Анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"

Анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"

Взгляд А.И.Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Поэтому редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский настоял заменить время действия рассказа «Матренин двор» (1959) с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена до хрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображен­ная картина. «Облетели листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся».

В основе рассказа обычно лежит случай, раскрываю­щий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие - ее гибель. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». На протя­жении всего рассказа автор не дает подробного, конкрет­ного описания героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «до­брая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но к концу рас­сказа читатель представляет облик героини. Авторское от­ношение к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца чуть ро­зовым залилось замороженное окошко сеней, теперь уко­роченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начи­нающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естест­венно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, кото­рые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполо­нили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы...

Историю жизни Матрены автор-рассказчик развора­чивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедли­вости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая лю­бовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая.

Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположе­ние духа - работа». И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешком на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никог­да не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная ста­руха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали ее, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсббить мужикам протащить сани через переезд). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга, «единственная, кто искренне любил Матрену в этой дерев­не», в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, забрала с собой вязаную кофточку Матре­ны, чтобы сестрам она не досталась. Золовка, признавав­шая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуж­дали за это.

Значительное место в рассказе писатель отводит сцене похорон. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, гром­ко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто уже в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

Смерть героини - это начало распада, гибели нравст­венных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела про­тивостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддаю­щееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля».

Горек финал рассказа. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интере­сов не преследующий, тем не менее так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. Рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он пре­клоняет голову перед человеком бескорыстной души, аб­солютно безответным, беззащитным.

Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные раз­мышления.

Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в середине 50-х гг. прошлого столетия. Повествование ведется от первого лица, своеобразного человека, мечтающего о жизни в глубинке родной страны, в отличие от намеревающихся поскорее перебраться в шумные города соотечественников. Данный факт объясняется длительным пребыванием в тюрьме, желанием отстраниться от общества, уединения и покоя.

Сюжетная линия

Для реализации своего намерения персонаж отправляется в местечко «Торф-продукт» для преподавания в средней школе. Скучные бараки и ветхие пятиэтажные дома его вовсе не привлекают. В итоге, отыскав пристанище в отдаленной деревне «Тальново», герою предстоит знакомство с одинокой, потерявшей здоровье, женщиной Матреной.

Отнюдь не зажиточное хозяйство в невзрачной избе составляют брошенная прежним хозяином колченогая кошка, потемневшее от времени зеркало и пара привлекающих посторонние взоры, иллюстрирующих продажу книг и урожайность, плакатов.

Контрасты

Акцентируя внимание на данных предметах незатейливого интерьера, автор пытается донести до читателя ключевую проблему прошлых времен - браваду официальной хроники событий исключительно ради показухи и невеселая действительность обнищавшей глубинки.

Параллельно мастер слова противопоставляет богатый духовный мир, выполняющей непосильный труд в колхозе, крестьянки. Проработав почти все лучшие годы, она не удостоилась пенсии от государства ни себе, ни полагающуюся ей при утере кормильца.

Личные качества

Попытки обретения хоть какой-то копейки оборачиваются препонами со стороны бюрократического аппарата. Вопреки непониманию окружающих и нечестных действий правящих властей, ей удается сохранить человечность, чувство жалости и сострадания к людям. Удивительно смиренная по натуре, она не требует к себе дополнительного внимания и излишнего комфорта, искренне радуясь имеющимся приобретениям.

Любовь к природе выражается в заботливом выращивании многочисленных фикусов. Из дальнейших описаний жизни Матрены, известно, что она могла бы избежать одинокой участи, ведь жилище возводилось для детей и внуков. Только во 2-ой части обнаруживается факт утраты ею шестерых детей. 11 лет прождала она с войны мужа после объявления его пропавшим без вести.

Подведение итогов

В образе Матрены воплощены лучшие черты русской женщины. Рассказчику импонирует ее добродушная улыбка, беспрестанный труд в огороде или при походе в лес за ягодами. Автор нелестно отзывается о ее окружении. Замена изношенной железнодорожной шинели на пальто и получаемая пенсия вызывают заметную зависть у односельчан.

В своем произведении писатель обращает внимание на чрезвычайное бедственное положение крестьян, их нерадостное существование со скудным собственным пропитанием и нехваткой денег для корма скота. Наряду с тем ярко проявляется недружественное отношение друг близко живущих людей.

Анализ рассказа Матрёнин двор Солженицына

В рассказе Александра Исаевича Солженицына повествуется о человеке, который хотел затеряться в глубинках России. При чем герой хотел по-настоящему спокойной, почти затворнической жизни. Он хотел устроиться учителем в школу. И ему это удалось. Но для того, чтобы работать в школе, ему нужно было где-то жить. Он прошел по всей деревне и заглянул в каждую избу. Везде было тесно. Вот и пришлось ему поселиться в большой и просторной избе Матрены Васильевны. Обстановка в избе была не из лучших: тараканы, мыши, трехногая кошка, старая коза и запущенность строения – все это по началу казалось страшным. Но со временем герой привык и освоился у Матрены Васильевны.

Хозяйку избы писатель описывает как старуху лет шестидесяти. Она ходила в рваных вещах, но очень их любила. У нее из хозяйства была все одна старая, облезлая коза. Матрена Васильевна перед читателем предстает обычной, но в то же время загадочной женщиной. Она в основном молчит, ничего не рассказывает, да и не спрашивает у героя ничего. Лишь однажды Матрена рассказала кусочек своей жизни герою. Как она собиралась замуж за одного брата, а вышла за другого, потому что первого брата не дождалась с войны. Все думали, что он умер. Так и вышла Матрена Васильевна за второго брата. Он был младше ее на год. Но никогда Ефим не тронул и пальцем Матрену. Придя с войны, старший брат бранился порубить их, но вскоре затих и нашел себе жену с тем же именем. На этом ее рассказ и закончился. И то рассказала она это все потому, что Фаддей пришел к ней, чтобы поговорить со школьным учителем Антошки, который жил у Матрены.

Читателю Матрена Васильевна представлена таким образом, что ее хочется пожалеть и помочь ей. Детей у нее не было. Так вышло, что они умирали после трех месяцев жизни. Так и получилось, что Васильевна взяла себе на воспитание одну из дочерей деверя. Девочку звали Кира. Воспитала и выдала замуж Матрена Васильевна дочку. Именно Кира хотя бы иногда, но помогала Матрене, а так женщина сама старалась выжить. Она, как и все бабы в деревне, воровала торф на болотах, чтобы согреваться холодными зимами. А питалась тем, что «Бог пошлёт». Матрена Васильевна была простодушным и добрым человеком, никогда не отказывала в помощи и ничего не брала, если помогала.

Избу, в которой жила героиня рассказа, Васильевна завещала Кире. Так вот наступил день, когда пришли разбирать половину избы, Матрена погоревала немного и пошла помогать доски грузить. Такая вот она была, Матрена Васильевна, всегда мужскую работу брала на себя. В этот день и случилось несчастье. Когда перевозили доски на санях через железную дорогу, тогда и раздавил почти всех поезд.

О Матрене Васильевне как-то горевали не по-настоящему все. Может от того, что так принято среди людей, что надо слезы лить по умершим, только поэтому вроде как люди плакали. Но читатель не увидит искренности в этих слезах. Все плачут лишь только потому, что так положено. Одна только приемная дочь горевала по-настоящему о Матрене Васильевне. Она на поминках сидела в стороне и тихонько плакала.

После смерти Матрены Васильевны все только и думали о том, кому что достанется из очень бедного имущества ее. Сестры кричали громко о том, кому что достанется. Многие другие высказывали, что кому обещала Васильевна. Даже муж брата думал о том, что доски, которые остались целые, нужно забрать обратно и пустить их в дело.

На мой взгляд, рассказ А. И. Солженицын хотел рассказать о простой русской женщине. Именно о такой, которая на первый взгляд не приметна, но если познакомиться и пообщаться поближе с ней, то раскроется вся ее многогранная душа. Автор рассказа хотел рассказать о крепком женском характере. Когда, претерпевая невзгоды и несчастья, падая, но снова поднимаясь, русская женщина всегда остается крепкой духом и не злится на простые житейские мелочи. Именно такие люди, неприметные и не требующие многого, как Матрена Васильевна, делают нашу жизнь легче. Когда такого человека не становится рядом, именно тогда люди осознают потерю и важность присутствия рядом именно этого человека. На мой взгляд автор отлично подобрал слова в конце рассказа «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.».

  • Сочинение Портрет и внешность Ильи Обломова

    Одним из основных персонажей романа "Обломов" Гончарова является Илья Обломов. Данный персонаж показан в романе как мужчина тридцати двух летнего возраста, который имел не очень невысокий рост и серого цвета глаза

  • Мечта – это несуществующая в настоящем реальность, созданная игрой воображения человека. Ей еще только предстоит перерасти в огромное желание. Тогда она начнет обрастать очертаниями, мелкими подробностями

  • Анализ рассказа Живая шляпа Носова

    Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя.


  • Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959 году. Стоит обратить внимание на то, что изначально произведение имело немного иной облик: когда Солженицын решил издать свой рассказ, Твардовский предложил изменить исходное название – «Не стоит село без праведника» и год произошедших в рассказе событий, иначе был риск, что произведение подвергнут цензуре.

    Рассказ Солженицына полностью автобиографичен и достоверен, а жизнь Матрёны Васильевны воспроизведены так, как это было на самом деле.

    Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

    Эксперты сайта Критика24.ру
    Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


    Несмотря на то, что рассказ имеет измененное название, каждое из заглавий содержит смысл, который хотел донести до нас автор.

    Он называет Матрёну праведником. Праведник – это святой, живущий в мире обычных людей, тот, кто готов помочь в любую минуту. Суть его деяний в добродетели. И действительно, на протяжении всего рассказа мы можем заметить, что Матрёна отзывчивая женщина, она безвозмездно помогает людям, за свою помощь «Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь...».

    Рассказчик, от имени которого ведется повествование, поставил перед собой что-то вроде цели: «затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила». И он находит то, что искал в доме Матрёны: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Двор Матрёны – это все его обитатели и постройки, включая даже тараканов и мышей. Имя Матрёны означает мать, мама, матрёшка, то есть она является как бы матерью всего того, что находится на ее дворе. Главная черта ее характера – это, пожалуй, доброта.

    Двор Матрёны можно назвать воплощением спокойствия, все его составляющие: дом, коза, кошка, мыши, тараканы, фикусы и сама Матрёна – неделимы, а если разрушить одно, то разрушится и все остальное. Так и случилось, когда родственники решили поделить ее «добро», отделив часть дома, они обрушили весь уклад, погубили весь двор и саму хозяйку.

    Так погибла Матрёна, чья праведность заключалось в том, что она умела сохранить свою чистую душу в условиях, которые были для этого абсолютно непригодны. Этим произведение Солженицын хотел сказать то, как мало Матрён осталось, ведь именно с ним связана дальнейшая судьба русской деревни. Без Матрён «не стоять селу», говорит Солженицын.

    Обновлено: 2019-11-26

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    «Магренип двор»


    Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.

    Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с главной героиней произведения -- одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, - конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.

    Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.

    Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть деги и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем

    о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.

    Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине - учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом - море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.

    А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей жен-щины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.

    В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. 11е сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.

    В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.

    Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.

    Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.

    Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы - не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».

    Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».

    Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка- последняя отрада старой женщины.

    Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

    Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    «Матренин двор » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

    «Не стоит село без праведника» — таково первоначальное на-звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе-ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви-дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

    Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть-янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при-влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

    Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это — полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не-сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло-жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер,появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла-гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

    Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове-ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу-чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо-рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

    Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере-вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме-том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют «добром», ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по- деревенски. Матрена — это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

    Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан-ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

    Рассказ мастерски написан. Солженицын — мастер предмет-ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де-талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир — Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре-красно понимаем, что в этой деревне — вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе-ственный образ.

    План

    1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.
    2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.
    3. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Мат-реной.
    4. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матре-на, ее племянник и муж Киры погибают.
    5. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рас-сказчик переезжает к ее золовке.


    Статьи по теме: