«Волк (персонаж сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»)

Красная шапочка – это маленькая симпатичная девчушка, живущая в домике возле леса и получившая такое странное имя благодаря своей шапочке красного цвета, пошитой для нее любящими руками ее мамы. Красная Шапочка, прежде всего – очень храбрый и отважный персонаж, не останавливающийся ни перед какими трудностями и испытаниями. У нее доброе и любящее сердце, пытливый и живой характер, неусидчивый и деятельный нрав. Она любит природу и всех зверей леса, его растения и насекомых. Понимает их язык и предпочтения.
Но больше всех на свете Красная Шапочка любит своих родных – маму и бабушку. Она очень послушная, исполнительная, заботливая дочка и внучка, готовая помочь по первому же требованию и необходимости.
Никакие преграды и ужасы леса не могут помешать ее поставленной цели и намерениям. Она находчива, сообразительна и любознательна. Любит петь и веселиться.
Красная Шапочка – очень нежный, добрый и положительный персонаж, на хороших качествах которого воспитывалось не одно поколение малышей. Она любимая и обожаемая героиня большинства девочек юного возраста. Ее образ служит примером послушания и воспитанности, заботы и понимания. Красная шапочка одновременно красивая и умная, веселая и серьезная, неусидчивая и настойчивая. На нее указывают, с ней сравнивают и ее ставят в пример всем маленьким дочуркам все мамы мира.

"Красная шапочка" (2011)

Молодая девушка Валери живёт в небольшой деревеньке Даггерхорн. Она любит лесоруба Питера, но её родители Сезар и Сюзетт пообещали богатому кузнецу Адриану, что Валери выйдет замуж за его сына Генри в качестве оплаты долга Сезара. Валери планирует побег вместе с Питером, но их планы расстраивает новость об очередном нападении оборотня, давно терроризировавшего их деревню. Жители деревни ежемесячно приносят волку жертву, но во время «красной луны» этого мало и требуется человеческая жертва. Жертвой оказалась Люси - старшая сестра Валери. Жители деревни держатся от леса подальше, но Люси, влюблённая в Генри, отправилась туда, когда узнала о его предполагаемой свадьбе с Валери.

Адриан, Генри, Питер, Сезар и другие мужчины отправляются в лес, решив убить волка, но Адриан погибает во время охоты, а мужчины приносят назад тело обыкновенного серого волка, которого и считают оборотнем. Помогая Сюзетт забальзамировать тело Адриана, Валери обнаруживает, что у них когда-то был роман. Таким образом, Люси - дочь Адриана и единокровная сестра Генри, о чём Сезар не подозревает. Жители деревни решают отпраздновать смерть оборотня, но веселье прерывает прибытие охотника на оборотней отца Соломона. Он объясняет собравшимся, что они не убили настоящего оборотня, иначе в момент смерти он бы принял человеческую форму. Он также рассказывает, что оборотня можно ранить серебряным оружием, сам отец Соломон покрыл серебром ногти на одной руке. Вскоре появляется настоящий оборотень и убивает несколько человек. Укушенные им люди в полнолуние сами станут оборотнями. Волк загоняет в тупик Валери и её подругу Роксану, а затем начинает разговаривать с Валери. К её удивлению, она понимает волчье рычание.

На следующее утро отец Соломон арестовывает брата Роксаны как сообщника оборотня. Ради его спасения Роксана признаётся, что Валери может общаться с оборотнем. Отец Соломон решает использовать Валери в качестве приманки для волка. Её спасают Питер и Генри. Помощники отца Соломона начинают стрелять в Валери и Генри, но внезапно появляется оборотень. Укушенного им (а, следовательно, получившего проклятье оборотня) отца Соломона убивают. Тем временем Валери начинает подозревать свою живущую в лесу бабушку: считая её оборотнем, Валери решает убить её и спасти деревню.

На пути к бабушкиному дому Валери встречает Питера и видит на его руке перчатку. Предполагая, что он оборотень и пытается скрыть обгоревшую лапу, Валери наносит ему удар ножом и прячется в доме бабушки. Та, однако, ведёт себя очень странно и не показывается на глаза внучке. Выясняется, что волком в действительности был Сезар, прячущийся за занавеской и подражающий голосу бабушки. Он объясняет Валери, что нуждается в наследнике-оборотне и первоначально намеревался сделать таковым Люси. Но Люси - дочь Сюзетт от Адриана - не понимала волчью речь, поэтому Сезар, разозлившись, убил её. Теперь он полон решимости укусить Валери. В последний момент девушку спасает Питер, но Сезар успевает его укусить. Валери убивает Сезара рукой Соломона (с серебряными ногтями), а Питер бросает ему в спину топор. Избавившись от тела, Валери решает остаться жить в бабушкином доме и ждать, пока Питер научится управлять своим проклятьем. В конце фильма она отреклась от жизни в деревне и стала жить в лесу в доме бабушки и однажды ночью к ней вернулся Питер в обличии волка...

"Однажды в сказке"

Красную Шапочку воспитала ее Бабушка, по словам которой, родители Шапочки давно умерли.

В деревне, где живут Шапочка с Бабушкой, завелся опасный волк, нападающий на жителей. Жители во главе с мэром пытаются его поймать, но безуспешно. Красная Шапочка тоже хочет поучаствовать в поисках, но Бабушка ей не разрешает, также она заставляет внучку носить красный плащ, который, по ее словам, отпугивает волков. Красная Шапочка вместе со своим возлюбленным, Питером, пытаются самостоятельно поймать волка. Неожиданно, Шапочка приходит к выводу, что Питер и есть волк. Они сбегают ночью, Питера привязывают к дереву, чтобы он никому не навредил. Но оказывается, что волком, а точнее, оборотнем, является не Питер, а сама Красная Шапочка. Происходит трагедия - Шапочка превращается в волка и убивает своего любимого. Оказывается, что и мать, и Бабушка Шапочки были оборотнями, только Бабушка тщательно скрывала это от внучки и заставляла ее носить красный плащ, который является волшебным и предотвращает превращение. Понимая, что на Шапочку может обрушится гнев жителей деревни, Бабушка просит ее сбежать, что девушка и делает вместе со своей подругой Белоснежкой, которая также находится в бегах.

Во время путешествия с Белоснежкой Красная Шапочка случайно рвет свой плащ. Испугавшись, что он не предотвратит превращение, Шапочка просит Белоснежку оставить ей. Оставшись в одиночестве, Шапочка вскоре находит себе компанию. Ими оказывается стая волков во главе с Анитой, ее матерью. Анита рассказывает, что Бабушка забрала Шапочку у нее, так как хотела воспитать ее человеком, в то время как Анита настаивала, чтобы Шапочка была воспитана волком. Анита учит дочь контролировать себя в облике оборотня. Вскоре их находит и Белоснежка, Красная Шапочка убеждает волков, что она - ее подруга. Потом на них нападают люди Королевы, которые ищут Белоснежку, они убивают Куинна, одного из людей Аниты. Разъяренная Анита хочет убить Белоснежку, Шапочка ее защищает, между матерью и дочерью завязывается драка. В итоге тяжело раненная Анита умирает.

За Белоснежкой продолжает охотиться Королева со своими людьми, в том числе и с Охотником. Ранее Королева украла сердце Охотника, и тем самым получила способность контролировать его. Это была плата Охотника за то, что он помог Белоснежке сбежать. Сердце попадает в руки Шапочки, некоторое время она, Белоснежка и Охотник действуют вместе, спасаясь от людей Королевы. Но в итоге Охотнику приходится пожертвовать собой и вернуть свое сердце Королеве, чтобы Шапочка и Белоснежка смогли выжить. Белоснежка обещает сделать все, чтобы остановить Королеву, и чтобы Охотник с Красной Шапочкой снова были вместе.

Когда Белоснежка и её возлюбленный, Прекрасный Принц, уже почти оказываются вместе, Принц попадает в плен к Королю Джорджу. Белоснежка, Гномы, Красная Шапочка и некоторые другие жители Зачарованного Леса отправляются на его спасение. Там Красная Шапочка вновь воссоединяется со своей Бабушкой, которая также присутствует во время спасательной операции.

Позже Красная Шапочка и Бабушка участвуют в нескольких военных советах, на которых обсуждаются меры против Короля Джорджа, а также Злой Королевы.

После наложения второго проклятья и во время нового путешествия по Зачарованному Лесу Красная Шапочка говорит Белоснежке, что скучает по старым временам, когда они бежали от Злой Королевы. Хотя новые приключения очень похожи на старые, они отличаются тем, что Королева теперь совершенно изменилась и является их союзницей.

В облике волка Красная Шапочка неуязвима к любому виду оружия, за исключением серебряного.
В детской Эммы в Зачарованном Лесу на полке можно заметить игрушку Красной Шапочки.

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 46

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Богатый кузнец, отец Генри. Любовник Сюзетт и отец Люси.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Офицер полиции, болтливый и безбашенный.

B.B.Woolfe

0 0 0

Персонаж игры "Woolfe". Промышленный магнат, который фактически управляет городом Ульрик с помощью армии роботов - "Оловянных солдатиков". При этом он нещадно эксплуатирует рабочих и мечтает только о деньгах и власти.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Бабушка Шапки Пакет, самый успешный кондитер леса. Скрывает от внучки, что является профессиональной спортсменкой, предпочитающей экстремальные виды спорта.

0 2 0

Больная старушка, которую и навещает Красная Шапочка.

В экранизациях бывает крайне разносторонней женщиной: бизнесменкой, горнолыжницей, вязальщицей и/или йогом.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Молодая девушка из деревеньки Даггерхорн. Дочь Сезара и Сюзетты, сестра Люси, обещана в жены Генри - сыну богатого кузнеца Адриану, но влюблена в дровосека Питера. Именно ей предстоит раскрыть тайну оборотня, бесчинствующего в её деревне.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Красная Шапка против зла". Старая знакомая бабули. Она появляется спустя много лет после окончания академии "Орден Алого Плаща", где одногрупницы были лучшими ученицами.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Журналист-сыщик, заподозривший Шапку в связи с Пирожковым Вором и пытавшийся её поймать.

0 0 0

Персонаж фильма "Про Красную Шапочку". Сын погибшего Серого Волка, совсем отбился от рук. Он не слушает бабушку-Волчицу, читает выброшенную людьми книжку, не поддерживает идею мести людям вообще и Шапочке в частности. Старая Волчица сжигает его книжку, и Волчонок, доведённый до слёз, клянётся отомстить и сбегает из логова.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Жених Валери, сын Адриана и возлюбленный Люси.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". Скрытый персонаж, появляющийся лишь после смерти всех девушек. Именно с ней играют девочки во время своих путей. Единственная, кто доходит до постели с бабушкой и не падает замертво. После ролика появляется экран выбора персонажа, девочка в белом стоит на том же месте, только в окровавленном платье (возможно, она являлась волком для бабушки), в комнату начинают заходить девушки (начиная с последней погибшей), после чего девочка в белом уходит. Поклонники игры обычно называют её «невинность» или «совесть», так как она направляет каждую из сестер «на путь истинный», указывая им верную дорогу к тропе после долгих блужданий в лесу.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Ассистент Волка, бельчонок. Отличается быстрой речью, из-за которой его порой трудно понять. Если выпьет кофе - станет ещё быстрее.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". Её имя переводится как «рыжая». Джинджер трудно охарактеризовать словом более мягким, чем «пацанка». Очень веселая и по-детски любопытная, несмотря на возраст (13 лет) Джинджер предпочитает играть одна. Найдя кучу гильз, пытается найти способ их взорвать, а увидев цветочное поле, бежит собирать букеты. Она ещё не понимает, что скоро настанет пора вырасти, а жизнь - далеко не такая веселая и беззаботная, как игра.

0 0 0

Персонаж игры "Woolfe". Отец Красной Шапки. Он работал главным инженером в «Вулф Индастриз», изготавливал разных кукол и во многом помогал магнату Вулфу в осуществлении его планов. Однако потом решил уволиться и в тот же день погиб - вроде бы в результате несчастного случая.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Неудачливый актёр рекламы, параллельно продающий детям шницели на палочках.

0 0 0

Персонаж игры "The Path". Старшая после Скарлет (17 лет). С первого взгляда кажется, будто Кармен мечтает стать «роковой женщиной», однако ей всего лишь хочется немного внимания - ради этого она готова пойти на все. Кармен легкомысленна и не думает о последствиях, живёт по принципу «почему бы не выпить баночку пива во-о-он с тем симпатичным парнем?», из-за чего и погибает.

Волк Кармен - дровосек, поселившийся в разбитом посреди леса лагере. Деревья, претендующие на сруб, он метил крестом. Кармен хочет привлечь его внимание, но того интересует лишь его работа, дровосек хочет, чтобы его оставили в покое. Не привыкшая к отказам девушка вела себя с ним двусмысленно, легко шла на флирт и не отказалась выпить с ним пива. После этого она обнаружила себя на тропинке к домику бабушки.

0 0 0

Главный персонаж игры "Woolfe". Умеет обращаться с топором. Сирота. Вернулась в город Ульрик желая отомстить за родителей.

0 0 0

Главная героиня мультфильма "Правдивая история Красной Шапки", курьер по доставке пирогов. Мечтает уехать из леса и отправиться в путешествие по миру. Имеет золотую медаль по каратэ.

1 5 1

Героиня классической сказки и её экранизаций. Отправилась проведать больную бабушку, встретила волка и заболталась с ним.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Разговорчивый житель леса, появляется в историях по разным повода.

0 0 0

Похититель девочек из игры Woolfe. Сообщник Антона Волчика.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Сестра Валери, выбрана в жертвы оборотню. Влюблена в Генри, и отправилась в лес, когда узнала о предполагаемой свадьбе возлюбленного и Валери.

На самом деле является единокровной сестрой Генри, так как её мать Сюзетт была любовницей Адриана.

0 0 0

Мама Красной Шапочки посылает свою дочь к бабушке, снаряжая её пирожками и горшочком масла. При этом наказывает - ни с кем по дороге не разговаривать.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Шериф полиции, вечно спешит и жаждет кого-нибудь арестовать.

0 0 0

Пропавшая девочка, сидела с Красной Шапкой в одной классе, списывала у неё домашние задания.

Персонаж игры "Woolfe".

0 0 0

Персонаж мультфильма "Правдивая история Красной Шапки". Проницательный детектив полиции, в прошлом танцор диско.

Werewolf

0 0 0

Персонаж игры «The Path». Волк Робин, которого можно встретить на кладбище в лесу. Согласно официальной версии, Оборотень съел Робин после того, как она решила покататься на нём.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Охотник на оборотней, прибывший в деревню Даггерхорн, покрывал ногти на одной руке серебром, чтобы всегда иметь при себе оружие против оборотней.

0 0 0

Протагонист сказки, убивший волка, разрезавший ему живот и спасший Красную Шапочкуи её бабушку.

0 0 0

Мальчишка из деревни, внук злых старух, который поссорился с Красной Шапочкой, которая была против того, чтобы он курил, и подрался с ней, выйдя из драки с фингалом под глазом. Чуть не стал сообщником волков, но все же не стал.

0 0 0

Персонаж мультфильма "Петя и Красная шапочка".

Советский пионер, обожающий сказку "Красная шапочку" и неведомым способом попавший в мультфильм по этой сказке.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка".

Дровосек, возлюбленный Валери.

Был укушен Сезаром и стал оборотнем. Когда смог освоиться с силами проклятия - вернулся к Валери, начавшей жить в отшельничестве.

0 0 0

Капризное дитя избаловавших его родителей, треюует чтобы Красную Шапочку ему купили вместо игрушки. В результате этого требования девочку запирают в доме.

0 0 0

Персонаж игры "The Path". Robin в переводе с английского - «малиновка», то есть красная птица. Самая младшая из сестер, ей всего 9 лет. Единственная из девочек, которая походит внешне на Красную Шапочку из сказки, её наряд - красный плащ с капюшоном и высокие сапоги. Она мечтает встретить настоящего волка - большого, лохматого, сильного зверя. В силу своего возраста озорная и наивная, все это позволяет ей не бояться Леса и даже кладбища, на которое она натыкается (где и встречает оборотня). Смерть не пугает её, ведь до неё ещё так далеко.

0 0 0

Персонаж фильма "Красная шапочка". Подруга Валери, выдала что Валери понимает язык оборотней, чтобы спасти брата.

1 0 0

Персонаж игры "The Path". 11 лет. Практически идеальный ребёнок. Очень скромная и стеснительная, играет на флейте (написано в дневниках на ЖЖ), любит природу и животных, даже разговаривает с облаками и мечтает взлететь к ним поближе. Её фразы не подходят к её возрасту, она говорит так, как иногда не сказал бы и взрослый. Ключевая черта её образа - невинность.

Красная Шапочка - персонаж популярной детской сказки. История маленькой девочки, встретившейся в лесу с серым волком, уводит корнями еще во времена Средневековья. Именно тогда появились первые народные варианты сказочного повествования. Позднее литературной обработкой сюжета занимались западные и русские писатели.

История создания персонажа

Сказка о приключениях девочки, которая встретила волка, существует очень давно. Такой сюжет передавали из уст в уста жители средневековых Италии и Франции. В Центральной Европе эта история была распространена с XIV века и пользовалась невиданной популярностью. Причем в разных странах содержимое корзинки маленькой девочки варьировалось. Так, на севере Италии девочка шла к бабушке со свежими рыбами, в швейцарских сказаниях - с молодым сыром, во Франции в корзиночке внучки - пирожки и масло.

View this post on Instagram

Красная Шапочка и серый волк

Сюжет представлял собой следующее: мать просит маленькую дочь навестить бабушку, живущую на другом краю леса. Девочка должна отнести для родственницы угощение. В лесу героиня сталкивается с серым волком (в некоторых вариантах сказки - с оборотнем или огром). Будучи доверчивой, внучка рассказывает незнакомцу, куда направляется. Тогда в голове волка зреет план - персонаж спешит в дом бабушки.

Серый злодей убивает несчастную женщину и готовит из нее ужин, а кровь старушки служит основой для напитка. Между делом волк переодевается в костюм погибшей, ложится на кровать и ждет ничего не подозревающую внучку. Когда девочка заходит в дом, волк любезно предлагает ей отведать ароматный обед. Кошка, видевшая происходящее ранее собственными глазами, пытается предупредить главную героиню, но антагонист кидает в животное деревянные башмаки и убивает.

Далее волк предлагает наивной девочке раздеться и лечь с ним в кровать. Внучка исполняет эту просьбу, бросая свою одежду в камин. Далее следуют вопросы малышки, почему «бабушка» выглядит так странно. Волк набрасывается на ребенка и заживо съедает свою жертву. В некоторых (редких) вариантах девочке удается сбежать.

View this post on Instagram

В XVII французский писатель Шарль Перро решил переработать эту народную сказку. Так как сказочник ориентировался на детскую аудиторию, то исключил из оригинального повествования каннибализм, а также убрал сюжетную линию, связанную с убийством кошки. Автор одел безымянную девочку в алый чепчик-компаньонку и назвал именем Красная Шапочка. Такой чепец во время написания произведения уже вышел из моды в городах, но еще был популярен среди деревенских жительниц.

Свой вариант сказки Шарль Перро создал в стихотворном стиле, а также снабдил текст моралью, выражающей главную мысль сюжета и суть сказки - маленькая девочка, нарушающая правила поведения, горько расплачивается за свое легкомыслие. Впервые сочинение французского классика было опубликовано в 1697 году - Перро включил эту рукопись в сборник «Сказки матушки Гусыни».

В начале XIX столетия немецкие сказочники, братья , предложили детской аудитории новое литературное переложение сюжета. Сказочники убрали мотивы о взаимоотношении полов, которые отражала сказка Шарля Перро, и наделили историю счастливым концом: дровосеки, проходившие мимо, услышали шум, ворвались в дом и разрезали волку живот ножницами, освободив и бабушку, и внучку.

View this post on Instagram

Красная Шапочка стучится к бабушке

Литературоведы отмечают, что такая линия могла быть заимствована у другой детской книги под названием «Волк и семеро козлят», а также из пьесы немецкого романтика Людвига Тика «Жизнь и смерть Красной Шапочки», созданной в 1800 году. В новой интерпретации братьев Гримм героиня нарушает не приличия, а наказ матери, которая предупреждала дочь, что нельзя общаться с незнакомцами и сворачивать с прямой дороги.

В России переводом сюжета занимался литературовед Петр Полевой, который постарался сохранить оригинальный смысл, созданный братьями Гримм. Особую популярность обрела литературная обработка сюжета, сделанная русским классиком Иваном Тургеневым . Также существуют переводы и других авторов. В разное время картинки к сказке были сделаны известными художниками.

Биография и образ Красной Шапочки

В редакциях Шарля Перро и братьев Гримм не дается подробного описания внешности, не указывается возраст и характеристика героини. Согласно тексту, это маленькая девочка, живущая в деревне на краю леса. Традиционно художники изображают ребенка светловолосым, с милыми чертами лица. Одета героиня либо в красный плащ с капюшоном, либо в красный головной чепец. Образ девочки простодушен и наивен, что характерно для ее юного возраста.

View this post on Instagram

Действие сказки начинается с того, что мать просит маленькую дочь отнести бабушке, живущей на другом конце леса, гостинцев. Женщина предупреждает девочку, что по пути та не должна останавливаться и разговаривать с незнакомцами. Маленькая героиня покидает дом и в скором времени на лесной тропинке встречает серого волка. Тот интересуется, куда направляется Красная Шапочка. Девочка не скрывает, что идет в гости к своей бабушке.

Волк прощается с девочкой и стремительно направляется к домику старушки. Там он съедает бабушку, надевает ее одежду и чепец, очки, и ложится в постель, ожидая прихода маленькой героини. Придя к родственнице, Красная Шапочка не сразу замечает необычную внешность «бабушки». Но после, разглядев «старушку» поближе, девочка спрашивает, почему та выглядит столь непривычно. Волк, пользуясь случаем, набрасывается на героиню, съедает и засыпает.

Вскоре мимо дома бабушки проходят лесорубы (дровосеки). Они слышат громкий храп - дверь осталась открытой. Увидев волка с раздутым брюхом, лесорубы распарывают волчий живот, и оттуда невредимыми выходят Красная Шапочка и бабушка. Существуют варианты спасения женских персонажей охотниками (или охотником). Сказка сохраняет популярность и сегодня. Фразы героев стали известными цитатами.

Красная Шапочка в фильмах

В 1977 году на экраны вышел советский музыкальный фильм «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки». Роль главной героини исполнила 10-летняя актриса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для анализа по структуре В.Я. Проппа, я решила взять всеми известную сказку "Красная Шапочка", которую написали братья Гримм.

Сказка начинается с перечисления членов семьи, это не является функцией, но все же представляет собой важный морфологический элемент, некую исходную ситуацию в сказке. В "Красной Шапочке" становится понятно, что она живет со своей мамой и недалеко от них, в лесу, живет ее бабушка, которой нужно отнести пирог.

1) Отлучка (Красная Шапочка уходит из своего дома к бабушке)

3) Нарушение (Красная Шапочка сходит с тропинки, чтобы собрать цветы)

4) Выведывание (Волк расспрашивает Красную Шапочку, куда она идет и где живет бабушка)

5) Выдача (Красная Шапочка рассказывает волку, где живет ее бабушка и зачем она к ней идет)

6) Подвох (волк притворяется добрым и предлагает Красной Шапочке собрать цветы, чтобы попасть первым к бабушке. Затем, он обманывает бабушку притворяясь Красной Шапочкой, а далее, обманывает Красную Шапочку, притворяясь бабушкой)

7) Пособничество (Красная Шапочка поддается обману и начинает собирать цветы, тем самым, помогая волку)

8) Вредительство (Волк добирается до бабушки, проглатывает ее, сам одевается в ее одежду, тем самым, совершая подмену. Далее, он проглатывает саму Красную Шапочку)

Недостача (Мать посылает Красную Шапочку к бабушке, потому что бабушка болеет и ее нужно навестить)

9) Посредничество (Мать отправляет Красную Шапочку к бабушке)

10) Отправка (Красная Шапочка покидает свой дом и идет к бабушке)

11) Победа (Охотник режет брюхо волку, а потом все вместе набивают брюхо волка камнями и он умирает)

12) Ликвидация беды или недостачи (Красная Шапочка и бабушка освобождаются, бабушка съедает гостинцы, принесенные внучкой, и начинает выздоравливать)

1а) Отлучка (Красная Шапочка снова уходит из своего дома к бабушке,

чтобы отнести пирог)

6а) Подвох (Другой волк пытается снова проникнуть в дом к бабушке,

притворяясь Красной Шапочкой)

8а) Вредительство (Волк выманивает Красную Шапочку, поджидая, когда она пойдет домой)

Затем, появляются новые функции:

13) Трудная задача (Бабушка и Красная Шапочка думают, как им избавиться от волка)

14) Решение (Бабушка предлагает решение этой задачи)

15) Возвращение (Красная Шапочка счастливо возвращается домой)

Анализ сказки "Красная Шапочка"

Жила-была маленькая, милая девочка

Начальная ситуация (i)

Вот подарила бабушка ей однажды из красного бархата шапочку.

Облик героя

Вот однажды мать ей говорит:

Посредничество (В2)

Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай отнеси это бабушке; выходи из дому пораньше, да смотри, в сторону с дороги не сворачивай.

Запрет (б1)

она больная и слабая пускай поправляется

Недостача (а6)

Я уж справлюсь, как следует, - ответила матери Красная Шапочка и с ней попрощалась.

Отлучка героя (е3) ^

Только вошла Красная Шапочка в лес, а навстречу ей волк.

Встреча антагониста

Красная Шапочка, а где живет твоя бабушка?

Выведывание антагонистом (в1)

Выдача сведений (w1)

под тремя большими дубами стоит ее домик, а пониже густой орешник

Троичность

Красная Шапочка, погляди, какие кругом красивые цветы.

Подвох (г1)

И она свернула с дороги прямо в лесную чащу

Нарушение запрета (b1)

и стала собирать цветы.

Пособничество антагонисту (g1)

А волк кинулся к бабушкиному дому и в дверь постучался.

Это я, Красная Шапочка, принесла тебе вино и пирог, открой мне.

Подвох (г1)

он подошел прямо к бабушкиной постели и проглотил старуху

Вредительство (A14)

Затем он надел ее платье, на голову - чепец, улегся в постель и задернул полог.

Вредительство (А12)

вспомнила Красная Шапочка о бабушке и отправилась к ней; она удивилась, что дверь настежь открыта

Рудимент сообщения беды (В4)

Ох, бабушка, какой у тебя, однако, страшно большой рот!

Это чтоб легче было тебя проглотить!

Связывающий диалог с антагонистом

Только сказал это волк, и как вскочит с постели - и проглотил бедную Красную Шапочку.

Вредительство (A14)

А проходил в ту пору мимо дома охотник

Появление помощника

И он вошел к ней в комнату, подходит к постели, глядь - а там волк лежит.

Обнаружение антагониста

он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку; надрезал еще, и выскочила оттуда девочка; выбралась потом оттуда и старая бабушка

Ликвидация беды (Л10)

Красная Шапочка притащила поскорее больших камней, и набили они ими брюхо волку; тут ему и пришел конец.

Победа (П5)

И были все трое очень и очень довольны

Утроение

Бабушка скушала пирог, выпила вина, что принесла ей Красная Шапочка, и начала поправляться да сил набираться

Ликвидация недостачи (Л4)

однажды, когда Красная Шапочка опять несла бабушке пирог,

Отлучка (е3) ^

заговорил с ней другой волк

Встреча антагониста

А тут вскоре и волк постучался и говорит:

Бабушка, отопри мне, я - Красная Шапочка, пирог тебе принесла.

Подвох (г1)

А они молчат, дверь не открывают

Предчувствие беды

Тогда обошел серый, крадучись, вокруг дома несколько раз, прыгнул потом на крышу и стал дожидаться, пока Красная Шапочка станет вечером возвращаться домой: он хотел пробраться за ней следом и съесть ее в темноте.

Вредительство (А8)

Но бабушка догадалась, что задумал волк

Трудная задача, требующая решения (З)

Красная Шапочка, возьми ведро - я вчера варила в нем колбасу - и вылей воду в корыто.

Решение задачи (Р)

Красная Шапочка стала носить воду, пока большое-пребольшое корыто наполнилось всё доверху.

Победа (П5)

И почуял волк запах колбасы, повел носом, глянул вниз и, наконец, так вытянул шею, что не мог удержаться и покатился с крыши и свалился вниз, да прямо в большое корыто, в нем и утонул он

Ликвидация беды (Л3)

А Красная Шапочка счастливо домой воротилась,

Возвращение героя v

и никто уже с той поры ее больше не обижал.

Счастливый конец

Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя

Особенностью хронотопа волшебной сказки является связь этого жанра с мифом. Постепенный переход от мифа к сказке происходил на фоне развития человеческой цивилизации и разрушения мифологического мировоззрения. Так, по мнению В.Я. Проппа, такое разрушение во многом предопределил отказ от обряда инициации: "блага, приобретенные актом посвящения, стали непонятны, и общественное мнение должно было измениться, осуждая этот страшный обряд". Другими словами, у людей со временем произошло ослабление строгой веры в истинность мифических событий. Люди стали более развиты духовно, у них поменялся быт, были изменены взгляды на жизнь, понятие нравственности и их мировоззрение в целом. Поэтому, с течением времени, из сказки частично либо совсем убираются все пугающие, "варварские", ярко выраженные моменты, а на смену им приходит этическое, соответствующее времени и образу жизни содержание. Но никак нельзя забывать, что фундаментом любой волшебной сказки изначально является миф. На примере сказки "Красная Шапочка" мы можем это проследить.

По мнению Ш. Перро, который написал эту сказку ранее братьев Гримм, Красная Шапочка олицетворяет собой небо. Подаренная ей бабушкой красная шапочка напоминает атрибуты богини в мифологии - венец или корону, а красный цвет символизирует принадлежность к огненной стихии. Можно предположить, что в основу написания сказки положен миф о Гелиосе и Фаэтоне. Гелиос - Солнце, имел сына, которого звали Фаэтон, что в переводе "Блистательный". Солнце - Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает Красная Шапочка от матери. У Фаэтона и Красной Шапочки есть лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В случае с Фаэтоном все заканчивается трагично, а в сказке мы наблюдаем счастливый конец. Кстати, изначально, сказка тоже плохо заканчивалась - Красную Шапочку съедал волк и лишь в немногих случаях, при помощи хитрости, ей удавалось сбежать. Также в ранних вариантах написания этой сказки присутствует каннибализм - девочка, якобы сама этого не зная, ела останки своей бабушки. Конечно, присутствующие мотивы каннибализма свидетельствуют о ведущем образе жизни людей на тот момент. Также варьировалось и содержимое корзинки Красной Шапочки. В Италии она несла свежую рыбу, в Швейцарии - головку молодого сыра, в России - пирожок и горшочек масла, у Гримм она несет кусок пирога и бутылку вина. Это говорит о том, что у каждого народа имеются свои традиции и предпочтения.

Если судить о Красной Шапочке, как о литературном персонаже, то это маленькая, весьма милая девочка, которая всем очень нравилась и которую прозвали Красной Шапочкой, потому что она всегда ходила в подаренной ей бабушкой красной шапочке и никогда ее не снимала. Жила она со своей мамой, а недалеко от них жила ее бабушка, которая ее очень любила. Дальше повествуется путешествие девочки, встреченные на ее пути препятствия со счастливым концом.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что миф - это сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях. В мифах все идеализируется, напоминая жизнь богов, но, не смотря на это, все может закончиться весьма трагично. В волшебной сказке миф играет фундаментальную роль, он изначально заложен в сказку, но вне зависимости от мифа сюжет сказки развивается по "своему" сценарию, с наложением этических норм и культурных представлений народа, герои сталкиваются с проблемами, которые решаются в волшебно-фантастическом развитии событий и обязательно счастливым концом.

Обряд инициации, полученные блага

Инициация - определенный, как правило, мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень. Инициация включает в себя функции обряда, мифа и ритуала. На примере сказки "Красная Шапочка" четко прослеживается пройденный героем обряд инициации. Вначале сказки мы видим, что бабушка дарит девочке шапку, которая в дальнейшем и определяет весь ее описательный облик и которую она никогда не снимает. Как утверждает В.Я. Пропп - в волосах заключается сила, на период у девушки менструальных дней ее заточали в башне и не разрешали не то что стричь волосы, а даже расчесывать. Отсюда можно предположить, что волосы у "Красной Шапочки" росли до определенного момента, точнее, до наступления половой зрелости. Также, если отойти от мифа, то можно символизировать красный цвет шапки с кровью. В сказке описывается, что она несет бабушке кусок пирога. Это в какой-то мере может ассоциироваться с дарами богам. Она проходит через лес, в котором есть только одна тропинка, ведущая к дому бабушки. Обряд посвящения всегда совершался в определенном доме, а лес символизируется с входом в потусторонний мир. Обряд инициации состоит в неразрывной связи с лесом. Место, где проводился обряд, было строго запрещено женщинам и непосвященным, поэтому мать отправляет "Красную Шапочку" одну, а сама остается дома. Посвящаемого особым образом украшали и одевали, здесь также можно символизировать шапку, яркого красного цвета, которая одета на девочке. Предполагалось, что посвящаемый во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это - так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т.е. выхаркивался или извергался. Понятно, что в сказке волк проглатывает Красную Шапочку, тем самым, совершается обряд. Обряд сопровождался страшными пытками, голодом, жаждой, темнотой, ужасом и даже безумием. Также в обряде присутствовало обрезание и сдирание кожи, рассечение спины от шеи вниз, нанесение глубоких ран. Безумие возникало от вида разрубания тел и внутренних органов, кишков. Все это должно было создать впечатление временной смерти, и очень часто, человек действительно в это верил. Одна из форм временной смерти - вскрытие человека. В сказке проходящий мимо дома бабушки охотник думает: "Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может, ей надо чем помочь", это означает, что весь обряд сопровождался страшными криками посвящаемых, поэтому охотник и слышит сильный храп. Когда Красная Шапочка освобождается, то говорит: - "Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно!" Здесь прослеживаются и темнота, и элементы безумия от вида внутренних органов. Также, присутствует вскрытие человека: "Он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку". Считалось, что высшей степенью посвящения являлось умение превращаться в женщину. В некоторых случаях проведение обряда вели мужчины, переодетые в женщин. В сказке волк переодевается в бабушкины вещи. По другим источникам все члены союза имели одну общую мать - старуху, эта форма более распространена. "Она якобы живет на месте сборищ и ее никогда не видят непосвященные… О ней говорят, что она больна, что у нее нарывы, и что она из-за этого не может ходить" (Nevermann, 1933) В "Красной Шапочке" бабушка также лежит больная, прикованная к постели. Появление помощника в обряде символизирует появление духа-хранителя. В сказке мы наблюдаем появление охотника - это извещает об окончании обряда. Волку набивают брюхо камнями или он тонет в каменном корыте. Образ камня представляется здесь как границы двух миров. Вода в последнем случае символизирует смерть старой жизни и возрождение новой. Кстати, что касается волка в сказке, то он представляет здесь царя животных или трансформированный образ яги. В сказке сказано, что охотник сдирает шкуру с волка и надевает ее на себя, это объясняет переодевание и надевание масок животных при исполнении ритуальных танцев. В "Красной Шапочке" сначала убивают первого волка, а через некоторое время еще одного волка. Возможно, это представляет собой некий путь прохождения ни одной инициации, а определенный круг нескольких. Допустим, из девочки - в девушку, а из девушки - в женщину. Что касается благ, которые получила героиня, то после обряда посвящения она стала полноправной женщиной, если можно так выразиться, имела право вступить в брак, обрела познание в изучении традиций и мифов, которые не говорились непосвященным и определенное мастерство, например, ткачество.

хронотоп волшебная сказка пропп

Отличие литературной и волшебной сказки

В первую очередь волшебная сказка отличается от литературной сказки, конечно, своим волшебством, своим фантастическим сюжетом и неразрывной связью с мифом. Все волшебные сказки построены по одной структуре описанной В.Я. Проппом, определенным функциям, которые могут варьироваться по количеству, но неизменны по порядку, в котором они выступают по ходу развития сказки. Неизменным Пропп определил и набор ролей, то есть действующих лиц, обладающих своим кругом действий - имеющих одну или несколько функций. Этих ролей семь: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель и антагонист. Волшебная сказка включает в себя огромную трансформацию героев, например, три типа яги: яга-похитительница, яга-воительница и яга-дарительница. Универсальность и единство сказочных образов находит соответствие в понятии архетипов. Композиционное единство волшебной сказки кроется в исторической реальности прошлого. Она вся состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям, имевшим место в доклассовом обществе. В волшебной сказке особое место занимает обряд посвящения - это ее древнейшая основа. Также, в основу сказки положены представления людей о смерти и загробном мире. Эти два явления или по-другому - цикла, тесно связаны друг с другом. Оба эти цикла дают почти все основные конструктивные элементы сказки. Как уже было отмечено выше, волшебная сказка основывается на определенных мифах. Еще, нельзя не заметить, что все беды и препятствия, встречающиеся на пути героев, преодолеваются в волшебном развитии событий, с помощью помощников-дарителей, поэтому у волшебной сказки всегда счастливый конец.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Связь сказки с областью культов и религии по В.Я. Проппу. Социальные функции сказки и мифа. Мотив заключения девушек и женщин. Беда и противодействие. Типы Яги, ее основные аксессуары: лес и избушка. Волшебные дары, облик змея в волшебной сказке.

    конспект произведения , добавлен 18.04.2011

    Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки "Гуси-лебеди". Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки "Гуси-лебеди".

    реферат , добавлен 15.10.2015

    Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки "Молодой Король".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Знакомство с творческой деятельностью братьев Гримм, анализ краткой биографии. Общая характеристика сборника "Детские и семейные сказки". Рассмотрение наиболее популярных сказок братьев Гримм: "Красная шапочка", "Храбрый портняжка", "Белоснежка".

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Специфика и образный строй художественного текста. Особенности жанра сказки. Способы создания образа персонажа в произведениях. Типичные положительные герои немецких сказок. Построение речи и поступки персонажей в сказке Братьев Гримм "Красная шапочка".

    курсовая работа , добавлен 24.06.2014

    Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Виды и жанровая специфика сказки, ее место в жизни ребенка. История кукольного театра, его влияние на развитие и воспитание ребенка. Страницы биографии, мир сказки Н. Гернет: новаторство и психологизм. Сценическая интерпретация сказки "Гусёнок".

    дипломная работа , добавлен 26.12.2012

    История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Становление и развитие советской детской литературы и авторской сказки.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2008

    Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Шарль Перро сказка "Красная шапочка"

Главные герои сказки "Красная шапочка" и их характеристика

  1. Красная шапочка, добрая девочка, которая бывала легкомысленной и слишком доверчивой.
  2. Бабушка, добрая старушка, которая открывала двери кому попало
  3. Волк, злой и голодный, обманул доверчивую девочку и чуть не съел бабушку и Красную шапочку
  4. Мама, добрая женщина, отправила дочку одну в темный лес.
  5. Дровосеки, добрые мужчины, которые убили Волка.
План пересказа сказки "Красная шапочка"
  1. Мама и Красная шапочка
  2. Пирог и масло
  3. Путь через лес
  4. Хитрый Волк
  5. Короткая дорога
  6. Съеденная бабушка
  7. Зачем Волку большие зубы
  8. Дровосеки.
Кратчайшее содержание сказки "Красная шапочка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мама отправляет Красную шапочку с подарками к бабушке
  2. Красная шапочка встречает Волка и рассказывает ему про бабушку
  3. Волк бежит короткой дорогой и проглатывает бабушку
  4. Приходит Красная шапочка и удивляется большим рукам, ушам, глазам и зубам бабушки
  5. Волк проглатывает Красную шапочку
  6. Дровосеки убивают Волка и освобождают Красную шапочку и бабушку.
Главная мысль сказки "Красная шапочка"
Никогда нельзя разговаривать с незнакомцами и рассказывать им о своих близких и себе.

Чему учит сказка "Красная шапочка"
Эта сказка учит нас быть осторожными и осмотрительными, потому что незнакомец может казаться приветливым, но на самом деле быть кровожадным волком.

Отзыв на сказку "Красная шапочка"
Сказка эта мне очень понравилась, потому что Красная шапочка была такой веселой, она любила природу и с доверием относилась к другим людям и животным. Но это доверие сыграло с ней дурную шутку и чуть не привело к трагедии. Хорошо, что вовремя подоспели дровосеки и спасли Красную шапочку.

Пословица к сказке "Красная шапочка"
Доверяй, но проверяй.
Береженого бог бережет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Красная шапочка"
Жила в деревне маленькая девочка, которую любили мама и бабушка. Бабушка подарила девочке красную шапочку и с тех пор девочку так и звали - Красная шапочка.
Однажды мама отправила Красную шапочку к бабушке, отнести пирожок и масло, да про здоровье узнать.
Пошла Красная шапочка через лес, а навстречу Волк. Спросил Волк, куда идет Красная шапочка, а девочка все ему и рассказала.
Побежал Волк короткой дорогой к домику бабушки и постучал. Бабушка решила, что пришла Красная шапочка и сказала Волку дернуть за веревочку. Волк дернул, дверь открылась и он сразу проглотил бабушку.
Красная шапочка шла дальней дорогой и собирала цветы. Она подошла к домику бабушки и постучала. Волк хриплым голосом спросил, кто там, а Красная шапочка решила, что бабушка охрипла от простуды.
Она вошла в дом и поставила пирожок и масло на стол, а потом стала спрашивать бабушку, зачем ей такие большие руки, глаза, уши и зубы. Тут Волк проглотил Красную шапочку.
К счастью мимо проходили дровосеки и разрубили брюхо Волку, а оттуда выскочили живые бабушка и Красная шапочка.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Красная шапочка"



Статьи по теме: