Функции и основные направления деятельности классного руководителя в начальной школе. Современная деятельность классного руководителя начальной школы

Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классный руководитель - профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.

В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых .

Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях .

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Критерием эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные - это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности детей их социальной защищенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся, прежде всего, организаторские.

Главное назначение классного руководителя - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников .

В процессе работы с классом представляется важным реализовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования и изучения ребенка в руках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет меняться.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой - негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя как с классом в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса .

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе .

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе средней общеобразовательной школе.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя - это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения .

Организация и воспитание классного ученического коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе .

Следующий раздел деятельности классного руководителя - работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности .

Вывод: Основные функции классного руководителя - диагностическая, воспитания, социальной защиты, поддержка положительной инициативы учащихся, функция сплочения коллектива, целеполагания, контроля и коррекции.

Классный руководитель в общеобразовательной школе – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной и воспитательной работы. В начальной школе эти обязанности выполняет учитель, ведущий класс.

Задачи классного руководителя:

  • создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности и эмоционального комфорта);
  • организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни;
  • организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

Основные направления деятельности классного руководителя

  • 1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка:
    • изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоционального самочувствия, отражая все эти данные в психолого-педагогическом дневнике;
    • изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, подбирая виды и формы деятельности для их развития;
    • организует процесс воспитания и обучения для детей с особыми образовательными потребностями;
    • корректирует межличностные связи в классе, гуманизируя межличностные отношения;
    • в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (особенно "трудных") к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, самоуправлению.
  • 2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива):
    • помогает в организации классной деятельности детей: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций с целью гуманизации межличностных отношений и накопления положительного коммуникативного опыта;
    • участвует с классом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;
    • способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и группу от грубости и произвола в любой форме.
  • 3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
    • помогает отдельным ученикам в преодолении проблем на уроках или при выполнении домашних заданий. Консультирует родителей;
    • поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе;
    • организует педконсилиумы (малые педсоветы) по учебным и психологическим проблемам учащихся и участвует в них;
    • способствует развитию познавательных интересов детей с помощью классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов.
  • 4. Организует и направляет работу с родителями, привлекая их к участию в управлении школой.
  • 5. Организует режим питания и жизнедеятельности учащихся в школе.
  • 6. Ведет необходимую документацию.
  • 7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям обо всех происшествиях, имеющих реальную и потенциальную опасность для воспитанников.

Должностная инструкция классного руководителя

  • 1. Функции.
  • 1.1. Организация деятельности классного сообщества.
  • 1.2. Организация учебной работы детской группы и отдельных учащихся.
  • 1.3. Организация внеучебной жизнедеятельности класса.
  • 1.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
  • 1.5. Социальная защита школьников.
  • 1.6. Работа с родителями, общественностью, семьями учащихся.
  • 2. Должностные обязанности.
  • 2.1. Ведет журнал класса.
  • 2.2. Ведет личные дела учащихся класса и следит за их состоянием.
  • 2.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в советы дел школы, организует коллективное творчество, помогает в работе старшего дежурного.
  • 2.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.
  • 2.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
  • 2.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.
  • 2.7. Организует питание учащихся. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к таким детям.
  • 2.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд.
  • 2.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин, совместно с социальным педагогом контролирует посещение уроков "трудными" учащимися.
  • 2.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе детей.
  • 2.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
  • 2.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.
  • 2.13. Создает условия для развития наиболее одаренных учащихся, развития познавательных интересов, расширения кругозора школьников (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок и т.п.).
  • 2.14. Привлекает психолога для организации умственного труда и воспитания учащихся (групповые и индивидуальные консультации).
  • 2.15. Создает микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
  • 2.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.
  • 2.17. Организует охрану здоровья учащихся с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в спортивную и физкультурную работу.
  • 2.18. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с коллективом детской группы (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т.п.), проводит не менее одного классного тематического часа в месяц.
  • 2.19. Изучает личность каждого школьника в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, психолога, родителей.
  • 2.20. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничает с социальным педагогом.
  • 2.21. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
  • 2.22. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
  • 2.23. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.
  • 2.24. Изучает условия воспитания детей в семье.
  • 2.25. Организует работу с родителями учащихся, проводит индивидуальные консультации, привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса, влияет на общение детей с родителями.
  • 3. Права. Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции.
  • 3.1. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в процессе урока).
  • 3.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.
  • 3.3. Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
  • 3.4. Требовать от учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.

Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» обучающегося. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию обучающихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями обучающихся – приоритетная в начальной школе. Только в единстве деятельности учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.

Как отмечают И.И. Юдин, И.В. Каменева, внеклассная воспитательная работа в начальном классе, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

изучение семей обучающихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, класса, своеобразием состава обучающихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.

Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Диагностическая деятельность проводится с учетом следующих условий: исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка; результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же обучающегося, чтобы выявить степень его продвижения в развитии; изучение личности обучающегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе; определяются перспективы развития обучающегося и коллектива; исследования носят комплексный системный характер; диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

После проведенной диагностики и определения цели и задач воспитания, классные руководители выбирают направления воспитательной работы, реализация которого становится первым кирпичиком для формирования системы воспитательной работы в классе.

Положение классного руководителя начальных классов в системе управления школой определяется, во-первых, общими задачами обучения и воспитания, стоящими перед данной школой; во-вторых, местом класса как организованного объединения обучающихся, основной и устойчивой ячейки общешкольного сообщества и главной сферой самореализации каждого ребенка; в-третьих, функциональными обязанностями классного руководителя и потребностями в нем класса; в-четвертых, особенностями личности педагога.

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:

С педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.

С педагогами дополнительного образования . Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку обучающихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

С педагогом-организатором . Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

С социальным педагогом . Классный руководитель призван быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Выступление по теме:

«Роль классного руководителя в достижении качества воспитательной деятельности в классе по реализации ФГОС НОО»

МОУ гимназия №1,

г. Комсомольск -на - Амуре

2016г.

Обобщение опыта работы классного руководителя.

МОУ гимназия №1,г. Комсомольск -на - Амуре

Роль классного руководителя в достижении качества воспитательной деятельности в классе по реализации ФГОС НОО.

Ежедневно, заходя в школу, я прохожу «дорогой приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. В школе, возле кабинета, ждут меня и мои первоклашки. Так продолжается вот уже 28лет лет. За это время мне удалось посеять «разумное, доброе, вечное» многим ребятишкам. Какие они были? Разные, абсолютно разные. Тихие, незаметные и гиперактивные, активные и пассивные, добрые и отзывчивые, шумные и крикливые. Мои выпускники уже не раз приводили ко мне в первый класс своих детей. А как воспитывать их?

Мы часто слышим фразу: « Дети - наше будущее» Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования к учителю, ученику. Человек 21 века - это творческая личность, Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе. Чтобы воспитать такого человека, нужно измениться и самому воспитателю. Ведь « …. воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна интуиция и глубокие знания…..»

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, призванному создать условия для достижения главной цели воспитания - самоактуализации личности растущего человека. И если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы. Не секрет, что в начальной школе работают самые творческие, креативно - мыслящие, талантливые педагоги.

Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:

Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатии).

Быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

Вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

Приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

Вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

Находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

Вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

И самое главное - способность к общению.

Особое сфера проявления коммуникативных способностей педагога - это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям. В своей воспитательной деятельности важным считаю внедрение в практику принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.

Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться". Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Внеурочная деятельность - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Такая деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Воспитательная работа в классе - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, социальных проектов, секций, экскурсий, поисковых и научных исследований и т.д. И это лишь некоторые формы работы с детьми. Во 2 классе будут использованы и другие формы деятельности.

На основе нашего небольшого опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап

В рамках реализации подготовительного этапа, мы поставили цель получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов.

На организуемом в образовательном учреждении собрании родителей будущих первоклассников классный руководитель предлагает ответить на вопросы анкеты:

Она перед вами.

Анкета.

Жизнь в школе - это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Что интересует Вашего ребенка больше всего?

2. Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из ответов.

Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия

3. Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

И да, и нет (трудно сказать, так как ребенок не посещает детский сад).

4. Какое занятие доставляет ему наибольшую радость? Что его может огорчить?

6. Назовите любимую игру Вашего сына или дочери.

7. Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных:

Физкультурно-спортивное;

Художественно-эстетическое;

Научно-техническое (техническое творчество);

Научно-познавательное;

Туристско-краеведческое;

Военно-патриотическое;

Эколого-биологическое.

В результате были выявлены желаемые направления внеурочной деятельности:

Занятия музыкой, танцами;

Занятия спортом, театральной деятельностью, иностранным языком.

б) Следующий этап - это анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности.

Учителями школы были предложены следующие программы кружковых занятий:

- «Волшебная кисточка», «Весёлые нотки», «Юный дизайнер» «Изучаем иностранный язык» «Гимнастика и лёгкая атлетика» (учителя-предметники);

Клуб «Росток» (библиотекарь школы);

-«Театральный», «Проектная деятельность», «Я - исследователь», «Край, в котором я живу», (учителя начальных классов).

Следующим этапом стала работа педагога - психолога, которая провела «Игру-путешествие по морю любимых занятий»: Цель: определение интересов и потребностей младших школьников.

В результате родителям вместе с учащимися было предложено по желанию выбрать кружки и секции.

е) Обработав результаты выбора, было составлено расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания учитывалось, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого была просчитана нагрузка на каждого ученика.

ж) Для каждого обучающего составлено индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью и индивидуальная карта достижений

(ПОКАЗ листа достижений)

2. Основной этап

Основная функция классного руководителя на данном этапе - контроль, который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.

Классный руководитель ведет «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности, планирует подготовку и участие в воспитательных мероприятиях тем самым позволяет ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в листах достижений по итогам заполнения, которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Наряду с функцией контроля важна функция организации и взаимодействия со всеми педагогами-предметниками, которые работают в 1-х классах, Что она предполагает:

Во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения, и во - вторых, совместная деятельность всех педагогов позволяет расширить круг общения детей всей параллели. Так, например, при проведении праздника «Здравствуй, здравствуй, осень!», стихи рассказывали учащиеся, посещающие кружки « Театральный» и «Росток» эти же ребята стали участниками всех осенних инсценировок», а участники кружка «Весёлые нотки» исполнили «Осенние песенки и частушки; Дети, посещающие кружок «Юный дизайнер», «Волшебная кисточка» стали поистине творцами -дизайнерами в оформлении своего кабинета и подготовке его к празднику. Их творчество настолько яркое и красивое. Убедитесь в этом сами. (фото) Во многом это работа учителей, которые ведут внеурочную деятельность, учителей - предметников и учителей начальных классов и корректирующая роль классного руководителя.

Младший школьник ещё пока не может организовать самостоятельно свою деятельность и в этом несомненно велика роль родителей и классного руководителя. Такое содружество сближает всех участников воспитательного процесса, активизирует на совместную деятельность. Обратите внимание на динамику результативности и успешности участия в конкурсах. В течение всего года наш классный коллектив участвует в общественной жизни не только школы, но и города. На протяжении всего одного года обучения его отличают высокие показатели участия многих конкурсов: всероссийского, муниципального, .школьного уровня. В том числе Дистанционный Всероссийский конкурс-игра по ОБЖ. проводимом Центр «Снейл» Всего 22 участника, из них заняли 2,3 место по региону двое первоклассников,

Городской конкурс новогодних композиций, при ЭБЦ. 8 участников. Три 1-х и 2 места в разных номинациях;

Конкурс «Очумелые ручки» проводимом на сайте «Учмет», коллективная работа класса. Благодарственное письмо;

Школьный конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города 2 учащихся, 1 и 2 место;

Всемирный конкурс рисунков «Дети рисуют свой мир» 2 уч-ся 1 место; и т.д.

УЧАСТИЕ КЛАССА В ШКОЛЬНЫХ, ОКРУЖНЫХ, ГОРОДСКИХ, КРАЕВЫХ, ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ, МЕРОПРИЯТИЯХ2011-2012УЧЕБНЫЙ ГОД.

Мероприятие

Уровень

Результат

Конкурс-игра по ОБЖ «Муравей»

Федеральный

2,3 место по Хабаровскому краю

Конкурс новогодних композиций» Зимняя книга природы»

Городской

Грамота 1место, грамота1 место, грамота2место,грамота2место, грамота за активное участие

Конкурс «Любви признанье»

Федеральный

Диплом 1место

Конкурс Умелые ручки»

Федеральный

Благодарственное письмо

Конкурс «В Новый год с улыбкой»

Федеральный

Диплом 3место

Конкурс «Математика в гостях у сказки»

Федеральный

Итоги в конце апреля

IV Всемирный конкурс рисунка

Дети рисуют свой русский мир: «МИР РУССКОГО СЛОВА»

Международный

1, 1 места, дипломы

Всероссийский дистанционный марафон «Мир вокруг нас. Птицы»

Федеральный

2место, диплом

Конкурс рисунков «С юбилеем, любимый город!»

Городской

Подведение итогов в конце апреля 2012года

Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города

Городской

1,2 место Грамоты за участие.

Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города.

Школьный

Грамота 1 место, грамота 2место

Участие в акциях «Посылка солдату», «Подари книгу детям», «Сотвори новогоднее чудо»

Школьный

городской

Грамота

Я часто представляю, какими будут мои воспитанники,- надеюсь, это будут самостоятельные и самодеятельные личности. И думаю, что класс стал местом, где дети учатся быть успешными.

Именно к этому я стремлюсь и строю свою воспитательную работу с классом. Успех зависит как от качеств и усилий самого человека, так и от внешних факторов.

Мониторинг уровня воспитанности - один из основных критериев оценки воспитательной работы. Конечно, ещё рано делать выводы, ведь прошёл только 1 год обучения и воспитания. Но работа по анализу воспитанности обучающихся проводится в классе регулярно совместно с психологом школы и показывает неплохие результаты.(мониторинг)

При организации воспитательных мероприятий используется метод коллективных творческих дел, который дает возможность саморегулирования, самоконтроля и самооценки учащихся. Но мы не только побеждаем, в процессе совместной работы поддерживаются и рождаются новые традиции класса. Например, в классе стало доброй традицией ежегодно проводить в школе Урок Мужества в честь Дня Победы, и памяти героя Советского союза Е. Дикопольцева, чьё имя носит наша гимназия.

Ребята с большим удовольствием участвуют в городских социальных акциях «Помоги зимующей птице», «Ёлочка», «Посылка солдату», «Сотвори новогоднее чудо» по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей; «Книги детям» по пополнению библиотечного фонда библиотеки А.Гайдара, ринимают участие в поздравлении своих близких бабушек и дедушек с Днем Пожилого человека, Днем Матери, 8 Марта, Днем Победы. По- моему мнению, такая деятельность воспитывает в детях чувство сопереживания, доброты, милосердия, чего так не хватает в нашей жизни.

Результаты мониторинговых исследований детского коллектива свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет пока недостаточно высокий уровень сформированности. И это понятно. Мы вместе всего один год. У нас ещё всё впереди. Диагностика класса показывает, что коллектив находится на стадии становления. Есть над чем работать. А что думают сами дети, какой у нас коллектив.

ДИАГНОСТИКА «Мой класс»

Безусловно, воспитательная работа, внеурочная деятельность в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неудачам детей. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом. Мы организовываем не только совместные классные мероприятия, но и привлекаем родителей к участию в различных конкурсах. В рамках курса социального направления «Край, в котором я живу» классным руководителем регулярно проводились совместные экскурсии, походы детей и родителей в Краеведческий, Художественный музей города, Музей Боевой славы школы, Ботанический сад города Амурска, Музей природы города Амурска, Этнографический центр села Верхняя Эконь. Здесь ребята и родители знакомились с историей своего родного края и города. Традиционными становятся праздники всей семьи такие как «Масленица», Праздник Золотой осени, Пожилого человека, Праздник Мужчин, Мамин День 8марта., День Семьи. Такие формы работы только сближают детей и родителей, способствуют раскрытию их способностей, творческого потенциала. Дети не боятся выступать так как у них уже есть хороший хотя и небольшой опыт выступления перед одноклассниками и детьми другого класса из параллели.

Современное поколение родителей очень молодое и нуждается в педагогической и психологической помощи. Поэтому к подготовке родительского собрания я подхожу основательно. В ходе проведения собраний я использую различные формы и виды деятельности. Это тренинг, анкетирование, консультации, диспуты, советы, работа в микрогруппах. Очень часто приглашаем психолога, учителей предметников, которые ведут внеурочную деятельность..

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий. Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности классного руководителя является работа по здоровьесбережению детей. Каждое утро рабочего дня начинается с утренней гимнастики, витаминизации детей, в урочное и внеурочное время проводятся физкультминутка, динамическая пауза, проветривание помещения. В течение года с первоклассниками регулярно проводятся занятия - 15минутки Здоровья. Этому способствует работа кружка внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», где ребята на конкретных примерах формируют позитивное отношение к здоровью, убежденность в возможности его сохранения и улучшения, осваивают навыки здорового образа жизни.

Классный руководитель широко использует в воспитательной деятельности и технологию проектного обучения, На занятиях Проектной деятельностью дети учатся создавать проекты различной тематики. Например, проект « Осенний урожай» Для создания такого проекта дети посетили библиотеку, нашли множество загадок, пословиц об овощах и фруктах, о людях труда, выполнили презентации с помощью пока родителей об урожае со своих дачных участков, вместе с педагогами кружков внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» «Юный дизайнер» выполнили рисунки и поделки. Итогом такой деятельности стала самопрезентация проекта. Создавая такие проекты, ребята стараются самостоятельно и охотно приобретать знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Мои воспитанники уже сами выступают со своими мини-проектами пока перед детьми класса. Но скоро аудитория слушателей, думаю увеличится.

3. Заключительный этап май 2011-это результативность воспитательного процесса.

Воспитательные результаты внеурочной деятель-ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни-ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой-стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор-мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со-циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея-тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич-ность.

На основе этого будут разработаны индивидуальные карты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в новом учебном году.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного плана 1 классов в части «Внеурочная деятельность». В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Современный классный руководитель не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент. На протяжении многих лет я стремлюсь к этому. Сейчас у каждого из нас много возможностей. На многих образовательных сайтах, печатных изданиях я участвую в форумах, акциях, конкурсах, публикую свои методические материалы, делюсь опытом с другими коллегами. Своё выступление хочу закончить такими словами:

Мой класс - девчонки и мальчишки,

Такие разные они:

Одни рисуют, любят книжки,

Других компьютер так манит!

Спешу я к ним не только, чтобы

Их как учитель поучать,

Мне с ними весело, еще бы,

Мой класс не может заскучать!

Потехе час и время делу:

Мой класс к успеху устремлен,

Талантом, я признаюсь смело,

Ребенок каждый наделен.

Они, конечно, непоседы,

Но знаю - незачем кричать.

Ведь можно в ласковой беседе

Про поведение сказать.

Вхожу я в класс свой, улыбаясь,

И вижу блеск ответный глаз.

Я их люблю, для них стараюсь,

Ведь класс мой - самый лучший класс.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Предметно-цикловая комиссия «Педагогики, психологи, частных методик»

КУРСОВАЯ работа

По «Педагогике»__________________ ______________________________ ______

(название дисциплины)

на тему: «Особенности работы классного руководителя в начальной школе»

Студента (ки) Уз-15 курса группы V

Специальности 5.01010201


Евсюниной Я.А


(фамилия и инициалы)


Руководитель Филимонова Е.Л


(должность, фамилия и инициалы)



Члены комиссии ______


(подпись) (фамилия и инициалы)

(подпись) (фамилия и инициалы)


г. Севастополь 2013 год


Введение………………………………………………………. ……………………………..…3

1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….

1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5

1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5

1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8

1.3 Функции классного руководителя……………………………………………. ....8

1.4 Организация воспитательной работы в классе……...................... ......................11

1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15

1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18

2.Практическая часть………………………………………………………………… ………..20

Заключение ………………………………………………… ……………………………...…..50

Список использованных источников…………...………………………………… ……...….52

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования.

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Объектом данной курсовой работы будет являться педагогическая деятельность классного руководителя.

Предмет – особенности деятельности классного руководителя – учителя начальных классов.

Цель курсовой работы изучить особенности деятельности классного руководителя в начальных классах.

Основные задачи:

Проанализировать литературу по данной теме;

Дать определения основным понятиям.

Определить сущность деятельности и главные функции классного руководителя,

Раскрыть основные формы и приемы работы педагога.

Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

1. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. 1 История возникновения классного руководителя

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.

Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР".

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

1.2 Сущность деятельности классного руководителя и т.д

Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:

1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;

2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;

3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;

4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;

5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;

6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.

Организация и воспитание классного ученического коллектива– это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

На классного руководителя в начальной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………………………..…3
1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….
1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5
1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5
1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8
1.3 Функции классного руководителя…………………………………………….....8
1.4 Организация воспитательной работы в классе……............................................11
1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15
1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18
2.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………………...…..50
Список использованных источников…………...………………………………………...….52



Статьи по теме: