Святейший синод функции 20 век. Учреждение Синода в России (кратко)

Святейший Синод занимается всеми организационными вопросами Русской православной церкви, включая и взаимодействие с зарубежными и так называемыми иноверными религиозными объединениями любого типа.

Кроме этого, на нем лежит ответственность за взаимодействие приходов внутри страны, выполнение и соблюдение христианских канон и порядков, принятие наиважнейших организационных и финансовых вопросов.

Святейший Синод занимается популяризацией православной веры не только среди жителей внутри своей страны, но и за ее пределами, выполняя подобную работу только в пределах государственного законодательства. Пресечение нападок представителей других вероисповеданий и разжигание межнациональной розни на почве религии также лежит на его плечах.

История создания Святейшего Синода

Необходимость создания управленческого органа церковной власти была инициирована Петром I еще в 1700 году, после кончины патриарха Адриана. По мнению российского царя, дальнейшее существование православия без должного управления было невозможным, так как не было организовано решение насущных вопросов и церковные дела неминуемо двигались к упадку.

Первым «представителем» церковной власти был так называемый Монастырский приказ, который был переименован в Духовную в 1718 году и получил свой собственный устав – Духовный регламент. И уже через три года управленческий орган русского христианства был признан Константинопольским патриархом Иеремией III и получил свое теперешнее название – Святейший Синод.

Все, кто присутствовал в этом высокопоставленном собрании или становился его членом, обязаны были произносить клятву, которая по своей значимости приравнивалась к военной, а нарушение ее строго наказывалось. Чуть позднее Святейший Синод получил более обширные и значимые положения и ведал не только церковными делами, но и дворцовыми, некоторыми полномочиями казначейства и государственной канцелярии, в его ведении находился и царский .

Святейший Синод современности

В современной православной христианской церкви Святейший Синод выполняет те же функции, что и России, за исключением выполнения дел государственного значения. В его ведении остаются дипломатические, финансовые и хозяйственные дела патриархата России, он занимается принятием решений по ранжированию руководящих постов, распределению должностей и укреплению международных отношений, но лишь в рамках религии.

После неудачи с митрополитом Стефаном Петр I лучше разобрался в настроениях киевского ученого монашества. Подыскивая исполнителей задуманной реформы, он выбирал теперь из этой среды людей особого духа противников латинского, «папежеского» направления, от которых он мог ожидать сочувствия своим видам. В Новгороде Петр обратил внимание на выходца из Малороссии архимандрита Хутынского монастыря Феодосия (Яновского), который бежал туда из Москвы во время «гонения на черкас» при патриархе Адриане. Митрополит Иов, собиравший вокруг себя ученых мужей, приютил беглеца, приблизил его к себе и сделал одним из главных своих помощников. Феодосий был сыном шляхтича и отличался высокоумием, заносчивостью. Петра он обворожил аристократическими манерами и искусством светского разговора. В 1712 году Петр назначил его архимандритом новосозданного Александро-Невского монастыря и правителем церковных дел Петербургской области, а в 1721 году, через пять лет после кончины митрополита Иова, он в сане архиепископа был поставлен на Новгородскую кафедру. Из нового архиерея, однако, не вышло серьезного церковного деятеля. Это был человек не особенно ученый, маскировавший пробелы в образовании блеском светского красноречия. В среде духовенства и народа возникали соблазны от его скорее магнатского, чем архиерейского образа жизни, от его корыстолюбия. Петру стало ясно, что особую ставку на этого тщеславного честолюбца делать нельзя.

Другой киевлянин Феофан (Прокопович) покорил сердце Петра. Сын киевского купца, в крещении он был наречен Елеазаром. С успехом закончив Киево-Могилянскую Академию, Елеазар обучался во Львове, Кракове и в Римской коллегии св. Афанасия. В Риме он стал базилианским монахом Елисеем. Вернувшись на родину, он отрекся от униатства и был пострижен в Киево-братском монастыре с именем Самуила. Его назначили профес­сором Академии, и вскоре в награду за успехи в преподавании удостоили имени его покойного дяди Феофанаректора Могилянской Академии. Из Рима Прокопович вынес отвращение к ие­зуитам, к школьной схоластике и ко всей атмосфере католицизма. В своих богословских лекциях он пользовался не католическими, как это принято было в Киеве до него, а протестантскими из­ложениями догматики.

В день Полтавского сражения Феофан поздравлял царя с победой. Слово, произнесенное им за богослужением на поле битвы, потрясло Петра. Оратор использовал день победы 27 ию­ня, на который приходится память преподобного Самсона, чтобы сравнить Петра с библейским Самсоном, разодравшим льва (герб Швеции складывается из трех львиных фигур). С тех пор Петр не мог забыть Феофана. Отправляясь в Прутский поход, он взял его с собой и поставил во главе войскового духовенства. А по окончании похода Феофан был назначен ректором Киевской Академии. В 1716 году его вызвали «на чреду» в Петербург, и там он произносил проповеди, которые посвящал не столько богос­ловским и церковным темам, сколько прославлению военных по­бед, государственных свершений и преобразовательных планов Петра. Феофан стал одним из кандидатов на архиерейскую ка­федру. Но у ревнителей православия его богословские воззре­ния вызывали серьёзные опасения. Хорошо знавшие его по Киеву ректор Московской академии архимандрит Феофилакт Лопатинский и префект архимандрит Гедеон Вишневский ещё в 1712 году отважились подать государю открытое обвинение Феофана в проте­стантизме, который они обнаружили в его киевских лекциях. После вызова архимандрита Феофана в Петербург его обличители не замедлили послать на него новый донос, направив его Петру через местоблюстителя, который присовокупил к докладу мос­ковских профессоров своё мнение, что Феофана никак нельзя ставить во епископа. Но Феофан сумел так ловко оправдаться в возведенных на него обвинениях, что митрополиту Стефану пришлось просить у него извинения.

В 1718 году Феофана хиротонисали во епископа Псковского с тем, однако, чтобы резиденцией его был Петербург. В отличие от своего менее удачливого соперника в борьбе за бли­зость к. царю, Феодосия, епископ Феофан был образованным уче­ным, богословом, писателем, человеком ясного и сильного ума. Ему удалось стать советником и незаменимым помощником Петра I не только в церковных, но и в государственных делах. Он слу­жил Петру неиссякаемым источником самых разнородных знаний, его живой «академией и мозгом». Именно Феофан стал главным исполнителем задуманной Петром церковной реформы, и ему она больше чем кому бы то ни было, обязана своим протестантским оттенком. Многое в поступках и воззрениях этого иерарха под­тверждало правоту выдвинутых против него обвинений в неправославии. На своих противников, ревнителей Православия Фео­фан с церковного амвона возводил обвинение в затаенной враж­де на монарха: «Суть нецыи,... или тайным бесом льстимии или меланхолией помрачаеми, которые таковаго некоего в мысли сво­ей имеют урода, что все им грешно и скверно мнится быти, что-либо увидят чудно, весело, велико и славно... И сии наипаче славы безчестити не трепещут и всякую власть мирскую не точию не за дело Божие имеют, но в мерзость вменяют».

В написанном по поручению: Петра сочинении «Правда воли монаршей» епископ Феофан, повторяя: Гоббса, формулирует абсо­лютистскую теорию государственного права: «Могуществу монар­ха основание есть... что народ правительской воли совлекся» и передал эту волю монарху. «Сюда надлежат всякие обряды гражданские и церковные, перемена обычаев, употребление платья, домов строения, чины и церемонии в пированиях, свадь­бах, погребениях и прочая и прочая».

В «Розыске о понтифексах», играя этимологией слов, Фео­фан ставит вопрос: «Христианские государи могут ли нарещися епископы, архиереи?» и без смущения отвечает, что могут; более того, государиэто «епископы епископов» для своих подданных.

1) опи­сание и вины синодального управления;

2) дела, ему подлежащие;

3) самих управителей должность и сила.

О «Регламенте» метко было сказано, что «это рассуждение, а не уложение». Это ско­рее объяснительная записка к закону, нежели самый закон. Он весь пропитал желчью, напоен страстью политической борьбы со стариной. В нем больше злых обличений и сатиры, чем прямых положительных постановлений. «Регламентом» провозглашалось учреждение Духовной коллегии вместо единоличной власти пат­риарха. Основания для такой реформы приводились разные: кол­легия может скорее и беспристрастней решать дела, она якобы имеет более авторитета, чем патриарх. Но не скрывается в «Регламенте» и главный резон упразднения патриаршества коллегия не опасна для власти монарха: «Простой народ не ведает како разнствует власть духовная от самодержавной, но великого высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, по­мышляет, что таковый правитель есть вторый государь, само­держцу равносильный или и больший его и что духовный чин есть другое и лучшее государство». И вот, чтобы унизить в глазах народа духовную власть, в Регламенте провозглаша­ется: «коллегиум правительское под державным монархом есть и от монарха уставлено». Монарх же с помощью соблазнитель­ной игры слов вместо обычного наименования «помазанника» именуется в «Регламенте» «Христом Господним».

Документ представлен был на обсуждение в Сенат и только потом предложен вниманию освященного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереям и трем архимандритам. Под дав­лением светской власти духовные сановники подписались, что все «учинено изрядно». Чтобы придать «Регламенту» больший авторитет, решено было отправить архимандрита Антония и под­полковника Давыдова во все концы России для сбора подписей от архиереев и «степенных монастырей архимандритов и игуме­нов». На случай отказа в подписи в указе Сената без обиняков, с откровенной грубостью, предписывалось: «А буде кто подписыватца не станет, и у того взять за рукою, какой ради при­чины оной не подписываетца, чтоб о том показал имянно». За семь месяцев гонцы объездили всю Россию и собрали под «Рег­ламентом» полноту подписей.

25 января 1721 года император издал манифест об установ­лении «Духовной коллегии, то есть Духовного соборного пра­вительства ». А на другой день Сенат передал на высочайшее утверждение штаты создававшейся коллегии: президент из митрополитов, два вице-президента из архиепископов, четыре советника из архимандритов, четыре асессора из протопопов и один из «греческих черных священников». Предлагался и личный состав коллегии во главе с президентом-митрополитом Стефаном и вице-президентами-архиепископами Феодосием Нов­городским и Феофаном Псковским. Царь наложил резолюцию: «Сих призвав в Сенат, объявить». Для членов коллегии составлен был текст присяги: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего». Эта противоканоническая присяга, оскорблявшая архиерейскую совесть, просуществовала почти 200 лет, до 1901 года.

14 февраля после молебна в Троицком соборе состоялось открытие новой коллегии. И сразу встал недоуменный вопрос как совершать молитвенное возглашение нового церковного пра­вительства. Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «свя­тейшим» звучало несообразно. Предлагались разные варианты: «собрание», «собор», и наконец остановились на приемлемом для православного уха греческом слове «синод» Святейший Правительствующий Синод . Наименование «коллегия», предложен­ное архиепископом Феофаном, отпало и по административным со­ображениям. Коллегии были подчинены Сенату. Для высшей цер­ковной власти в православном государстве статус коллегии был явно неприличен. А Святейший Правительствующий Синод уже са­мим названием ставился наравне с Правительствующим Сенатом.

Через полтора года указом императора была учреждена должность обер-прокурора Святейшего Синода , на которую наз­начался «из офицеров добрый человек». Обер-прокурору надле­жало быть в Синоде «оком государя и стряпчим по делам госу­дарственным». На него возлагался контроль и надзор над дея­тельностью Синода, но отнюдь не возглавление его. В самый день открытия Синода встал вопрос о возношении имен Восточ­ных патриархов за богослужением. Решен он был не сразу. Ар­хиепископ Феофан высказался против такого возношения. Ему нужно было, чтобы из народной памяти исчез сам титул патриарха, а аргументы его сводились к соблазнительной софистике: он ссылался на то обстоятельство, что в актах любого государя имена союзных ему монархов не фигурируют, будто политический союз подобен единству Тела Христова. Мнение составителя «Регламента» восторжествовало: имена патриархов исчезли из богослужений в русских храмах. Исключение допус­калось лишь в тех случаях, когда первоприсутствующий член Синода совершал Литургию в домовой Синодальной церкви.

Президент Синода митрополит Стефан, не присутствовавший на заседаниях при обсуждении этого вопроса, подал свое мне­ние письменно: «Мне видится, что в ектениях и возношениях церковных явственно можно обоя вместити. Например, так: о Святейших Православных Патриархах и о Святейшем Правитель­ствующем Синоде. Какой в этом грех? Какой убыток славы и чести Святейшему Российскому Синоду? Кое безумие и непристой-ность? Паче же Богу приятно и народу весьма угодно было бы».

По настоянию преосвященного Феофана мнение это было от­вергнуто Синодом как раз из-за того, что оно «народу весьма угодно было бы». Более того, Синод принял составленное Фео­фаном постановление. «Те вопросы-ответы (то есть замечания митрополита Стефана) яко неважные и некрепкие, паче же не­полезные, но весьма противные и мир церковный терзающие и государственной тишины вредительные... держать в Синоде под опасным хранением, дабы не точию в публику, но и в показание не произошли».

Отодвинутый и почти устраненный от управления президент Синода практически не оказывал уже никакого влияния на ход синодальных дел, где всем распоряжался любимец императора Феофан. В 1722 году митрополит Стефан скончался. После его смерти должность президента была упразднена.

В сентябре 1721 года Петр I обратился к Константинополь­скому патриарху с посланием, в котором просил его о том, что­бы он «учреждение Духовного Синода за благо признать изволил». Ответ из Константинополя получен был через два года. Вселен­ский патриарх признал Святейший Синод своим «во Христе бра­том», имеющим власть «творити и совершати елико четыре Апос­тольские святейшие патриаршие престолы». Аналогичные грамоты получены были и от других патриархов. Новоучрежденный Синод получил права высшей законодательной, судебной и администра­тивной власти в Церкви, но эту власть он мог осуществлять лишь с согласия государя. Все постановления Синода вплоть до 1917 года выходили под штемпелем «По указу его императорско­го величества». Поскольку резиденцией Синода был Петербург, в Москве учредили Синодальную контору. Как правопреемник патриархов, Синод являлся епархиальной властью для бывшей патриаршей области; органами этой власти были: в Москве-дикастерия, преобразованная в 1723 году из патриаршего Духов­ного приказа, а в Петербурге тиунская Контора под началь­ством духовного тиуна.

При открытии Святейшего Синода в России было 18 епархий идва викарианства. После упразднения патриаршества архие­реев надолго перестали жаловать титулами митрополитов. Полно­мочия епархиальных властей распространялись на все церковные учреждения, за исключением ставропигиальных монастырей и при­дворного духовенства, поставленного под непосредственное на­чальство царского духовника. В военное время и армейское духовенство поступало под управление полевого обер-священника (согласно воинскому уставу 1716 года), а военно-морскоепод управление обер-иеромонаха (по морскому уставу 1720 года). В 1722 году издано было «Прибавление к Регламенту», в котором содержались правила, относящиеся к белому духовенству и мо­нашеству. Этим «прибавлением вводились штаты для причтов: на 100-150 дворов полагался причт из одного священника и двух-трех церковнослужителей, на 200-250двойные штаты, на 250-300тройные.

Учреждением Святейшего Синода открывалась новая эпоха в истории Русской Церкви. В результате реформы Церковь ут­ратила былую независимость от светской власти. Грубым нару­шением 34 правила святых апостолов явилось упразднение первосвятительского сана, замена его «безглавым» Синодом. В петровской реформе коренятся причины многих недугов, омрачав­ших церковную жизнь двух протекших столетий. Синодальная ре­форма, принятая духовенством и народом ради послушания, сму­щала церковную совесть духовно чутких иерархов и клириков, монахов и мирян.

Несомненна каноническая дефективность учрежденной при Петре системы управления, но смиренно принятая иерархией и народом, признанная Восточными патриархами, новая церковная власть стала законным церковным правительством.

Синодальный период явился эпохой небывалого внешнего роста Русской Православной Церкви. При Петре I население России составляло около 20 миллионов человек, из них 15 миллионов православных. В конце синодальной эпохи, по пере­писи 1915 года население империи достигло 180 миллионов, а Русская Православная Церковь насчитывала уже 115 миллионов чад. Столь стремительный рост Церкви явился, конечно, плодом самоотверженного подвижничества русских миссионеров, горев­ших апостольским духом. Но он был также прямым следствием расширения пределов России, следствием роста её могущества, а ведь ради укрепления и возвышения мощи Отечества и были задуманы Петром его государственные реформы.

В Синодальный период происходит подъем образования в России; уже в ХVIIIстолетии духовные школы укрепились и сеть их покрыла всю страну; а в ХIХ веке совершился настоящий расцвет отечественного богословия.

Наконец, в эту эпоху на Руси явлен был великий сонм подвижников благочестия, не только уже удостоившихся церков­ного прославления, но и еще не прославленных. Как одного из самых великих угодников Божиих чтит Церковь преподобного Се­рафима Саровского. Его подвиги, его духоносная святость это самое твердое и надежное свидетельство о том, что и в синодальную эпоху Русская Церковь не оскудела благодатными дарами Святого Духа.

О церковной реформе Петра высказывались разноречивые суждения. Самая глубокая оценка её принадлежит митрополиту МосковскомуФиларету: по его словам, «Духовную коллегию, ко­торую у протестанта перенял Петр... провидение Божие и цер­ковный дух обратили в Святейший Синод».

Святейший Синод Российской православной церкви в переводе с греческого языка дословно значит “собрание”. Его ввел в 1701 году правитель Петр, и он просуществовал в собственном постоянном виде до революционного 1917 года. Сначало создание Синода подразумевало ввести в его состав 11 членов, а конкретно, он был должен включать президента, 2 вице-президентов, 4 советников и, не считая того, 4 ассессоров. Сюда также входили настоятели монастырей, архиереи и высшие лица духовенства. Президент Синода именовался первенствующим членом, а другие лица числились просто присутствующими. До Октябрьской революции каждый член этой организации получал свое звание на всю жизнь.

Главный Святейший Синод обладал в российской православной церкви всей властью, также вел дела по вопросам, возникающим в зарубежных православных церквях. Ему подчинялись другие имеющиеся в то время патриархаты. Известны и такие достойные внимания сведения: члены Правительствующего Синода назначались самим царем, который имел собственного представителя, занимающего должность Обер-прокурора. Как оценивают историки, учреждение Синода в Русской империи было принципиальным политическим шагом, так как эта организация являлась высшим муниципальным органом в административной власти церкви.

Памятная дата в истории церковной жизни произошла 25 января 1721, ведь вот тогда был образован Святейший Синод. Как развивались в то время действия? После погибели патриарха Адриана правитель Петр не отдал собственного монаршего разрешения, чтоб созвать, как это было принято ранее, Священный собор и выбрать по правилам нового главу православной церкви. Петр сам решил управлять кадровыми, также административными вопросами церкви. Псковскому епископу Феофану Прокоповичу он дает принципиальное поручение – составить новый утомившись, который получил заглавие Духовный Регламент. Конкретно на этот документ опиралась в предстоящем в собственной работе вся правоверная церковь страны. Царем проводится откровенная политика полного подчинения церкви своим интересам, о чем свидетельствует история.

Самодержец всея Руси решил вернуть с 1701 г. Монастырский приказ и управление церковными землями передать светскому человеку и вельможе И. А. Мусину-Пушкину. Конкретно он начал вести имущественные дела бессчетных церквей, также монастырей, все сборы и прибыль от которых направлялась в королевскую казну. Петром высказывается идея о том, что ранее существовавшее патриаршество было вредоносно для страны, а коллективное управление церковными делами пойдет на пользу всем, при всем этом Святейший Синод должен на сто процентов подчиниться его власти. Без помощи других принять данное решение было нереально, потому за признанием собственных преобразований Петр I обращается в Константинополь и просит признать восточным патриархом Святейший Синод. В 1723 году это было одобрено особенной грамотой, что очень верно соответствовало поставленным сударем целям.

Создание Синода перестроило на новый лад существовавшую церковную систему, но не по библейской, а по гос бюрократической иерархии. Церковь при помощи Петра становилась надежным орудием пропаганды и даже сыска. По личному указу царя с 1722 года священников обязали говорить тайну исповеди, которую они получили от прихожан, в особенности, если это относилось к муниципальным злодеяниям. Учреждение Синода содействовало переименованию старенькых наименований приказов и возникновению новых: типографской конторы, приказа церковных дел, приказа инквизиторских дел и канцелярии раскольнических дел.

В 20 веке в 1943 году в период 2-ой мировой войны был избран неизменный Священный Синод. Он находился в Чистом переулке, в доме номер дом 5. Это здание было выделено по личному распоряжению И.Сталина. С 2011 года после серьезной реконструкции Синодальная резиденция Патриарха Столичного и Всея Руси находится в Свято-Даниловом монастыре.

Учреждение Синода в России (кратко)

Учреждение синода в России (краткий рассказ)

Учреждение Святейшего Синода в России было значительным преобразованием церкви, обозначающим фактический разрыв с прошлой системой церковного правления.

Исследователи и историки выделяют несколько основных версий первопричины того, что в России было упразднено церковное патриаршество. Автором первой является историк С. Соловьёв, утверждающий, что на стыке семнадцатого-восемнадцатого веков в кризисный для духовенства и нелёгкий для государства период, монархом делалось всё возможное, чтобы снова вернуть державе былую мощь. Частые бунты и раскол церкви подвигают Петра Первого принять важное решение об учреждении Святейшего Синода, духовной коллегии.

При этом, учёный А. Богданов выдвигает иную противоположную версию, выдвигая доказательства в её пользу из деятельности патриарха Адриана. Автор указывает на то, что время соперничества за власть между молодым Петром и Софьей, а также эпоха смутицы опустошили государственную казну. В это же время церковь получала стабильный доход.

Именно по этой причине, Пётр Первый взойдя на трон, стал активно искать средства на проведение собственных реформ именно в Церкви. При этом, патриарх хоть и отказывался вступать в открытую конфронтацию с государством, но слал царю послания, не желая мириться с нарушением им автономии церкви.

В середине зимы 1720 года Феофан Прокопович составляет так называемый «Духовный регламент» описывающий:

· должности;

· круг полномочий;

· обновлённую систему церковного правления.

Таким образом провозглашалось формирование духовной коллегии вместо существующего единоличного правления патриарха. Составленный документ был передан на рассмотрение в Сенат, после чего он был изучен членами Священного Собора. При этом, свои подписи согласия они ставили испытывая давление светской власти. Кроме того, на протяжении года было собрано около девяноста подписей, которых бы и так хватило чтобы документ был принят.

Уже зимой 1721 года царь Пётр Первый издаёт свой манифест об учреждении Синода, президентом которого назначается митрополит Стефан. Также был назначен обер-прокурор, который был обязан быть «ушами и глазами» императора в Синоде.

Спустя два года Святейший Синод смог обрести признание патриарха Иеремии Третьего из Константинополя. Согласно разрешению царя Синод отныне осуществлял судебную, исполнительную, а также законодательную власти Церкви.

Святейший Синод - государственный орган управления Церковью, существовавший в России в 1721-1917 гг.

Деятельность Святейшего Синода дала название Синодальной эпохе в истории Русской Церкви (XVIII - начало XX века). Этот период характеризуется несамостоятельным развитием Православной Церкви, подчиненной государству , хотя сохранившей основные привилегии, отличавшие ее от других вероисповеданий. Она не могла избирать Патриарха, а также проводить Соборы, традиционно служившие инструментом канонического церковного управления.

Создание Святейшего Синода

В XVIII в., когда в России происходили серьезные исторические перемены, в ходе которых складывался новый облик государства, среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям стала церковная реформа. Правительство смотрело на Церковь как на одно из учреждений государственного аппарата, нуждавшееся в опеке и надзоре. Для этого понадобилось изменить старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и Патриаршество, и учредить на его месте новую систему управления Церковью - Святейший Правительствующий Синод. Под влиянием реалий Западной Европы Петр I воспринимал отношения светского правителя и Церкви согласно протестантской модели: монарх отвечает и за государство, и за Церковь, которая должна подчиняться государственным интересам. Фигура предстоятеля Церкви, Патриарха, была в такой модели неуместной и создавала потенциальную конкуренцию фигуре правителя. Поэтому уже в 1700 г., после кончины Патриарха Адриана вместо избрания нового Патриарха по распоряжению Петра I Русскую Церковь возглавил митрополит Стефан (Яворский) в должности местоблюстителя патриаршего престола. А в 1721 г. патриаршая форма управления Церковью была окончательно упразднена и заменена - в духе петровских реформ - коллегиальной. Составленный архиепископом Феофаном (Прокоповичем) «Духовный регламент» устанавливал систему государственного контроля над деятельностью Церкви. Согласно этому документу для руководства всеми сторонами церковной жизни создавалась Духовная коллегия, или Святейший Правительствующий Синод, заимствовавший свой титул - Святейший - от Патриарха.

Принципы работы Святейшего Синода

Синод стал одним из органов управления, встроенных в государственный аппарат. Формально он был уравнен в правах с Сенатом, также носившим название «Правительствующего», а в XIX в. по своему положению встал почти на уровень министерств. Монарх в «Духовном регламенте» назывался «крайним судией» Синода. Для всех членов Синода полагалась присяга, которая мало отличалась от присяги военных и гражданских служащих. Допускалось даже вторжение в тайну исповеди: если священник узнавал о готовящемся преступлении против императора, ему следовало сообщить об этом. Фактически император стал главой Церкви, за которым оставалось последнее слово в важнейших вопросах ее бытия, чего ранее в истории России не было, хотя тенденции к подчинению Церкви государственным интересам прослеживались и в XVI, и в XVII вв.

Членами Синода становились крупные архиереи, некоторые архимандриты, в XIX в. - обер-священники, возглавлявшие военное и придворное духовенство. При Синоде была создана канцелярия, куда входили и светские чиновники. Для контроля деятельности органа, соответствия его решений государственной пользу уже при Петре I учреждалась должность обер-прокурора. Эту должность занимали светские люди, нередко офицеры, далекие от понимания нужд Церкви. В XVIII в. их авторитет не был высоким, они боролись с членами Синода за право непосредственного доклада императорам и т.п. При Екатерине II роль обер-прокуроров стала возрастать, в т.ч. благодаря тому, что они стали контролировать финансы Синода. В XIX в. обер-прокуроры превратились в крупных чиновников, претендовавших на роль министров, хотя некоторые министерские привилегии они получили лишь в начале XX в. У обер-прокуроров появилась собственная канцелярия. Наиболее известны А.Н. Голицын (1803-1817), инициировавший начало работы по переводу Библии на русский язык и возглавлявший в 1817-1824 гг. «двойное министерство», которое временно объединило Синод и Министерство народного просвещения; Н.А. Протасов (1836-1855), генерал, командовавший архиереями как своими офицерами; К.П. Победоносцев (1880-1905), убежденный консерватор, оказывавший немалое влияние на политику Александра III и Николая II. В то же время немногие члены Синода выступали как независимые и влиятельные фигуры в церковной политике: среди них следует назвать Московского митрополита Платона (Левшина) (1775-1812) и особенно Московского митрополита Филарета (Дроздова) (1821-1867).

Синод занимался широким кругом проблем. Он выбирал кандидатов в епископы во всех епархиях, создавал новые епархии; открывал новые монастыри, назначал настоятелей, давал разрешение на постриг монахов ; руководил миссионерской деятельностью, создавал новые миссии; осуществлял издание духовной литературы и духовную цензуру, открывал церковные журналы; занимался канонизацией святых. Одним из важнейших направлений деятельности было развитие духовно-учебных заведений, для этих целей при Синоде было создано Духовно-учебное управление. Кроме того, ведению Синода подлежала масса мелких дел, например бракоразводных или связанных с проступками представителей духовенства, сильно затруднявших оперативную работу государственного ордена.

Святейший Синод и революция

После Февральской революции 1917 г. было создано Временное правительство, в которое вошел обер-прокурор Синода. Им был назначен депутат Государственной думы В.Н. Львов. Его сменил А.В. Карташев, ставший последним обер-прокурором. В августе 1917 г. вместо Святейшего Синода при правительстве было создано Министерство исповеданий, которому подлежали дела не только Православной Церкви, но и других исповеданий. Созванный в 1917 г. Поместный Собор Русской Церкви провел реформу ее управления и восстановил Патриаршество. На этом история Святейшего Синода закончилась.

1. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб.; Петроград, 1868-1917.

2. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. СПб., 1902.

3. Барсов Т.В. Синодальные учреждения настоящего времени. СПб., 1899.

4. Благовидов В.А. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII — первой половине XIX столетия. Казань, 1899, 1902.

5. Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов-на-Дону, 1916.

6. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. СПб., 2003.

7. Кондаков Ю.Е. Государственная власть и Православная Церковь в России: Эволюция отношений в первой половине XIX в. СПб., 2003.

8. Федоров В.А . Русская православная церковь и государство: Синодальный период 1700-1917. М., 2003.

9. Иванов Иван, диакон. Взаимоотношения Церкви и государства во второй половине XVIII века (деятельность обер-прокуроров Святейшего Синода 1763-1796 гг.): сборник документов. М., 2010.



Статьи по теме: