Характеристика маша троекурова из романа дубровский. Особенности пушкинской героини

Одной из главных героинь рассказа Пушкина «Дубровский» является Марья Кирилловна Троекурова.

На момент рассказа, Маше было семнадцать лет, она была очень красивая и привлекала взоры мужчин. Ее отец, Кирилл Петрович Троекуров, очень любил дочь и предпочитал давать ей образование дома, не в силах отпустить ее куда-то от себя. Он, будучи человеком непредсказуемым, то баловал и угождал ей во всем, то обращался с нею очень жестоко и сурово. Из-за этого Кирилл Петрович не мог никак добиться доверия от дочери, так как она предпочитала держать свои мысли и суждения при себе, не зная точно, как отреагирует на них отец.

У Марьи не было подруг, и она росла очень уединенно. Ей так же были неинтересны многочисленные пиры, которые устраивал ее отец, и она предпочитала проводить много времени в библиотеке среди книг.

Там она и получала свое образование, читая книги разных авторов, в основном французских писателей восемнадцатого века, отдавая предпочтение любовным романам. В прошлом, у них в доме жила мамзель Мими, которая так же внесла большой вклад в воспитание Маши.

Мими была очень добрая и мудрая. С нее Марья и брала пример в поведении и суждениях. Рано потеряв мать, Маше не хватало такого женского воспитания. К сожалению, из-за отношений мамзель Мими с Кириллом Петровичем, которые позже нельзя уже было скрыть, она вынуждена была удалиться из их имения.

Несмотря на то, что девушка росла в достатке и ни в чем не знала отказа, Марья не была избалованной и взбалмошной. Хотя аристократичные предрассудки, навеянные ей с детства, заставляли ее делить людей на слуг и господ, не замечая при этом первых. Поэтому она не сразу обратила внимание на учителя французского языка, который поселился у них. И лишь после случая с медведем, она увидела в нем настоящего мужчину и восхищалась его храбростью. В нем она видела одного из героев ее любимых любовных романов.

Маша умела красиво петь и играла на фортепиано. Она любила читать, делать длительные прогулки на природе и заниматься музыкой. Также она умела красиво вышивать. В ее руках простая канва с помощью иголки с нитками превращалась в шедевр. Вышивание ее успокаивало и способствовало рассуждениям. А рассуждала она о Дубровском и своей дальнейшей судьбе.

Она до последнего момента ждала, что он спасет ее от нежелательного супружества со старым князем Верейским, но он не успел и Марья то ли от безнадежности, то ли из мести за предательство, в ее понимании, согласилась сама на этот брак. Хотя с другой стороны, князь был умен, хорошо образован и очень богат. Он мог бы стать ей другом и наставником. С ним ей было интересно и поучительно. Но в сердце Марьи Кирилловны навеки поселилась любовь к Дубровскому.

Характеристика Маши Троекуровой очень важна для понимания одного из наиболее известных романов А. Пушкина «Дубровский». Эта героиня, являясь главным действующим женским персонажем, занимает центральное место в данном произведении, так как именно с ней связана любовная линия, основная интрига романа, а также его развязка. Кроме того, девушка сыграла важную роль в развитии и эволюции самого Дубровского, так как любовь к ней заставила его отказаться от плана мести.

Происхождение

Характеристика Маши Троекуровой должна начинаться с описания ее социального места в обществе. Она была дочерью помещика Кирилла Петровича, который был известен во всей округе своим крутым и своенравным характером. Его вражда с отцом главного героя привела к смерти старого Дубровского, что и спровоцировало конфликт между этими двумя семьями. Однако девушка пошла явно не в своего отца. Характеристика Маши Троекуровой показывает многогранность ее личности.

Она была доброй, мягкой и отзывчивой, хотя и не была лишена некоторых сословных предрассудков, свойственных людям его круга. Так, например, когда Владимир появился в доме ее отца в качестве воспитателя, девушка первоначально смотрела на него как на обычного слугу. Но вместе с тем она была способная оценить его ум и благородство: когда мнимый француз во время очередного розыгрыша Троекурова не испугался напавшего на него медведя, и вместе того, чтобы бежать, не растерялся и застрелил хищника, девушка изменила свое мнение о нем и с тех пор стала его уважать (как, впрочем, и всех остальных обитателей поместья).

Воспитание и образование

Характеристика Маши Троекуровой поможет учащимся понять те условия, в которых жили и воспитывались русские барышни в провинции в первой половине 19-го века. В то время правилом хорошего тона для дворян считалось знание французского языка. Героиня, в отличие от своего отца, очень хорошо им владела, поэтому она служила своему отцу переводчиком в общении с мнимым учителем. У Владимира, назвавшегося Дефоржем, она брала уроки игры на фортепиано.

В рассматриваемое время считалось, что каждая барышня должна уметь петь и играть на музыкальном инструменте. За этими занятиями Дубровский и Маша Троекурова быстро нашли общий язык и под конец подружились.

Отношения с семьей

Героиня любила своего отца, однако из текста произведения читатель понимает, что вместе с тем она его очень боялась и почти никогда не осмеливалась ослушаться его указаний. И лишь когда Кирилл Петрович решил выдать ее замуж против воли за старого, но богатого и влиятельного князя Верейского, она впервые проявила неповиновение. К тому времени Дубровский и Маша Троекурова уже полюбили друг друга, поэтому девушка изо всех сил сопротивлялась решению отца. Однако она не смогла бороться с ним самостоятельно и, не дождавшись помощи от Владимира, который опоздал, вышла за князя замуж. Девушка любила своего младшего брата, хотя автор показывает это всего в одной сцене. Тем не менее, эпизод, в котором мальчик предлагает ей помощь, весьма важен - он показывает их привязанность друг к другу.

Любовная линия

Образ Маши Троекуровой в полной мере раскрывается в ее отношениях с Дубровским. Как выше уже говорилось, молодая девушка искренне привязалась к своему учителю музыки, не подозревая, что под личиной скромного француза скрывается грозный предводитель разбойников.

Она также заметила, что сама произвела на него довольно сильное впечатление, и ждала от него любовного признания, которое не замедлило последовать вместе с раскрытием личности мнимого учителя. У девушки хватило духу ничем не выдать своего интереса к Дубровскому, более того, она решила сохранить ему верность, несмотря на двусмысленное положение, в которое попали влюбленные.

Развязка

Образ Маши Троекуровой занимает центральное место в произведении наравне с основной интригой романа. В критическую минуту, когда Троекуров решил устроить ее замужество, девушка проявила твердость и решительность, которую от нее было трудно ожидать. Она даже однажды забылась и пригрозила отцу тем, что позовет на помощь Владимира. Однако без действенной помощи последнего девушка, разумеется, ничего не могла сделать.

Поэтому, когда Дубровский по неизвестным причинам опоздал с помощью, она вышла замуж за князя. В финале героиня отказывается бежать вместе с ним от мужа, объясняя этот поступок тем, что не может нарушить клятву и преступить нравственный закон. В этой сцене сказались все благородство и твердость девушки, которая ждала помощи до последней минуты. Однако, став княгиней Верейской, она не нарушила клятвы (точно так же поступит Татьяна в романе «Евгений Онегин»).

Значение

Одно из наиболее значимых произведений в творчестве Пушкина - роман «Дубровский». История Маши Троекуровой не менее интересна, чем интрига, связанная с приключениями главного героя. Можно даже сказать, что она получилась более правдоподобной и жизненной.

Драматичную историю с благородным разбойником автор явно заимствовал из популярных в то время французских романов. Впрочем, у главного героя был реальный прототип, и история дворянина, вынужденно ставшего разбойником, послужила основой произведения. Однако жизнь Маши Троекуровой описана очень реалистично, так как ее судьба - это собирательная история многих провинциальных барышень 19-го века, чем ее образ особенно интересен для читателя, интересующегося образом жизни российских дворян.

Женские образы в произведениях А. С. Пушкина представлены, практически, одинаково. Это молодые девушки, обладающие умом и привлекательностью. Они мечтательны и благородны. Именно такой предстает в романе «Дубровский» Мария Троекурова.

Детский портрет Маши

Свое детство девочка провела в родовом имении, окруженная деревенской тишиной и красотой природы. Ее воспитывала простолюдинка, заменившая рано умершую родительницу. Добрая крестьянская женщина старалась передать девочке только самое лучшее.

Дочь Троекурова выросла совсем не похожей на отца, впечатлительной особой, отзывчивой к чужим бедам и несчастьям. Став немного старше, она увлекается романами. Она живет в воображаемом мире, мечтает о счастливой жизни. Увлечение книгами только усилило такие качества, как чуткость и кроткость, мечтательность и доброту.
Отец ее очень любил, но проявлял это очень странно. Он, то потакал самым несущественным ее прихотям, то крайне жестко ругал за любой поступок. Такие перепады привели к тому, что девушка не нашла в отце друга, она только его почитала.

Любовная история Маши

К 17-ти годам Маша превратилась в милую сентиментальную девушку, мечтающей о пылкой и красивой любви. Воспитанная на романах, она не видела среди гостей отца, подходящую кандидатуру. Охота, нажива, пьяные пирушки – вот что занимало их в первую очередь. Любовь Маши Троекуровой не могла быть такой. Поэтому, когда в доме появился молодой и благородный учитель, она сразу поняла, что он ее герой. Большое впечатление на нее оказала сцена с медведем, когда Дефорж отважно и смело, защищал себя. Разговаривая с учителем, девушка осознает, что гордое самолюбие и храбрость, прерогатива не только богатого сословия.

Узнав, что учитель не тот, за кого себя выдает, Маша пугается. Она слышала о Дубровском и знает, о его ненависти к отцу. Однако герою удается убедить ее в своих искренних чувствах. Образ Маши Троекуровой на втором тайном свидании предстает в ином свете. Узнав о желании отца связать ее судьбу с князем который намного ее старше, она принимает решение скрыться с Дубровским. Это говорит о ее сильном чувстве и решительности. Но вмешался случай и побег не состоялся.

Благородство и верность клятве

Девушка до последнего мгновения ждала помощи от своего возлюбленного. Перед самим венчание она была бледна, вздрагивала от прикосновения. Взгляд ее был бессмысленным и неопределенным. Она ничего не видела и не слышала. Даже во время венчания, до момента произнесения слов клятвы, она все еще ждала Дубровского.
По-настоящему раскрылась характеристика Маши Троекуровой в момент, когда она отказалась от поздно пришедшей помощи. Истинное душевное благородство, чувство ответственности, долг перед мужем, пусть и нелюбимым – все это перевесило чувство любви к Владимиру. Она не способна нарушить данную Богу клятву, так как для нее, это не только слова. Это великое таинство, совершенное на небесах.
Любовная история Маши Троекуровой довольно характерна для жизни, описанной в произведении. С раннего детства, девушка научилась отвечать за свои поступки. Ее моральная ответственность не позволила нарушить клятву верности. Это одно из главных достоинств героини, одновременно являющееся ее жизненной драмой.

Маша Троекурова - одна из центральных фигур романа А.С. Пушкина «Дубровский», её образ идеальной русской женщины во многом близок к образу Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», романа в стихах, написанного немного раньше. Можно сказать, что их образы это портрет одной и той женщины, только Машин написан в черно-белых тонах, а Татьяны - яркими и сочными красками.

Маша - прекрасная и нежная 17-тилетняя девушка, дочь богатого, своенравного и жестокого помещика Кирилла Троекурова, влюбленная в молодого помещика, некогда жившего по соседству, Владимира Дубровского. Семейства Дубровских и Троекуровых находятся в смертельной ссоре и союз двух влюбленных сердец обречен на провал.

Характеристика и образ героини

Красивая и стройная девушка Маша, находящаяся в расцвете своей 17-летней весны, рано осталась без матери, воспитывалась простой крестьянской женщиной из народа, нянюшкой Егоровной. Одинокая и замкнутая девушка, находящаяся под влиянием любящего, но вспыльчивого, а иногда сурового и своенравного отца, и с младых лет она впитывала как губка таинственные и загадочные сюжета русского народного творчества, рассказанные ей нянькой. Повзрослевшей Маше в её полное распоряжение попала отцовская библиотека, где она познакомилась с образцами сентиментальной французской прозы и стала яркой поклонницей романов, сделавших её мечтательной, чуткой и кроткой особой, витающей в облаках своих фантазий. Также барышня хорошо поет и музицирует, прекрасно говорит по-французски.

Юный возраст и увлечение сентиментальными французскими романами пробудили в её сердце нежные и романтические чувства к молодому учителю Дефоржу, под именем которого Дубровский проник в имение Троекурова с намерением отомстить тому за смерть отца. Восторженную и экзальтированную барышню покоряют его смелость, благородство и отвага, и учитель становится «героем её романа». Узнав кто он такой, Маша пугается, но робость и нежность в его речах заставляют поверить ему и согласиться на побег, которому не суждено сбыться. Отец насильно выдает её замуж за престарелого князя Верейского, а она не в силах противиться воли отца и ждет помощи Дубровского, но тот приходит слишком поздно. Маша уже обвенчана с нелюбимым престарелым князем, и подобно Татьяне Лариной, ставит долг перед священными узами брака выше своих чувств и отказывается от любви. Дубровский смиряется с её выбором и уезжает за границу.

Весь драматизм ситуации заключается в том, что мораль, высокая степень ответственности и чувство долга главной героини, на которых она была воспитана, победили любовь и пылкие чувства, навсегда сделав её несчастной, но честной женщиной. Благородство души и священные узы брака, которые были для Маши Троекуровой не пустым звуком, не позволили ей предать мужа (пусть и не любимого) и остаться с любимым человеком.

ДУБРОВСКИЙ

(Роман, 1832—1833; опубл. 1841)

Маша, Марья Кириловна Троекурова — нежная дочь грозного провинциального самодура; семнадцатилетняя красавица, в которую влюблен двадцатитрехлетний Владимир Дубровский, наследник помещика, разоренного ее отцом. Возраст; белое платье уездной барышни; воспитательница-француженка (мамзель Мими, прижившая от Кирилы Петровича Троекурова Сашу, сводного брата М.); огромная библиотека, составленная в основном из французских писателей XVIII в. и находящаяся в полном распоряжении пылкой читательницы романов, — все эти составляющие образа М., в разных сочетаниях, присущи разным героиням Пушкина. На устойчивом фоне заметнее индивидуальные черты: скрытность, внутреннее одиночество, твердость. Характер воспитан обстоятельствами: отец то ублажает любимую дочь, то пугает неукротимостью гнева; соседи страшатся Троекурова — искренность исключена; увеселения Кири-лы Петровича не допускают женского общества; сводный брат слишком мал; мать умерла.

Без матери (и, по существу, без отца, который им не занимается) растет и Владимир Дубровский, сын единственного из троекуровских соседей, кому — несмотря на бедность — «дозволено» не бояться Кирилы Петровича. Это сближает детей; но дружба их продолжается недолго: в возрасте 8 лет Владимира отправляют учиться в Петербург, а когда он возвращается, между ним и М. уже лежит непреодолимая социальная пропасть. Семейства в смертельной ссоре; Троекуров неправедно отсудил у Дубровских единственное их имение; Дубровский-старший умер, а сын не пустил на порог Кирилу Петровича, явившегося с запоздалым предложением мира.

Точно так же в большинстве своем узнаваемы, традиционны сюжетные положения, в которые автор ставит М. Война отцов (как то было и в повести «Барышня-крестьянка») уподоблена войне Алой и Белой розы — недаром покойная мать Дубровского изображена на портрете именно с алой розой, а М., в свою очередь, показана вышивающей розу на пяльцах. Разоренный Дубровский, сделавшийся разбойником, является в дом под видом Дефоржа, француза-учителя маленького Саши; естественно, что воспитанная в аристократическом духе М. его не замечает — как не замечала бы мастерового или слугу; и столь же естественно, что хладнокровие, с каким Дубровский-«Дефорж» убивает разъяренного медведя (одна из забав Троекурова), поражает ее романическое воображение. Следующий за этим сюжетный ход многократно использован писателями и драматургами: уроки музыки, которые влюбленный герой дает героине, чтобы найти путь к ее сердцу. В конце концов, подобно Марье Гавриловне из повести «Метель», М., не ведающая, кто скрывается под маской Дефоржа, идет на первое свидание, готовя сценарий эффектного отказа. И, подобно ей же, поражена неожиданностью развязки. Владимир открывается перед ней, объясняется в любви, объявляет о невозможности брака и о том, что должен бежать из дома Троекурова, ибо обман вот-вот будет обнаружен.

Приходит время другой литературной параллели; как героиня поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», М. становится возлюбленной благородного разбойника. Привычен и прием с кольцом, которое дарит героине герой, чтобы та в случае опасности опустила это кольцо в дупло дуба. Это будет означать, что М., несмотря ни на что, просит Дубровского увезти ее из дома.

И точно так же, как литературно-узнаваемые черты резко оттеняют индивидуальность характера М., так типовой набор сюжетных положений любовно-авантюрного романа шаг за шагом ведет ее к финальной трагедии самоотвержения. Сосватанная за пятидесятилетнего аристократа Верейского, М. в отчаянии подает знак Дубровскому; жених-разбойник опаздывает и останавливает свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви; обвенчанная М. отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данную Верейскому. В этом итоговом выборе она уподобляется Татьяне Лариной. Но в том и дело, что поступок Татьяны подчеркнуто-нелитературен; а значит, параллель с нею выводит и образ М. Троекуровой за рамки сугубо литературной традиции, перенося его в область традиции общенациональной. Нельзя сказать, что из двух несчастий — стать беглой спутницей любимого разбойника или покорной супругой ненавистного старика-сластолюбца — она выбирает меньшее. Она выбирает не меньшее и не большее, а то, которое не требует измены. И, значит, отказывает Дубровскому как русская женщина, а не как героиня европейского романа; это более чем важно для Пушкина.



Статьи по теме: