Эти африканки поражают своей внешностью. Удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

На фотографиях Джимми Нельсона не ослепительные звезды на красных ковровых дорожках, не модели на высоченных каблуках и не прокачанные парни на мотоциклах. В его объективе - люди в перьях, шкурах и даже боевом раскрасе. Они - представители исчезающих племен всего мира - от Чукотки до Папуа - Новой Гвинеи. Их самобытность и традиции - важное наследие, а диковинный первобытный вид - лучше любых декораций.

сайт представляет уникальный фотопроект британского фотографа и путешественника Джимми Нельсона «Прежде, чем они исчезнут» о древних и малоизученных сообществах, выживающих в отдаленных регионах Земли.

Горока (Папуа - Новая Гвинея)

Горока - столица провинции Истерн-Хайлендс. Коренные жители из-за близости цивилизации особенно сплочены и по-прежнему верят в духов и чтят чудеса природы.

Главное оружие - это не только луки, но и боевая раскраска и украшения. Местные воины знают толк в том, как произвести впечатление на противника и устрашить его.


Хули (Папуа - Новая Гвинея)

Крупное племя хули живет охотой, которой занимаются в основном мужчины, а вот в фермерском хозяйстве преуспели женщины. Путешественники дивятся их садам и огородам.

Хули раскрашивают свои лица в желтый, красный и белый цвета, чтобы устрашить противников во время племенных войн, которые тут не редкость.

Особенная традиция племени - создание париков из собственных волос. Выглядят эти парики как шляпы с плюмажем, затейливо украшенные перьями райских птиц и попугаев.

Калам (Папуа - Новая Гвинея)

Люди живут в традиционных деревнях. Цивилизация не добралась еще до них, поэтому основное занятие мужчин - охота, собирательство и сельское хозяйство - на совести женщин.

Мальчики племени калам с нетерпением ждут взросления - во время инициации им прокалывают нос, и они могут украшать, наконец, свои лица.

Мужчины трепетно относятся к своему внешнему виду - покрывают тела орнаментом, ожерельями из клювов птицы-носорога, полевыми цветами и перьями.

Асаро (Папуа - Новая Гвинея)

Асаро (в оригинале Асаро мудмен - «люди с реки Асаро, покрытые грязью») считается племенем таинственным и загадочным, но известны они в первую очередь тем, что обмазывают свое тело белой глиной и носят специфические глиняные маски.

Маски же соответствуют папуасскому представлению о духах: короткие или длинные уши, бивни, рога и рты, расположенные не как у нормальных людей.

Маори (Новая Зеландия)

Главными аспектами традиционной культуры маори являются искусство, танцы, легенды, общение и татуировки. Например, высокий социальный статус всегда находил отражение в виде рисунков на теле, а соплеменники без татуировок считались людьми никчемными.

Военный танец хака - одна из самых известных традиций маори. Эти странные для европейцев танцы сопровождаются песней и ударами рука об руку, топаньем и шлепаньем ладоней по бедрам.

Чукчи (Россия)

Чукчи живут за счет разведения северных оленей и охоты, женщины ведут быт и занимаются шитьем и вышивкой.

Находят местные жители время и на искусство - в почете резьба на кости и бивнях моржей.

Особенно высоко ценятся в этих суровых краях гостеприимство и щедрость, поэтому чукчи всегда готовы предложить ужин и кров путнику.

-
На севере страны, вблизи границы с Анголой, живет поразительное племя химба.
В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из “постороннего” мира.
Привлекает гостей одно: удивительная красота и особая, странная грациозность, женщин Химба.

Химба на самом деле ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды.

Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть – тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды.

Одежда им не нужна – разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой – кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, – они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства.

Есть только два предмета, которые стали для них предметом первой необходимости. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода "помпоны", увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.
И во-вторых, - разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных.

У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно.
Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра".
Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых.
Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная.
И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом.
Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз.
После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается.

Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: Спид. В Намибии Спидом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься – живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100.
Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают.

Главное отличие химба от других народов Намибии в том, что они все еще сохраняют весь груз своих традиций и верований. Христианство никак не повлияло на быт этого народа. Быт химба, их обычаи почти не изменились. На сегодняшний день их насчитывается не больше 10 тысяч.

Женщины Химба носят только набедренную повязку. Помимо покрывающей тело краски на женщинах химбу столько всего навешано, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. Все это они делают своими собственными руками.

У всех химба старше десяти-двенадцати лет отсутствуют четыре нижних зуба. Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое число детей. При достижении определенного возраста они проходят через довольно жестокий обряд инициации. Процедура эта весьма болезненна. Здоровых зубов человека лишают нехитрыми предметами - обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивают каждый зуб по отдельности, а раны потом прижигают раскаленным железом. Хочешь быть взрослым, тогда терпи.

Мальчика от девочки можно отличить по прическе. Девочки носят две свисающие на глаза косички. Мальчики - одну, сзади, или вовсе обходятся без нее. Девушка, достигшая 14 лет, считается невестой. В знак этого ей заплетают множество косичек, так, чтобы они почти полностью закрывали лицо. У замужних женщин прическа такая же, но лицо открыто. Волосы поддерживает замысловатый убор, сделанный из кожи.

У химба заведен такой порядок - если муж убивает жену, случается такое в семейной жизни, то он выплачивает компенсацию семье жены в размере 45 коров. Если жена убивает мужа, такое тоже бывает, то семье мужа ничего не перепадает. Власти виновных в происшествиях не наказывают, в тюрьму не сажают. Считают, что это внутреннее дело химба, и не вмешиваются.

Свадьбы у химба случаются не часто. За невесту нужно заплатить большой выкуп, и не каждый мужчина в состоянии это сделать.

У химба до сих пор жив обычай: во-время праздников меняться женами.
Такая свобода нравов беспокоит правительство.
После достижения независимости, власти Намибии развернули наступление на обычаи химба. Чиновники призывают народ отказаться от древних традиций из-за угрозы Спида. Химба же считают, что предки отличались завидным здоровьем, потому что свято соблюдали традиции. И отказываться от традиций негоже, хотя у каждого времени свои веления.

Время прочтения:

В рамках проекта «Рожденные дикими» фотограф Алегра Элли провела четыре года в отдаленных уголках планеты среди племен, сохраняющих традиционный уклад, несмотря на влияние внешнего мира. Эта фотоподборка посвящена женщинам племени химба, проживающего в северной части Намибии. По словам фотографа, роль женщины здесь чрезвычайно высока. В то время как мужчины работают, уходя даже в города, их сестры, жены и матери растят детей и занимаются хозяйством.

Малышка химба играет с одной из своих косичек. По традиции она будет укладывать волосы в две косы так, чтобы те росли на лицо. Когда девочка достигнет половой зрелости, она отбросит свои волосы назад, заплетет их в несколько жгутов и украсит смесью молочного жира и охры

Традиционная прическа девушек племени

Козы играют большую роль в жизни этого народа: обеспечивают его мясом и молоком, а шкуры животных используются для создания одежды и украшений

Отдых около традиционной грязевой лачуги после доения коз и сбора воды

Юбки из шкуры козы здесь очень популярны. Их носят и маленькие девочки, и взрослые женщины

Женщины племени собрались в лачуге для участия в церемонии посвящения девочки в девушку в начале ее менструального цикла. Во время обряда они жгут разные корни и травы, чтобы получить ароматный дым, которым пропитывают свое тело, как мы - духами

Местные женщины регулярно втирают в кожу смесь из молочного жира и охры. Ее используют и для создания прически. В этом засушливом месте, где воды всегда не хватает, женщины редко моют голову, и такая маска служит для защиты кожи головы, не дает распространяться неприятным запахам и улучшает внешний вид

Частью инициации девушек народа химба является кожаная корона, которая устанавливается на голове представительницы прекрасного пола как символ того, что она достигла брачного возраста

Кожаная корона на голове девушки, прошедшей инициацию

Девушка позирует на притоке реки Кунене, которая образует границу между Анголой и Намибией

Браслеты украшают ноги девушек и защищают от укусов ядовитых насекомых. Когда у девушки умирает мать, браслет с левой ноги снимается на целый год в знак траура

Пока мужчины пасут скот или ищут работу в городе, женщины остаются в клане матери. Замужние - живут в клане своего мужа

Женщина народа химба в свадебном головном уборе. По традиции этот народ полигамен, поэтому замужние женщины часто делят кров с другими женами своего мужа и их семьи постоянно увеличиваются

Молодые мамы смотрят через реку Кунене, на их спинах дети в традиционных переносках. Для мальчиков и для девочек переноски разные. Если у женщины есть только мальчики, а она хочет девочку, то она будет носить на себе переноску для девочки. Считается, что так предки услышат желание ее сердца и пошлют ей ребенка желанного пола

Пустыня Намиб находится на юге Африки. Она тянется вдоль Атлантического побережья. Северная граница проходит вдоль одной из редких в Намибии полноводных рек Кунэнэ. В этой части Намибии, точнее, в труднодоступных районах плато Каоколенд, и живет племя химба, насчитывающее примерно десять тысяч человек.


По историческим меркам племя химба еще совсем юное: ему нет и пятисот лет. Но на его долю выпало немало испытаний. Особенно в XIX веке, когда оно подверглось преследованиям воинственных племен, которые отбирали скот и убивали людей. Спасаясь, химба бежали в Анголу, прося у местных племен защиты и хлеба. За это их и прозвали химба, что в переводе с языка гереро означает «попрошайки».

Вообще же химба - племя во многих отношениях уникальное. Однако главное его отличие от других народов Намибии состоит в том, что химба по-прежнему сохраняет почти все традиции и верования своих предков. Особенно это касается женщин. И даже принятие христианства не оказало влияния на обычаи этого народа.

Не будет преувеличением, если сказать, что в засушливой Намибии живут люди, над которыми время потеряло свою власть. Они не ведут отсчет годам, не интересуются своим возрастом, столетиями придерживаются одних и тех же традиций, занимаются натуральным хозяйством.

Также, как и раньше, женщины племени носят лишь набедренные повязки и покрывают свое тело краской цвета темной охры. Получают они ее из особого камня, который добывают на горе, рядом с которой тянется единственная дорога в страну химба.

Поселение, где проживает вся семья химба, называется крааль. Он представляет собой круглую площадку, в центре которой находится огороженный забором скотный двор, где содержат коров и коз. Вокруг располагаются хижины семьи, предназначенные для детей, жен, а также родителей.

Само же жилище химба в основании имеет форму круга или квадрата. Его стены и крыша сделаны из жердей. При этом стены оштукатурены глиной, а крыша покрыта соломой и сухим тростником. Возводят эти постройки в основном женщины. Да и другие виды работ в краале возлагаются на их плечи и руки. Они взбивают в сосудах, изготовленных из высушенной тыквы, масло, обрабатывают шкуры диких и домашних животных, шьют из них одежду.

Химба - племя скотоводов: коровы - их главное достояние. Они, к тому же, являются для химба священными животными. Поэтому они убивают их редко. Когда же обстоятельства вынуждают это сделать, химба коров душат, поскольку вера не позволяет им проливать кровь ни человека, ни животного. При этом часть мяса они относят на могилы предков.

Вообще же к предкам в племени относятся с особым почтением. Об этом говорит и тот факт, что главным обрядом химба является церемония почитания предков. Во время этого обряда, который проводится один раз в год, люди племени покидают деревни и устремляются туда, где похоронены их родственники. С собой они также гонят коров, чтобы продемонстрировать свое богатство. Затем химба возвращаются в деревню, и приносят одну из коров в жертву.

Сами же могилы покойников завалены камнями. А на деревьях рядом с ними висят черепа коров. При этом чем более высокое положение занимал покойник в обществе, тем большее количество черепов находится на дереве.

Главной фигурой племени является вождь. Он - непременный участник всех ритуалов и обрядов. Например, вождь общается с душами предков, сидя у священного костра, который символизирует связь между живыми людьми и предками. Именно вождь и следит за поддержанием огня в костре: он разжигает его дважды в день - на рассвете и на закате. На ночь огонь уносят в главную хижину, в которой живет вождь. Огонь никогда не должен гаснуть, так как это считается самым страшным оскорблением предков.

И хотя в племени химба коровы являются главным достоянием их членов, тем не менее, человек, владеющий самым большим стадом, не считается богатым, если в его семье мало детей. К детям у химба особое отношение. Например, каждый ребенок в племени, будь то мальчик или девочка, должен пройти обряд инициации. Только тогда он может считаться настоящим химба. Во время совершения обряда ребенку выбивают четыре передних зуба. Церемония проводится один раз в году, в самое холодное время в Намибии - в июле, чтобы снизить риск заражения.

Процедура эта довольно болезненна, поскольку здоровые зубы удаляются обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивается поочередно каждый зуб, а раны прижигаются раскаленным металлом. Во время церемонии ребенок не должен ни кричать, ни плакать: хочешь быть взрослым, тогда терпи. Кстати, этот ритуал проводят и другие, родственные химба, племена.

Но если отсутствие четырех зубов - особенность, общая для мальчиков и девочек, то прически у них разные. Так, у девочек - две свисающие на глаза косички, а у мальчиков - одна. Но если девушка достигает 14-летнего возраста, то есть, становится невестой, в подтверждение нового социального статуса ей заплетают множество косичек, которые почти полностью закрывают ее лицо. А вот у замужних женщин, хотя прическа и аналогичная, но лицо открыто.

Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое количество детей. Однако свадьбы в племени происходят редко. Дело в том, что за невесту необходимо выплатить большой выкуп, и не каждый мужчина это может сделать. Но если свадьба все-таки играется, то начинается она с того, что невеста, сопровождаемая подругами и женихом, на четвереньках покидает свою хижину. После этого все встают, и, держа друг друга за набедренные повязки, медленно идут к «священному огню», вокруг которого усаживаются все участники торжества. Начинает свадебный пир вождь. Ему подносят три сосуда с молоком: по одному из хижины жениха, невесты и самого вождя. Он делает по несколько глотков из каждого сосуда, после чего они пускаются по кругу. Когда молоко выпито, участники церемонии направляются к дому вождя.

Здесь молодожены опять опускаются на четвереньки и в таком положении обходят хижину против часовой стрелки. После свадебных торжеств молодых на три дня оставляют в хижине, и в течение этого срока они не должны ее покидать.

У химба по настоящее время существует еще один странный обычай. Так, даже если мужчина и женщина состоят в браке, при определенных условиях они могут нарушить супружескую верность. Например, когда муж находится в длительной отлучке, жена может провести ночь с другим мужчиной. Если же после этого она забеременеет, муж будет только рад, поскольку, чем в его семье больше детей, тем выше его социальный статус. Кроме узаконенной измены, у химба до сих пор сохраняется обычай во время праздников меняться женами.

<<< Назад
Вперед >>>

Вот в эту точку Земли редко кто из наших современников отважится съездить, потому виртуальное путешествие, сидя в кресле, в данном случае - самое то!)))

На севере Намибии, в труднодоступных районах плато Каоколэнд, живет уникальный народ - химба. Женщины химба носят только набедренные повязки и покрывают тела краской цвета темной охры. Готовят ее из камня, добываемого на горе, мимо которой идет единственная дорога в страну химба.

Химба называют эту гору Священной. Они идут к ней со всех уголков Каоколэнда, обширного района Намибии, где в основном и живут химба. Гора такая на весь Каоколэнд одна. Состоит она из породы, богатой железом, поэтому вид имеет красный, почти бордовый. Из этой породы химба и делают краску, которой покрывают тело с ног до головы.

Химба всегда вели полукочевой образ жизни и даже сегодня не слишком охотно идут на контакт с белыми. Поэтому ни христианским миссионерам, ни колониальной администрации так и не удалось изменить их уклад.

Главное отличие химба от других народов Намибии в том, что они все еще сохраняют весь груз своих традиций и верований. Христианство никак не повлияло на быт этого народа. Быт химба, их обычаи почти не изменились. На сегодняшний день их насчитывается не больше 10 тысяч.

Основная форма поселений у химба - крааль, где живет семья. Крааль имеет круговую планировку. В центре находится скотный двор, огороженный плетнем, где держат коров, коз. Вокруг расположены хижины семьи - детей, жен, престарелых родителей.

Что из себя представляет жилище химба? Жилище химба - это круглая или квадратная в основании хижина, состоящая из жердей. Жерди вкапывают в землю и обмазывают глиной. Внутри - земляной пол, у входа домашний очаг, вытяжки нет никакой. Крышу делают из жердей, связывают их кожаными ремешками. Кроют крышу соломой и сухим тростником. Мебели нет никакой, спят на полу, постелив грязные матрацы.

Как у всякого народа, есть у химба миф о своем происхождении. Давнее предание, распространенное у некоторых химба, гласит, что первопредок народа Мукуру и его жена вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонго. В других легендах Мукуру отождествляется с богом-творцом, создателем всего сущего, который наделил души умерших предков сверхъестественными способностями.

Работают в краале в основном женщины. Взбивают в сосудах, сделанных из высушенной тыквы, масло, обрабатывают шкуры, очищают их скребком от мездры.

Из шкур антилоп, газелей, но чаще из шкур домашних животных - коз и коров - химба делают мужские и женские набедренники. Наверное, так правильно называется этот предмет национального костюма. Набедренник для мужчин - это прямоугольный кусок выделанной шкуры, закрепляется на теле ремнем. Приблизительно так же носят свои набедренники и женщины.

Краску для тела готовят тоже женщины. Они растирают мягкие камни, добытые на Священной горе, в порошок и смешивают его с животным жиром. Краски приходится запасать много. Утро каждая уважающая себя химба начинает с того, что покрывает ею все тело.

Это, во-первых, красиво, во-вторых, спасает кожу от лучей палящего солнца, в-третьих, гигиенично. Краска заменяет аборигенам мыло. Когда ее соскабливают с тела, вместе с ней слезает и грязь. По-моему, очень полезное изобретение в условиях постоянной нехватки воды.

Помимо покрывающей тело краски, на женщинах химбу столько всего навешано, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. Все это они делают своими собственными руками.

Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое число детей. При достижении определенного возраста они проходят через довольно жестокий обряд инициации.

У всех химба старше десяти-двенадцати лет отсутствуют четыре нижних зуба. Это говорит о том, что они прошли через обряд взросления, стали подростками. Процедура эта весьма болезненна. Здоровых зубов человека лишают нехитрыми предметами - обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивают каждый зуб по отдельности, а раны потом прижигают раскаленным железом. Хочешь быть взрослым, тогда терпи.

Мальчика от девочки можно отличить по прическе. Девочки носят две свисающие на глаза косички. Мальчики - одну, сзади, или вовсе обходятся без нее. Девушка, достигшая 14 лет, считается невестой. В знак этого ей заплетают множество косичек, так, чтобы они почти полностью закрывали лицо. У замужних женщин прическа такая же, но лицо открыто. Волосы поддерживает замысловатый убор, сделанный из кожи.

Крааль - это настоящее царство женщин. Они здесь главные.

У химба заведен такой порядок - если муж убивает жену, случается такое в семейной жизни, то он выплачивает компенсацию семье жены в размере 45 коров. Если жена убивает мужа, такое тоже бывает, то семье мужа ничего не перепадает. Власти виновных в происшествиях не наказывают, в тюрьму не сажают. Считают, что это внутреннее дело химба, и не вмешиваются.

Каждое утро, пока солнце еще не слишком печет, женщины отправляются по воду. Я увязался за женой вождя. По дороге я узнал, что «юру» на химба - нос, «охо» - глаз, «отийо» - рука. С помощью жестов выяснил также, что спутницу мою зовут Уакх, ей 25 лет и у нее трое детей.

Раньше химба воду приходилось доставать, раскапывая огромные ямы в русле засохших рек. Когда на дне появлялась вода, они черпали ее мешками, сшитыми из кожи. Сейчас все гораздо проще. Правительство пробурило для химба артезианские скважины, и проблема с водой, кажется, решена.

Я помог донести пустую канистру и был готов проделать обратный путь с полной. Но Уакх решительно мне в этом отказала. Приспособив на голове эдакий пирожок из тряпки, она водрузила на него 20-литровую емкость и бодро зашагала в сторону дома.

Круг женских обязанностей, разумеется, не ограничивается одними походами за водой. Женщины здесь и топливо заготавливают, и порядок поддерживают, и собирательством занимаются. Дни напролет они прочесывают саванну в поисках пищи.

Химба в еде неприхотливы. Мы с Уакх набрели на дерево, которое здесь называют буйволиной колючкой. Плоды у него съедобные.
Требуется немало сил и времени, чтобы наполнить небольшую емкость всевозможными съедобными корешками, плодами, ягодами. Без них рацион химба был бы чрезвычайно скудным - одно молоко. Мясо химба едят редко, несмотря на то, что владеют большими стадами. Скот для них скорее капитал, а не средство для пропитания.

Когда мы вернулись в крааль, вождь Карапаха Мусутуа дал мне небольшое интервью.

Карапаха Мусутуа:
- В моем краале только одна семья. Но есть у нас и большие деревни, где живут несколько семей.
А.П.:
- А сколько химба может иметь жен?
Карапаха Мусутуа:
- Столько, сколько в состоянии прокормить – 4, 6, 10, иногда и больше. - У меня три жены.
А.П.:
-А почему в деревне так мало мужчин и так много детей?
Карапаха Мусутуа:
-У меня 16 детей. Сколько внуков даже и не знаю. Их отцы живут в городе. У нас жена имеет право, когда муж подолгу отсутствует, провести ночь с кем захочет. Если после этого она забеременеет, мужчина будет только рад. Чем у него больше детей, тем лучше.

Свадьбы у химба случаются не часто. За невесту нужно заплатить большой выкуп, и не каждый мужчина в состоянии это сделать.

Я попросил вождя познакомить меня со свадебным обрядом. Начинается он с того, что невеста в сопровождении подруг вместе с женихом на четвереньках покидает свою хижину. Затем все поднимаются на ноги и, держа друг друга за набедренные повязки, медленно движутся в сторону «священного огня»… Если кто-то в процессии оступится, это считается недобрым знаком.

Когда участники церемонии усаживаются вокруг огня, вождю подносят три сосуда с молоком - по одному из хижины жениха, невесты и самого вождя. Он делает несколько глотков, после чего сосуды пускают по кругу. Молоко выпито, и присутствующие направляются к хижине вождя.

Перед ней они снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки. После этого молодых оставляют одних. Три дня они не должны покидать хижину. Но даже когда мужчина и женщина состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны.

У химба до сих пор жив обычай - во время праздников меняться женами. Такая свобода нравов беспокоит правительство.

После достижения независимости власти Намибии развернули наступление на обычаи химба. Чиновники призывают народ отказаться от древних традиций из-за угрозы СПИДа. Химба же считают, что предки отличались завидным здоровьем, потому что свято соблюдали традиции. И отказываться от традиций негоже, хотя у каждого времени свои веления.

Химба - народ (20 000 - 50 000 человек), живущий в северной Намибии в области Кунене.


Хозяйственные занятия. Химба занимаются разведением рогатого скота, коз и овец. Женщины являются ответственными за дойку коров. Также женщины заботятся о детях (одна женщина может взять на себя заботу о детях другой). Помимо этого женщины зачастую выполняют более тяжелую работу, чем мужчины: носят воду в деревню и строят дома.


Жилище. Дома химба имеют конусообразную форму и строятся из молодых деревьев, которые затем покрываются грязью и навозом.


Верования. Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнем (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром. Священный огонь поддерживается пока жив глава племени. Когда же он умирает, его дом разрушают, а огонь тушат. Его семья всю ночь совершает ритуальные танцы. Перед похоронами вождя все говорят ему: «Karepo nawa», что можно перевести как «не болей».


Одежда. Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками. Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди. И мужчины и женщины покрывают свое тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца. Довольно часто в эту пасту (otjize) добавляется ароматическая смола кустарника омузумба (Klaus G. Förg 2004: 145). Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь. Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить ее семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны. Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то ее получают мужчины.



Статьи по теме: