Все картины яна матейко с русскими названиями. История россии в картинах польских художников

- (Matejko) (1838 1893), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 58), в АХ в Мюнхене (1859) и Вене (1860). Преподавал в Школе изящных искусств в Кракове (с 1873 директор). В 1865 88 посетил Австрию, Францию и… … Художественная энциклопедия

Матейко, Ян Ян Матейко Ян Матейко. Автопортрет Имя при рождении: Ян Алоизий Матейко Дата рождения … Википедия

Матейко (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, ‒ 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852‒58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных… …

- (Ян Алоизий Matejko, 1838 1893) наиболее значительный изпольских живописцев новейшего времени. Получив образование в краковскойхудожественной школе и в венск. акд. худ., он, с самого начала своейсамостоятельной деятельности, посвятил себя… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Матейко, Ян - Ян Матейко. Автопоpтpет. МАТЕЙКО (Matejko) Ян (1838 1893), польский живописец. Многофигурные полотна на темы национальной истории (“Битва под Грюнвальдом”, 1878) отмечены драматическим пафосом, звучным колоритом. Ян Матейко. Вид Бабека под… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Матейко - Ян (Matejko, Jan) 1838, Краков 1893, Краков. Польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 1858) у В. К. Статлера и В. Лущкевича, в Академиях художеств Мюнхена (1859) и Вены (1860). Работал в основном в Кракове. Неоднократно … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Ян Матейко Ян Матейко. Автопортрет Имя при рождении: Ян Алоизий Матейко Дата рождения: 24 июня 1838(18380624) … Википедия

- (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852 58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных искусств … Большая советская энциклопедия

- (Matejko) (1838 1893), польский живописец. В многофигурных полотнах, отмеченных патриотическим пафосом, драматической выразительностью образов и звучным колоритом, придавал темам национальной истории актуальное звучание, («Проповедь Скарги»,… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Ян Матейко. Альбом , Ян Матейко , Есть среди польских художников живописец, который и жил постоянно в своем отечестве, Кракове и занят был всю свою жизнь сюжетами только специально польскими - это Ян Матейко. Он был одной из… Категория: Зарубежные художники Издатель: Аркады ,
  • Матейко , К. В. Мытарева , Вашему вниманию представляется книга о жизни и деятельности польского художника Яна Матейко… Категория: Российские музеи, коллекции, собрания Издатель:

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Матейко. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Яна Матейко на натуральном холсте.
Ян Алоизий Матейко родился в 1838 году в Кракове в многодетной семье учителя музыки, органиста Франциска Матейко. Был девятым ребенком из одиннадцати детей.
С детства проявлял большой художественный талант, рисовал повсюду на чем только было можно.
В 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у Войцеха Корнеля Статтлера, продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860).

Он мечтал посвятить себя исключительно религиозной живописи. Но с изучением польской истории у него появилось желание создавать и исторические полотна.
В 1862 году появилось первая знаменитая картина- «Станчик», в которой он выразил свое «идейное кредо».
Желая оказать максимальную помощь родине, Матейко вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено. Неудача восстания, воспринятая им как национальная катастрофа, побудила Матейко отказаться от религиозной тематики и посвятить себя исторической живописи.
Вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине «Проповедь Скарги»
Над этой картиной художник работал около двух лет. Польское общество приняло ее восторженно. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов.
Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу».
Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль.
По приезде домой Матейко сразу же приступает к новой работе – «Рейтану»
Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. Эту картину купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый.
С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории.
Правящие круги очень отрицательно отнеслись к первым произведениям художника именно из-за концепции, заложенной в них. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейко» (1867), где он под видом воссоздания эпизода из жизни XVI века изобразил самого себя, осужденным на казнь.
Одна из самых известных картин, посвященных истории Польши – «Люблинская уния», написанная в 1969 году.
Таким образом первый период творчества Матейко (60-70-е гг.) был полон патриотического одушевления.
Уже в ранних полотнах сложились те художественные принципы, которые и в дальнейшем были свойственны искусству Матейко. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки.
В знак признания мастерства художника Матейко был удостоен в 1870 году французским орденом Почетного легиона.
В 1874 г. Матейко выставляет своего «Батория под Псковом» в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.
В 1878 году написана картина «Грюндвальдская битва», по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, эта картина «по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета».
И все же такие картины, как «Люблинская уния» (1869), «Баторий под Псковом» (1871), «Грюнвальдская битва»(1878), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши.
В 80-90-х гг. творчество Матейко становится все более традиционно-официальным.
Он обращается теперь к темам, которые связаны с победами, с триумфами польского оружия и польской государственности. Таковы «Прусская дань» (1882), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие.
К 1890 году Матейко менее чем за год выполнил огромную и многоплановую работу над росписями Мариацкого костела в Кракове.
Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве.
Умер знаменитый польский художник в 1893 году от язвы. На похороны собрался весь Краков, в честь него прозвучали пушечные залпы и несколько раз ударили в Колокол Зигмунта.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Яна Матейко не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Автопортрет
Самый знаменитый польский исторический художник родился в 1838 году в семье чеха Франциска Метейко и жительницы Кракова немецкого происхождения.Был девятым ребёнком в семье, в которой всего было одиннадцать детей. В детстве пережил обстрел Кракова австрийской армией (1848). Отец Матейко был органистом и учителем музыки, а сын практически с самого детства проявлял огромный художественный талант и большой интерес к живописи. Он рисовал, где только мог и на чём только мог, зачастую забывая об учёбе. Наконец, в 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у самого Войцеха Корнеля Статтлера, в Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860).


Академия искусств в Кракове

Он мечтал посвятить себя исключительно религиозной живописи.

Христос


Кирилл и Мефодий

Но одновременно с увлечением живописью в молодом Яне созревала всеохватывающая любовь и даже страсть к изучению польской истории. В 1862 году Матейко создал первое из своих знаменитых полотен — «Станчика».

Станчик

Цитата:
"Еще Пабло Пикассо заметил, что поляки ничего не говорят напрямую. Когда Польшу разделили, разделенным оказался и польский народ. Символизм стал главным направлением польского искусства. Вот и основатель исторического направления Ян Матейко пишет не просто шута, а пророка. Его картина это - предсказание невеселого будущего для страны, в которой пока что веселятся все, кроме самого шута".
Эту картину считают выражением «идейного кредо» художника. Отождествляя себя со Станчиком, в котором поляки в то время видели символ патриотизма, художник придал ему портретное сходство с самим собой. Образ Станчика появляется и в последующих работах Матейко — «Колоколе Зигмунта» и «Прусской дани».

Станчик деталь

Неудача восстания 1863—1864, воспринятая как национальная катастрофа, побудила Матейко отказаться от религиозной тематики. которой он хотел заниматься, и посвятить себя исторической живописи.
Цитата:

" Январь 1863 года возродил среди поляков надежды на получение желанной независимости. На польских землях, входивших в состав Российской Империи, вспыхнуло восстание.
Окончив работу над «Станьчиком», художник, мечтающий принести максимальную помощь родине, вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено, и вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине, носящей название «Проповедь Скарги» (1864. Национальный музей, Варшава).

В этой многофигурной композиции изображен Петр Скарга, произносящий пламенную проповедь перед польским королем Зыгмунтом III Вазой и его двором. Здесь уже нет места горькому раздумью Станьчика, на смену ему приходит гневное обличение, проклятие, которое бросает в лицо собравшимся патриот, поборник сильной государственной власти, в душе которого бушуют пламя и страсть, боль и горечь. И шляхетская верхушка здесь уже не выступает безликой массой: каждый из тридцати персонажей в картине наделен своим характером, каждый по-своему реагирует на услышанное. Большую роль в подчеркнуто напряженной ситуации играют выражения лиц, позы, жесты, а также отдельные предметы, как например, брошенная на пол перед центральной группой перчатка - вызов магнатов сторонникам единого польского государства.

Картина «Проповедь Скарги», над которой художник работал около двух лет, была хорошо принята польским обществом. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов. Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу». Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль, но художник остается в Париже недолго. Он снова чувствует себя здесь, как в Мюнхене и Вене, гостем, рвется домой и по приезде сразу же приступает к новой работе - «Рейтану» (1866. Национальный музей, Варшава), в которой речь идет уже не о предсказании, а об истинном падении Польши, о потере ею независимости и единства.
Известно, что Ян Матейко хотел примкнуть к повстанцам, но почему-то не сделал этого. Достоверные свидетельства есть лишь о том, что он оказывал материальную помощь восставшим и поставлял оружие в лагерь Лангевича".
С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории. Такова и "Проповедь Скарги"

Проповедь Скарги
Сюжет картины — проповедь Петра Скарги, придворного проповедника 16 века Сигизмунда III. Скарга был известен как выдающийся оратор, иезуит, яростный защитник католицизма. Он был одним из инициаторов Брестской унии. Главный герой картины стоит справа, он возвышается над неподвижной аудиторией. Его жест подчёркнут ярким светом на лице и руках в противоположность тусклому жёлтому свету на окружающих. Для образа Перта Скарги позировал бывший участник Польского восстания 1830 года шляхтич Михаил Швейцер. Своеобразным антиподом Скарги показан король Сигизмунд III, сидящий в кресле, внизу. Король безучастен к действию, его глаза полузакрыты и молитвенник, кажется, ещё немного и выпадет из рук. В центре картины изображена брошенная перчатка, символизирующая вызов аристократии королю, стремящемуся ограничить шляхетские вольности.
Повествование о своекорыстии шляхты, приводящей страну на грань катастрофы, на материале прошлого вызывали у зрителя глубокие раздумья о настоящем страны.

Правящие круги очень отрицательно отнеслись к первым произведениям художника именно из-за концепции, заложенной в них. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейко» (1867; Варшава, Национальный музей), где он под видом воссоздания эпизода из жизни 16 в. изобразил самого себя, осужденным на казнь.

Приговор Матейко
Первый период творчества Матейко (60—70-е гг.) был полон патриотического одушевления.
Уже в ранних полотнах сложились те художественные принципы, которые и в дальнейшем были свойственны искусству Матейко. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки. В центре повествования всегда стоит герой, будь то Скарга или Костюшко, или сама Польша("Polonia", 1863) . Все действие группируется вокруг главного действующего лица.


Polonia 1863
Картина была приурочена к провалу январского восстания. Девушка в центре композиции, как ни трудно догадаться, Польша,поверженная, но не сломленная. Русские офицеры надевают на нее кандалы, за ее спиной ждет своей очереди (аллегория) златовласая Литва, на заднем плане стоят два прусских военных... почему-то
После написания картины автор спрятал ее за печку, где она пролежала три года


Рейтен - Упадок Польши
В работе отразились романтические и патриотические настроения, характерные для творчества и личности Яна Матейко. Официально картина имеет два названия - «Рейтан. Упадок Польши» и «Польский сейм 21 апреля 1773 года». Это подсказывает, что картину следует прочитать в двух измерениях: аллегорически-символическом и историческом.
Давайте вместе попытаемся это сделать.
Композиция картины просматривается четко и ясно: полотно разделено на две неравные части, построенные по принципу «золотого сечения». Левая (большая) - «густо населена» толпящимися фигурами; в правой (меньшей) - только один главный персонаж.

Это - депутат польского сейма от Новогрудской земли - Тадеуш Рейтан. Его положение, поза и жесты - экспрессивны и выразительны. Он явственно хочет помешать толпе войти в дверь, находящуюся за ним, откуда выглядывают российские солдаты. Рейтану приписывают слова: «Убейте меня, не убивайте Родину!».
Застывшее мгновение,в котором все словно остановились в нерешительности…Напоминает немую сцену Гоголя из "Ревизора", но сцену драматическую.
Что же происходит?
5 августа 1772 года, в Петербурге, Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой.
Этого решения сверху оказалось недостаточно, и Речь Посполитая по постановлению захватчиков должна была сама согласиться с вынесенным приговором. В какой-то мере это могло успокоить международное общественное мнение и придать некую легитимность зловещему акту. Поскольку Польша была монархией с демократическими шляхетскими элементами правления, то окончательное решение было за Сеймом.
На заседании Сейма, который состоялся 19 апреля 1773 года в Королевском замке в Варшаве, в открытую против раздела Польши выступили делегаты от Новогрудского сейма (Новогрудок - сейчас районный центр в Белоруссии) - Тадеуш Рейтан и Самуэль Корсак. Акция их протеста была хорошо продумана и продолжалась три дня. Однако это ни к чему не привело, и Сейм большинством голосов согласился с разделом польских земель.
Вернемся к картине

Группа в центре
Символично, но шляхтичи одеты в одежды красно-белых тонов. Очевидно, здесь пробивается горькая ирония художника. В национальных цветах Польши представлены ее предатели (по мнению Матейко): в центре - Адам Понинский поднял руку и показывает на дверь. Его жест как бы означает - у нас нет другого выхода, мы должны согласиться с этим решением. Францишек Ксаверий Браницкий закрыл в отчаянии лицо руками, а юноша с надменным выражением лица, в белом костюме - это Станислав Щенсный Потоцкий. Любитель эффектных поз и жестов, Ян Матейко строит эту сцену на контрасте - Рейтан лежит и рвет на себе рубаху, он достаточно экспрессивен, инициаторы компромисса с захватчиками - статичны, они словно оцепенели. Обратим внимание и на костюмы - Рейтан одет в традиционный польский шляхетский костюм, т. наз. сарматский: жупан (нижнее светлое платье), кунтуш (верхнее платье, часто с разрезанными рукавами), подпоясан широким «слуцким» (по месту изготовления) поясом, он обут в сапоги с загнутыми по ориентальной моде носками, а слева от него видна сабля, верная спутница каждого шляхтича. Рейтан коротко острижен по моде того времени и носит усы (национальный маркер поляков-сарматов). Изменники отчизны приодеты в европейское платье: короткие панталоны, белые чулки, туфли с пряжками, парики. Один из польских историков пошутил в отношении картины: «… сколько же здесь туфель, сколько же здесь штанов…».

Наше внимание может привлечь и фигура пожилого шляхтича в левой части картины, здесь он справа:

Он тоже одет традиционно и своим движением как бы старается противостоять бессильной и оцепеневшей толпе. Это очень неоднозначная фигура - Францишек Салезий Потоцкий, известный и несколько театрально-показной защитник славной «шляхетской вольности», заклятый враг короля Станислава Августа Понятовского.
А за ним - и сам король.
Для него Ян Матейко тоже выбрал интересную позу, «мы с вами, но и не с вами…», и ни за, и ни против. Станислава Августа всю жизнь переполняли противоречия, и душа его была раздвоена. С одной стороны, он - пламенный патриот, один из авторов Конституции Третьего мая (см. далее - такая картина тоже есть у Матейко) и активный участник Великого Сейма, инициатор реформ в образовании, с другой - ставленник Екатерины Второй, благодаря которой он взошел на престол и ею же был «пригрет» после детронизации.
Король держит в руке часы… Какое время они отбивают…
На втором плане в ложе - князь Николай Репнин, посол Российской империи в Польше, и две дамы - по его левую руку Изабелла Чарторыская (жена Адама Казимира Чарторыского), в прошлом любовница Станислава Августа, а позже и самого Репнина. По правую руку князя - Изабелла Любомирская, тоже в прошлом любовница Станислава Августа(в некоторых источниках - жена Репнина).

По центру картины - портрет Екатерины Великой.

Ян Матейко в своих работах всегда уделял большое внимание не только персонажам, но и атрибутам, вещам, разным мелочам, которые изображал на картинах.

Посмотрите, что творится на первом плане картины: упавший трон с королевской монограммой, разбросанные документы, даже монетка как бы остановлена в движении, т.к. стоит на ребре. Все это свидетельствует об упадке страны.
Да, сцена преисполнена трагизма, экспрессии и патриотических чувств.

Однако все ли было так на самом деле?

Ян Матейко, как и любой другой художник, имел право на домысел и собственную трактовку сюжета (подчеркиваю, так как мы неоднократно встретимся с расхождениями с историей в картинах Матейко. Я лишь указываю на некоторые из них, ни ни в коем случае не ставлю в вину, понимая патриотический пафос и боль художника за Отчизну и любовь к ней).
Польские историки усматривают следующие расхождения изображенной сцены с действительными событиями:

* король Станислав Август не принимал участия в заседании этого Сейма;
* посол России Репнин уже сложил свои полномочия и на этом посту пребывал Отто Магнус фон Штакельберг;
* в Королевском замке еще не было портрета Екатерины Второй;
* российских солдат тоже еще не было в замке;
* Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он еще не был депутатом Сейма;
* Рейтан выглядел несколько иначе, по крайней мере, он был рыжим, а не брюнетом;
* Францишека Салезия Потоцкого на то время уже не было в живых;
* женщины не присутствовали на заседании Сейма.
В 1792, а потом и в 1795 году состоялись второй и третий разделы Польши, после чего страна исчезла с карты Европы на 123 года.

Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. К художнику моментально пришла слава, и его материальное положение значительно улучшилось. Картину же купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый, а после того, как Польша обрела независимость, в 1918 году, правительство страны выкупило картину и передало ее на хранение в собрание Королевского замка. В 1944 году полотно было захвачено и вывезено немцами, но вскоре обнаружено неподалеку от польского города Еленя Гура. После реставрации опять экспонируется в собрании Королевского замка.

В поздних работах перегруженность композиции, обилие зрительных центров и масса фигур, в равной мере привлекающих внимание зрителя, становится утомительными для глаза и ослабляют эмоциональное воздействие картины. Романтическое, взволнованное начало полотен Матейко порой превращается в чрезмерный пафос, патетику, что видно в работах позднего периода, когда и концепция картин Матейко существенно меняется. Возвеличивание прошлого, а в нем — шляхты и королей как вождей народа, что прямо связано с влиянием реакционной историографии (очень развитой в то время в Кракове), привело к тому, что творчество Матейко в 80—90-х гг. становится все более традиционно-официальным.


Люблинская уния

Одна из самых известных картин из серии, посвященной истории Польши. Она была написана в честь 300-летия польского и литовского союза, заключенного в Люблине в 1569 году. Очень неоднозначное событие особенно для белорусского народа. Люблинская уния считается одним из лучших произведений Матейко. В знак признания мастерства художника он был удостоен в 1870 году французским орденом Почетного легиона.


Баторий под Псковом
Первые этюды к картине "Баторий под Псковом" Ян Матейко сделал в 1869 г. Как и другие исторические работы Матейко, она насыщена тщательно проработанными деталями. Что касается исторического реквизита: одежды, вооружения и прочего, то здесь с Матейко трудно кому-либо соперничать. В этом плане произведение изобразительного искусства, как это иногда случалось, становится еще и историческим документом. Три года спустя работа была завершена. В это время художник уже широко известен, он принят Европой: две золотые медали и орден Почетного легиона в Париже убедительно о том свидетельствуют.

Деталь 1
Центральная фигура картины, конечно же, сам Стефан Баторий, восседающий на походном троне, поставленном на шкуру медведя. Рыцарские доспехи, шпага, атласная мантия, высокомерный, надменный взгляд полузакрытых глаз, как бы завершающий продуманную театральную постановку фигуры монарха, составляют единый образ героя, подчинившего своему величию все, происходящее вокруг.
Справа от короля - в полный рост фигура канцлера Яна Замойского, когда-то выделенного Баторием среди краковского дворянства, обласканного почестями и наделенного огромной властью: канцлерской печатью, гетманской булавой и, в довершение ко всему, рукой племянницы монарха Гризельды.

В центре горизонтального холста - выразительная фигура папского легата Поссевина, который при содействии иезуитов прилагал немалые усилия для распространения в России влияния Ватиканского престола. В каком-то смысле (и композиция картины это подтверждает) все, представленное художником действо (и справа, и слева) происходит вокруг Поссевина. И если есть какие-то основания говорить о наличии в картине Матейко некоторого психологизма, то, несомненно, это касается исключительно персоны Поссевина, необычайно глубоко, психологически убедительно и исторически достоверно переданной художником.

Деталь 2

Со стороны "просящих мира" выделяются два персонажа - коленопреклоненный владыка полоцкий Киприан, в богатом, шитом золотом облачении, на дорогом плоском блюде протягивающий польскому королю хлеб, видимо, символизирующий просьбу о пощаде и мире. Несколько в стороне от владыки Киприана, скорее с трудом, по-стариковски, приседающий, нежели падающий на колени, - Иван Нащокин.

Деталь3


Деталь 4

Историческая справка
Во время Ливонской войны (1558-1583) Стефан Баторий расположился под Псковом в лагере со всей роскошью. Однако все его попытки взять город штурмом окончились неудачей. Пять дней приступали гайдуки к Пскову, подгоняемые саблями гетманов и рохмистров, но псковичи положили их «яко мост по льду».
Осада Пскова закончилась подписанием мирного договора по другим причинам..

Картина была встречена овациями, в том числе и представителями "демократического течения в русском искусстве.Может быть, имея в виду эту работу художника, на исходе века Илья Репин напишет: " Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством. В годину забитости, угнетения порабощенной своей нации он развернул перед ней великолепную картину былого ее могущества и славы". В 1874 г. Матейко выставляет своего "Батория..." в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.

Грюнвальдская битва.

Витовт деталь 1

Грюнвальдская битва деталь 2

Грюнвальдская битва деталь 3
Сюжет картины — Грюнвальдская битва (1410), в которой войска Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского и Королевства Польши разгромили немецкий Тевтонский орден.
В центре полотна изображен князь Витаутас, он стоит без доспехов и шлема, одетый в красный мундир. Он поднимает меч и щит в знак победы.Эта работа самого выдающегося польского живописца XIX в., по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, выразившего распространенное мнение, "по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета".

И все же такие картины, как «Люблинская уния» (1869; Варшава, Национальный музей), «Баторий под Псковом» (1871; там же), "Грюнвальдская битва" , знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши. Он обращается теперь к темам, которые связаны с победами, с триумфами польского оружия и польской государственности. Таковы «Прусская дань» (1882; Краков, Национальный музей), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие.


Прусская дань

Битва под Рацлавицами = Костюшко под Рацлавицами
Картина Костюшко под Рацлавицами является одним из последних больших произведений Матейко. Костюшко -национальный герой польского восстания в 1794 году.Под Рацлавицами им был разгромлен отряд русских под командованием Тормасова. На картине изображен момент триумфа армии Костюшко. Он восседает на коне в модном с иголочки камзоле, будто бы и не было тяжелого боя. Армия салютует своему предводителю.


Костюшко под Рацлавицами деталь
Но на периферии полотна можно заметить всю двойственность этой победы. Кто-то из солдат алчно изучает военные трофеи, кто-то помогает раненым и оплакивает убитых. Интересен образ монаха на первом плане, сгорбленный и поднявший руки то ли в плаче то ли в молитве, он является живым символом неоднозначности этой победы для ее участников. Невиданный для Матейко прием. Общество приняло картину очень холодно, ее даже не допустили на выставку в Венском Имперском Дворце изящных искусств.
Не случайно именно в это время колоссальный художественный и моральный авторитет художника становится своего рода преградой, которую правящие классы выдвигают на пути развития реалистического искусства.
Еще несколько работ этого периода.


Польский крест


Прием евреев в Польшу в 1096 г.


Богдан Хмельницкий под Львовом


Станислав Тарновский


Алхимик


Астроном

Слепой Витт с внучкой


Интересна история того, как в это же время Матейко начинает работу над росписями Мариацкого костела в Кракове (где помещен алтарь Вита Ствоша). Работа поистине огромная и многоплановая.

Мариацкий костел
В конце 19 в. под руководством архитектора Тадеуша Стриенского была проведена капитальная реставрация алтаря, и было также решено провести обновление интерьера храма, воссоздав его первоначальный готический облик, возобновив на стенах остатки средневековых фресок. Решено было поручить эту работу какому-нибудь иностранному художнику, кандидатура Яна Матейко вообще не рассматривалась. Очевидно, по причине того, что этот художник заслужил себе славу исторического живописца, слишком погруженного в реалии своей страны. Однако 6 июня 1889 года Ян Матейко представил Комиссии по обновлению алтаря свои эскизы и -что было немаловажно - предложил выполнить все работы бесплатно. Комиссии были предложены акварельные эскизы в натуральную вкличину - фигуры 59 ангелов, играющих на музыкальных инструментах и поющих во славу Девы Марии.
Комиссия утвердила кандидатуру Яна Матейко как руководителя реставрации интерьера презбитерия. С помощью своих учеников, известных польских художников: Юзефа Мегоффера, Станислава Выспянского, Влодзимежа Тетмайера мастер перенес эскизы на стену.
Работы были завершены менее чем за год, и уже с начала апреля 1890 года прихожане, посещающие Мариацкий костел, могли любоваться ангелами Яна Матейко.

В адрес художника было очень много критики: об ангелах, "искрящихся блеском красок", говорили, что они слишком веселые, слишком светские, с индивидуальными чертами лиц, слишком уж напоминающими детей художника, особенно его дочерей (Хелену и Беату, чтобы провести сравнение см. следующее сообщение).
Несколько лет назад в Краковском Мариацком костеле была проведена реставрация фресок Матейко, и его ангелы опять засияли во всей красе.

Однако среди полихромии интерьера можно видеть и вот такие работы художника:

Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве. Они положили начало широкому и очень интересному течению, принесшему в 900-х гг. ряд достижений, особенно в творчестве Ст. Выспяньского.
Выдающийся польский драматург и художник Станислав Выспяньский, ученик Я.Матейко, в 1886 г. сделал попытку создать драматургическое произведение "Баторий под Псковом". Непосредственным источником, предметом вдохновения для драматурга послужила картина Матейко. Продолжение следует.

Отец художника, Франциск Ксаверы Матейко, по происхождению был чехом. В Галицию он приехал как гувернер и учитель музыки. Сначала он работал в Косчельниках (сейчас это – часть Новой Хуты вблизи Кракова), а затем переехал в сам Краков, где женился на Иоанне Каролине Россберг, происходящей из польско-немецкой семьи ремесленников. Франциск был католиком, Иоанна – протестанткой.
Ян родился 24 июня 1838 года и был девятым ребёнком из одиннадцати детей Франциска и Иоанны. Когда мальчику было семь лет, его мать умирает, а детьми с тех пор занимается её сестра. Смерть матери сильно повлияла на личность Яна. Он был практически лишён чьей-либо любви и заботы. Дошло даже до того, что, когда он сломал нос, на это никто не обратил внимания, в результате чего рана зажила неправильно и нос приобрёл некоторую кривизну. Отец проявлял слабый интерес к детям и уж тем более никак не разделял творческих пристрастий сына. Мальчик начинает рано проявлять способности к рисованию, хотя при этом сильно отстаёт в остальных предметах.
Недостаток тепла со стороны взрослых частично компенсировали отношения с семьёй Гебултовских. К Полине Гебултовской он относился как ко второй матери. Через несколько лет это чувство окажется пророческим.

Юные годы

Когда Яну было 13 лет, его приняли в Краковскую школу изящных искусств. Там он проявлял большую заинтересованность и трудолюбие. Правда, учёба не всегда шла гладко. Одной из причин тому были финансовые сложности и проблемы со зрением. Большое влияние на Яна оказывают его учителя – Йюзеф Кремер и Владислав Лушкевич. Именно они вдохновили его на то, чтобы делать зарисовки краковских памятников.
В 1858 году Ян Матейко получил стипендию на учёбу в Мюнхене. Там он знакомится с работами выдающихся художников, в том числе и современных. Он восторгается творчеством Поля Делароша и его ученика Карла Теодора фон Пилоти, создавших знаменитые работы на исторические темы. В те годы Ян Матейко осознаёт, что именно исторической живописи он хотел бы посвятить себя. Схему Делароша, основанную на выбранном из истории наиболее драматичном моменте и изображении этого момента максимально эмоционально, молодой Матейко создаёт в 1859 году картину «Отравление королевы Боны». В эти же годы он издаёт публикацию «Польский костюм», в которой содержатся гравюры, изображающие людей в исторических костюмах. Позднее этот опыт он не раз использует в своих картинах. Публикация послужила и ещё одной цели – благодаря полученному гонорару Яну удалось поправить материальное положение.
Было однако одно обстоятельство, которое сильно расстраивало Яна. Это неразделённая любовь к Теодоре Гебултовской – дочери той самой Полины, к которой относился как к матери. Она была младшим ребёнком в семье. Молодые люди знали друг друга с раннего детства. Отец будущего художника, Франциск, учил Теодору и её братьев и сестру музыке.
В 1862 году 24-летний Матейко пишет одну из своих самых известных работ – «Станчик». Станчик – это придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. На картине Станчик изображён в тот момент, когда во время бала скорбит о поражении литовской армии.
22 января 1863 года два брата Яна Матейко присоединились к январскому восстанию. Ян не пошёл с ними – отчасти потому, что не очень хорошо видел и не мог управляться с оружием. Однако он как мог помогал повстанцам – привозил им оружие и помогал материально. Надо сказать, что хотя по происхождению его семья была на половину были чехами, в душе они всегда чувствовали свою принадлежность именно к польскому народу и были настоящими патриотами Польши.
В 1863 году Ян Матейко и Теодора Гебултовска наконец сближаются, а осенью 1864 года начинается подготовка к свадьбе.
Поводом к тому, что о женитьбе пара всерьёз подумала именно в это время, стал успех картины «Проповедь Скарги», написанной в 1864 году. На доход от её продажи и была организована свадьба.

Счастье не было безоблачным

Она состоялась 21 ноября 1864 года. Свадебное платье для Теодоры шил портной из города Бохня (неподалёку от Кракова) Рыпарк по рисунку Яна. Хотя братья художника не особо радовались этому союзу, на торжество пришла вся семья Матейко. Вскоре после этого молодожёны поехали в Париж, а по возвращении Ян Матейко написал «Портрет жены в свадебном платье».

У Яна и Теодоры родится пятеро детей. Одна из них – Хелена – пойдёт по стопам отца и тоже станет художницей.
По воспоминаниям современников, Теодора была весьма деспотичной и эгоистичной натурой. Когда у неё возникали опасения, что её роли музы что-то угрожает, она придумывала разнообразные авантюры, делала вид, что болеет, и прибегала к другим уловкам. На неё похожи едва ли и не все женские образы, изображённые на полотнах художника. Именно Теодору он изобразил на одной из известнейших своих картин «Прусская дань» в образе королевы Боны Сфорцы…
В марте 1876 года Ян Матейко начал писать картину «Кастелянша». Позировала ему племянница Теодоры – Станислава Серафинска. Зная, что Теодора будет ревновать, Ян писал портрет в тайне от неё. Сама Теодора путешествовала в то время во Франценсбад и Карлсбад. Ян писал жене письма, описывая свои творческие занятия, но не упоминая о «Кастелянше». Однако, вернувшись в Краков, Теодора обо всём узнала. Она устроила сцену мужу и уехала к матери. А когда снова приехала в Краков, в гневе уничтожила свой «Портрет в свадебном платье». Опасаясь, что она уничтожит и портрет Станиславы, Ян сказал жене, что полотно сгорело.
С того момента в доме Яна и Теодоры всё чаще царило достаточно унылое настроение. Ян не раз говорил, что совершит самоубийство или разведётся с женой.
Несмотря на семейный кризис в сентябре 1877 года Теодора сопровождает мужа с его первой поездки в Варшаву. 12 февраля на свет появился их последний, пятый ребёнок – дочка Регина. Девочка не прожила и месяца и умерла 7 марта того же года.
В феврале 1882 года сильно ухудшилось психическое состояние Теодоры, и врачи посоветовали поместить её в психиатрическую клинику. Во время своего пребывания в клинике, Теодора писала письма сестре с просьбой вызволить её. Вышла из больницы она спустя полтора года, однако оставалась под постоянным наблюдением, от чего пыталась избавиться всеми возможными способами. Дошло даже до того, что она заявила своей семье о нежелании давать благословение собственной дочери на брак, если те не помогут ей выйти из-под опеки. Вскоре Теодора оказывается в клинике вновь.
С годами у Яна Матейко накапливались финансовые проблемы. Они были связаны не только с болезнью жены, но и с его отношением к своим заработкам, которое подчас было чересчур свободным, по мнению некоторых современников. Написанную в 1863 году картину «Ян Собеский под Веной» он передал Папе Римскому, Франции он подарил полотно «Жанна Д’Арк», многие великие работы подарил Польше…


Свои картины он часто дарил и знакомым – обычно это были достаточно богатые люди. Не жалел он средств на помощь бедным. Не одну свою работу он продал фактически за бесценок…

Слава художника

Уже при жизни он пользовался огромной славой – как в своей стране, так и во всём мире. Он получал большое число почётных наград. С годами ему всё-таки удалось поправить своё финансовое положение и он переехал на Флорианскую улицу 41 – сейчас по этому адресу в Кракове расположен дом-музей Яна Матейко. Он стал также директором Школы изящных искусств в Кракове, а также почётным членом Академий художеств в Париже, Берлине, Праге, Вене…
Отдельным творческим увлечением Яна Матейко было сохранение краковских памятников. Этому делу он посвятил не один год жизни…
В течение всей жизни история была страстью Яна Матейко. Он не умел о ней писать или рассказывать, зато умел её рисовать. Многие говорили, что он чересчур свободно подходит к истории. Однако сам Матейко трактовал свои образы как голос в споре, касающемся прошлого и будущего страны, а не выражение идеологии. Другой страстью Яна была сама Польша. Он был настоящим патриотом. Матейко жертвовал деньги на развитие города и культуры, помогал бедным.
Критики часто писали о том, что на своих полотнах он изображал персонажей, которых на самом деле в конкретный исторический момент в этих ситуациях не было. Однако целью Матейко была не передача фактов, и изображение исторических пластов и связи времён.
Одна из причин популярности художника заключалась в том, что ему была присущ своего рода «кинематографический» подход к истории. Сцены словно разобраны на кадры, а Матейко словно монтирует картину из разных сцен.
Особое внимание Матейко уделял изображению старинных костюмов, элементов интерьеров и других исторических деталей.

Расставание

В сентябре 1892 года состоялась свадьба Беаты, младшей дочери Теодоры и Яна. Как и в случае со свадьбой Хелены, не обошлось без язвительных выпадов со стороны Теодоры, которая не дала своего благословения и опоздала на торжество.
1 ноября 1893 года от внутреннего кровотечения умирает Ян Матейко. Теодора была с ним в последние минуты его жизни. Ян Матейко был похоронен на Раковицком кладбище в Кракове 5 ноября 1893 года. Во время траурной церемонии бил колокол Зигмунд, звон которого раздаётся в дни самых важных событий. А в последний путь его провожали тысячи людей…
Теодора тяжело пережила его смерть. Она ещё больше страдала от мучавшего её в последние годы сахарного диабета, из-за чего ей сложно было ходить, и постоянно находилась на лечении. Умерла она в апреле 1896 года и была похоронена рядом с Яном.

Формирование национальной идентичности в Польше в картинах Яна Матейко

На рубеже XIX –XX веков в ряде государств народ начинает бороться за собственную национальную свободу, а так же политическую независимость. Происходят изменения в искусстве. Искусство всегда зависит от запросов потребителя. Оно складывается из общественно-культурных интересов. Так в произведениях искусства меняется идейно-художественное описание. Музыканты, писатели, художники изображали традиционные уклады своей нации, важные исторические события, повествующие о доблести и славе, а так же создавали национальных героев.

Для Польши такая тенденция не стала исключением, первым художником, который в своей живописи стал отражать национальную идею, был Ян Матейко. Этот живописец писал картины на исторические польские сюжеты. Именно поэтому в своей работе я хочу рассмотреть картины Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и «Рейтан – упадок Польши». Я хочу проанализировать полотна, понять: какие методы воздействия использует Ян Матейко для создания национального единства в Польше с помощью картин.

«Стефан Баторий под Псковом»

На картине изображены события Ливонской войны, произошедшие в 1581 году. Польско-ливонская армия осаждала Псков, в течение пяти месяцев. На картине изображено, как псковские посланники пришли к Баторию заключать мир от имени Ивана Грозного. Они стоят перед королем польским и великим князем литовским на коленях с просьбой о мире.

Центральная фигура картины – Стефан Баторий. Он величественно сидит, его поза властна, а меч в правой руке готов повергнуть стоящего на коленях посла в любой момент. На нём рыцарские доспехи, атласная золотая мантия, он сидит на походном троне. У него высокомерный взгляд полузакрытых глаз. В его позе видно величие и превосходство. Герой контролирует все, что происходит вокруг. Батория можно сравнить со зверем, который готовится перед прыжком. По правую руку от него выделенный королем краковский дворянин Ян Замойский. Он изображен в полный рост. В его позе тоже заметна власть и превосходства. Замойский напряжен, он в любой момент готов сорваться с места, левая нога стоит чуть впереди, что означает готовность спасти своего государя. Так же заметна на картине фигура папского легата Поссевина. Он пытается навязать папскую власть в России. Можно сказать, что его фигура разделяет картину на две половины. Художник изображает его, как бы на русской стороне. Он не стоит за спиной польского короля, он скорее к нему обращается. Он как бы уговаривает не рубить русских послов уже приготовленным оружием, а выслушать их. В его позе читается напряжение, а руки, сложены крестом, как бы просят короля остановиться.

Русские послы преклоняются и протягивают хлеб, как просьбу о пощаде. В ярком золотом облачении пристает полоцкий владыка Киприян. Он опасается литовского князя. Но его голова не опущена, он смотрит на своего собеседника. Он открыт перед ним. Но его поза отражает, что война с его стороны закончена. Вторая фигура только слегка наклоняется. Он ещё не пал на колени. Скорее его поза это старческая усталость, чем повиновение и ропот перед врагом. Но в его взгляде тоже видна тревога и озадаченность. Этот персонаж – Иван Нащокин.

На заднем фоне мы видим осажденный город – Псков. Над городом уже собрались птицы и ждут, когда же кто-нибуть умрет. Так автор изображает полное истощение сил города, его слабость и беспомощность. Но русские войны не стоят на коленях, они не согласны со сложившейся ситуацией. Не смотря на то, что художник воспевает славу польского оружия, он показывает достоинство соперника. Противник был силен, и не может признать поражение из-за своей гордости. Но сильного врага победить намного приятнее.

Нужно сказать, что художник прорисовывает все детали с исторической четкостью. Известно, что все костюмы и предметы быта полностью соответствуют периоду на картине. Можно сказать, что картина становится хорошим историческим источником для изучения костюма.

Но этого сюжета не было в истории. Не смотря на изображения исторических фигур, картина не подтверждает не один исторический факт. Для Матейко в работе важно не историческая достоверность, а изображение польской победы над русскими. К счастью осталось немало источников, которые посвящены данному событию: русский «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» и польские дневники участников событий.

В первую очередь, такого сюжета в истории не было. Известно, что встреча проходила не под стенами Пскова, а Стефан Баторий на ней не присутствовал. Нащокин не договаривался о мире, он встречался с польским королем всего один раз в Литве, намного раньше представленных на картине событий. А Киприян был взят в плен во время осады Полоцка в 1579 году.

Если сложить все описания картины, то видно, что художник изобразил силу и мощь польского короля. Перед ним русские стоят на коленях. В своей работе он пытается пробудить национальную гордость за своё прошлое. Пытается вернуть былую славу. Подарить возможность действовать. Призыв к действию, попытка разбудить нацию.

«Рейтан – упадок Польши»

На этой картине художник изображает уже не славные моменты истории Польши, а её упадок. Но в данном сюжете для него важен национальный герой – Тадеуша Рейтона. Он противостоял разделу Речи Посполитой.

Картины иллюстрирует третий день «Разделительного сейма», когда Россия, Пруссия и Австрия поделили Речь Посполитую. Рейтон, когда участники шли подписывать договор о разделе, лег в дверях, чтобы их не выпустить и произнес слова: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».

В позе Рейтона изображено отчаяние и самопожертвование. Герой картины уверен в своих действиях, в его глазах страх. Но это не эгоистичный страх, он с ужасом смотрим на стоящих перед ним людей, готовых подписать унизительный договор. Он противостоит хаосу. Стоит заметить, что картина поделена на две части. Это толпа собирающаяся подписать сейм и Рейтон. Хаос и здравый смысл. На фоне видно множество людей, которые занимаются разными делами. Кто-то хватается за голову, кто-то в ужасе прячется в толпе или в шторах, картины лежат на полу, стулья перевернуты, на полу валяются документы – все это показывает крах государства. И только Рейтон пытается спасти его.

Человек в красном костюме – Адам Понинский. Его рука уверено показывает на русских генералов, которые стоят за дверью. Он уверен в своих действиях, для него нет другого пути. Его поза, кажется даже властной. Но если присмотреться, то видно, что его держит, чья то рука и он опирается на трость. На самом деле он слаб, в его действиях нет никакой храбрости и уверенности. Рядом с ним потупив глаза, стоит Станислав Щесный Потоцкий. Он не уверено и небрежно держит, какую то бумагу. Третья фигура - гетман Франциск Ксаверий Браницкий. Он закрыл лицо руками. Его поза означает весь крах, потерю, неизбежность. Он слабый и беспомощный.

С исторической точки зрения картина снова имеет не точности. Например, Потоцкого не присутствовал на подписание договора. Так же в верхнем левом углу изображен посол Николай Васильевич Репин, который надменно наблюдает за происходящим, в тот момент послом был другой человек.

Вывод

Таким образом, я рассмотрела две работы польского художника Яна Мотейко. Обе картины отображают значимые исторические события для Польши. Но если первая –прославляет мощь и силу польского оружия, то вторая скорее показывает слабость общества и силу одного человека. Но обе эти картины пропитаны национальным патриотизмом. В картине «Стефан Баторий под Псковом» для художника важно показать национальную гордость и силу. Стефан Баторий внушает страх и ужас, но это означает, что его государству нечего боятся. При просмотре этой картине поляк должен почувствовать гордость за свой народ, вспомнить свою историю. На картине «Рейтан – упадок Польши» сюжет не заставит почувствовать гордость за свой народ. Но на картине присутствует национальный герой. Человек, который готов потерять жизнь за своё государство. Каждый должен сравнить себя с ним, прочувствовать гордость за этого человека и полюбить свою родину так же как он.

Оба эти сюжеты, не смотря на их разницу, призваны побуждать национальные чувства. Внушать людям, что они должны создать своё собственное национальное государство. Востребованность создания национального духа в стране появляется примерно в то же самое время, что в других Европейских государствах. Методы воздействия тоже похожи на общеевропейские.



Статьи по теме: