Есин А.Б. Введение в культурологию

Культурология – это сравнительно новая дисциплина, которая является базовой во всех ВУЗах России, в том числе и технических. Включение данного предмета в образовательное пространство высшей школы обусловлено самим определением «университет», который представляет собой своего рода символ развития науки, культуры, творчества, инноваций, совершенствования интеллектуальной и духовной сферы человека и, соответственно, общества. Культурология уже заняла одно из главных место в социально – гуманитарном научно – образовательном блоке.

Сущность и смысл культуры

Н.А. Бердяев , великий русский философ, писал, что «культура родилась из культа. Истоки ее сакральны…» (Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990. С. 248). Вильгельм Вундт (1832-1920) выводил слово «культура» из латинского «colere», что означает «обрабатывать», «возделывать» (землю). Отсюда произошел термин «cultus agri» - сельское хозяйство. Значение понятия «cultura» с латинского языка В. Вундтом
переводится как забота, направленная на облагораживание жизни .
Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что таких определений более 160, а ученый А. Моль в книге «Социодинамика культуры» называет уже 250 определений феномена культуры. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Поэтому одной какой-либо формулировкой его определить нельзя.

В развитии культурологии как академической учебной дисциплины можно выделить два этапа :

1. Первый период охватывает 1987 – 1990 годы. В это время формировался «общекультурный» курс на кафедрах истории и философии, определялась структура, цели и задачи дисциплины. Происходил процесс деидеологизации гуманитарной образовательной системы.



2. Второй период можно определить как этап стабилизации. К 1991 году курс «Культурология» усовершенствовался и обрел автономную специфику в учебном процессе технического вуза.

Более четко определились и цели курса:

Формирование способности к прогнозированию социально – экономических, экологических, этических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

Развитие общего культурного, духовного, художественно – эстетического потенциала личности в среде высшей школы и, в частности, в условиях инженерно – технической специализации;

Овладение морально – нравственными, социальными, этическими нормами, способствующими достижению не только личного успеха, благополучия и безопасности, но и общественного блага.

Исходя из данных размышлений можно предложить одну их версий общего определения культурологии как науки: она изучает содержание и особенности реализации всего творческого потенциала человека и человечества. Культуру в широком смысле можно охарактеризовать как полноту общественной жизни и многогранной деятельности людей, создающих духовные и материальные ценности (артефакты).
В области гуманитарного знания принято различать «науки о духе» (социально – гуманитарные) и «науки о природе» (естественные).
В рамках социальных наук изучаются человек и социальные системы, культурные объекты и процессы, которые формируются в результате взаимодействия людей между собой, с природой в процессе совместной жизнедеятельности. Разные аспекты этого взаимодействия изучаются социологией, культурологией, социальной психологией, социальной, культурной и психологической антропологией. Прародительницей социальных наук, которые стали оформляться преимущественно во второй половине ХIХ века как самостоятельные дисциплины, явилась философия .
В России раньше (официально до 1990 года) социологов называли философами (с 1990 г. появились ученые степени по социологическим наукам).
Социальная, гуманитарная, культурная сфера сложнее по структуре и содержанию, чем естественнонаучная, и поэтому гораздо труднее поддается научному анализу. Ее специфика определяется тем, что центральным звеном здесь является человек, личность, субъект , обладающий уникальностью психофизического склада, внутреннего мира и требующий тончайшего исследования всей совокупности неповторимых свойств, опосредующих его поведение, деятельность и характер взаимодействия с другими людьми в культурном сообществе.

Теперь подробнее остановимся на том, что же конкретно изучает культурология? Культурология в настоящее время рассматривается как интегративная область знания, рождение которой произошло на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, истории и теории культуры, теологии (богословия) культуры. Культурология – это социогуманитарное знание, однако в ней довольно часто используются методы естественных наук.

В область культурологии входят и взаимодействуют два типа знания : естественнонаучное , формально – логическое, математическое, с одной стороны, и социогуманитарное – с другой. Оба этих типа знания в своем единстве образуют единую картину мира, общую модель мироздания, по отношению к которой и самоопределяется человек, выстраивая собственную мировоззренческую парадигму. Оговоримся сразу, что в разные исторические эпохи развития цивилизаций и человеческого общества, картины мира были разными, различались и индивидуальные
парадигмы миропонимания, о чем мы будем говорить позднее.
«Культурология, таким образом, выступает в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему» (Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М., 1980. С.10). Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, выявление механизмов межкультурной коммуникации, изучение универсального и специфического, постоянного, устойчивого и изменчивого в культуре. Правомерно дать и такое определение культурологии: данная дисциплина изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, психологических технологий – словом, изучает в целостности все многообразие человеческих форм и смыслов существования и взаимоотношений людей, учитывающих их географическую, расовую, национальную, религиозную принадлежность, гендерную специфику, психологические особенности, исторические ментальности, политические, экономические приоритеты – то есть, по сути, все аспекты творчества человека.
Целью культурологического исследования является понимание своей собственной и иных культур, а предметом – содержание индивидуальной и общественной жизни в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов понимания форм культурной жизни и изучает объекты (артефакты) и культурные процессы. Современная культурология охватывает область как фундаментальных, так и прикладных исследований, к которым относятся: социокультурное проектирование и прогнозирование, социально – культурные технологии, социально – культурный менеджмент и т.п.
Культурология развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социальных психологических, естественных, технических наук и комплексного гуманитарного знания.

Основные задачи культурологии:

Анализ культуры как системы культурных феноменов;
- исследование ментального содержания культуры;
- выявление типов связей между элементами культуры;
- исследование типологии культур;
- изучение механизмов культурного развития человека и общества;
- исследование культурных текстов, культурных кодов, символов и межкультурных коммуникаций;
- изучение влияния на развитие человека, культуры, науки, искусства и общества.

Кратко рассмотрим особенности антропологического подхода к изучению культуры. Этот подход в науке получил название культурной и социальной антропологии как науке о человеке . Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли именно в культурной и социальной антропологии. В становлении этого знания ученые выделяют три этапа:

1) этнографический (1800-1860);
2) эволюционистский (1860-1895);
3) исторический (1895- 1925)

Обратимся к авторитетным ученым и мыслителям, внесшим значительный вклад в развитии культурной и социальной антропологии. Пионером в становлении антропологии считается известный французский философ, педагог и писатель Жан Жак Руссо, изложивший свои прогрессивные идеи в труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Это, по сути, первое научное исследование по общей антропологии. Он выделил ее в сложившейся системе естественнонаучного и гуманитарного знания. В своей работе «Опыт о происхождении языков» он показал, что для изучения людей нужно уметь смотреть вокруг себя; чтобы изучать человека, нужно смотреть вдаль; чтобы обнаружить свойства, необходимо наблюдать различия. Это правило Руссо стало одним из первых методологических законов антропологии. Цель антропологии при изучении человека, по словам Руссо, - «увидеть свой собственный образ, отраженный в других людях».

Основоположником антропологического подхода к изучению культуры является американский этнограф, лингвист и археолог, профессор Колумбийского университета Франц Боас (1858-1942), который противопоставил сравнительно – историческому методу эволюционной школы в изучении культуры собственный, а именно «исторический метод», который сводился к эмпирическому. Боас отрицал законы социального развития, теоретических обобщений и утверждал, что изучение культуры заключается в описании культурных феноменов и накоплении исторических фактов. При этом каждое культурно – историческое явление рассматривалось им как уникальное.

Значительный интерес для понимания содержания культурологии представляют труды одного из наиболее известных в мировой науке антропологов К. Леви-Строса, который, в частности, отмечал, что «в своем коллективном существовании человек также должен познать себя как «другого», до того как он осмелится претендовать на собственное «Я» (Леви-Строс, К. Первобытное мышление).

Следует сказать, что, в отличие от социальной, культурная антропология характеризуется бо льшим вниманием к духовным , чем к материальным феноменам культуры, историко – описательной
методологией исследования и выдвижением на первый план механизмов трансляции культурного опыта, проблем динамики культуры.
В рамках нашей темы коснемся и некоторых аспектов социальной антропологии, в контексте которой изучаются примитивные и традиционные общества с участием этнических особенностей культур .
Обратимся к истории: уже в трактатах Платона, Аристотеля, Цезаря, Геродота, Тацита, Ибн Батуты и других античных мыслителей были заложены основания для формирования научного направления «социальная антропология». Философско – исторические основания современной социальной антропологии были сформулированы американским ученым
А.Л. Кребером, который назвал культуру «суперорганичной» , то есть стоящей над биологической и социальной реальностью. Особенность социальной антропологии заключается в том, что главное место в ее исследованиях занимает этнологический анализ культуры (этнология изучает распространение человека на Земле, его поведение и обычаи).
В методологическом плане для социальной антропологии характерно движение от факта к гипотезам, отрицание способности культурных феноменов к усовершенствованию и признание уникальности культур .
В социальной антропологии были также предприняты попытки сравнительного анализа различных элементов культуры и их функциональности (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский ). В работах уже упомянутого нами К. Леви-Строса социальная антропология приобрела черты семиотической науки . Американский социолог и культуролог
Т. Парсонс считал, что социальная антропология «включает в себя аналитическое изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности… Социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям, и в особенности по традиции применительно к «простейшим обществам»
(Цит. по: Американская социология. – М., 1972. С. 362-363).
В 70-е годы ХХ столетия происходит сближение исследовательских установок социальной и культурной антропологии. Особенно это проявляется в области социокультурной динамики. Накопленный богатый эмпирический и теоретический материал и построение различных моделей генезиса (происхождения) культуры позволили современным культурологам переключиться с реконструкции прошлого на изучение современного человека во всей совокупности его межличностных, социальных, социоприродных, социально – политических, социально – экономических и иных связей, а также его этических, конфессиональных предпочтений.

В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 4

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ................. 4

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Москва
1999

Рецензенты:

доктор философских наук, зав. кафедрой философии

Московского педагогического университета, профессор А.И. Дырин;

доктор филологических наук, зав. кафедрой социологии

факультета журналистики Московского государственного

университета им. М.В. Ломоносова, профессор Е.П. Прохоров

Есин А. Б.

Е 83 Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.

ISВN 5-7695-0435-8

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, культурологические концепции мира и человека, образ жизни и др.

Освоение этих ключевых категорий и понятий дает возможность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явление культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопросов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педагогических колледжей.

ОТ АВТОРА

Проблемы культуры традиционно занимали большое место в гуманитарных дисциплинах - в философии, социологии, литературоведении и др. Однако за последние десять - пятнадцать лет все явственнее обнаруживается тенденция к оформлению культурологии в самостоятельную науку. Дисциплины культурологической направленности входят сейчас не только в систему вузовского обучения, но и в школьное образование. Проблемам культуры посвящены сотни монографий и статей, и почти каждый автор подходит к этому явлению со своей точки зрения. Как и следует ожидать в такой ситуации, даже сам термин «культура» не получил еще однозначной интерпретации. Более того, нет еще ясности в вопросе о том, какой круг проблем подлежит собственно культурологическому изучению, и это неудивительно, так как «чистых» специалистов-культурологов у нас пока очень мало: в культурологию приходят из философии, истории, религиоведения, литературоведения и т.п., и каждый ученый приносит с собой свою, привычную для него проблематику, более или менее успешно разворачивая ее в культурологическом плане. (Кстати, автор этой работы тоже не «чистый» культуролог, а по основной специальности теоретик литературы.) Поэтому многие исследователи рассматривали и рассматривают культурологию как раздел какой-либо из традиционных научных дисциплин: философии (П. С. Гуревич), семиотики (структуралисты, ранний Лотман), эстетики (М. М. Бахтин) и т. п. Другие же ученые считают, что культурология - это самостоятельная наука (не оторванная, конечно, от своих «соседей» по гуманитарному знанию, но имеющая с ними равные права). Так понимали вопрос, в частности, признанные авторитеты в этой области - А.Ф. Лосев и Ю.М. Лотман в своих последних работах. Автор данной книги придерживается того же мнения и потому считает, что назрела необходимость в обобщении культурологической проблематики, в определении круга категорий, изучаемых данной наукой, в установлении теоретико-методологических основ культурологии. Данное пособие и является попыткой такого осмысления проблем и категорий теоретической культурологии. Автор стремился по мере возможности учесть опыт своих предшественников и современников, однако у него есть и собственная концепция культуры, и он вполне отдает себе отчет в том, что как концепция в целом, так и отдельные положения могут вызвать самый разнообразный спектр реакций ученых-гуманитариев: от сочувствия и конструктивной критики до принципиального неприятия. Впрочем, думается, что это не беда: становление новой научной дисциплины никогда не обходилось без дискуссий, что было ей только на пользу.

Поскольку пособие адресовано гуманитариям, оно требует от читателя определенного минимума знаний по другим «человековедческим» дисциплинам, прежде всего по истории, философии и социологии, а также основательного знакомства с художественной литературой, поскольку большая часть примеров и иллюстративного материала берется именно из этих областей.

С другой стороны, автор старался не перегружать пособие ссылками на специальную литературу, которую можно по тем или иным основаниям отнести к собственно культурологической; тем более не анализировал ее детально и не вступал в полемику. Это делалось отчасти для того, чтобы облегчить студентам работу с пособием, отчасти же потому, что в данный момент не существует не только истории культурологической мысли, но даже более или менее признанной «культурологической классики».

И наконец, последнее замечание. Автор пособия по своей философской и религиозной ориентации агностик, склоняющийся в научной практике более к материализму, чем к идеализму. Видимо, это не могло не сказаться на изложении некоторых тем и проблем пособия. При этом, однако, автор стремился сохранить в рассмотрении спорных вопросов максимальную объективность, чтобы данным пособием могли пользоваться люди разных философских и религиозных убеждений.

ВВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей - С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.

Несколько по-другому обстояло дело на Западе, где культурология довольно давно завоевала право называться самостоятельной наукой. Но вот парадокс: развиваясь в совершенно свободных условиях, западная культурология не достигла значительных успехов. Дело ограничивалось в основном частными исследованиями, и общая теория культурологии там не была создана. Из западных ученых и философов, в чьих трудах развивалась культурологическая проблематика, следует назвать К. Леви-Строса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др.

Хотя культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни. В России вопросы культурологии ставились и отчасти решались в первую очередь в художественной литературе, особенно в той, которую принято называть философской: от Пушкина до Достоевского и М. А. Булгакова. В своих произведениях писатели-философы создали немало культурологических моделей, поэтому в дальнейшем нам придется довольно часто обращаться к художественной литературе, черпая из нее иллюстративный материал, а отчасти постановку и решение культурологических проблем.

Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до чело­вечества в целом.

В то же время культурологические исследования не могут и не должны подменять собой специальные исследования в области смежных гуманитарных наук: так, культурология не изучает социальную структуру общества и ее институты - это дело социологии; не берется решать вопрос о сущности искусства - это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплинами, как мы далее и увидим.

Таким видится специфический предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания.

По поводу культурологии, как и по поводу других гуманитарных наук, может возникнуть сомнение: а наука ли это вообще или, по крайней мере, вполне ли это наука?

Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать «отца кибернетики» Н.Винера: «Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики». Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация «естественников», в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппарата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом - все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому «прочитать» классическое творение.

И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, - культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.


Обратно в раздел

Введение. Культурология как наука. Ее предмет и структура ..............5

Раздел I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ .... 23

Глава 1. Предыстория.........................................................25

Глава 2. Культурологические теории XIX века...............................43

Глава 3. Культурология ХХ века..............................................60

Раздел II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ ....................................101

Глава 4. Культура как предмет изучения...................................103

Глава 5. Морфология культуры. Функции культуры.......................125

Глава 6. Динамика культуры................................................151

Глава 7. Онтология культуры................................................181

Глава 8. Межкультурная коммуникация...................................197

Глава 9. Типология культур.................................................242

Раздел III. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ.................................. 253

Глава 10. Рождение культуры и искусства в первобытном обществе.....255

Глава 11. История и культура древних цивилизаций Месопотамии.....269

Глава 12. Древний Египет: культура, обращенная к вечности.............283

Глава 13. Культура Древней Индии: единство и многообразие...........296

Глава 14. Культура Древнего Китая: сочетание символа и ритуала.......321

Глава 15. «Греческое чудо»: стремление к гармонии и совершенству___342

Глава 16. Культура Древнего Рима: основа европейской цивилизации... 368

Глава 17. Христианская культура византийской цивилизации...........382

Глава 18. Арабо-мусульманская культура Средневековья.................398

Глава 19. Западноевропейская культура Средних веков..................411

Глава 20. Антропоцентристская парадигма культуры возрождения.....432

Глава 21. Гуманистическая культура Нового времени.....................457

Глава 22. Самосознание европейской культуры XIX века.................473

Глава 23. Русская культура раннего Средневековья.......................486

Глава 24. История и культура Московской Руси...........................508

Глава 25. Два лика русской культуры XVIII века...........................534

Глава 26. «Золотой век» русской культуры.................................558

Заключение. Культура XX века: основные направления.................586

Краткий словарь специальных терминов ............................605


ВВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

Становление культурологии как науки

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления - стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Чем старше делалось человечество, тем сложнее и масштабнее становились проблемы его существования, и в поисках способов их разрешения главную роль всегда играла культура, которая адаптировала человека к постоянно меняющимся условиям жизни, помогала ему найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.

Слово «культура» - одно из наиболее употребительных сегодня, как в научном, так и в практическом обиходе. Мы используем его легко, почти не задумываясь о его содержании. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, этнологов, археологов, лингвистиков. Однако только в XX в. ученые осознанали потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей название культурология.

Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Таким образом, культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Начало недолгой истории попыток дать научное объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурного антрополога Лесли Алвина Уайта, предложившего название для новой науки о культуре. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология - закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира

Несмотря на то что культурология постепенно заняла свое место среди других социальных и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе продолжаются до сих пор. Даже на Западе термин «культурология» был принят не сразу, и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. В нашей стране этот термин утвердился лишь с начала 1990-х гг., когда культурология заменила устраненные из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учеб-

ной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины все еще не завершен. Культурологическая наука находится сегодня в процессе становления, ее содержание и структура пока не обрели четких научных границ, исследования в ее рамках разноречивы, существует много методологических подходов к определению предмета этой науки. И в наше время достаточно широко распространена точка зрения, что своего предмета исследования у культурологии нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам - истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Только в одном из немногих пунктов безусловно согласны все - предметом культурологии является культура Споры вокруг предмета культурологии происходят на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

Культурология и философия.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человеческого мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы ее исторического становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направле-

ний не вызывает возражения утверждение, что культура является порождением общественной жизни человека и вне общества она невозможна Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе - культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Предмет культурологии

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повседневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих вопросов и призвана заниматься культурология.

В широком смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые представляют различные варианты осмысления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и регуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занима-

ются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.

С этой точки зрения предметное поле культурологии заполнено многочисленными дисциплинами. Среди них:

· история культурологии, которая занимается изучением многочисленных культурологических концепций, существовавших в прошлом;

· культуроведение - практическое руководство культурой, существующее в конкретных прикладных дисциплинах (например, в музееведении, литературоведении, театроведении и т.д.);

· социология культуры изучает реальные процессы функционирования культуры в том или ином обществе. Она позволяет понять зависимость многих явлений культуры от различных форм общности людей, типа социальных связей и форм культурных коммуникаций. Она связана со сбором, обработкой, анализом разнообразной социологической информации и составляет ту часть культурологического знания, которое предполагает эмпирическое исследование процессов культуры;

· экология культуры охватывает все области жизнедеятельности современного человека, прежде всего его взаимоотношения с природой. Ведь культура - это та искусственная среда, которая создана человеком, и у нее очень сложные и неоднозначные отношения с миром природы - естественной средой нашего обитания. Отсюда важная задача культурологии - изучение активных связей человека с окружающим миром, влияние природы на образ жизни, нормы и ценности людей, типы культуры;

· психология культуры в центр внимания ставит человека, процесс его приобщения к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества. Кроме того, большое внимание уделяется изучению ценностей разных типов культур;

· этнология (этнография) изучает общие закономерности развития культур разных народов, а также состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру;

· богословие культуры рассматривает культуру как религиозный культ и в основном развивается в рамках протестантского модернизма;

· история культуры изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивает культуры между собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях;

· изучение художественной культуры разных народов позволяет показать всю совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства. В изучении искусства культурологию интересуют прежде всего художественные вкусы того или иного общества, типичные художественные образы и символы.

При таком широком подходе к предмету культурологии она предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру. В данном варианте она может отождествляться с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией и другими теориями среднего уровня. В таком случае она лишается своего собственного предмета исследования и становится частью названных выше дисциплин.

Поэтому более взвешенным представляется второй подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, а именно теории художественной культуры, истории культуры и других частных наук о культуре. В этом случае культурология также выступает в качестве их методологической основы. При таком подходе необходимо начинать с рассмотрения культуры в ее конкретных формах, в которых она выступает как сущностная характеристика человека, условие и способ его жизнедеятельности.

Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основными задачами культурологии являются:

· глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

· изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

· определение места и роли человека в культурных процессах;

· взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

· изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

· исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:

· факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

· связи между элементами культуры;

· динамику культурных систем;

· способы производства и усвоения культурных феноменов;

· типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

· культурные коды и коммуникации между ними.

Структура культурологии

Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология - из философии природы, а социология и политология - из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое познание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и предварительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом - формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне.

Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два вида - фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм - к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, фи-

3) культуроохранные институты - организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще окончательно не сформировалась. Тем не менее большая часть культурологического знания вписывается в приведенную классификацию и подробнее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного пособия.

Методы культурологии

Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или метод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения действительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно избранного метода исследования.

Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и осмыслить сущность культуры в целом Решение такого рода задач предполагает применение самых различных общенаучных методов познания - наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.

Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существуют и собственно культурологические исследовательские методы и подходы. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным типам.

Генетический -

1. Генетический - позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Его использование позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до угасания или гибели.

Компаративный -

2. Компаративный - требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специ-

фику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.

Системный -

3. Системный - предлагает рассматривать культуру как универсальное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный феномен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры - материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.

Структурно-функциональный -

4. Структурно-функциональный - рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это позволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, понять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кроме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры - обеспечить специфически человеческий способ жизни и удовлетворить все потребности человека.

Социологический -

5. Социологический - изучает культуру и ее феномены как социальный институт, придающий обществу системное качество и позволяющий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

Деятелъностный -

6. Деятелъностный - понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.

Семиотический -

8. Семиотический - исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание - текст, который и должен быть прочитан исследователем

Герменевтический -

9. Герменевтический - характерен для большинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отличаются друг от друга Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

Биосферный -

10. Биосферный - характеризуется глобальным пониманием проблем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает закономерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология исследований культуры: В 2 т. СПб., 1997. Т. 1.

2. Гуревич П.С. Культурология: Уч. пособие. М., 2000.

3. Иконникова С.Н. История культурологии. СПб., 1996.

4. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003.

5. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. М: ИНФРА-М., 2002

6. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005.

7. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. M.: Академический проект; Екатеринбург Деловая книга, 2002.

ГЛАВА 1. ПРЕДЫСТОРИЯ

Несмотря на то что культурология - молодая наука, она оперирует богатейшим фактическим материалом, накопленным многовековой европейской традицией анализа культуры. При этом развитие культуры постоянно сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена.

Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре.

Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, можно выделить следующие периоды развития культурологии:

· доклассический (античность, Средневековье);

· классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);

· неклассический (конец XIX - первая половина XX в.);

· постнеклассический (вторая половина XX в.).

Данная периодизация непосредственно соотносится с развитием не только науки, но и с развитием человечества, в истории которого традиционно выделяются названные исторические этапы. Поскольку культурология является детищем только европейской традиции познания мира, постольку принято рассматривать ее становление только в рамках европейской цивилизации, хотя зачатки представлений о культуре существовали и у других народов, правда, без использования каких-либо понятий, аналогичных понятию «культура».

ЛИТЕРАТУРА

1. Вико Д Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.

2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1992.

3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

4. Гулыга А. Кант. М., 1981.

5. Гулыга А. Гегель. М, 1970.

6. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6.

7. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

8. Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.

Философия жизни о культуре

Стремясь открыть истоки культуры, определить ее сущность, выявить наиболее общие закономерности развития, многие представители европейской творческой элиты конца XIX в. стали создавать свои концепции общей теории культуры, расширяя тем самым предмет культурологического знания. Появились научные школы с направленностью, отражавшей специфические интересы того или иного ученого. В русле этого

процесса в Европе в то время сложилось новое направление в философии, решительно порывавшее с рациональными европейскими ценностями разума, науки и просвещения, а также с традиционной христианской моралью. Это направление получило название философия жизни.

Его представители ставили перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие «жизнь». С помощью этого понятия создавалось представление о мире как о чем-то целом, о способах его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают ей этот смысл. В рамках этого направления была выдвинута идея о том, что философия при построении картины мироздания не должна опираться только на естественные науки, что здесь следует отдать приоритет художественному видению мира, которое способно запечатлеть изменчивость мира, движение самой жизни.

Заложил основы «философии жизни» и определил ее культурно-философскую ориентацию немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844- 1900).

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

2. Культура и культурология; Словарь / Составитель А.И. Кравченко. М., 2003.

3. Культурология XX век. Антология. М., 1995.

4. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина М., 1996.

5. Культурология. Ростов н/Д, 1995.

6. Леонтьев КН. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993.

7. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М., 2002.

8. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Игровая концепция культуры

Еще Платон говорил об игровом космосе, Кант - о теории эстетического состояния игры, Шиллер - об игре как о заменителе культуры. Такое внимание к игре не случайно, ведь игра наряду с трудом и учебой от-

носится к основным видам человеческой деятельности. В детстве игра стоит на первом месте, но и взрослые продолжают играть - в карты, в шахматы, в лотерею, в футбол, на бирже, в театре и кино и т.д. Поэтому игра - это культурная деятельность человека, в которой он преобразовывает природу и социальный мир, формирует себя как личность.

Голландский культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) посвятил игре свою книгу «Homo Ludens» - «Человек играющий» (1938). Ее основным лейтмотивом стало утверждение - игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру. В подтверждение своей идеи Хейзинга анализирует самые глубокие пласты истории и культуры - игровые. Игра у него выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но в качестве критерия состояния общества. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры. Поэтому Хейзинга не просто отождествляет игру и культуру на ранних стадиях развития человеческого общества, а выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее.

Анализируя разные формы и виды игры, Хейзинга выделяет ряд специфических для игры признаков:

· игра всегда остается свободной деятельностью, никто не принуждает человека играть. Поэтому она не может быть необходимостью или долгом;

· игра не утилитарна, лишена корысти, не может удовлетворить какие-то жизненные потребности или материальные интересы. Игра доставляет радость, ее цель - в ней самой, в удовольствии от выигрыша, в сознании своего успеха;

· игра всегда есть выход за пределы действительного, настоящего в область воображаемого, придуманного. Но это обычно не мешает участникам полностью отдаваться игре;

· игра обособлена от повседневной жизни, всегда имеет фиксированные пространственно-временные границы. Поэтому ее всегда можно повторить;

· в игре всегда есть определенные правила, поэтому игра упорядочена, представляет своеобразный «островок» совершенства;

· игра всегда есть соревнование, соперничество, игрокам приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Для этого игрок должен прилагать определенные усилия - ведь результат игры заранее не известен. В игре всегда присутствует некоторая неуверенность, игрок всегда рискует. Это напряжение придает игре остроту и зрелищность;

· развитая игра порождает стремление к объединению игроков в группу, содружество, и это содружество продолжает функционировать и за пределами игры.

Игра старше культуры, поскольку все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого общества и присутствуют в игровом поведении животных. Ведь их игра свободна и доставляет им радость сама по себе. Животные соблюдают при этом какое-то подобие ритуалов - принимают определенные позы, притворяются злыми и свирепыми, обращаются с какими-то предметами как с игрушками. Так что уже у животных игра выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Однако игры животных - не более чем зародыш человеческих игр. Ведь человеческая игра развивается под влиянием общественных условий и выходит далеко за рамки удовлетворения физиологических потребностей организма.

Таким образом, игру нельзя объяснить только рациональными мотивами. Она избыточна, непрактична. Но именно это ее свойство позволяет предкам человека оторваться от обслуживания чисто биологических потребностей и направить свой интеллект на иные, надбиологические цели. Отсюда - рост человеческой культуры, которая возникает в форме игры. Иными словами, культура первоначально «разыгрывается». Все виды деятельности человека в архаическом обществе предпочитали игровую форму. Именно в играх общество выражало свое понимание жизни и мира. Очевидно, в древности вообще не проводилось границы между игрой и «серьезной» жизнью. Игра просто не воспринималась как особый вид деятельности.

Все современные формы культуры также родились в игре. Так, культ вырастал из священной игры, музыка и танец были игрой, мудрость и знание находили свое выражение в священных состязаниях, право выделилось из обычаев социальной игры, на игровых формах базировалось улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Да и все мы постоянно «играем» свои социальные роли.

Культуроформирующие свойства игры проявляются в нескольких аспектах.

Культурология - это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 - 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология». По мнению Уайта, именно термин «культурология» призван выразить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. природной средой и искусственной). Итак, что же это за научная дисциплина -- культурология? Прежде всего, следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом -- от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И, в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам -- от отдельной личности до человечества в целом.

«Отцом» культурологии по праву считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор, его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического исследования.

Кроме этого, большой вклад в развитие культурологии внесли зарубежные ученые: английский религиовед и этнолог Д. Фрезер, франко - немецкий мыслитель - гуманист А. Швейцер, испанский философ Х.Ортега-и-Гассет. О. Шпенглер, нидерландский историк культуры Й. Хейзинга, американские культурологи: Д. Белл, А. Кребер, К. Клакхон и многие другие.

Диалектико-материалистическая философия, рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности.

Можно сказать, что культура -- это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура -- это очеловеченный слой жизни, «вторая» искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -- там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого поведения в человеке.

Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. Есин А.Б.

М.: Академия, 1999 - 216 с.

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, культурологические концепции мира и человека, образ жизни и др.
Освоение этих ключевых категорий и понятий дает возможность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явление культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопросов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педагогических колледжей.


Формат: doc / zip

Размер: 292 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 218 Кб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 3
ВВЕДЕНИЕ 4
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ 4
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРИРОДА 6
II. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ* 17
III. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА 26
IV. ОБЩИЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУР 42
V. СФЕРЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И БЫТОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 49
VI. МИР И ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ 59
VII. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ* 76
VIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ 90
IX. ЧЕЛОВЕК В «МАЛОМ СОЦИУМЕ» 100
X. ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ* 116
ЛИТЕРАТУРА 133
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 135



Статьи по теме: