Александр пушкин - капитанская дочка. Анализ произведения «Капитанская дочка» (А

1836 год. Пушкин заканчивает работу над "Капитанской дочкой", произведением сложным и глубоким, отмеченным исторической правдой, сильным чувством и виртуозным мастерством.
А начиналось все так. Уже с начала 1830-х годов тема крестьянского восстания становится важной для Пушкина. И летом 1833 года он добивается разрешения на длительную поездку по местам пугачевского восстания. Это путешествие длилось четыре месяца. В Оренбургской губернии были еще живы люди, помнившие Емельяна Пугачева. И вот осенью 1833 года поэт возвращается в столицу с "Историей Пугачева". Этот труд был первым научным исследованием "русского бунта", исследованием смелым, необычным для того времени. Пушкин писал в нем, что "весь черный народ был за Пугачева", а "дворянство было открытым образом на стороне правительства", так как цели и интересы их были слишком "противуположны". Поэт не боялся здесь говорить осмысленную им правду. Но Пушкин задумал создать еще одно произведение, посвященное событиям пугачевского восстания.
Исторический процесс представлялся поэту как бесконечная цепь, где звеньями были люди, а начало и конец ее терялись во времени. История по Пушкину – это поток, протекающий через дом человека, через его личную, частную жизнь. Поэт считал, что в истории человек остается благодаря чувству собственного достоинства, доброте, широте и богатству души, а не орденам и царской благосклонности. История для Пушкина – это не научная абстракция, а живая связь живых людей, в лицах, "в колпаке и халате". Эта живая связь означала преемственность поколений, когда каждый последующий уважает и хранит опыт отцов, приумножает духовные ценности предков. Поэтому и общественный прогресс поэт связывал не с техническими открытиями, а с достижениями культуры, с развитием духовного мира человека. Многие из этих мыслей так или иначе претворились в "Капитанской дочке".
Жанр этого произведения до сих пор вызывает споры. Что это? Повесть? Роман? Историческая хроника? Семейные записки? Это не мемуарная литература – она создается только на основе фактического материала. А здесь многое принадлежит художественному вымыслу. По этой же причине нельзя отнести "Капитанскую дочку" и к семейным запискам, хотя написано произведение в форме семейной хроники. Следовательно, это повесть или исторический роман. Современное литературоведение склоняется к первому. Тем не менее повесть эта содержит исторический материал, написана в форме семейных записок и представляет собой мемуары уже стареющего Гринева. Здесь мы видим, как в самом жанре произведения отразилось пушкинское понимание историзма: важные общественные события поэт изображал через судьбы людей.


Это произведение является литературными записками литературного героя. Такой прием давал возможность автору при воспроизведении картин пугачевской войны не давать прямой оценки ни одной из сторон. Семейные мемуары, которые пишет Гринев, требуют от него говорить лишь то, чему свидетелем быль лишь он сам. Поэтому Пушкин, например, мог не давать психологического портрета императрицы (Гринев ее никогда не видел), и воспроизвести этот образ в духе парадности, присущей тому времени.
Для Пушкина правда – это принцип подачи материала, поэтому он делает своего героя лучшим из дворян. Гриневу свойственны доброта и благородство. Еще предшественник Пушкина, Фонвизин в комедии "Недоросль" устами одного из героев, Стародума, вспоминающего завет отца, говорил: "Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время".
Гринев именно такой человек. Но это не Пушкин, его взгляды не созвучны пушкинским. Он не все понимает из того, что ему пришлось увидеть. Многое в Пугачеве остается для него закрытым, и здесь поэт как бы "подправляет" суждения Гринева с помощью наблюдений и фактов, которые тот, как добросовестный мемуарист, якобы записывает. Вспомним, например, эпизод с калмыцкой сказкой, когда Пугачев с удивлением смотрит на молодого дворянина. Это удивление говорит о многом. Гринев не понял аллегории Пугачева, но автор помогает читателям: он "заставляет" Гринева увидеть этот недоуменный взгляд "бунтовщика", оставив тем самым место для раздумий над сказкой и нам.
Интересна повесть и в композиционном отношении: каждая глава построена таким образом, что добавляет новый штрих к характеристике героев.
В 1837 году современник поэта историк А.И.Тургенев писал: "Повесть Пушкина "Капитанская дочь" так здесь прославилась, что Барант, не шутя, предлагал автору, при мне, перевести ее на французский <язык> с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести – кои набросаны во всей повести? Главная прелесть в рассказе, а рассказ перерассказать на другом языке – трудно. Француз поймет нашего дядьку <…>, такие и у них бывали; но поймет ли верную жену верного коменданта?" (Письмо А. И. Тургенева к К. Я. Булгакову. 9 января 1837 г. – В кн.: Письма Александра Тургенева Булгаковым. М., 1939, с. 204.)

«Капитанская дочка» – исторический роман, над которым А.С. Пушкин работал в течение трех лет (1833-1836). Написанию произведения предшествовала долгая и кропотливая текстологическая и историческая работа.

Изначально Пушкин, интересовавшийся историей Пугачевского восстания, намеревался создать документальное произведение. Поэт получил разрешение Николая I на доступ к неопубликованным материалам и документам о восстании, а также семейным архивам. В 1833 году Пушкин отправился в Приуралье и Поволжье, где происходили основные действия восстания. Там он расспрашивал современников Пугачева, участников и свидетелей восстания. Именно эти уникальные материалы легли в основу исторического труда Пушкина «История Пугачевского бунта».

Однако этим работа над материалами о восстании была не закончена: тогда же рождается замысел художественного произведения о Пугачевском бунте. Яркая и, безусловно, заслуживающая внимания фигура Пугачева интересовала Пушкина не только как историка, но и как поэта. Кроме того, острый политический и социальный конфликт восстания наталкивал на идею о создании романа. Однако именно это могло и вызвать сложности для публикации из-за цензуры, ужесточившейся при Николае I. Из-за этого Пушкин переписывал множество раз – сохранились черновики с несколькими планами произведения. Первый вариант был написан еще в 1833 году, однако переработка романа длилась вплоть до октября 1836 года. Дошедшие до нас редакции доказывают сложность работы над произведением.

Для создания главного персонажа Пушкин изучал исторические данные о сообщниках Емельяна Пугачева. Прототипами и считаются два человека: подпоручик Шванвич, перешедший в ходе восстания на сторону , и пленник Пугачева Башарин, который сумел сбежать и присоединиться к армии, пытавшейся подавить восстание. Фамилия Гринева (в первых редакциях – Буланина) тоже выбрана не случайно. Некто Гринев числился в списках людей, которых подозревали в причастности к организации бунта, но потом оправдали как невиновных. Запланированная изначально противоречивая фигура главного героя-дворянина в последних редакциях была заменена двумя совершенно разными персонажами: в романе мы видим благородного, честного Гринева и безнравственного изменника Швабрина. Такой прием противопоставления антагониста главному герою устранил сложности при прохождении цензуры.

Известно, что толчком к созданию Пушкиным исторического романа послужили появившиеся в 30-х гг. XIX в. в России переводы романов Вальтера Скотта. Правильно уловив жанровую суть художественного произведения, опирающегося на реальные исторические данные, Пушкин правдоподобно воссоздал в своем романе эпоху и раскрыл личность важной исторической фигуры с помощью неповторимого стиля и мастерства художника.

«Капитанская дочка» представляет собой исторический роман (в некоторых источниках - повесть), написанный А.С.Пушкиным. Автор повествует нам о зарождении и развитии большого и сильного чувства между молодым знатным офицером и дочерью коменданта крепости. Все это происходит на фоне восстания Емельяна Пугачева и создает для влюбленных дополнительные преграды и угрозы для жизни. Роман написан в форме мемуаров. Такое переплетение исторической и семейной хроники придает ему дополнительный шарм и очарование, а также заставляет поверить в реальность всего происходящего.

История создания

В середине 1830-х в России набирали популярность переводные романы. Светские дамы зачитывались Вальтером Скоттом. Отечественные писатели, и среди них Александр Сергеевич, не могли остаться в стороне и ответили собственными произведениями, среди которых были и «Капитанская дочка».

Исследователи творчества Пушкина утверждают, что сначала он работал над исторической хроникой, желая рассказать читателям про ход Пугачевского бунта. Подойдя к делу ответственно и желая быть правдивым, автор встречался с непосредственными участниками тех событий, специально для этого уехав на Южный Урал.

Пушкин долго сомневался, кого же сделать главным героем своего произведения. Сначала он остановился на Михаиле Шванвиче - офицере, который во время восстания перешел на сторону Пугачева. Что заставило Александра Сергеевича отказаться от такого замысла, неизвестно, однако в результате он обратился к формату мемуаров, а в центр романа поставил офицера-дворянина. При этом главный герой имел все шансы перейти на сторону Пугачева, однако долг перед Отечеством оказался выше. Шванвич же из положительного персонажа превратился в отрицательного Швабрина.

В первый раз роман предстал перед зрителями в журнале «Современник» в последнем выпуске 1836 года, причем авторство Пушкина там упомянуто не было. Было сказано, что эти записки принадлежат перу покойного Петра Гринева. Однако в этом романе по соображениям цензуры не была опубликована статья о бунте крестьян в поместье самого Гринева. Отсутствие авторства повлекло за собой отсутствие каких-либо печатных отзывов, однако многие отмечали «всеобщий эффект», который произвела «Капитанская дочка» на тех, кто ознакомился с романом. Через месяц после публикации настоящий автор романа погиб на дуэли.

Анализ

Описание произведения

Произведение написано в форме мемуаров - помещик Петр Гринев рассказывает о временах своей молодости, когда его отец распорядился отправить его служить в армию (правда, под присмотром дядьки Савельича). В дороге с ними случается одна встреча, коренным образом повлиявшая на их дальнейшую судьбу и на судьбу России, - Петр Гринев знакомится с Емельяном Пугачевым.

Доехав до места назначения (а им оказалась Белогорская крепость), Гринев сразу же влюбляется в дочь коменданта. Однако у него есть соперник - офицер Швабрин. Между молодыми людьми происходит дуэль, в результате которой Гриневу наносится ранение. Его отец, узнав об этом, не дает своего согласия на брак с девушкой.

Все это происходит на фоне развивающегося Пугачевского бунта. Когда дело доходит до крепости, то подельники Пугачева сначала лишают жизни родителей Маши, после чего предлагают Швабрину и Гриневу присягнуть на верность Емельяну. Швабрин соглашается, а вот Гринев из-за соображений чести - нет. Его жизнь спасает Савельич, который напоминает Пугачеву об их случайно встрече.

Гринев воюет против Пугачева, однако это не мешает ему призвать последнего в союзники для спасения Маши, которая оказалась заложницей Швабрина. По доносу соперника Гринев оказывается в тюрьме, и вот уже Маша делает все для его спасения. Случайная встреча с императрицей помогает девушке добиться освобождения возлюбленного. На радость всем дамам, дело заканчивается свадьбой молодых в родительском доме Гринева.

Как уже было упомянуто, фоном для любовной истории послужило великое историческое событие - восстание Емельяна Пугачева.

Главные герои

В романе можно выделить нескольких главных героев. Среди них:

Емельян Пугачев

Пугачев - по мнению многих критиков, самая яркая за счет своего колорита главная фигура в произведении. Марина Цветаева в свое время утверждала, что Пугачев заслоняет собой бесцветного и блеклого Гринева. У Пушкина Пугачев выглядит этаким очаровательным злодеем.

Петр Гринев, которому на момент повествования только исполнилось 17 лет. По мнению литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, этот персонаж нужен был для беспристрастной оценки поведения другого персонажа - Емельяна Пугачева.

Алексей Швабрин - молодой офицер, служащий в крепости. Вольнодумец, умен и образован (в повести упоминается, что он знает французский и разбирается в литературе). Литературовед Дмитрий Мирский назвал Швабрина «чисто романтическим негодяем» из-за его измены присяге и перехода на сторону повстанцев. Однако поскольку образ прописан неглубоко, сказать о причинах, которые побудили его на такой поступок, сложно. Очевидно, что симпатии Пушкина не были на стороне Швабрина.

На момент повествования Марии только исполнилось 18 лет. Настоящая русская красавица, при этом простая и милая. Способная на поступок - чтобы спасти любимого, едет в столицу встречаться с императрицей. По мнению Вяземского, она украшает роман так же, как Татьяна Ларина украсила «Евгения Онегина». А вот Чайковский, который в свое время хотел поставить оперу по этому произведению, сетовал, что в ней недостаточно характера, а есть только доброта и честность. Того же мнения придерживалась и Марина Цветаева.

С пяти лет приставлен к Гриневу в качестве дядьки, российского аналога гувернера. Единственный, кто общается с 17-летним офицером как с малым ребенком. Пушкин называет его «верным холопом», однако Савельич позволяет себе высказывать неудобные мысли как барину, так и своему подопечному.

Анализ произведения

Коллеги Александра Сергеевича, которым он самолично читал роман, делали небольшие замечания относительно несоблюдения исторических фактов, при этом в общем и целом отзываясь о романе положительно. Князь В.Ф.Одоевский, например, отмечал, что образы Савельича и Пугачева выписаны тщательно и продуманы до мелочей, а вот образ Швабрина не доработан, а потому читателям будет сложно понять мотивы его перехода.

Литературный критик Николай Страхов отмечал, что такое сочетание семейной (частично любовной) и исторической хроник характерно для произведений Вальтера Скотта, ответом на популярность которых среди русской знати, по сути, и было произведение Пушкина.

Еще один русский литературовед Дмитрий Мирский высоко оценивал «Капитанскую дочку», подчеркивая манеру повествования - сжатую, точную, экономную, при этом просторную и неторопливую. Его мнение заключалось в том, что в становлении жанра реализма в русской литературе это произведение сыграло одну из главных ролей.

Русский писатель и издатель Николай Греч спустя несколько лет после публикации произведения восхищался тем, как автору удалось выразить характер и тон того времени, о котором тот повествует. Повесть получилась настолько реалистична, что можно было действительно подумать, что автором является очевидец этих событий. Федор Достоевский и Николай Гоголь также периодически оставляли восторженные отзывы об этом произведении.

Выводы

По мнению Дмитрия Мирского, «Капитанская дочка» может считаться единственным полновесным романом, написанным Александром Сергеевичем и опубликованным при его жизни. Позволим себе согласиться с критиком - в романе присутствует все для того, чтобы быть успешным: романтическая линия, закончившаяся женитьбой, - услада для прекрасных дам; историческая линия, повествующая о таком сложном и противоречивом историческом событии, как восстание Пугачева, - больше будет интересна мужчинам; четко выписанные главные персонажи и расставленные ориентиры относительно места чести и достоинства в жизни офицера. Все это объясняет популярность романа в прошлом и заставляет наших современников прочитать его сегодня.

В этой статье мы опишем произведение А.С. Пересказ по главам этого короткого романа, опубликованного в 1836 году, предлагается вашему вниманию.

1. Сержант гвардии

Первая глава начинается с биографии Петра Андреевича Гринева. Отец этого героя служил, после чего вышел в отставку. Было 9 детей в семействе Гриневых, однако восемь из них в младенчестве умерли, и Петр остался один. Отец записал его еще до рождения в Петр Андреевич до наступления совершеннолетия числился в отпуске. Дядька Савельич служит воспитателем мальчика. Он руководит освоением русской грамоты Петрушей.

К Петру через некоторое время выписан был француз Бопре. Он обучил его немецкому, французскому языкам, а также различным наукам. Но Бопре воспитанием ребенка не занимался, а лишь пил и гулял. Отец мальчика вскоре обнаружил это и прогнал учителя. Петра на 17-м году отправляют на службу, однако не в то место, куда он надеялся попасть. Он едет в Оренбург вместо Петербурга. Это решение определило дальнейшую судьбу Петра, героя произведения "Капитанская дочка".

1 глава описывает напутствие отца сыну. Он говорит ему о том, что необходимо беречь честь смолоду. Петя, приехав в Симбирск, знакомится в трактире с Зуриным, ротмистром, который научил его играть в бильярд, а также споил его и выиграл у него 100 рублей. Гринев как будто вырвался впервые на свободу. Он ведет себя, подобно мальчишке. Зурин утром требует положенный выигрыш. Петр Андреевич для того, чтобы показать свой характер, заставляет Савельича, протестующего этому, выдать деньги. После чего, ощущая укоры совести, Гринев покидает Симбирск. Так заканчивается в произведении "Капитанская дочка" 1 глава. Опишем дальнейшие события, произошедшие с Петром Андреевичем.

2. Вожатый

Александр Сергеевич Пушкин рассказывает нам о дальнейшей судьбе этого героя произведения "Капитанская дочка". 2 глава романа называется "Вожатый". В ней мы впервые знакомимся с Пугачевым.

Гринев в пути просит Савельича его простить за глупое поведение. Вдруг в дороге начинается буран, Петр со своим слугой сбиваются с пути. Они встречают одного человека, который предлагает их проводить к постоялому двору. Гринев, едущий в кабинке, видит сон.

Сон Гринева - важный эпизод произведения "Капитанская дочка". 2 глава подробно описывает его. В нем Петр приезжает в свою усадьбу и обнаруживает, что отец при смерти. Он подходит к нему, чтобы взять последнее благословение, однако вместо отца видит неизвестного мужика с черной бородой. Гринев удивлен, однако мать его убеждает, что это его посаженый отец. Размахивая топором, вскакивает чернобородый мужик, мертвые тела заполняют всю комнату. Человек при этом улыбается Петру Андреевичу, а также предлагает тому благословение.

Гринев, уже находясь на рассматривает своего провожатого и замечает, что он и есть тот самый человек из сна. Это среднего роста сорокалетний мужчина, худощавый и широкоплечий. В черной бороде его уже заметна проседь. Глаза у мужчины живые, в них ощущается сметливость и тонкость ума. Довольно приятное выражение имеет лицо вожатого. Оно плутовское. Острижены его волосы в кружок, а одет этот человек в татарские шаровары и старый армяк.

Вожатый беседует с хозяином на "иносказательном языке". Петр Андреевич благодарит своего спутника, дарит ему заячий тулуп, наливает стакан вина.

Старый товарищ отца Гринева, Андрей Карлович Р., посылает из Оренбурга Петра на службу в расположенную в 40 верстах от города Белогорскую крепость. Именно здесь продолжается роман "Капитанская дочка". По главам пересказ дальнейших событий, происходящих в ней, следующий.

3. Крепость

Крепость эта напоминает деревушку. Распоряжается всем здесь Василиса Егоровна, разумная и добрая женщина, жена коменданта. Гринев следующим утром знакомится со Швабриным Алексеем Ивановичем, молодым офицером. Этот человек невысокого роста, отменно некрасивый, смуглолицый, очень живой. Он один из главных героев произведения "Капитанская дочка". 3 глава - место в романе, где этот персонаж впервые появляется перед читателем.

Из-за дуэли перевели Швабрина в эту крепость. Он рассказывает Петру Андреевичу о здешней жизни, о семье коменданта, при этом нелестно отзываясь о его дочери, Маше Мироновой. Подробное описание этого разговора вы найдете в произведении "Капитанская дочка" (3 глава). Комендант приглашает Гринева и Швабрина на семейный обед. Петр видит по дороге, как проходят "учения": взводом инвалидов руководит Миронов Иван Кузьмич. На нем "китайчатый халат" и колпак.

4. Поединок

Важное место занимает в композиции произведения "Капитанская дочка" 4 глава. Рассказывается в ней следующее.

Семья коменданта очень нравится Гриневу. Петр Андреевич становится офицером. Он общается со Швабриным, однако общение это приносит герою все меньше удовольствия. Колкие замечания Алексея Ивановича о Маше особенно не нравятся Гриневу. Петр пишет посредственные стихи и посвящает их этой девушке. Швабрин резко высказывается по их поводу, при этом оскорбляя Машу. Гринев его обвиняет во лжи, Алексей Иванович вызывает Петра на дуэль. Василиса Егоровна, узнав об этом, приказывает арестовать дуэлянтов. Палашка, дворовая девка, лишает их шпаг. Через некоторое время Петру Андреевичу становится известно, что к Маше сватался Швабрин, но получил от девушки отказ. Он понимает теперь, почему Алексей Иванович злословил по адресу Маши. Вновь назначена дуэль, на которой Петр Андреевич получает ранение.

5. Любовь

За раненым ухаживают Маша и Савельич. Петр Гринев делает девушке предложение. Он отправляет письмо родителям, в котором просит благословения. Швабрин навещает Петра Андреевича и признает свою вину перед ним. Благословения отец Гринева ему не дает, он уже знает о произошедшей дуэли, и рассказал ему об этом вовсе не Савельич. Петр Андреевич считает, что это сделал Алексей Иванович. Без согласия родителей не хочет выходить замуж капитанская дочка. Глава 5 повествует об этом ее решении. Не будем подробно описывать разговор между Петром и Машей. Скажем лишь, что решила избегать в дальнейшем Гринева капитанская дочка. Пересказ по главам продолжается следующими событиями. Петр Андреевич перестает посещать Мироновых, падает духом.

6. Пугачевщина

Уведомление о том, что разбойничья шайка под предводительством Емельяна Пугачева орудует в окрестностях, приходит коменданту. нападает на крепости. Пугачев вскоре добрался и до Белогорской крепости. Он призывает коменданта сдаться. Иван Кузьмич решает выслать дочь из крепости. Девушка прощается с Гриневым. Однако мать ее уезжать отказывается.

7. Приступ

Атакой крепости продолжается произведение "Капитанская дочка". Пересказ по главам дальнейших событий следующий. Ночью казаки уходят из крепости. Они переходят на сторону Емельяна Пугачева. Шайка его атакует. Миронов с немногочисленными защитниками пытается обороняться, однако силы двух сторон неравны. Захвативший крепость устраивает так называемый суд. Казни на виселице предают коменданта, а также его товарищей. Когда доходит очередь до Гринева, Савельич умоляет Емельяна, бросившись в ноги к нему, пощадить Петра Андреевича, предлагает тому выкуп. Соглашается Пугачев. Жители города и солдаты дают Емельяну присягают. Убивают Василису Егоровну, выведя на крыльцо раздетую, а также ее мужа. Петр Андреевич покидает крепость.

8. Незваный гость

Очень беспокоится Гринев о том, как живет в Белогорской крепости капитанская дочка.

Содержание по главам дальнейших событий романа описывает последующую судьбу этой героини. Прячется девушка у попадьи, которая говорит Петру Андреевичу, что Швабрин на стороне Пугачева. Гринев узнает от Савельича, что Пугачев - провожатый их по дороге в Оренбург. Емельян зовет Гринева к себе, тот приходит. Петр Андреевич обращает внимание на то, что все ведут себя как товарищи друг с другом в стане Пугачева, не оказывают при этом предпочтения предводителю.

Каждый хвастается, высказывает сомнения, оспаривает Пугачева. Люди его поют песню о виселице. Расходятся гости Емельяна. Гринев говорит ему наедине, что царем его не считает. Тот отвечает, что удача будет удалому, ведь когда-то и Гришка Отрепьев правил. Емельян отпускает Петра Андреевича в Оренбург несмотря на то, что тот обещает бороться против него.

9. Разлука

Емельян дает Петру распоряжение сказать губернатору этого города о том, что скоро пугачевцы прибудут туда. Пугачев, покидая оставляет Швабрина комендантом. Савельич пишет список разграбленного добра Петра Андреевича и отправляет его Емельяну, однако тот на него в "припадке великодушия" и дерзкого Савельича не наказывает. Он даже жалует шубой со своего плеча Гринева, дает ему лошадь. Маша тем временем болеет в крепости.

10. Осада города

Петр едет в Оренбург, к Андрею Карловичу, генералу. Военные люди отсутствуют на военном совете. Здесь лишь чиновники. Более благоразумно, по их мнению, оставаться за надежной каменной стеной, чем на открытом поле испытывать свое счастье. За голову Пугачева предлагают назначить чиновники большую цену и подкупить людей Емельяна. Урядник из крепости привозит Петру Андреевичу письмо от Маши. Та сообщает о том, что Швабрин вынуждает ее стать его супругой. Гринев просит генерала помочь, предоставить ему людей для того, чтобы очистить крепость. Однако тот отказывает.

11. Мятежная слобода

Спешат на помощь девушке Гринев с Савельичем. Люди Пугачева останавливают их в пути и ведут к предводителю. Он допрашивает Петра Андреевича о его намерениях в присутствии наперсников. Люди Пугачева - сгорбленный, тщедушный старик с голубой лентой, надетой через плечо по серому армяку, а также высокий, дородный и широкоплечий мужчина лет сорока пяти. Гринев говорит Емельяну, что приехал для того, чтобы спасти от притязаний Швабрина сироту. Пугачевцы предлагают и с Гриневым, и со Швабриным просто решить проблему - повесить их обоих. Однако Петр Пугачеву явно симпатичен, и он обещает женить его на девушке. Петр Андреевич утром едет в крепость в кибитке Пугачева. Тот в доверительной беседе рассказывает ему, что он хотел бы отправиться на Москву, однако товарищи его - разбойники и воры, которые сдадут предводителя при первой же неудаче, спасая собственную шею. Емельян рассказывает калмыцкую сказку про ворона и орла. Ворон жил 300 лет, но клевал при этом падаль. А орел предпочел голодать, но падали не есть. Лучше однажды напиться живой крови, считает Емельян.

12. Сирота

Пугачев в крепости узнает, что девушка терпит издевательства от нового коменданта. Швабрин морит ее голодом. Емельян освобождает Машу и хочет обвенчать ее сейчас же с Гриневым. Когда Швабрин рассказывает, что это дочь Миронова, Емельян Пугачев решает отпустить Гринева и Машу.

13. Арест

Солдаты на пути из крепости берут под арест Гринева. Они принимают Петра Андреевича за пугачевца, ведут к начальнику. Им оказывается Зурин, который советует Петру Андреевичу отправить Савельича и Машу к родителям, а самому Гриневу - продолжить сражение. Он следует этому совету. Войско Пугачева разбито, однако сам он не пойман, ему удалось в Сибири собрать новые отряды. Емельяна преследуют. Зурину приказывают взять под арест Гринева и отправить под караулом в Казань, предав следствию по делу Пугачева.

14. Суд

Петр Андреевич подозревается в том, что он служил Пугачеву. В этом не последнюю роль сыграл Швабрин. Петра приговаривают к ссылке в Сибирь. У родителей Петра живет Маша. Они очень к ней привязались. Девушка отправляется в Петербург, в Царское Село. Здесь она встречает императрицу в саду и просит помиловать Петра. Рассказывает о том, как он попал из-за нее к Пугачеву, капитанская дочка. Кратко по главам описанный нами роман завершается следующим образом. Гринева освобождают. Он присутствует на казни Емельяна, который кивает головой, узнав его.

По жанру историческим романом является произведение "Капитанская дочка". Пересказ по главам не описывает всех событий, мы упомянули лишь основные. Роман Пушкина очень интересен. Прочитав оригинал произведения "Капитанская дочка" по главам, вы поймете психологию героев, а также узнаете некоторые подробности, нами опущенные.

Береги честь смолоду.

Пословица

ГЛАВА I. СЕРЖАНТ ГВАРДИИ.

Был бы гвардии он завтра ж капитан.

Того не надобно; пусть в армии послужит.

Изрядно сказано! пускай его потужит…

Да кто его отец?

Княжнин.

Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе, и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревни, где и женился на девице Авдотьи Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости маиора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу» - ворчал он про себя - «кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги, и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour Йtre outchitel, не очень понимая значения этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; не редко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, т. е. (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке, и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю:Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. Матушка шутить этим не любила, и пожаловалась батюшке. У него расправа была коротка. Он тотчас потребовал каналью француза. Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей, и пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно, и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать, и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей, и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чахарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный Календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный Календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то бывало по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак батюшка читал Придворный Календарь, изредко пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!… Обоих российских орденов кава-лер!.. А давно ли мы…» Наконец батюшка швырнул календарь на диван, и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»- Да вот пошел семнадцатый годок, - отвечала матушка. - Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще…«Добро» - прервал батюшка, - «пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим, да лазить на голубятни».Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему было верьхом благополучия человеческого.Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.«Не забудь, Андрей Петрович», - сказала матушка - «поклониться и от меня князю Б.; я-дескать надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями».- Что за вздор! - отвечал батюшка нахмурясь. - К какой стати стану я писать к князю Б.?«Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши».- Ну, а там что?«Да ведь начальник Петрушин - князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк».- Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол, и начал свое письмо.Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки, и подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу P., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».Итак все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день по утру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чамодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову, а честь с молоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня зайчий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем, и отправился в дорогу, обливаясь слезами.В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. Я остановился в трактире. Савельич с утра отправился по лавкам. Соскуча глядеть из окна на грязный переулок, я пошел бродить по всем комнатам. Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркером, который при выигрыше выпивал рюмку водки, а при проигрыше должен был лезть под биллиард на четверинках. Я стал смотреть на их игру. Чем долее она продолжалась, тем прогулки на четверинках становились чаще, пока наконец маркер остался под биллиардом. Барин произнес над ним несколько сильных выражений в виде надгробного слова, и предложил мне сыграть партию. Я отказался по неумению. Это показалось ему, невидимому, странным. Он поглядел на меня как бы с сожалением; однако мы разговорились. Я узнал, что его зовут Иваном Ивановичем Зуриным, что он ротмистр гусарского полку и находится в Симбирске при приеме рекрут, а стоит в трактире. Зурин пригласил меня отобедать с ним вместе чем бог послал, по-солдатски. Я с охотою согласился. Мы сели за стол. Зурин пил много и потчивал и меня, говоря, что надобно привыкать ко службе; он рассказывал мне армейские анекдоты, от которых я со смеху чуть не валялся, и мы встали изо стола совершенными приятелями. Тут вызвался он выучить меня играть на биллиарде. «Это» - говорил он - «необходимо для нашего брата служивого. В походе, например, придешь в местечко - чем прикажешь заняться? Ведь не все же бить жидов. Поневоле пойдешь в трактир и станешь играть на биллиарде; а для того надобно уметь играть!» Я совершенно был убежден, и с большим прилежанием принялся за учение. Зурин громко ободрял меня, дивился моим быстрым успехам, и после нескольких уроков, предложил мне играть в деньги, по одному грошу, не для выигрыша, а так, чтоб только не играть даром, что, по его словам, самая скверная привычка. Я согласился и на то, а Зурин велел подать пуншу и уговорил меня попробовать, повторяя, что к службе надобно мне привыкать; а без пуншу, что и служба! Я послушался его. Между тем игра наша продолжалась. Чем чаще прихлебывал я от моего стакана, тем становился отважнее. Шары поминутно летали у меня через борт; я горячился, бранил маркера, который считал бог ведает как, час от часу умножал игру, словом - вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Между тем время прошло незаметно. Зурин взглянул на часы, положил кий, и объявил мне, что я проиграл сто рублей. Это меня немножко смутило. Деньги мои были у Савельича. Я стал извиняться. Зурин меня прервал: «Помилуй! Не изволь и беспокоиться. Я могу и подождать, а покаместь поедем к Аринушке».Что прикажете? День я кончил так же беспутно, как и начал. Мы отужинали у Аринушки. Зурин поминутно мне подливал, повторяя, что надобно к службе привыкать. Встав изо стола, я чуть держался на ногах; в полночь Зурин отвез меня в трактир. Савельич встретил нас на крыльце. Он ахнул, увидя несомненные признаки моего усердия к службе. «Что это, сударь, с тобою сделалось?» - сказал он жалким голосом, «где ты это нагрузился? Ахти господи! отроду такого греха не бывало!» - Молчи, хрыч! - отвечал я ему, запинаясь; - ты верно пьян, пошел спать… и уложи меня.На другой день я проснулся с головною болью, смутно припоминая себе вчерашние происшедствия. Размышления мои прерваны были Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая. «Рано, Петр Андреич», - сказал он мне, качая головою - «рано начинаешь гулять. И в кого ты пошел? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу» в рот ничего не изволила брать. А кто всему виноват? проклятый мусье. То и дело, бывало к Антипьевне забежит: «Мадам, же ву при, водкю». Вот тебе и же ву при! Нечего сказать: добру наставил, собачий сын. И нужно было нанимать в дядьки басурмана, как будто у барина не стало и своих людей!»Мне было стыдно. Я отвернулся и сказал ему: Поди вон, Савельич; я чаю не хочу. Но Савельича мудрено было унять, когда бывало примется за проповедь. «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что негоден… Выпей-ка огуречного рассолу с медом, а всего бы лучше опохмелиться полстаканчиком настойки Не прикажешь ли?»В это время мальчик вошел, и подал мне записку от И. И. Зурина. Я развернул ее и прочел следующие строки:«Любезный Петр Андреевич, пожалуйста пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.Готовый ко услугамI>Иван Зурин».Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный, и обратясь к Савельичу, который был и денег и белья и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей. «Как! зачем?» - спросил изумленный Савельич. - Я их ему должен - отвечал я со всевозможной холодностию. - «Должен!» - возразил Савельич, час от часу приведенный в большее изумление; - «да когда же, сударь, успел ты ему задолжать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам».Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки, и взглянув на него гордо, сказал: - Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать, и делать то что тебе приказывают.Савельич так был поражен моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. - Что же ты стоишь! - закричал я сердито. Савельич заплакал. «Батюшка Петр Андреич», - произнес он дрожащим голосом - «не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители крепко на крепко заказали не играть, окроме как в орехи…» - Полно врать, - прервал я строго, - подавай сюда деньги, или я тебя в зашеи прогоню.Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок. Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.



Статьи по теме: