, именно представители ислама? Скорее всего наиболее точен в своей оценке известный религиовед, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев: "Я уверен, что отца Даниила убили те же люди, которые ежемесячно убивают имамов на Северном Кавказе, и убили с той же целью - стравить между собой православных и мусульман". По его словам, это могут быть как религиозные фанатики, так и люди с очень циничным и расчетливым умом, которые пытаются манипулировать религией в своих интересах, с интересами России не совпадающих.

Человек в маске от гриппа

Те, кто знал Даниила Сысоева, считают, что он знал об опасности заранее.

Мы встречались с ним две недели назад, - рассказал "Известиям" отец Пантелеймон, с которым Сысоев вместе учился в семинарии, - пили чай и обсуждали миссионерские проекты. Даниил был весь как-то напряжен, словно сжатая пружина. Но страха в нем не было. Жаловался только, что сердце пошаливает.

В день убийства кто-то постоянно звонил в храм, где священник по привычке задерживался допоздна. Может быть, это был сам убийца.

Даниил собирался уходить домой, однако задержался принять исповедь у одного из наших прихожан, - рассказала "Известиям" продавец церковной лавки, расположенной при входе в храм. - До этого в храм уже несколько раз звонили и узнавали, "на месте ли Сысоев". Когда батюшка начал принимать исповедь, на территорию храма вбежал мужчина в медицинской маске от гриппа. Он словно не знал, что делать, размахивал пистолетом и кричал: "Сысоев! Где Сысоев?" У него сильный акцент, получалось "Дэ Сисоэв?" Он метался по дворику, словно не знал, где вход в храм. Вглядывался в лица встречных. Похоже, он знал отца Даниила только по фото.

"Исламисты относились к Сысоеву с настороженным уважением, но без ненависти"

Ворвавшись внутрь храма, убийца закричал: "Где настоятель?". Но вместо Сысоева навстречу человеку спустился со второго этажа его помощник Владимир Стрельбицкий. И тут же получил пулю в грудь. Сторож Татьяна, которая спустилась вместе с Владимиром, испугавшись, упала на пол и забилась под лавку. Она закричала, и на крик вышел сам отец Даниил.

Повернувшись к нему, убийца трижды выстрелил в батюшку, попав в голову, шею и грудь. После этого нападавший выбежал из храма и скрылся. Не на машине, а просто бегом.

Исламисты слишком крепко стоят на ногах

Мама священника Анна Сысоева, с которой поговорили "Известия", все-таки считает, что смерть сына - дело рук приверженцев мусульманской религии.

Угрозы от исламистов в его адрес стали поступать два года назад, - рассказывает Анна Сысоева. - Началось это после того, как Даниил занялся миссионерством среди мусульман. До этого он работал с сектантами в центре отца Анатолия (Берестова - "Известия") на Крутицком подворье. Кому-то нужно было работать с мусульманами, вот Даниил и взялся. Первая община, которая вокруг него образовалась, состояла из бывших мусульман. Он переводил Евангелие на татарский язык, и благодаря этому мусульманская молодежь потянулась к нему. Ему говорили, что после проповедей они стали читать и Коран, который раньше не открывали. Но главное, стали задумываться над сущностью человеческого бытия. Нет, вовсе не все мусульмане нетерпимы. У меня у самой отец татарин. Но есть те, которые настроены очень агрессивно. Даниил дважды заявлял в органы об угрозах, хотя их не боялся, не такой был человек. Он с первого класса был верующим и не боялся об этом заявить. А учителя заставляли его отречься, выставляли перед всем классом и поднимали на смех... У него осталось три дочери: 13, 9 и 2 лет.

И все же именно то, что все указывает на исламистский след, должно насторожить следователей. Слишком демонстративным был этот расстрел православного священника якобы кавказцем. Причем не скрывавшим свою "нерусскость". А ведь акцент, с которым говорил убийца, можно сымитировать. Да и сам "почерк" совсем не характерен для тех же кавказских боевиков. К примеру, они бы никогда не стали стрелять из травматического пистолета, переделанного в боевой, - слишком ненадежно.

Я уверена, что это не исламисты, - говорит ученица отца Даниила Елена, которую корреспондент "Известий" встретил в его храме. - Они слишком крепко стоят на ногах и относились к Сысоеву с настороженным уважением, но без ненависти.

Но кому могла быть выгодна эта смерть? Например, он жестко выступал против националистов: проповедовал, что человек, поднявший руку на другого, не важно какой он веры, не может быть истинно православным. После убийства на православных сайтах появились призывы к объединению - "Если мы не объединимся и не дадим отпор, нас всех поубивают по одному, как отца Даниила". Или это кто-то из сектантов? Но информации о том, чтобы члены сект угрожали священнику, нет. А может быть, убийство совершил не совсем здоровый человек. Об этом говорит его поведение до и после убийства. Во всем этом должны разобраться следователи.

12 января 1974 - 20 ноября 2009

священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской

Активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит неустановленным лицом в храме, при исполнении священнослужебных обязанностей. Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством.

Биография

По собственным словам, «наполовину русский, наполовину татарин». Вырос в семье советских диссидентов. Отец - священник Алексей Николаевич Сысоев, настоятель храма апостола Иоанна Богослова при Православной классической гимназии «Ясенево» и клирик храма Петра и Павла в Ясеневе. Мать - Анна Мидхатовна Амирова; преподает в той же гимназии «Закон Божий»

Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни, где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым) (18 апреля 1993 года убитым вместе с иноками Оптиной Пустыни Трофимом и Ферапонтом). В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию с характеристикой и рекомендацией выданной священником Артемием Владимировым (которому во многом старался подражать). В Семинарии нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы.

Еще в юном возрасте, учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и горячо спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы. Людям, не чуждым равнодушия к успехам своей религии, это казалось странным, кто-то даже соблазнялся.

В 1994 году епископом Магаданским Ростиславом (Девятовым) посвящён в чтеца.

В этом же году женился на Юлии Михайловне Брыкиной, дочери известного бизнесмена Михаила Брыкина .

В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1995 году рукоположён в священный сан диакона.

В этом же году поступил в Московскую духовную академию, продолжив образование на заочном секторе обучения.

Диаконское служение проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Не терпя никаких компромиссов в соблюдении устава и никакой церковной икономии, к сожалению, был в конфликтных отношениях с настоятелем храма архимандритом Борисом (Добревым) (ныне епископ Агатонийский, Болгарской Православной Церкви).

В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени Кандидат богословия. Тема защищенной диссертации: «Антропология Адвентистов 7 дня и Общества Сторожевой Башни и ее анализ».

В январе 2001 года рукоположён в священный сан иерея, и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе, при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине).

В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе м. Кантемировская, и получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы. В ноябре 2006 года был возведен временный деревянный храм, престол которого освящен в честь апостола Фомы.

При храме апостола Фомы, где настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице.

19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре). Убийце, бывшему в маске, удалось скрыться. Скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября того же года.

Отпевание о. Даниила Сысоева 23 ноября 2009 года в храме Петра и Павла в Ясеневе возглавил архиепископ Арсений (Епифанов) ; по окончании отпевания Патриарх Кирилл cовершил у гроба почившего заупокойную литию. В своём слове Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды <…> Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, - это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой.»

Когда отец работал алтарником в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево Московской области, Даниил помогал ему в алтаре и пел на клиросе. Летом года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной Пустыни . Когда началось возрождение храма Всех Святых бывшего Новоалексеевского монастыря, там Даниил также пел на клиросе, и настоятель отец Артемий Владимиров рекомендовал его к поступлению в Московскую духовную семинарию .

По окончании семинарии был назначен штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах - Болгарского Подворья .

В том же году родилась вторая дочь - Дорофея.

Являлся секретарём Миссионерско-просветительского центра “Шестодневъ”, сотрудником центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Отец Даниил основал в Москве школу уличных проповедников , а также помогал в организации таких же школ в Саратове, Ульяновске и Мурманске.

За активную миссионерскую деятельность и полемику с мусульманами , часто подвергался критике со стороны мусульман и получал угрозы.

Отпевание состоялось 23 ноября того же года в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, утром в храме состоялась Литургия, после которой викарий патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений возглавил чин отпевания почившего. В заупокойном богослужении приняли участие благочинные города Москвы, сонм московского духовенства. По окончании отпевания в храм прибыл святейший патриарх Московский и всея Руси Кириллл который с амвона обратился к собравшимся с первосвятительским словом, после чего совершил заупокойную литию у гроба почившего. Погребён на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на территории Кунцевского кладбища города Москвы.

"А у меня опять новость. Сегодня, вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить. Теперь уже по телефону. Ну надоело. Уже 14-тый раз. Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест. А так всех прошу помолиться. Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. – Это же здорово!" .

Сочинения

Книги

  • Летопись начала. - Изд-во Сретенского монастыря, 1999. - 2-е изд: Изд-во «Аксиос», 2003., - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 608 с.
  • Прогулка протестанта по православному храму. Издано автором, 2001., - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 96 с.
  • Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. - М.: Изд-во «Русскій Хронографъ», Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», 2002.
  • «Кто, как Бог?» или сколько длился день творения. - Изд-во: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2003., - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 170 с.
  • Почему ты еще не крещен?. - Изд-во «Даниловский благовестник», 2004. - 2-е изд: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008. - 3-е изд.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 128 с.
  • Зачем ходить в храм каждое воскресенье? - М.: Храм пророка Даниила на Кантемировской, 2007, 2008, М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011 - 48 с.
  • Замуж за неверующего?. - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2007. Изд-во Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. - 144 c. Тираж: 10000., - БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2010. - 32 с.
  • Брак с мусульманином. - М.: Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской, 2006. Тираж: 3000 экз., - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2012. - 256 с.
  • Спасутся ли некрещёные. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2010. - 128 с.
  • Огласительные беседы. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2010. - 352 с.
  • Инструкция для бессмертных. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 160 с.
  • Как наследовать жизнь вечную (электронная книга в форматах pdf и epub) - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2010. - 320 с.
  • Как часто надо причащаться? (в соавторстве с диаконом Ю.Максимовым). - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 128 с.
  • Вопросы священнику Даниилу Сысоеву. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 192 с.
  • Простыми словами о тайне Троицы. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 64 с.
  • Инструкция для ловца человеков. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 96 с.
  • Ислам. Православный взгляд. - М.: Духовное наследие АНО, 2011. - 96 с.
  • Гражданин неба. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 224 с.
  • Дневник миссионера. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 128 с.
  • Курс лекций по догматическому богословию. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 432 с.
  • Толкование на Апокалипсис. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 384 с.
  • Уроки святости. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2011. - 544 с.
  • Проповеди. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2012. - 288 с.
  • Толкование книги пророка Даниила. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2012. - 320 с.
  • Беседы о страстях. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2012. - 144 с.
  • Закон Божий. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2012. - 544 с.
  • Как узнать волю Божию. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2012. - 96 с.
  • Книга, отрезвляющая человека. Толкование книги Екклесиаста. - М.: БФ "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2012. - 176 с.

Статьи в сборниках

  • «Шестоднев против эволюции». В защиту святоотеческого учения о творении (Сборник статей). Под редакцией диакона Даниила Сысоева. - Изд-во «Паломникъ», 2000.
  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 1. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. - Изд-во «Паломникъ», 2001.
  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 2. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. - Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2005.
  • «Православный ответ исламу» (на примере одного отступничества). Редактор и составитель сборника: Ю. В. Максимов. - Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, Православное миссионерское братство святого Амира Иерусалимского, 2007.

За что убили отца Даниила Сысоева


Громкое убийство, потрясшее всю страну, произошло в конце прошлой недели в Москве. Прямо в храме был застрелен священник Даниил Сысоев . И обстоятельства убийства, и все предшествовавшее ему словно подталкивают к версии: стрелял фанатик - приверженец ислама. Но так ли это? По мнению собеседников "Известий", организаторы преступления скорее всего провокаторы, желающие стравить приверженцев разных религий.

Неписаное соглашение

Отец Даниил Сысоев в Русской православной церкви занимал необычное место: он обращал мусульман в христианство. Причем делал это гласно, публично, делясь своим опытом в интернете. Вообще-то основные усилия РПЦ направлены в другую сторону - на воцерковление так называемых номинальных христиан, "захожан".

"Захожане" крещены, но редко посещают храмы и не соотносят жизнь с евангельскими ценностями. За последние 20 лет в России между лидерами традиционных конфессий было, фигурально выражаясь, достигнуто неписаное соглашение, своего рода "сухаревская конвенция": народ был поделен по этноконфессиональному признаку. То есть татары, башкиры, кавказцы априори считаются мусульманами, признается приоритетная роль соответствующих духовных управлений мусульман. Русские, украинцы, белорусы в массе своей являются православными. И соответственно их духовным окормлением также априори занимается РПЦ. Евреи доставались раввинам, калмыки, буряты, тувинцы - ламам.

Отец Даниил своей деятельностью фактически это соглашение нарушал. При этом делал это энергично и неудержимо. В проповедях он ставил вопросы, которые религиозные лидеры России предпочитали не обсуждать вовсе. А именно: как христиане относятся к Корану и пророку Мухаммеду, а мусульмане к Христу. Понятно, что единства в этой области нет и быть не может, так называемый межрелигиозный диалог сущностных мировоззренческих тем не касался, и священники, и муфтии, и раввины, и ламы боялись подорвать хрупкое межрелигиозное единство, которого по сути и не было. Отец Даниил говорил открыто: разногласия были и никуда не делись. Его оценки ислама, мягко говоря, были далеки от политкорректности и вызывали яростное возмущение у последователей этой религии.

Но кто же решился на расправу? Получается, именно представители ислама? Скорее всего наиболее точен в своей оценке известный религиовед, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев: "Я уверен, что отца Даниила убили те же люди, которые ежемесячно убивают имамов на Северном Кавказе, и убили с той же целью - стравить между собой православных и мусульман". По его словам, это могут быть как религиозные фанатики, так и люди с очень циничным и расчетливым умом, которые пытаются манипулировать религией в своих интересах, с интересами России не совпадающих.

Человек в маске от гриппа

Те, кто знал Даниила Сысоева, считают, что он знал об опасности заранее.

Мы встречались с ним две недели назад, - рассказал "Известиям" отец Пантелеймон, с которым Сысоев вместе учился в семинарии, - пили чай и обсуждали миссионерские проекты. Даниил был весь как-то напряжен, словно сжатая пружина. Но страха в нем не было. Жаловался только, что сердце пошаливает.

В день убийства кто-то постоянно звонил в храм, где священник по привычке задерживался допоздна. Может быть, это был сам убийца.

Даниил собирался уходить домой, однако задержался принять исповедь у одного из наших прихожан, - рассказала "Известиям" продавец церковной лавки, расположенной при входе в храм. - До этого в храм уже несколько раз звонили и узнавали, "на месте ли Сысоев". Когда батюшка начал принимать исповедь, на территорию храма вбежал мужчина в медицинской маске от гриппа. Он словно не знал, что делать, размахивал пистолетом и кричал: "Сысоев! Где Сысоев?" У него сильный акцент, получалось "Дэ Сисоэв?" Он метался по дворику, словно не знал, где вход в храм. Вглядывался в лица встречных. Похоже, он знал отца Даниила только по фото.

"Исламисты относились к Сысоеву с настороженным уважением, но без ненависти"

Ворвавшись внутрь храма, убийца закричал: "Где настоятель?". Но вместо Сысоева навстречу человеку спустился со второго этажа его помощник Владимир Стрельбицкий. И тут же получил пулю в грудь. Сторож Татьяна, которая спустилась вместе с Владимиром, испугавшись, упала на пол и забилась под лавку. Она закричала, и на крик вышел сам отец Даниил.

Повернувшись к нему, убийца трижды выстрелил в батюшку, попав в голову, шею и грудь. После этого нападавший выбежал из храма и скрылся. Не на машине, а просто бегом.

Исламисты слишком крепко стоят на ногах

Мама священника Анна Сысоева, с которой поговорили "Известия", все-таки считает, что смерть сына - дело рук приверженцев мусульманской религии.

Угрозы от исламистов в его адрес стали поступать два года назад, - рассказывает Анна Сысоева. - Началось это после того, как Даниил занялся миссионерством среди мусульман. До этого он работал с сектантами в центре отца Анатолия (Берестова - "Известия") на Крутицком подворье. Кому-то нужно было работать с мусульманами, вот Даниил и взялся. Первая община, которая вокруг него образовалась, состояла из бывших мусульман. Он переводил Евангелие на татарский язык, и благодаря этому мусульманская молодежь потянулась к нему. Ему говорили, что после проповедей они стали читать и Коран, который раньше не открывали. Но главное, стали задумываться над сущностью человеческого бытия. Нет, вовсе не все мусульмане нетерпимы. У меня у самой отец татарин. Но есть те, которые настроены очень агрессивно. Даниил дважды заявлял в органы об угрозах, хотя их не боялся, не такой был человек. Он с первого класса был верующим и не боялся об этом заявить. А учителя заставляли его отречься, выставляли перед всем классом и поднимали на смех... У него осталось три дочери: 13, 9 и 2 лет.

И все же именно то, что все указывает на исламистский след, должно насторожить следователей. Слишком демонстративным был этот расстрел православного священника якобы кавказцем. Причем не скрывавшим свою "нерусскость". А ведь акцент, с которым говорил убийца, можно сымитировать. Да и сам "почерк" совсем не характерен для тех же кавказских боевиков. К примеру, они бы никогда не стали стрелять из травматического пистолета, переделанного в боевой, - слишком ненадежно.

Я уверена, что это не исламисты, - говорит ученица отца Даниила Елена, которую корреспондент "Известий" встретил в его храме. - Они слишком крепко стоят на ногах и относились к Сысоеву с настороженным уважением, но без ненависти.

Но кому могла быть выгодна эта смерть? Например, он жестко выступал против националистов: проповедовал, что человек, поднявший руку на другого, не важно какой он веры, не может быть истинно православным. После убийства на православных сайтах появились призывы к объединению - "Если мы не объединимся и не дадим отпор, нас всех поубивают по одному, как отца Даниила". Или это кто-то из сектантов? Но информации о том, чтобы члены сект угрожали священнику, нет. А может быть, убийство совершил не совсем здоровый человек. Об этом говорит его поведение до и после убийства. Во всем этом должны разобраться следователи.

Священник Даниил Сысоев — известный проповедник, миссионер, писатель, богослов.

Родился в Москве, 12 января 1974 года, в интеллигентной семье. Отец Данила, А. Н. Сысоев, и мать, А. М. Амирова, были учителями, художниками.

В 1977 году Даниил принял Крещение. Этот решение со стороны его родителей было ответственным, взвешенным и обдуманным. Отныне они более или менее регулярно участвовали в храмовом богослужении. Главным образом, семья посещала церковь святителя Николая Чудотворца, располагавшуюся в Кузнецкой слободе.

В период, когда отец Даниила, А. Н. Сысоев, трудился алтарником в храме села Афинеево, он часто брал сына с собой. Даниил с интересом следил за ходом развития служб, всматривался в действия священнослужителей, вслушивался в песнопения, чтения, молитвы, иногда сам пел на клиросе, иногда помогал отцу в алтаре. Так он приобщился к вере Христовой.

В 1988 году он принимал живое, деятельное участие в работе по восстановлению Оптиной Пустыни, возрождению храма бывшей Новоалексеевской обители. Кроме того там он пел на клиросе. Тогда священник Артемий Владимиров, видя в нем искру Божию и ревность о Господе, благословил его поступать в Московскую духовную семинарию.

В семинарию он попал сразу по окончании средней школы. Шёл 1991 год. Учился Даниил увлеченно, много читал. Помимо учебы, исполнял послушание уставщика хора Регентской школы и певца, и, как отмечают, делал это с радостью. В 1994 году был посвящен в звание чтеца.

22 января 1995 года, взяв надлежащее пастырское благословение, соединился узами христианского брака с Юлией Брыкиной. В том же году в молодой семье родилась дочь. По взаимному согласию супругов её назвали Иустиной.

Весной 1995 года, незадолго до завершения обучения в семинарии, Д. Сысоев был возведен епископом Верейским Евгением в сан диакона. Успешное окончание семинарии дало возможность продолжить образование в Московской духовной академии, что он и сделал, поступив на Заочное отделение.

В тот период он служил в качестве штатного клирика церкви Успения Пресвятой Богородицы, располагавшейся в Гончарах; это служение он совмещал с преподавательской деятельностью: обучал старшеклассников гимназии «Ясенево» Закону Божьему.

С 1996 года трудился при Крутицком Патриаршем Подворье, оказывая помощь людям, пострадавшим от рук представителей оккультизма и деструктивных сект. Со времени начала функционирования Душепопечительного центра, возглавлявшегося иеромонахом Анатолием (Берестовым), входил в состав его коллектива.

В период с 1998 по 2007 год состоял членом редакционной коллегии издания «Благодатный огонь». Журнал изначально позиционировался как православный. Отец Даниил опубликовал на его страницах множество богословских, миссионерских, просветительских статей.

В 2000 году закончил МДА со степенью кандидата богословия. Тема его диссертационного исследования была очень важна и актуальна. Она касалась учения и деятельности Общества Сторожевой Башни, Адвентистов седьмого дня. С распадом СССР и крушением марксистско-ленинской идеологии роль всевозможных сектантских течений в нашей стране, в том числе упомянутых в диссертации, росла с каждым днём.

Пастырство

В январе 2001 года отец Даниил был возведен в иерейское достоинство. Примечательно, что его рукоположил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Местом священнического служения отца Даниила стал храм в Ясенево, освященный во имя апостолов Петра и Павла.

В том же году в семье отца Даниила родилась ещё одна дочь: Дорофея.

В последний период своей земной жизни отец Даниил Сысоев вел активную миссионерскую, просветительскую и антисектантскую деятельность, был в числе ведущих сотрудников нескольких учреждений: «Центра... имени святого праведного », «Шестоднева», основанной им же «Школы уличных проповедников». Кроме того, он содействовал организации и развитию миссионерских школ в других городах Российской Федерации: в Ульяновске, Мурманске, Саратове.

Покушение на убийство, смерть и прощание

В связи с довольно жесткой полемикой с мусульманами отец Даниил не раз подвергался как критике с их стороны, так и угрозам. Угрозы были неоднократными. Но это не заставило его замолчать, сойти с им же выбранного крестного пути. По его собственному признанию, он даже смог привыкнуть к угрозам.

19 ноября 2009 года, вечером, в храме апостола Фомы, где тогда пребывал отец Даниил, разыгралась кровавая трагедия. В храм ворвался вооруженный убийца. Его лицо было скрыто под медицинской маской. Выстрелы из пистолета, один в область груди, а другой в голову Даниила Сысоева оказались смертельными: он умер около полуночи. Вместе с ним пострадал регент В. Стрельбицкий. Пуля попала ему в грудь. Убийца скрылся.

Отпевание и прощание с отцом Даниилом состоялось 23 ноября, в Ясенево, в церкви апостолов Петра и Павла. На отпевании присутствовало множество представителей духовенства и мирян. Святейший Патриарх Кирилл, прибывший в храм после отпевания, произнес архиерейское слово, а затем совершил возле гроба усопшего заупокойную литию. Тело отца Даниила было погребено на территории московского Кузнецовского кладбища.



Статьи по теме: