Честные контрабандисты. Печорин и контрабандисты

Глава «Тамань» вошла в «Журнал Печорина». Восстанавливая хронологическую последовательность событий из жизни Печорина, следует начинать чтение романа «Герой нашего времени» с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким. Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина.

«Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида.

Что за люди живут на берегу? Какие загадки таит их необычное поведение? Эти вопросы не дают покоя Печорину, и он смело вторгается в неизведанное, смело бросается навстречу опасности. Печорин знакомится со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Печорин понимает, что совершил ошибку, вторгшись в жизнь этих людей, и винит себя за вторжение в их круг, которое нарушило жизнь. Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без средств к жизни. Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

«Тамань» поражает мастерским изображением характеров героев. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроения, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли.

В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.

Конспект урока по литературе в 9 классе «Печорин и контрабандисты»

Ход урока

1.Вступительная часть урока.

Слово учителя : Мы продолжаем изучать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». На предыдущих уроках мы проанализировали повести «Бэла», «Максим Максимыч». Мы видели Печорина в столкновении с «дикаркой» Бэлой, горцами Азаматом и Казбичем, с «добрым» Максимом Максимычев. Лермонтов показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле, или оказывается нравственно их благороднее

Чем отличается повествование в «Тамани» от повествования в «Бэле» и «Максим Максимыче»?

(В «Бэле» о Печорине рассказывает недалекий, непроницательный Максим Максимыч, а в повести «Максим Максимыч» -- странствующий офицер-объективно, сочувственно), а в «Тамани» начинает звучать трагическая исповедь героя.

Наша задача: проанализировать повесть «Тамань», понять внутренний мир героя, который здесь является повествователем, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют, и ответить в конце урока на вопрос:

Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

2. Эвристическая беседа:

(Да. Динамичный сюжет. Похоже на детективную историю.)

Почему Печорин оказался в Тамани?

(Едет в действующий отряд по казенной надобности). Едет не по своей воле, а по казенной надобности.

Почему Печорин пишет: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городков России»? Разве есть подробное описание этого городка?

(Нет. Только вскользь упоминается о грязных переулках и ветхих заборах).

(А эпитет «скверный», наверное, отражает отношение Печорина к событиям, произошедшим в этом месте.)

А какие это события? Как Печорин об этом запишет в своем дневнике? Зачитайте.

(1. «Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить».

(2. «…слепой мальчик меня обокрал, а 18-летняя девушка чуть-чуть не утопила»)

Таким образом, иронизируя по поводу произошедшего, герой называет двух основных участников разыгравшейся драмы: слепой мальчик и девушка.

А действительно ли Тамань – «скверный городишко»? Прочитайте выразительно пейзажи. Отметьте центральные образы этих описаний. Что они придают повести? А что можно сказать о Печорине?

(Луна, месяц, тучи, беспокойное море. Это силы, наполняющие жизнью ночь. Пейзажи придают повести романтичность и таинственность. Печорин видит красоту природы и любит природу).

Как относятся к «нечистому» месту в городе?

(С предубеждением, со страхом, люди боятся: там живут «люди недобрые»)

А почему Печорина не отталкивает, не пугает «нечистое « место, а влечет? Почему его влекут люди в этом месте?

3. Групповая работа. Люди,живущие на берегу моря, отношение Печорина к ним.

Задания 1-2 группам. Рассказать о старухе и слепом мальчике.

    Устно нарисовать портреты героев в тот момент, когда Печорин смотрит на них.

    Каково первоначальное отношение Печорина к слепому мальчику и старухе7

    Как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести?

Задания 3-4 группам. Рассказать о Янко и «ундине».

    Устно нарисуйте портреты героев в тот момент, когда Печорин смотрит на них.

    Каково первоначальное отношение Печорина к Янко и ундине?

    Подготовьте выразительное чтение по ролям диалога слепого и девушки, когда они на берегу моря ждут Янко.

    Почему Печорину эта «настоящая» русалка казалась «обворожительной, хотя « далеко была не красавица»?

    Как меняется ее облик в лодке, когда она хочет утопить Печорина? Мотивируйте выбор сравнений «…она, как змея, проскользнула между моими руками», «она, как кошка, вцепилась в мою одежду»…».

    Как изменилось отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести?

4. Выступления групп.

Выводы:

    Слепой мальчик сначала вызвал предубеждение Печорина. Своей ловкостью он заставил подозревать в притворной слепоте. В конце повести Печорин называет его «бедным слепым» и показал его в искреннем горе.

    Янко предстает сильным и бесстрашным в ночь, когда Печорин с «невольным биением сердца» следит за «отважным пловцом». В конце повести Янко оказался беспощадно жестоким к мальчику, старухе. Он отступает перед угрозой возможного, как думает ундина, доноса властям. Трезвые замечания Янко об оплате за труды, о месте, где спрятаны богатые товары, его скупость в награде слепому рассеивают легендарное представление о «буйной головущке» За песенным образом оказалась реальная жизнь, суровая и даже прозаическая, хотя не лишенная привлекательности, силы и смелости.

    Ундина. Сначала – очень искреннее и страстное чувство к Янко. Образ девушки - контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерна переменчивость настроений, «быстрые переходы к полной неподвижности», «она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова напевала песню». Ее речи загадочны, и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говоря о ее стремлении к воле. В ундине много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет.

    Любуясь силой ловкостью, отвагой этих людей, Лермонтов, верный жизненной правде, отражает их скудный духовный мир. Их стремления и ежечасные заботы ограничиваются легкой наживой и обманом властей. Деньги определяют их взаимоотношения. Янко и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа краденого добра. Слепой получает от них только медную монету. А ненужной теперь старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

5.Продолжение эвристической беседы. Как меняется отношение Печорина к контрабандистам? Почему интерес к ним, восхищение уступают место горечи?

Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком?

(Печорин еще наивен, доверчив, совершает ошибки, не видя, кто перед ним. Таинственность обстановки, интерес к новому для него кругу людей, жажда деятельности.)

Однако всё это не настолько его тревожит и захватывает, чтобы он забыл о том, что было в недавнем прошлом. Перечитайте отрывок:»Я завернулся в бурку…» О чем же думал Печорин? Что он вспоминал?

Как подействовало на него появление девушки?

Как подействовал на него пейзаж?

(Это средство характеристики героя. Пейзаж усиливает мотив одиночества)

Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и ундине и не сообщает об этом своему денщику?

(Необычные люди кажутся ему смелыми, непосредственными натурами. Он желает сблизиться с ними. Таинственность их поведения обещает увлекательные приключения.)

Почему Печорин пошел ночью за ундиной?

(«достать ключ этой загадки»)

Поверил ли он ее призывам?

(Нет. Впоследствии он сам скажет, что давно живет не сердцем, а головою. Собираясь на свидание с ундиной, он не забывает взять с собой пистолет, предупредить казака-денщика, чтобы тот, услышав выстрел, бежал на берег).

Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны?

(Красавица наивно думала, что, очаровав Печорина, станет хозяйкой положения. Однако Печорин не таков, он знает цену женскому кокетству. И все же он смущается, по-настоящему волнуется, у него кружится голова, когда девушка целует его. С одной стороны, он называет ее поведение «комедией, а с другой- поддается ее обаянию Он способен глубоко чувствовать, переживать, но ни на минуту не перестает анализировать Теперь в лодке ему приходится бороться за свою жизнь, а девушке – за свою. Надежды на любовь обернулись враждебностью, свидание – схваткой. Именно эти превращения вызывают ярость Печорина, а не только стремление защищать свою жизнь).

Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»?

(Развязка совсем не романтическая. Все герои живы. На произвол судьбы брошены полуглухая старуха, слепой мальчик. Печорин сочувственно рассказывает, как долго, долго плакал бедный слепой.)

В чем Печорин винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

(Назвав контрабандистов мирными, Печорин уже отказывает им в исключительности и винит себя за вторжение в их круг, которое привело к нарушению их привычной жизни, а ему самому оказалось ненужным. Ирония Печорина над собой «И не смешно ли…» свидетельствует о том, что герой сознает напрасность своих поступков. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия:»Что сталось со старухой…»).

Желания и реальные положения героя разделились, и это оказывается причиной горечи и самоиронии.

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами?

(Он активный участник событий, стремится вмешаться в события, не довольствуется ролью пассивного созерцателя жизни)

О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»?

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность).

Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым?

Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив)

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Бесцельны ли действия Печорина в «Тамани»?

Ответ оставил Гость

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» повесть «Тамань» стоит особняком. Открывая «Журнал Печорина», то есть его дневниковые записи, эта повесть вместе с тем открывает нам внутренний мир героя. «Чужая душа – потемки» – эта пословица как нельзя лучше характеризует общую мрачно-таинственную атмосферу «Тамани».

Хронологически эта повесть располагается самой первой, но в романе она – третья. Читатель уже знаком с Печориным, с его непонятными окружающим поступками и холодным сердцем. И тут Лермонтов помещает героя в экстремальную, удивительную, полуфантастическую ситуацию. Герой попадает в круг контрабандистов. Как же это произошло?

Печорин приезжает в Тамань «на перекладной тележке поздно ночью». Новое место сразу произвело удручающее впечатление на Печорина: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России». К тому же, после долгих поисков казенной квартиры, выяснилось, что свободных нет. Кроме одной, но там, как доложил Печорину десятник, «нечисто».

Григорий Александрович все-таки решил отправиться на эту «фатеру», так как выбирать не приходилось. Очутившись в странном месте, герой встречается с не менее странными людьми. Сначала он знакомится со слепым мальчиком. При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика – это обман. «В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…»

В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст...» Янко – отважный разбойник, не боящийся бури.

На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены – девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован. И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».

Поведение девушки оправдывалось тем, что наш герой пытался выведать у слепого мальчика подробности об их контрабандной деятельности. Уговорив Печорина ночью совершить прогулку на лодке, ундина, как он ее называл, попыталась утопить Григория Александровича. Но ей это не удалось. Ундина и Янко, испугавшись возможного разоблачения, спешно скрылись.

Первое, что бросается в глаза при прочтении повести «Тамань», – это удивительно красивые описания природы. Так как эта повесть является частью «Журнала Печорина», мы понимаем, что рассказчик в ней – сам главный герой. Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира. И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: «Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…»; «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

Подробности

Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин - одна из самых загадочных фигур русской классической литературы. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сохраняет лучшие черты его романтических произведений и стоит у истоков русского психологического реализма. Поставив своей задачей изображение героя времени с сильной волей и могучей душой, но с трагической судьбой, исследование отрицательных и положительных сторон своего поколения, автор создает удивительное произведение. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»,- пишет Лермонтов. Логике психологического анализа подчинена композиция произведения, построенная на нарушении хронологии. О Печорине мы узнаем из уст простого и наивного Максима Максимыча, знакомимся с его психологическим портретом, который создает сам автор-рассказчик, но ведущим способом организации повествования о герое времени становится самоанализ, представленный в журнале Печорина.

Журнал Печорина открывает новелла «Тамань», с нее начинается «самораскрытие» героя. Начало новеллы, на первый взгляд, не предвещает того романтического мира, который будет создан потом: «Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Однако пейзаж уже первых страниц новеллы отличается своим романтизмом: «Полный месяц светил на камышовую крышу… Берег обрывом спускался к морю… Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…» С помощью олицетворения автор создает лиричную картину. Поэтика новеллы контрастна: романтические пейзажи сменяются точным воссозданием быта, изображение экзотического мира «честных контрабандистов» - выражением авторской позиции.

Войдем вместе с героем в хату. «…две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель». Эту бытовую зарисовку прерывает совершенно романтическая фраза: «В разбитое окно стекло врывался морской ветер». На самом деле в этой фразе - затаенное желание героя окунуться в романтику приключений, и он будет удовлетворен.

Все в жизни людей, у которых остановился Печорин, настораживает его. Он имеет «предубеждение» против калек, а здесь живет слепой мальчик. В хате «на стене ни одного образа - дурной знак». Однако Печорин будто бы действует вопреки. Он уже готов окунуться в таинственную жизнь контрабандистов, вместо того чтобы отстраниться от чуждого ему мира, и даже рад случаю, предоставленному ему судьбой. Да и мир «честных контрабандистов» оказывается вовсе не чуждым для героя. Не случайно, спускаясь по тропинке за слепым, Печорину на ум приходит вдруг фраза Евангелия: «В тот день немые возопиют и слепые прозрят». Ситуация в новелле романтическая, и у героя появляется некоторая приподнятость настроения. Его душа, мятежная, страстная, родственна морской стихии, он готов к опасности и жаждет житейских бурь.

В новелле Печорин (ведь именно он - автор текста, по мысли Лермонтова) создает удивительный образ ундины, русалки. В действительности героиня новеллы - простая бедная девушка. Но Печорин, постоянно ищущий за явлениями мира скрытый смысл, видит в ней образ, навеянный романтической немецкой поэзией. «Необыкновенная гибкость стана», «длинные русые волосы», «что-то дикое и подозрительное» в ее взглядах, «загадочные речи», «странные песни» - вот составляющие образа печоринской ундины. Он запоминает песню русалки «от слова до слова», потому что она - о людях вольных, людях риска, людях действия. Такие люди и близки нашему герою!

Правда, во время их поединка в лодке, ундина превращается в совершенно реального и опасного противника: «она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море». Печорин осознает даже, что уступает ей в ловкости, однако благодарен за радость поединка. В этом поединке обращает на себя внимание деталь, которая вроде бы дискредитирует сильного Печорина - он не умеет плавать! Но мы уже подготовлены предыдущим повествованием к странностям и противоречиям натуры героя.

Символические образы главы «Тамань»: море, парус - продолжают романтическую тему произведения. Эти поэтические образы воплощают в себе идею свободы, вольности, к которой стремится герой. Ему чужды игра, притворство, позерство, царящие в светском обществе, он ищет возвышенный идеал. Потому и близок ему мятежный Янко, которому, по его собственным словам, «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Янко живет вольной жизнью в гармонии с миром, а ее-то и недостает Печорину. Но свободолюбивый Янко уходит под белым парусом вместе с прекрасной ундиной. Символична финальная сцена «Тамани»: идеал, к которому так стремится душа Печорина, неуловим и недостижим. Действительность вновь разрушает романтический мир. Вернувшись в хату, Печорин обнаруживает, что «честные контрабандисты» его банально обокрали. Возможно, поэтому разочарованно и иронично звучит последняя фраза «Тамани»: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Первая часть журнала Печорина раскрывает перед читателем именно романтическую сторону его натуры. Перед нами предстает герой мятежный, личность незаурядная, жаждущая бурь и тревог, человек безрассудной храбрости, ищущий свой идеал. В то же время мы видим, как действительность, обыденность жизни разрушает романтический мир, создаваемый героем в его воображении. Этот вечный конфликт романтической поэзии!

В художественном отношении «Тамань» представляет собой образец высокого искусства. Лаконичность, точность и простота повествования, сочность языка делают новеллу непревзойденным образцом романтической прозы. В.Г. Белинским сравнивал повесть с лирическим стихотворением. А.П. Чехов признавался, что влюблен в эти лермонтовские страницы. Да и как не восхититься поэтическим мастерством, с которым написано прозаическое произведение Лермонтова! «Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся…» Забудемся и мы, читая прелестные строки Лермонтова и наслаждаясь Словом…

Облик «скверного городишка» мало изменился с лермонтовских времен


Сегодня — памятный день в истории русской поэзии: 177 лет назад на дуэли был убит Михаил Лермонтов, 27-летний гений. Его литературное наследство, кажется, разобрано и исследовано до строчки, до камушка, дрожавшего под ногой поэта. Но кто мешает нам, обычным благодарным читателям Михаила Юрьевича, отправиться в приморский городок Тамань, ставший знаменитым именно благодаря поручику Лермонтову?

Конечно же, слово «воспел» не совсем подходит для нашего случая. Даже далекий от литературы житель сегодняшней Тамани наизусть процитирует вам эти малопривлекательные строки из лермонтовской повести: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России». И вовсе не потому, что считает эту характеристику справедливой, вовсе нет! Просто надо понимать: хоть и не понравилась Тамань Лермонтову почти два века назад, но он все же обратил на нее внимание и даже описал произошедшее с ним здесь в своей знаменитой повести. Той самой, которую Белинский назвал «жемчужиной русской прозы».

Вот и мы приехали в Тамань не столько нежиться на черноморском берегу, сколько для того, чтобы попробовать приобщиться к событиям, о которых рассказывается в «Тамани». Повествование, как известно, ведется от имени главного героя — Печорина. Но повесть во многом автобиографична. Лермонтов пробыл в Тамани всего три дня. Приехал из Ставрополя 24 сентября 1837 года. Отсюда он собирался совершить плавание до Геленд-жика, чтобы присоединиться к отряду, которому предстояло начать военные действия против горцев. В ту пору в Геленджике ожидали прибытия императора Николая I. Однако в Тамани Лермонтов узнал, что царь отменил готовившуюся операцию. Поэтому ссыльному офицеру ничего не оставалось, как вернуться в крепость Ольгинское и оттуда отправиться в Ставрополь. Печорин, кстати, приехал в Тамань, чтобы тоже отправиться оттуда на корабле в Геленджик. Цитируем: «Суда в пристани есть, — подумал я, — завтра отправлюсь в Геленджик».

Итак, Лермонтов пробыл в Тамани с 24 по 27 сентября. За это короткое время с ним произошло весьма романтичное происшествие, которое отчасти было описано в «Тамани». Обычно в город приезжали ближе к ночи. Лермонтов оказался здесь после девяти вечера. В темную пору добрался до Тамани и Печорин: «Я приехал на перекладной телеге поздно ночью». Как и Печорин, Лермонтов прибыл в Тамань вместе с казаком-денщиком. До сих пор точно не выяснено, с кем из местных жителей общался молодой офицер. Как писал один из первых исследователей его жизни и творчества П.И. Висковатый, в Тамани поэт повздорил с казачкой Царицыхой, принявшей его за соглядатая, якобы следившего за контрабандистами, с которыми она общалась. Произошедшее и легло в основу повести.

Позднее местные краеведы установили, что, скорее всего, Лермонтов поселился на подворье казака Федора Мысника, владевшего двумя хатами. Одна, выкрашенная белой известью, находилась немного в стороне от берега: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища». Другая хатка, стоявшая у самого морского обрыва, совсем обветшала: «На дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрыва спускался к морю почти у самых стен ее». Мысник кроме выпаса скота занимался рыбной ловлей. Он владел несколькими баркасами, которые нанимали у него контрабандисты.

Оба домика и лежавший на суше баркас мы увидели, когда, приехав в Тамань, отправились в Музей Лермонтова. Вместе с билетами купили в кассе тоненькую книжку со знаменитой повестью. Лермонтовский шедевр и служил нам путеводителем по музею. В одном из домиков стояли упоминаемые в повести «две лавки и стол да огромный сундук возле печи», которые «составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа...». В повести помимо утонувшего в море пистолета исчезли «шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал». Они стали добычей контрабандистов.

То же самое добро украли и у самого Лермонтова. Правда, в его случае к этому списку следует добавить и находившиеся в шкатулке письма и деньги. Из пропавших денег 300 рублей принадлежали Мартынову, будущему убийце поэта. Родители Мартынова отправили их с Лермонтовым из Пятигорска. О произошедшем 5 октября 1837 года Мартынов писал отцу из Екатеринодара: «Триста рублей, которые вы мне послали через Лермонтова, получил, но писем никаких, потому что его обокрали в дороге, и деньги эти, вложенные в письме, также пропали; но он, само собою разумеется, отдал мне свои!»

Спустя годы родные Мартынова, оправдывая сына, утверждали, что поэт прочитал письма, в которых содержались нелестные для него характеристики, и не захотел отдавать их Мартынову. Этот факт, мол, и явился одной из причин роковой дуэли. Как бы там ни было, встреча с «честными контрабандистами» обернулась шедевром для русской литературы — и трагедией для нее же.

До наших дней в Тамани сохранились остатки Фанагорийской крепости, которую посетил Печорин. И, конечно же, там не мог не побывать Лермонтов, ведь он был обязан доложить о своем приезде и отметить подорожную. Крепость возводилась под руководством еще А.В. Суворова. Ныне у самых валов в его честь установлен монумент. Еще один посвящен флотоводцу Ф.Ф. Ушакову. С одной стороны, с валов, открывается великолепный вид на море, а с другой — на современное здание завода, выпускающего отличные сорта кубанских вин. По некоторым источникам, именно при строительстве крепости был обнаружен хранящийся в настоящее время в Эрмитаже знаменитый Тмутараканский камень с одной из первых надписей на древнерусском языке.

В Фанагорийской крепости Лермонтов останавливался во время своего второго посещения Тамани в 1840 году. Там он встретился с декабристом Николаем Ивановичем Лорером, передал ему письмо и книгу от его племянницы. Они увиделись в декабре 1840 года. До гибели поэта оставалось чуть более полугода. Лорер писал: «Я тогда еще ничего не знал про Лермонтова, да и он в то время не печатал, кажется, ничего знаменательного, и „Герой нашего времени“, и другие его сочинения вышли позже». Печальные строки, подтверждающие, что слава к Лермонтову пришла уже после его гибели...

Сохранился рисунок Лермонтова, который он сделал во время своего пребывания в Тамани. На нем изображена разместившаяся на крутом обрыве хата с камышовой крышей. Она стоит у самого моря. Рядом — лодка с веслом. Вдали виднеются трехмачтовый корабль и парусник. Слева от них — мыс с двумя вершинами, который ныне называют Лысой горой. Судя по всему, Лермонтов обратил внимание на домик, прогуливаясь 27 сентября 1837года вблизи крепости, располагавшейся в трех верстах от Тамани. Так что изображенный домик не тот, в котором писатель остановился во время приезда в Тамань.

Есть в Тамани еще одно место, которое легенды связывают с Лермонтовым. Скромная на первый взгляд, но открывающая великолепие своего архитектурного оформления при более внимательном рассмотрении, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была основана казаками в 1793 году. Прямоугольная, окруженная с трех сторон портиками с дорическими колоннами, она напоминает античный храм — и одновременно похожа на корабль. Примерно по такому же принципу построены знаменитый храм Парфенон в Афинах и церковь Петра и Павла в Севастополе. Рядом с храмом — колокольня. Существует легенда, что одним из ее первых звонарей был слепой мальчик, ставший персонажем повести.

P.S. С тех пор как Лермонтов впервые посетил Тамань, облик ее мало изменился. Десятилетиями вытянувшиеся вдоль пыльных улиц домишки дремали в провинциальной тишине. Крупные магистрали, в том числе и дорога к паромной переправе в Крым, проходили в стороне. Но в мае нынешнего года все изменилось. Открылся мост через Керченский пролив, теперь рядом с городом проходит трасса, ведущая к мосту. И нынче многие, прежде чем отправиться дальше в Крым, решают навестить Тамань, о которой прочитали еще в школе. А заодно выяснить, почему же Лермонтов назвал ее так: «скверный городишко»...



Статьи по теме: