Голубой и розовый период в творчестве П. Пикассо
Весной 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже на Монмартре. С переездом в Париж завершается «голубой период». В монохромную голубизну полотен Пикассо вторгаются разные тени, становясь господствующими. Этот новый период получает название «розовый». Но смысл новых исканий художника был, разумеется, отнюдь не в изменении его текстуры. Иногда его называют «цирковым», и это точнее передает его содержание. На полотнах совершенно новый мир - мир комедиантов, цирковых актеров. Причины нового поворота Пикассо в художественных концепциях далеко не однозначны. Они - и в особенностях его неугомонного таланта, и во влияниях среды. Барселона больше не давала художественных импульсов, была исчерпана тема "дна" жизни. Его влекли теперь нравственные ценности другого порядка. Следует отметить, что Пикассо уже в те годы прекрасно знал французскую, испанскую и даже интересовался русской литературой (Тургенев, Горький).
Парижские друзья знакомят его с литературными клубами Парижа, вводят в богемный быт художников и поэтов Монмартра с его романтикой творчества, атмосферой жизненной неустроенности, но постоянной готовности к взаимопомощи и поддержке. Сальмону и Аполлинеру он в первую очередь обязан, очевидно, и увлечением цирком. В начале 1905 года вместе с ним он становится завсегдатаем известного парижского цирка Медрано. В 1904 году в Пикассо встретил модель Фернанду Оливье, которая вдохновила его на создание многих значительных работ этого периода. Они жили в центре богемной парижской жизни и мекке парижских художников Бато-Лавуар. Здесь, в совершенной бедности на грани нищеты и неописуемом твоорческом беспорядке Пикассо постоянно писал свою Фернанду и искал свой путь.
Однако напрасно искать на его полотнах цирк, цирковое зрелище. Его интересует сам актер, творческая, созидающая личность. Причем классические персонажи бродячего цирка - личность, клоуны, арлекины. Они показаны вне игры, изредка во время репетиции, чаще - в будничной жизни, семье. Они обязательно одеты в костюмы своих персонажей. Это для них как бы знак отличия от общей массы. Странствующая группа актеров для Пикассо - особый микромир вольных людей, где существуют искренние привязанности, где нет места корысти, обману. Здесь сообща делят удачу и горечь поражений. К этому миру причислял себе и сам художник. Бато-Лавуар - это странное полуразрушенное здание с темными лестницами и извилистыми коридорами было домом очень разношерстной компании: художники, поэты, торговцы, дворники...
Пикассо остро и даже болезненно ощущал противоречия жизни. Он понимал, насколько хрупок и иллюзорен созданный им мир комедиантов, затерянный в огромном, неустроенном пыльном мире. Тревога художника отражена затаённой печалью, настороженностью на лицах его героев. В больших программных композициях «розового периода» - «Странствующие комедианты», «Комедианты на привале» - особенно, пожалуй, явственно проявляется настроение какой-то неуверенности, тревожного ожидания.
Возможность счастья и гармонии Пикассо допускает только в ситуации семьи. В серии работ, которые только можно объединить под общим названием "Семейство комедиантов", он разрабатывает свой вариант святого семейства. Здесь его персонажи, как бы ограждены от жестокой действительность теплом любви и нежности к ребенку.
Есть и еще одна тема проходящая через ранние годы творчества Пикассо и выражающая его веру в доброту человеческих отношений. В «розовый период» она становится доминирующей. Это тема дружбы, дружбы двух существ, где сильный, опытный поддерживает, оберегает слабого, беззащитного. Ими могут быть пожилой, повидавший жизнь клоун и робкий мальчик, могучий атлет и хрупкая девочка-акробатка, человек и животное, как, например «Мальчик с лошадью».
Значительное полотно «розового периода» - «Девочки на шаре» Огромная игла композиционного мышления Пикассо проявляется здесь с полным блеском. В основу композиционной и ритмической структуры картины положен пластический мотив сопоставления контраста и в то же время - равновесия единства. Мощный атлет и хрупкая девочка, массив куба и ускользающая зыбкость шара, монолит мужской фигуры на кубе и колышущаяся, как стебелек на ветру, тоненькая фигура девочки на шаре. Уберите один из компонентов картины - произойдет катастрофа. Не станет атлета - и девочка тотчас потеряет равновесие, а без ее зыбкой непрочности он рухнет, повалится под собственной тяжестью.
В «Девочке на шаре» Пикассо особо ассоциативен и метаморфичен. В образах девочки и атлета, их контрастах и связях, проступают ассоциативные образы единства и противоположности различных начал в природе, жизни, человеке. Возникает и другой, более глубокий ряд ассоциаций, уводящий в средневековую символику. В атлете угадываются аллегория доблести, в девочке на шаре - фортуны. В картине заметно уже новое направление художественной мысли Пикассо - интерес к классической ясности, уравновешенности, внутренней гармонии. Написанная на рубеже 1905 года «Девочка на шаре» стоит у истоков так называемого первого классического периода в творчестве художника. Движение художника к образам ясным, гармонически цельным, деятельным питалось его верой в доброе и разумное начало в человеке. Отсюда в работах Пикассо 1906 года образы физически совершенных девушек и юношей. Сильные юноши стремительно идут навстречу зрителю, готовые к действию. Это был мир мечты художника, идеальный мир свободных и гордых людей.
Начав создавать его, Пикассо вдруг останавливается и все бросает. Словно у него не хватает сил, слабеет вера, наступает разочарование.
В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские девицы". Над ними художник работал больше года - долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами. Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу. "Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", - говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства.
«Розовый период» в творчестве Пикассо был относительно недолгим (с осени 1904 года до конца 1906-го) и не вполне однородным. Однако большое количество картин отмечено светлым колоритом, появлением жемчужно-серых, охристых и розово-красных тонов; появляются и становятся доминирующими новые темы – актеры, акробаты, атлеты. Цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма, безусловно, давал массу материала для художника. Театральность во многих ее проявлениях (костюмы, акцентированные жесты), разнообразие типов людей, прекрасных и безобразных, юных и взрослых, будто вернули художника в мир несколько преображенных, но реальных форм, объемов, пространств; образы вновь наполнились жизнью в противоположность персонажам «голубого периода».
Уже на выставке в галерее Серюрье (25 февраля - 6 марта 1905 года) были показаны картины, знаменующие начало нового этапа творчества мастера: "Актер" и "Сидящая обнаженная". Также к началу "розового периода" относятся замечательные "Женщина в рубашке" , "Акробаты. Мать и сын" . Одним из признанных шедевров этого периода является полотно "Семейство комедиантов" , которое отличает также и значительный размер (более двух метров по высоте и ширине) и соответствующая ему амбициозность замысла.
Интерес к классической форме проявился в "Обнаженных" 1906 года. Образы молодых людей, женщин (например, в "Мальчике, ведущем лошадь" или в "Туалете") демонстрируют красоту и редкую в творчестве Пикассо безмятежность, что вполне укладывается в традиционную эстетику прекрасного.
Однако в том же 1906 г. путешествие в Испанию, в Госоль - небольшую деревню в каталонских Пиренеях - дало толчок новым поискам художника. Лицо, которое стремится стать маской уже дает знать об этих импульсах.
Все работы "розового" периода по годам
Забрендированый сервиз, с чашками,чайничком для заварки и сахарницей.. Поверхность чашек может быть матовой и глянцевой, тут уже что вам больше понравится, яркая или тусклая кружка, все они симпатичны лично нам. Так же мы можем предложить вам чашки кофейные с блюдцем, причём мы можем наносить логотип как и на чашку так и на поверхность блюдца, и даже можем напечатать ваш логотип внутри чайной чашки. Если Вы часто проводите деловые встречи и Ваш офис посещают делегации партнёров, новых и старых клиентов, то для вас будет очень престижно напоить...Пабло Пикассо (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.) - французский художник, испанец по происхождению. Скульптор, график, живописец, керамист и дизайнер. Совместно с Жоржем Браком является основоположником кубизма.
Розовый период » - условное название периода в творчестве Пабло Пикассо . Этот период ограничивают 1905-1906 годами. Название возникло по контрасту с определением предыдущего «голубого периода» в творчестве художника (1904- 1905 гг.), когда в его палитре преобладали грустные голубые краски. В "розовый период" художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие комедианты, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных. Печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка и колорит его картин стали определять нежные розовые, охристые, красные тона. Переходной от «голубого» к «розовому» периоду считают знаменитую картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Для работ «розового периода » массу материала давал цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма. Путешествие же в Испанию в 1906 году дало новый толчок поискам художника и послужило окончанием "розового периода".
Акробаты (Мать и сын)
Семейство комедиантов
Масштабная выставка «Пикассо. Голубой и розовый» открывается 18 сентября в парижском . Ранние шедевры гения соберут для нее со всего мира, включая Пушкинский музей в Москве.
Нищая юность, острые переживания, поездки в Париж, попытки утвердиться на его художественной сцене, эксперименты с формой и цветом, непрерывные поиски себя - шесть лет личных и творческих метаний , которые вошли в историю под названием «голубого» и «розового» периодов, станут сюжетом грандиозной выставки. Экспозиция, целиком посвященная этому короткому, но плодотворному отрезку жизни, пройдет во Франции впервые.
Помимо живописи и графики, выставка покажет гравюры и первые скульптурные опыты Пикассо, а также архивные материалы. Одна из задач кураторов - вписать молодого испанца в контекст парижской сцены, поместив рядом с , и другими современниками.
Началом выстроенной по хронологическому принципу экспозиции станет 1900 год. Пикассо 19 лет, и он впервые приезжает в столицу Франции и всего художественного мира вместе с другом Карлосом Касагемосом на Всемирную выставку. Первые работы вдохновлены прогулками по кабакам и борделям. Летом 1901 года заметивший юного гения устраивает первую выставку Пикассо в своей галерее. Внезапная смерть Касагемоса становится толчком для печальных размышлений о жизни, одиночестве, старости и смерти, помноженных на собственную бедность.
Пикассо то возвращается в Испанию, то при первой же возможности рвется обратно в Париж, зараженный свободой и творческим воздухом Монмартра. Он пишет меланхоличные портреты испанских друзей и измученных жизнью бедняков. На смену им приходят акробаты, атлеты, артисты бродячего цирка и вместе с ними - новая цветовая гамма.
Финал выставки - за полшага до «Авиньонских девиц». В середине 1906 года Пикассо провел несколько недель в горной деревне Госоль в испанских Пиренеях, где экспериментировал с изображением тела, смешивая классические идеалы с архаическими и примитивными. Фигуры деформируются, разбиваются на фрагменты и уже предвещают появление кубизма.
Выставка соберет более 300 работ из музейных и частных коллекций по всему миру, включая Японию, Китай и Канаду, и, разумеется, ведущие институции Европы и Америки.
Среди шедевров - программная для «голубого» периода картина «Жизнь» из Музея искусств Кливленда, которую впервые покажут во Франции, «Арлекин» из и «Обнаженная на красном фоне», принадлежавшая маршану Полю Гийому (сейчас - парижскому ).
Пушкинский поделится «Девочкой на шаре», вынесенной на обложку каталога, и «Испанкой с острова Майорка» из бывшей коллекции . Будет на выставке и хит коллекции Рокфеллера - «Девушка с корзиной цветов», недавно проданная на за $115 млн (по некоторым данным, ее купила семья арт-дилеров Намад, обладающая богатейшим собранием).
Выставка подготовлена Орсэ совместно с парижским , который в это же время покажет экспозицию .
А из Орсэ экспозиция в уменьшенном объеме отправится в Фонд Бейелера в Базеле, где откроется 3 февраля уже будущего года.
Пабло Пикассо
«Автопортрет»
1901
Photo © RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris)/Mathieu Rabeau
Пабло Пикассо
«Арлекин»
1901
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich
Photo ©The Metropolitan Museum of Art/ Art Resource/Scala, Florence
Пабло Пикассо
«Акробат и молодой Арлекин»
1905
Private collection
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich
Пабло Пикассо
«Девушка в сорочке»
1905
© Succession Picasso / 2018, ProLitteris, Zurich
© Tate, London 2017
Пабло Пикассо
«Обнаженная на красном фоне»
около 1906
Photo © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski
© Succession Picasso 2018
«Розовый» период
«Розовый» период в творчестве Пикассо длился недолго – с осени 1904 г. и до конца 1906 г. Большинство картин выдержано в светлом колорите, появляются жемчужно-серые, охристые и розово-красные тона. Возникли и новые образы – актеров, акробатов, атлетов. У подножия Монмартрского холма располагался цирк Медрано, здесь Пикассо и находил темы для своих работ. Театральность, разнообразие человеческих типов, красота и безобразие, юность и зрелость – все это вернуло художника в многоцветный мир, полный разнообразных эмоций. Соответственно и палитра его изменилась, на ней перестали доминировать сине-зеленые холодные и печальные тона. Своего рода мостом между «голубым» и «розовым» периодами стала работа «Женщина в рубашке».
С 25 февраля по 6 марта 1905 г. в галерее Серюрье состоялась выставка, на которой Пикассо показал свои новые работы. В этот период написаны «Актер», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов» – громадное полотно 2?2 м. Пикассо писал обнаженных женщин, молодых людей, и их красота и пластика как нельзя лучше передавали царившую в его душе безмятежность.
Признанным шедевром «розового» периода стало знаменитое полотно «Девочка на шаре», написанное нежными жемчужными, розовыми, голубыми тонами, с новым ощущением воздуха и пространства. Легкая, гибкая фигура девочки-акробатки, балансирующей на шаре, контрастирует с массивностью устойчивого куба, на котором восседает атлет-богатырь.
Радостному ощущению жизни способствовали и продолжающиеся отношения с прекрасной Фернандой Оливье, которая в придачу к неземной красоте оказалась великолепной хозяйкой. На крошечные деньги она умудрялась приготовить вкусный, сытный обед и накормить не только Пабло, но и его друзей, забредавших на огонек. Когда появлялись какие-то лишние деньги, художник наведывался в кафе «Проворный ослик». В это же время он свел знакомство с несколькими старьевщиками, покупавшими за бесценок его картины.
В феврале 1905 г. в галерее Серюрье на бульваре Осман было выставлено несколько работ Пикассо. Аполлинер написал о нем статью, где предрекал живописцу большое будущее. Появился и личный меценат, чиновник Оливье Сенсер, благодаря которому художник получил вид на жительство во Франции и кое-какие деньги за рисунки. В то же время Пикассо познакомился с коллекционерами из разных стран – русским купцом Сергеем Щукиным, немецким эстетом без особых занятий Вильгельмом Уде и американцами Гертрудой и Лео Стайн, писательницей и пианистом. Брат и сестра Стайны помогли Пабло вылезти из нищеты, щедро заплатив за его работы. Стайны же и познакомили Пикассо с Анри Матиссом, что оказалось крайне значимо для молодого мастера. Правда, общение было для Пабло несколько травматично: свободный и уверенный в себе Матисс произносил пространные монологи, а Пикассо, плохо говоривший по-французски, мог только однословно соглашаться. Появился у него и эксцентричный приятель драматург Альфред Жарри, любитель абсента, эфира и стрельбы. Он всегда носил в кармане пистолет и в кафе стрелял в друзей, которых считал слишком трезвыми. Однажды оружие у него отняли и… отдали Пикассо. Тот, правда, не оправдал доверия, поскольку пользовался пистолетом с той же экстравагантностью, что и прежний владелец. Слава богу, обошлось без эксцессов.
Благодаря щедрости Стайнов 20 мая 1906 г. Пикассо вместе с Фернандой Оливье отправился в путешествие по Испании и остановился в небольшой деревеньке Госоль в каталонских Пиренеях. Начался новый период его творческих исканий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко ИгорьПетра. Розовый город Моисея В начале прошлого века Оттоманская империя еще крепко держала в руках Ближний Восток. Европейские путешественники, пробравшиеся в глубь турецких владений, рисковали головой. И все-таки интерес к восточным странам, вспыхнувший в Европе с
Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автораII период Обращаюсь к изучению второго периода нашей истории, продолжавшегося с XIII до половины XV в. Наперёд отмечу главные явления этого времени, которые составят предмет нашего изучения. Это были коренные перемены русской жизни, если сопоставить их с главными явлениями
Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий ОсиповичIV период Мы остановились перед IV периодом нашей истории, последним периодом, доступным изучению на всем своем протяжении. Под этим периодом я разумею время с начала XVII в. до начала царствования императора Александра II (1613-1855 гг.). Моментом отправления в этом периоде можно
автора Успенский Федор Иванович Из книги История Византийской империи. Том 1 автора Успенский Федор Иванович Из книги В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках автора Мак-Нил УильямРеакция в межвоенный период и возврат к управляемой экономике в период Второй мировой войны Современникам этих событий и тем, кому посчастливилось выжить в подобных испытаниях, развязка могла показаться абсурдной. Стоило вооруженным действиям закончиться, как
Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс2. Розовый шербет Когда солнце закатилось над Галилейским морем, короля Ги и Шатийона, запыленных и забрызганных грязью, доставили в стоявший на берегу шатер султана. Саладин восседал, скрестив ноги, на тахте, покрытой коврами, в окружении знамен абрикосового цвета,
Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна Из книги Египет. История страны автора Адес ГарриПервый переходный период, Среднее царство и Второй переходный период (ок. 2160–1550 гг. до
Из книги Народ майя автора Рус АльбертоКлассический период, или период расцвета Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобретение ступенчатого свода, или "ложной арки", у майя. Храмы и резиденции правящего класса с каменными
Из книги Народ майя автора Рус АльбертоПостклассический период, или период распада Ранний этап. Прекращение культурной деятельности в крупных классических церемониальных центрах. Давление варварских народов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку;
Из книги По следам султанов и раджей автора Марек ЯнРозовый сад Ауда Скорый почтовый поезд увозил меня холодной февральской ночью на восток. В лунном свете на редкой траве блестело седоватое покрывало инея. Кажется, прошла вечность, пока появилось солнце и я смог подставить свои озябшие руки его согревающим лучам. Но вот
Из книги Россия - Украина. Дороги истории автора Иванов Сергей МихайловичЛитовский период Образование Великого Литовского княжества. История становления Литовского княжества поразительна. Зажатые с запада польскими племенами мазовян и поморян, с востока русскими кривичами и дреговичами, литовские племена до конца XII века жили по берегам
Из книги Битва за Атлантику. Эскорты кораблей британских ВМС. 1939-1945 автора Райнер ДенисГлава 6 «ШИКАРИ» И «РОЗОВЫЙ САД» Впервые я поднялся на борт «Шикари» в Белфасте. Эсминец стоял в сухом доке, и я имел возможность обозреть его изысканно-красивый изящный корпус целиком. Настоящая отрада глазу. Прежде чем подойти к трапу, я обошел корабль вокруг, искоса
автора Поснов Михаил ЭммануиловичПериод I-й. Отцом церковной истории считается Евсевий, епископ Кесарии Палестинской (338). Он составил четыре исторических сочинения разного достоинства и значения:1. Хронику (????????? ???????), в двух книгах, краткую историю мира от начала и до своего времени, при чем главное
Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович