Бальный сезон в Вене – вальсы, дворцовый этикет и дресс-код. Все на бал Виды балов и карнавалов в сезон

Что такое бал? Для большинства это сказочное мероприятие, чуждое современному информационному обществу, пережиток прошлого с его удручающими формальностями и излишними требованиями. Однако бал - это не сказка, а неотъемлемая часть русской культуры. Ни один другой не может похвастаться подобным культурно-просветительским значением. Указанный факт свидетельствует о необходимости возрождения бальных традиций в России.

Этимология слова

Значение слова «бал» своими истоками восходит к итальянскому и французскому языку - bal, ballo, что означает «танцевать». Существует и другая версия, согласно которой слово было заимствовано из польского или немецкого языков, в которых bal означает «кружить». Таким образом, бал - это светское мероприятие, центральным развлечением на котором являются танцы.

До XVIII века танцевальные вечера в России назывались ассамблеей. Лишь при Петре I, когда российская культура стала стремительно смешиваться с европейской, в русский язык вошло слово «бал». Спустя 3 века его историческое значение не изменилось и все так же означает одно из самых торжественных мероприятий.

Развитие бальной культуры в России

Первый бал в России был дан в 1606 году в честь свадьбы Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Однако вместе с разрывом отношений с Польским государством бальная культура ушла из России.

Традиция бальных празднеств была вновь введена лишь 2 века спустя: в 1718 году по приказу императора Петра I в Петербурге был дан роскошный бал. Однако и в начале XVIII века указанная традиция не прижилась. Лишь с восхождением на престол Екатерины II, т. е. к концу XVIII века, балы перешли из разряда редкого торжества в обыденное мероприятие, которое с удовольствием устраивала знать, а также почетные граждане города - учителя, врачи и т. д. Первый бал в Москве был дан в стенах зала Благородного собрания в конце XVIII в.

Балы давали практически круглый год, исключение составлял период Великого поста. Сезон начинался в конце сентября (время, когда знать возвращалась в город из заграничных поездок и загородных резиденций) и заканчивался в последние дни Масленицы. После революции 1917 года, когда царская власть была свергнута, имперские традиции канули в Лету вместе с имперским режимом.

Типология бальных мероприятий

Балы различались в зависимости от мест их проведения - основными разновидностями были придворные и общественные.

Несмотря на тот факт, что бал - это увеселительное танцевальное мероприятие, придворные празднества отличались особой чопорностью и строгими требованиями. Гостями на них была городская знать и интеллигенция, их посещали императорская свита и самые знатные семьи города. На придворных балах крайне неприличным считалось отступление от канонов бальных правил, в связи с чем атмосфера празднеств была крайне официальной.

Общественные балы значительно отличались от придворных. Здесь гости могли задорно танцевать, веселиться, общаться и весело проводить время. Однако нормы этикета было важно соблюдать и здесь.

Бальный этикет

Бал - это праздник, пышное торжество, предпосылками к организации которого были как свадьбы и дни рождения, так и памятные даты и национальные праздники. Однако вместе с тем он требовал от приглашённых соблюдения важных формальностей - бального этикета. Это целый свод правил в бальной культуре, от манер поведения до тона платья.

Приглашали на бал официальным приглашением, высланным отцу семейства в форме открытки или письма. В нём указывалось время и место проведение торжества, а также, если бал был тематическим, оговаривались детали одежды или внешний вид, соответствовать которому гости были обязаны.

В течение 2 или 3 дней приглашенное лицо должно было дать ответ. Отказаться от посещения бала было крайне неприлично, и единственным поводом, освобождающим приглашенного от ответственности за столь некультурное поведение перед организаторами, считался траур, срочный отъезд или, на крайний случай, болезнь.

Особо следует рассмотреть такой элемент бального этикета, как внешний вид и в частности одежда.

Бальный гардероб

Как говорил с сарказмом герой повести М. Булгакова: «Вот всё у вас, как на параде». Указанное высказывание не относится к бальному этикету, но полностью отражает его. Гости обязаны выглядеть на балу так же торжественно, как на параде: мужчины в форменных кителях или бальных костюмах (бальная пара с галстуком), а женщины - в платьях строго установленного фасона. Для дам появляться дважды в одном и том же наряде было апогеем неприличия. Каждая уважающая себя женщина готовила отдельный туалет для нового выхода в свет. В связи с этим рассылались заранее, за 10-15 дней, чтобы гости успели реализовать все приготовления.

В зависимости от тематики бала он мог быть костюмированным, монохромным, стилизованным. Помимо одежды было необходимо подготовить атрибуты - маски, декорации, стилизованные элементы и др.

Руки кавалеров и дам украшали белоснежные перчатки. Снимать их было нельзя даже в случае порчи - для подобных случаев гости приобретали запасную пару.

Важным атрибутом женского гардероба являлся веер. С помощью него дамы овеивали лицо и плечи после заводных танцев, использовали данный аксессуар также в общении с мужчинами.

Современная бальная культура

Культурное воспитание нации является одним из приоритетных направлений. Вернуться к своим истокам и по-новому взглянуть на организацию торжеств, повысить уровень своей культуры и приобщиться к истории помогают вновь организуемые бальные мероприятия. Бал - это в первую очередь разновидность интеллигентного отдыха.

На сегодняшний день возрождается бальная культура в России, и это имеет определенный успех.

Современные балы делятся на исторические, т. е. подразумевающие реконструкцию известных мероприятий из истории России, маскарады и стилистические. Стилистические балы обычно посещают люди из одной социальной категории, которая определяется принадлежностью торжества. К примеру, в Москве ежегодно устраивают бал стоматологов, а в Севастополе развивается культура офицерских балов. Важным событием уходящего года стал бал дебютанток TATLER, в котором участвовали юноши и девушки самых знаменитых семей Москвы.

Организация торжества

В последнее время педагоги заинтересованы в развитии эстетического вкуса у школьников, а также привитии норм и правил этикета. Научить детей и подростков правилам поведения в обществе поможет бал. В зависимости от возраста участников, а также мероприятия, к которому он приурочен, необходимо подготовить сценарий. На осенний бал можно разыграть шуточную сценку, которая сплотит учеников после каникул и поможет познакомиться вновь пришедшим в коллектив участникам. Сценарий зимнего бала можно приурочить к новогодним празднествам, а весенний - к предстоящим каникулам или прощанию с учебным заведением.

У студентов и школьников большой популярностью пользуются балы в осенний период, ведь это время, когда до экзаменов еще так далеко, а в мыслях витают воспоминания о беззаботном лете. В зависимости от разновидности бала (исторический, стилистический или маскарад), сценарий на осенний бал требуется подбирать соответствующий. Для школьников до 10 лет можно взять на основу сюжет сказки или мультфильма, от 10 до 15 лет - фильма или книги. Для старшеклассников и студентов можно проводить исторические балы, которые позволят вместе с развлечением приобщиться к истории своей страны.

Московские бальные мероприятия

Традиция организации и участия в балах постепенно возрождается и в России. Ведь бал - это прежде всего культурное мероприятие, место, где люди могут интеллигентно отдохнуть.

Главным событием 2017 года в бальной культуре станет запланированный на 20 мая 2017 года. К сожалению, прием заявок от девушек уже закончен, однако юноши могут попытать счастья и оказаться на указанном мероприятии.

Если у вас есть возможность поехать за границу, примите к сведению, что сегодня множество туристических агентств предлагаю туры на балы по всему миру. В Австрии только в январе 2017 года пройдут около 12 подобных мероприятий, в том числе:

  • 13.01.2017 - Штирийский бал.
  • 13.01.2017 - Бал цветов.
  • 14.01.2017 - Бал венского университета экономики и бизнеса.
  • 16.01.2017 - Бал офицеров.
  • 19.01.2017 - Бал и др.

Для детей до 8 января на стадионе «Лужники» будет проходить новогодний интерактивный спектакль-бал «Битва с Троллем». Стоимость билетов - от 500 до 2500 рублей.

Человек, попавший на бал один раз, уже никогда не сможет организовывать свой досуг по-другому. Ведь что такое бал? Это история и культура без пошлости, это торжественность и пышность без вычурности, это эстетика и наглядный пример того, как должен отдыхать интеллигентный и воспитанный человек. Если вы считаете себя таковым - добро пожаловать на бал!

Открылся бал. Кружась, летели
Четы младые за четой;
Одежды роскошью блестели,
А лица — свежей красотой.

А.И. Одоевский

Кружащиеся пары в галантных костюмах и вечерних платьях — казалось бы, картинка давно забытого прошлого. Однако сегодняшняя тенденция возрождать лучшие культурные и исторические традиции, вернула к жизни одну из самых красивых и романтичных из них – бал. Доказав, что это не только развлечение для высокопоставленных персон, но и возможность обычному человеку провести время и отдохнуть в совершенно новой для него атмосфере.

Современный бал имеет свои отличия от классического, проводившегося в России еще со времен Петра 1. Он более демократичен, но по-прежнему также красив и элегантен.

Современные балы

Современный бал, как и прежде — это светское танцевальное мероприятие. Здесь можно прекрасно отдохнуть, танцуя и общаясь с другими участниками. Что делать, если пока у человека нет никакого представления о том, как все происходит на балу? Необходимо подготовиться и вникнуть в общие вопросы его организации и проведения.

Категории балов

Для тех, кто собирается принять участие в этом мероприятии, важно сориентироваться в том, какие балы бывают.

В зависимости от того, какую традицию организаторы хотели бы реализовать в современной интерпретации, танцевальные мероприятия подразделяются на несколько категорий.

  1. Исторические балы , цель которых создать атмосферу конкретного исторического периода. Здесь воссоздаются особенности его проведения, отбираются танцы конкретной эпохи. Для участников описываются подробные требования к дресс-коду.
  2. Ролевые балы , предоставляющие участникам стать частью какой-то игровой атмосферы, взятой, например из книги.
  3. Стилистические , устраиваемые для конкретной группы людей. Например, сейчас активно возрождаются традиции проведения офицерских или студенческих балов.

По возможности посещения мероприятия разными людьми, они бывают открытыми или общественными, и закрытыми , устраиваемыми для определенной категории людей, строго ограниченного круга или статуса.

К общественным балам могут относиться:

  • благотворительный;
  • публичный городской;
  • рождественский;
  • посвященный конкретному танцу или танцевальному стилю.

К закрытым относятся:

  • бал в честь знаменитостей;
  • светские балы для высокопоставленных персон, крупных бизнесменов.

Если на открытое мероприятие может попасть практически любой желающий, то для участия в закрытом торжестве потребуется пригласительный билет.

Как одеться на бал

Прежде чем отправляться на бал, необходимо узнать, какой установлен для конкретного мероприятия. Об этом чаще всего пишут в отправленном Вам приглашении, либо анонсе.

Чаще всего для участников требуется соблюдение определенного дресс-кода, например, близкого по своей строгости к Black-Tie: строгие смокинги и бабочки для кавалеров, и вечерние платья в пол для дам, перчатки.

Для участия в историческом бале может потребоваться специальный костюм, соответствующий воссоздаваемой исторической эпохе.

Общие правила поведения на балу

Главный человек в зале – распорядитель бала . Он знает всю программу, организовывает действия участников. С ним запрещается спорить или не выполнять его распоряжения. Помимо распорядителя у праздника танца могут быть хозяева – те люди, кто организовал это мероприятие.

Основные правила поведения на балу, обязательные для выполнения каждым участником.

  1. На танцевальный праздник не принято опаздывать.
  2. Заходя в зал, необходимо в первую очередь поприветствовать хозяев вечера и распорядителя. Затем можно поздороваться со знакомыми людьми рукопожатием, либо легким поклоном с малознакомыми или незнакомыми участниками.
  3. Не принято бегать или слишком быстро перемещаться по залу.
  4. Не принято громко разговаривать или смеяться, вести себя вызывающе, сквернословить или грубо разговаривать.
  5. Любые споры должны решаться за пределами танцевального зала.
  6. Не принято курить, жевать жвачку, перекусывать в зале для танцев, ведь для этого есть буфет или накрыт специальный стол.

Поскольку бал – это, в первую очередь, танцы, то каждый его участник обязан танцевать.

Дамы могут дать предварительное обещание кавалерам станцевать с ними не более трех танцев.

Приглашение на танец (ангажемент)

Современный бал придерживается классических бальных традиций, в том числе и в отношении ангажемента — приглашения на танец.

  1. Приглашая даму, кавалер должен подойти к ней, и, поклонившись, подать ей правую руку. Нужно ли при этом что-то говорить? Совсем не обязательно. Но при желании можно сделать устное предложение: «Не откажите в удовольствии пригласить Вас…», «Позвольте мне пригласить Вас…». Дама, принимая , делает реверанс и подает кавалеру левую руку, после чего пара направляется в танцевальную зону.
  2. Если дама, которую кавалер хотел бы пригласить, пришла со спутником, необходимо спросить разрешения спутника на приглашение и извиниться, если своим появлением кавалер прервал беседу.
  3. Не принято танцевать со своим спутником или одним кавалером более трех танцев за вечер. И не более двух танцев подряд.
  4. Если кавалер прибыл с дамой, то первый танец он танцует именно с ней.
  5. Если даму пригласил ваш знакомый, то следует пригласить его спутницу.

Самой главной ошибкой на балу является ситуация, когда дама или кавалер забыли о танце, обещанном кому-то из участников.

В каких случаях дама может отказаться от предложения к танцу:

  • Она уже обещала этот танец другому партнеру.
  • Количество танцев с этим кавалером уже равно трем.
  • Дама хотела бы отдохнуть.
  • Кавалер, приглашающий даму, не надел перчаток.

Правила поведения во время танца

  • В момент прохода по залу и во время танца дама должна всегда находиться по левую руку партнера.
  • Дама кладет руку мужчине чуть ниже плеча. Мужчина же не может держать даму за плечи или спину, если ее наряд – платье –декольте.
  • Если в процессе танца пара столкнулась с другими танцующими, то извинения приносит мужчина.
  • Оба танцующих не должны смотреть себе под ноги, отслеживая, правильно ли они выполняют шаги.
  • Расстояние между партнерами не должно быть слишком далеким или крайне близким.
  • Во время танца не принято много разговаривать, но обмен короткими репликами вполне возможен, но только если они не имеют отношения к другим танцующим.
  • У каждого танца есть свой рисунок и порядок следования фигур. Желательно в танце ориентироваться на первую пару. Если пара сбивается с ритма, то она должна сместиться ближе к середине круга, давая возможность более опытным танцорам продолжить двигаться по принятой схеме танца.
  • После окончания танца, необходимо проводить даму на место. Прежде чем оставить даму, кавалер выполняет поклон в знак благодарности за принятое приглашение.


Что танцуют на современных балах

У каждого танцевального мероприятия есть своя программа, о которой можно узнать заранее. При этом исторические балы используют танцы выбранной эпохи: менуэт, мазурка, полонез или французская кадриль.

Если же современный бал посвящен определенной танцевальной стилистке, например, вальсу или латино-американским танцам, то участникам будет предложена соответствующая танцевальная программа.

Что мне делать на балу?
Я у стенки маюсь.
Выступать я не люблю,
танцевать стесняюсь.

И немного странен мне
этот хохот дружный.
И стою я в стороне,
никому не нужный.

Чтобы не быть похожим на героя стихотворения Марка Вейцмана , желательно хотя бы немного подготовиться.

Для тех, кто не умеет танцевать, организаторы могут предложить пройти предварительные мастер-классы для получения танцевальных навыков по той программе, которая предусмотрена для мероприятия.

Часто, особенно на общественных балах, обучение проводится непосредственно в танцевальном зале уже во время самого мероприятия. Распорядитель или «учитель» танцев учит участников основным шагам. Затем им предлагается самостоятельно исполнить танец.

Если участник – новичок, то стоит правильно выбирать место для танца. При отсутствии хороших навыков, можно танцевать в тех частях зала, где участников мало. В этом случае пара получит удовольствие от танца, не помешав остальным танцующим.

Бал – это красивое событие в жизни любого его участника. Оно позволяет иначе посмотреть и на проведение досуга в целом, и усвоить правила этикета, позволяющие и в обычной жизни демонстрировать красивые манеры, уважение к собеседнику и такт.

Дорогие друзья! В ближайшее воскресенье, 19 апреля, в театрально-концертном зале «Восход» нашей воскресной школы состоится Пасхальный молодёжный бал – второй бал в истории нашего прихода.

В преддверии этого события предлагаем вам материал об истории балов в России и о современных традициях бального этикета.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого – в переводе оно означает мяч. Какая же связь между мячом и танцевальным вечером? Оказывается, прямая. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом, а молодая женщина в качестве ответного дара должна была устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов – то есть вечеринок с танцами.

В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало – они появились у нас только в эпоху преобразований Петра Первого. В 1718 году указом императора были учреждены ассамблеи – вечера для дворян с угощением, танцами, играми и беседами. Прошло несколько десятилетий, и во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец стал обязательным предметом. Его изучали и в Царскосельском лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Довольно скоро танцевальная культура России достигла замечательного развития: уже во времена императрицы Елизаветы Петровны балы русского двора славились во всей Европе. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России. Это тем вероятнее, что сама государыня танцевала превосходно и особенно отличалась в менуэте и «русской пляске». В конце XVIII – начале XIX века наши соотечественники не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в особой, присущей именно русской школе благородной манере. Петербург и Москва постепенно стали самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним, а музыка и танцы считались важной частью дворянского образования – наряду с иностранными языками и математикой! Вместе с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности. В светском обществе вообще было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение приобретали уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию».

Танцы осваивали с раннего детства – с пяти-шести лет. Обучение напоминало скорее жёсткую тренировку спортсмена, и подготовленным танцорам были свойственны ловкость и уверенность, изящество в движениях, непринужденность и выносливость. Это было, как говорят, «в крови» и с малых лет придавало дворянским отпрыскам величавость, грацию и умение практически в любой ситуации держаться достойно и красиво. Один из крупнейших русских балетмейстеров А.П. Глушковский, например, отмечал: «Главное достоинство старых танцевальных учителей состояло в том, что они держали ученика долгое время на менуэте, потому что этот танец выправляет фигуру, приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку – одним словом, делает все движения и манеры приятными». «Потерять такт», то есть сбиться в танце, считалось постыдным – иногда такой промах на балу мог стоить кавалеру карьеры.

Аристократические балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трёх сторон колоннами и освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, за которыми играли в карты, созерцали танцующих и философствовали. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках (танцы только под фортепьяно и в обществе попроще балом не считались). Часто бал включал в себя также дополнительные развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины или даже любительский спектакль.

Балы проводились по определенной, чётко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе, стержнем которой, конечно, были танцы. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем , или полонезом , заменившим старинный менуэт .

Полонез вошёл в моду при Екатерине II. Длился он приблизительно 30 минут, и все присутствующие должны были принять в нём участие: танец этот совсем несложный, всем по силам – два шага и на третьем приседание, поклоны и реверансы. Это походило на торжественное шествие – недаром иностранцы называли полонез «ходячим разговором».

Далее по бальному расписанию следовал контраданс , или кадриль . Вот здесь уже пожилые люди предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем – танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

Следующим танцем был вальс , о котором А.С. Пушкин писал: «Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой» .

Вальс действительно немного однообразен, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но русские танцоры умели танцевать «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету, партнер же делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимый шик. В 20-е годы XIX века мазурку стали исполнять в более спокойной манере, во время этого танца между партнёрами допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон . Он представлял собой танец-игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце то становились перед дамой на колени, то отскакивали от неё, то перепрыгивали через платок или карту…

На большую часть танцев кавалеры приглашали дам заранее, записывая своё имя в специальную книжечку той особы, с кем хотели танцевать.

Кроме названных, на балах были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки . Всё зависело от моды и от вкусов устроителей.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX веке танцевали даже в деревнях.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.

И в другом месте:

Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и зачастую скучноватые. Праздничным придворным балом со времен императрицы Анны Иоанновны отмечались императорские дни рождения, годовщины восшествия на престол и коронации, свадьбы, дни рождения и именин членов семьи монарха, орденские дни, победы, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных – избавить от него могла только серьёзная болезнь. Кроме императора, императрицы и членов царской семьи – великих князей, княгинь и княжон – там присутствовали различные придворные чины, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики – разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные мужчины должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества.

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

На придворные балы мужчинам полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах; для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали стиль той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века. На них тоже бывало многолюдно, но в меру – тысяч до трёх приглашённых. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости.

От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дым курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, дорогие вина со всего света. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или Городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников был широким и пёстрым: чиновники, военные, помещики, учителя... Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками или артистами.

Наиболее весёлыми и непринуждёнными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило, несколько десятков человек.

Выделяли в бальной иерархии также благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий. Подобный бал описан, например, в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, ещё сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали, кроме бала, концерты роговой музыки, фейерверки, катание на лодках... Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом – на лужайках, или же в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Правила бального этикета, несколько видоизменяясь от эпохи к эпохе, в главном на протяжении веков оставались неизменными, многие из них вполне подходят для сегодняшнего времени. Прежде всего, помните: достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом «бал». Стиль поведения кавалеров и дам – это галантность и изысканность манеры общения.

Для кавалеров обязателен строгий костюм, возможно с жилетом, галстук или бабочка, хорошие туфли. Для дам – бальное или вечернее длинное платье, красиво убранные волосы. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев и простые украшения. Следует избегать вычурности, претензии на роскошь или нескромности (например, глубоких декольте). Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, а также в количестве ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сводится к минимуму.

Бальный наряд предусматривал – и допускает сейчас – безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском – лайковые, у «военных» – замшевые.

Любой танец начинается с приглашения дамы. Кавалеру следует сделать это как можно более изящно и галантно: лучше всего начать с комплимента и поприветствовать даму лёгким наклоном головы. Если дама согласна танцевать, она также выполняет поклон и вместе с кавалером выходит на танцевальную площадку. Если дама в принципе танцует, а не просто присутствует на балу, отказывать пригласившему её кавалеру не принято.

Очень важен момент окончания танца. После того как закончилась музыка, кавалер и дама кланяются друг другу (лёгкий наклон головы), кавалер благодарит даму за чудесный танец и провожает её до того места в зале, где дама пожелает остаться. Там он ещё раз благодарит и выполняет поклон, дама тоже отвечает ему поклоном, и только после этого кавалер считается свободным.

Если вы в первый раз на балу и никогда не занимались танцами, смело танцуйте каждый новый – даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но при этом грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов: пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им место. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других танцующих. Пожалуйста, не жмитесь и к краям зала, если вы танцуете на месте.

На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец и занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за инструктором-организатором бала или за другими парами, которые знают этот танец.

Ну и самое главное – будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, помня о своём человеческом достоинстве. Но лучше всё-таки избегать столкновений: если вы видите, что на площадке уже очень много пар, проводите свою даму прогуляться, развлеките её приятной беседой, угостите чем-либо вкусным в буфете.

Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды, пренебрежение, кокетство – в общем, всё, что расходится с законами красоты и приличия, должно избегаться с особым тщанием. Помните, что искусство общения ничуть не менее важно на балу, чем умение хорошо танцевать.

Многие танцы раннего Нового времени (XVI - первая половина XVII века) достаточно подробно описаны в источниках и неплохо реконструированы. При этом, сведения о том, как эти танцы выбирались и чередовались на балах, достаточно отрывочны. Большинство источников лишь вскользь упоминают об этом. В этой заметке собраны современные представления о том, как проходили балы в западной Европе в указанный период. Кроме того, здесь представлены рекомендации и практические соображения по организации танцев на современных балах по данной эпохе.

Италия

Судя по имеющимся источникам, в Италии не было единой системы проведения балов и танцев. В разных городах в разное время танцевали по-разному, и местные учителя танцев могли оказывать значительное влияние на то, что и как было принято при том или ином дворе.
В «Nobiltà di dame…» Карозо дает множество советов кавалерам и дамам по поведению на балу. Кроме того, он неявным образом описывает, как различные баллетти встраиваются в Ballo del Fiore. Сюзан де Гвардиола реконструировала этот церемониал и представила его на ФСТ-2015.
Сам по себе Ballo del Fiore был, несомненно, широко распространен. В различных вариантах он упоминается во французских, итальянских и испанских источниках раннего Нового времени. Танец описывают следующим образом.
Начинает танец один кавалер, который держит в руке цветок (факел, свечу или другой предмет). Этот кавалер после начального реверанса, танцуя, подходит к выбранной им даме и реверансом приглашает ее на танец. Они берутся за руки и в паре танцуют определенные фигуры. Эти фигуры, судя по всему, выбирает кавалер, который ведёт танец. После этого, кавалер делает реверанс, передает даме цветок (целуя его, в варианте Карозо) и выходит из танца. Дама же продолжает танец, приглашая себе нового кавалера. Также Карозо описывает фигуры для Ballo del Fiore на 3 и 5 танцоров. В этом случае кавалер или дама с цветком по очереди приглашает всех танцоров, также по очереди выводя их на места. После передачи цветка оставшиеся кавалеры и дамы подают друг другу руки и парами выходят из танца.
В «Nobiltà di dame…», кавалер, оставшись с цветком, может заказать у танцмейстера (mastro da ballo) баллетто. Из текста неясно, могла ли это делать дама. Далее этот кавалер приглашает всех остальных танцоров. После исполнения баллетто, он передает цветок даме, и она продолжает Ballo del Fiore.
Карозо упоминает, что заказывать баллетти танцоры могут также во время Piantone. Piantone - это гальярда с таким же приглашением по цепочке, как и в Ballo del Fiore, но без цветка. В этом случае, когда после баллетто продолжают танцевать Piantone, то вначале танцуют приглашавший кавалер и его дама (или наоборот), и только после этого заказавший баллетто танцор выходит из танца.
Карозо отмечает, что если в танце было больше двух партнеров, то ведущий может передать цветок любому из них, хотя правила вежливости требуют передавать его первому из приглашенных.
Таким способом можно провести весь бал. Практика танцевального вечера на ФСТ-2015 показала, что опытные танцоры с большим удовольствием импровизируют в Ballo del Fiore. Также понятно, что на баллетти нужно приглашать тех, кто его знает и готовил к балу. Партнеры могут договориться заранее и, когда цветок попадет к одному из них, он пригласит остальных. Также нельзя исключать, что в достаточно ограниченном кругу знакомых, регулярно танцевавших друг с другом, всем было хорошо известно, кто помнит какие балетти, и решение о приглашении на него могло приниматься во время бала, а не заранее. При этом сомнительно, чтобы в активном репертуаре большинства танцоров было больше десятка баллетти. Также следует учесть, что музыкантам нужно было подготовить музыку этого баллетто заранее, если от них требуется исполнить ее на балу.
С учетом вышесказанного, на современном балу важно выделить тем или иным образом группу баллетти, музыку для которых будут готовить музыканты, и ограничить участников в заказе баллетти только этим списком. Это также позволит танцевать вместе участникам, которые не могут совместно репетировать танцы к балу.
Неизвестно, насколько распространен был такой вариант проведения бала. Нигде, кроме «Nobiltà di Dame…», не описан подобный принцип построения бала, хотя сам Ballo del Fiore, в различных вариантах и под разными названиями, был распространен весьма широко.
Еще одна группа танцев, которая заслуживает отдельного рассмотрения, - это общие танцы в колонну: Chiaranzana, Catena d’Amore и Caccia d’Amore. Для всех трех танцев Карозо и Негри описывают одновременное приглашение, когда все кавалеры одновременно спешат пригласить дам. Поскольку систему с вписыванием других танцев внутрь Ballo del Fiore Карозо описывает в другой книге, нежели Chiaranzana, мы не можем сказать, предполагал ли он, что Chiaranzana должна исполняться отдельно от Ballo del Fiore или внутри него. На современном балу можно использовать любой из этих вариантов. В случае, если какой-то из этих танцев заказывают во время Ballo del Fiore, кавалер или дама с цветком приглашает себе партнера и становится ведущей парой, а все остальные танцоры находят себе пару и выстраиваются за ведущей парой самостоятельно. Судя по тексту Карозо и Негри, дамы в этих танцах не приглашали себе партнеров.
Caccia d’Amore в группе этих танцев стоит немного особняком. После фигур в колонну в ней идут две игровые фигуры, после которых все выстраиваются в цепочку, образуют круг и танцуют внутри него Piantone в том порядке, в котором они стоят в цепочке.
Piantone, как было сказано выше, представляет собой гальярду с приглашением по цепочке, так же как в Ballo del Fiore, но без цветка. Негри пишет, что этот танец был популярен, поэтому могли запускать две цепочки приглашений так, что одновременно танцевали две пары, независимо друг от друга. Когда Piantone исполнялся как часть Caccia d’Amore, то приглашения должны были идти не в произвольном порядке, а в том порядке, как они стояли в цепочке.
Для всех трёх танцев указано, что существует множество других фигур, но авторы, чтобы не утомлять читателей, не описывают их. Поэтому, в контексте современного бала имеет смысл разрешать ведущей паре использовать фигуры из одного из этих танцев в другом (кроме специфичных для Caccia d’Amore игровых фигур и Il Piantone) и сочинять свои фигуры, по подобию исторических. Ведущей паре при этом следует подготовить эти фигуры заранее, если они планируют заказывать один из этих танцев.

Франция

Про балы во Франции в раннее Новое время нам известно следующее.
На регулярных королевских балах во времена Генриха III порядок танцев был таким: павана, аллеманда, бранли, куранта, вольта и гальярда. Последние два танца, видимо, иногда менялись местами. Арбо в 1589 году пишет, что павану в его время танцуют только на королевских балах, а танцами для начала бала служит первая сюита бранлей: Double, Simple, Gay, de Bourgogne. В 1612 году на бале, данном королевой Маргаритой в честь испанского посланника, танцевали сначала бранль (Premiere/Simple), затем куранты, затем канарио, затем гальярду с цепочечным приглашением. Завершился бал еще одним бранлем. Де Лоз (1623) и Мерсенн (1636) приводят немного различающиеся списки бранлей, которыми открывают бал, по-разному комментируя то, какие из них успели выйти из употребления. Первые три бранля, которые, по их словам, танцуют всегда, – это Simple, Gay и Poitou. Традиция начинать королевские балы бранлем и курантой, судя по всему, сохранялась в течение всего правления Людовика XIV. Французские источники упоминают также бранль de la torche, исполнявшийся так же, как Ballo del Fiore, но никаких указаний на его особую роль на балу нет. Кроме того, у нас нет никаких свидетельств об исполнении во Франции танцев с прогрессией в это время.
Другой важной особенностью королевских балов были строгая ранговая система. Королеве, например, разрешалось танцевать бранль только между двумя принцами крови. В танцах с цепочечным приглашением эти приглашения шли строго по знатности, по крайней мере первые несколько раз. Для самого короля, насколько можно судить, таких ограничений не было. Если король или королева-мать желали, они могли указать, кого именно на какой танец пригласить. Так, на балу королевы Маргариты, Мария Медичи приказала своей дочери станцевать канарио с маркизом д’Эльбёф, а королева Маргарита (первая жена Генриха IV, на тот момент покойного) попросила мадемуазель д’Ане пригласить господина д’Антибу, отличавшегося умением хорошо танцевать.
К сожалению, на текущий момент нет убедительной реконструкции ранней куранты и аллеманды, поэтому точное следование порядку танцев на современном балу невозможно. Английские паваны и аллеманды представляют собой отдельную линию эволюции этих танцев и, насколько мы можем судить, во Франции не исполнялись. Порядок танцев, также будет зависеть от реконструируемой эпохи и того, королевский бал или нет.
Для королевского бала можно предложить следующую схему:

  1. павана (до Генриха III включительно);
  2. бранли (Double, Simple, Gay, de Bourgogne до Генриха III включительно, Simple, Gay и Poitou до Людовика XIII включительно, далее можно оставлять только Poitou, хотя неизвестно, когда именно произошел переход);
  3. показательные танцы (канарио, баллетти);
  4. вольта (до Генриха III включительно);
  5. гальярда (начиная с Генриха IV с цепочечным приглашением, до того возможны оба варианта);
  6. другие бранли, например региональные или decoupé; бранли morgue, вряд ли были бы уместны на королевском балу.

Для менее официального бала нужно исключить павану, начав бал с бранлей, соответствующих эпохе. Далее можно чередовать вольту, гальярду и другие бранли, в том числе de la torche по желанию гостей и хозяев.

Англия

Хотя Елизавета I, по свидетельствам современников, любила танцевать и делала это довольно часто, у нас нет свидетельств о формировании определенных ритуалов на балах при английском дворе. Большая часть танцев, упоминаемых в источниках, совпадает с популярными во Франции танцами того времени. Это, в первую очередь, вольта, куранта, гальярда. Другие танцы, такие как бранли, пассомеццо или испанская павана, также встречаются в английских источниках. Павана и аллеманда позаимствовали из бассадансов принцип композиции и к последней четверти XVI века стали называться measures. В конце XVI века восемь таких танцев, известные как “old measures”, получили статус обязательных ритуальных танцев на праздниках в Inns of Court. Они исполнялись во время празднеств на День всех святых (1 ноября) и Сретение (2 февраля) в рамках Solemn Revels. После ритуальной части празднования, устраивались Post Revels, частью которых были танцы. популярные в то время. Традиция Solemn Revels существовала до 1730-х годов, с перерывом в 1649–1670 годах. Исполнение «old measures», вероятно, было элементом Solemn Revels на протяжении большей части их существования.
У нас есть свидетельства того, что ранние формы контрдансов могли исполняться в Англии начиная с последнего десятилетия XVI века, но о их месте в танцевальной культуре того времени практически ничего неизвестно.
На современном бале по Англии раннего Нового времени, большую часть танцев, таким образом, должны составлять танцы со схемой. Для времен Елизаветы I это разнообразные measures, для ранних Стюартов - контрдансы без прогрессии, после гражданской войны - контрдансы с прогрессией. Остальные танцы будут те же, что и в континентальной Европе того времени - бранли, вольта, гальярда и другие.

Другие страны

К сожалению, на данный момент у нас недостаточно источников для того, чтобы сделать подобный анализ для других стран Европы. Насколько можно судить, в Испании исполняли танцы из Франции и Италии, дополненные танцами местного происхождения, такими как испанская павана и сарабанда. Ситуация в немецких землях, видимо, была схожей, с той разницей, что местным танцем была аллеманда.

Заключение

Представленные выше сведения и рекомендации по организации балов в стиле раннего Нового времени не могут считаться исчерпывающими. По мере появления новых исследований об истории танца, анализа новых источников и переосмысления старых, стоит ожидать существенных исправлений и дополнений к изложенному выше материалу. Представленный материал может рассматриваться как отправная точка для тех, кто хочет реконструировать бальную культуру раннего Нового времени на практике.

Балы вчера, сегодня, завтра

Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.

Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденция.

С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.


Допетровская Россия не знала балов. Начало им положено Петром I заведёнными тогда ассамблеями. Петровские балы всегда открывались польским гавотом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. При Анне Иоанновне балы были в большом ходу. Любимая поговорка императрицы Екатерины II была: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает» , и в силу этого она особенно поощряла балы с танцами, достигшими при ней значительного развития. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что свидетельствуют даже люди, видавшие великолепие Версаля. С тех пор балы вошли в жизнь, как обычное увеселение.

Однако настоящей бальной столицей Европы принято считать Вену.



Балы в Венской государственной опере стали даваться ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Исключением стала Вторая мировая война. Тогда балы были прерваны вплоть до 1956 года, когда бал вернулся в стены Венской государственной оперы. С тех пор традиция ежегодного проведения Венского оперного бала нарушалась лишь однажды. В 1991 году Венский Оперный бал был отменен из-за Войны в персидском заливе.

Сегодня Венский Оперный бал является одним из главных ежегодных светских событий в Европе и каждый раз собирает более 5000 гостей, которые ночь на пролет танцуют в государственной опере.

Сезон там начинается в новогоднюю ночь с роскошного Императорского бала и продолжается до конца февраля – по нескольку балов в день. Свой есть у каждой профессиональной ассоциации: Бал фокусников, Бал охотников, Бал фармацевтов... Билеты можно купить по Интернету, но побеспокоиться о них стоит заранее. Например, на знаменитый бал в Венской опере собирается весь цвет Европы и Америки, поэтому билеты стоит заказать за полтора-два месяца.

Балы в России

В русском обществе были приняты два типа балов - большой и малый.
На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т. е. около 12 часов ночи. Заканчивался такой бал к 8 часам утра.



Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет
высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу.


Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I. Картина неизв. худ. Начало 1830-х

На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье; хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т. е. прикладывались щечками).

При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался.
Если бальное платье женщины имело трен , то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону трена стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол.
Офицеры никогда не танцевали с оружием , его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях.
Танцевать без перчаток считалось недопустимым . В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно. Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин.

Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера
Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. П одобное оскорбление могло быть поводом к дуэли . За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль.

Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде.
Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало.
По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя.
Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы.
Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с ней пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме. На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер - будущий претендент на ее руку.

Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку.


James Hayllar 1829-1920

Бальный этикет

« В танцах проявляется и галантность кавалеров, и чарующая сдержанность дам...»

( Выдержки из Ball Room Guide, "Правила поведения на балах".)

§1 . Каждый танцор должен строго следовать установленному порядку танца.

§2. Перед каждым танцем несколько тактов музыки, исполненных по сигналу распорядителя, дадут понять танцорам, что пора занять свои места на паркете.

§3. Все указания распорядителя следует неукоснительно соблюдать.

§4. Танцуя по окружности зала, не следует разрывать круг и танцевать сбоку другой пары или прямо перед ней. Количество пар, танцующих одновременно должно соответствовать вместимости зала и составлять от 16 до 24. После нескольких туров пары должны отойти в сторону и дождаться, пока не придет их очередь.

§5. Недопустимо совершать более двух кругов танца.

§6. Круговой танец для небольшой компании займет 15 минут и до 20-30 для большого числа гостей. Между танцами следует делать перерывы по 8-10 минут.

§7. Только распорядитель должен давать указания оркестру.

§8. Конфликты, возникающие между джентльменами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

§9. Распорядитель решает, будут ли допустимы дополнительные туры.

§10. Никому не должно быть дозволено танцевать в тяжелых ботинках и верхней одежде, также как и без перчаток.

Если переходить от общих слов к конкретным правилам балов, то, в первую очередь, мы должны отметить, что поскольку хороший вкус подразумевает чувство меры, размер бального зала должен быть соотнесен с числом гостей. Зал не должен быть ни слишком пустым, ни слишком тесным. Лучше всего, без сомнений, когда гости стоящие по периметру как раз охватывают зал.

Также мы расскажем немного о том, как следует одеваться к балу . Есть универсальное правило, как для джентльменов, так и для дам. Одежда должна быть как современной, хорошо пошитой из дорогого материала, и настолько простой, насколько возможно.

Для джентльменов это – черные костюмы, белые рубашки, желтые или белые перчатки, бальные туфли или кожаные ботинки. Одежда не должна стеснять джентльмена, поскольку если он не чувствует себя на балу также свободно как и у себя дома, то ему лучше дома и оставаться. Тем не менее, легкость не должна перерастать в нахальство, поскольку после паясничания, это – самый большой промах для любого пола. Не забывайте, легче хорошо танцевать, нежели хорошо себя вести.

Считается неприличным танцевать с одной дамой более трех-четырех раз, даже если вы находитесь в близких отношениях. Разговоры должны происходить на пониженных тонах и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

В целом, джентльмен не может быть чрезмерно внимателен к своей партнерше, и должен помнить об этом, оставаясь рядом с ней после приглашения на танец. Приглашения задолго до начала бала на частных танцевальных вечерах считаются невежливыми и никогда не должны превышать трех танцев.

То, что мы сказали о выборе простого костюма для джентльмена, в еще большей степени применимо к дамским нарядам. Также дамы не должны перегружать себя украшениями, потому что ни что так не свидетельствует о дурном вкусе, как танцующие цветочные клумбы. Особое внимание следует уделить выбору перчаток и платка , которые всегда являлись эталоном хорошего вкуса.
Кроме того, даме следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу – это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды и, в общем, все, что расходится с законами красоты должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к джентльмену должно всегда быть размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать джентльменам, пригласившим их на танец – признание, которого достойно любое внимание. Поведение дамы должно быть доброжелательным, но ни в коем случае кокетливым, поскольку ничто так не опускает оценку женщины или девушки в мужских глазах, если он не дурак, как кокетливое поведение. Он решит, что ухаживания, обращенные к незнакомцу – это ухаживания, обращенные ко всем, следовательно, не стоит воспринимать это на свой счет.

Обязанности распорядителя

§1. Устроители бала должны собраться за 15 минут до начала бала.

§2. Они должны установить порядок танцев и распределить между собой обязанности.

§3. Когда дамы входят в залу, церемонемейстер должен ознакомить их с порядком танцев и сопроводить до кресел.

§4. Вежливость и предупредительность по отношению к дамам - первейшая обязанность распорядителей.

§5. Также в обязанности распорядителя входит представления незнакомых людей.

Распорядитель должен делать все, чтобы гости чувствовали веселье и удовольствие!



Статьи по теме: