Упоминание имени господа всуе. Большая христианская библиотека

Сегодня предметом рассмотрения будет 3-я Заповедь - на каменной скрижали, на доске некогда врученная самим Господом Богом пророку Моисею.

Заповеди были предметом обязательного изучения в дореволюционных гимназиях, но иногда, раскрывая старинные учебники, писанные еще дореволюционной орфографией, я удивляюсь, насколько схоластично преподавался этот материал. Он не относится к голой и абстрактной теории. Заповеди - это живые нити, из которых соткана бессмертная, разумная, свободная человеческая душа. Заповеди - это духовный кислород, имея который в сердце, мы живем и движемся, существуем. Заповеди - это дорога жизни, шествуя по которой, мы выходим из темного леса неведения и заблуждения и обретаем дорогу вечной правды Христовой любви. Заповеди - это посох, лишившись которого, мы будем всегда спотыкаться и набивать себе бесконечные шишки. Заповеди - это хлеб и вода для алчущего и жаждущего человеческого сердца.

3-я Заповедь гласит: "Не приемли" - не употребляй "имени Господа, Бога твоего всуе" - напрасно, бездумно, неблагоговейно, "ибо не оставит Господь без наказания" - вразумления "творящих сие" - преступающих эту Заповедь. Что ни слово, то тайна.

В чем, собственно, грех имя Божье употребить всуе, понапрасну? Почему так строго Заповедь карает людей, склоняющих имя Божье? Я думаю, не без оснований. Потому Господь Бог требует от нас трепетного отношения к святыне, что она является маленькой линзой, посредством которой сильный живительный свет Божьей благодати входит в наш ум и сердце. Бог невидим, Бог непостижим, Его невозможно осязать пальцами, чувством. Но мы шестым чувством признаём присутствие Создателя, который Своими пресветлыми очами испытывает сокровенные уголки нашей души. Как вступить в живое общение с Божеством? Нужно сердцем веровать в Бога всемогущего, вселюбящего, всепремудрого, а устами призывать Его святое имя. Об этом мы читаем не где-нибудь, а в молитве "Отче наш", который даровал нам сам Христос: "Да святится имя Твое". Имя Божье есть края Его одежды, держась за которые, мы ощущаем себя малыми детьми в присутствии своего Божественного Родителя.

Имя - есть та небесная манна, вкушая которую, мы насыщаемся миром, радостью и любовью. Когда душа призывает имя Господа Иисуса Христа с благоговением, со вниманием, с осознанием своей немощи: "Иисусе Христе, помилуй мя" - за спиной вырастают крылья, и человек мгновенно чувствует поддержку Того, Кто пришел ради него в этот мир, взошел на Крест и победил смерть Воскресением. Имя Божье всуе не произноси.

3-я Заповедь: "Не поминай имя Господа всуе".

Спрашивает Вита
Отвечает Андриан Дмитрук, 24.01.2008


Здравствуйте Вита

Имя господа - святыня.
Треться заповедь Божьего закона говорит о том, что нельзя упоминать или призывать имя Господа без серьезной на то причины. Нельзя употреблять Его имя в поговорках, пословицах, присказках и пустых разговорах. Не следует говорить о Господе в третьем лице как о ком-то отсутствующем. Мы должны понимать, что называя Господа по имени, мы тем самым призываем Его Самого в этот момент.

Что есть суета? это состояние ума и состояние духа. Поэтому призывая Господа, мы должны делать это в соответсвующем духе. Написано "Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!" . Уничижая Господню святыню своими суетными словами и делами, мы делаем себя противниками Богу. И если Он не спешит ответить на этот вызов, то только из-за понимания того, что мы не совершенны, и надеясь на то, что мы все же когда ни-будь осознаем это, покаемся и обратимся к нему как дети, каковыми мы все и являемся в Его глазах.

Но тем не менее - если мы понимаем, что имя Господне святыня, и тем не менее употребляем его в суете и без должного почтения, мы грешим против воли Божьей.

Надеюсь Вас удовлетворил мой ответ.
Благословений.

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Произносится имя Божие напрасно, когда упоминается в пустых разговорах, шутках и играх.

Законом запрещается вообще всякое легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию. Третья заповедь обличает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу. Имя Божие должно произносится со страхом и благоговением только в молитве, в учении о Боге и присяге.

Благоговейную, законную клятву эта заповедь не запрещает. Сам Бог в назидание нам употребил клятву, о чем указывает апостол Павел в послании к евреям, говоря: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр. 6, 16-17).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ

Не клялся ли именем Божиим, а равно своей душою, жизнью, здоровьем своим или ближних?

Не произносил ли имени Божия в шутку или для подтверждения своих слов в делах пустых и маловажных?

Не нарушал ли присяги, клятвы, данной тобой в суде или на военной службе?

Не нарушал ли данных тобою обетов?

Не принуждал ли других к напрасной божбе?

Не призывал ли имени Божия одними только устами, без участия сердца?

Не оскорблял ли Господа рассеянной молитвой в храме или дома?

Не смеялся ли, не кощунствовал ли над священными предметами и не употреблял ли слов Священного Писания в шутку при праздных, житейских разговорах?

Не призывал ли Бога и святых Его на помощь в дурных делах, а также при обмане в торговле или суетных делах предпринимательства?

Не согрешил ли богохульными помыслами?

Грехи против третьей заповеди

Богохульные речи - это намеренные и умышленные клевета и поругания, произносимые на Бога, Пресвятую Богородицу, Святых и Ангелов. Сюда относятся как публичные выступления и частные разговоры, так и статьи, книги, песни, фильмы соответствующего содержания. Грех это чудовищный. Он выражает не только само отсутствие веры у богохульника, но и сатанинскую ненависть ко всему, что связано с Богом. Первым богохульником был диавол, который еще в раю возводил хулу на Господа, стараясь ввести в грехопадение Еву (Быт. 3,1).

Кощунство словом. Кощунство отличается от богохульства и ропота на Бога. Последние грехи касаются самого существа Бога и личности святых, а кощунство относится только к тому, что принадлежит Божьим свойствам и свойствам святых. В нем, как правило, нет ни ненависти, ни гнева в отношении к Богу и святым, но содержатся шутки, желание развеселить других и легкомыслие. Кощунство словами выражается, когда любят говорить священными текстами, употреблять церковнославянские слова и обороты, но не для придания духовного направления разговору, а в обыкновенном празднословии, с целью вызвать смех окружающих. Сюда же относятся легкомысленное употребление текстов Священного Писания в печатном слове, намеренное печатание Божественных имен и Богородицы с маленькой буквы, сознательное искажение смысла Священного Писания для подтверждения своих греховных мыслей, насмешливое или грубое выражение о некоторых священнодействиях.

Кощунство в мыслях. Принятие помыслов кощунственного и богохульного содержания и внутреннее согласие с ними. Необходимо отметить, что есть богохульные помыслы, насильственно и против нашей воли приносимые в ум диаволом, за них, если они не принимаются, человек ответственности не несет. Такие помыслы должны быть отражаемы молитвой и чтением Писания. И не стоит ужасаться их появлению, так как это один из моментов невидимой брани. Но если человек их сознательно принимает и рассматривает, он, безусловно, виновен.

Кощунство действиями - проявляется, как правило, в виде пародирования действий носителей духовного сана, моментов богослужения или нарочито небрежного отношения к святыням. Например, безвременно и неуместно, ради испытания голоса, распевание песнопений Евхаристического канона, подражание диаконскому чтению ектиньи, нарочитое плевание в сторону церкви, ряжение в церковные облачения и тому подобное.

Обвинение Бога в творящихся в мире беззакониях или в личных несчастиях (ропот на Него). Ропот еще не заключает в себе ненависти к Богу, но он выражает гнев-досаду на самого Бога. Очевидно, что всякий ропот напрасен и безрассуден: «..кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11, 34). Как человек, всецело зависящий от Бога, может требовать себе отчета в действиях Божиих? Человек не в состоянии понять истинный смысл происходящего, ибо может рассматривать его только с позиций временной жизни, Бог же видит и конечный результат события, его последствия для нашей вечной жизни. Кроме того, нужно четко помнить, что в мире действуют три воли. Божественная, человеческая и демоническая. Человек выбирает сам, каким путем ему следовать. Это дар Божий - свобода, за неправильное использование которой человек даст ответ в день Страшного Суда. Бог призывает людей только к добру, если же они творят зло, как можно винить за это Бога? Каждый от своих слов и дел или «оправдается, или осудится».

Использование церковных обрядов или духовных выражений применительно к чему-либо житейскому, греховному. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7), а не поругание ли это, когда, например, просят гостя выпить третью рюмку в честь Пресвятой Троицы? Пьянство есть грех, и здесь мы предлагаем совершить грех или плотское увеселение во славу Божию. Некоторые вплетают имя Божьего угодника в легкомысленную песнь, называют ангелами своих любовниц и тому подобное. Грех -употреблять слова, относящиеся к области Божественной, сакральной, применительно к нашей мирской, обыденной жизни.

Высмеивание и передразнивание архиереев, священников, монашествующих - относится к греху кощунства и является проявлением неуважения к святыни, гордыни и самости кощунника. Некоторые передразнивают диаконов и священников за нечеткое произношение слов, другие передразнивают непонятные им по содержанию проповеди или внешнее поведение священнослужителей. Если вам что-то не понравилось в действиях носителей духовного сана, то надо им об этом прямо сказать или помолиться за них, чтобы Господь исправил их недостатки. Все мы люди со своими недостатками и пороками. Это надо помнить и уметь быть человеком с широкой душой по отношению ко всем.

Равнодушное отношение и молчание при чьем-либо богохульстве или кощунстве - является грехом малодушия или маловерия. Как можно быть равнодушным, когда при тебе оскорбляют самое святое? Если при детях начнут поносить их родителей, разве оставит их это равнодушными? Тем более если поношение касается Отца нашего Небесного, Пресвятой Богородицы, ангелов или сонма святых? Тех, кто спасает нас или участвует в нашем спасении. Равнодушие при словах богохульника делает нас невольным соучастником этого греха. Если же нет возможности заставить замолчать кощунника, тогда следует покинуть место, где последний находится, хотя бы своим видом и уходом засвидетельствовав отвращение к происходящему греху.

Принятие присяги без страха Божия. Двоедушная или лукавая присяга. Лжеприсяга - ранее, когда присяга сопровождалась клятвой Господу и приносилась на кресте и Евангелии, нарушение ее обрушивало проклятье на голову отступника. Но и сейчас клятва, даваемая человеком, не должна быть легкомысленно нарушена. «За каждое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Страшного Суда», - говорит Священное Писание. Тем более будет дан ответ за нарушение клятвы или двоедушие и лукавство при ее произнесении. Любая ложь есть от диавола, ложь же, произносимая во время клятвы, несет в себе двойной грех.

Клятвопреступление. «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои», - говорит Священное Писание. В клятвопреступлении мы видим неисполнение того, что обещалось в будущем. Так, например, нарушается присяга на верноподданство, на верность службы или на какую-либо должность. По церковным правилам клятвопреступник подлежит семилетней эпитимии.

Клятва безрассудная или прямо злодейская. «И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.... И она... просила говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежащих с ним не захотел отказать ей» (Мк.6, 23-26). Перед вами характерный пример необдуманной святотатственной клятвы. Такая клятва необдуманная, торопливая, вредная для ближнего и самого себя, данная в порыве страстного увлечения, бывает зачастую даже физически невыполнимой. Святотатственная суть же ее совершенно очевидна. Здесь человек призывает Самого Бога быть посредником и пособником своего злодеяния. Давший подобную клятву ни в коем случае не должен ее выполнять, а должен спешить к духовнику за разрешением от нее и получением за данный грех соответствующей эпитимии.

Упорное выполнение неразумной или же назло данной клятвы. Гораздо меньшим грехом будет поклясться безумно и злодейски, но опомнившись, остановиться в выполнении порочной клятвы. Так Давид в чувстве сильного огорчения дал клятву наказать одно семейство и - остался благодарен тому, кто умными доводами удержал его от выполнения этой клятвы (1 Цар. 25, 32-33). Но некоторые упорно выполняют свою неразумную и злую клятву. Ради чего? Ради уважения к самой клятве, во имя клятвы или природного упрямства. Иной положил себе клятву не жениться и остается холостым, но не живет целомудренно, а блудит. Клятва же, как сказано выше, должна служить к славе Божией, а безрассудной и злонамеренной клятвой, если она упорно исполняется, хулится Сам Бог. Еще раз укажем, что подобное упорство зиждется на горделивом мнении о себе и психологической зависимости от тщеславных отзывов других.

Самопроклятье. Некоторые люди в припадке дикой ярости или, вернее сказать, одержимости, сами проклинают себя, день своего рождения и тому подобное. Это является величайшим грехом. Здесь проявляется и неверие в благость Божию, и ропот на Бога, отчаяние и склонность к самоубийству. Причем никакие слова возникшей тяжелой ситуации не изменят, но могут вызвать только гнев Божий и исполнение приговора, произнесенного самому себе в припадке безумства. Поэтому человек, совершивший подобный грех, должен спешить в церковь, чтобы принести там соответствующее покаяние.

Заклятье себя разными неблагополучиями. «Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5, 36), -говорит нам Иисус Христос. А как часто мы слышим людские высказывания типа: «отсохни у меня рука..., чтобы мне свету Божия не видеть, чтоб сквозь землю провалиться, чтоб не сойти с этого места» и прочие. Какая нужда в этих потрясающих душу заклятиях? Ими или хотят убедить иного в невинности своей, или подтвердить незыблемость исполнения данного обещания. Но подобными заклятьями можно скорее утомить себя, чем убедить другого, скорее ввести человека в сомнение, чем успокоить его, так как подобные клятвы сами по себе являются ложью. Разве можно поверить, что заклинающий себя отъятием руки действительно готов лишиться руки и по-настоящему опасается наказания от Бога? Между тем эти заклятия унижают дозволенную законом христианскую клятву, будто клятве и веры нет; они переходят черту разрешаемой клятвы. Также они не только бесполезны по своей цели и ложны по намерению, но и пусты в самом основании, несправедливы в отношении к Господу Богу. Разве от человека зависит выполнить их? Кто, например, может ручаться своей головой или жизнью, не во власти ли Божией вся жизнь наша, равно как и рука и нога?

Нарушение слова или обещания не повторять грех, данного на исповеди - является серьезным грехом. Обещание данное перед крестом и Евангелием, - это обещание данное Самому Богу, и потому необходимо изо всех сил стараться его исполнить. Здесь не должно быть место легкомыслию. «Не давши слово крепись, а давши, держись», - говорит народная мудрость. И если это является неизменным правилом по отношению к людям, то тем незыблемей оно должно быть по отношению к Богу.

Привычка божиться. Божба во время игр, при торговле. «И не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святого (Бога)» (Сир. 23, 9), - сказано в Священном Писании Ветхого Завета. В Новом Завете мы также слышим слова Христа по этому поводу: «.. .да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Чем же греховна божба в обыкновенных разговорах, если она произносится не с целью обмана? Тем, что здесь можно было бы обойтись без нее, что ее никто не требует, никто не противоречит нам. А главное, она может превратиться в дурную легкомысленную привычку призывать и употреблять имя Божие всуе. Божба во время игр еще более греховна, особенно если это картежная или какая другая азартная игра. Ибо здесь уже присутствуют элементы кощунства: заниматься бесовским делом, да еще призывать при этом Бога в свидетели. В божбе же при торговле, кроме всего вышесказанного, присутствует еще и своя корыстная, греховная цель. Это цель - или просто обмануть покупателя, добившись его доверия произнесением имени Божьего, или желание сбыть свой товар во что бы то ни стало. В любом случае нельзя примешивать святое имя Божие для достижения своих корыстных интересов.

Принуждение другого к божбе или даче частной присяги - является моральным насилием над совестью ближнего и побуждает его часто произнести и ложную божбу. Частной же присяги никакие законы, ни церковные, ни гражданские, не допускают. Присяга - принадлежность суда или же государственных и общественных дел: она составляет торжественную клятву. Принуждение другого к божбе - это грех соблазна ближнего, побуждение его к греховному поступку.

Клятва небом, землей, честью, здоровьем (своим и ближних) и тому подобное. «Не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5, 12), - сказано в Священном Писании Нового Завета. Кто поступает вопреки этому, является прямым нарушителем заповеди Божией. Некоторые божатся творениями Божьими по суеверию, обходя имя Бога. Здесь они уподобляются ветхозаветным иудеям, которые привыкли клясться, но одновременно боялись по-пустому произнести имя Бога. Вот они и выдумали разные божбы: Иерусалимом, церковью, деньгами церковными. При этом, раз имя Господне употреблено не было, они считали для себя необязательным сохранение слова, то есть лицемерили и хитрили перед лицом Божьим. Некоторые люди, вместо имени Божьего, по гордости, поставляют честь свою. Например, клянусь своей честью. Спрашивается, далеко ли уйдет человек со своей честью? В этом случае к безумию божбы прибавляется безумие гордости.

Жалобы и проклятие на природу, на животных, плохую погоду - являются грехом и свидетельствуют о маловерии и самолюбии человека. Последнему не нравится погода или состояние природы, и он в безумии своем начинает роптать или проклинать ее. Таковой не принимает происходящее как волю Божию, а хочет, чтобы все было по его, человеческой воле. Проклятье, произносимое на животных, является показателем поврежденности человеческой природы. Человек раздражается, выходит из себя, потому что животное ведет себя не так, как он хочет. Вместо выдержки и молитвы - ярость и безумие. При этом не надо забывать, что проклятье, произнесенное в сердцах и с силой, может исполниться. Например, в раздражении кричишь на свою корову: «Чтоб ты сдохла!» и еще Бога при этом поминаешь, и действительно, для твоего наказания и вразумления, корова может околеть. И рад бы вернуть слово назад, да уже невозможно.

Забвение и несохранение обетов крещения или же обетов, данных во время присоединения к православию из других конфессий. Обеты крещения состоят в «отречении от диавола и сочетании Христу». В том и другом случае они произносятся трижды. Значит, настойчиво, с большой твердостью человек свидетельствует, что против диавола и диавольских дел он объявляет вечную войну, а по отношению к Иисусу Христу дает обещание всю жизнь служить Ему, неизменно быть христианином. В святом крещении человек освобождается от самовластья диавола и делается наследником Царства Небесного. Поэтому крещение - величайшее, радостное событие в жизни христианина. Отсюда и обеты его так дороги. Когда человек грешит, особенно грехами смертными, он попирает обеты крещения, добровольно творя волю вражескую. Только усиленное покаяние и молитва могут принести прощение Божие. Кто присоединяется к православной Церкви таинством миропомазания или даже одним чином присоединения, в подтверждение своих обетов целует крест и Евангелие и говорит: «Да постигнет меня гнев Божий и клятва и вечное осуждение», если я нарушу данные мной обеты. Здесь бывший инославный в случае нарушения крещальных обетов вызывает на себя гнев Божий, согласно произнесенному им обету.

Нарушение обетов монашества, священства. В монашестве как бы повторяются обеты крещения: в нем особенное, высшее проявление христианства. Посему обеты эти также остаются на всю жизнь. Ввиду трудности и святости этих обетов полагается предварительный «искус», или испытание для желающих обязаться ими. Измена же монашеству, до сложения с себя его обетов и до возвращения в мир, у святых отцов почитается «оставлением Христа и обманом Бога» (по правилам Василия Великого). Но и тех кто, оставаясь в стенах монастыря, постоянно нарушает один или даже все обеты монашеские (целомудрия, послушания, бескорыстия), - также ожидает тяжкое наказание от Бога. То же самое касается и обетов, даваемых священниками при рукоположении. Недаром апостол предупреждает, чтобы «не многие становились учителями», зная какой ответ они должны дать за своих пасомых Богу.

Неисполнение какого либо обета, данного Богу или святым. «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор. 23, 21), - говорит Священное Писание. Кроме обетов крещения и монашества, которые даются на всю жизнь, возможны еще обеты частные, временные и кратковременные. Предметами их бывают или какое-нибудь доброе дело, или дар во славу Бога, Божией Матери или святых, в которых прославляется Бог. Одно только намерение, расположение сердца исполнить что-либо доброе или принести дар Богу еще не составляют обета. Обет есть обдуманное и свободное обещание богоугодного дела, решительное обязательство себя к чему-либо, хотя иной раз и под условием успешного исполнения задуманного мероприятия. Обет бывает выражением особого усердия, составляет особую жертву. Они по своей сути богоугодны и имеют благодетельное значение для христианина. Когда обет произнесен, он уже становится обязанностью христианина и должен быть исполнен без промедления. К сожалению, у многих достает решимости только на то, чтобы дать обет, а не на то, чтобы исполнить обещанное. Беда прошла, обстоятельства изменились - и обет остается забытым. Как это оскорбительно для чести и святости имени Божия! Все обещанное уже перестает быть нашей собственностью, оно принадлежит Богу, и должно без замедления исполнить данное слово.

Самовольная (без ведома духовника) замена или отмена данного обета - иногда при исполнении обета возникают трудно преодолимые препятствия, особенно когда он дан опрометчиво или в несовершеннолетнем возрасте. В таком случае данный обет можно заменить другим даром Богу, но только с благословения духовника. Иногда возникают и такие обстоятельства, при которых исполнение обета становится просто невозможным. Например, пожар истребил то, что было обещано Богу, или вход в тюрьму для помощи ближним стал запрещен. В этом случае следует или совсем отменить обет, или прекратить его до времени. Но замена или отмена обета должна произойти не самочинно, а с ведома и разрешения духовного отца. Почему же так? Потому что обет есть строгое обязательство совести к какому-либо богоугодному делу. А судья и свидетель совести есть духовник.

Призывание имени Божия, святых без нужды и не от сердца. Кроме прямых богохульств, имя Божие если и не хулится, то многими недостойно почитается или всуе произносится. Такова, например, привычка часто поминать в разговорах имя Божие или святых без должной мысли. По опыту святых людей известно, что частое произношение имени Божия ослабляет и искореняет в нас страсти. Но имя Божие или святых даже среди обыкновенного разговора надобно произносить осмысленно и неравнодушно. Необходимо при этом иметь искреннее сердце и благоговение, тогда произношение его будет и позволительным, и спасительным. Между тем одни произносят имя Божие только по одной привычке, другие -в ложной чувствительности или в таких чувствах, которые неискренни и обращены к предметам недостойным (например, ах, Боже мой!).

Чертыхание или матерщина при разговоре. «Не давайте места диаволу» (Еф. 4, 27), говорит апостол Павел в послании к Ефесянам. Между тем многие и очень многие дают ему место в каждом разговоре, так что даже создается впечатление, что речь их не полна, если черт или какое матерное ругательство здесь не будет упомянуты. Это просто болезнь нашего времени. Имя диавола и мат слышится в разговорах на улице и в доме, между людьми невежественными и образованными, между юношами и старцами. Каждый христианин еще при крещении отрекался от «диавола и всех ангелов его». Отрекался, а матерясь и чертыхаясь, опять призывает его в свою жизнь. Кто с благоговением призывает Бога, тот Бога и имеет. Кто матерится и призывает лукавого, тот получает его в верные спутники своей жизни. Поэтому чертыхание и матерщина есть не просто вредная и греховная привычка, а (пусть хоть часто и бессознательный) выбор нечистого в свои союзники.

Ругань и проклятия по отношению к обидевшим. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44), - говорит заповедь Божия. Проклинающий своих ближних нарушает заповедь Божию и вместо дел Божиих творит дела сатанинские. Проклятья и ругань - это область падших духов, и поступающие так, являются проводниками этой злой воли. Кроме того, это греховное действо свидетельствует о крайней распущенности, самолюбии и несдержанности человека, который, не терпя препятствий и противодействий со стороны ближнего, готов был бы его уничтожить за нанесенную обиду, но если в силу обстоятельств не может это сделать физически, то обрушивается словесно, градом всяких мерзостных и злобных пожеланий.

Выбор имен для новорожденных, не согласный со святками. Правило церковное назначает младенцу имя того святого, память которого случится в восьмой день после его рождения, в этот же день и следует нарекать младенца. Однако может быть отступление от этого правила, когда есть желание наречь младенца по каким-либо особенным причинам и побуждениям. Например, можно и хорошо дать новорожденному имя святого или святой, к которым родители имеют особую веру и любовь, которые уже не раз благодетельствовали их дому и семейству и молитвы которых, по великим их заслугам пред Богом, известны особой действенностью. Давать же детям, даже до крещения, имена не христианские - большой грех. Это значит лишать их святого небесного покровителя и нарекать их, по сути дела, «собачьими» кличками. Достаточно вспомнить такие (часто встречавшиеся в послереволюционные времена) имена, как «Лампочка», «Электричество» и тому подобные. Часто детям при крещении дают имена только из-за кажущейся их красивости, только потому, что эти имена вычитаны из романов или услышаны в телевизионных сериалах. Это является глубокой ошибкой. Имя, данное человеку, в определенной степени влияет и на его жизнь. Очень важно, чтобы матерь, нося во чреве ребенка, прислушивалась к голосу Ангела-хранителя, молила Господа открыть имя, которым следует наречь новорожденного и пользовалась бы православным подходом в деле подбора имени для ребенка.

Название животного человеческим христианским именем - является значительным грехом, своего рода кощунством. Имя христианское - это имя угодника Божия, человека, в котором живет Бог, оно напоминает, наконец, о Самом Христе, о Его искупительной жертве за род человеческий. И называть этим именем животное - значит, наносить, пусть даже ненамеренное, оскорбление имени Божию и имени Его святых.

Рассказы о ложных чудесах . И в настоящее время бывают различные чудеса, и простым и незлобивым душам иногда бывают духовные видения. Но так как они дело высокое и чудесное, то нужно относиться к ним с величайшей осторожностью. Никакому духовному видению не следует с первого раза вверяться, и тем более, поспешно, без разбора рассказывать о нем другим. Греха не будет, если кто, опасаясь прельщения и считая себя недостойным Божественного видения, до времени не примет этого видения за истинное. Но большая опасность, когда кто поверит ложному видению и возмечтает о своей святости. В настоящее время у многих людей, благодаря демоническому воздействию, открылись различные, так называемые, экстрасенсорные дарования. Кто-то «исцеляет», кто-то видит «будущее» и посылает мысли на расстоянии, а кто-то наблюдает видения. Берегитесь вражеской прелести! В случае духовного видения, следует прежде всего признать себя его недостойным, а затем непременно перекреститься и закрыть глаза. Тогда выяснится от Бога ли это или от врага. Вместе с тем, нужно пересказать виденное опытному духовнику и положиться на его приговор. Ввиду всего сказанного, необходимо тщательно беречься самопрельщения, равно как и с осторожностью относиться к рассказам других лиц о различных чудесах, особенно если рассказчик находится в экзальтированном состоянии. Тем более нельзя передавать непроверенные рассказы о чудесах и видениях другим людям, чтобы не искусить их понапрасну.

Прославление обыкновенных икон как чудотворных . «За это я наведу беды на дом Иеровоамов...»(3 Цар. 14, 10), - говорит Господь. Царь Иеровоам из-за своей личной корысти, желая отвлечь израильский народ от хождения в Иерусалим в храм к истинному Богу, сделал двух золотых тельцов и назвал их богами. Также и тот, кто выдает простую икону за чудодейственную (с полным осознанием делаемого или только увлекаясь суеверием), принимает на себя весьма тяжкую вину. Прежде всего, такой человек бесславит славу Божию. Затем, оскорбляет религиозные чувства других напрасною тревогою в них этих чувств. Часто вызывает в них разочарование и колеблет веру. Кроме того, всегда нужно помнить, что Богу противна всякая ложь, даже та, которая совершается из благих побуждений.

Отказ в каком-либо содействии и помощи делу обращения к православной вере иноверца, еретика, сектанта. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители...они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 1, 3), сказано об отделении апостолов Варнавы и Павла для проповеди язычникам. Если же во всей церкви антиохийской были по этому случаю пост и моление, то, значит, и ныне долг православного христианина участвовать в миссионерском обществе или в местном христианском братстве для обращения некрещеных и сектантов. Такое участие возможно для многих укрепленных в вере православных христиан. Чем же? Или личным трудом в миссионерском деле, или помощью тем, кто трудится в этом направлении, сочувствием успеху дела, распространением соответствующей литературы и прочим.

Необоснованный отказ быть крестным или крестной - означает отсутствие ревности к славе Божией, часто - нежелание отягощать себя заботами и молитвами о крестнике. Необходимо помнить, что с каждым новым крещением увеличивается число членов Царства Небесного, крещеным открывается возможность вечной жизни, и помочь делу спасения человеческой души в качестве крестного или крестной - дело богоугодное.

Отказ от причащения Святых Тайн и целования икон по причине брезгливости - является признаком маловерия и малодушия. Некоторые люди не причащаются и не прикладываются к святым иконам, боясь заразиться какой-либо болезнью. Они рассуждают примерно так: «Раз много людей до меня причащалось из этой чаши и этой лжицей или прикладывалось к иконе, то там могут содержаться перешедшие от них микробы, которые могут войти в меня и вызвать болезнь». Такое рассуждение показывает крайнюю степень бездуховности говорящего, ибо последний, рассуждая о Божественном, продолжает мыслить чисто материальными категориями. В чаше для причастия находятся Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Величайшая благодать исполняет ее и всех причащающихся. Никакое болезнетворное начало не может находиться в мире Божественных энергий; если оно туда и попадает от причастника, то немедленно уничтожается благодатью Божией. Показательным примером вышесказанного является то, что священники и диаконы, которые потребляют все, что осталось в чаше после причащения, никогда от этого не заболевают! Также и люди, прикладывающиеся к иконам, от этого заболеть не могут, ибо Божественная энергия, исходящая от образов, уничтожает все болезнетворные начала. Господь никогда не попустит заболеть человеку, с верою и любовью, прикладывающемуся к Его святыням.

Несодержание втайне своих молитв и добрых дел, разглашение событий внутрицерковной жизни . «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6), - учит нас Господь Иисус Христос. Любое действие, которое творится напоказ, не имеет цены в глазах Бога, ибо делается ради тщеславия, из-за желания похвалы и славы. Только то добро имеет настоящую духовную цену, которое творится ради Христа, из-за любви к Нему. Тот, кто разглашает о своих духовных подвигах и добрых делах, уподобляется фарисеям и лицемерам, которых так гневно обличал Господь. Рассказ о событиях внутрицерковной жизни, сплетни об архиереях, священниках и других служителях церкви также являются грехом, ибо чаще всего сводятся к осуждению и вводят в соблазн слушателя. «Если видишь брата твоего согрешающим, прикрой его одеждою твоею», - учат святые отцы. И действительно, можем ли мы помочь согрешившему тем, что заглазно осуждаем его? Ни в коей мере. Может быть, это спасительно для нашего собеседника? Тоже нет, ибо приводит его к греху осуждения и ставит на путь дальнейшего распространения сплетен («передачи новостей»). А если учесть, что наша откуда-то услышанная новость может быть неправдой, то мы еще становимся участниками в клевете. Поэтому, если видишь внутри церкви какой-либо грех, то: или прямо обличи согрешающего, или помолись, чтобы Господь открыл ему его грех, или доведи до сведения вышестоящей иерархии, но так, чтобы не было соблазна для других. Всегда необходимо помнить, что на православную Церковь, как ни на какую другую нападает нечистый дух. Так как это единственная церковь, сохранившая неповрежденный путь ко спасению души. Вспомним, что среди двенадцати апостолов был один Иуда Искариот. А среди семидесяти апостолов также нашлось несколько отступников. Поэтому вполне могут быть и в нашей современной церкви иерархи, отступившие от пути Господня. Но это не должно вести нас к соблазну и отступлению от веры. Каждый сам будет отвечать за свои грехи. Вы же берегитесь стать соблазном для других и повредить их вере бесполезной болтовней.

Невнимательное и рассеянное чтение и пение на клиросе. «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40), - пишет апостол Павел. Чтецы и певцы изображают ангелов, воспевающих Бога. И как ангелы на небесах внимательно и благоговейно воспевают Творца, так и клиросные «со страхом и трепетом» должны совершать свое служение. При чтении и пении очень важно внимательное и неспешное произнесение слов. Важно, чтобы молящиеся понимали, что читается и поется, и могли бы войти в смысл благоговейных, молитвенных слов. Клиросные в этом случае являются проводником Божественных текстов для молящихся. Это большая ответственность, и хорошо исполняющий данное послушание получает награду от Бога, а плохо - наказание за небрежность.

Самолюбивое и гордое поведение в церкви. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь.... Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо...» (Лк. 18,10,13). Одной из целей посещения храма является «помолиться Господу Богу о прощении своих грехов и удостоиться милости Божьей в чем-либо». А горделивость не может быть свойственна просителю или тому человеку, который нуждается в милости и прощении. Итак, входить в церковь нужно с пониманием своей греховности, своего недостоинства перед Богом. А если человек думает, что он что-то значит, снисходительно поглядывает на окружающих, это говорит о его фарисейском устроении, при котором молитвы к Богу, скорее всего, услышаны не будут.

Возмущение духа в самом себе или других перед посещением церкви. Церковная молитва по своей важности требует особой домашней подготовки, соответствующего настроя. Если в церкви мысли рассеиваются, если человек внутри своей души продолжает спорить или переругиваться с другими, то нет толка от пребывания в храме. Зная это, враг рода человеческого прилагает всевозможные усилия, чтобы расстроить духовное состояние христианина перед его походом в церковь. Здесь он действует через родных и близких, а часто и через незнакомых людей, неожиданно наносящих вам обиду или оскорбление. Особенно часто подобное происходит перед и после причащения святых Таин Христовых. Понимая возможность вражеских козней, нужно приложить все усилия к тому, чтоб не возмутить духа перед службой, как в себе самом, так и в других.

Опоздание на церковную службу или уход без уважительной причины до ее окончания. «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай...» (Евр. 10, 25), - пишет апостол Павел. Каждая служба, а особенно литургия имеет свой цельный созидательный смысл. И нужно проявить к ней цельное (от начала и до конца) внимание. Поздно приходящие в церковь, кроме нанесения вреда самим себе, еще и лишают церковные службы особой торжественности и благоговейности. Ибо, когда во время службы люди то приходят, то уходят, рассеивается внимание других. Еще большая вина ложится на тех, кто без всякой серьезной причины уходит из церкви до окончания службы. Опоздать в храм иногда можно и поневоле. А спешить от богослужения, кроме болезни, что же заставляет? Девятое апостольское правило определяет поведение тех, кто раньше времени уходит со службы, как «безчиние в церкви производящих». Мирянин православный! Не спеши из церкви, когда пришел помолиться. Будет целая неделя, и ты отдохнешь от утомления, если почувствовал его во время службы.

Праздные разговоры в церкви во время службы. «Страшно сие место! это не иное что, как дом Божий...» (Быт. 28,17). Даже в промежутках между службами и вообще в здании церкви без особой нужды не следует допускать никаких громких переговоров, никаких рассказов о новостях и тому подобное. Здесь всем тем, которые пришли молиться, следует или молиться, или в ожидании начала богослужения хранить тихое молчание, по примеру той тишины, какая всегда бывает на небе. Нельзя во время самой службы вести себя неблагоговейно, например, переходить с места на место, смеяться, громко кашлять, шептаться и вести посторонние и праздные разговоры - это вина тяжкая. По сути дела, это значит вести как бы свою службу, когда идет служба Божия; оказывать очевидное неуважение к богослужебному чтению, пению и священнодействиям. Помните! Из церкви, по слову евангельскому, можно выйти или «оправданным, или осужденным».

Смотрение в церкви по сторонам, рассеяние и состояние скуки во время службы, нечистые помыслы в душе во время богослужения. «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» (Пс. 121, 1). Как с веселием духа встречает ревностный христианин благовест к службе, так и, придя в церковь, среди самого сильного покаяния хранит он дух свой веселым и бодрым. Между тем, иные здесь скучают. Они пришли в церковь и выстаивают службу с каким-то принуждением, как будто выполняют какое-то тяжелое и нудное дело. Пришли и стоят только потому, что так заведено, так привыкли. Они не делают поклонов и не следят умом и сердцем за богослужением, не проникают в смысл или значение службы, не применяют того, что читается и поется, к своей грешной душе, недовольны тем, что долго идет служба или проповедь, на их взгляд, слишком затянута. Хочется напомнить таким «страдальцам», что в мире идет постоянная борьба за человеческую душу. И лукавый бес воздействует на сердце, чувства и тело христианина, чтобы отвлечь его от молитвы и лишить плода посещения церкви. Поэтому, если в церкви на вас нападает скука или в голову приходят нечистые мысли, не поддавайтесь им! Знайте идет невидимая брань. Усильте молитву Иисусову, переборите расслабленность, сконцентрируйте волевым усилием внимание. И вскоре помыслы отойдут, мир и радость воцарятся в сердце. Помните, что только «употребляющие усилие внидут в Царствие Небесное»!

Ропот на плохую дорогу, на длительность и утомительность службы - свидетельствует об отсутствии духовной ревности у христианина. Чем больше трудностей и препятствий приходится преодолевать на пути исполнения заповедей Христовых, тем большая награда от Бога за усердие. Вспомним, как наши предки совершали паломничества за сотни верст пешком, во славу Божию. А мы ленимся и небольшие трудности преодолеть ради Христа, ради молитвы в Его святой церкви. «Молитесь непрестанно», - заповедует Господь. Как же не стыдно нам лениться выстоять каких-то несколько часов в церкви! Спрашивается, куда мы спешим? И если честно ответим себе, то окажется, что назад, в мирскую суету, к телевизору. Православный! Пока есть время, приучай себя к непрестанному хождению в очах Божиих и непрестанной молитве. Один из путей ее достижения - навык сосредоточенной молитвы во время долгих церковных служб.

Совершение молитв без усердия и поклона иконам, сидя и лежа по лености и расслаблению . «Работайте Господу со страхом и радуйтеся Ему со трепетом», - учит слово Божие. Расслабленная и неусердная молитва говорит об отсутствии страха Божия у христианина. Часто это происходит от демонического воздействия. У человека просто нет сил встать или даже сесть на молитву. В таком случае не смущайтесь, читайте молитвы: если есть возможность, вслух, в любом положении, но со вниманием. Через некоторое время вы увидите, что расслабление начинает проходить, появятся силы встать и закончить молитву стоя. Тогда вставайте и заканчивайте. Падшие духи не в состоянии долгое время выносить воздействия молитвы, она их жжет, и они вынуждены отступить от молящегося. Но иногда люди молятся лежа или сидя просто по лености или по равнодушию, без поклонов и должного усердия. Это уже явный грех, требующий покаяния и исправления.

Сокращение молитв, пропуск и перестановка в них слов - являются действиями греховными и свидетельствуют об отсутствии духовной ревности и о расслабленности христианина. Кроме того, перестановка слов в молитве может иметь святотатственный характер, так как в некоторых случаях при этом содержание молитвы полностью меняется. Например, некоторые, по спешке, в молитве «Отче наш» в прошении «не введи нас во искушение» - пропускают частицу «не», смысл прошения при этом меняется на прямо противоположный: «введи нас во искушение». Недаром сатанисты, в черной мессе, читают молитву «Отче наш» наоборот: «отче не наш» и так далее. Это святотатство вызывает благосклонность диавола, которому эти безумцы служат. Христианин, берегись искажения молитв! Если времени у тебя мало, лучше прочти несколько молитв, но со вниманием, чем все правило, но с искажением. Не количество прочитанного приближает нас к Богу, а внимательная, сердечная, сосредоточенная молитва призывает на нас благодать Божию.

Черчение креста на земле, на полу - в местах, попираемых ногами . Крест является одной из величайших христианских святынь, посредством его была разрушена власть диавола над родом человеческим. Поэтому нечистый дух боится и трепещет крестного знамения. Попрание его ногами в любом виде есть святотатство, свойственное сатанистам. Поэтому чертить крест там, где он может подвергнуться поруганию, есть соучастие в возможном грехе.

Изображение на себе крестного знамения неблагоговейно, с одновременным поклоном (при котором изображение креста делается неверным), перевернутого креста, просто махание рукой, вместо нанесения четкого крестного знамения. Благоговейное изображение на себе крестного знамения имеет большую мистическую силу, разрушает диавольские козни, а зачастую и чародеяния, наносимые от злых людей. Если же крестное знамение совершается одновременно с поклоном, то наносимый на тело крест ломается и уже мистической силы не имеет. То же самое происходит, когда он наносится небрежно, нечетко или в перевернутом виде (опускаясь вниз рука не доходит до солнечного сплетения, а соприкасается с верхней частью груди). Это уже является своего рода святотатством. Известен случай, когда преп. Силуан зашел в свою келью и увидел беса, который сидел перед иконами и небрежно махал лапой, изображая нечто вроде крестного знамения. Удивленный Силуан спросил его «бес ты что, молишься? Нет, -ответил последний - я, так над молитвой издеваюсь».

Во время церковных служб чтение своего домашнего правила или писание помянника - является показателем фарисейского отношения христианина к молитве. Богу не нужно вычитывание правила, Ему нужно наше сердце, исполненное любовью и смирением. Пришел на церковную молитву, внимательно слушай то, что поют и читают, входи в глубинный смысл произносимых молитвословий. Если некогда тебе будет дома выполнить молитвенное правило, лучше сократи его, но прочти неспеша и с чувством, чтобы сердце согрелось молитвой. Наша задача не произнести в день определенное количество богослужебных слов и тем самым заработать «милость» перед лицом Божиим. Это фарисейство и начетничество. Наша задача - стяжать непрестанную память и молитву, научиться всегда ходить как бы перед очами Божьими. Для этого и существуют все молитвенные правила. Если же суть уходит, а остается только форма, вычитывание, то это есть гибельное состояние бесовской прелести. Такая молитва Богу противна. Христианин! Смотри за своим сердцем, не давай в нем места лицемерию, даже перед самим собой, начетничеству, фарисейству. Ибо поступающие так «Царства Божия не наследуют!».

Леность к поклонам и накладыванию на себя крестного знамения во время церковной службы. Как мы уже выше отмечали, крестное знамение имеет большое мистическое значение в жизни христианина. Поклоны же выражают смиренное и покаянное чувство перед Богом. Земной поклон также символизирует полное падение человека в Адаме и восстание его силой и крестным подвигом Христа. Поклоны, крестное знамение, благоговейное положение во время молитвы являются участием нашего тела в молитве. Из-за тесной связи души с телом и положение тела также оказывает влияние на качество молитвы. Например, развалясь в кресле, закинув ногу за ногу, жуя жевательную резинку, невозможно внимательно молиться. Поэтому леность к поклонам и крестному знамению лишает и саму молитву должного благоговения и силы.

Участие в толкотне и давке в храме из-за желания побыстрее поцеловать икону, крест или получить святую воду - относится к греху неблагоговейного поведения в церкви. Толкающиеся и суетящиеся в храме ради того, чтобы побыстрее поцеловать крест или икону, не понимают духовной сути происходящего в нем. Человек получает благодать не от того, что пораньше подошел к кресту или иконе, а от того с каким чувством и верой сделал это. Если мы, например, растолкав всех, первыми наберем святую воду или приложимся ко кресту, то ничего кроме суда и осуждения от Бога не получим.

Ссора с людьми из-за места в храме, у икон, возле канона - этот грех также является результатом бездуховного, неблагоговейного поведения в храме. Не место освящает человека и благодать снисходит на него не в результате более близкого или более удаленного от святынь предстояния, а от смиренного сердца, кроткого расположения духа и веры молящегося. Поэтому, если люди ссорятся в храме по всяким пустякам, отстаивая свое право на «законное» место, они нарушают заповедь любви к ближнему, смущают свой дух и дух окружающих, и благодать от таких людей надолго отходит.

Хождение в храм и обратно неблагоговейно, с пустыми разговорами - нарушает духовное устроение человека, вводит его в рассеянное состояние. А значит, мешает должным образом подготовиться к церковной молитве, настроиться на нее или полностью лишает человека плода церковной молитвы, унося ум его в мирские дали. Идя в храм следует читать Иисусову молитву или предаваться благочестивым размышлениям.

Поспешное чтение святых книг, когда ум и сердце не усваивают прочитанного - такое чтение совершенно бесполезно для читающего. Оно только развивает в нем дух начетничества, фарисейства, лицемерия, служит поводом похвастаться: «Я это читал, я это знаю». Духовная польза от чтения возникает только тогда, когда человек сознательно усваивает прочитанное и старается применить усвоенное к своей жизни.

Что? Разве есть такие, кто смеет поминать всуе страшное и таинственное имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея", а святые угодники Божии падают ниц. Как же тогда смертные уста дерзают поминать Наисвятейшее имя Божие без душевного трепета, без глубокого воздыхания и тоски по Богу?

Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно из них не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир. Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает храбрости и водворяет мир в душе человека. Поминание этого утешающего имени облегчает последний вздох его.

Человече! Когда ты разуверился в родных и близких и почувствовал себя одиноким в этом бескрайнем мире или устал от долгого одинокого пути, помяни имя Бога, и оно станет тебе опорой для уставших и отяжелевших рук и ног твоих.

Ученый! Когда ты измучился над разрешением трудной загадки природы и, использовав все возможности своего маленького разума, не можешь найти верный ответ, помяни имя Божие, имя Высшего разума, и свет осветит твою душу и загадка разрешится.

О пречудное имя Божие! Как Ты всесильно, как прекрасно, как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.

Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: "Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал". Отвечает ему странник миролюбиво: "Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться - Бог или ты, золотых дел мастер?" И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, в мыслях и сердце, но не касается нашего языка без значительного и торжественного повода.

В одну больницу приехал на практику доктор; ему дали ассистента, с которым приходилось проводить время с утра до ночи, оперируя и перевязывая больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться. Он никого не щадил в своих выражениях. Его грязная ругань не миновала даже Бога Саваофа. Однажды доктора посетил его приятель, приехавший из города. Доктор пригласил приятеля присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой истекал гной. Вдобавок ассистент доктора, не умолкая, грязно ругался. Не выдержав, гость спросил: "Как можешь ты слушать эти мерзкие богохульные слова?" Доктор отвечал: "Друг мой, я привык к тому, что существуют грязные раны и что из ран часто течет гной. Если на теле больного есть гнойный нарыв, то гной благодаря ране становится видимым, и этот нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его возможно лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны".

О Всемилостивый Боже, даже жабы не ругают Тебя, а человек ругает! Почему же жаба имеет гортань лучше, чем у человека? О Всетерпеливый, почему змеи не хулят Тебя, а человек хулит? Почему змея ближе к ангелам, чем человек? О Всепрекраснейший, почему ветер, крестообразно опоясывающий землю, не обращается всуе к имени Твоему, а человек обращается? Почему ветер более богобоязнен, чем человек?

О Пречудное имя Божие, как ты всесильно, как ты прекрасно и как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.

«…Ос-с-споди!» - послышалось сзади: кто-то налетел на меня в толпе. И столько несдерживаемого раздражения было в этом шипении, что я, как обычно, сжавшись внутри, мысленно произнесла: «Господи, помилуй!» В эти несколько секунд имя Божье прозвучало дважды, два раза Господь услышал призыв, но только в одном случае это была молитва, живое обращение, а в другом - пустой звук, междометие, смысл которого в том, чтобы дать выход эмоциям, и в данном случае эмоциям негативным.

Как получилось, что долгие семьдесят советских лет, изжив в наших душах веру, сохранили у нас привычку поминать имя Бога, по делу и без дела, просто как присказку, как огромное количество других пустых звуков, которые просто компенсируют наше неумение грамотно выражать мысли и эмоции на русском языке? Прислушайтесь, как говорит современный русский человек: в его речи постоянно звучат такие выражения, как «а Бог его знает», «ради Бога», «Боже мой» и т. д. Эти словосочетания на сегодняшний день являются уже идиоматическими, то есть не только устоявшимися, но к тому же передающими в целом иной смысл, чем тот, который содержится в каждой отдельной части словосочетания. По сути, человек, который говорит «а Бог его знает», хочет сказать всего лишь «я не знаю» и ни на секунду не вспоминает о Боге, тем более не обращается к Нему. К сожалению, эта привычка стала настолько устойчивой, что даже людям, приходящим к вере, не сразу удается избавиться от нее, более того, некоторые даже и не отдают себе отчета в том, что они продолжают суесловить. А ведь эта на первый взгляд безобидная особенность речи является большим грехом, запрет на который был выбит еще на скрижалях.

Третья заповедь Моисеева говорит: не поминай имени Господа Бога твоего всуе. В первую очередь это значит, что нельзя произносить вслух имя Бога ни в каком ином случае, кроме как в молитве или в молитвенных размышлениях о Нем. Нельзя клясться именем Бога, нельзя упоминать его в досужих разговорах, тем более нельзя употреблять это имя как ругательство или эмоциональное междометие. Каждый раз, называя Бога, используя любое из Его имен, мы тем самым призываем Его, вступаем в незримое общение, и если в этот момент все наши мысли не сосредоточены на Господе, то мы уподобляемся тем телефонным хулиганам, которые звонят, чтобы сразу дать отбой или посопеть в трубку. Это суесловие оскорбительно (если хоть что-то из того, что мы делаем, может оскорбить Творца) тем, что, поступая так, мы как будто не верим, что там, на том конце провода, может кто-то оказаться. Мы как будто не верим, что Он нас слышит, и тем самым ставим под сомнение саму возможность молитвы, духовного общения.

Но это не единственное зло, которое таится в суесловии. Возможно, еще большая опасность присутствует в самом небрежном отношении к имени Господа, в непонимании того, каким сокровенным смыслом и силой обладает это имя.

В Библии мы встречаем много имен Бога: Бог Всевышний, Бог Всевидящий, Всемогущий Бог и другие, однако только одно из них считается непосредственно именем в нашем понимании, все остальные являются лишь эпитетами, характеризующими Господа, или титулами, указывающими на Его статус. Подобным образом, обращаясь к близкому человеку, мы чаще используем ласкательные эпитеты, например «любимый», «хороший мой», «солнце мое», или же называем человека по его статусу: «отец», «учитель», «мэтр» и т. д. В обращении к Господу часто употребляемыми эпитетами являются такие слова, как «милосердый», «праведный», «исцеляющий»; к титулам относится само слово «Господь», иначе «господин», также «Господь Саваоф», что значит в переводе «Господь небесных воинств», «мой Пастырь» (Пс 22), «Спаситель», «Царь Славы» (Пс 23), «Господь Всевышний» (Пс 7), «Судия Праведный» (Пс 9:5, здесь одновременно и титул, и эпитет) и др.

Свое истинное имя Господь раскрывает лишь однажды, когда впервые является Моисею (см.: Исх 3:13–14) на горе Хорив. На вопрос пророка, что сказать сынам Израилевым о том, Кто послал Моисея к ним и как «Ему имя», Господь отвечает: «Я есть Тот, кто Я есть», так скажи сынам Израилевым: «“Он есть” послал меня к вам». Таким образом, истинное имя Господа означает «Он есть» (другой вариант перевода - «Он будет»).

Смысл этого события, а именно дара имени, очень сложно оценить в контексте современной культуры. Прежде всего стоит помнить, что в культурах древних истинное, сокровенное имя человека часто знали лишь единицы, так как считалось, что имя передает саму суть человека или предмета, несет его внутреннюю силу и тем самым дает власть над ним. И хотя ничто не может дать человеку власть над Творцом, все же, раскрывая Свое имя, Господь оказывает сынам Израиля огромное доверие и устанавливает с ними особую связь. Народ Божий это, безусловно, понимал и именно поэтому с незапамятных времен не осмеливался произносить имя Бога вслух. Лишь один раз в году, на праздник Йом-Киппур, первосвященник мог произнести истинное имя в храме. Во всех остальных случаях, при чтении священных текстов, в молитве, имя заменялось другими словами - «Адонай» (Господь) или «Гашем» (имя). В этом виде имя дошло и до нас - из тех 6828 случаев, что оно встречается в Ветхом Завете, во всех классических переводах стоит слово «Господь» или «Бог». Современная церковь сохранила эту древнюю традицию не называть Бога по имени, но обращаться к Нему «Господи» или «Господь», таким образом, трепетное отношение к Его имени как к святыне стало и нашим наследием. К тому же, если бы мы даже и захотели сегодня восстановить имя Бога на службах и в молитвах, сделать это было бы не так легко, так как его правильное звучание давно утеряно. В еврейском тексте имя присутствует лишь в виде четырех согласных - ЙХВХ. В древности знание о его полном звучании передавалось изустно, и после разрушения второго храма в Иерусалиме эта традиция была утеряна. Как оно произносилось в действительности, сегодня с уверенностью никто не может утверждать, и такие варианты, как Яхве, Иегова, являются лишь нашей догадкой.

Помимо той сокровенной связи, которую древние видели между именем и его обладателем, стоит отметить и тот особый смысл, который заложен в имени. В переводе имя Бога являет собой местоимение «он» с глаголом «быть» в третьем лице. Та форма глагола, которая звучит в Его имени, может переводится с еврейского как в настоящем, так и в будущем времени, и от этого значение может несколько различаться - либо «Он есть», иначе говоря «Он существует», либо «Он будет», что можно понять как «Он себя проявит» и вы Его узнаете по тому, что Он будет делать, каким Он будет. И в том и в другом случае Господь ничего о Себе не говорит. Отличие сокровенного имени от всех других имен кроется в том, что оно говорит лишь о существовании, реальности Бога, но никак Его не характеризует. Творец оставляет за Собой право быть Самим Собой в каждый отдельно взятый момент общения с нами - отвечая нашим ожиданиям или обманывая их. Знание имени Бога позволяет нам понять, что мы ничего не знаем о Нем, что каждую встречу с Ним следует ждать как уникальный, непредсказуемый и неповторимый опыт.

Человеку крайне трудно принять подобную неопределенность в отношениях, и мы все время пытаемся свести наше представление о Боге к нескольким простым формулам, которые основываются на нашем опыте, на знании священных текстов и т. д. То же делали и наши предки, и библейские герои. Известная история о пророке Ионе повествует о том, как пророк не захотел выполнять волю Божью именно из-за того, что он считал, что слишком хорошо знает Господа. Господь отправил пророка в столицу Ассирии Ниневию, чтобы тот предсказал ее жителям скорую погибель за их грехи. Но пророк бежал от Бога, так как, с его же собственных слов, боялся, что Господь по милосердию своему отменит это наказание, и Иона окажется в глупом положении, а возможно, и подвергнется преследованиям со стороны ниневитян. Возможно, догадка Ионы отчасти и оправдалась - Бог помиловал ассирийцев, но история пророка рассказывает о другом - о том, что невозможно постичь Божьи замыслы, предвидеть все, что входит в планы Бога. И если даже в отдельном, частном случае нам может показаться, что мы что-то о Боге знаем и понимаем, то рано или поздно Он открывает нам, что все наши представления ограниченны и ошибочны.

С подобной человеческой реакцией мы встречаемся и в других библейских историях, отчасти о ней повествует притча Иисуса Христа о талантах. В этой притче рассказывается о том, как хозяин, отправляясь в путь, доверяет трем слугам свое богатство. Когда же он возвращается и спрашивает, что слуги сделали с его деньгами, то от третьего слуги получает следующий ответ: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант (деньги. - М. К.) твой в земле; вот тебе твое» (Мф 25:24–25). Нерадивый слуга не выполняет волю хозяина, потому что, так же как и Иона, уверен, что слишком хорошо его знает. Эти два случая, с Ионой и плохим слугой, являют собой пример двух противоположных и одновременно наиболее часто встречающихся ярлыков, которые мы пытаемся навесить на Бога. И хотя в первом варианте речь идет о Божьем избраннике, который видит Бога добрым и всепрощающим, а во втором - о нерадивом рабе, представляющем себе Бога гневливым и жестоким, в центре этих историй одна и та же распространенная человеческая ошибка - попытка заключить Бога в земные рамки, дать односложное объяснение Необъяснимому и Непостижимому.

Небрежное отношение к Богу - это грех, о котором мы не так часто вспоминаем, несмотря на то что он нарушает одну из первых и главных заповедей. Связано это, скорее всего, не с тем, что мы к нему легко относимся, а с тем, что мы часто не замечаем, как его совершаем. Даже войдя в церковь, мы не всегда придаем значение своей давно сложившейся привычке поминать имя Божье как присказку, междометие, вcплеск эмоций. И мы тем более не отдаем себе отчет в том, что суесловие, как и любой другой грех, опасно не столько своей внешней, формальной, стороной, сколько тем, что оно является выражением внутреннего недуга. Этот грех свидетельствует, во-первых, о нашем легковесном отношении к Богу, во-вторых, о том, что мы не понимаем сути молитвенной связи с Богом, которая достигается путем обращения к Нему по имени, а также той силы, которая таится в этом имени. И наконец, это говорит о том, что мы не задумываемся о том сокровенном богословском знании, которое содержат в себе имена Бога.

Окружающий мир враждебен к нашим убеждениям и вере, он учит иной истории, исповедует иные ценности, дает пример иного поведения. Иногда ему этого недостаточно и он вторгается на территорию веры, затрагивая и извращая то, что дорого нам. Мы не можем изменить мир, повлиять на привычки миллионов людей, но мы можем противостоять ему, не поддаваясь тем же искушениям. И хотя некоторые из них, подобно суесловию, могут кому-то на первый взгляд показаться не такими страшными, стоит еще раз задуматься, какую опасность они несут для верующего человека и как влияют на его отношения с Богом.



Статьи по теме: