А н толстой петр 1 анализ. Анализ правления Петра I

По русскому языку и литературе.

1. Изображение петровской эпохи в романе.
2. Петр I как исторический деятель нового типа.
3. Жанровое своеобразие романа.


Одним из важнейших дел своей жизни А.Н. Толстой считал написание романа «Петр Первый», над которым работало 1929 по 1945 гг. Но интерес к эпохе Петра Первого возник значительно раньше, о чем свидетельствует повесть «День Петра», написанная в 1917 году. Петр Первый, по словам А.Н. Толстого, был для него «философия,.. религия,.. откровение во всем, что касается России».
Задуман был роман, состоящий из 5 частей, рассказывающий о судьбе Петра и петровских реформах, начиная с его юности и первых лет царствования, до основания и строительства Петербурга, но написано только три части. Роман обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Многие судьбоносные вехи пути Петра и его деяний остались за пределами романа. Но и написанные главы складываются в многоплановое повествование. Действие романа разворачивается в столице и за ее пределами, в России и в Европе. Многочисленные массовые сцены: на улицах Москвы, в военных походах, в царских палатах и при дворах европейских монархов – ярко передают неповторимый колорит эпохи. Автор пользуется малоизученными историческими документами типа «пыточных записей» начала XVIII века, старинных судебных актов, что позволило усилить достоверность и воссоздать яркий и выразительный русский язык, соответствующий описываемой эпохе и в то же время не переусложненный архаизмами и излишней стилизацией.
Широта панорамы усиливается обилием персонажей, как главных, так и второстепенных (их в романе около пятисот). Но даже персонаж, появившийся в одном эпизоде, описан настолько сочно и красочно, что не забывается. Особенно это касается народных характеров, в которых воплощаются неисчерпаемые силы и творческий дух нации. Это и кузнец Кондратий Воробьев, не позарившийся на царские посулы быстрого обогащения и оставшийся у себя на Валдае, продолжая удивлять всех чудным звоном отлитых им колокольчиков, гибкостью шпаг и прочностью тележных осей. Это и двухметровый красавец Мишка Блудов, солдат, награжденный за взятие Мариебурга: «Коней он любит, и кони его любят, таких веселых коней, как в шестом эскадроне, во всей армии нет». Это и бунтарь Федька Умойся Грязью, и оружейник Иван Демидов, и многие другие. Эта многонаселенность романа не мешает четкому оформлению его сложной сюжетной системы. В нем выделяются три сюжетно-тематические линии: тема Петра, обновляющего и укрепляющего Государство Российское, тема колоссальных сословных, нравственных сдвигов в русском обществе, тема России народной. А.Н. Толстой следует за канвой истории, воссоздавая основные события как русской, так и европейской жизни на рубеже XVII – XVIII веков (стрелецкие бунты, покорение Азова, строительство русского флота, война со шведами, взятие Нарвы). Но «Петр Первый» – не только историко-художественный, но и социальнопсихологический роман, в котором повествование легко переходит от частного плана к общему и от бытовых сцен к батальным.
В центре внимания А.Н. Толстого – образ Петра 1 который, по словам самого писателя, долгое время оставался для него «загадкой в историческом тумане». Показывается становление характера одной из самых ярких и противоречивых личностей русской истории, причем главное внимание направлено на суть противоречий его характера. В начале романа Петр – еще подросток, увлекающийся военными играми; «шапка Мономаха», образно говоря, ему еще велика. Постепенно из долговязого и угловатого юноши вырастает государственный деятель, дипломат, полководец, строитель, мастеровой, владевший четырнадцатью ремеслами. Показана и психологическая неустойчивость его характера, проявляющаяся в крайностях: от безудержного веселья к безудержному гневу. По мере развития сюжета и взросления царя к нему приходят опыт, зрелость, уверенность. Характер Петра проявляется не только в его общественной и государственной деятельности, но и в личной жизни, где его поведение также отличалось неуравновешенностью и неординарностью (отношения с первой женой, царицей Натальей, любовная связь с Анной Моне, возвышение экономки его соратника Александра Меньшикова, Марты Скавронской – будущей императрицы Екатерины I). Роман обрывается сценой взятия Нарвы, и в этой сцене Петр – величественный монарх, вдохновленный высокой государственной целью, суровый, но справедливый, останавливающий мародерство в поверженном городе.
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» оказал огромное влияние на развитие исторической прозы в русской литературе как в 30-е годы XX века, так и в последующие периоды.

«Чтобы понять тайну русского народа, - писал Л.Н.Толстой, - нужно хорошо и глубоко узнать его про­шлое: нашу историю, коренные узлы ее...»

Отсюда становится понятным, почему именно эпоха Петра Первого, время бурных и решительных преобразо­ваний и перемен в России, могла так надолго приковать к себе творческое внимание А.Н.Толстого. Над историческим романом «Петр Первый», над подготовкой отдельных его томов Алексей Толстой, как известно, работал на протяжении примерно двух десятилетий.

В первой книге романа (1930) Петр как преобразова­тель показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера. Одновременно автор правдиво показывает, какой непосильной тяжестью ложились из­держки реформ на плечи простого народа. Царь-реформа­тор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в дина­мике, в развитии, в процессе сложного его формирования.

Первый том захватывает самое раннее детство царя. Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком в съехавшей набок Мономаховой шапке, когда по требова­нию бунтующих стрельцов царица показывает его с крыль­ца народу. Вот он - двенадцатилетний подросток, «маль­чик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит «хитрости» - продевать сквозь щеку иглу... Затем это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор притязаниям своей старшей сестры Софьи: во время торжественного крестного хода в соборе он всту­пает с нею в пререкания, в резкий спор за право нести икону.

Далее это нескладный долговязый юноша, с еле про­бивающимися усиками на загорелом лице, который нелов­ко и застенчиво пытается танцевать заморский танец с Анхен Монс на веселой вечеринке у Лефорта в Немецкой слободе. Затем это молодой царь, вернувшийся из поездки в Европу. С неукротимой яростью расправляется он с непокорными стрельцами в октябре 1698 года, участвуя сам в жестоких казнях.

В сюжете романа особо оттеняется, что юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр по­степенно набирает силы, накапливает опыт, переживает неизбежную стадию первых неудач и поражений и тогда лишь подходит вплотную к осуществлению намеченных им преобразований.

Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний - в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооруже­нию русского войска, в строительстве флота. Толстой по­казывает его в обстановке азартной работы на Воронеж­ской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость»:

Под Нарвой мы видим Петра, со спокойной делови­тостью заряжающего пушку; он метко стреляет, удачно попадая в стену крепостной башни шведов.

Показывая все это, А.Толстой полностью избежал идеализации «царя-плотника». Уже одна встреча Петра под Азовом с боярином Стрешневым, которого царь жестоко «учит» за допущенную тем халатность в снабжении войск продовольствием, - одна такая сцена исключает возмож­ность упрека в идеализирующей гримировке Петра.

Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.

В третьей книге (1945), когда А.Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, - он как будто вырас­тает на голову; в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одно­го из сильнейших европейских государств... Особую ре­льефность, объемность фигуре Петра придает то, что рядом с ним или, вернее, вокруг него писатель дает целую серию портретов его современников - правителей соседних го­сударств, политических врагов Петра или его ближайших сподвижников.

Роман А.Толстого густо населен людьми, у каждого из которых не только свой облик, но и своя судьба. Но всех их объединяет поступательное и неуклонное движение вперед и вверх по жизненной лестнице. Толстой любуется тем, как выходец из незнатной среды Александр Меньши­ков становится первым сановником, правой рукой государя; как деревенская девчонка Санька Бровкина превраща­ется в знатную боярыню Волкову, а кабальный холоп Ивашка Бровкин вырастает в крупного негоцианта; как скромный иконописец из Палеха Андрюшка Голиков едет учиться своему ремеслу в саму Италию.

Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавер­шенным. Усилившаяся болезнь и смерть писателя (1945) оборвали работу. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.

В романе писатель изображает широкий поток исто­рической жизни, целую панораму страны, судьбы не только отдельных героев, узкого круга лиц, но и всего народа в его большом движении. Этим определяется и ряд таких суще­ственных моментов художественной структуры всего про­изведения, как широкая масштабность рисунка; выдвижение на первый план исторических, а не вымышленных героев; наличие хроникальных элементов в развитии сю­жета; многоплановость композиции и т.п.

Содержание третьей книги - это успехи преобразова­ний, первые ощутимые плоды петровских реформ. Пока­зана сила петровской армии, крепнущая военная мощь России начала XVIII века, и вместе с тем рисуется культур­ный подъем в русском обществе, властное проникновение нового, светского начала в аскетический средневековый уклад старой Руси. Создававшаяся в годы Великой Отече­ственной войны третья книга «Петра Первого» особенно ярко развертывает тему славы русского оружия, тему геро­изма и подвигов русских солдат.

За всем этим стоит одно - заветная мечта царя сделать Россию богатой державой, а русского человека счастливым. В утверждении этой гуманистической идеи и нашел Тол­стой разрешение своих сомнений относительно правдивос­ти как прошлого, так и настоящего своей Родины. Любые, самые тяжкие, кровоточащие проблемы, считал он, обяза­ны отступить перед высшей истиной: «Цель всех усилий - человек, высшая творимая и творческая форма природы».

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» - центральное про­изведение в раскрытии петровский темы в творчестве писате­ля. Однако объектом изображения в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха реформ и потрясений, время, когда крестьянская Россия, доселе шед­шая по своему особому пути, вдруг соприкоснулась с атрибу­тами европейской цивилизации.

И соприкосновение это было как прогрессивным, так и мучительным, ибо попытки наса­дить европейский образ жизни подчас вступали в глубокие противоречия с национальными традициями, плохо укореня­лись на русской почве и, конечно, порождали сопротивление.

Роман состоит из трех книг. Повествование ведется от ли­ца автора. В произведении действуют как вымышленные пер­сонажи, так и реальные исторические лица. Огромную роль в организации развития сюжета играют массовые сцены, диало­ги, описание жилища, быта и портреты героев.

А. подчеркивает природные богатства русской земли: вековые сосны, просторы полноводных рек, пушисто- хвостые белки, караваны птиц. «Земля раздвигалась перед взо­ром, - не было ей края».

В традициях И. Шмелева А. Толстой в романе рисует пре­жде всего Русь православную. Об этом в первой же сцене произведения свидетельствует портрет эпизодической герои­ни: «Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страш­нее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, - как на иконе». В этом лаконичном описании простой рус­ской женщины, по сути, раскрывается нелегкая чело­века допетровской эпохи: постоянные материальные лишения, привычка к каждодневному труду и в то же время стойкость, душевная глубина, отточенная в муках и страданиях.

От описания крестьянского уклада жизни в доме Ивана Бровкина А.Н. Толстой переходит к рассказу о дворянине Васи­лии Волкове, который тоже едва сводит концы с концами: надо платить огромные подати монастырю да оброки и дани царской казне. В разговоре с соседом Михайлой Тыртовым Волков е бо­лью восклицает: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». Василий вспоминает, как ездил в Москву в Ку- куй-слободу, где живут немцы. Там везде чистота и порядок, лю­ди приветливые. Да и живут они богаче всей Москвы.

Причины нищенского существования России А.Н. Толстой видит и в бесхозяйственности, доходящей порой до элементар­ной жадности, и в воровстве, и в беспорядках на дорогах, когда княжеский сынок содержит шайку разбойников, обирающих купцов на проезжей дороге. Особенно нелепым менталитет русского человека казался иноземцам. Они удивлялись, что при царском дворе нет балов и галантного веселья, нет тонкого раз­влечения музыкой. Работают русские люди мало. Времени на это почти не остается: по три раза в день отстаивали церковные службы, по четыре раза плотно ели, да еще и спали днем для здоровья. Однако А.Н. Толстой показывает, что в жизнь пред­ставителей царского двора все глубже входят европейские ма­неры. Дом князя Голицына охраняют швейцарцы. Сам он бреет бороду, носит французский костюм, читает латинские книги. В доме - французская и итальянская изысканная мебель. Голи­цын подумывает об освобождении крестьянства, создании ака­демий. Однако даже его собеседник господин де Невилль не верит в то, что в России можно выполнить всю эту утопиче­скую программу. В разговоре с Софьей звучит мысль о том, что европейским манерам не обрадуется духовенство, поддержи­вающее патриархальные традиции.

Примечателен в романе образ средневековой Москвы с ее древней топонимикой (Иверская, Василий Блаженный, Спас­ские ворота, Варварка, Всехсвятский мост). В калашном ряду Гостиного двора продают горячие пироги и сбитень на меду. В Москве, как нигде в другом уголке России, остро ощущает­ся имущественная пропасть в положении между высшей зна­тью и народом: на парчовую шубу князя Василия Васильевича Голицына можно пол-Москвы купить.

С высокой степенью детализации пишет А.Н. Толстой о жестокой борьбе за царский трон, которую ведет Софья со сво­им родным братом Петром. Но женщина даже в политических делах остается женщиной: за одну морщинку на лице своего возлюбленного князя Голицына Софья готова сжечь пол­Москвы. В неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья и Наталья Кирилловна слушают совет патриарха Иокима, как усмирить стрельцов, А.Н. Толстой сравнивает Софью со змеей.

Волею судьбы Петр пришел на российский трон раньше срока. Он был еще мальчиком. Первое описание Петра в романе красноречиво свидетельствует об этом: «Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженные волосы. Круг­лощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу». Таким жестокий и вла­стный русский царь Петр впервые предстал перед своими под­данными. На всю жизнь запомнил он стрелецкие бунты.

Взрослея, царь Петр все чаще бывает в Кукуевской слободе: интересуется жизнью немцев, постепенно перенимает их мане­ры. А.Н. Толстой подробно рассказывает, как царь впервые одевает европейский костюм, как танцует с фрау Шимельпфе- ниг и Анхен контрданс. Затем Петр приглашает для себя не­мецких учителей: учиться математике и фортификации.

Молодой царь влюбляется в хорошенькую немку. Но даже монарх в России не может перешагнуть через сложившиеся ус­тои. Петр должен жениться на той, кого выбрала для него мать. Примечательна в романе сцена свадьбы царя. Во всей этой церемонии важно лишь соблюсти ритуал. То, что у молодых нет никаких чувств друг к другу, никого не смущает. Невесту долго обряжают с песнями сенные девки. Драгоценности душат горло Евдокии, оттягивают ей уши, а волосы завязали ей так туго, что невеста не могла моргнуть глазами». Все эти детали подчерки­вают напыщенную неестественность данной ситуации. Симво- личны дары жениха, преподносимые невесте согласно обычаю: сладости, украшения, ларчик с рукоделием и розга. Предполага­лось, что после свадьбы жена попадала в полную зависимость от мужа, а за непослушание ее можно было и поколотить плетью.

Во время самой свадьбы все ведут себя неестественно: боят­ся совершить промах. У Евдокии дрожат ребрышки от страха. Родня невесты боится даже есть, чтобы не показать, что голодна, чтобы не уронить себя тем самым в глазах царя. Петр же во вре­мя венчания думает лишь о том, что не смог проститься с Анхен.

Петр покорился воле матери, но это была одна из послед­них уступок древним обычаям. Когда молодых провожают в опочивальню, Петр резко обернулся к гостям. «У них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились...» - пишет А.Н. Толстой, показывая этой сценой всю глубину гнева госу­даря, не желающего делать из своей жизни посмешище.

Дальнейший сюжет романа рисует образ деятельного Пет­ра. Он строит корабли, изучает новые технологии. Сидеть на троне, прикрикивать, топать ножкой - не так представляет Петр свою жизнь. Возмужав, он сумел получить реальную го­сударственную власть в стране. А.Н. Толстой показывает, как русский царь «плюет на царское величие ради любопытства к торговле и наукам...». Петр хорошо понимает, что России нужны морские торговые пути. Ради них он, опираясь на каза­ков, ценой огромных человеческих жертв после неудачных штурмов осадой берет Азов.

Параллельно с художественной биографией Петра А.Н. Тол­стой рассказывает в романе о судьбах его преданных помощни­ков - Алексашки Меншикова и Алешки Бровкина. Впервые чи­татель видит их на страницах романа мальчиками с нелегкими, но типичными для людей того времени судьбами. Постепенно и эти герои начинают бороться за собственное счастье и достоин­ство и становятся ближайшими сподвижниками Петра.

Видя презрение европейских капитанов к своему само­дельному флоту, царь пускается на «азиатскую хитрость», как пишет А.Н. Толстой, все время подчеркивая, что дело Петра - это путь России от Азии к Европе. Русский царь просит иноземцев помочь России преодолеть убожество.

Автор романа открыто пишет о том, какие сложности под­стерегают Петра в его нелегком деле. Огромные расстояния и отсутствие скоростных средств связи приводят к тому, что по­ка царь путешествует по Европе, он не владеет достоверной информацией о том, что происходит в России. О нем тоже ползут всякие нелепые слухи.

Российской хозяйственной разрухе в романе противопос­тавлена немецкая аккуратность. Вспоминая в Германии о Мо­скве, Петр от досады хочет сжечь ее. Он задумывает постро­ить новый город - истинный парадиз.

Первым помощником в деле сближения России с Европой у Петра становится Франц Лефорт, который с полуслова по­нимает его желания. Этот герой обладает в романе незауряд­ным умом, европейским лоском, трудолюбием, добродушным и веселым нравом. «Думали одним умом», - скажет про Ле­форта Петр, попрощавшись с мертвым другом. Однако не все были рады дружбе и сотрудничеству Петра с Лефортом. Неко­торые называли его «проклятым чужеземцем».

Образ невежественной России создается десятками сцен и эпизодов романа, описывающих пытки, колдовство, неопрят­ность, жестокие казни. Русский царь с варварской жестоко­стью подавляет любое сопротивление. А.Н. Толстой красно­речиво показывает это в сцене расправы над Цыклером, в описании стрелецкой казни.

Перемены в российской жизни А.Н. Толстой описывает на примере семьи Романа Борисовича Буйносова, а также судьбы Саньки Бровкиной, которая из крестьянской девки преврати­лась вдруг в знатную даму, даже при этом научилась читать. Петр побрил боярам бороды, обязал российскую знать немец­кое платье носить, пить по утрам кофе. Но все эти внешние перемены не дали качественно нового уровня хозяйствования в стране. Правда, Иван Бровкин создал заводик полотняный, который хорошую прибыль дает, а Василий Волков при царе состоит, строит русский флот.

Основной идеей романа является стремление показать прогрессивный характер петровских реформ. Автор верит в светлое будущее свой страны и желает ей державного могу­щества и экономического процветания.

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» - центральное произведение в раскрытии петровский темы в творчестве писателя. Однако объектом изображения в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха реформ и потрясений, время, когда крестьянская Россия, доселе шедшая по своему особому пути, вдруг соприкоснулась с атрибутами европейской цивилизации. И соприкосновение это было как прогрессивным, так и мучительным, ибо попытки насадить европейский образ жизни подчас вступали в глубокие противоречия с национальными традициями, плохо укоренялись на русской почве и, конечно, порождали сопротивление.

Роман состоит из трех книг. Повествование ведется от лица автора. В произведении действуют как вымышленные персонажи, так и реальные исторические лица. Огромную роль в организации развития сюжета играют массовые сцены, диалоги, описание жилища, быта и портреты героев.

А. Толстой подчеркивает природные богатства русской земли: вековые сосны, просторы полноводных рек, пушистохвостые белки, караваны птиц. «Земля раздвигалась перед взором, - не было ей края».

В традициях И. Шмелева А. Толстой в романе рисует прежде всего Русь православную. Об этом в первой же сцене произведения свидетельствует портрет эпизодической героини: «Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза,

Как на иконе». В этом лаконичном описании простой русской женщины, по сути, раскрывается нелегкая судьба человека допетровской эпохи: постоянные материальные лишения, привычка к каждодневному труду и в то же время стойкость, душевная глубина, отточенная в муках и страданиях.

От описания крестьянского уклада жизни в доме Ивана Бровкина А.Н. Толстой переходит к рассказу о дворянине Василии Волкове, который тоже едва сводит концы с концами: надо платить огромные подати монастырю да оброки и дани царской казне. В разговоре с соседом Михайлой Тыртовым Волков с болью восклицает: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». Василий вспоминает, как ездил в Москву в Ку-куй-слободу, где живут немцы. Там везде чистота и порядок, люди приветливые. Да и живут они богаче всей Москвы.

Причины нищенского существования России А.Н. Толстой видит и в бесхозяйственности, доходящей порой до элементарной жадности, и в воровстве, и в беспорядках на дорогах, когда княжеский сынок содержит шайку разбойников, обирающих купцов на проезжей дороге. Особенно нелепым менталитет русского человека казался иноземцам. Они удивлялись, что при царском дворе нет балов и галантного веселья, нет тонкого развлечения музыкой. Работают русские люди мало. Времени на это почти не остается: по три раза в день отстаивали церковные службы, по четыре раза плотно ели, да еще и спали днем для здоровья. Однако А.Н. Толстой показывает, что в жизнь представителей царского двора все глубже входят европейские манеры. Дом князя Голицына охраняют швейцарцы. Сам он бреет бороду, носит французский костюм, читает латинские книги. В доме - французская и итальянская изысканная мебель. Голицын подумывает об освобождении крестьянства, создании академий. Однако даже его собеседник господин де Невилль не верит в то, что в России можно выполнить всю эту утопическую программу. В разговоре с Софьей звучит мысль о том, что европейским манерам не обрадуется духовенство, поддерживающее патриархальные традиции.

Примечателен в романе образ средневековой Москвы с ее древней топонимикой (Иверская, Василий Блаженный, Спасские ворота, Варварка, Всехсвятский мост). В калашном ряду Гостиного двора продают горячие пироги и сбитень на меду. В Москве, как нигде в другом уголке России, остро ощущается имущественная пропасть в положении между высшей знатью и пародом: на парчовую шубу князя Василия Васильевича Голицына можно пол-Москвы купить.

С высокой степенью детализации пишет А.Н. Толстой о жестокой борьбе за царский трон, которую ведет Софья со своим родным братом Петром. Но женщина даже в политических делах остается женщиной: за одну морщинку на лице своего возлюбленного князя Голицына Софья готова сжечь пол-Москвы. В неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья и Наталья Кирилловна слушают совет патриарха Иокима, как усмирить стрельцов, А.Н. Толстой сравнивает Софью со змеей.

Волею судьбы Петр пришел на российский трон раньше срока. Он был еще мальчиком. Первое описание Петра в романе красноречиво свидетельствует об этом: «Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженные волосы. Круглощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу». Таким жестокий и властный русский царь Петр впервые предстал перед своими подданными. На всю жизнь запомнил он стрелецкие бунты.

Взрослея, царь Петр все чаще бывает в Кукуевской слободе: интересуется жизнью немцев, постепенно перенимает их манеры. А.Н. Толстой подробно рассказывает, как царь впервые одевает европейский костюм, как танцует с фрау Шимельпфе-ниг и Анхен контрданс. Затем Петр приглашает для себя немецких учителей: учиться математике и фортификации.

Молодой царь влюбляется в хорошенькую немку. Но даже монарх в России не может перешагнуть через сложившиеся устои. Петр должен жениться на той, кого выбрала для него мать.

Примечательна в романе сцена свадьбы царя. Во всей этой церемонии важно лишь соблюсти ритуал. То, что у молодых нет никаких чувств друг к другу, никого не смущает. Невесту долго обряжают с песнями сенные девки. Драгоценности душат горло Евдокии, оттягивают ей уши, а волосы завязали ей так туго, что невеста не могла моргнуть глазами». Все эти детали подчеркивают напыщенную неестественность данной ситуации. Симво-личны дары жениха, преподносимые невесте согласно обычаю: сладости, украшения, ларчик с рукоделием и розга. Предполагалось, что после свадьбы жена попадала в полную зависимость от мужа, а за непослушание ее можно было и поколотить плетью.

Во время самой свадьбы все ведут себя неестественно: боятся совершить промах. У Евдокии дрожат ребрышки от страха. Родня невесты боится даже есть, чтобы не показать, что голодна чтобы не уронить себя тем самым в глазах царя. Петр же во время венчания думает лишь о том, что не смог проститься с Анхен.

Петр покорился воле матери, но это была одна из последних уступок древним обычаям. Когда молодых провожают в опочивальню, Петр резко обернулся к гостям. «У них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились...» - пишет А.Н. Толстой, показывая этой сценой всю глубину гнева государя, не желающего делать из своей жизни посмешище.

Дальнейший сюжет романа рисует образ деятельного Петра. Он строит корабли, изучает новые технологии. Сидеть на троне, прикрикивать, топать ножкой -- не так представляет Петр свою жизнь. Возмужав, он сумел получить реальную государственную власть в стране. А.Н. Толстой показывает, как русский царь «плюет на царское величие ради любопытства к торговле и наукам...». Петр хорошо понимает, что России нужны морские торговые пути. Ради них он, опираясь на казаков, ценой огромных человеческих жертв после неудачных штурмов осадой берет Азов.

Параллельно с художественной биографией Петра А.Н. Толстой рассказывает в романе о судьбах его преданных помощников - Алексашки Меншикова и Алешки Бровкина. Впервые читатель видит их на страницах романа мальчиками с нелегкими, но типичными для людей того времени судьбами. Постепенно и эти герои начинают бороться за собственное счастье и достоинство и становятся ближайшими сподвижниками Петра.

Видя презрение европейских капитанов к своему самодельному флоту, царь пускается на «азиатскую хитрость», как пишет А.Н. Толстой, все время подчеркивая, что дело Петра

Это путь России от Азии к Европе. Русский царь просит иноземцев помочь России преодолеть убожество.

Автор романа открыто пишет о том, какие сложности подстерегают Петра в его нелегком деле. Огромные расстояния и отсутствие скоростных средств связи приводят к тому, что пока царь путешествует по Европе, он не владеет достоверной информацией о том, что происходит в России. О нем тоже ползут всякие нелепые слухи.

Российской хозяйственной разрухе в романе противопоставлена немецкая аккуратность. Вспоминая в Германии о Москве, Петр от досады хочет сжечь ее. Он задумывает построить новый город - истинный парадиз.

Первым помощником в деле сближения России с Европой у Петра становится Франц Лефорт, который с полуслова понимает его желания. Этот герой обладает в романе незаурядным умом, европейским лоском, трудолюбием, добродушным и веселым нравом. «Думали одним умом», - скажет про Лефорта Петр, попрощавшись с мертвым другом. Однако не все были рады дружбе и сотрудничеству Петра с Лефортом. Некоторые называли его «проклятым чужеземцем».

Образ невежественной России создается десятками сцен и эпизодов романа, описывающих пытки, колдовство, неопрятность, жестокие казни. Русский царь с варварской жестокостью подавляет любое сопротивление. А.Н. Толстой красноречиво показывает это в сцене расправы над Цыклером, в описании стрелецкой казни.

Перемены в российской жизни А.Н. Толстой описывает на примере семьи Романа Борисовича Буйносова, а также судьбы Саньки Бровкиной, которая из крестьянской девки превратилась вдруг в знатную даму, даже при этом научилась читать. Петр побрил боярам бороды, обязал российскую знать немецкое платье носить, пить по утрам кофе. Но все эти внешние перемены не дали качественно нового уровня хозяйствования в стране. Правда, Иван Бровкин создал заводик полотняный, который хорошую прибыль дает, а Василий Волков при царе состоит, строит русский флот.

Основной идеей романа является стремление показать прогрессивный характер петровских реформ. Автор верит в светлое будущее свой страны и желает ей державного могущества и экономического процветания.

Шахбулатов Раджаб Саитасанович,Студент–ОтечественнаяфилологияЧеченскийязыкилитература,русскийязыкилитература.Чеченскогогосударственногоуниверситетаг.Грозный.

[email protected]

Сердюкова Елена Федоровна,

ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета; тренер, психологконсультант г.Грозный[email protected]

Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый» А. Толстого

Аннотация.Данная статья написано в ходе исследования пороману «Петр первый». Во многом эта работа и статья нацелены определить Жанровые и композиционные особенности. «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, -композиция, архитектоника произведения. Что это такое -композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I».Ключевые слова:исторический роман об эпохе Петра, композицияи сюжет романа.

ВВЕДЕНИЕАктуальность.Алексей Толстой -один из крупнейших советских писателей, замечательный мастер слова, создатель ряда широко известных у нас и за рубежом литературных произведений. Его обширное творчество, в котором нашли своё воплощение лучшие традиции русской классической литературы, является ценным вкладом в литературу социалистического реализма.Художественный талант А. Толстого был исключительно ярким и разносторонним. Писатель проявил себя как прозаик и как поэт, как публицист и как драматург. Им создавались рассказы, повести, романы, стихи, сказки, пьесы, киносценарии, очерки, публицистические и критические статьи. С равным интересом и живостью рисовал он и современность, и события недавней гражданской войны, и далёкое прошлое нашего народа. Действие его произведений развёртывается то в обстановке русской жизни, то за рубежом. Палитра А. Толстогохудожника была так богата, его творческий диапазон был столь широким, что для него, казалось, не было ничего невозможного в творческомосвоении самой разнообразной тематики.По самому своему мироощущению А. Толстой был художником жизни, писателемреалистом, остро.чувствующим все краски и запахи её. Тяготея всегда к конкретному, зримому, наглядно представимому, Толстой как художник упорно сторонился всякого рода искусственных абстракций в литературе, надуманных декадентских ухищрений и условностей. По словам А. Толстого, подлинное искусство «должно пахнуть плотью», художник должен уметь «по локоть засунуть руки в тесто жизни».С зоркостью взгляда настоящего художникаживописца, с поразительным мастерством литературной формы Алексей Толстой умел сочетать постановку больших, глубоких социальнофилософских проблем, живых актуальных вопросов современности. Лучшие создания А. Толстого -его трилогия «Хождение по мукам» и монументальный исторический роман «Пётр Первый» -характеризуются исключительным богатством и глубинойсвоего идейного содержания.Материалом исследования является роман А. Толстого «Петр Первый», опубликованный впервые 19301934.

Объект роман А. Толстого «Петр Первый».Предмет–жанровые и композиционные особенности на примере романа "Петр Первый" А. Толстого.Цельработы определить жанровые и композиционные особенности романа "Петр Первый" А. Толстого.Для достижении данной цели сформулированы следующие задачи:рассмотреть творчество А.Н. Толстого;изучить жанровую организацию романа "Петр Первый; изучить композиционную организацию романа "Петр Первый";

проанализировать образную структуру романа "Петр Первый";выявить и описать авторскую картину мира романа.Цель и задачи определили выбор методовисследования применяются сравнительный метод, предоставляющий возможность изучить жанровую специфику, системный метод, позволяющий выявить идейнохудожественное единство, стилистический анализ произведения.

Основная частьЛичностьПетра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л. Толстой, Блок и другие.Прежде чем перейти к теме Петра в творчестве А. Н. Толстого, кратко остановимся на изображении Петра и его эпохи в русской литературе, в частности в произведениях А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.Пушкин внимательно изучал историю Петра, работал в архивах, составил интересные заметки, но завершить свой труд ему не удалось. Верное понимание истории, свойственное поэту, помогло ему увидеть в великом преобразователе, чей образ он запечатлел в своих поэмах и стихах, глубокие противоречия. Так, он пишет в конспектах «Истории Петра»: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые -суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые -нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, -вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика»1. Уже в поэме «Медный всадник» поэт показал другую сторону прогрессивной деятельности Петра. Но у Пушкина это дано намеком, а в романе Алексея Толстого, который следовал пушкинской традиции в изображении Петра, развернуто, как справедливо замечает Д. Д. Благой, на «реальном историческом материале. Роман дает нам нагляднейшее представление о тех двух сторонах деятельности Петра, о которых догадывался Пушкин в своих не предназначенных для печати записях о царе».Лев Толстой в течение нескольких лет собирал материал, чтобы создать роман о Петре и его эпохе, но он так и не написал его, хотя и сделал целый ряд предварительных заметок. Толстойне смог написать его потому, что эта эпоха, как он говорил, «слишком удалена от нас». Но настоящие причины были, видимо, другими. Как указывают исследователи (Б. Эйхенбаум, А. Алпатов, Л. Поляк), роман из эпохи Петра не написан был, наверное, потому, что сама личность царя 1Серов С. А. Толстой и русская история // Толстой А. Н. Петр Первый. М: Художественная литература, 1990.С. 12.преобразователя, активно воздействующая на ход исторических событий, вступила в противоречие с толстовской концепцией исторического фатализма, его пониманием роли личности в истории.Свыше двадцати лет волновала и Алексея Толстого тема Петра. Рассказ «День Петра» был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа «Петр Первый» -в 1945. Не сразу сумел А. Н. Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпоху, познавать прогрессивный характер петровских преобразований2.«На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, -писал А. Н. Толстой. -Я видел все пятна на его камзоле, -но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Об этом, свидетельствуют и его рассказ «День Петра», и трагедия«На дыбе» (1928), с которыми я рекомендую познакомиться.Сопоставление рассказа «День Петра» и трагедии «На дыбе» с романом «Петр Первый» наглядно показывает, какое значение для идейного и художественного роста Толстого имела марксистсколенинская историческая наука, помогающая правильно раскрыть движущие силы исторического процесса, личность Петра.Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году. В далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха -время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси -воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.Как же рисует Толстой Петра и Петровскую эпоху в рассказе «ДеньПетра»? Петр показан в обстановке повседневных дел и забот, писатель дает почувствовать масштаб его деятельности, его колоссальную волю, неутомимую энергию, направленные на преобразование государства.Но нужны ли эти преобразования России? Нужен ли весь этот перелом, крутая перестройка страны -вот мысль, проходящая через весь рассказ. Отрицая целесообразность резких переломов в развитии страны, Толстой в 1917 году не смог положительно ответить на этот вопрос, не смог показать закономерность петровских преобразований. Более того, он утверждал всем ходом своего рассказа и в авторских отступлениях бесплодность мероприятий Петра, невозможность резко повернуть медленно двигающийся, независимый от человеческой воли ход истории. Поэтому и страна не стала такой, какой хотел ее видеть царь Петр: «... Россия не вошла нарядная и сильная па пир великих держав. А подтянутая им за полосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде -рабою».По мысли автора, весь перелом, происшедший в России, вызван одной личной волей Петра. Вся русская земля, все классы, все сословия были против реформ Петра, он один восстал против всей страны: «...сидя па пустошах и болотах, своей страшной волей укреплял государство, перестраивал землю». Мрачно, трагически изображает Толстой противоречия эпохи, показывает жестокость, суровые приемы осуществления реформ.Трактовка Толстым образа Петра близка к трактовке славянофилов, символистов, видевших в Петре разрушителя национальных устоев,привычного, веками сложившегося уклада русской жизни. Он представлен в рассказе жестоким гордецом, есть даже чтото мистическое в описании черных глаз Петра, «словно горевших безумием», душа его «жадная, лихая, голодная». Он одинок и страшен. Толстой преднамеренно снижает образ Петра. 2Алпатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. M: Учпедгиз, 1956. С. 120; Андреев Ю. А. Еще раз о "Петре Первом" // Русская литература, 1958, № 2. С. 123.

Определенная творческая концепция автора находит выражение в художественной форме. Сопоставление отрывков из рассказа «День Петра» и романа «Петр Первый», посвященных изображению строящегося Петербурга, дает возможность убедиться в этом.Проанализируем отрывки и постараемся понять, что общего в изображении строительства Петербурга в рассказе и романе, чем отличаются описания, как проявляется в них авторская позиция.

«День Петра»

Сыройветер гнал сильный туман с моря... сдувало гнилуюсолому с изб и клетей, завывало в холодныхпечных трубах... много в то время пустело домов, потому что народ мер до последней степени от язвы, туманов и голода. Лихое,невеселоежитье было в Петербурге.Вздувшаясярека била в бревенчатые набережные; ...снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях п улицах...Па черномпожарище выгоревшегов прошлый четверг гостиного двора... торчали четыре виселицы... В грязи, в желтом тумане... возникали каждый день новые амбары, длинные бараки, госпитали, частные дома переселяемых бояр.Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, -народ не знал. (стр. 81-82).

«Петр Первый»

Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт. С востока потянулись бесчисленные обовы, толпы рабочих и колодников... На берегу стояли шалаши и землянки, дымили костры, стучали топоры, визжали пилы. Сюда, на край земли, шли и шли рабочие люди без возврата....Открытое море отсюда было-подать рукой. Ветер покрывал его веселойзыбью... Не хватало хлеба. Из разоренной Ингрии, где начиналась чума, не было подвоза... Петр писал князюкесарю, прося слать еще людей, -«зело здесь болеют, а многие и померли» (конец второго тома)....Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белесом и теплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море:., но не равняться им с морем Балтийским-широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.. Здесь и сердце бьется поособенному, и у мыслей распахиваются крылья, и сил прибывает вдвое......Ветер рвет флаг на крепостном бастионе, из топких берегов торчат сваи, повсюду ходят люди в трудахи заботах, и уже стоит город как город, еще не велик, но уже во всей обыкновенности. Рассмотренные отрывки из рассказа «День Петра» п романа «Петр Первый» посвящены одной теме -строительству Петербурга. Как в рассказе, так и в романе Толстой рисует каторжный труд народа, нищету, голод, бесчисленные болезни, косившие рабочий люд, строивший на краю земли город. Тем не менее впечатление от двух отрывков разное.В рассказе «День Петра» Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. «Да, полно, -пишет он ниже, -хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это двор его и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского?»3.И город Петербург -«царский» город, созданный по его прихоти, город, не нужный России, -такова мысль Толстого, которая находит свое выражение в подборе определенной лексики, создающей мрачную картину строящегося Петербурга.Тон отрывков из романа «Петр Первый» жизнеутверждающий, оптимистический. Показывая тяжелые условия жизни рабочих, многие из которых «померли» от каторжного труда и голода, раскрывая социальные противоречия Петровский эпохи, Толстой всем тоном повествования подчеркивает историческую необходимость строительства города Петербурга, от которого Балтийское море -«подать рукой». Это место -желанное, возлюбленное, ибо открывает перед Россией широкие возможности торговли с Западом, дорогу к «дивным городам, богатым странам».Отрицательное отношениек Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как справедливо; утверждают исследователи, с неприятием и непониманием. А. Н. Толстым в 1917 году Октябрьской революции.Одним из лучших произведениисоветской литературы на историческую тему стал «превосходный», по словам А. М. Горького, роман А. Н. Толстого «Петр Первый».Начало работы над этим романом совпадает, как известно, с событиями, имеющими большое историческое значение в жизни нашей страны. 1929 год -год великого перелома. Развертывается решительное наступление на капиталистические элементы города и деревни. На некогда пустых местах в 30е годы строятся новые города, заводы, электростанции. Изменяется облик деревни. Мощный трудовой подъем в стране, пафос социалистической перестройки города и деревни, расцвет культуры не могли не оказать влияния на Толстого4.Именно в эти годы Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского времени, «когда трещит и рушится старый мир», с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами, о чем и пишет в одном из своих конспектов: «...несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно какимто буйством сил, взрывами человеческой энергия и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».Основным в работе над романом стало изучение трудов классиков марксизма, оценка в этих трудах деятельности Петра и его эпохи. Петр перестал быть для художника «загадкойв историческом тумане».Марксизм, как свидетельствовал сам художник, обогатил его искусство, марксистское познание истории дало ему «целеустремленность и метод при чтении книги жизни».Марксистсколенинская историческая наука, социалистическая действительность, поновому осветившая прошлое, помогли писателю понять закономерность и историческую неизбежность крутой ломки старого уклада России в начале XVIII века, прогрессивный характер петровских преобразований и их классовую ограниченность.«Работа над «Петром», -писал сам Толстой, -прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски. Прежде всего -переработка своего художнического ощущения. Результат тот, что история стала раскрывать нетронутые богатства. Под наложенной сеткой марксистского анализа 3Андреев Ю. А. Еще раз о "Петре Первом" // Русская литература, 1958, № 2. С. 109,121.4Баранов В. И. Из творческой истории романа А. Н. Толстого "Петр Первый" // Филологические науки, 1983, № 1. С. 4.история ожила во всем живом многообразии, во всей диалектической закономерности классовой борьбы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мысли А. Толстого особенно упорно обращались к познанию и раскрытию великих исторических судеб нашей родины. Теме родиныи революции, изображению героической борьбы русского народа за своё будущее, раскрытию замечательных свойств русского национального характера, процесса его формирования посвящены лучшие и самые задушевные страницы его произведений.Писатель видел истоки формирования характера нашего народа ещё в его далёком историческом прошлом. Он понимал вместе с тем, как неизмеримо вырос, преобразился наш народ, обогащённый опытом социалистической революции. С восхищением писал он о советских людях, изумивших весь мир своим героизмом, силой сопротивления, обнаруженной в обстановке недавней борьбы с фашизмом. Выступая с яркими публицистическими статьями, А. Толстой находил самые горячие и проникновенные слова для выражения своего чувства любви к родине, преданности ей.Писательпатриот А. Толстой гордился русской литературой, завоевавшей себе мировую славу. Он любил русский фольклор, восхищался созданным нашим народом прекрасным и выразительным языком. В самой работе своей над словом А. Толстой обнаружил удивительную способность глубокого проникновения в богатства народной русской речи.Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» А. М. Горький назвал «первым в пашей литературе настоящим историческим романом», «книгой -надолго». Горький назвал эту книгу настоящим историческим романом, какое значение для писателя, воспроизводящего события давно прошедшей эпохи, имеет марксистсколенинская историческая наука, как помогает она советскому художнику разобраться в движущих силах исторического процесса, в противоречиях изображаемой эпохи.Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского парода за свою независимость, роман А. Н. Толстого «Петр Первый» всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством.Этот роман имеет большое познавательное значение, ибо знакомит нас с жизнью России конца XVII -начала XVIII века, рисует борьбу новой, молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. «Петр Первый» -это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего -это, по словам А. С. Серафимовича, книга о русском характере.Роман Толстого -выдающееся произведение искусства, и это обязывает нас вскрыть его эстетическую ценность, показать высокое мастерство писателя в изображении ярких картин быта и нравов эпохи Петра, в создании живых образов, в умении воспроизвести своеобразие и колорит языка начала XVIII века. Изучение «сочного, музыкального и вместе с тем простого» языка романа поможет выработать художественный вкус, почувствовать, как «велик и могуч» русский язык.Путь работы над романом «Петр Первый», как и над каждым художественным произведением, -от эмоционального восприятия его к углубленному критическому анализу произведения, постижению его во всем художественном своеобразии, в единстве содержания и формы.

Ссылки на источники1. Петров С. М. Русский советский исторический роман. М: Современник, 1980. С. 24. 2. Толстой А. Н. Краткая автобиография И Толстой А. Н. Познание счастья. М: Молодая гвардия, 1981. С. 23. 3. Пауткин А. И. Советский исторический роман. М: Знание, 1970. С. 19 20. 4. Перхин В. В. Художественная проза А. Н. Толстого в оценке дореволюционной и советской критике // Художественный мир А. Н. Толстого. Статьи. Сообщения /В. Скобелев/ Куйбышев: Кн. Издательство, 1983. С. 126. 5. Алпатов А. В. Два романао Петре I (1933), Петр I читателюподростку (1933), Образ как бы вырезанный на меди (1934) цит. по Рождественская И. С., Ходюк А. Г. А. Н. Толстой. Семинарий. Л: Учпедгиз, 1962. С. 3542. 6. Векслер И. И. Алексей Николаевич Толстой: жизненный и творческий путь. М: Советский писатель, 1948. С. 337.



Статьи по теме: