Татары. Сообщение на тему народы россии Народы Индоевропейской семьи

В России проживают 776 национальностей, многие из которых насчитывают не больше нескольких сотен человек, а некоторые находятся на грани исчезновения. Мы вспомнили малые народы нашей страны.

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами.
У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные».
Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы.
Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище - конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком.
Национальная одежда энцев - парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса.
Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами.

Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка.
Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством.
В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа - каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие.
Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли.
Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно - добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку.
Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры.

Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря».

Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали. Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века.
Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом - это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером».
Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

С помощью дополнительной литературы, Интернета, подготовь сообщение об одном из народов России и мира или о любой стране.

Ответ

Я расскажу о Китае.

Китайская Народная Республика расположена в Восточной и Центральной Азии.

По размерам Китай занимает второе место после Канады. Его общая площадь 10 миллионов квадратных километров. Протяжённость Китая с запада на восток почти 5 тысяч 200 км, а с севера на юг – 3 тысячи 500 км.

Китай — самая населённая страна в мире. В ней проживает свыше 1 миллиарда человек. Население Китая с каждым днём увеличивается на 35 тысяч человек. Китай — многонациональная страна.

Свыше 92% общего количества жителей страны составляют китайцы (ханыцы). Помимо них тут живут представители других наций и народностей – чжуаны, уйгуры, хуэйцы, няне, тибетцы, мяо, манджуры, монголы, буитяне, корейцы и ещё около 50 национальных меньшинств.

Жители Китая — трудолюбивые, ответственные, почтительные и отзывчивые люди. Всегда с готовностью прийти на помощь. Люди размещены не равномерно.

Климат Китая — континентальный, но более суровый, чем в других странах, расположенных на тех же широтах северного полушария.

Богат растительный и животный мир Китая. По разнообразию древесных пород Китай занимает первое место в мире. В лесах Южного Китая встречаются растения, которые были широко распространены на земле миллионы лет назад, но теперь они стали редкостью — древовидные папоротники и тис. В лесах расположенный на территории Китая сохранился тигр и амурский кот, барс и леопард, дикие яки, панда и золотистая обезьяна.

Ответ оставил Гость

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ТАДЖИКИСТАНА
Таджики - один из самых древних народов в мире. Археологи считают, что первые поселения на территории Таджикистанапоявились в эпоху раннего палеолита, 15 - 20 тысяч лет назад. Традиции и обычаи этого народа складывались в течение сотен и сотен лет, и сквозь все это время его представителям удалось пронести свои устои, практически сохранив их в первозданном виде. Одна эпоха сменяла другую, так было всегда и так всегда будет, но даже несмотря на это таджикский народ не стал отвергать того, что поколениями создавали их предки. Созданные когда-то в давние времена традиции стали теперь не просто частью жизни этой этнической группы, но проникли в само их сознание и сформировали их восточный менталитет. Праздники.
В Таджикистане главным образом справляют религиозные праздники, к примеру, такой как Навруз - мусульманский Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия. Он является символом новой жизни и новых надежд, но только для тех, кто любит и искренне верит в силу этого праздника. Целые деревни готовятся к торжеству, приготовляют исключительные для этого времени года блюда, и когда наступает Навруз, праздничные столы в буквальном смысле ломятся от угощений.
Тоже самое происходит во время празднования Курбан-хайита, когда каждую среднюю семью в день посещает до 70 - 80 человек гостей, при этом не считая множества маленьких детей, которые начинают вертеться под ногами взрослых с самого утра в желании получить какую-нибудь сладость.Сайри лола в переводе на русский язык означает «Праздник тюльпанов». Его празднование непосредственно связано с хоровой и танцевальной музыкой. Стоит отметить, что праздник этот появился не на пустом месте, ведь Таджикистан всегда был родным домом маков и тюльпанов, а таджикские тюльпаны в свое время стали так называемым «источником» появления знаменитых немецких тюльпанов.Чайхона.
Жители Таджикистана зачастую предпочитают наслаждаться своей чайной традицией в местных заведениях, которые называются «чайхона», т.е. «чайный дом» или «чайная комната». Чайхона - это место, где мужчины всех возрастов могут собраться вместе и обсудить последние новости, либо насущные проблемы в своей жизни. Кстати, относительно чая у таджиков (и не только) есть обычай, согласно которому они, допив последнюю каплю чая в своей пиале, переворачивают ее и так оставляют на столе. Это действие означает, что человек больше не хочет пить чай, а готов лишь на дальнейший разговор.
Ритуальная традиция.
Умерших людей согласно мусульманской традиции в Таджикистане в день смерти подготавливают к похоронам. Кстати, каноны ислама категорически запрещают вскрытие. Человек должен быть похоронен до заката солнца в тот же день, когда он скончался. Тело моют, заворачивают в белый саван и помещают в гроб. Затем процессия отправляется на кладбище, где тело вынимают из гроба и кладут в землю. Традиционно люди вокруг тела усопшего громко плачут и причитают, а иногда производят движения в тихом и спокойном ритме. Через три дня на поминки собираются гости, которым в качестве угощения подается традиционный среднеазиатский плов. Такой же обряд проводится через 7 и 40 дней, 6 месяцев и один год после смерти человека.
Этикет.
В таджикской культуре гостеприимность, повиновение, смиренность и уважение считаются главными составляющими во взаимодействии людей.
Итак, перечислим некоторые из норм поведения:Представители старшего поколения всегда пользуются особым почетом; В этой стране мужчина не имеет права заходить в дом, в котором находится только женщина, и даже девочки никогда не должны оставаться наедине с мальчиками;В общественных местах мужчины и женщины всегда разделены;Когда в дом заходит гость, встав со своих мест, все обязательно таким образом должны его поприветствовать;Если во время рукопожатия к сердцу приложить левую руку, этот жест станет символом хороших манер и глубокого уважения;На базарах уместным всегда является торг.И напоследок о правилах поведения и вообще о традициях и устоях в таджикском обществе стоит сказать, что если эти моральные нормы человеком в данной стране игнорируются или нарушаются, о вольнодумце в лучшем случае начнут ходить сплетни, в худшем же - он подвергнется гонению из общества.

ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан .

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар . Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.

История этнонима

Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.

В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.

Язык

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.

Религия

Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Традиционные занятия

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6



Статьи по теме: