Евгений Евгеньевич Климов и его Заметки (предисловие и примечания Бориса Равдина). Избранные психологические труды

Мозаичная икона Святой Троицы Т. Вересова

Не так давно в Риге при посредничестве Фонда русской прессы Латвии и газеты «СМ-сегодня» вышла книга видного художника русского зарубежья Евгения Климова «Встречи». Предваряет воспоминания стихотворение Владимира Мирского «О мозаике Е. Е. Климова «Троица», отчасти раскрывающее секрет утраченного некогда произведения искусства.

И снова Псков. Я в Троицкий собор
По лестнице крутой вхожу устало;
Иконостас, бодрящий душу хор,
И вдруг усталости моей не стало.

В соборе сонм мерцающих свечей,
И свет лампад над ракой Тимофея,
И вновь среди молящихся людей
Стою я, перед Троицей немея.

На ликах ангелов небесный свет.
Ни жемчуга, ни золота убранства.
В чем истина? И я ищу ответ
И забываю время и пространство.

Животворя рублевские черты,
Художник нам запечатлел их нежность;
Слетели ангелы с небесной высоты
И принесли нам святости безбрежность.

И снова, как полтыщи лет назад,
Сквозь кровь и смерть, и путы злодеянья
Три ангела с надеждою в глазах
Россию призывают к покаянью...

Евгений Климов родился в мае 1901 года в Митаве (Елгава) - тогда она входила еще в состав России. Его семья жила в Варшаве и Петербурге, так что детство и юность Жени прошли в этих прекрасных городах. Вернувшись в Ригу, Климовы оказались... за рубежом, в столице независимой Латвийской Республики. Здесь и закончил будущий художник в 1929 году Академию. А Псков он посетит впервые уже будучи студентом. Город поразит его своей стариной, обилием церквей, звонниц, крепостных стен и башен: «...Над всем городом, вернее, над кремлем, который... зовут Кромом, как бы парит высокий Троицкий собор, видный с далекого расстояния. Нас разместили на экскурсионной базе в Мирожском монастыре, за рекой Великой. Приземистый собор Мирожского монастыря сохранил фрески XII века, сильно подновленные в последующее время. Особенно запомнилась фреска «Положение во гроб» со скорбными ликами Богоматери и окружающих жен.

Говорили потом, во время войны, что немцы удивлялись, видя в Пскове огромное количество церквей при отсутствии в городе водопровода. Но еще больше поражало их то, что фрески Мирожского монастыря были исполнены в 1156 году, за 50 лет до основания Берлина. Это уже никак не вмещалось в сознание «культуртрегеров»… Многие церкви служили, к сожалению, складами зерна, сена, соломы, керосина и какой-то рухляди. Виднелись совсем заброшенные церкви, в которые нельзя было войти, они служили уборными. Больно было это видеть… Тогда продолжалась еще эпоха нэпа, и на базаре на берегу реки Псковы, под стенами Крома, стояли ларьки, и шла торговля...».

Во время неоднократных посещений Старого Изборска Евгений Климов подружился с историком и краеведом Александром Ивановичем Макаровским. бывшим тогда директором русской школы (Старый Изборск тогда был эстонским). От Макаровского Климов, конечно, много слышал не только о полюбившемся ему Изборске. Дело в том, что Макаровский родился в Пскове в 1888 году. Его отцом был диакон Троицкого собора. Макаровский окончил Псковскую духовную семинарию, а после окончания Петербургской духовной академии четыре года преподавал в семинарии своего родного города, затем почти 30 лет возглавлял русскую школу в Старом Изборске. Написанные им учебники по русской истории знали и во всех русских школах Эстонии. Климов вспоминает, что у Макаровского было небольшое собрание археологических находок, извлеченных им и его учениками из стен крепости или Словенского поля и Труворова городища. В 1949 году Макаровский начал, читать курс истории русской церкви и общей церковной истории в Ленинградской духовной академии. Умер Александр Иванович 3 мая 1958 года в Ленинграде, но похоронить себя завещал в Старом Изборске. А Евгений Евгеньевич Климов в последний раз приезжал в Изборск из Риги в 1943 году.


Идя теперь к величественному Троицкому собору через ворота кремлевской стены, я увидел над ними глубокую нишу и спросил, как называются это ворота. Мне сказали: «Троицкие». Подумалось, что хорошо бы поместить в пустую нишу икону Троицы. Но какую икону можно поместить прямо на наружной стене? Только мозаичную. Надо было измерить нишу (размер ее оказался довольно значительным: 1,8 на 1,2 метра), чтобы в ней можно было поместить мозаику. Вернувшись в Ригу, я начал работать над эскизом, пользуясь как образом рублевской иконой «Троица». Когда эскиз в натуральную величину был закончен, я снова приехал в Псков, чтобы на месте проверить, все ли правильно. Кое-что пришлось ослабить, кое-что усилить.

Летом 1942 года я послал эскиз на мозаичную фабрику «Виллеруа и Бox» в городе Меттлах. Фабрика славилась производством фарфоровой мозаики. Стоимость заказа оказалась не слишком велика, я был в состоянии все оплатить. Проходит год, два. Весной 1944 года получаю письмо из Меттлаха, в котором мне сообщают, что на мой адрес отправлен груз, - и в начале лета в Ригу прибыл большой ящик с мозаикой, весом полторы тонны. Как ни удивительно, несмотря на трудное военное время, фабрика вовремя исполняла заказы. Псков же тем временем был освобожден советскими войсками. Что мне делать, куда девать мозаику? Я обратился к священнику Ивановской церкви в Риге с просьбой поместить ее в церкви и, получив согласие, доставил мозаику в храм. Шло лето 1944 года, и с тех поря ничего не знал о судьбе своей мозаики.

Уже много лет я живу в Канаде… И вот зимой 1986 года получаю от моей бывшей ученицы письмо, в котором она пишет, что была в Пскове и в Троицком соборе увидела эту мозаику! Из рассказа старосты собора выяснилось, что мозаика была привезена из Риги, но помещена в самом соборе, а не в нише над воротами, ибо этих ворот уже нет, стена снесена, так как построена в XIX веке, а восстанавливают древний Псков XVI века. Ее освятил Митрополит Иоанн (Разумов), около нее стоит подсвечник, люди ставят свечи. Я получил от старосты собора письмо, в котором он благодарит меня и пишет, что «может теперь объяснять спрашивающим у него, откуда эта мозаика».

Так через 43 года я с радостью узнал, что работа моя не пропала, а нашла, может быть, даже лучшее, более заметное место, чем предполагалось первоначально».


Каким же чудом «Троица» Евгения Климова оказалась в его любимом Троицком соборе? Оказывается, во время войны между русскими Риги и Пскова существовала тесная связь. В Пскове в 1941 году рижским православным духовенством была организована Православная миссия, которая предоставляла возможность некоторым русским уезжать из Латвии (мужчины, таким образом, избегали призыва); миссия имела в Пскове иконописную мастерскую, собирала среди прихожан средства и продукты питания для русских больных и инвалидов. Скорее всего, через эту миссию и была доставлена мозаичная икона в Псков. К сожалению, двухлетний фронтовой путь се из Меттлаха в Ригу пока неизвестен...

По признанию самого художника, на всю жизнь полюбил он и Печорский край. Цикл литографий составленных в альбом и изданных в Риге, - «По Печёрскому краю» - принесет Климову заслуженную известность. Видные деятели русского зарубежья - художник А. Бенуа, философ И. Ильин, писатель И. Шмелев - признают, что альбомы «представляют крупный интерес, как в историческом, так и в художественном смысле». Создавал Климов и живописные пейзажи, жанровые сцены народного быта Печорского края. Известен Евгений Евгеньевич Климов и как иконописец и реставратор икон. Этим он будет заниматься до глубокой старости. Эти его работы находятся сейчас и в частных коллекциях, и во многих православных храмах Риги, Праги, Монреаля, Оттавы, Лос-Анджелеса. Осенью 1975 года при православном соборе Петра и Павла в Монреале была устроена выставка религиозного творчества Климова. Здесь рядом с большими иконами - образы России: «Звонница Псково-Печерского монастыря», «В монастырской церкви», «Никольская церковь Псково-Печерского монастыря зимой»...

В 1971 году его имя попало в справочник «Канадские художники», где отмечался значительный вклад Климова в искусство этой страны. Список созданного им весьма внушителен: росписи и иконы во многих храмах двух континентов, тридцать эскизов мозаик, отреставрированные произведения древнерусского искусства, семьдесят живописных полотен, множество этюдов... Двадцать альбомов литографий и цинкографий с видами Изборска. Печор, Пскова, Риги, Вильны, Праги, Парижа, Цюриха. Берна и многих других городов, где приходилось бывать художнику. Триста, портретов, выполненных в различной технике,- целая галерея русских эмигрантов нескольких поколений.

Евгений Евгеньевич хотел, чтобы его знали на Родине, и передал свои работы в дар Пскову, Петербургу (Русский музей), Москве (Музей изобразительных искусств имени Пушкина), Риге. Евгений Климов - автор более 300 публикаций о русском искусстве в зарубежной периодике, а также книг «Русские художники» и «Русские женщины по изображениям русских художников».

Погиб Евгений Евгеньевич Климов 29 декабря 1990 года в автомобильной катастрофе по дороге из Монреаля в Покипси (США), куда отправлялся с сыном встретить в кругу близких русское Рождество. Похоронен в Православной части Оттавского кладбища.

8 мая 1901 (Митава, ныне Елгава, Латвия) – 29 декабря 1990 (близ Монреаля). Живописец, график, иконописец, искусствовед, педагог.

Из семьи с культурными традициями. Мать учительница, отец юрист; дед и прадед – архитекторы Александр (1841–1887) и Иван Иванович (1811–1883) Климовы. Детство провел в Прибалтике, с осени 1913 учился в реальном училище в Варшаве. В начале Первой мировой войны переехал с семьей в Петроград, в 1917 – в Новочеркасск, где окончил реальное училище.

В 1921 уехал в Латвию и поступил в Рижскую АХ. Занимался живописью и графикой у проф. Я. Р. Тилберга и В. Е. Пурвита, изучал историю искусств под руководством Б. Р. Виппера. В 1927 совершил поездку по Печорскому краю, побывал в Изборске и Пскове, познакомился с древней русской архитектурой и фресками. В 1929 окончил АХ с дипломом художника-живописца и искусствоведа. В том же году побывал в Париже, изучал живопись в музеях, исполнил серию парижских этюдов, публиковался в парижском журнале «Revue archeologique». В 1930–1944 преподавал рисование и историю искусства в Рижском университете и русской Ломоносовской гимназии. Состоял секретарем Общества художественного просвещения «Акрополис». Сотрудничал в газете «Сегодня».

Писал маслом пейзажи и сцены народного быта. Выпустил альбомы литографий: «Десять городских пейзажей» (1928), «Городские пейзажи» (1936) и «По Печорскому краю» (с предисл. проф. А. И. Макаровского, 1937). Исполнил эскиз наддверной мозаики для часовни Иоанна Крестителя на Покровском кладбище, возведенной в память зверски убитого в 1934 архиепископа Иоанна (Поммера). Написал фреску «Святая Троица» для Иоанновской церкви в Риге (совм. с Ю. Г. Рыковским и Н. Н. Андабурским).

Участвовал в Выставке русского искусства в Копенгагене (1929). В 1937 вместе с Э. Э. Преном провел выставку в Риге, выставлял свои работы в галерее P. Loujetzky в Гааге (1938, вместе с вел. кн. Ольгой Александровной; 1939 и 1940).

В 1940 был назначен заведующим русским отделом в Музее изобразительных искусств в Риге, затем стал заместителем директора музея, но с приходом нацистов был отстранен от должности. В 1942, посетив оккупированный Псков, исполнил эскиз мозаичной иконы Святой Троицы для Свято-Троицкого собора (была установлена после войны стараниями прихожан). Создал эскизы для мозаик, посвященных Троицкому собору: «Троицкий собор в солнечном свете», «Троицкий собор в военные годы», «Троицкий собор при закатном небе». Выпустил альбомы литографий «Рига» (1942), «По Прибалтике» (1942), «Псков» (1943). Провел персональную выставку в галерее Кооператива изобразительных искусств (23 января – 5 февраля 1944), участвовал в 1-й и 2-й Общих художественных выставках (1942, 1943) и Выставке картин русских художников (1944).

В 1944 в качестве реставратора икон по приглашению Археологического института им. Н. П. Кондакова выехал в Прагу. Осуществил расчистку образа Спаса (XIV–XV вв.) из коллекции Солдатенковых и исполнил мозаику в храме Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. Весной 1945 переехал с семьей в Германию, жил в лагерях для перемещенных лиц в Баварии. Писал портреты и пейзажи, выпустил альбом литографий «Kitzingen» (1948).

С 1949 жил в Канаде (Квебек, Монреаль, Торонто). Работал как живописец, график, иконописец, лектор и педагог. Выпустил еще несколько альбомов литографий: «Квебек» (1951), «То, что уходит» (1953), «Торонто» (1954), «По полуострову Гаспе» (1955) и др. Создал цикл портретов деятелей русской эмиграции трех поколений (поэты И. В. Елагин, И. Чиннов и Ю. Иваск, историки Н. И. Ульянов и А. И. Макаровский, художник Н. В. Зарецкий, философ И. А. Ильин, географ П. Н. Савицкий, писатель Р. Б. Гуль и др.). Участник Выставки русских художников в Торонто (1953). Провел в Канаде около десяти персональных выставок и выставку религиозного творчества (при православном соборе свв. Петра и Павла в Монреале, 1975).

В 1955–1960 преподавал русский язык в офицерской школе в Квебеке, затем двадцать лет читал лекции по истории русского искусства и литературы в канадских колледжах и университетах. Писал статьи о русском искусстве. Был постоянным сотрудником газеты «Новое русское слово», публиковал материалы в «Новом журнале», «Записках Русской академической группы в США», устраивал художественные выставки и научные конференции, посвященные русскому искусству. Состоял в переписке с А. Н. Бенуа, З. Е. Серебряковой, М. В. Добужинским и другими художниками. Подготовил к публикации книгу воспоминаний М. В. Добужинского (Нью-Йорк, 1976).

В 1989 передал Фонду культуры СССР коллекцию работ А. Н. Бенуа и свои произведения, в том числе портреты писателей И. С. Шмелева и Б. Л. Пастернака. Ныне его работы хранятся в собраниях Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1989–1990 выставки состоялись в Москве, Пскове и Риге. Образцы иконной живописи находятся в многочисленных частных коллекциях, а также в храмах Лос-Анджелеса, Монреаля, Оттавы, Торонто, Риги и Праги.

Погиб в результате автокатастрофы. Похоронен в православной части кладбища Оттавы.

В 2006 в Риге был издан альбом избранных работ художника, подготовленный его сыном Алексеем Климовым – литературоведом и переводчиком (род. в 1939).

Библиография:

Солодовников А. Русская жизнь в Монреале // Русская мысль (Париж). 1967. 21 февр. (№ 2385). С. 4; 1968. 14 марта (№ 2678). С. 8.

Андреев Н. Рисунки и литографии Е. Е. Климова // Русская мысль (Париж). 1974. 13 июня (№ 3003). С. 8.

Он же. Утверждение русской живописи: (О книге Е. Е. Климова «Русские художники») // Русская мысль (Париж). 1974. 29 авг. (№ 3014). С. 9.

Полчанинов Р. Художник Е. Е. Климов – к его 75-летию // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1977. 2 янв.

Андреев Н. Восьмидесятилетие художника Е. Е. Климова // Русская мысль (Париж). 1981. 12 ноября (№ 3386). С. 10.

Тименчик Р. К нашим иллюстрациям // Даугава. 1989. № 5. С. 125-126.

Андронова Т. Картины из Канады // Наше наследие. 1990. № 1. С. 159.

Полчанинов Р. Е. Е. Климов (1901–1990) // Записки Русской академической группы в США. 1990. Т. 23. С. 253-255.

Сергеев В. «Три любви» художника Климова // Златоуст (Москва). 1992. № 1. С. 171-186.

Равдин В. На подмостках войны: Русская жизнь в Латвии времен нацистской оккупации (1941–1944). Стэнфорд, 2005.

Климов Е. Е. Избранные работы / Сост. А. Е. Климов. Рига, 2006.

Демидова О. Р. Евгений Климов – забытый художник русской эмиграции // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. СПб., 2008. С. 105-112.

Полчанинов Р. Е.Е. Климов. К 25 летию со дня кончины // Русская жизнь (Сан-Франциско). 2016. 20 февраля. С. 2, 4.

Малнач А. Евгений Климов // Русские Латвии. URL: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/yevgeny-klimov.html?source=person (дата обращения: 01.01.2016).

Macdonald C. S. A Dictionary of Canadian Artists. Ottawa. 1971. Vol. 3. P. 222.

Eugene Klimoff: Reproductions of Drawings and Litographs, Painted in Canada. 1974.

Сочинения:

Русские художники: Сб. статей. Нью-Йорк: Путь жизни, 1974.

Встречи в Петербурге, Риге, русском зарубежье: Из воспоминаний художника / Вступ. ст. С. А. Журавлева. Рига, 1994.

Климов Евгений Александрович - психолог и профессор СССР, который родился 11 июня 1930 года в Кировской области в селе Вятские Поляны. Он написал более 300 монографий, множество научных статей и учебных пособий.

Однако этот предмет может быть интересным, если правильно подходить к его изучению. Для этого необходимо каждому преподавателю стать на время занятий психологом и просто беседовать с учащимися, приводить примеры из жизни. Тогда студентам предмет станет более доступным для понимания.

Евгений Климов призывает учителей обучать учащихся в спокойной и дружеской обстановке. Тогда студенты становятся более открытыми к диалогу и их можно научить любому предмету, а не только психологии.

Награды Климова

У профессора самая первая медаль появилась в 1957 году. Называется она «За освоение целинных земель». Климова наградили этой медалью за участие и хорошую работу в советских организациях.

Так как Евгений Климов - отличившийся работник учебных заведений, который обеспечил дальнейшее развитие образования, он получил нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» в 1979 году.

Как описано выше, Климов начал трудиться ещё с 14 лет. Всегда работу выполнял добросовестно, жертвовал своим временем и сном, чтобы добиться успехов. Именно за это получил медаль «Ветеран труда».

Профессор основательно развивал техническое образование. Он помогал студентам осваивать азы психологии и не только. За это и получил в 1988 году почётный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования».

Климов был заслуженным преподавателем и за это получил в 1998 году Ломоносовскую премию за педагогическую деятельность и награждён орденом «За заслуги в психологии».

За хорошую профессору была вручена Ещё получали награды и несколько учебных пособий, так как они действительно стали лучшими книгами по педагогике.

Заключение

Евгений Климов - ведущий психолог. Он стал знаменитым практически в каждом университете, где преподают такие предметы, как Многим понятия о жизни и труде помог освоить именно Климов.

Профессор стал для студентов находкой. Ведь благодаря ему учащиеся легко стали осваивать такие непростые предметы. Если внимательно прочитать любую статью или книгу, что написана Климовым, можно решить практически любую психологическую задачу.

Молодёжь, которая решила посвятить себя психологии, должна научиться у профессионалов обращать внимание на каждую, казалось бы, незначительную перемену в жизни личности. Ведь даже мимика или жест может многое рассказать о человеке.

Евгений Евгеньевич Климов (8 мая 1901 года, Митава, Курляндская губерния, Российская империя - 29 декабря 1990 года, по дороге из Монреаля (Канада) в Покипси (США) - русский латвийский живописец, график, мастер изобразительного искусства, иконописец. Автор многих значимых произведений иконной живописи.

Детство

Родился в 1901 году в Митаве. Его родители принадлежали к сословию городской интеллигенции - его мать была учительницей, а отец юристом. Родители отца, а также дед (по отцу) трудились на архитектурном поприще, что вылилось в своеобразную семейную традицию. Ранние годы жизни провёл в Варшаве, его семья короткие промежутки времени проживала также в различных прибалтийских и литовских городах. В Санкт-Петербурге Климов обучался в городской гимназии, там сформировался его художественный вккус, чему способствовало расположение по соседству Русского художественного музея. Оканчивать гимназию Климову пришлось в Новочеркасске. Особенную страсть при посещении Русского музея у Климова-подростка вызывали полотна Репина, Билибина и Васнецова.

Юность

Обучался в Рижской академии художеств, которая тогда располагалась в здании будущего Министерства транспорта (в современной ЛР) на Гоголевской улице. Учится в отделении фигурной живописи, его преподавателями являются известный выпускник Петербургской Академии художеств, ветеран визуального мастерства профессор Тилбергс и Борис Робертович Випперт. В период обучения в начале 1928 года вместе с друзьями и коллегами совершил путешествие в ряд российских городов, история которых ведёт свой отсчёт с периода Древней Руси. Одним из важнейших пунктов остановки группы художников стал Псков, оказавший на молодого художника продолжительное впечатление. Именно Псков будет играть роль культурно-исторического ориентира для художника Климова в дальнейшем, а мотивы православного псковского духа будут доминировать в его изобразительном творчестве, символизируя душевное стремление Климова к миру русской культурной традиции.

В 1929 году Климов - выпускник Рижской АХ. Устраивается преподавателем живописи и графики в Ломоносовскую гимназию, директором которой являлся известный радетель русского образования в межвоенной Латвии Адриан Петрович Моссаковский. Дипломная работа Климова тесно связана с одним из самых живописных районов Риги (несмотря на его печально известную запущенность в наши дни) - Московским форштадтом. Не могут не привлечь внимание его колоритные виды на улицу Тургенева и улицу Элияс. Характерной особенностью этого района, которую подметил Климов, была оригинальная изящная деревянная архитектура частных домов рижского русского купечества и представителей староверской общины. Преподавательской деятельностью в Риге Климов занимается с 1933 по 1944 год, в том числе на высоком счету художник числится в Латвийском Университете. С 1933 (до 1940) года занимает пост исполнительного секретаря рижского общества художественного просвещения «Акрополис».

Тридцатые годы

Начало 30-х годов связывается с углублёнными духовными исканиями Климова-художника, который всё более тяготеет к животрепещущей сакральной тематике. Православная иконографическая культура служит краеугольным камнем художественного мировоззрения живописца. Тогда он пишет Успенский Псково-Печерский монастырь. Вместе с тем Климов много времени уделяет путешествиям в староверскую глубинку, сохранившую патриархальный уклад во всём, что особенно привлекает художника. После этого все свои рисунки и гравюры он собирает в отдельный альбом.

Авторство иконы Иоанна Крестителя

После того, как осенью 1934 года произошло жестокое убийство Иоанна (Поммера), было принято решение воздвигнуть часовню Иоанна Крестителя на рижском Покровском кладбище, в которой были захоронены нетленные мощи архиепископа Иоанна. 11 октября 1936 года состоялось торжественное освящение места погребения архипастыря латвийских православных (автор часовни - синоидальный архитектор ЛПЦ Владимир Шервинский). В наддверной нише была размещена мозаичная икона святого Иоанна Предтечи, автором которой был Евгений Климов (саму икону в мозаичной технике выполняли на специальной венецианской мозаичной мастерской).

8.05.1901 (Митава, ныне Елгава, Латвия) - 29.12.1990 (близ Монреаля). Живописец, график, иконописец и искусствовед. Из семьи со старыми культурными традициями: правнук академика архитектуры Ивана Ивановича Климова (1811-1883), внук архитектора Александра Ивановича Климова (1841-1887). Детство провел в Прибалтике, с осени 1913 учился в реальном училище в Варшаве. В начале I мировой войны переехал с семьей в Петроград, в 1917 - в Новочеркасск, где окончил реальное училище. В 1921 уехал в Ригу и поступил в АХ. Занимался живописью и графикой у проф. Я. Р. Тилберга и В. Е. Пурвита, изучал историю искусств под руководством Б. Р. Виппера. В 1927 совершил поездку по Печорскому краю, побывал в Изборске и Пскове, познакомился с древней русской архитектурой и фресками. В 1929 окончил АХ с дипломом художника-живописца и искусствоведа. Участвовал в Выставке русского искусства в Копенгагене (1929). В 1930-44 преподавал рисование и историю искусства в Рижском университете и русской Ломоносовской гимназии. Занимался графикой, выпустил альбомы литографий: «Десять городских пейзажей » (1928), «Городские пейзажи» (1936) и «По Печорскому краю» (с предисл. проф. А. И. Макаровского, 1937). Писал маслом пейзажи и сцены народного быта. Под влиянием поездки в Псков начал писать иконы и фрески, реставрировать иконы, изучать технику мозаики. Исполнил фрески для Иоанновского собора (совм. с Ю. Г. Рыковским и Я. Н. Андабурским) и для часовни на Покровском кладбище. Сотрудничал в газете «Сегодня». В 1933-40 состоял секретарем художественного объединения «Акрополис». В 1937 вместе с Э. Д. Преном провел выставку в Риге, в 1938 вместе с вел. кн. Ольгой Александровной - выставку в галерее P. Loujetzky в Гааге. В 1940 был назначен заведующим русским отделом в Музее изобразительных искусств в Риге, затем стал заместителем директора музея, но с приходом нацистов был отстранен от должности. В 1942, посетив оккупированный Псков, исполнил эскиз мозаичной иконы Святой Троицы для Свято-Троицкого собора (была установлена после войны стараниями прихожан). Выпустил альбомы литографий «Рига» (1942), «По Прибалтике» (1942), «Псков» (1943). В 1944 в качестве реставратора икон по приглашению Археологического института им. Н. П. Кондакова выехал в Прагу. Осуществил расчистку образа Спаса (XIV-XV вв.) из коллекции Солдатенковых и исполнил мозаику в храме Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. Весной 1945 переехал с семьей в Германию, жил в лагерях для перемещенных лиц в Баварии. Писал портреты и пейзажи, выпустил альбом литографий «Kitzingen» (1948). С 1949 жил в Канаде (Квебек, Монреаль, Торонто). Работал как живописец, график, иконописец, лектор и педагог. Выпустил еще несколько альбомов литографий: «Квебек» (1951), «То, что уходит» (1953), «Торонто» (1954), «По полуострову Гаспе» (1955) и др. Создал цикл портретов деятелей русской эмиграции трех поколений (поэты И. В. Елагин, И. Чиннов и Ю. Иваск, историки Н. И. Ульянов и А. И. Макаровский, художник Н. В. Зарецкий, философ И. А. Ильин, географ П. Н. Савицкий, писатель Р. Б. Гуль и др.). Провел в Канаде около десяти персональных выставок и выставку религиозного творчества (при православном соборе свв. Петра и Павла в Монреале, 1975). В 1955-60 преподавал русский язык в офицерской школе в Квебеке, затем двадцать лет читал лекции по истории русского искусства и литературы в канадских колледжах и университетах. Писал статьи о русском искусстве. Был постоянным сотрудником газеты «Новое русское слово», публиковал материалы в «Новом журнале », «Записках Русской академической группы в США», устраивал художественные выставки и научные конференции, посвященные русскому искусству. Состоял в переписке с А. Н. Бенуа, 3. Е. Серебряковой, М. В. Добуусинеким и другими художниками. Подготовил к публикации книгу воспоминаний М. В. Добужинского (НьюЙорк, 1976). В 1989 передал Фонду культуры СССР коллекцию работ А. Н. Бенуа и свои произведения, в том числе портреты писателей И. С. Шмелева и Б. JI. Пастернака. В 1989-90 выставки состоялись в Москве, Пскове и Риге. Погиб в автокатастрофе; похоронен в православной части кладбища Оттавы.



Статьи по теме: