Где живет кощей. Где таится смерть Кощея? Характерные фразы, цитаты

0 Если вы живёте в России, то прекрасно осведомлены о таком сказочном персонаже, как Кощей Бессмертный , самом ужасном существе из восточнославянских легенд. Имя "Кощей " происходит от славянского слова «кость», и это указывает на то, что это создание тощее или очень костлявое. Мифы о Кощее в основном встречаются на восточнославянских землях, и исследователи видят в нём ассоциацию со славянским богом Смерти или колдуном-морозом, способным принести смерть и холод любому, кто ему противостоит. На нашем ресурсе вы сможете найти ещё много полезной информации, например расшифровки уличного сленга или жаргона модников. Добавьте данный сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда иметь доступ к нужной и полезной инфе.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось указать вам на парочку интересных публикаций по тематике религии и культов. Например, кто такая Баба Яга , узнайте о Славянских богинях кратко; кто такой бог Перун , что означает слово Отшельник и т. п.
Итак, продолжим, Кощей Бессмертный, значение?

Кощей Бессмертный - это злой чародей, а смерть его сокрыта, в нескольких вложенных друг друга вещах и магических животных. В некоторых легендах он принимает образ царя или даже всадника на чёрном говорящем скакуне. Зачастую похищает женщин, а именно невесту главного персонажа сказки. Внешне выглядит, как скелет или высокий либо худой старик. Обычно представляется злопамятным, вредным и жадным.

Кто на самом деле Кощей Бессмертный?

В современном подходе к этому вопросу некоторые учёные не воспринимают его как злодея, а видят воплощённую в нём силу природы. Другими словами, не обязательно, чтобы он был всегда злым. Тем не менее в разных русских мифах Кощей считается мощным колдуном мороза, с коварным умом и не очень хорошими намерениями. В нескольких разных сказках он превращает людей в грецкий орех или даже обращает целые королевства в камни. Поэтому народные легенды все ещё видят в нем злого персонажа. Как старый хитроумный волшебник в сказках, он, как правило, обязан развивать свою деятельность вокруг молодых хорошеньких девушек, где он пытается соблазнить их и завоевать любовь с помощью магии или даже грубой силы. В своей неудаче и ярости он даже проклинает этих молодых девушек превращая их в животных, например в лягушек, змей и другую неприятную живность.

Почему он назван «Бессмертным»?

Кощей известен, как бессмертное существо, и одна из сказок раскрывает его, описывая: "Смерть Кощея далеко: за морем, за океаном есть остров; на острове том дубы, под дубами закопан сундук; в сундуке закрыт заяц; в зайце - утка; в утке - яйцо, а яйцо - это смерть его". Многие исследователи видели в этой «матрёшке» интерпретацию модели вселенной: вода (море, океан), земля (остров), растения (дуб), животные (кролик), птица (утка) и дуб - «мировое дерево». Другими словами, вы можете убить Кощея, только уничтожив сам мир.
В христианской интерпретации Кощей рассматривается, как «грех», похищенная девушка, как «человеческая душа», а герой, который противостоит Кощею, как «праведный дух». Смерть Кощея рассматривается, в качестве очищения человека от греха, причём эти легенды со временем эволюционировали.

Легенда о князе Иване и Кощее Бессмертном

Одна из легендарных историй, в которых упоминается данное злое существо - это "Кощей и Ивана Царевич ". Молодой Иван после смерти своих родителей вскоре оказался в полном одиночестве. И загрустил ещё больше, после того, как три его родные сестры ушли к мужчинам, которые решили позаботиться о них. Иван решил отыскать своих сестёр и по пути встретил свою будущую жену, Марью Моревну, женщину-воина. Прошли годы, эти двое поженились и жили добра наживали в доме Марьи, но однажды началась великая война. Марья, как дева-воин, направилась на войну и оставила Ивана одного, чтобы он позаботился о доме. Она попросила его, только не открывать один конкретный шкаф, потому что там было нечто личное. Прошло некоторое время, и поскольку Иван был достаточно любопытен, он открыл тот самый запретный шкаф. Ему очень хотелось увидеть то, что Марья от него скрывала. В этом шкафу он нашёл старика, привязанного к стене двенадцатью цепями. Старик был слабым и в ужасном состоянии, и он попросил Ивана дать ему воды и еды, иначе он умрёт от голода и жажды. Иван, будучи добрым человеком, дал ему несколько бочек с водой. Всего через несколько минут после того, как старый мужчина напился, его мышцы и тело стало восстанавливаться. И через некоторое время до Ивана дошло, что перед ним находится сам Кощей Бессмертный. Теперь полностью восстановленный и бодрый, Кощей оказался достаточно силён, чтобы вырваться из вбитых в стену цепей, и гневаясь сказал, что похитит Марью.
Опасаясь, что он испортил отношения с Марией, и полностью осознавая угрозу Кощея её похитить, Иван решает отправиться в спасательную экспедицию, чтобы найти её и спасти. В последующих событиях Иван несколько раз догонял Кощея, но тот его постоянно убивал. К счастью для Ивана, у него все ещё были три сестры, вышедшие замуж за волшебников, которые возрождали Ивана каждый раз, когда тот погибал.
В конце концов Иван узнал от одной из своих сестёр, что самый быстрый конь может быть получен от старой Бабы Яги, страшной колдуньи с крючковатым носом. После успешного выполнения нескольких заданий от

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… - рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

На станции показывали фильм бесплатно… - говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» - и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… - рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» - в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… - говорит Людмила Смирнова.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… - рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе - смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.

Здравствуйте, дорогие ученики!

Сегодня я вас не поведу на прогулку, потому как тот, с кем нам сегодня предстоит познакомиться, не менее могуществнный колдун, а может даже и более, чем баба Яга. Так что, наливайте чай, берите свежеиспечённые в нашей печке запечным сверчком плюшки, слушайте мой рассказ и смотрите, - Чжоули махнула рукой по направлению к печке, и все, повернувшись, увидели, что на ней повисли картинки.

Думаю, все догадались, что речь пойдёт о Кощее Бессмертном. Чаще всего считается, что баба Яга и Кощей Бессмертный вроде как друзья. Однако именно баба Яга выдаёт секрет, как добратья до Кощея Бессмертного и как погубить его. Несмотря на то, что у него имя такое говорящее - Бессмертный, - смерть его существует. Она на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук, крепко прикованный цепями, висит на дубе (или зарыт под дубом), который стоит острове посреди моря-окияна.

Однако в некоторых сказках главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь.

Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру

О волшебных конях мы будем говорить на других лекциях.
В другом варианте Иван не сжёг Кощея, а добил его своей палицей.

Получается, что в разных сказках речь идёт о разных Кощеях? Это нам напоминает уже ситуацию с бабой Ягой.

Какой же силой обладает Кощей?

Может превращаться в летучего змея или чёрного ворона. Так он быстро перемещается по мирам и крадёт то, что ему нравится. А нравятся ему девушки-красавицы и драгоценности. Помните у Пушкина? "Там царь Кощей над златом чахнет". Но сколько он ни перетаскал к себе красавиц, ни одна не согласилась за него замуж выйти, и даже несметные сокровища их не прельщали.

Кощей виртуозно владеет магией преобразования. Может превратить кого угодно во что угодно.

Сверхестественную силу Кощею придаёт вода. Выпивает он сразу по три ведра, и тогда разорвать 12 цепей, на которых его держат в подземелье Марьи Моревны, ему нипочём.

Обратимся теперь к самому имени этого зловредного и всесильного старика.
Старославянское слово "кошь" ("кошть") означало "сухой, тощий, худой телом". Это слово близко по значению слову "кость" и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: невысокий старик, тощий настолько, что только одни кости видны. Прямо ходящий скелет.

Некоторые исследователи славянских мифов считают, что образ Кощея Бессмертного и Змея Горыныча в русскимх сказках взаимозаменяемы: оба любят богатства, крадут красавиц. Но Кощей наделён и другим могуществом, которое неподвластно Змею Горынычу. Так что это всё же разные существа.

Есть версия, что слово "кощей" восходит к "кощун", что означает уже колдуна. Действительно, стать бессмертным мог только всемогущий маг, ну или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как Фауст.

Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое. Справедливо заметить, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. И такой был. Это Карачун - злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть от холода. Этим же словом называется зимний солнцеворот. Карачун - подземный бог, повелевающий морозами. Его помощники: медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели.

На то, что Кощей связан с холодом, указывают и следующие факты, почерпнутые из сказок. На пути к царству Кощееву сначала путнику попадается бурый медведь - властелин лесов. Вслед за ним птицы, в частности перелётные, например, утка, которую можно увидеть в северной тундре в период летнего гнездования. Далее встречается рыба. Щука, но, возможно, это более поздняя замена, а ранее была какая-нибудь рыба из северных морей, например, белуха. Таким образом, путь идёт с юга на север. И именно на севере в своих страшных и холодных чертогах живёт Кощей Бессмертный.

А что такое бессмертие? Благо это или наказание? Возможно, в древности существовал ритуал обретения бессмертия. Во всяком случае, археологами при раскопках могилы основателя города Чернигова, князя Чёрного, была найдена изображённая в сказках сцена: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в заветном ларце. Ритуал обретения бессмертия забыт, но сохранился его символ - цветы бессмертники. Шероховатые и сухие на ощупь, желтоватые, красноватые. Растут они в земле или сорванные поставлены в стакан с водой - разницы особой нет. Они могут и без воды стоять и не меняют своей окраски. Жизнь в них вроде и есть, и вроде и нет. Предпочитают сажать такие цветы на могилках. Объяснение такое: эти цветы между живыми и мёртвыми, как граница. Мы дотрагиваемся до них в этом мире, а умершие - в том.

Может и бессмертие Кощея такое? Жизнь не в жизнь, а смерть недостижима. И он застрял между двумя мирами и остаётся так до тех пор, пока Иван-царевич не избавит его от такой вечной муки, потому как Кощей всё же существо больше того, потустороннего, мира. Запах живого человека он сразу чувствует с отвратительностью.

И хоть образ Кощея Бессмертного такой неприятный, но он интересует многих исследователей славянской мифологии. Один из таких - Александр Фомич Вельтман (1800-1870) - плодовитый литератор, основатель жанра русской научной фантастики, историк, фольклорист, директор Оружейной палаты, академик. И хоть он сын шведского посланника, но стал истинным знатоком и любителем русской старины.

Ну, как? Не замёрзли от такого рассказа? Если холод пробирает, то наш чай его быстро выгонит! Так что наливайте себе ещё по чашечке, а потом бегите отдыхать. Домашнее задание будет. Как же без него?

1. Сколько степеней защиты у смерти кощеевой? Расскажите, почему именно столько.

2. Расскажите, кто или что подверглись кощеевым чарам преобразования и как эти чары были сняты.

3. А теперь пофантазируйте. Вы попали в кощеево царство. Что там увидели? Что делали?

Кощей (Кащей) Бессмертный - один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Уже только эпитет «Бессмертный» заставляет опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

1. Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия - имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека - сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kostlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее). Другие ученые считают, что слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).

2. Кто такой Кощей?

Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие - русскую версию германского бога Одина, третьи - просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

3. Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном.

4. Неуспешный дамский угодник

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

5. Кощей Галантный

Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

6. Как убить Кощея

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб - «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

7. Где живет Кощей и есть ли у него родственники.

Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.

8. Христианская трактовка Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич - дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

Кощей Бессмертный - популярный персонаж славянских сказок, былин и народных сказаний. Правильно его называть - Кащей.

По традиции, изображается чаще всего как злой чародей, негативный персонаж, который просит людям проблемы. Он представал стариком, причем очень тощим, иногда даже живым скелетом.

Образ Кощея

В народных сказках Кощей Бессмертный появляется либо как царь и злой колдун - иногда верхом на волшебном коне, который мог говорить на человеческом языке, а иногда - пешим.

Это тощий старик, почти скелет. Кощей предстает как повелитель всего Подземного мира, очень скупой - он очень обожает все свое золото и не желает делиться ним с кем-бы то ни было.

Способности Кощея

Большинство сказок доказывают, что Кощей - очень могущественный колдун, который обладает большим арсеналом сверхспособностей. К примеру, Кощей может принимать облик диких животных, и чаще всего превращается в черную ворону. Однако несмотря на способности перевоплощения, Кощей не любит обращаться в животных - более всего он любит оставаться в своем собственном облике: худого старца, но очень могущественного.

Убить Кощея просто так невозможно, ибо жизнь колдуна спрятана на конце игры, а та находиться в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, ну а заяц сидит в запертом сундуке. И только разломав иглу можно уничтожить Кощей - в остальном же он полностью неуязвим.

Изначально - в первых сказках о Кощее его вообще не мог никто победить, так как просто не знал о существовании волшебного яйца и иглы. В последних же сказках о игле прознали, и Кощей даже несколько раз погибал.

Демонстраций силы Кощей в сказках достаточно много и все они прекрасно демонстрируют его возможности. К примеру, ему без проблем удалось превратить Ивана Царевича в обычный орех, а целое царство - в камень. Умеет Кощей, как и большинство персонажей русских сказок, сражаться на мечах. Его любимое оружие - полуторный меч и никто не владеет им лучше злого колдуна

Где живет Кащей

Кащей живет в замке или дворце, царство его находится за тридевять земель - на краю света. Чтобы туда добраться, износишь не одну пару железных сапог. Кощей бессмертный - царь золота и серебра, жемчуга.

Кащей бессмертный в сказках

В русских народных сказках данный персонаж всегда выступает как главный противник доброго персонажа. Кощей похищает прекрасных принцесс, непокорных превращает в животных. Например, царевна лягушка.

Одним из главных врагов Кощея Бессмертного является другая достаточно сильная колдунья - Бага-Яга. Конечно, ее сила не достигает уровня Кощей, но она довольно часто берет участие в свержении Бессмертного. К примеру, именно Бага-Яга рассказала Ивану Царевичу секрет погибели Кощея. В редких случаях Кощей и Бага-Яга находятся на одной стороне баррикад. Заклятыми врагами Кощея всегда были богатыри, однако в большинстве сказок они всегда становятся жертвами темного колдуна, так как не знают способа убить Кощея, в отличии от Ивана Царевича.



Статьи по теме: