Аникушин, михаил константинович. Михаил Константинович Аникушин, скульптор: биография, творчество, награды Великая Отечественная война

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина ()

Михаи́л Константи́нович Анику́шин ( -) - советский и российский скульптор .

Биография

Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего.

  • - - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • - - учился в СХШ при В. А. Х. , у Г. А. Шульца .
  • - и - - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину , установленный в 1957 году в Ленинграде .

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина .

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда ().
  • два ордена Ленина ( , 30.9.)
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.)
  • орден Дружбы народов (28.9.)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева », «Рабочий В. С. Чичеров », «Балерина Г. С. Уланова », «Композитор Г. В. Свиридов »
  • народный художник СССР ()
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств , народный художник Российской Федерации .

Память

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде , 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А. ; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева , бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку , Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова , установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре .
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки .
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде .
  • . Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

См. также

Напишите отзыв о статье "Аникушин, Михаил Константинович"

Примечания

Литература

  • Прибульская Г. И. Аникушин / Фотографии В. В. Стрекалова. - Л.; М.: Искусство, 1961. - 48, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Алянский Ю. Л. В мастерской на Петроградской стороне (М. К. Аникушин). - М .: Советский художник , 1985. - 144 с. - (Рассказы о художниках). - 35 000 экз. (обл.)
  • «Советская скульптура». Выставка новых поступлений. Государственный Русский музей. - Л. 1989. - С. 18.
  • Кривдина, О. А. Аникушин Михаил Константинович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.40-44.

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Аникушин, Михаил Константинович

Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.
Мари».

В середине лета, княжна Марья получила неожиданное письмо от князя Андрея из Швейцарии, в котором он сообщал ей странную и неожиданную новость. Князь Андрей объявлял о своей помолвке с Ростовой. Всё письмо его дышало любовной восторженностью к своей невесте и нежной дружбой и доверием к сестре. Он писал, что никогда не любил так, как любит теперь, и что теперь только понял и узнал жизнь; он просил сестру простить его за то, что в свой приезд в Лысые Горы он ничего не сказал ей об этом решении, хотя и говорил об этом с отцом. Он не сказал ей этого потому, что княжна Марья стала бы просить отца дать свое согласие, и не достигнув бы цели, раздражила бы отца, и на себе бы понесла всю тяжесть его неудовольствия. Впрочем, писал он, тогда еще дело не было так окончательно решено, как теперь. «Тогда отец назначил мне срок, год, и вот уже шесть месяцев, половина прошло из назначенного срока, и я остаюсь более, чем когда нибудь тверд в своем решении. Ежели бы доктора не задерживали меня здесь, на водах, я бы сам был в России, но теперь возвращение мое я должен отложить еще на три месяца. Ты знаешь меня и мои отношения с отцом. Мне ничего от него не нужно, я был и буду всегда независим, но сделать противное его воле, заслужить его гнев, когда может быть так недолго осталось ему быть с нами, разрушило бы наполовину мое счастие. Я пишу теперь ему письмо о том же и прошу тебя, выбрав добрую минуту, передать ему письмо и известить меня о том, как он смотрит на всё это и есть ли надежда на то, чтобы он согласился сократить срок на три месяца».
После долгих колебаний, сомнений и молитв, княжна Марья передала письмо отцу. На другой день старый князь сказал ей спокойно:
– Напиши брату, чтоб подождал, пока умру… Не долго – скоро развяжу…
Княжна хотела возразить что то, но отец не допустил ее, и стал всё более и более возвышать голос.
– Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет. Может, и ты к нему переедешь? – обратился он к княжне Марье: – с Богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!…
После этой вспышки, князь не говорил больше ни разу об этом деле. Но сдержанная досада за малодушие сына выразилась в отношениях отца с дочерью. К прежним предлогам насмешек прибавился еще новый – разговор о мачехе и любезности к m lle Bourienne.
– Отчего же мне на ней не жениться? – говорил он дочери. – Славная княгиня будет! – И в последнее время, к недоуменью и удивлению своему, княжна Марья стала замечать, что отец ее действительно начинал больше и больше приближать к себе француженку. Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью.
Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но кроме того, так как каждому человеку нужны свои личные надежды, у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную эту мечту и надежду дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия. «Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества. И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, – Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? – думала княжна Марья. Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтобы его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!»

Я очень люблю бывать в Санкт-Петербурге, посещать музеи, исторические места, дворцы, особняки. Любоваться видами этого прекрасного города, а так же скульптурами и памятниками его украшающими. Особое место среди них занимает, наверняка всем знакомый, памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств перед зданием Русского музея. Но все ли мы знаем его историю?

Вы, возможно, думаете, что памятник был установлен еще в царское время? А вот и нет, его открыли 19 июня 1957 года, а автором является скульптор Михаил Константинович Аникушин. Вот об этом советском скульпторе я вам и хочу сегодня поведать.

Самые знаменитые его творения в Петербурге - памятники Пушкину (на площади Искусств и на станциях метро «Пушкинская» и «Черная речка»), Ленину на Московской площади. Кроме них скульптор создал памятники Чехову в Камергерском переулке в Москве и в городе Чехове, Кутузову, Ленину (один из них - в Турку), балерине Улановой, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» и другие.





Но примечательно то, что работы Аникушина есть не только в нашей стране, а и в Японии. В городе Осака в парке Нагаи есть скульптура под названием «Дружба», изображающая двух танцующих девочек. Скульптура была установлена там в 1987 году. Это был подарок от города Санкт-Петербург. Кстати, в Петербурге есть такая же скульптура. Это копия, которую сделали ученики Аникушина. Она была установлена в сквере им. Аникушина в 2000 году на Каменноостровском проспекте, 56. В Парке Мира города Нагасаки находятся скульптурные композиции, подаренные разными странами. Среди них также есть произведение Аникушина под названием «Мир» .
А родился Михаил Константинович Аникушин в Москве в 1917 году, в многодетной семье московского рабочего-паркетчика. Поэтому с нуждой и лишениями маленький Миша столкнулся с детства. Еще в детские годы будущий скульптор любил наблюдать за окружающим миром, и хотел изображать всё что видит, он лепил, выстругивал, выпиливал людей и животных.

Родители заметили его рвение к лепке и отдали мальчика в скульптурную студию. Уже ранняя работа московского школьника Миши Аникушина привлекла к нему внимание, а скульптура «Задумался» была экспонирована на большой выставке и отмечена в печати.

В 1935 году после окончания средней школы Аникушин поступает Академию художеств. Стремясь постичь секреты творчества творений Микеланджело и Торвальдсена, Пименова и Антокольского, он часами простаивал в залах Эрмитажа и Русского музея.
Когда Аникушин должен был закончить институт, началась Великая Отечественная война, мирная жизнь закончилась. Боец Советской Армии Михаил Аникушин сменил резец скульптора на винтовку солдата. Будучи санинструктором, он вынес с поля боя из-под пуль десятки раненых бойцов. Много горя и крови увидел за годы войны Аникушин, но не сломался, а еще более созрел духовно и закалился.

Закончилась война, и Аникушин снова в Ленинграде, в стенах родного института. Огромное желание работать, выразить в пластике все накопившееся в душе молодого скульптора переполняет его. Аникушин творит много и плодотворно. Его дипломная работа «Воин-победитель» получила высокую оценку Государственной комиссии. Он сказал об этой скульптуре: «Казалось, что чувство победы лучше всего выразить в покое, тишине после только что закончившегося сражения. Композиция скульптуры должна передавать то удивительное состояние тишины, которое испытывает победивший воин». Аникушин был оставлен в институте преподавателем на скульптурном факультете.

В последующие годы Михаил Константинович создал много прекрасных скульптурных работ. Это портреты матери и отца, выполненная в гипсе фигура знаменитого хирурга П. А. Куприянова и другие. Аникушин пробует свои силы в разнообразном материале - в бетоне и глине, бронзе и граните, мраморе и гипсе. Его работы 40-50-х годов запечатлели образы замечательных деятелей советской культуры, ученых Воейкова и Бехтерева, артистов Юрьева и Корчагиной-Александровской.

В скульптуре «Героическим защитникам Ленинграда», установленной на площади Победы (1975) Аникушин создал многофигурные композиции, изображающие солдат, матросов, мирных жителей: вот девочка подбежала к снайперу, а там юноша с ружьем, а тут интеллигент таскает железо… Скульптура поставлена на низкий постамент, ближе к глазу человека.
Но какой бы работой ни занимался скульптор, одна мечта давно не покидала его, один образ властно владел всеми его помыслами - это образ великого русского поэта А. С. Пушкина.

Когда в конце 1946 года был объявлен конкурс на памятник Пушкину в Ленинграде, многие выдающиеся скульпторы страны решили принять в нем участие. С необыкновенным увлечением стал работать над проектом памятника и Аникушин.

Стремясь точнее выразить в монументе образ поэта, скульптор едет в Михайловское, бродит по аллеям парка, делает зарисовки, снова и снова перечитывает стихи и письма Пушкина. Аникушин так познал Пушкина, так проникся его образом, что потом ему казалось, что он видит перед собой живого поэта.

Один за другим появляются скульптурные портреты Пушкина: статуя для Московского университета (1952) - поэт мечтателен и спокоен, в его руках книга, которую он только что читал, а теперь остановился, опершись на колонну, и задумался, погрузившись в мир своих чувств и образов, - статуя для станции метро в Ленинграде (1955) - здесь другой Пушкин: на фоне панно, изображающего Царское Село, где протекли его лучшие лицейские годы, сидит уже немолодой поэт, предающийся тихой грусти о безвозвратно ушедших днях своей мятежной юности.

Летом 1956 года Аникушин прервав работу над памятником, совершает путешествие по Италии, знакомится с выдающимися архитектурными памятниками эпохи Возрождения, с произведениями Бернини, Микеланджело, Донателло, Леонардо да Винчи, возвращается с большим багажом впечатлений, и с новым подъемом продолжает прерванную работу над памятником Пушкину. Наконец в марте 1957 года памятник закончен, передан для отливки в бронзе на завод и летом этого же года в знаменательный день юбилея Ленинграда открыт для всеобщего обозрения. Это был прекрасный подарок ленинградцам в день рождения их города и расположился он в центре Ленинграда, недалеко от Невского проспекта, на площади Искусств, где по соседству разместились Филармония, Оперный театр, Русский музей.

Каждый, кто приближается к этой площади со стороны Невского проспекта, еще издалека видит стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнает ее. Это Пушкин - великий и бессмертный поэт, национальная гордость нашего народа.

Силуэт его фигуры четко вырисовывается на фоне зеленых деревьев, величественных колонн и чугунной ограды Русского музея. Пушкин стоит в непринужденной и естественной позе, слегка отставив левую ногу, одна его рука свободно опущена, другая - легким движением направлена в сторону. Порыв свежего ветра распахнул полы его сюртука, заиграл концами небрежно повязанного галстука, слегка разметал курчавые волосы поэта. Замечательно лицо Пушкина. Вдохновенное и прекрасное, оно исполнено мысли и чувства. Поэт, конечно, читает стихи. Какие? Скорее всего, эти:

...Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Памятник полюбился не только ленинградцам, он и гостям города, которые, вдохновленные стихами поэта, посещают памятник и приносят цветы к его подножию.

За памятник А.С. Пушкину Аникушину была присуждена Ленинская премия.

Позже Аникушин так объяснял свой замысел памятника: «Пушкин очень яркий человек по характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслонили бы это живое изображение нашего великого поэта…Я хотел, чтобы от памятника, работа над которым продолжалась более семи лет, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем…»



Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - велась работа над памятниками поэту для Гурзуфа (1960), Ташкента (1974), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982), Калининграда (1993), а также фигурными композициями для Московского университета (1953) и др.
Есть в Санкт-Петербурге и подземные памятники великому поэту. Первый из них был установлен в 1955 году на станции метро «Пушкинская» на глубине 57 метров. В торце центрального подземного зала находится статуя А.С. Пушкина работы Михаила Аникушина. За ней располагается панно художницы Марии Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Еще один подземный памятник расположен в торце подземного зала станции метро «Черная речка» на глубине 67 метров. Эта станция находится недалеко от места, где Пушкин стрелялся на дуэли. Бронзовая скульптура работы Михаила Аникушина была установлена в год 145-летия со дня гибели поэта в 1982 году. Стены вокруг скульптуры облицованы белым мрамором, пол выложен темно-серым гранитом.

Аникушин был немыслимо трудолюбив, честен в своем труде и творчестве. В нем была невероятная любовь ко всем людям! Он считал, что в каждом человеке можно найти прекрасное. И это прекрасное он искал в каждом портрете, который лепил. Он вылепил бюст Улановой для размещения в парке Победы. Она приехала к нему довольно пожилой женщиной, и дважды позировала ему в мастерской. А скульптор увидел и изобразил её молодой, грациозной, тонкой девушкой. «У него был великий талант - передавать красоту человеческой души», - вспоминает дочь Нина Аникушина .
Умер скульптор в 1997 году.

Как-то Аникушин сказал: «Знать искусство, уметь рисовать должны все дети - станут ли они инженерами, рабочими, космонавтами. Тот, кто познает изобразительное искусство в детстве, обретает объемное видение, пространственное воображение, а это так нужно во всех областях человеческой деятельности... Работа художника, особенно скульптора, связана с уважительным отношением к наследию...». Михаил Константинович Аникушин – скульптор разноплановый и самобытный. В своем творчестве он не ограничивался единственной выбранной тематикой, никому не подражал и не копировал чужой стиль.

Именем скульптора в 1999 году названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, ведущая от сквера к Вяземскому переулку, где размещается его мастерская-музей все в том же городеСанкт-Петербург.

Когда я в очередной раз поеду в Питер, то обязательно побываю в мастерской-музее скульптора Михаила Константиновича Аникушина.

Михаила Константиновича можно было застать дома только в субботу и воскресенье, когда он говорил: «Наконец у меня появилось свободное время, когда можно спокойно посидеть и поработать». Все остальные дни у него занимали Академия художеств (он был заведующим кафедрой скульптуры), Союз художников и фонд «Петербургское наследие и перспектива». Прежде всего он был добрым и открытым человеком. Если во время работы ему кто-то звонил или заходил в гости, он всегда сразу организовывал чай. Была у него заведена традиция - в кругу друзей и близких пить чай с пирожными и кексиками, обязательно за столом с красивой скатертью. От него никогда не звучало: «Извините, я занят». Я это впитал, и это та самая фраза, которая определяет для меня человека. Своим детям прививаю правило избегать выражения «Извините, я занят» в своей речи. Я часто сидел с Михаилом Константиновичем в мастерской и лепил рядом с ним. Отпечатки моих ладошек есть на скульптурах мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» и на памятнике Чехову, который стоит в Камергерском переулке в Москве, недалеко от МХТ. В блокадной композиции на площади Победы первоначально присутствовал мальчик - я был прототипом для него. В то время как солдаты вырывались из кольца блокады наружу, этот ребенок должен был сбегать вниз по лестнице, внутрь, как олицетворение жизни, возвращающейся в город. Но мальчика отменили, он не вошел в проект. Вместо него посередине поставили гигантскую палку, сказали, что маленькую фигуру с самолета незаметно. Ведь главное, чтобы было внушительно, чтобы видно: деньги потрачены не зря.

Михаил Константинович был не только гениальным скульптором, художником и учителем, но и талантливым политиком. Безусловно, важно уметь грамотно организовать свое профессиональное движение. У меня вот отсутствует карьерная звезда, поэтому моя жизнь тускла. А в общем, талантливый человек - это тот, кто идет по жизни в правильном направлении. Если он не на своем пути, то таланты его со временем меркнут и личность не реализуется. Яблоко от яблони само падает вниз, а если мы будем его ловить и перетаскивать в другое место, то не факт, что вырастет хорошее дерево. Конечно, энергия светил долго сияет в поколениях. Младший правнук Михаила Константиновича, мой сын Миша, рисует, увлекается живописью, уже в десять лет в нем виден большой талант. Старшему, Арону, тринадцать лет, он очень сообразительный, тяготеет к математике, занимается анализом дизайна компьютерных игр. Арон теряет ботинки, документы, портфели, надевает рубашки наизнанку - лопух лопухом растет, весь в меня. Родители в свое время запихали меня в художественную среду. И мне нравится рисовать, но это скорее развлечение, нежели мое предназначение. Только в тридцать лет я понял, что должен был стать хирургом. В этом деле присутствует уверенность в том, что ты действительно приносишь пользу. Хирургию и изобразительное искусство не сопоставить - у них миссии разные. Искусство должно дарить радость, ублажать хорошо себя чувствующих людей, а врач, хирург в частности, спасает жизнь, чтобы дать человеку возможность в какой-томомент восхищаться искусством.


Михаил Константинович Аникушин (1917–1997) - один из крупнейших советских скульпторов, удостоенный всех мыслимых почестей: действительный член Академии художеств, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, почетный гражданин Санкт-Петербурга. Наиболее известные его работы: памятники Пушкину на площади Искусств и на станциях метро «Черная речка» и «Пушкинская», монумент Ленину на Московской площади, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», памятники Чехову в Камергерском переулке в Москве и в городе Чехове. Именем скульптора в 1999 году названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, ведущая от сквера к Вяземскому переулку, где размещается его мастерская-музей.

Текст: Наталья Наговицына

Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - советский и российский скульптор.

Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1958). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1986). Член ВКП(б) с 1944 года.

Биография

Учился в ЛИНЖАС имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945):

  • 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • 1936-1937 - учился в СХШ при В. А. Х., у Г. А. Шульца.
  • 1937-1941 и 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде.

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина.

Действительный член АХ СССР (1962). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1966-1976).

М. К. Аникушин умер 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1977).
  • два ордена Ленина (1967, 30.9.1977)
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.1985)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.1987)
  • орден Дружбы народов (28.9.1992)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева», «Рабочий В. С. Чичеров», «Балерина Г. С. Уланова», «Композитор Г. В. Свиридов»
  • народный художник СССР (1963)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации.

Память

  • 2 октября 2007 года на доме, где жил Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска.
  • Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он работал.
  • Имя скульптора также носит художественная школа города Кронштадт.
  • Именем скульптора названа малая планета № 3358.
  • В Вяземском переулке перед зданием мастерской 12 сентября 2013 года установлен памятник работы Николая Краюхина.

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А.; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева, бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку, Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова, установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре.
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки.
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде.
  • Памятник А. П. Чехову в Камергерском переулке в Москве (1997).
  • Памятник А. П. Чехову в городе Чехов. Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

    Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств

    Статуя А. С. Пушкина в вестибюле станции метро «Пушкинская»

    Памятник Ленину на Московской площади



Статьи по теме: