Анализ «Шинель» Гоголь. Анализ «Шинель» Гоголя Главная мысль шинель гоголь

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Темы

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека . Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность . Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных . Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги . Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея : Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

Анализ повести "Шинель"

Часто мыслители и литературоведы сходятся во мнении, что Николай Васильевич Гоголь стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы рассмотрим анализ повести "Шинель" Николая Гоголя, постараясь проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а такие сюжеты Гоголь выстраивать мастер

Повесть "Шинель" - это повествование об одном "маленьком человеке" по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городе, в канцелярии. Однако читатель может поразмышлять о том, в чем может быть смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода здесь не обойтись, именно поэтому мы и делаем анализ повести "Шинель".

Главный герой "Шинель" Итак, главный герой Акакий Башм ачкин был "маленьким человеком". Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше привлекает внимание его характер, уклад жизни, ценности и настрой. Ему ничего не надо. Он отстраненно смотрит на происходящее вокруг, внутри него пустота, и по сути, его лозунг в жизни: "Пожалуйста, оставьте меня в покое". Бывают ли сегодня такие люди? Сплошь и рядом. И их не интересует реакция окружающих, мало волнует, кто о них что думает. Но разве это правильно? Вот, например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес от сослуживцев-чиновников. Над ним подтрунивают, говоря обидные слова и состязаясь в остроумии. Порой Башмачкин промолчит, а порой, подняв глаза, ответит: "Зачем так?"

Делая анализ этой стороны "Шинели", становится видна проблема социальной напряженности .

Характер Башмачкина

Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Занимался он переписыванием документов, причем работу его всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием. А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, придя со службы, Акакий Акакиевич ходил взад-вперед по комнате, не торопясь проживая длительные минуты и часы. Потом он погружался в кресло и на протяжении всего вечера его можно было застать за очередной писаниной.

смысл жизни человека в работе - это мелко и безрадостно. Вот еще подтверждение этой мысли. Затем, после такого проведения досуга, Башмачкин отправляется спать, но о чем его мысли в кровати? О том, что он будет переписывать на службе в канцелярии завтра. Он думал об этом, и это его радовало.

Смыслом жизни этого чиновника, который был "маленьким человеком", и которому уже шёл шестой десяток лет, был самый примитивный: взять бумагу, макнуть в чернильницу перо и бесконечно писать - аккуратно и с усердием. Однако другая цель в жизни Акакия, все-таки, появилась. Другие детали анализа повести "Шинель" У Акакия было совсем небольшое жалованье на службе. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они уходили на питание и жилье. Вот наступила суровая зима - подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день. Здесь Николай Гоголь очень точно описывает ситуацию Акакия, его старую потертую шинель, и действия чиновника. Акакий Акакиевич решает отправиться на починку шинели в мастерскую. Он просит портного залать дыры, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход только один - приобрести новую. За эту вещь порной называет гиганстскую сумму (для Акакия) - восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, придется скопить их, а для этого стоит войти в очень экономный режим жизни. Делая здесь анализ, можно подумать, зачем этот "маленький человек" идет на такие крайности: он перестает пить чай по вечерам, лишний раз прачке не отдает белье, ходит так, чтобы меньше стиралась обувь... Неужели все ради новой шинели, которой он потом лишится? Но это его новая радость в жизни, его цель.

Гоголь пытается побудить читателя подумать , что наиболее важно в жизни, чему отдать приоритет.

Мы вкратце рассмотрели сюжет, но выделили из него только те детали, которые нужны для того чтобы сделать четкий анализ повести "Шинель". Главный герой в духовном и физическом плане несостоятелен. Он не стремится к лучшему, его состояние убого, он не личность. После того как появляется в жизни другая цель, отличная от переписывания бумаг, он как будто меняется. Теперь Акакий сосредоточен на покупке шинели. Гоголь показывает нам и другую сторону. Как бессердечно и несправедливо относятся к Башмачкину окружающие. Он терпит насмешки и издевательства. Ко всему прочему смысл его жизни пропадает после того как новую шинель у Акакия отбирают. Он лишается последней радости, вновь Башмачкин печален и одинок. Здесь во время анализа видна цель Гоголя - показать суровую правду того времени. "Маленьким людям" суждено было страдать и погибать, они были никому не нужны и неинтересны. Точно так же, как гибель Башмачника не интересовала его окружение и тех, кто мог оказать ему помощь. Вы прочитали краткий анализ повести "Шинель" Николая Гоголя. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разную тематику, в том числе анализы произведений.
Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Шинели» .

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Рассуждение
Что такое равнодушие?

Пример равнодушия из произведения Н. В. Гоголя «Шинель» (ЕГЭ по русскому)

Что такое равнодушие? Попробую над этим поразмышлять. Я считаю,что равнодушие - это одно из самых низких и подлых чувств, характеризующиеся полным отсутствием сострадания и понимания к другим людям. Мне кажется, что равнодушие можно отнести к основным признакам отсутствия гуманизма.

В подтверждение приведу пример из повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Над главным героем произведения, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, который работает титулярным советником, постоянно издеваются его коллеги, ради смеха. Робкий и причудливый, Акакий Акакиевич все это терпит и может дать отпор лишь в том случае, если ему мешают работать. Чиновники не задумываются о том, какую боль, страдание и оскорбление они причиняют человеку, тем самым проявляется их равнодушие и бессердечность.

Пример равнодушия можно найти и в современном обществе. Все чаще в новостях, Интернете и социальных сетях появляются видео-ролики, на которых прохожие просто проходят мимо человека, которому стало плохо на улице, стараясь не обращать на него никакого внимания. Вся эта ситуация невероятно ужасна!!! Ведь человек может умереть, так как люди не предпринимают никаких мер для оказания помощи. И страшно то, что многие не осознают всей ответственности в такие сложные минуты. Увы, с течением времени безразличие все больше проникает в сердца людей, не понимающих или, скорее, не желающих понять, что оно их же и погубит. Не зря Горький говорил: "Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека".

Итак, можно сказать, что равнодушие – один их самых главных пороков человечества. Хочется верить, что в будущем люди станут добрее и отзывчивее друг к другу. Я уверена, что только в таком обществе, где царят уважение и сострадание, человек может чувствовать себя счастливым.

Равнодушие

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель .

Над Акакием Акакиевичем Башмачкиным постоянно ради смеха издеваются его коллеги. Они не задумываются о том, какую боль, страдание и оскорбление причиняют человеку, проявляя равнодушие и бессердечность.

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Г оголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека - жертвы общественной системы - доведена до логического конца.

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои

Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.

Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть - это подготовлено всей повестью, тут - вся ее суть, все ее целое.

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», - так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.

Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия - походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть"шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом - сюжет у него всегда бедный, скорее - нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить немного, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», - писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Г оголя».

Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», - отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз - аллегория гоголевского Петербурга.

Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования - все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя».
Герцен навал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».

«Поставить гоголевскую «Шинель» - это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Г оголя - это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», - сказал Фокин. Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин - это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», - рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова - это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», - говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.

«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает - хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».


«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» - это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин - это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Для создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее, актрису режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».

Николай Васильевич Гоголь , оставивший мистический след в русской литературе, для многих писателей XIX века стал родоначальником критического реализма . Не случайно стала крылатой фраза Федора Михайловича Достоевского в интервью с французским журналистом: «Все мы вышли их гоголевской шинели». Писатель подразумевал отношение к «маленькому человеку», проявившееся в повести очень наглядно. Позже такой тип героя станет основным в русской литературе.

«Шинель», вошедшая в цикл «Петербургских повестей», в первоначальных редакциях носила юмористический характер, ведь появилась она благодаря анекдоту. Гоголь, по воспоминаниям П. В. Анненкова, «прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам … и, случалось, пользовался ими».

Однажды он услышал канцелярский анекдот о бедном чиновнике: тот был страстным охотником и скопил достаточную сумму, чтобы купить хорошее ружье, экономя на всем и усердно трудясь в своей должности. Когда же он впервые выехал на охоту за утками на лодке, ружье зацепилось за густые заросли камыша и утонуло. Он не смог его отыскать и, возвратившись домой, слег с горячкой. Товарищи, узнав об этом, приобрели ему новое ружье, вернувшее его к жизни, но в дальнейшем он вспоминал об этом случае со смертельной бледностью на лице. Все смеялись над анекдотом, но Гоголь ушел в задумчивости: именно в тот вечер и зародилась в его голове мысль о будущей повести.

Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести «Шинель», начиная с рождения, когда мать его, отвергнув все имена в календаре как слишком экзотические, дала ему имя отца, а при крещении он заплакал и скорчил такую гримасу, «как будто бы чувствовал, что будет титулярный советник» , и всю жизнь, покорно снося холодно-деспотическое обращение начальников, издевательства сослуживцев и нищету, «умел быть довольным своим жребием» . Никакие перемены в его жизненном порядке были уже невозможны.

Как вдруг судьба дает шанс изменить свою жизнь - сшить новую шинель. Так центральным событием повести становится обретение и утрата шинели. Поначалу разговор с сердитым портным, утверждающим, что починить старую шинель нельзя, повергает Акакия Акакиевича в полную растерянность. Чтобы собрать деньги на новое пальто, Башмачкину приходится не пить чай вечерами, не зажигать свечи, ходить почти на цыпочках, чтобы сохранить подметки. Все эти ограничения вызывают сначала ужасные неудобства.

Но стоило герою представить себе новую шинель, он становился другим человеком. Перемены разительны: Башмачкин «сделался живее, тверже характером, как человек, который поставил себе цель» . Ирония автора объяснима: слишком ничтожна цель, из-за которой изменился чиновник.

Появление долгожданной шинели - «день самый торжественнейший» в жизни героя. Башмачкин смущен всеобщим вниманием сослуживцев, но все-таки принимает предложение отпраздновать обновку. Привычный уклад жизни нарушен, меняется поведение героя. Оказывается, он способен весело смеяться и после обеда не писать никаких бумаг.

Поскольку Башмачкин уже давно не выходил из дому по вечерам, Петербург кажется ему прекрасным. Этот город фантастичен уже потому, что появился «из тьмы лесов, из топи блат» , но именно Гоголь превратил его в город фантасмагорический - место, где возможно нечто из ряда вон выходящее. Герой «Шинели», заблудившись в ночном Петербурге, становится жертвой грабежа. Потрясением для него является обращение к полицейским властям, попытки сослуживцев устроить складчину, но самым серьезным испытанием оказывается встреча со «значительным лицом» , после которой Башмачкин умирает.

Автор подчеркивает, насколько страшна и трагична беспомощность «маленького человека» в Петербурге. Таким же страшным становится и возмездие, усиленное вмешательством нечистой силы. Появившийся после смерти Башмачкина на пустыре призрак, напоминавший бывшего титулярного советника, срывал «со всех плеч, не разбирая чина и звания всякие шинели» . Продолжалось это до того момента, пока «значительное лицо» не оказался на злосчастном пустыре и его не схватил мертвец. Вот тогда и произнес призрак: «… твоей шинели мне и нужно! … Не похлопотал об моей - отдавай теперь свою!»

Это происшествие изменило важного прежде чиновника: он сделался не таким высокомерным. А появление чиновника-мертвеца прекратилось: «Видно, генеральская шинель пришлась ему по плечам» . Для Гоголя фантастичным становится не появление призрака, а проявление совести даже в таком человеке, как «значительное лицо» .

«Шинель» развивает тему «маленького человека» , намеченную Карамзиным в «Бедной Лизе» и раскрытую Пушкиным в . Но Гоголь видит причину зла не в людях, а в устройстве жизни, где привилегии есть не у всех.

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
“Шинель” стала ярким примером критического реализма, который активно использовал Гоголь. На ее страницах он правдиво отразил многие социальные проблемы, такие как бедность, отношения между представителями разных социальных прослоек, мораль “маленького человека”. Также это произведение относят к более узкому направлению - фантастическому реализму. Описав реальную жизнь, автор дополняет ее выдумкой - призраком Акакия Акакиевича. Этот прием в дальнейшем активно используют многие писатели, например, . Этот жанр дал возможность очень лаконично и ярко раскрыть сразу несколько линий сюжета.

Герои и образы повести “Шинель”

Главный герой произведения - Акакий Акакиевич Башмачкин. Он уже родился с несчастным выражением лица. Это “маленький человек”, который, однако, в сложной ситуации развивается и совершает нехарактерные для него поступки. Гоголь использует образ шинели в символическом значении. Она оказывает большое влияние на героя, раскрывая его настойчивость и делая активным человеком, чего прежде за всю его жизнь не случалось. Этот образ развивается вместе с главным героем:
  • старая шинель - скромный человек без амбиций;
  • новая - счастливый и инициативный человек;
  • генеральская - яростный, ужасный, властный дух.
Важно! Также в повести раскрывается образ Петербурга. Гоголь описывает его здесь как холодный, жестокий, грязный, опасный и темный город.

Композиция произведения

В этом произведении Гоголь использует линейную композицию, в которой можно выделить вступление и эпилог. “Шинель” начинается с рассуждений автора о Петербурге (что характерно для всех повестей цикла). После - он рассказывает историю жизни своего героя - Акакия Акакиевича Башмачкина. Он живет скромно, все свои силы и время посвящая канцелярской монотонной работе. Тут начались сильные морозы и Башмачкину пришлось думать, как бы купить новую шинель. Он вынужден сильно экономить, но все же успевает накопить необходимую сумму в срок.

Акакий невероятно рад ей, даже решил отметить эту покупку с коллегами. Он возвращается домой в полном воодушевлении, как будто первый раз увидев прекрасный город, в котором он живет уже много лет. Но по дороге его грабят и забирают новую шинель. Башмачкин решил не сдаваться и проходит множество чиновников, чтобы вернуть свою вещь. Он доходит даже до некоего “значительного лица”. Но никого не волнует его беда. После визита к генералу Башмачкин заболевает горячкой и быстро умирает. После его кончины в Петербурге появился призрак, который забирает у людей их верхнюю одежду . Он долго не успокаивается, разыскивая генерала. Однажды ему это удается и он отправляется в мир иной. Акакий добивается своего - генерал становится менее высокомерным.

Темы

В этом произведении Н. Гоголь раскрыл множество тем:
  • Маленький человек - ведущая тема, в которой описан простой человек без особых талантов и претензий, интересы и беды которого никого не волнуют.
  • Реальное и фантастическое - п олучив после смерти мистические силы, Башмачкин хоть как-то смог за себя постоять.
  • Безнравственность - раскрыта через образы вышестоящих чиновников, которым нет дела ни до кого, в том числе до своей семьи. Они хотят развлекаться на стороне и заставляют своих подчиненных пресмыкаться.
  • Абсурдность государственного устроя - раскрывается через поиски шинели. Никто не собирается искать украденную одежду, но зато призрака велено поймать всем силам полиции.

Проблематика

Несмотря на малый объем произведения, Гоголю удалось поднять и раскрыть множество острых проблем:
  • Отсутствие гуманизма . Все описанные герои эгоистичны и малодушны, совершенно не сопереживают коллеге. Тот же Акакий Акакиевич не имеет никакой цели в жизни, он не интересовался искусством, не стремился к получению новых знаний. Все они заинтересованы только в материальных ценностях.
  • Равнодушие . Все остаются безучастны к проблеме героя, а генерал изо всех сил душит в себе проблески сопереживания.
  • Социальное неравенство . Огромный разрыв между титулярным советником и генералом ставит их в разное положение: подчиненный теряет дар речи от страха, а руководитель, не стесняясь, унижает его.
В “Шинели” Николай Гоголь раскрыл острые проблемы социума России. Он показал, насколько бессилен “маленький человек” в этом мире, что он может добиться справедливости только с помощью сверхъестественных сил. Проблематика этого произведения остается актуальной и сегодня. Анализ с пересказом произведения также есть и в аудиоверсии, которую вы найдете в видео ниже.

Статьи по теме: