Становление русской музыкальной классики серебряный век. Музыка рубежа веков — Серебряный век русской музыки

Серебряного века силуэт. Александр Николаевич Скрябин

...Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.
Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить...

(В. Брюсов)

Александр Николаевич Скрябин - великий русский композитор и пианист. В его музыке Россия слышала свое настоящее, прозревала свое будущее... Его современникам казалось, что он ушел слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь его действительно коротка, но это жизнь гения, и тут обычные мерки не годятся. Музыка Скрябина самобытна и глубоко поэтична. В ней ослепительное ликование и хрустальная лирика, утонченный артистизм и порыв к свету, радости, счастью.

В ряду величайших творцов русской музыки Александр Николаевич Скрябин – явление совершенно особого рода. Пожалуй, никто другой не оказал на современников и ближайших потомков столь захватывающего воздействия, как Скрябин. Да и за пределами России его можно сравнить в этом отношении, наверно, с одним лишь Вагнером, творчеством которого была в свое время «отравлена» чуть ли не вся Европа.

Пик этой «отравленности» скрябинской музыкой и скрябинскими идеями пришелся на период между 1910-м и 1930-м годами. Влияние Скрябина в эти годы было всесторонним, проявившись и в композиторском творчестве (даже у таких очевидных антагонистов Скрябина, как Прокофьев и Стравинский), и в фортепианном исполнительстве, и вообще во всей атмосфере русской духовной жизни – и до, и после революции.

Вот как описывал исполнительскую манеру Скрябина его биограф Леонид Сабанеев: «Как помню, он входил на эстраду нервный и маленький, но всегда с победоносным видом... Сидя за инструментом, он смотрел вверх и вперед, часто закрывая глаза, и его лицо выражало томление и наслаждение в эти моменты. Он сидел очень прямо за роялем, никогда не наклоняясь к клавиатуре... а, напротив, часто откидываясь назад. Моментами он... как бы задыхался от внутренней эмоции... Интимный, нежный и обольстительный звук Скрябина был непередаваем. Этой огромной тайной звука он владел в совершенстве... Он касался клавиш словно поцелуями, и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пианистов не мог воспроизвести. В сильных местах он был изумительно нервен, и эта нервность действовала как электрический ток...»

Вся недолгая жизнь Скрябина (он умер 43 лет от роду) наполнена парадоксами и таинственными совпадениями. Это был человек, живший не в земном, но в каком-то ином, космическом измерении, из породы тех, о ком говорят: человек не от мира сего. Хотя его происхождение и воспитание были более чем прозаичны для России той эпохи.

Он родился в Москве 6 января 1872 года в семье дипломата. Его мать, окончившая Санкт-Петербургскую консерваторию, умерла, когда мальчику было чуть больше года. Его взяла на воспитание родная тётушка Любовь Александровна Скрябина, давшая ему первые уроки музыки. Она вспоминала, что уже с грудного возраста он тянулся к звукам фортепиано. А в три года уже часами просиживал за инструментом. К роялю мальчик относился как к живому существу. Он и сам их мастерил в детстве - маленькие игрушечные рояли...

Когда мальчику исполнилось десять лет, его по семейной традиции отдали в московский кадетский корпус в Лефортове. Вокруг Александра Николаевича всегда складывалась особая атмосфера, возникал культ почитания, особенно среди близких ему людей. В кадетском корпусе Скрябина освободили от специальных военных дисциплин, заметив незаурядное музыкальное дарование. И даже грубые и драчливые товарищи - кадеты прониклись к нему симпатией после корпусного праздника, в котором он играл на рояле.

Тогда же параллельно начались и его регулярные музыкальные занятия в классе известного преподавателя Московской консерватории Н. С. Зверева, у которого в ту пору уже учился Серёжа Рахманинов . Два этих мальчика составят славу русской музыки, хотя поклонники их творчества будут разводить композиторов по разные стороны баррикады, окрестив Рахманинова архаиком и традиционалистом, а Скрябина - новатором, открывателем новых путей.

С золотой медалью окончил в 1892 году Московскую консерваторию по классу фортепиано, казалось бы, унаследовал лучшие традиции московской композиторской школы. Но как же он был дерзновенен в своих творческих порывах, как был непредсказуем, как смел! Он впервые сумел воплотить в своих творениях масштабы космизма, трагедийность и возвышенные порывы людских сердец.

Музыку Скрябин стал сочинять рано - в семь лет он написал свою первую оперу, назвав ее именем девочки, в которую был тогда влюблен. В ранней юности его любимый композитор - Шопен, позднее - Бетховен. Искусство композиции он изучал у С. И. Танеева, а Московскую консерваторию закончил в 1892 году по классу фортепиано, получив малую золотую медаль.

В 19 лет он испытал большое чувство любви. Его избранницей была пятнадцатилетняя Наташа Секерина. На свое предложение он получил отказ, но чувство, испытанное к ней, осталось с ним на всю жизнь и больше не повторилось.

Скрябин начинает рано и успешно гастролировать. Первая поездка за границу - Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя. Затем Париж.

Рецензенты, как и публика, благосклонны к нему. Обозреватель французской газеты «Свободная критика» Э. Жорж писал: «Русский композитор Скрябин... в течение двух часов держал... избранную публику под очарованием своей игры» . А немецкий критик А. Абер, услышав «Поэму экстаза», утверждал: «Это произведение ставит Скрябина в ряд величайших симфонистов, которые известны в истории музыки» .

Общее признание пришло далеко не сразу. Выражение его мыслей, его мироощущения оказалось столь дерзновенным, столь новаторским и нетрадиционным, что вызвало волну протестов и у многих слушателей, и у коллег.

Так, прославленный композитор Сергей Танеев, по воспоминаниям сына Л. Толстого Сергея, сидевшего однажды рядом с ним в концерте, после того как затихли аккорды «Прометея», предвкушая предстоящую радость, воскликнул: «Теперь начнётся музыка!» А в другой раз, прослушав фортепианные миниатюры Скрябина, заявил: «Такое ощущение, будто палками меня всего избили» . Увы, подобные высказывания были не одиноки. Известный русский композитор А. Аренский, прослушав 2-ю симфонию А. Скрябина, в письме Танееву язвительно писал, что, по его мнению, вместо слова «симфония» в афише надо было бы написать «какофония».

Скрябин много пишет, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов. В 1897 году закончены его знаменитая Вторая соната (всего их будет 10) и Концерт для фортепиано с оркестром. В том же году он женится на В. И. Исакович, блестящей пианистке, тоже выпускнице Московской консерватории. Они давно знакомы, у них общие интересы, но брак будет неудачен и через семь лет кончится разрывом.

В воспоминаниях о Скрябине есть эпизод, когда он уже со второй женой (официально они расписаны не были) Татьяной Федоровной Шлецер, жил в 1905-1906 годах в итальянском городке Больяско. Не раз в прогулках по окрестностям его сопровождал оказавшийся в эмиграции русский философ Г. В. Плеханов, пропагандист марксизма. В ту пору Скрябин писал свою «Поэму экстаза» и вера его в безграничные возможности человека-творца достигла крайних форм. В одну из прогулок, проходя по высокому мосту через высохшее каменное русло, Скрябин вдруг заявил своему спутнику: «Я могу броситься с этого моста и не упасть головой на камни, а повиснуть в воздухе благодаря силе воли...» . Философ внимательно выслушал Скрябина и невозмутимо сказал: «Попробуйте, Александр Николаевич...» Попробовать Скрябин не решился.

Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют, но все же он живет на грани нужды, и желание поправить свои материальные дела снова и снова гонит его по городам и весям. Гастроли в США, в Париже, в Брюсселе. «Поэма экстаза» триумфально шествует по европейским столицам, а Скрябин уже в лихорадке новой работы - он пишет своего «Прометея» («Поэму огня», 1910).

«Прометей» считается центральным образом всей музыки Скрябина - ведь этот титан, по не вполне понятным мотивам похитивший у богов с Олимпа огонь и даровавший его людям, так был похож на скрябинского творца. Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить оркестр, включить хор, фортепьяно, а кроме того ввести в партитуру нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру... Такое было впервые в истории музыки, хотя некую, пусть условную связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.

Премьера нового симфонического произведения стала главным событием русской музыкальной жизни. Это произошло 9 марта 1911 года в Петербурге в зале Дворянского собрания, том самом, который теперь принадлежит Петербургской государственной филармонии. Дирижировал знаменитый Кусевицкий. За фортепиано был сам автор.

Успех был огромный. Через неделю «Прометей» был повторен в Москве, а затем зазвучал в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

Светомузыка - так было названо изобретение Скрябина - заворожила тогда многих, тут и там конструировались новые свето-проекционные аппараты, обещая новые горизонты синтетическому звуко-цветовому искусству. Однако в наши дни цветовое сопровождение музыки явление столь обычное, что никто уже не обращает на него внимание, К тому же, как оказалось, под цвет, да ещё и с дымом, лучше всего получаются эстрадные песенки да танцы в стиле «диско».

Но и в то время к новациям Скрябина многие отнеслись скептически - тот же Рахманинов, который однажды, разбирая за роялем в присутствии Скрябина «Прометея», спросил не без иронии, какой тут цвет. Скрябин обиделся...

Этот хрупкий, небольшого роста человек, вынашивавший титанические замыслы и отличавшийся необыкновенной работоспособностью, обладал, несмотря на известную заносчивость, редким обаянием, привлекавшим к нему людей. Подкупала его простота, детская непосредственность, открытая доверчивость его души. Были у него и свои маленькие чудачества - долгие годы поглаживал пальцами кончик носа, полагая, что таким образом избавится от курносости, был мнителен, боялся всяческих инфекций и на улицу без перчаток не выходил, не брал в руки денег, за чаепитием предупреждал, чтобы не поднимали со скатерти сушку, упавшую с тарелки - на скатерти могли оказаться микробы...

Из композиторов-современников, похоже, его не интересовал никто. Из тех, кто был до него, он называл лишь два-три имени. Себя ненавязчиво мнил мессией, считая, что главное его произведение впереди. Под впечатлением от до сих пор не расшифрованной философии Е. П. Блаватской, захватившей тогда воображение многих, писал некую «Мистерию», в которой должно было принять участие все человечество. За семь дней, срок, за который Бог создал земной мир, в результате этого действа люди должны были перевоплотиться в некую новую радостную сущность, приобщенную к вечной красоте. Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. «Но как ужасно велика работа, как ужасно она велика!» - с беспокойством восклицал он. Возможно, он стоял на пороге, перешагнуть который еще никому не удавалось...

Странно и то, что, казалось бы, сочиненная «Мистерия» так и не была записана. Сохранились лишь нотные отрывки из так называемого «Предварительного действа» к «Мистерии».

Пустяк, нарыв на верхней губе, инфекция, которой Скрябин так боялся. Странная смерть, как наказание за гордыню, за попытку превзойти Творца. Разве он не помнил, как обошлись с Прометеем боги Олимпа?

Ему было сорок три года. На смерть великого композитора откликнулась вся русская и мировая музыкальная общественность. Вячеслав Иванов писал:

Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный, у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней...

Сегодня наш слух ориентирован совершенно иначе, чем в эпоху Скрябина. Мы уже не «отравлены» его музыкой, как прежде. Тем более наивной и далекой для нас представляется скрябинская музыкальная философия, получившая бурный резонанс после его смерти. Но замечательное творчество Скрябина вовсе не исчезло с нашего горизонта, его музыка продолжает звучать по всему миру.

У любого великого творчества всегда есть одна отличительная черта: его возможно в каждую последующую эпоху трактовать совершенно иначе, чем прежде. Например, мы слышим Баха сейчас абсолютно не так, как во времена самого Баха , и даже более близких нам по времени Чайковского и Прокофьева трактуем на новый, свойственный нашей эпохе лад. Таков и Скрябин, будущие исполнители которого наверняка откроют в его великих произведениях совершенно новые горизонты, о которых не догадывался сам композитор, когда их сочинял.

Музыка Скрябина стала выражением стремлений «серебряного века» русской культуры к обновлению и свободе.

На постере: бюст Александра Николаевича Скрябина работы Алексея Леонова, 2008 г.

МОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа»

Доклад на тему: «Музыка серебряного века»

Выполнили: Зайцева Марина

Хайдалов Александр

Проверила: Волконитина Е.В

2010

Проснуться в Небо, грезя на Земле,

Рассыпав вихри искр в пронзенной мгле,

В горенье жертвы был он неослабен.

И так он вился в пламенном жерле,

Что в Смерть проснулся с блеском на челе,

Безумный эльф, завыв, звенящий Скрябин…

Константин Бальмонт

« Он чувствовал симфониями света…»

« Это время называется русским духовным ренессансом». Н.Бердяев о серебряном веке.

В конце 19, начале 20 века особенно в предоктябрьском десятилетии, через все русское искусство, и, в частности, через музыку проходит тема ожидания великих перемен, которые должны снести старое и несправедливое.

Даже образы народного быта, эпоса, истории принимают лирическую окраску. Красота природы, человеческого сердца, право на счастье – ведущие темы этого периода. Усиление интереса к воплощению философских проблем, размышлений о жизни. Обострившаяся борьба направлений в искусстве 19в. Сказалась на развитии музыки. В творчестве многих композиторов классика сочетается с модернизмом. Обращение к миру индивидуальных переживаний, усложнение музыкального языка, одностороннее развитие какого - нибудь одного средства музыкальной выразительности.

«Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его.». Эти слова молодой московский композитор Александр Скрябин записал в своем дневнике в 28 лет. А «Патетический этюд», фрагмент которого звучит, закончил шестью годами раньше, в начале 1894г.в этом сочинении чрезвычайно трудна партия левой руки – намного сложнее правой. Немузыкантам это не очень заметно, но в конце ХIХ века, когда Скрябин начинал свой путь, концертные залы заполняла весьма искушенная публика. И многим он так и запомнился, по первому впечатлению: бледный хрупкий юноша, выходивший на сцену в красных шерстяных нарукавниках и смущенно указывавший на свою правую руку. Он как бы заранее извинялся за возможные неудачи – ведь правая рука была «переигранной», больной.

Жизнь Скрябина подобна полету яркой ослепительной кометы. Через две тысячи лет после легендарного Орфея и других музыкальных магов древности он вновь заявил, что музыка способна изменить законы пространства и времени, пробудить в человеке таинственные психические силы, сделать его хозяином своей судьбы и в итоге подарить ему бессмертие.

«Музыкальным фантастом» его называли уже при жизни, а наиболее проницательные критики заметили, что Скрябина будет понимать грядущее поколение. Действительно, в нем поражало все – от небывалой в истории музыки попытки соединить звуки с цветным светом до странных, загадочных образов его последних произведений, играя которые Скрябин легко вводил своих слушателей в состояние близкое к гипнотическому трансу.

Оказывается, что композитор интуитивно предугадал те представления о мире, которые появятся в науке лишь через много лет после его смерти. Скрябинские «волны сознания», творящие реальность, находят неожиданное соответствие в теории строения материи.

Бесконечный космос умещается внутри крошечного человеческого сознания.

Большинство людей, считал Скрябин, даже не подозревают о том, что они космические существа, а энергия их мысли – самая важная и сильная во Вселенной.

Все события человеческой жизни, по убеждению Скрябина, подчинены неведомому Плану, который таинственными нитями связан с общей эволюцией Вселенной. В начале ХХ века человечество (и в первую очередь -Россия) жило ожиданиями грандиозных перемен в самом способе своего бытия.

На этом тревожном фоне возникло и мировоззрение русского символизма, где «роковые тайны вселенной» и пути к другим мирам «раскрывались» через экзальтированный художественный порыв, а самые отдаленные области знания сливались в мистическом Всеединстве. Музыку Скрябина, как и его самого боготворили русские поэты – символисты Константин Бальмонт, Владимир Соловьев.

Будущий композитор родился в Москве 6 января 1872 года. Маму – талантливую пианистку Любовь Петровну Скрябину он помнить не мог, так как она умерла через год от чахотки. Отец Николай Александрович – служил за границей, и воспитывала «Стеклянного мальчика» (а обидеть его мог любой пустяк) тетушка. Саша был не по годам серьезен…

«Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его». В самый страшный момент жизни, когда «доктора произнесли свой приговор» и правая рука была почти парализована, он продолжает писать музыку – такую, какую он сам еще в состоянии исполнить: для одной левой руки!, поразительно, но в этих светлых и возвышенных пьесах (Прелюдии и Ноктюрне соч.9) нет ни намека на отчаянное положение автора. Из этого испытания он выходит победителем. Он убежден, что сила духа, удесятеренная искусством, способна не только победить любую болезнь, но и излечить человека и все человечество от главного недуга – серой пошлости повседневной жизни.

Огромной загадкой осталась его световая симфония. Партия света, которую Скрябин ввел в симфоническую поэму «Прометей» (другое ее название «Поэма огня»), была записана обычными нотами, но исполнять ее следовало на необычном инструменте – «световой клавиатуре», которой тогда, конечно, не существовало. Композитор, видевший цвет каждого музыкального звука, оставил следующие пояснения:

До – красный, простой

Соль – оранжевый, огненный

Си – синий с голубизной

Фа диез – синий глубокий с наклонностью к фиолетовому

Фа – красный багряный.

И т.д.

Но каковы должны быть формы цветного света? Ведь Скрябина не устраивала игра разноцветных лучей на экране. Как впрочем, и сам экран – он мечтал о создании какого-то нового пространства, где в светящейся

материи оживают мысли и чувства исполнителей и слушателей…

Как знать чего бы достиг Скрябин, будь в его распоряжении компьютерные технологии нашего ХХI века? Несомненно, что он предвидел появление реальности, созданной мыслью - виртуальной реальности.

Слова композитора о «маленькой клавиатуре, на которой играют все властители мира » - не намек ли на грандиозную компьютерную иллюзию, в наше время мастерски описанную в фильме «Матрица»? Скрябин вплотную приближается к интерфейсу, соединяющему сознание человека и «мировой компьютер»;

Его жизнь и творчество окутываются атмосферой неизъяснимой тревожной тайны.

О Скрябине начинают слагать легенды – о его поразительной интуиции и о даре ясновидения. Он находит нужного человека в толпе, не зная его в лицо. Он смотрит не мигая на солнце в зените, а потом легко читает мелкий шрифт. Он точно (может быть, даже не зная этого) предсказывает день своей смерти - трехлетний контракт на аренду своей последней квартиры в Большом Николопесковском переулке, 11 он заключил 14 (27) апреля 1912 года и ушел из жизни через три года именно в этот день…

Марк Мейчик писал: « …Он не умер, его взяли от людей, когда он приступил к осуществлению своего замысла, не даром существует изречение, что « на небесах следят за тем, чтобы деревья не врастали в небо»

Литература

А.И. Бандура Статьи о творчестве А. Н. Скрябина. М 2005

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Музыка стихов Серебряного века. Урок литературы.. Выполнили ученицы 11 класса Мустафина И. и Тычинина И.Учитель Зубарева Е.Ф.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Серебряный век – это рубеж столетий, это неожиданный взлёт поэзии, который требовал новых принципов поэтической изобразительности, нового отношения поэтического слова к жизни. Отсюда множество литературных течений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм… Дух эпохи породил это чудо - феномен Серебряного века.

4 слайд

Описание слайда:

"Серебряный век" русской литературы. Так был назван рубеж XIX-XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

5 слайд

Описание слайда:

А век породил так много поэтов- «хороших и разных», но все они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, туманной и мистической, страстной и бунтующей. Вся их жизнь наполнена до краёв исканиями, чувствами, мыслями, музыкой и стихами.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

«Я каждый миг исполнил откровенья…» Так мог бы сказать о своем творчестве, наверное, каждый из поэтов Серебряного века.

8 слайд

Описание слайда:

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Символисты В. Я. Брюсов; К. Д. Бальмонт; Д. С. Мережковский; А. Белый; А. А. Блок

9 слайд

Описание слайда:

В. Я. Брюсов (1873 – 1924) Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873г. в купеческой семье. В 1921г. организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни был его ректором и профессором. Умер 9 октября 1924г. в Москве. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне…

10 слайд

Описание слайда:

К. Д. Бальмонт (1867 – 1942) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянской семье. В 1887-1889гг. Бальмонт занимался переводами западно-европейских поэтов. Сборники «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) – предтечи русского символизма. Славу и признание Бальмонту принесли книги «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь» (1900-1903). Они упрочили авторитет поэта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В 1920г. Бальмонт эмигрировал. Умер в 1942г. Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я - внезапный излом, Я - играющий гром, Я - прозрачный ручей, Я - для всех и ничей…

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Н. С. Гумилев (1886 – 1921) Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886г. в Кронштадте в семье военного корабельного врача. В 1911г. вместе с С. Городецким создал «Цех поэтов». В 1914г. ушел добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. 3 августа 1921г. был арестован Петроградской Чрезвычайной комиссией, а 25 августа 1921г. – расстрелян.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Анна Ахматова. Русская Сапфо, жрица любви… Её стихи – это песни любви. Всем известна её потрясающая поэма «У синего моря», в которой слышится шум прибоя и крики чаек… Смешно называть «врагом народа» человека, который создал «Реквием» - страшную правду о России. Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: "Почто Меня оставил!" А Матери: "О, не рыдай Мене..."

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

О. Э. Мандельштам (1891 – 1938) Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891г. В петербургской еврейской купеческой семье. В 1913г. – первый сборник стихов «Камень». В 1928г. – второй сборник («Tristia» и стихи 1921-1925гг.). В 30-е гг. – «Воронежский цикл». В мае 1934г. поэт арестован, сослан в Чердынь на Сев. Урале, а затем переведен в Воронеж. В мае 1938г. арестован по нелепому обвинению и отправлен на Колыму, где 27 декабря 1938г. умер. Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца. Его толстые пальцы как черви жирны, А слова как пудовые гири верны – Тараканьи смеются усища И сияют его голенища… Ноябрь 1933 года

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии-языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»). Футуристы Д. Д. Бурлюк; В. В. Хлебников; В. В. Каменский; ранний Б.Пастернак; В. В. Маяковский

19 слайд

Описание слайда:

Культ формы долго не просуществовал, футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром. В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали,как прекрасная музыка. Вспомним стихотворение Бориса Пастернака "Зимняя ночь",в котором с первых строк слышна песня метели. Он начинал как футурист. Талант Б.Пастернака и его футуристическое владение формой дали потрясающий результат: Мело, мело по всей земле Во все пределы Свеча горела на столе, Свеча горела.

20 слайд

Описание слайда:

В. В. Маяковский (1893 – 1930) Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893г. в Кутаисской губернии, селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. Был несколько раз арестован. Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912г. – впервые опубликованы стихи. В 1913г. вышла книга под названием «Я». В 1918г. организовал группу «Комфут». Умер 14 апреля 1930г. в Москве.

1.2 Музыка серебряного века

Вслед за блестящим расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей кучки» и Чайковского русская музыка в конце XIX в. вступает в новый период своего развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные новыми условиями общественной жизни России на рубеже веков. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Даже образы народного быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску. Многое соприкасается здесь с общими процессами развития отечественной художественной культуры той поры. Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому, обывательскому пронизывают собой творчество многих русских писателей, художников, например Чехова, Левитана. Красота природы, человеческого сердца, право человека на счастье - ведущие темы и в русской музыке этого периода. В ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к воплощению философских проблем, философских размышлений о жизни, возрастает роль интеллектуального начала, проявляются тенденции к синтезу с другими искусствами.

Атмосфера революционного подъема с ее острыми контрастами, напряженное ожидание перемен вызывают к жизни образы весеннего пробуждения и героического устремления в будущее, бурного протеста и утверждения человеческой воли. Особенно сильно звучат они в музыке Скрябина, Рахманинова. Прямым откликом на революцию 1905 г. является создание оркестровых пьес на темы русских революционных песен - «Дубинушка» (Римский-Корсаков) и «Эй, ухнем!» (Глазунов).

Однако наиболее непосредственное отражение революционный подъем, революционное движение получили в народном творчестве, в русской революционной песне, которая стала могучим средством сплочения масс. Изменяется и значение отдельных музыкальных жанров в творчестве композиторов. Многие из них отдают предпочтение инструментальной музыке, часто внепрограммной (отсутствие связи музыки с конкретным текстом давало им большую свободу в выражении своих мыслей и чувств). Серьезное внимание уделяется вопросам усовершенствования профессиональной техники, мастерства, разработке средств музыкальной выразительности. Музыкальное искусство обогащается яркими достижениями в области мелодики, гармонии, полифонии, фортепианного и оркестрового колорита.

Обострившаяся в литературе и искусстве того времени борьба различных направлений сказалась и на развитии русской музыки. В творчестве некоторых композиторов усвоение классических традиций сочеталось с воздействием модернистских тенденции, ясно обозначившихся за рубежом и проникавших в художественную жизнь России начала века. В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в творчестве ведущих композиторов эпохи эти тенденции никогда не становились господствующими и не создавали существенных преград общему развитию русской музыкальной классики.

Серебряный век в литературе и музыке был в одном направлении. Основной темой был человек. Жизнь, внутренний мир, мысли и деяния человека. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. Все они вносят в Серебряный век много нового и интересного, для будущего и настоящего.

Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX - начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX - начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или...

"Серебряный век" российской музыкальной культуры

2.1 Характеристика музыкального искусства конца ХІХ -- начала ХХ веков "Серебряный век" производит впечатление «расколотости» и падения интенсивности мысли о музыке. Никто не ставит в большом масштабе острых музыкально-общественных проблем...

Культура России XX века

Эта эпоха оценивается не однозначно. Для одних это - эйфория заполнения белых пятен, знакомство с новыми именами, абсолютизация их. Для других - это век декаданса, попыток кощунственного христианского поиска...

Культура Серебрянного века

Начало XX в. - переломное время не только в политической и социально - экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей...

Музыка конца XІX и начала XX века

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо переломом: лучшие...

Основные тенденции развития отечественной культуры XX века. Архитектура

Серебряный век. Так был назван рубеж XIX-XX вв. -- время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества...

Особенности работы А.Я. Головина над спектаклем "Маскарад"

Бурное развитие театрального искусства в начале XX века, появление в нем ряда революционных нововведений, изменения в иерархии участников театрального действия (если раньше на первом месте были актер и драматург...

Особенности работы А.Я. Головина над спектаклем "Маскарад"

Итак, театральность как принцип культуры и жизнестроительства не только доминировала в Серебряном веке, но и сама становилась объектом осмысления в искусстве - живописи, графике, литературе и самом театре (таким образом...Силуэт серебряного века

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900); А.П. Чехов (1860-1904), создавший лучшие свои произведения...

Силуэт серебряного века

Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебря-ному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие об-щественных коллизий рубежа веков властно требовало пере-оценки ценностей...

Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

«Серебряный век» -- самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции...

1.2 Музыка серебряного века

Вслед за блестящим расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей кучки» и Чайковского русская музыка в конце XIX в. вступает в новый период своего развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные новыми условиями общественной жизни России на рубеже веков. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Даже образы народного быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску. Многое соприкасается здесь с общими процессами развития отечественной художественной культуры той поры. Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому, обывательскому пронизывают собой творчество многих русских писателей, художников, например Чехова, Левитана. Красота природы, человеческого сердца, право человека на счастье – ведущие темы и в русской музыке этого периода. В ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к воплощению философских проблем, философских размышлений о жизни, возрастает роль интеллектуального начала, проявляются тенденции к синтезу с другими искусствами.

Атмосфера революционного подъема с ее острыми контрастами, напряженное ожидание перемен вызывают к жизни образы весеннего пробуждения и героического устремления в будущее, бурного протеста и утверждения человеческой воли. Особенно сильно звучат они в музыке Скрябина, Рахманинова. Прямым откликом на революцию 1905 г. является создание оркестровых пьес на темы русских революционных песен – «Дубинушка» (Римский-Корсаков) и «Эй, ухнем!» (Глазунов).

Однако наиболее непосредственное отражение революционный подъем, революционное движение получили в народном творчестве, в русской революционной песне, которая стала могучим средством сплочения масс. Изменяется и значение отдельных музыкальных жанров в творчестве композиторов. Многие из них отдают предпочтение инструментальной музыке, часто внепрограммной (отсутствие связи музыки с конкретным текстом давало им большую свободу в выражении своих мыслей и чувств). Серьезное внимание уделяется вопросам усовершенствования профессиональной техники, мастерства, разработке средств музыкальной выразительности. Музыкальное искусство обогащается яркими достижениями в области мелодики, гармонии, полифонии, фортепианного и оркестрового колорита.

Обострившаяся в литературе и искусстве того времени борьба различных направлений сказалась и на развитии русской музыки. В творчестве некоторых композиторов усвоение классических традиций сочеталось с воздействием модернистских тенденции, ясно обозначившихся за рубежом и проникавших в художественную жизнь России начала века. В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в творчестве ведущих композиторов эпохи эти тенденции никогда не становились господствующими и не создавали существенных преград общему развитию русской музыкальной классики.

Серебряный век в литературе и музыке был в одном направлении. Основной темой был человек. Жизнь, внутренний мир, мысли и деяния человека. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. Все они вносят в Серебряный век много нового и интересного, для будущего и настоящего.

2. А.А. Блок и А.Н. Скрябин великие творцы Серебряного века

2.1 А.А. Блок – символист

Символизм – одно из художественных течений серебряного века, которого придерживались многие поэты. Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей Серебряного века.

Блок – выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов-символистов. От символизма он не отступал никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий, понять прошлое.

Александр Блок (Александр Александрович Блок, 28 ноября 1880 г. – 7 августа 1921 г.), был возможно самым одаренным лирическим поэтом, рожденным в России после Александра Пушкина. Блок родился в Санкт-Петербурге, в интеллектуальной семье. Некоторые из его родственников были писателями, его отец был профессором права в Варшаве, а его дедушка по материнской линии, ректором Санкт-Петербургского государственного университета. После развода его родителей Блок жил с аристократическими родственниками в поместье Шахматово около Москвы, где он узнал философию его дяди Владимира Соловьева, и стихи тогда неизвестных поэтов 19-ого столетия, Федора Тютчева и Афанасия Фета. Эти влияния были отражены в его раннем творчестве, позже собраны в книге Ante Lucem.

Он влюбился в Любовь (Любу) Менделееву (дочь великого химика) и женился на ней в 1903 году. Позже, она вовлекла его в сложные отношения ненависти и любви с его другом, символистом, Андреем Белым. Любе он посвятил цикл, который принес ему известность, «Стихи о Прекрасной даме», 1904 г. В этом цикле, он преобразовал свою скромную жену в бесконечное видение женской души и вечной женственности.

Идеализированные мистические образы, представленные в его первой книге, помогли Блоку стать лидером Российского Символистского движения. Ранние стихи Блока безупречно музыкальны и богаты звуком, но он позже стремился ввести смелые ритмичные образы и неравные удары в свою поэзию. Поэтическое вдохновение приходило к нему естественно, часто производя незабываемые, потусторонние образы из самой банальной среды и тривиальных событий (Фабрика, 1903 г.). Следовательно, его зрелые стихи часто основаны на конфликте между Платоническим видением идеальной красоты и неутешительной действительностью грязных индустриальных предместий (Незнакомка, 1906 г.).

Образ Санкт-Петербурга он обработал для своей следующей коллекции стихов, Город (1904–08 гг.), был и импрессионистским, и жутким. Последующие коллекции, Фаина и Маска Снега, помогли увеличить интерес Блока к невероятным измерениям. Его часто сравнивали с Александром Пушкиным, и весь Серебряный век российской поэзии иногда называют «Эпоха Блока». В 1910-ых годах, Блоком восхитились почти все его литературные коллеги, и его влияние на более молодых поэтов было фактически непревзойденно. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак, и Владимир Набоков написали важную дань поэзии Блоку.

Во время более позднего периода его жизни, Блок, сконцентрировался, прежде всего, на политических темах, обдумывая мессианскую судьбу своей страны (Возмездие, 1910–21 гг.; Родина, 1907–16 гг.; Скифы, 1918 г.). Под влиянием доктрин Соловьева он был полон неопределенных апокалипсических предчувствий и часто колебался между надеждой и отчаянием. «Я чувствую, что важное событие случилось, но чем оно было, точно не было показано мне», он написал в своем дневнике в течение лета 1917 года. Весьма неожиданно для большинства его поклонников, он принял Октябрьскую Революцию как заключительное решение этой апокалипсической тоски.

Блок выразил свои взгляды относительно революции в загадочном стихе – Двенадцать (1918 г.). Длинное стихотворение, с его «создающими настроение звуками, многозвуковыми ритмами, и резким, вульгарным языком» (так Энциклопедия Британика описала этот стих), является одним из самых спорных в целом корпусе российской поэзии. Оно описывает марш двенадцати большевистских солдат (уподобленных Двенадцати Апостолам, которые следовали за Христом) через улицы революционного Петрограда, и сильная зимняя снежная буря, бушевала вокруг них.

Александр Блок, один из самых важных поэтов столетия, предполагал свою поэтическую продукцию, в трех томах. Первый том содержит его ранние стихи о Справедливой Даме; его доминирующий цвет – белый. Второй том, во власти синего цвета, комментирует невозможность достижения идеала, которого он жаждал. Третий том, показывал его стихи с предреволюционных лет, погружен в пламенную или кровавую красноту.

Блок считал себя антигуманистом. Он готов был приветствовать гибель цивилизации, если это поможет освобождению живой человеческой души или живой природной стихии. Основываясь на учении Ницше и Шопенгауэра, Блок отожествляет свободную стихию с музыкой, которая пронизывает все миры. Он считал музыку центром культуры, ее душой. Поэт был убежден, что многие достижения цивилизации лишь ограничивают свободу стихии, запирают ее в тесные рамки, сводят на нет. Из цивилизованных стран стихия музыки исчезает, и реальность там лишается чуда, превращаясь в скопление предметов, созданных для удобства людей.



Статьи по теме: