Теория музыки - теория музыки. Тесты по теории музыки и музыкальной грамоте Online игра "Абсолютный слух"

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств и народных ремёсел» Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио Выполнила Камалова Зульфия Галеевна преподаватель музыкальнотеоретических дисциплин Ханты Мансийск 2016 год 1

2 Применение эффективных наглядно-игровых методик в курсе сольфеджио и теории музыки продуктивно в работе с детьми школьного возраста. Тест это более качественный и объективный способ оценивания знаний. Одна из задач тестов расширение форм контроля в прохождении материала и выявление трудностей его усвоения. Являясь одной из современных форм обучения, тесты помогут сделать уроки более занимательными, повысят степень внимания обучающегося и быстроту реакции. Содержание 1. Игры - тесты для 1 класса (игра «Заполни таблицу») тест на знание нот, кроссворд, ритмические задачи) стр. 3,4,5 2. Проверочные тесты для 2 класса стр. 6,7 3. Проверочные тесты для 3 класса стр Проверочные тесты для 4 класса стр. 9,19,11,12 5. Проверочные тесты и карточки для 5 класса стр. 13,14,15,17,18,19,20 6. Проверочные тесты для 6 класса стр. 15,16 7. Карточки тесты для 7 класса стр. 19,20,21,22 8. Список литературы стр Фотографии стр. 24 2

6 Тесты для 2 класса Где ставятся ключевые знаки? Между ключом и размером После размера Перед нотой Какую ступень называют тоникой? V ступень I ступень VII ступень Параллельные тональности имеют Одинаковые ключевые знаки Одинаковые тоники Одинаковые лады Тоника параллельного минора находится от тоники мажорной вниз Через 2 ступени Через 1 ступень Через 3 ступени Найди параллельные тональности Соль мажор - си минор Фа мажор ре минор До мажор си минор Минор, где повышается VII ступень Гармонический Натуральный Мелодический В гармоническом ля миноре встречается Фа#, фа# и до#, соль# 6

7 Минор, где повышается VI и VII ступень Гармонический Натуральный Мелодический В мелодическом си миноре встречается Ля#, соль# и соль#, ля# Сколько знаков в ми миноре? Фа#, до#, си бемоль, соль# Сколько знаков в си миноре? Фа#, до#, фа#, нет знаков Сколько звуков в трезвучии? 3, 2, 1 Как называется созвучие из двух звуков Аккорд Интервал Лад Тональность Как называется созвучие из трёх и более звуков Аккорд Лад Интервал Тональность 7

8 Тесты для 3 класса Вопрос п/п 1 Перечислите диезную скороговорку - порядок появления диезов при ключе. Примеры 2 Запишите правило строения мажорной гаммы. 3 Назовите звук энгармонически равный соль бемоль 4 Определите размер и разделите на такты 5 Какие знаки в тональности до минор? 6 Расшифруйте нотами в соль мажоре интервал (терция на третьей ступени) 7 Что это за гамма? И что за вид лада 8 Какие ступени лада входят в трезвучие? 9 Поставьте при ключе 3#, как они должны стоять 10 Определите интервалы: 11 Напишите все известные вам группы шестнадцатых длительностей в объеме четвертной доли. 12 Чем отличается гармонический минор от натурального? 13 Как называется знак, обозначающий повторение музыкального отрывка. 14 Какой интервал содержит полтора тона? 15 Как называется первое обращение трезвучия? 8

9 Тесты для 4 класса 1. Знаки альтерации перед звуками а) ключевые б) случайные в) дубль-диезы 2. Трезвучие на IV ступени лада а) Тоническое б) Субдоминантовое в) Доминантовое 3. Повторение фразы от разных звуков а) реприза б) секвенция в) транспозиция 4. Минор с двумя бемолями а) ре минор б) до минор в) соль минор 5. Какой интервал участвует в образовании круга тональностей? а) терция б) кварта в) квинта 6. Аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенных по терциям? а) секстаккорд б) квартсекстаккорд в) септаккорд 9

10 7. Фа мажор по-латински а) D-dur б) A-dur в) F-dur 8. Вид минора с повышенной VII ступенью? а) мелодический б) гармонический в) натуральный 9. Знак понижения звука на тон? а) дубль-диез б) дубль-бемоль в) бекар 10. Секстаккорд на III ступени а) субдоминантовый б) доминантовый в) тонический 11. Какое обращение аккорда состоит из кварты и терции? а) секстаккорд б) трезвучие в) вартсекстаккорд 12. Мажор с тремя бемолями а) Ля мажор б) Ми бемоль мажор в) Си бемоль мажор 13. Видоизменение мелодии 10

11 а) секвенция б) вариация в) транспозиция 14. Музыкальная форма, в которой повторяемая часть рефрен чередуется с эпизодами? а) вариации б) рондо в) 3-х частная 15. Сколько знаков в Ми мажоре? а) 3 диеза б) 4 диеза в) 3 бемоля 16. Какая гамма параллельна Ля бемоль мажору? а) до минор б) фа-диез минор в) фа минор 17. Перенос мелодии из одной тональности в другую а) секвенция б) транспозиция в) альтерация 18. Единица измерения музыкального метра а) четверть б) восьмая в) доля 19. Сколько сильных долей в размере ¾? а) одна 11

12 б) две в) ни одной 20. Чередование различных длительностей а) темп б) ритм в) метр 21. Сколько обращений у трезвучия? а) одно б) два в) три 22. Как называется первое обращение трезвучия? а) квартсекстаккорд б) секстаккорд в) септаккорд 23. Какой интервал является диссонансом а) квинта б) тритон в) терция 24. В какой интервал разрешается ув.4 а) октава б) терция в) секста 25. Как называется септаккорд, построенный на V ступени а) тонический б) доминантовый в) субдоминантовый 12

13 Тесты для 5 класса «Аккорды». Гармоническая краска, обращения и разрешение аккордов. 1. Главные трезвучия это трезвучия а) I, III, V ступеней б) I, IV, V ступеней в) II, IV, VI, VII ступеней (подчеркнуть букву) 2. Обращения Б 5/3, М 5/3. Соединить стрелками обозначение аккордов с их строением М6 Б6 м.3+ч.4 б.3+ч.4 М6/4 ч.4+б.3 Б6/4 ч.4+м.3 3. Показать стрелками разрешение обращений главных трезвучий D5/3 Т5/3 (t5/3) S5/3(s 5/3) D 6 T6 (t6) S6 (s6) D6/4 T6/4 (t6/4) S6/4 (s6/4) 4. Главные и побочные трезвучия, какие трезвучия соответствуют этим названиям? (Соединить стрелками) Главные трезвучия лада II 5/3, III 5/3, VI 5/3, VII 5/3 Побочные трезвучия лада I 5/3, IV 5/3, V 5/3 5. Соединить стрелками названия аккордов, интервалов с их обозначением Главные трезвучия с обращениями VII7, T7, II7, S7, II7, VI7, D7 Интервалы D2, D6/5, D7, D4/3 D7 с обращениями D6, T6/4, S6, T5/3, S6/4, D5/3, S5/3 D6/4,T6 Септаккорды ч.1, б.7, м.3, ч.5 13

14 6. Определить ответ для обращения интервалов и аккордов (соединить стрелками) Обращение аккордов а) перенос нижнего звука на октаву вверх, другой звук на месте Обращение интервалов б) перенос нижнего звука на октаву вверх, другие звуки - на месте 7. Где встречается обращение? Подчеркнуть 3 правильных ответа а) у размеров; б) у гаммы; в) у септаккордов; г) у трезвучий; д) у интервалов 8. На чём чаще всего основано разрешение всех неустойчивых интервалов и аккордов? Выбрать ответ, обвести букву кружком а) на плавном движении неустойчивых звуков в соседние устойчивые звуки; б) на движении скачком в устойчивые звуки; в) на движении в любые соседние звуки 9. Расставьте в правильном порядке обращения аккордов о основного вида сверху вниз T 64 D6 S6 D2 T53 D64 S64 D65 T6 D53 S53 D7 D Отметьте правильное разрешение (соединить стрелками с тоническими аккордами) D7 T6 T5/3 с пропущенной квинтой, утроенной 1 ступенью м.vii7 ум.vii7 T64 T53 с удвоением квинты T53 с удвоением терции 14

15 11. В каком виде лада строятся м VII7 и ум VII7? Соединить стрелками м VII7 Dur н Dur г ум VII7 moll н moll г 12. Обращения интервалов и аккордов. Сколько обращений у интервалов, трезвучий, септаккордов? Ответ соединить с цифрой: у интервалов 1 у трезвучий 2 у септаккордов Подчеркнуть самые напряженные аккорды: VI 5/3, D7, ум.vii7, S6/4, ум.5/3, D6, D6/4, S5/3 14. Подчеркнуть самые светлые аккорды: D5/3, T5/3, S5/3, t6, S6/4, ум.vii5/3, D7, м.vii7. Тесты для 6 класса 1 Гармонический минор: А. Повышается VI ступень. Б. Повышается VII ступень. В. Понижается VII ступень. 3 Ключевые знаки в си бемоль миноре: А. си, ми. Б. си, ми, ля, ре, соль. В. си, ми, ля. 5 Параллельные тональности: А. D dur d- mol Б. E dur cis moll В. As dur f - moll 7 Обращения интервалов: А. Септима обращается в септиму. 2 Ключевые знаки в Фа диез мажоре: А. фа#, до#, соль# Б. фа#, до#, соль#, ре#. В. фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми# 4 Гармонический мажор: А.Понижается VI ступень. Б.Повышается VI ступень. В.Понижается VII ступень. 6 Главные ступени в Ля мажоре А. фа#, ля, си Б. ля, ре, ми. В. ля, до#, ми. 8 Обращения интервалов: А.Большие интервалы не имеют обращений. 15

16 Б. Септима обращается в секунду. В. Септима обращается в приму. 9 Большие терции на ступенях мажора: А. На I, IV,V. Б. На III,VI, VII. В. На I, III, VI. 11 Тритоны в гармоническом мажоре: А. ув.4 на I ступени, ум.5 на III ступени. Б. ув.4 на IV ступени, ум.5 на VII ступени. В. ув.4 на VI ступени, ум.5 на II cт. 13 Состав мажорного трезвучия: А. б.3 + м.3 Б. м.3 + б.3 В. б.3 + б.3 15 Состав мажорного квартсекстаккорда А. ч.4 + м.3 Б. б.3 + ч.4 В. ч.4 + б.3 17 Главные трезвучия лада: А. Строятся на устойчивых ступенях Б. Строятся на I, IV, V. В. Строятся на I, III, V. 19 Доминантсептаккорд: А. Строится на IV ступени. Б. Строится на VII ступени В. Строится на V ступени. 21 Виды вводных септаккордов: А. Большие и увеличенные. Б. Малые и уменьшенные. В. Малые и большие. Б.Большие интервалы обращаются в малые. В.Большие интервалы обращаются в большие. 10 Тритон: А. ув.5 и ум.4. Б. ум.5 и ув.4. В. ув.4 и ув Разрешение увеличенной кварты: А. Встречным движением голосов. Б. Противоположным движением голосов. В. Косвенным движением голосов. 14 Обращения трезвучий: А. Трезвучие имеет три обращения. Б. Трезвучие имеет два обращения. В. Трезвучие имеет одно обращение. 16 Состав минорного секстаккорда: А. м3 + ч.4 Б. б.3 + ч.4 В. ч.4 + м.3 18 Доминантовое трезвучие в си миноре: А. фа# ля# до# Б. В. си ре фа#. 20 Состав D7: А. б.3 + м.3 + м3. Б. б3 + б.3 + м.3. В. м.3 + б.3 + м.3 22 Состав уменьшенного вводного септаккорда: А. м.3 + м.3 + б.3 Б. м.3 + б.3 + м.3 В. м.3 + м.3 +м.3 16

17 Карточки обращены вверх стороной, на которой выписано интервальное строение аккорда. Педагог играет тот или иной аккорд: учащиеся пропевают его на какой-либо слог, а затем по этим интервалам определяют аккорд и показывают карточку педагогу лицевой стороной. 17

18 18

19 19

20 20

21 Данные игровые тренинги направлены на практическое освоение указанных гармонических оборотов и последовательностей 21

22 22

23 Список литературы 1. Вахромеева Т. Тесы по музыкальной грамоте и сольфеджио / Учебное пособие для детских музыкальных школ и студий. М., Камаева Т.А., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио / Методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. М., Ссылка на интернет ресурсы: 23

24 24


Когалым 2010 г. 1 Учебное пособие может быть использовано педагогами на уроках сольфеджио по программе Т.А.Калужской для повторения и закрепления учебного материала 1 7 классов. Одна из задач данного пособия

Муниципальное учреждение дополнительного образования Сенежская детская школа искусств Тесты по теории музыки

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 5 КЛАСC ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (семилетнее обучение) МИ МАЖОР это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками фа-диез, додиез, соль-диез, ре-диез. до-диез минор - это тональность

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВЫПУСКНОГО КЛАССА. БИЛЕТ 1. 1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы. 2. Спеть G dur (гарм.), в ней: Т5/3, Т6, Т6/4, II7,

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 2 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5.Лад 6.Разрешение 7.Вводные звуки. Опевание 8.Мажорный лад 9. Минорный лад 10. Три вида минора

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 4 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5. Лад 6.Разрешение 7. Мажорный лад 8. Минорный лад 9. Три вида минора. 10.Переменный лад 11.Тональности

Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы. Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 3 КЛАСС. ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (пятилетнее обучение) МИ МАЖОР это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками фа-диез, додиез, соль-диез, ре-диез. до-диез минор - это тональность

«Мой помощник по сольфеджио» Пособие для учащихся 1-5 классов Составлено преподавателем теоретических дисциплин Луценко Людмилой Станиславной. МЕТР (ПУЛЬС) чередование сильных и слабых долей (метры бывают

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 3 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5.Лад 6.Разрешение 7.Мажорный лад 8. Минорный лад 9. Три вида минора 10.Переменный лад 11.Тональности

& До мажор оническое 10 & # 6 онический Соль мажор 6 онический Субдоминантовое АККОРДЫ Мажорные аккорды 6 6 6/4 6/4 Доминантовое 6 6 6/4 6/4 19 & b Фа мажор 6 6 6/4 6 6/4 Ре мажор 28 & # # 6 6 6/4 6 6/4

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» Оценка качества реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ» Преподаватель

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 6 КЛАССА ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями и обозначаются римскими цифрами: I- II

МБУК ДО ДМШ 13 им. Дунаевского г. Екатеринбург Тестовые задания по сольфеджио для 3-7 классов подготовила преподаватель сольфеджио Сучкова Людмила Петровна 2016 3 класс 1. Лад, у которого между I и III

Министерство культуры Московской области МОУДОД «Детская музыкальная школа» г. Дубна «Согласовано» «Принято» Педагогическим советом Протокол Л от «/3» & 20О&г «Утверждено» ОУДОД д м ш.) Экспериментальная

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 2 КЛАСС. ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа 24» УТВЕРЖДАЮ Директор Л.Э.Каспарянц СОГЛАСОВАНО

Учебный предмет «Сольфеджио» 1 класс Промежуточная аттестация проводится с целью проверки знаний обучающимися основных музыкальных терминов, определений, степени овладения нотной грамотой в конце первого

Жакович В.В. СОЛЬФЕДЖИО Класс второй Часть IV Воронеж 2017 г. 3 УРОК 25 1.Спой гамму ми минор 3 вида 2.Спой отдельно устойчивые ступени, главные ступени и вводные тоны 3.Диктант 4.Простучи ритмический

«Познай самого себя» Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым, Много придется свершить, не надеясь на чудо. Слушайте волю мою и мое предсказанье: Славой бессмертной покроете имя. Что предначертано, то

По дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Сольфеджио» 1 класс пп Нотная грамота. Гамма до мажор. Устойчивые и Размер 2/4. Диктант ритмический.

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 7 КЛАССА ЛАД система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков, тяготеющих к тонике. ТОНАЛЬНОСТЬ это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 1 КЛАСС. 1. Звук и нота 2. Регистр 3. Названия звуков, октав 4. Размещение нот на нотоносце 5. Скрипичный ключ 6. Длительности звуков 7. Мажор и минор. Тоника 8. Тональность 9. Гамма

Билет 1 1. Спеть гамму до диез минор гармонического вида, все уменьшенные интервалы и умvii 7 с t 6 S 53 D 64 D 34 t 53 S 6 II 34 К 64 D 7 t 53 2. Спеть параллельный мажор натурального вида, 7б с 3. От

ДОМИНАНТСЕПТ АККОРД И ЕГО ОБРАЩЕНИЯ Ступени на которых строятся обращения доминантсепт аккорда - V ступень (б3+м3+м3) D5/6 - VII ступень (м3+м3+б2) - II ступень (м3+б2+б3) - VI ступень (б2+б3+м3) Мажорные

Билет 1 1. Спеть гамму до диез минор гармонического вида, все уменьшенные интервалы. t 6 S 53 D 64 D 34 t 53 S 6 II 34 К 64 D 7 t 53 2. Спеть параллельный мажор натурального вида, 7б с 3. От звука «фа

II четверть 7 занятий I четверть 8 занятий четверть Кол-во часов Дата проведения ния Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская

Экзаменационные билеты по сольфеджио для учащихся 5 класс ДПП «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» Билет 1 1.Спеть гамму фа диез минор натурального

Билеты по сольфеджио 6 класс ответы >>> Билеты по сольфеджио 6 класс ответы Билеты по сольфеджио 6 класс ответы Бемоли появляются в обратном порядке. Эти приемы вносят новые краски в гармонический план

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА ПИСЬМЕННЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для музыкальных колледжей МОСКВА 2017 ГОД 1 ОТ АВТОРА Моё новое учебное пособие

Стеблякова Людмила Анатольевна МБОУДОД «ДШИ пос. Володарского» Московская область Ленинский район посѐлок Володарского преподаватель теоретических дисциплин ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. ПРАВИЛА. ТАБЛИЦЫ. ЗАДАНИЯ Учебно-методическое

САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА ПИСЬМЕННЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для музыкальных колледжей МОСКВА 2018 ОТ АВТОРА Моё новое учебное пособие предназначено для

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ И. Русяева ПИСЬМЕННЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для специальных музыкальных заведений среднего звена МОСКВА 2017 ГОД 1 ОТ АВТОРА Моё

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА РАМ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Утверждаю Директор МБОУ ДОД «ЦДТ» Н.А.Головкова 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» 1

Изучение закономерностей ладовой и абсолютной систем в младших классах на уроках сольфеджио В практике сольфеджио сложились два основных аспекта деятельности, которым в той или иной мере подчинены все

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИВАНГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» Программа рассчитана на обучающихся, поступивших

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа по сольфеджио составлена на основе программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, 1984г.

1 Пояснительная записка Музыкальное воспитание как грань эстетического предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа по сольфеджио составлена на основе программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования,

Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 7 имени С.В. Рахманинова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПУТЬ

Жакович В.В. СОЛЬФЕДЖИО Класс второй Часть III Воронеж 2017 г. 3 УРОК 16 1.Вспомни гамму До мажор А теперь вспомни гамму ля минор 2.Найди в обеих гаммах нижний вводный тон и сравни Нижний вводный тон

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа 4 г. Хабаровска» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа 4 г. Хабаровска» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА

ИНТЕРВАЛЫ Секунда большая - б. 2 Секунда малая м. 2 Терция большая - б. 3 Терция малая м. 3 Чистая кварта - ч. 4, Кварта увеличенная - ув. 4 Чистая квинта - ч. 5, Квинта уменьшённая ум. 5 Секста большая

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова» СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом

Примерные вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам для поступающих в школу Наличие музыкальной подготовки обязательно! В 5 класс: На конкурсной основе принимаются дети, обладающие

Задание 1 1) Ответьте на вопросы устно: - Сколько ступеней в минорной гамме? - Какая ступень находится ниже первой? - Между какими ступенями в миноре полутоны? - Где в гамме идут подряд две неустойчивые

Е.С. Горник Основы элементарной теории музыки Учебно-методическое и справочное пособие Часть I Издание 2-е. Исправленное и дополненное Москва 2016 1 УДК 373.1.016:781 ББК 74.268.53 Г 69 По результатам

Программа по сольфеджио (5-летний срок обучения) 1 класс. 2 Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ПСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» Принято на заседании кафедры Протокол 1 «25» августа 2015 г. Зав. кафедрой Т. Калишенко. Утверждаю

КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ СТАРШИХ КЛАССОВ (5,6,7 КЛАСС) ПО СОЛЬФЕДЖИО В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА 5 КЛАСС Письменная работа 1. Записать одноголосный диктант: 2. Записать двухголосный диктант: 3. Слуховая работа вне

Содержание Пояснительная записка...4 I. Учебно-тематический план.....7 II. Содержание учебного предмета..14 1 класс...14 2 класс. 23 3 класс.32 4 класс. 39 5 класс. 51 6 класс. 61 7 класс. 71 8 класс.

Программа по сольфеджио (7-летний срок обучения) 1 класс. Вокально-интонащюнные навыки. Правильное положение корпуса, спокойный вдох, одновременный вдох перед началом пения, выработка равномерного дыхания.

Олимпиада по предмету «Сольфеджио», 3 класс Автор - составитель: Седова Вера Олеговна Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер Место работы: МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров, Московская область

Экзаменационный билет по сольфеджио 1 Задание I. Теория 1. Гамма это 2. Расстояние между двумя звуками называется 3. Период обычно состоит из предложений повторного или неповторного строения () 4. У каждого

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 57 с музыкально-хоровым профилем обучения» РАССМОТРЕНО Председатель МО СОШ 57 Протокол от 2016

Жакович В.В. СОЛЬФЕДЖИО Класс второй Часть I Воронеж 2017 г. 3 УРОК 2 Ноты, которые идут по порядку вверх или вниз, называются Звукорядом 1. НАЙДИ В МЕЛОДИИ ВСЕ ЗВУКОРЯДЫ 2.Расставь правильно штили 4

Санкт Петербургск е государственное бюджетное учре цдение дополнительного образования етская музыкальная пкола М Пушкинского района Рассплотрено етодическим советом Протокол Л принято Педагогическим Совстом

Управление культуры Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования "Детская школа искусств 12" СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Педагогического

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств "Тутти" ПРИНЯТО на заседании педагогического совета ГБУДО г. Москвы

Одод Ирина Геннадьевна

преподаватель сольфеджио

Детская музыкальная школа

Конкурсное тестирование в 1 классе по музыкальной грамоте

1..Найди одно из положений Т5/3

а) VI - II - IV

б) III - V - I

в) III - V - VII

2..Сколько звуков в тетрахорде?

в) 4

3. Найди устойчивые ступени:

а) IV , VI , VII

б) VI , II , IV

в) I , III , V

4. Найди вводные звуки:

а) VII , II

б) II , IV

в) I , III

5. Найди опевание:

а ) I-VI-VII

б ) I-III-II

в) IV - VI - V

6. Какие бывают звуки?

а) музыкальные и шумовые

б) большие и малые

в) чистые и тонкие

7. Что такое пауза?

а) знак повторения

б) знак молчания

в) знак альтерации

8. Сколько полутонов в 1 тоне?

а) 1

б) 3

в) 2

9. Что такое такт?

а) расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли

б) знак повторения

в) знак молчания

10. Сколько знаков в тональности Соль-мажор?

а) нет знаков

б) один диез

в) один бемоль

11. На какие 3 регистра делятся музыкальные звуки?

а) толстый, тонкий, средний

б) высокий, средний, низкий

в) узкий, широкий, средний

12. Что такое полутон?

а) знак альтерации

б) знак повторения

в) самое близкое расстояние между двумя звуками

13. Какой знак повышает ноту на полутон?

а)диез

б) бемоль

в) бекар

14. Что показывает верхняя цифра размера?

а) длительность долей

б) количество долей в такте

в) количество тактов

15. В какой тональности нет ключевых знаков?

а) Соль-мажор

б) Ре- мажор

в) До- мажор

16.Какая ступень называется тоникой?

а) V

б) VI

в) I

17. Отметь строение мажорной гаммы:

а) полутон,3тона, полутон, 2 тона

б) 2 тона, полутон,3 тона, полутон

в) 3 тона, полутон, 2 тона, полутон

18. Как называются 5 линеек на которых пишутся ноты?

а) такт

б) нотоносец

в) длительность

19. Какие вы знаете знаки альтерации?

а) полутон, нота, длительность

б) нота, диез, такт

в) бемоль, диез, бекар

20. Сколько половинных нот в одной целой ноте?

а) 2

б) 3

в) 4

21. Что такое гамма?

а) шаги в музыке

б) звуки лада, расположенные поступенно вверх и вниз от тоники до тоники

в) повторение какого-либо мелодического или гармонического оборота от различных ступеней лада

22. Ключевые знаки в тональности Ре-мажор

а) си-бемоль

б) фа-диез

в) фа-диез, до-диез

Ключи к тесту

1 -б 8 -в 15 - в

2 – в 9 -а 16 - в

3 – в 10 -б 17 -б

4 - а 11 -б 18 - б

5 - в 12 - в 19 - в

6 - а 13 - а 20 - а

7 - б 14 - б 21 -б

22 - в

Критеривании оценивания:

Конкурсное т естирование по музыкальной грамоте 2 класс

1.Сколько видов имеет минор?

2. В каком виде минора вверх повышаются VI , VII ступень,а вниз как в натуральном миноре ?

а) натуральном

б) гармоническом

в) мелодическом

3. Найди главные ступени:

а) I , V , IV

б) V , VI , VII

в) V , VI , II

4. Какая ступень называется D ?

а) IV

б) V

в) II

5.Отметь строение минорной гаммы:

а) полутон, 2 тона, полутон, 3 тона

б) тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона

в) 2 тона полутон, 3 тона, полутон

6. В каком виде минора расстояние между VII и I ступенями 1 тон ?

а) натуральном

б) гармоническом

в) мелодическом

7. Какая ступень называется T ?

а) V

б) VI

в) I

8. В каком виде минора повышаются VII ступень ?

а) натуральном

б) гармоническом

в) мелодическом

9. Какая ступень называется S ?

а) IV

б) V

в) II

10. Ключевые знаки тональности ре минор

а) фа диез

б) си бемоль

в) соль бемоль

11.Найди параллельные тональности

а) соль мажор - ля минор

б) ля минор- до мажор

в) до мажор - ре-минор

12.Найди одноименные тональности

а) ля-минор - ре мажор

б) ре минор- ре-мажор

в) фа-мажор - соль мажор

13.Какая бывает квинта?

а) большая

в) чистая

14.На каких ступенях в мажоре строятся б.3?

а) I , V , IV

б) V , VI , VII

в) V , VI , II

15.Сколько ступеней содержит квинта?

а) 3 ступени

б) 5 ступеней

в) 7 ступеней

16.Сколько звуков в пентахорде?

17.Качественная величина интервала б.3

а) 1 тон

б) 2 тона

в) 3 тона

18.Количественная величина интервала ч.4

а) 2 ступени

б) 3 ступени

в) 4 ступени

19.На каких ступенях ч.1 является устойчивым интервалом?

а) I , III , V

б) V , VI , VII

в) V , VI , II

20.На какой ступени в мажоре не строится ч.5?

а) I

б) VII

в) V

21. Сколько ступеней содержит терция?

а) две ступени

б) три ступени

в) четыре ступени

22.Сколько тонов содержит малая терция?

а) 5 тонов

б) полтора тона

в) 4 тона

Ключи к тесту

1 -а 8 -б 15 - б

2 – в 9 -а 16 - а

3 – а 10 -б 17 -б

4 - б 11 -б 18 - в

5 - б 12 - б 19 - а

6 - а 13 - в 20 - б

7 - в 14 - а 21 -б

22 - б

Критеривании оценивания:

За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов -22.

Здравствуйте! Перед вами тест на знание нотной грамоты. Он одновременно и проверочный, и обучающий. В общей сложности здесь около 40 вопросов, многие из них сопровождаются картинками (иногда в этих картинках можно увидеть и подсказки).

Как пользоваться тестом? Вот простая инструкция:

  1. Прочитайте вопрос и обдумайте ответ.
  2. Нажмите кнопочку “Показать ответ” и проверьте сами себя.
  3. Ваш ответ правильный? Ура! Это успех!
  4. Ваш ответ оказался неправильным? Ничего страшного! Вы уже прочитали разъяснение и теперь знаете правильный ответ!
  5. За каждый правильный ответ ставьте себе один плюсик.

А теперь, не теряя ни минуты, приступайте к решению тестовых заданий . На всё про всё у вас может потратиться от 10 до 40 минут. Успехов вам!

Вопрос: На рисунке изображена нота. Перечислите её основные графические элементы.

Ответ: Основные графические элемент ноты – это головка, штиль, флажок

************************************************************************

Вопрос: Нотоносец – специальная строчка для записи на ней нот – состоит из пяти линеек. Как правильно считать линеечки нотоносца? Сверху вниз или снизу вверх?

Ответ: Правильный счёт линеек ведётся снизу вверх.

************************************************************************

Вопрос: Дан фрагмент нотной записи. Какая ошибка допущена?

Ответ: Неправильно написаны штили. При одноголосной записи до третьей линейки штили пишутся с правой стороны и должны быть направлены вверх, начиная с третьей – пишутся слева и направляются вниз.

************************************************************************

Вопрос: Какие из основных ступеней «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» расположены друг от друга на расстоянии полутона?

Ответ: На расстоянии полутона друг от друга находятся звуки ми-фа и си-до.

************************************************************************

Вопрос: Сколько тонов (или полутонов) между звуками до и соль первой октавы?

Ответ: Между этими звуками 3,5 тона.

************************************************************************

Вопрос: Сколько тонов между звуками ре и си-бемоль первой октавы?

Ответ: Между ре и си-бемоль – 4 тона.

************************************************************************

Вопрос: Сколько всего звуков в октаве?

Ответ: В октаве 12 звуков. На клавиатуре фортепиано в октаве также 12 звуков (7 белых клавиш соответствуют 7-ми основным ступеням + 5 чёрных клавиш, соответствующих большинству производных ступеней).

************************************************************************

Вопрос: Сколько тонов заключено между любой нотой и её повторением в следующей октаве? Например, между ре первой октавы и ре второй, или между соль второй октавы и соль первой октавы.

Ответ: Между любыми звуками, удалёнными друг от друга на расстояние октавы, располагается 6 тонов.

************************************************************************

Вопрос: Сколько тонов или полутонов между любым звуком и его повторением на одной и той же высоте?

Ответ: Между звуком и его повторением на той же высоте нет тонов или полутонов, иначе говоря, их ноль.

************************************************************************

Вопрос: В какой октаве звуки самые низкие?

Ответ: Самые низкие звуки в субконтроктаве.

************************************************************************

Вопрос: Сколько в музыкальном звукоряде полных октав? Назовите их в порядке нарастания уровня звуковысотности.

Ответ: В музыкальном звукоряде 7 полных октав. Это контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава и четвёртая октава.

************************************************************************

Вопрос: Сколько в музыкальном звукоряде неполных октав? Назовите эти октавы и их звуки.

Ответ: В музыкальном звукоряде 2 неполные октавы. Это субконтроктава (три звука – ля, си-бемоль и си) и пятая октава (один звук – до).

************************************************************************

Вопрос: Что означает скрипичный ключ?

Ответ: Скрипичный ключ называется ключом «соль» и означает, что на второй линейке записывается нота соль первой октавы.

************************************************************************

Вопрос: Что означает басовый ключ?

Ответ: Басовый ключ называется ключом «фа» и означает, что на четвёртой линейке записывается нота фа малой октавы.

************************************************************************

Вопрос: Какие ноты в скрипичном ключе записываются на линейках (основных)?

Ответ: На пяти линейках нотоносца в скрипичном ключе записываются ноты ми (на первой), соль (на второй), си (на третьей), ре (на четвёртой), фа (на пятой).

************************************************************************

Вопрос: Какие ноты в басовом ключе записываются на линейках (основных)?

Ответ: На пяти линейках нотоносцы в басовом ключе записываются ноты соль (на первой), си (на второй), ре (на третьей), фа (на четвёртой), ля (на пятой).

************************************************************************

Вопрос: Некоторые ноты часто записываются и в скрипичном, и в басовом ключе. Какая нота (смотрите рисунок) записывается на первой добавочной линейке снизу в скрипичном ключе и на первой добавочной линейке сверху в басовом?

Ответ: Нота до первой октавы.

************************************************************************

Ответ: Возможные нотные названия: фа, ми-диез, соль-дубль-бемоль.

************************************************************************

Вопрос: На клавиатуре фортепиано взят звук (смотрите рисунок). Дайте этому звуку все возможные нотные названия.

Ответ: Возможные нотные названия: фа-диез, соль-бемоль, ми-дубль-диез.

************************************************************************

Вопрос: Дан фрагмент нотной записи (смотрите рисунок). Нужно ли в следующем такте играть бемоль?

Ответ: Не нужно, так как этот знак альтерации является случайным и распространяет своё действие только в пределах одного такта.

************************************************************************

Вопрос: Как называется знак альтерации, который отменяет любые производные изменения музыкальной ступени и указывает на то, что должна быть сыграна основная ступень?

Ответ: Это знак бекар.

************************************************************************

Вопрос: Дан фрагмент нотной записи (смотрите рисунок). Нужно ли во втором такте играть фа-диез?

Ответ: Да, нужно играть фа-диез, так как фа-диез в данном случае является ключевым знаком, действующим на всём протяжении произведения и в любой октаве.

************************************************************************

Вопрос: При ключе стоят 4 бемоля. Какие это будут бемоли? Назовите порядок бемолей целиком.

Ответ: Если при ключе записаны 4 бемоля, то это будут следующие бемоли: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль и ре-бемоль. Порядок бемолей целиком: си-ми-ля-ре-соль-до-фа.

************************************************************************

Вопрос: При ключе стоят 2 диеза. Какие это будут диезы? Назовите порядок диезов целиком.

Ответ: Если при ключе записаны 2 диеза, то это будут следующие знаки: фа-диез и до-диез. Порядок диезов целиком: фа-до-соль-ре-ля-ми-си.

************************************************************************

Вопрос: Останавливается ли во время пауз музыкальное время?

Ответ: Во время пауз музыкальное время не останавливается и не замедляется.

************************************************************************

Вопрос: На рисунке изображена целая нота (длительность). Сколько в неё умещается повинных, четвертных, восьмых и шестнадцатых нот (длительностей)?

Ответ: Целую ноту можно раздробить на любое число равных длительностей. В этой длительности умещается 2 половинных (целая пополам), 4 четвертных (делим целую на 4 части), 8 восьмых (если разделить каждую четвертную пополам или целую ноту разделить на 8 равных частей) или 16 шестнадцатых нот (аналогично – делим целую на 16).

************************************************************************

Вопрос: Сколько восьмых нот (длительностей) умещается в половинной ноте?

Ответ: В одной половинной ноте умещается 4 восьмых ноты.

************************************************************************

Вопрос: Сколько шестнадцатых нот (длительностей) умещается в одной четвертной ноте?

Ответ: В одной четвертной ноте 4 шестнадцатых.

************************************************************************

Вопрос: Какой одной нотой (длительностью) можно выразить сумму длительностей трёх четвертных нот?

Ответ: Половинной нотой с точкой. В одной половинной длительности умещается две четвертных ноты + точка удлиняет её на половину (то есть ещё на одну четвертную). Итого мы получаем три четверти в одной половинной ноте с точкой.

************************************************************************

Вопрос: Насколько увеличивается длительность, если поставить справа от неё две точки?

Ответ: Две точки увеличивают длительность ноты на 75% или на ¾ от исходной длительности. При этом первая точка увеличивает длительность ноты на половину от исходной длительности, а вторая ещё на четверть от исходной длительности.

************************************************************************

Вопрос: Как записать половинную длительность с точкой двумя длительностями?

Ответ: Нужно разделить половинную ноту с точкой на две равные или неравные длительности (например, на половинную и четвертную или на две четвертных ноты с точками) и объединить эти две длительности лигой.

************************************************************************

Вопрос: В такте с размером 2/4 умещается две четвертных ноты. Как уместить в одном таком такте 6 равных по длительности нот?

Ответ: Для того чтобы уместить в одном такте на 2/4 шесть равных по длительности нот, нужно разделить каждую четвертную ноту не на две части, а на три. От деления длительности на 3 получаются триоли – группы нот, каждую такую группу необходимо специально помечать сверху или снизу циферкой «3».

************************************************************************

Вопрос: Что означают числа, составляющие размер такта для музыкального произведения?

Ответ: Верхнее число означает количество долей в каждом такте, нижнее число показывает точную длительность каждой доли.

************************************************************************

Вопрос: Что изображено на этом рисунке (смотрите рисунок)?

Ответ: Это пауза длительностью в одну четверть.

************************************************************************

Вопрос: Дан ритмический рисунок двух тактов музыкального произведения (смотрите изображение). Определите размер тактов.

Ответ: В каждом такте сумма длительностей равна трём четвертным нотам, значит, размер такта ¾.

************************************************************************

Вопрос: Как можно без использования секундомера узнать точную длительность каждой ноты (в секундах)?

Ответ: Для того чтобы рассчитать точную длительность каждой из нот в секундах, необходимо воспользоваться метрономом: установить на нём подходящий темп и посмотреть число ударов в минуту. Один удар метронома соответствует одной условной единице музыкального времени (например, одной доле). Если одна доля выражена четвертной длительностью, а в установленном темпе метроном совершает 90 ударов в минуту (1,5 удара в секунду), то, значит, длительность одной четверной ноты в этом темпе будет составлять 0,75 секунды, восьмой ноты, соответственно, 0,375 секунды, половинной – 1,5 секунды и т.д.

************************************************************************

Вопрос: Как определить, что нотная запись произведения закончилась?

Ответ: В конце нотной записи выставляется финальная двойная таковая черта.

************************************************************************

Ответы абсолютно на все вопросы есть в , который каждый из вас может получить совершенно бесплатно в подарок от нашего сайта. Вы ещё не забрали свой подарок? Сделайте это прямо сейчас!

Если за время прохождения теста вы набрали с первого раза более 30 плюсиков, поздравляем! Вы хорошо усвоили материал предоставленного учебника. Если же вы набрали меньшее количество плюсиков – пройдите этот тест ещё раз через день.



Статьи по теме: