Античная культура древней греции кратко самое главное. Культура Древней Греции: кратко

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» — по-гречески значит «народ», «кратос» — власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», — спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», — говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


Современная культура Греции , при всех устремлениях к новизне и оригинальности бережно сохраняет три традиции.

Во-первых, античную. Получают государственную поддержку существующие музеи античной культуры и организуются новые. Так, вблизи Акрополя недавно создан Музей древнего сценического искусства: показывают маски, котурны, костюмы, читают тексты классической драматургии.

В Греции сохранилось довольно много античных театров под открытым небом. В них, и не только в них, ставят древние трагедии и комедии - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. В школах изучаются античная мифология и литература, главным образом в переводе.

Но в гимназиях, гуманитарных лицеях, в университетах изучают древнегреческий язык и классическую культуру весьма основательно.

Классическая филология в Греции находится на достойном уровне. Древнее наследие культуры Греции - греческая литература охватывает поэзию, драму, философские и исторические трактаты, книги с описанием путешествий.

Гомер (9-ое столетие до н.э), автор "Илиады" и "Одиссеи", был самым известным греческим автором древности. Первый в мире автор книги о путешествиях был Pausanias, который во 2-ом столетии до н.э написал "Путеводитель по Греции". Многочисленные издания этой книги теперь уже доступны и на английском языке.

Sappho (который жил на остров Lesvos в 5-ом столетии до н.э) известен своей поэзией о любви, посвященной женщинам.

В эти дни наиболее известен романист Никос Казантзакис - самый читаемый греческий автор. А классики современной Греции даже были награждены Нобелевской премией - это писатели Джордж Сеферис и Одиссеус Элитис.

Культура древней Греции

Когда мы говорим о древней Греции как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции.

Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой они превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше . По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы. Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.

Орудие Диониса - опьянение,не знающее преград,которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине.

На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем.

Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии.

"Неопровержимое предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течении довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис".

Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант.

Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному.

В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться.

Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир.

Искусство Греции .

В период турецкого господства искусство – помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, – практически не развивалось.

После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в.

Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений.

Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис , именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле.

Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Янниса Царухиса и Д.Диамантопулоса.

Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу , успешно работала над возрождением традиций византийского искусства.

Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций.

Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, отметим А.Апартиса и М.Томбаса, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А.Апергиса.

Музыка и театр .

В области музыкального искусства сохранилась старинная традиция, проявляющаяся в народных песнях. Эти песни подразделяются на танцевальные, семейные, траурные и героические, многие из них возникли в византийскую эпоху или еще раньше.

На протяжении 19 и 20 вв. греческие композиторы, как и их соотечественники в литературе и искусстве, опирались на народные предания и античные сюжеты. Попытки создания национальной музыки были предприняты Манолисом Каломирисом (1883–1963), Э.Риадисом (1890–1935) и Георгиосом Пониридисом. Каломирис использовал темы из византийской церковной музыки и положил на музыку поэмы Паламаса и Сикелианоса.

Пониридис создал многочисленные песни, часто на слова лирических стихотворений Кавафиса и других греческих поэтов. Современные тенденции выражены в сочинениях Деметриоса Скалкотаса (1905–1945) и Георгиоса Сикелианоса. Манос Хадзидакис – известный композитор, который часто вдохновлялся народными мелодиями.

Афинская консерватория, с давних пор центр музыкальной культуры Греции, выпустила немало певцов и композиторов международного класса, включая композитора Д.Митропулоса (1896–1960) и оперную звезду Марию Каллас.

После возрождения театрального искусства в начале 20 в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 был открыт Национальный театр , а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой.

Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.

Народное искусство .

В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева – на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.

Кино весьма популярно в Греции .

Несколько греческих фильмов, среди которых Никогда по воскресеньям, получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К.Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как Z и Осадное положение.

Античный тип культуры

1. Что такое античный мир?

2. Культура античной Греции

– Эллинизм

– Христианство

3. Культура античного Рима

Античный мир – культурное образование, которое стало своеобразным наследником культуры первых великих цивилизаций Ближнего Востока. Оно непосредственно предшествовало европейской культуре, культуре западного мира. Возникновение античного мира соотносится с началом века железа на Балканах и становлением рабовладельческого общества.

Колыбелью античной культуры является Греция (самоназвание – Эллада). Именно там произошёл принципиальный прорыв на новый уровень, к новым принципам культурного развития. Этот прорыв часто называют греческим чудом.

Причины данного скачка в культурном развитии неизвестны. Иногда связывают особенности менталитета и мышления древних греков с особенностями географической среды Эллады.

Территория Греции самой природой (горами, морем, реками) разделена на сравнительно небольшие районы, где возможно автономное экономическое и политическое развитие; чрезвычайно изрезанная береговая линия и множество островов создают замечательные условия для мореплавания и контактов с другими культурами; природа достаточно богата (плодородные почвы, руды различных металлов, леса и т.п.; климат благоприятен. Там нет ничего бескрайнего, даже море не безбрежно – с любого места на материковом берегу или на острове видна суша (хотя бы ближайший остров)). Природа соразмерна человеку, что и определило некоторые особенности эллинского менталитета.

Особую эпоху в развитии культуры античного мира составил так называемый эллинистический период, или эллинизм (III-I века до н.э.), когда культура Греции (Эллады) распространилась на громадные пространства Ближнего Востока и шли процессы её синтеза с местными культурами.

С III-II веков до н.э. политическим и экономическим центром античного мира становится Рим, в 146 г. до н.э. Греция превращается в римскую провинцию. Рим как бы подхватывает эстафетную палочку античной культуры. С Римской империей связано завершение истории античного мира, античной культуры и последующий переход к собственно европейской культуре. Конец античного мира часто соотносят с падением Западной Римской империи в 476 году н.э.

При всех различиях культур Древней Греции и Древнего Рима сходство между ними несомненно. Это сходство с полным основанием определяет общность и преемственность греческой и римской культур, их понимание как единой в конечном счёте античной культуры. Она связала развитие культур первых великих цивилизаций Ближнего Востока с зарождением и развитием культуры европейского Запада, включая (с Х века н.э.) Русь. Античную культуру с полным на то основанием называют истоком и основой европейской. Говорят даже, что практически все достижения европейской культуры есть развитие идей и образов культуры античной, прежде всего греческой.


Культура античной Греции

В истории культуры древней Греции принято выделять пять периодов:

период эгейской, чаще называемой крито-микенской, культуры (III-II тысячелетия до н.э.),

гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.),

период архаики (VIII-VI вв. до н.э.),

период классики (V в. до н.э. – три четверти IV в. до н.э.),

эллинизм (IV–I вв. до н.э.).

Эгейская (крито-микенская) культура – прямая предшественница греческой античности. Она развивалась на островах Эгейского моря (самые яркие памятники сохранились на острове Крит) и в материковой Греции (наиболее исследованы памятники в Микенах и Тиринфе). Археологи исследуют дворцы в Кноссе (о. Крит), Микенах и Тиринфе, где найдены замечательные настенные росписи, богатейший погребальный инвентарь в царских гробницах, различная утварь, скульптура и т.п. Сохранились письменные памятники, часть из которых не расшифрована до сих пор (в частности, так называемый Фестский диск). Память об эгейской культуре сохранилась в греческой мифологии. Так, владельцем Кносского дворца считается легендарный царь Минос; подземелья этого дворца – знаменитый лабиринт, где жил страшный Минотавр. Лабиринт был построен по просьбе Миноса великим изобретателем, строителем, мастером Дедалом. Убил Минотавра герой по имени Тезей, которому помогла дочь Миноса Ариадна («нить Ариадны»). Эта культура увяла в ХIII-ХII вв. до н.э. в связи с вторжением дорийцев и природными катастрофами (извержения вулканов, цунами).

Ещё в XXI в. до н.э. на землю Греции обрушились завоеватели из степей Евразии, эллины, которые и принесли сюда греческий язык. Страна получила самоназвание Эллада.

Эллины были кочевниками, разводили коней, овец и коз. Их одежда – женская (пеплос) и мужская (хитон) делалась из неокрашенной шерсти, посуда – из серой глины. Входившие в состав эллинских племён ахейцы ранее всех восприняли местную высокую агрокультуру, стали разводить виноград и оливковые деревья. Они освоили каменное строительство, литье из бронзы, переняли у доэллинских аборигенов гончарное мастерство, навыки мореходства. Ахейцы начали осваивать политические и экономические достижения местного населения.

Именно ахейцы в XIX в. до н.э. основали Микены, первый греческий протополис, где правил царь. В XVI в. до н.э. ахейцы заняли о. Крит. А в XV в. до н.э. в Греции существует уже несколько сот протополисов, в том числе Фивы и Афины. Все они были защищены мощными крепостными сооружениями, в них были дворцовые комплексы и некрополи и тоже действовала царская власть – басилейя.

В XII в. до н.э. Элладу опять завоевали пришельцы с Севера – дорийцы . Дорийцы были кочевниками, их культура была много ниже, чем культура эллинов, они были очень воинственны и крайне жестоки. Микены, Афины, Тиринф, Пилос – все эллинские протополисы были разрушены. Города опустели, ремесленники, художники и ученые бежали. Эллинская культура претерпела жестокий ущерб: почти исчезла грамотность, она даже стала преследоваться как занятие чёрной магией. Прекратились морские сообщения, пришли в упадок дороги и мосты, дома стали строить из дерева и необожжённого кирпича. Глиняная посуда упростилась, роспись на гончарных сосудах уступила место архаическим геометрическим орнаментам. Исчезла царская власть, не стало жречества. Культура Эллады была отброшена назад на века.

Единственное, в чём дорийцы явно опередили эллинов, было военное дело. Дорийцы пользовались железным вооружением, придумали особый боевой строй, впоследствии названный фалангой, у них была конница.

Наступивший период обычно и называется гомеровским (предполисным, он же мифологическим), по имени легендарного поэта-певца Гомера. В ней, как в глубокой древности, опять установилась изустная эпическая традиция и совершали подвиги герои. Гомер описал многие события этих веков. В «Илиаде» и «Одиссее» содержатся богатейшие сведения о греческой культуре данной эпохи.

Хозяйственная культура основывалась на технологии бронзового века. Развитое сельское хозяйство включало в себя скотоводство (крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы, козы...) и земледелие (зерновые культуры, виноградарство, садоводство, огородничество). От эгейской (крито-микенской) культуры было унаследовано высокое гончарное мастерство (амфоры и другие сосуды с геометрическими орнаментами). Строили в гомеровский период из сырцового кирпича, колонны делались деревянными: искусство каменного зодчества было утрачено.

Люди жили родовыми общинами, которые снова переходили в ранние (архаические) формы полиса (предполисы). Каждый такой полис представлял собой небольшое государство, совершенно самостоятельное. Этим определялась политическая культура. Управлялись ранние полисы (предполисы) либо царём, либо народным собранием вместе с советом старейшин и несколькими басилеями – аристократами, наподобие царей, причём реальная власть принадлежала последним. Были в ранних полисах и рабы, которые использовались преимущественно как домашние работники и слуги. Рабами были пленники (в результате военных столкновений, разбоя, пиратства). Рабы считались членами семьи, отношение к ним было патриархальным.

В течение гомеровского периода в основном сложилась система греческих мифов – знаменитая мифология. Сложилась иерархия олимпийских (живших на горе Олимп) богов. Верховным богом стал считаться Зевс, его жена Гера почиталась как покровительница брака и богиня неба. Богом моря стал Посейдон, богиней плодородия – Деметра. Высоко чтились также дети Зевса: Афина – богиня мудрости, Аполлон – бог света и искусства, Гефест – кузнец и изобретатель, бог мастерства. Память о древнейших богах сохранялась в фигурах Афродиты, богини любви и красоты (ипостаси Великой матери), и Диониса, бога виноградарства и виноделия.

Тогда же вполне определились важнейшие особенности менталитета древних эллинов: ощущение внутренней свободы и состязательность (агональность, от греч. agon – состязание). Состязательность сопровождалась высочайшей чуткостью к похвалам и порицаниям сограждан, к славе и позору. Стремление опережать других, быть первыми проявлялось у греков во всём; они устраивали конкурсы по пахоте, по ремеслу, по стихосложению, по питию вина и т.п. Проводились состязания в мужской красоте. Соперничество должно было быть благородным, честным. Конкурсы устраивали даже олимпийские боги: в знаменитом мифе об истоках Троянской войны не сочли для себя зазорным соревноваться за звание прекраснейшей три богини – Гера, Афина и Афродита. Наиболее очевидные проявления состязательности известны по многочисленным спортивным играм, без которых немыслимы древнегреческие праздники. Самыми важными были Олимпийские, проводившиеся раз в четыре года во славу Зевса. На время всегреческих игр по всей Элладе прекращались войны.

В ту же эпоху, около ХI века до н.э., возник греческий алфавит. Греки положили в его основу финикийскую систему письма, добавив буквы для гласных звуков; он лежит в основе всех европейских алфавитов, включая русский.

Период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) в античной Греции характеризуется быстрым расцветом всех сфер жизни. В эти века, собственно, и возникло «греческое чудо», наметились основные направления культурного прорыва. Предложен даже термин «архаическая революция».

Одним из важнейших результатов этого прорыва стало господство отношений частной собственности. Это обеспечило высокие темпы роста производства, ориентированного на рынок, всех видов ремесла. Начался бурный рост численности населения, патриархальное рабство сменялось классическим. В соединении с энергией и внутренней свободой эллинов всё это привело к росту внешней торговли и к великой колонизации: на берегах Средиземного, Эгейского, Мраморного, Чёрного морей стали появляться многочисленные греческие города. Берега южной Италии и Сицилии оказались сплошь заселены греками, их стали называть Великой Грецией. Множество богатых греческих городов появилось на побережье Малой Азии. На Чёрном море почти все города сегодня находятся на месте бывших греческих колоний.

Города в архаическом периоде становятся классическими полисами; это одно из самых важных достижений античной политической культуры. Такой полис представляет собой государство, часто небольшое, средоточием которого является хорошо укреплённый город. На прилегающих землях ведётся сельское хозяйство. Полисы вели оживлённую торговлю. Управлялись полисы по-разному; отмечено, что в них были на практике опробованы все мыслимые формы правления, организации общественной жизни. Наибольшее значение для нас имеет демократия, детально разработанная во многих полисах, прежде всего в Афинах. Важнейшей особенностью жизни в полисе можно считать ориентацию на справедливость в отношениях между гражданами. Все граждане считались равными перед законом, но личность должна была подчиняться решениям большинства. Важнейшую роль в жизни полиса играла агор – рыночная площадь, по сути общественный центр, где регулярно встречались все горожане и проходили общие собрания граждан полиса. Самым известным и влиятельным полисом надолго становятся Афины, вокруг которых объединились полисы Аттики (центральной Греции).

Наиболее важные, коренные изменения в эпоху архаики произошли в духовной жизни. Принципы свободы и состязательности продолжали действовать. Важное место в представлениях о мире, «космосе», занимал человек. Протагором был сформулирован знаменитый тезис «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют». Главными достоинствами считались доблесть, слава, красота тела и души. Родилось понятие калокагатии – совершенства души и тела. В полисах появились люди, которые много времени уделяли размышлениям, в том числе и на отвлечённые темы. Это были мудрецы. Каким-то образом они начали думать, используя рефлексию, то есть наблюдая за самим процессом мышления. Поэтому греческие мудрецы научились доказывать свои тезисы, овладели искусством вывода, особенно в математике.

Математические тексты древней Месопотамии и Египта представляют собой сборники решений отдельных задач, причём каждая задача уникальна, и изучение математики сводилось к зазубриванию готовых решений. Греческие мудрецы начали формулировать правила решений, искать общие закономерности вычислений, доказывать теоремы, делать выводы и т.п.

Мудрецы размышляли обо всём, в том числе о космосе, об устройстве мира, о происхождении всех вещей. Слава о проницательности того или иного мудреца расходилась по всей Греции, существуют списки семи мудрецов того времени. В VII веке до н.э. мудрецы стали всё больше задумываться о сущности мира, и появились философы, первым из которых обычно называют Фалеса из Милета. Философия стала самостоятельным занятием. Пифагор был философом, который интенсивно занимался математикой и пытался объяснять мир на основе математических построений («мир есть число»). В это же время появляется театр, первым драматургом стал Эсхил. В архитектуре возникли знаменитые архитектурные ордеры – дорический, ионический и коринфский. Около VIII в. до н.э. создал свои поэмы Гомер, а в VII в. до н.э. творил второй великий эпический поэт, Гесиод, автор поэм «Теогония» и «Труды и дни». Авторы художественных произведений в глазах эллинов не отличались от ремесленников, каких-нибудь гончаров или сапожников. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика даже обозначались тем же словом, что и ремесло, – «техне».

Достижения культуры архаического периода стали основой взлёта в следующей эпохе, классической.

Период классики (V в. до н.э. – три четверти IV в. до н.э.) назван так потому, что в эти века культура греческой античности достигла своего высшего уровня. Важнейшую роль в этом сыграла система полисов. Были созданы произведения искусства, считающиеся непревзойдёнными образцами; сформировалась в общих чертах существующая сегодня система наук; сложился ряд философских школ; философами была исследована демократия и другие формы правления. Афины оставались крупнейшим культурным, экономическим и политическим центром античной Греции.

В классическую эпоху работал Гиппократ, считающийся основоположником медицины. Геродот и Фукидид были первыми историками. Удивительны достижения философов – Сократа, Платона, Аристотеля. Аристотель, кроме того, стал основоположником физики, психологии, этики; его авторитет у европейских философов Средневековья был так высок, что в книгах его часто и по имени не называли, а писали просто «Философ».

Наиболее известны шедевры художественной культуры.

Греческие скульпторы классического периода добились замечательного мастерства в передаче красоты человеческого тела, движений, душевных состояний. Для скульпторов и архитекторов важнейшими критериями стали гармоничность, пропорциональность, естественность. Всем известна, например, скульптура Мирона «Дискобол», изображающая атлета в момент броска. Сохранились работы Поликлета, Фидия, Лисиппа и Праксителя. По инициативе Фидия в Афинах на скалистом холме – Акрополе – был возведён комплекс храмов, самый известный из которых был посвящён Афине и назывался Парфенон. Его останки и сегодня поражают гармоничностью и красотой, являясь, наравне со статуями античных богов и героев, своеобразным символом античного искусства.

В драматургии прославились Софокл и Еврипид (Эврипид), писавшие трагедии, и Аристофан, первый комедиограф. Сохранились лирические стихи Сапфо, Пиндара, известно имя Анакреонта.

Эллинизм

Период эллинизма (IV–I вв. до н.э.) связан с именем Александра Македонского и его завоеваниями. Греция в это время фактически была подчинена Македонии. Восточный поход Александра (334-325 гг. до н.э.) привёл к созданию гигантской империи от Адриатики до Индии. Империя Александра после его внезапной ранней смерти (323 г. до н.э.) была разделена между его друзьями-полководцами, соратниками по завоеваниям (диадохами). В частности, Птолемей стал царём Египта, Селевк – Сирии. Возникло положение, когда многочисленные царства в Африке, Малой Азии, ближнем Востоке управлялись греческими династиями, хотя население было местным. Границы полисов раздвинулись до пределов всей ближневосточной ойкумены (населённых земель).

Это создало условия для синтеза эллинской культуры, принесённой греческими правителями, с достижениями местных культур. Скульпторы, зодчие, высокообразованные учёные и другие носители культуры начали всё чаще следовать приглашениям эллинистических монархов и переезжать из страны в страну. Появились люди, которые владели не только культурой своего народа, но и греческой. В Иудее они стали называть себя эллинистами.

Результаты эллинистического культурного синтеза оказались впечатляющими. В III – II веках до н. э. стремительно развивались естествознание, филология, математика, техника. Во многих городах возникли научные центры (Пергам, Антиохия).

Афины, хотя Греция утратила своё богатство и политическое влияние, славились высокой культурой и особенно своими философскими школами.

Там на рубеже IV-III вв. до н. э. возникли две новые философские школы: стоическая и эпикурейская. Стоики проводили мысль о равенстве всех людей в социально-этическом плане. Они верили в возможность создания идеального «всемирного государства», управляемого на разумных началах. Эпикурейцы видели сущность счастья в отсутствии страданий, называя это удовольствием. Поэтому потребности надо ограничивать: «у кого меньше потребностей, у того и больше наслаждения». Вместе с тем не следует отказываться от удовольствий духовных, и особенно высшего из них – любви. Третья школа – скептическая, основанная Пирроном в Элиде. Скептики считали вещи совершенно непознаваемыми. Они рекомендовали вообще воздерживаться от суждений.

Самым известным был научный центр Мусейон в египетском городе Александрии. Его сердцем была гигантская библиотека. Имеются сведения, что в ней хранилось более 700 тыс. книг. При библиотеке имелся настоящий научный городок, куда приглашались работать учёные. Там, например, учился Архимед, долго работали Евклид, Герон Александрийский, там создал свою систему астроном и математик Птолемей. Эллинистические монархи организовывали экспедиции в неизвестные земли, поощряли создание более совершенных географических карт. Эратосфен, одно время возглавлявший Александрийскую библиотеку, составил собственное подробное описание тогдашней ойкумены. Он впервые довольно точно определил длину меридиана, ввёл деление на Север и Юг, параллели и меридианы. Он является основоположником географии. Астрономические наблюдения, проводившиеся в Александрийской обсерватории, позволили уточнить календарь. Тогда же в общий обиход вошло старое вавилонское деление дня и ночи на часы, часа – на 60 минут, минуты – на 60 секунд. Аристарх выдвинул гипотезу о вращении Земли и других планет вокруг Солнца (за 1800 лет до Коперника!).

Развивалась техника, в первую очередь военная. Строились осадные орудия (например, катапульты, метавшие в осажденных ядра, камни и огромные балки). Архимед для защиты родных Сиракуз от осаждавших город римлян изобрёл различные эффективные машины. Герон Александрийский описал все достижения античной механики, сам построил прототип паровой турбины, дальномеры, нивелиры. Изобретались разного рода насосы, гидравлический орган, первая водяная турбина.

В медицине была открыта нервная система, описаны ее роль и значение. Правда, многие из медицинских открытий оказались забыты, так что в Новое время их пришлось делать заново.

Высоки достижения художественной культуры эллинистического периода. В 334 г. до н.э. по заказу Александра Македонского в Приене был воздвигнут храм Афины, сравнимый с Парфеноном. На месте сожжённого Геростратом храма Артемиды в Эфесе был построен новый, не менее прекрасный. Был построен также Мавзолей в Галикарнасе, в украшении которого участвовали лучшие скульпторы того времени – Скопас, Пракситель, Лисипп. Их работы заметно отличались от творчества предшественников. Скопас пытался передать не только движение тела, но и бурные чувства. Его скульптура менады – участницы дионисийской мистерии – необычайно динамична. Пракситель также стремился изображать чувства, настроения человека. Ему принадлежат, например, Афродита Книдская и статуя Гермеса с младенцем Дионисом, где бог изображён как обычный земной человек. К известнейшим творениям Лисиппа относится «Апоксиомен» – атлет, после состязаний очищающий тело от пота и пыли, и «Борьба Геракла с Немейским львом». В ту же эпоху были созданы скульптуры Ники Самофракийской, Венеры Мелосской (Милосской).

В живописи разрабатывается техника энкаустики – вжигания восковых красок. Она давала возможность получать яркие, сочные цвета и была очень прочной.

Сформировалось представление о «семи чудесах света», причём некоторые из них (колосс Родосский, Александрийский маяк) были созданы именно в эти века.

Тогда же римляне вплотную соприкоснулись с греческой культурой.

Одно из самых важных свершений эллинистической культуры – возникновение в Иудее христианства.

Христианство

Христианство – наиболее распространенная из мировых религий. Оно широко представлено на всех населенных континентах земного шара. Полное число его приверженцев превышает 1,7 миллиарда. Возникнув в еврейской среде в Палестине в I веке н.э., христианство быстро распространилось на другие земли и с IV столетия стало официальной религией Римской Империи.

Приверженцы новой религии поначалу были разделены на конкурирующие группы. Римские императоры собрали самую крупную христианскую церковь. В средние века вся Европа стала христианской, но римская церковь раскололась на латинскую (западноевропейскую, католическую) и греческую (византийскую, или православную) ветви.

Западная церковь в XVI столетии была в свою очередь расколота реформацией на римско-католическую церковь и большое количество меньших протестантских церквей: лютеранскую, реформированную (кальвинистскую), англиканскую и другие, включая многие малочисленные секты. В последующие века процессы расколов продолжались и множились.

Отношение римской католической церкви к различным духовным организациям всемирного христианского сообщества – источник главных разногласий среди христианских церквей и конфессий. Римский католицизм всегда стремился быть единственной подлинной церковью; некоторые протестантские группы также утверждают, что они, и только они одни, представляют истинную церковь; на то же претендуют и многие другие христианские церкви. Однако всё больше христиан различных направлений и ветвей приходят к убеждению, что ни одна группа не имеет исключительного права назвать себя «церковью», и потому в мире разворачивается деятельность по воссоединению всех христиан. В XX столетии возникло экуменическое движение, добивающееся единства христианских церквей. Это привело к образованию Всемирного совета церквей. Русская православная церковь в этот совет входит, но её отношение к экуменическому движению очень настороженное, если не сказать подозрительное до враждебности.

Между различными церквями имеют место существенные различия в вере. Так, протестантская традиция настаивает на Священном писании как единственном источнике божественного откровения. Римское католичество и православие придают большую важность роли церкви в определении содержания веры, утверждая, что только церковь изначально божественным промыслом назначена постигать смысл библейского откровения. В римском католицизме епископ Рима, или папа римский, признан как высший авторитет в вопросах веры. Христианские общества за века своего существования продемонстрировали большое разнообразие поведенческих установок: от взаимной любви, дружелюбия, всеобщего братства и пацифизма до строгого авторитаризма, насилия и репрессий над инакомыслием. Все это оправдывалось различными фрагментами библейских текстов. Яркая особенность римско-католической и православной церквей – монашество.

На ранних этапах существования христианства отцы церкви и первые четыре вселенских собора отобрали и сформулировали некоторые основные доктрины, содержащиеся в Священном писании (особенно в Евангелиях и посланиях св. Павла). Они приняты всеми главными христианскими конфессиями.

Согласно этим основам учения, христианство – монотеистическая религия (утверждает существование единого Бога). Но при этом ранняя церковь разработала и утвердила характерную христианскую доктрину Троицы: Бог мыслится как единство трех лиц – Создателя (Отца), Спасителя (Сына) и Святого Духа. Эти три ипостаси являются в своей сущности единым Богом. Христианский троичный в своей единосущности Бог кардинально отличается от всех языческих божеств: он пребывает вне мира и в то же время вездесущ, он абсолютно свободен в своих действиях и потому всемогущ, он всеведущ. Он – надмирный Дух, сотворивший этот мир. Христиане учат, что Бог всемогущ по отношению ко всему, что находится в небесах и на земле, справедлив в суждении о добре и зле, пребывает вне времени и места и не подвержен каким-либо изменениям; но прежде всего они учат, что «Бог есть любовь». Сотворение мира из ничего и создание рода человеческого было выражением этой любви, так же как явление Христа.

Христианство унаследовало и модифицировало иудаистское учение, что мир будет преобразован с наступлением Царства Божия. Первые люди ослушались Бога, и с того времени до рождения Христа мир управлялся грехом. Надежда на достижение согласия сохранялась благодаря договору Бога с евреями, избранным народом, из которого произошел Спаситель. Христиане верят, что тела тех, кто умерли, воскреснут снова, возвращенные к жизни, и что праведные восторжествуют, а злые будут наказаны. Эта вера, наряду с обещанной Иисусом «вечной жизнью», развернута в доктрину вечной награды (небеса, рай) и наказания (ад) после смерти. Она обоснована догмой о бессмертии души. Именно бессмертная, божественная по своей природе душа каждого человека и должна будет после смерти пройти через Страшный суд, во время которого ей будет назначено наказание или награда.

Христианская Библия, или Священное писание, включает Ветхий и Новый Заветы – собрание ранних христианских сочинений, объявляющих Иисуса Господом и Спасителем. Именно Иисус Христос дает людям Новый Завет, восстанавливает утраченную в результате грехопадения первых людей (первородного греха) связь с Богом. Центральное положение личности Иисуса Христа является особенностью всех исторических разновидностей христианства. Сведения об Иисусе содержатся в Библии – в Евангелиях Нового Завета. Другие части Нового Завета суммируют учения раннего христианства.

Иисус, рожденный Девой Марией по воле Святого духа, проповедовал наступление Царства Божиего, но был отвергнут лидерами евреев. Они выдали его римлянам, и Христос был казнен мучительной и позорной смертью – распят на кресте. На третий день после смерти Бог воскресил его, и Он явился своим ученикам, наказывая им распространить добрую весть о спасении всех людей от греха и смерти. В этом, согласно христианской вере, состоит миссия христианской церкви. Главная миссия самого Христа – спасение верующих. Путь к этому спасению лежит через физическую смерть (вслед за смертью Христа на кресте) и последующее воскресение к Страшному суду (также подобно воскресению Иисуса).

Обязательным условием спасения является принадлежность к церкви, которая мистически отождествляется с «телом Христовым». Иногда теологи подвергают сомнению предположение, что Иисус стремился найти церковь (слово «церковь» появляется в Евангелиях только дважды). Однако христианские богословы всегда убеждали, что обещание Христа быть с людьми «всегда, до конца времен» нашло свое воплощение в его «мистическом теле на земле», церкви. Церковь – фундаментальный компонент христианской веры и практики.

Распятие Иисуса и воскресение сделали крест главным символом христианской веры и преданности, спасительной любви к Богу Отцу. В Новом Завете и в вытекающей из него христианской доктрине эта любовь – самый главный, решающий из признаков Бога.

Иисус из Назарета для христиан был и остается мессией, которого заповедал Бог в пророчествах Ветхого Завета (еврейская Библия); своей жизнью, смертью и воскресением он освободил верящих в него от их греховного состояния и сделал их воспреемниками божественной благодати. Многие также ожидают второго пришествия Христа, которое, как они верят, завершит божественный план спасения.

Павел и другие авторы Священного писания полагали, что Иисус был вестником не только человеческой жизни, но и непосредственно божественной реальности, сыном Бога. Библейские тексты свидетельствуют близость Христа к Богу и обещание, что его последователи могли бы сами стать детьми Бога и разделять жизнь Отца в небесах.

Христиане различаются по формам богослужения. Раннее христианское богослужение было сосредоточено на двух основных обрядах или таинствах: крещение, то есть церемониальное омовение, которое символически вводит в церковь, и причастие – священная пища, которой предшествуют молитвы и чтение Священного писания, в результате чего участники мистически объединяются с Христом.

Крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа», или иногда просто «именем Христовым», было с самого начала средством введения и принятия в христианство. Поначалу оно, по-видимому, проводилось в основном над взрослыми после того, как они выразили веру во Христа и пообещали исправлять свои жизни; впоследствии стали крестить младенцев.

Евхаристия, или причастие, выражает и подтверждает действительность присутствия Христа в обществе верующих. В ходе причастия христиане наделяются хлебом и вином и таким образом, через вкушание священной пищи («крови и тела Христова»), мистически соединяются с Христом. По мере исторического развития причастие (евхаристия), или месса, в латинской, греческой и других восточных церквях окружалась все более и более сложным ритуалом. В конце концов оно стало сложной церемонией посвящения и поклонения, тексты которого были положены на музыку многочисленными авторами месс. Причастие стало также одним из главных пунктов конфликта между различными христианскими церквями: некоторые из них не соглашаются с «присутствием» Христа в освященном хлебе и вине и с воздействием этого присутствия на тех, кто причастие получает.

В средние века христиане пришли к поклонению святым – особенно Деве Марии – и изображениям святых (иконам и т.п.). На Западе были признаны семь священных таинств.

Протестантские реформаторы сохранили 2 таинства – крещение и причастие (евхаристию), отклонив другие, наряду с поклонением святым и иконам, как небиблейские. Они упростили службу и придали особое значение проповеди.

Начиная с XIX столетия обозначилось некоторое сближение в богослужении среди склонных к экуменизму протестантов и римских католиков, когда каждая сторона принимала некоторые из положений и методов другой. Например, католическая месса теперь служится не на латыни, а на языке народа страны, где расположена церковь. Среди других групп в обеих традициях, однако, расхождение остается большим.

В большинстве христианских церквей воскресенье, день воскрешения Христа, соблюдается как время отдыха и молитвы. Воскресение Христа особенно празднуется в пасху, праздник, отмечаемый ранней весной. Второй главный христианский праздник – рождество, которое отмечает рождение Иисуса.

Христианство, став ядром религиозной культуры, кардинально изменило менталитет общества, создало свои архетипы и вошло в основы культуры вообще. Так, христианство окончательно утвердило понимание времени как непрерывного потока, движущегося в одну сторону (от сотворения мира к Страшному суду) и необратимого. Оно уподобило человека Богу (душа бессмертна, потому что имеет божественную природу), так что каждый верующий смог воспринимать себя как личность (и, соответственно, видеть как личности всех других людей). Все без исключения люди, независимо от их социального положения, христианством объявлены абсолютно равными перед Богом. Более того, христианство предложило единение и равенство всех людей вне зависимости от любых иных внешних различий: «…нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3: 11). Христианство провозгласило безусловное верховенство духовной жизни, духовных ценностей перед материальными благами, земными богатствами (Мф. 6: 19-21). Христианская религия отличается эмоциональной теплотой, обращается непосредственно к внутреннему миру личности, что определяет особую интимность отношений в христианстве. Все это создало условия для возникновения в будущем гуманизма, формирования западной культуры.

Один из наиболее известных и ярких вкладов христианства в историю человеческой культуры – мифы и легенды, в которых излагается история христианства и его крупнейших деятелей, от предшествовавших язычников и до Иисуса Христа и его первых учеников. Образы и сюжеты христианских легенд уже две тысячи лет вдохновляют художников, драматургов, священнослужителей. Они соединяют разнообразные культурные горизонты, беря те мировоззрения, которые связаны с христианским откровением, и творчески сплавляя их с религиозными историями. Восприятие действительности, представленное в христианской легенде и мифе и в основанных на них символических действиях, воздействует даже на менее набожных и неверующих, что имеет решающее значение для формирования основ западной цивилизации. Содержание легенд и мифов способствовало развитию теорий относительно религии, общества, политики, искусства, астрономии, экономики, музыки, истории. Наиболее очевидно воздействие христианства на искусство.

Отказ от католической традиции и в некоторых случаях тенденция к иконоборчеству препятствовали развитию определенно протестантского стиля в визуальных искусствах, хотя многие великие художники были протестантами. Вообще протестантизм принес простоту, даже строгость, изобразительных решений и декора. Зато огромен протестантский вклад в музыке и литературе. Народные версии Библии, такие, как версии Лютера и Кинга Джеймса, играли формирующую роль в развитии современной немецкой и английской литературы. Акцент на проповедование и отсутствие единого центра доктринального авторитета, подобного Ватикану, привели к разнообразию мнений и выражений, что отражено, например, в творчестве Джона Милтона. Сильная музыкальная традиция, развитая из поддержки пения гимнов и использования органа и других инструментов, достигла своего пика в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Недостаток центрального авторитета и таким образом приемлемость расходящихся точек зрения серьёзно обогатили теологические разработки, которыми в 20-м столетии занимались такие фигуры, как Карл Барт, Рудольф Бультман и Пауль Тиллих.

Дали миру философию, риторику, астрономию и множество наук? Это все результаты развития греческой культуры.

Культура Древней Греции - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

В Древней Греции существовали «научно-исследовательские центры», очень развитые для своего времени: огромные библиотеки (в Пергаме, Александрии и других городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на острове Фарос).

Античная культура не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры как Древнего Египта, так и народов Востока. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи иногда усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия и искусство.

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Масло оливы - символ Древней Греции, разменная монета и предмет гордости, дар Афины. Его употребляли в пищу, им освещали помещения, умывались и натирали тело как средством для увлажнения кожи в сухом климате. Трепетное отношение к оливе и оливковому маслу сохранилось в Греции и поныне.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля : «Человек - животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Знаменитый «греческий профиль» (нос, плавно переходящий в высокий лоб без обозначения переносицы) почти не встречается в реальной жизни и считается художественной условностью, придуманной древнегреческими мастерами.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути. Культура Греции - древняя культура, но как и любая другая культура, она в свое время претерпела изменения. По мере того как развивалось общество, какие проблемы становились на его пути, приходилось перерабатывать и переосмысливать образы и сюжеты мифов и придавать им новое содержание. Например, во времена расцвета греческих государств-полисов представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Так, образ капризного и злоупотребляющего властью Зевса превратился в мудрого, разумного правителя мира. Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в период развития дионисийского и аполлонического культа. Так, например, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, но полном опасностей мире дикой природы. Греки еще не проводили анализ природы, поэтому мир, в принципе, непонятный человеку, был подвластен богам, и законом в нем являлся произвол богов, символизирующих необъяснимые силы природы.

Одной из популярнейших в Древней Греции игр был «коттаб»: участники пиров выплёскивали остатки вина из своих кубков, стараясь попасть в цель.

Однако этот мир вызывал у греков не только страх, они пытались ощутить счастье от принадлежности к мистическому миру и раствориться в хаосе. Кроме того что Дионис был незаконнорожденным богом, отчего должен был бороться за право пойти в числе олимпийских богов и.за повсеместное установление своего культа, он был ущемлен в правах, подобно человеку, и должен был их отстаивать. Не последней деталью для процветания культа Диониса явилось и то, что орудием этого бога было опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу и открывает ей ту сторону жизни, где нет препон и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магическим миром добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису. На этих празднествах греки погружались в природу дионисийского мира. Они желали оргий, экстаза, безумия, которые унесут душу во дворец Всепоглощающей Любви, воспринимая ее, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII-VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Слово «лауреат», обозначающее победителя конкурса, означает «увенчанный лаврами». Лавровый венок у эллинов был наградой победителю в Пифийских играх, им увенчивали «любимцев Аполлона» - поэтов. Лавру приписывали и пророческий дар: его ели жрецы, чтобы узнать будущее.

Мифология - эта форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги - это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди - актёры, а всё вместе (мир и люди) - порождение Космоса.



Статьи по теме: